Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути и направления совершенствования заповедной системы России

Поиск

Современная система ООПТ РФ дана в приложении 2, 20, 21.

5.1. Совершенствование законодательной базы

В Федеральном законе об ООПТ должны найти отражение нормы о создании и полномочиях государственных органов по управлению ООПТ, имеющими международный статус:

• биосферные заповедники, входящие в международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО;

• ООПТ включенные в состав участков, входящих в Список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО;

• ООПТ, включенные в Список водно-болотных угодий международного значения в соответствии с нормами Рамсарской конвенции.

В настоящее время в российском законодательстве отсутствуют нормы, определяющие государственные полномочия в сфере организации, функционирования и охраны участков всемирного природного наследия. Фактически та же ситуация сложилась и с водно-болотными угодьями международного значения. Некоторые из них остаются объектами регионального уровня.

Российская Федерация с 1995 г. является участницей Общеевропейской Стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия, основным компонентом которой является создание Общеевропейской экологической сети. В это связи представляется целесообразным определение в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» основ создания экологических сетей в России и обеспечения их стыковки с Общеевропейской экологической сетью.

 

5.2. Совершенствование системы управления ООПТ

В настоящее время управление системой ООПТ федерального уровня осуществляют разные ведомства, что противоречит нормам действующего законодательства и существенно затрудняет координацию управления ООПТ.

Различная ситуация с развитием и управлением ООПТ сложилась и в регионах России. В некоторых регионах продолжается восприятие ООПТ как способа вывода природных ресурсов из хозяйственного использования, в результате чего начинаются процессы их ликвидации. Необходимы единая концепция и методологические подходы к созданию и управлению региональными особо охраняемыми природными территориями.

5.3. Регуляция земельных отношений

В настоящее время во многих ФООПТ необходимо завершить государственную регистрацию права на земельные участки в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; выполнить процедуру перевода земель в границах заповедников и национальных парков в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» и внесения сведений о точных площадях и границах указанных территорий в Государственный земельный кадастр.

Не решены проблемы с землями, не изъятыми из хозяйственного использования, но включенными в границы ООПТ, из-за чего имеются проблемы с региональными органами государственного управления, муниципалитетами или хозяйствующими субъектами по поводу ведения хозяйственной деятельности на территории этих ООПТ или прилегающих к ним землях.

 

5.4. Финансовое обеспечение ООПТ

Устранить дефицит бюджетных ассигнования для поддержания функционирования и развития сети ООПТ, ввести механизм привлечения средств из внебюджетных источников, модернизировать правовые механизмы регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков в целях их развития.

 

5.5. Для повышения репрезентативности и полноты существующей системы ООПТ было выделено 566 территорий и акваторий общей площадью около 280 млн. га (в том числе 180 млн. га ныне существующих региональных ООПТ т около 100 млн. га неохраняемых территорий, на которых предполагается создать:

– 70 новых заповедников и 69 кластерных участков уже существующих заповедников;

– 71 национальный парк и 4 кластерных участка для уже существующих нциональных парков;

– 220 новых и 4 кластерных участков уже существующих федеральных заказников;

– 71 федеральный памятник природы;

– 1 территорию традиционного природопользования.

Предполагается расширение уже существующих территорий 62 заповедников, 19 национальных парков и 17 заказников (по «Особо охраняемые природные территории России…», 2009).

 

5.6. Изменение категорий ООПТ.

Наличие антропогенно-нарушенных природных комплексов в уже существующих ООПТ, отсутствие абсолютно не тронутых территорий под организацию новых охраняемых территорий ставит вопрос о разделении ООПТ на несколько категорий и, соответственно, изменении их задач (по Дёжкину, 1999).

– Абсолютные (эталонные, неприкосновенные) заповедники. Создаются (созданы) на территориях, избежавших заметного хозяйственного воздействия, в этических, научных и природоохранных целях Представлены коренными экосистемами. Всякое вмешательство в состояние природы и течение естественных процессов исключено. Возможно осуществление ограниченных и обоснованных и санкционированных мероприятий по борьбе с пожарами и спасению редких угрожаемых форм растений и животных. Биотехнические мероприятия (помимо упомянутых), регуляционные мероприятия и все формы туризма запрещены. Число, размещение и площадь абсолютных заповедников должны обеспечить зональный репрезентативный мониторинг за состоянием и динамикой естественных экосистем и их полную сохранность.

