ТОП 10:

Укладка асфальтобетонных смесей



9.7.3.1Покрытия и основания из асфальтобетонных смесей следует устраивать в сухую погоду. Укладку горячих и холодных смесей следует производить весной и летом при температуре окружающего воздуха не ниже 5 °С, осенью – не ниже 10 °С; теплых смесей – при температуре не ниже минус 10 °С.

Допускается производить работы с использованием горячих асфальтобетонных смесей при температуре воздуха не ниже 0 °С при соблюдении следующих требований:

– толщина устраиваемого слоя должна быть не менее 4 см; необходимо применять асфальтобетонные смеси с ПАВ или активированными минеральными порошками;

– устраивается, как правило, только нижний слой двухслойного асфальтобетонного покрытия; в случае если зимой или весной по этому слою будут передвигаться транспортные средства, его следует устраивать из плотных асфальтобетонных смесей;

– верхний слой устраивается только на свежеуложенном нижнем слое до его остывания (с сохранением температуры нижнего слоя не менее 20 °С).

Укладку холодных асфальтобетонных смесей следует заканчивать ориентировочно за 15 дней до начала периода осенних дождей, за исключением смесей с активированными минеральными материалами.

9.7.3.2Перед укладкой смеси (за 1-6 ч) необходимо произвести обработку очищенной от пыли и грязи поверхности верхнего слоя асфальтобетонного основания и нижнего слоя асфальтобетонного покрытия битумной эмульсией, жидким или вязким битумом, нагретыми, соответственно, до температуры от 20 до 40 °С, от 100 до 120 °С и от 140 до 160 °C.

Норму расхода материалов, л/м2, следует устанавливать:

– при обработке битумом основания – равной 0,5-0,8, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия и существующего покрытия – 0,2-0,3;

– при обработке 60 %-ной битумной эмульсией основания – 0,6-0,9, нижнего слоя асфальтобетонного покрытия и существующего покрытия – 0,3-0,4.

Обработку нижнего слоя вяжущим можно не производить в случае, если интервал времени между устройством верхнего и нижнего слоев составляет не более 2 суток и отсутствовало движение построечного транспорта.

9.7.3.3Укладку асфальтобетонных смесей следует осуществлять асфальтоукладчиком и, как правило, на всю ширину покрытия.

В исключительных случаях допускается укладка смесей в нижний слой покрытия и в основание автогрейдером. При этом вдоль краев слоя следует устанавливать упорные брусья.

В местах, недоступных для асфальтоукладчика, допускается ручная укладка.

9.7.3.4При укладке горячих, теплых и холодных (в горячем состоянии) асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками толщина укладываемого слоя должна быть на 10-15 % больше проектной, а при укладке автогрейдером или ручной укладке – на 25-30 %.

При укладке холодной асфальтобетонной смеси из штабеля асфальтоукладчиком (с выключенными уплотняющими рабочими органами) и при укладке автогрейдером или вручную толщина слоя должна быть на 60-70 % выше проектной.

9.7.3.5При укладке конструктивных слоев толщиной более 10 см следует, как правило, применять асфальтоукладчики с активными уплотняющими органами. Режим работы уплотняющих машин, их состав, длину захватки уточняют (при необходимости) на основании результатов пробной укатки на опытной захватке.

9.7.3.6При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой, а также при использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой при укладке смесей для щебеночно-мастичного и плотного асфальтобетонов типов А и Б и из пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40 % скорость укладки, как правило, должна составлять 2-3 м/мин.

При укладке смесей для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40 % и высокопористого песчаного скорость укладки может быть увеличена до 4-5 м/мин.

Режимы работы уплотняющих рабочих органов должны быть следующими: частота оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин; вала вибратора плиты – 2500-3000 об/мин.

При укладке смесей для щебеночно-мастичного асфальтобетона уплотнение смеси осуществляют в три этапа:

- предварительное уплотнение гладковальцовым катком массой 5-8 т за 5-6 проходов по одному следу;

- укатка вибрационными катками массой не менее 10 т за 8-10 проходов по одному следу;

- укатка гладковальцовым катком массой не менее 10 т за 5-8 проходов по одному следу.

9.7.3.7Температура асфальтобетонных смесей при укладке в конструктивные слои дорожной одежды должна соответствовать требованиям СТБ 1033.

Уплотнение смесей следует начинать непосредственно после их укладки, соблюдая при этом температурный режим, указанный в таблице 16.

9.7.3.8При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой (типа ДС-126А, ДС-143), как правило, следует уплотнять:

- смеси для плотного асфальтобетона типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня более 40 % сначала катком на пневматических шинах массой 16 т (6-10 проходов) или гладковальцовым катком массой 10-13 т (8-10 проходов), или вибрационным катком массой 6-8 т (5-7 проходов) и окончательно – гладковальцовым катком массой 11-18 т (6-8 проходов);

- смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня менее 40 % и высокопористого песчаного сначала гладковальцовым катком массой 6-8 т или вибрационным катком массой 6-8 т с выключенным вибратором (2-3 прохода), затем катком на пневматических шинах массой 16 т (6-10 проходов) или гладковальцовым катком массой 10-13 т (8-10 проходов), или вибрационным катком массой 6-8 т с включенным вибратором (3-4 прохода) и окончательно – гладковальцовым катком массой 11-18 т (4-8 проходов).

Скорость катков в начале укатки должна быть не более 1,5-2 км/ч; после 5-6 проходов скорость может быть увеличена до 3-5 км/ч – для гладковальцовых катков, 3 км/ч – для вибрационных катков и 5-8 км/ч – для катков на пневматических шинах.

Таблица 16

Вид смеси Вид вяжущего и его пенетрация при 25 °С, мм-1 Температура смеси в начале уплотнения, °C, для
щебеночно-мастичного и плотного асфальтобетона типов А и Б, пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня (гравия) более 40% массы плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня (гравия) менее 40% массы и высокопористого песчаного
Горячая Вязкий битум 60/90, 90/130 120-160 100-130
Теплая Вязкий битум 130/200, 200/300 100-140 80-110
Жидкий битум 130/200 70-100
Холодная Жидкий битум 70/130 Не ниже 5
Примечание – Температура смеси в начале уплотнения для щебеночно-мастичного асфальтобетона и асфальтобетона на полимерно-битумном вяжущем должна быть не менее 150 °С

9.7.3.9При использовании асфальтоукладчиков с трамбующим брусом и виброплитой (типа ДС-155) следует уплотнять:

– смеси для плотного асфальтобетона типов А и Б, а также для пористого и высокопористого асфальтобетонов с содержанием щебня свыше 40 % сначала гладковальцовым катком массой 10-13 т, катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком массой 6-8 т (4 - 6 проходов), а затем – гладковальцовым катком массой 11-18 т (4 - 6 проходов) ;

– смеси для плотного асфальтобетона типов В, Г и Д, а также для высокопористого песчаного, пористого и высокопористого с содержанием щебня менее 40 % - сначала гладковальцовым катком массой 6-8 т или вибрационным катком массой 6-8 т с выключенным вибратором (2-3 прохода), а затем – гладковальцовым катком массой 10-13 т (6-8 проходов), катком на пневматических шинах массой 16 т или вибрационным катком массой 6-8 т с включенным вибратором (4-6 проходов) и окончательно – гладковальцовым катком массой 11-18 т (4 прохода).

Скорость катков в начале укатки не должна превышать: для гладковальцовых – 5 км/ч, вибрационных – 3 км/ч, на пневматических шинах – 10 км/ч.

При первом проходе гладковальцовых катков ведущие вальцы должны быть впереди.

9.7.3.10Холодные асфальтобетонные смеси предварительно следует уплотнять катком на пневматических шинах (6-8 проходов) или гладковальцовым массой 6-8 т (4-6 проходов), а окончательное уплотнение достигается от движения транспортных средств, которое следует регулировать по всей ширине проезжей части, ограничивая скорость движения до 40 км/ч. Предварительное уплотнение холодных асфальтобетонных смесей с активированными минеральными материалами допускается также производить катками массой 10-13 т, однако при появлении трещин укатку следует прекратить.

9.7.3.11При укладке асфальтобетонных смесей толщиной 10-18 см уплотнение следует выполнять сначала самоходным катком на пневматических шинах (6-8 проходов), затем гладковальцовым массой 11-18 т (4-6 проходов) .

Рабочая скорость движения катков при уплотнении слоев повышенной толщины при первых 2-3 проходах не должна превышать 2-3 км/ч, при последующих 12-15 км/ч. Давление воздуха в шинах катка в начале укатки должно быть не более 0,3 МПа, в конце – 0,8 МПа.

9.7.3.12Уплотнение асфальтобетонных смесей, содержащих полимеры, следует начинать только гладковальцовыми катками массой 6 - 8 или 10 - 13 т.

9.7.3.13При укладке смеси сопряженными полосами следует применять два (и более) укладчика.