– Сукцессионные заповедники. Создаются (созданы) на территориях, измененных хозяйственной деятельностью и имеющих производные экосистемы. В научную программу в число основных входят задачи по сравнительному наблюдению за естественными и искусственными сукцессиями и по восстановлению типичных, коренных сообществ. Возможно проведение регуляционных и биотехнических мероприятий в строгом соответствии с научным профилем заповедника. Может быть разрешен регулируемый экологический туризм, не затрагивающий основные охраняемые природные объекты.

– Резерватные заповедники создаются (созданы) на территориях, существенно измененных хозяйственной деятельностью. Кроме выполнения основной научной программы, они занимаются охраной и восстановлением ценных и редких видов растений и животных, в том числе путем их разведения в неволе и полувольных условиях. Биотехнические и регуляционные мероприятия могут включать в себя ограниченные действия по улучшению местообитаний восстанавливаемых организмов и по их интродукции. Возможно сочетание резерватных функций с сукцессионными. Экологический туризм не должен затрагивать основных объектов охраны.

 

5.7. Подержание региональной инициативы в территориальной охране природы.

Стимулирование субъектов федерации к отражению специфики и проблем регионов при создании системы ООПТ.

 

Вопросы:

  1. Какова эффективность реализации планов развития сети ООПТ на разных этапах истории России?
  2. Как соотносятся виды ООПТ РФ с категориями охраняемых территорий МСОП?
  3. Какова общая оценка репрезентативности и полноты системы ООПТ России?
  4. Как должна развиваться заповедная система РФ в ближайшее будущее?
  5. Возможно ли введение градаций в заповедной системе?

 

Литература:

Банников А.Г., 1966. По заповедникам Советского Союза. — М.: Мысль. 224 с.

Дёжкин В.В., 1999. Категории и задачи охраняемых природных территорий России (к обновленной концепции заповедного дела). // Научные труды МНЭПУ. Серия экологическая. Сборник научных трудов экологического факультета. Вып 1. — М.: Изд. МНЭПУ. С. 126-141.

Забелина Н.М., 1987. Национальный парк. — М.: Мысль. 171 с.

Заповедники и национальные парки России, 1998. — М.: ЭкоЦентр «Заповедники». 159 с.

Заповедники СССР (10 региональных томов). 1985-2000. Под общ. ред. В.Е. Соколова, Е.Е. Сыроечковского. — М.: Мысль.

Заповедники СССР: справочник. 1983. Под ред. А.М. Бородина, Е.Е. Сыроечковского. — М.: Лесная промышленность. 248 с.

Концепция развития системы охраняемых природных территорий в Российской Федерации: Проект. 2003. — М.: Изд-во ВВФ. 21 с.

Национальные парки России, 1996. — М.: Центр охраны дикой природы. 197 с.

Николаевский А.Г., 1985. Национальные парки. — М.: Агропромиздат. 189 с

Овсюкова Н.Э., Федосенко А.К., 2001. Федеральные заказники России (биология, охрана, ресурсоразведение, рациональное использование). // Охрана животных России. Вып. 5. М.: из-во ГУ «Центрохотконтроль». 180 с.

Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития, 2009. Авт.-сост. В.Г. Кревер, М.С. Стишов, И.А. Онуфреня. — М.: «Орбис Пиктус». 455 с.

Особо охраняемые природные территории Российской Федерации (Статистический сборник), 2003. / Думнов А.Д., Рыбальский Н.Г., Борисов С.С. и др. — М.: НИА-Природа. 135 с.

Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р., 1978. Особо охраняемые природные территории. М.: Мысль. 259 с.

Степаницкий В.Б., Крейндлин М.Л., 2004. Государственные природные заповедники и национальные парки России: угрозы, неудачи, упущенные возможности. — М.: Гринпис России. 48 с.

Степаницкий В.Б., Троицкая Н.И., Федотов М.П., Крейндлин М.Л., Стишов М.С., 2003. Особо охраняемые природные территории России: итоги последнего десятилетия. — М.: МСОП. 64 с.

Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д., 1997. Экология заповедных территорий России. / под. ред. акад. В.Е. Соколова, чл.-корр. В.Н. Тихомирова. — М.: Янус-К. 567 с.

Шалыбков А.М., Строчевой К.В., 1985. Природные заказники: справочник. М.: Агропромиздат. 208 с.

Штильмарк Ф.Р., 1984. Заповедники и заказники. М.: Физкультура и спорт. 144 с.

http://oopt.info.ru

http://reserves.biodiversity.ru

www.zapoved.ru

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.006 с.)