При использовании одного укладчика перед укладкой сопрягаемой полосы следует:

– производить разогрев кромки ранее уложенной полосы с помощью инфракрасных излучателей, а при их отсутствии – путем укладки на нее горячей смеси шириной от 10 до 20 см. После разогрева кромки смесь следует сдвинуть на устраиваемую полосу до ее уплотнения;

– обработать кромку ранее уложенной полосы битумом с расходом от 0,3 до 0,4 кг/м2 или использовать битумную ленту, укладываемую на кромку ранее уложенной полосы;

9.7.3.14При укладке асфальтобетонных смесей сопряженными полосами в процессе уплотнения первой полосы вальцы катка не должны приближаться более чем на 10 см к кромке сопряжения.

Уплотнение следующей полосы необходимо начинать по продольному сопряжению. Сопряжение полос должно быть ровным и плотным.

9.7.3.15Поперечные сопряжения полос, устраиваемых из асфальтобетонных смесей, должны быть перпендикулярны оси дороги.

В конце рабочей смены край уплотненной полосы следует обрубать вертикально по шнуру и при возобновлении работ разогревать в соответствии с требованиями 9.7.3.13 либо обработать битумом или битумной эмульсией. При укладке упорной доски в конце укатываемой полосы край обрубать не следует.

9.7.3.16Обнаруженные на покрытии или основании после окончания укатки участки с дефектами (раковины, участки с избыточным или недостаточным содержанием битума и пр.) должны быть отремонтированы с заменой дефектных мест покрытия.

9.7.3.17Перед устройством асфальтобетонного слоя по существующему покрытию в процессе реконструкции или ремонта необходимо в соответствии с проектной документацией устранить дефекты (трещины и выбоины) старого покрытия, обработать его поверхность в соответствии с требованиями 9.7.3.2 настоящего раздела. При наличии на старом покрытии колеи глубиной более 1 см его следует предварительно выровнять смесью и уплотнить или выровнять фрезерованием.

9.7.3.18В процессе работ по строительству асфальтобетонных покрытий следует вести журналы лабораторного контроля качества исходных материалов и готовых асфальтобетонных смесей, температуры битума, температуры смеси на месте приготовления и укладки и журнал укладки и уплотнения смеси по сменам.

Физико-механические показатели асфальтобетонных смесей и асфальтобетона должны соответствовать СТБ 1033.

Контроль качества работ

9.7.4.1При приготовлении асфальтобетонной смеси следует контролировать:

- температуру битума и минеральных материалов – постоянно;

- температуру готовой асфальтобетонной смеси по СТБ 1033;

- качество смеси по СТБ 1033, СТБ 1115, СТБ П 1536; битума по ГОСТ 11501, ГОСТ 11506 и ГОСТ 11503 – не реже одного раза в смену;

- щебень и песок по показателям: зерновой состав, содержание пылевидных, глинистых частиц и глины в комках, для щебня дополнительно определяется содержание зёрен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы; для минерального порошка зерновой состав и влажность – не реже одного раза в 10 смен.

Работу дозаторов минеральных материалов, битума и добавок следует контролировать в установленном порядке.

9.7.4.2В процессе строительства покрытия и основания дополнительно к 4.14 следует контролировать:

– температуру горячей и теплой асфальтобетонной смеси;

– качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос – постоянно;

– качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок) – в трех местах на 7500 м2 покрытия по СТБ 1033 и СТБ 1115, а также прочность сцепления слоев покрытия. Вырубки или керны следует отбирать в слоях из горячих и теплых асфальтобетонов через 1-3 суток после их уплотнения, а из холодных – через 15-30 суток на расстоянии не менее 1 м от края покрытия;

– ровность в продольном направлении и поперечные уклоны – на 10-15 % от длины участка дороги захватками длиной по 300-400 м, которые выбирают при визуальном осмотре.

На каждой захватке через равные расстояния следует выполнять 80-100 измерений просветов под трехметровой рейкой; 80-100 измерений поперечных уклонов рейкой с уровнем. Значения показателей ровности должны соответствовать разделу 11.

9.7.4.3Коэффициенты уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды должны быть не ниже:

- 0,99 – для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов А и Б;

- 0,98 – для плотного асфальтобетона из горячих и теплых смесей типов В, Г и Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;

- 0,96 – для асфальтобетона из холодных смесей.

Степень уплотнения конструктивных слоев дорожной одежды из щебеночно-мастичного асфальтобетона определяют по величине водонасыщения и остаточной пористости уложенного слоя в соответствии с требованиями СТБ 1033.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.187.81 (0.01 с.)