Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пути и направления совершенствования заповедной системы РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Современная система ООПТ РФ дана в приложении 2, 20, 21. 5.1. Совершенствование законодательной базы В Федеральном законе об ООПТ должны найти отражение нормы о создании и полномочиях государственных органов по управлению ООПТ, имеющими международный статус: • биосферные заповедники, входящие в международную систему биосферных резерватов ЮНЕСКО; • ООПТ включенные в состав участков, входящих в Список объектов всемирного природного наследия ЮНЕСКО; • ООПТ, включенные в Список водно-болотных угодий международного значения в соответствии с нормами Рамсарской конвенции. В настоящее время в российском законодательстве отсутствуют нормы, определяющие государственные полномочия в сфере организации, функционирования и охраны участков всемирного природного наследия. Фактически та же ситуация сложилась и с водно-болотными угодьями международного значения. Некоторые из них остаются объектами регионального уровня. Российская Федерация с 1995 г. является участницей Общеевропейской Стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия, основным компонентом которой является создание Общеевропейской экологической сети. В это связи представляется целесообразным определение в Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» основ создания экологических сетей в России и обеспечения их стыковки с Общеевропейской экологической сетью.
5.2. Совершенствование системы управления ООПТ В настоящее время управление системой ООПТ федерального уровня осуществляют разные ведомства, что противоречит нормам действующего законодательства и существенно затрудняет координацию управления ООПТ. Различная ситуация с развитием и управлением ООПТ сложилась и в регионах России. В некоторых регионах продолжается восприятие ООПТ как способа вывода природных ресурсов из хозяйственного использования, в результате чего начинаются процессы их ликвидации. Необходимы единая концепция и методологические подходы к созданию и управлению региональными особо охраняемыми природными территориями. 5.3. Регуляция земельных отношений В настоящее время во многих ФООПТ необходимо завершить государственную регистрацию права на земельные участки в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»; выполнить процедуру перевода земель в границах заповедников и национальных парков в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» и внесения сведений о точных площадях и границах указанных территорий в Государственный земельный кадастр. Не решены проблемы с землями, не изъятыми из хозяйственного использования, но включенными в границы ООПТ, из-за чего имеются проблемы с региональными органами государственного управления, муниципалитетами или хозяйствующими субъектами по поводу ведения хозяйственной деятельности на территории этих ООПТ или прилегающих к ним землях.
5.4. Финансовое обеспечение ООПТ Устранить дефицит бюджетных ассигнования для поддержания функционирования и развития сети ООПТ, ввести механизм привлечения средств из внебюджетных источников, модернизировать правовые механизмы регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков в целях их развития.
5.5. Для повышения репрезентативности и полноты существующей системы ООПТ было выделено 566 территорий и акваторий общей площадью около 280 млн. га (в том числе 180 млн. га ныне существующих региональных ООПТ т около 100 млн. га неохраняемых территорий, на которых предполагается создать: – 70 новых заповедников и 69 кластерных участков уже существующих заповедников; – 71 национальный парк и 4 кластерных участка для уже существующих нциональных парков; – 220 новых и 4 кластерных участков уже существующих федеральных заказников; – 71 федеральный памятник природы; – 1 территорию традиционного природопользования. Предполагается расширение уже существующих территорий 62 заповедников, 19 национальных парков и 17 заказников (по «Особо охраняемые природные территории России…», 2009).
5.6. Изменение категорий ООПТ. Наличие антропогенно-нарушенных природных комплексов в уже существующих ООПТ, отсутствие абсолютно не тронутых территорий под организацию новых охраняемых территорий ставит вопрос о разделении ООПТ на несколько категорий и, соответственно, изменении их задач (по Дёжкину, 1999). – Абсолютные (эталонные, неприкосновенные) заповедники. Создаются (созданы) на территориях, избежавших заметного хозяйственного воздействия, в этических, научных и природоохранных целях Представлены коренными экосистемами. Всякое вмешательство в состояние природы и течение естественных процессов исключено. Возможно осуществление ограниченных и обоснованных и санкционированных мероприятий по борьбе с пожарами и спасению редких угрожаемых форм растений и животных. Биотехнические мероприятия (помимо упомянутых), регуляционные мероприятия и все формы туризма запрещены. Число, размещение и площадь абсолютных заповедников должны обеспечить зональный репрезентативный мониторинг за состоянием и динамикой естественных экосистем и их полную сохранность. – Сукцессионные заповедники. Создаются (созданы) на территориях, измененных хозяйственной деятельностью и имеющих производные экосистемы. В научную программу в число основных входят задачи по сравнительному наблюдению за естественными и искусственными сукцессиями и по восстановлению типичных, коренных сообществ. Возможно проведение регуляционных и биотехнических мероприятий в строгом соответствии с научным профилем заповедника. Может быть разрешен регулируемый экологический туризм, не затрагивающий основные охраняемые природные объекты. – Резерватные заповедники создаются (созданы) на территориях, существенно измененных хозяйственной деятельностью. Кроме выполнения основной научной программы, они занимаются охраной и восстановлением ценных и редких видов растений и животных, в том числе путем их разведения в неволе и полувольных условиях. Биотехнические и регуляционные мероприятия могут включать в себя ограниченные действия по улучшению местообитаний восстанавливаемых организмов и по их интродукции. Возможно сочетание резерватных функций с сукцессионными. Экологический туризм не должен затрагивать основных объектов охраны.
5.7. Подержание региональной инициативы в территориальной охране природы. Стимулирование субъектов федерации к отражению специфики и проблем регионов при создании системы ООПТ.
Вопросы:
Литература: Банников А.Г., 1966. По заповедникам Советского Союза. — М.: Мысль. 224 с. Дёжкин В.В., 1999. Категории и задачи охраняемых природных территорий России (к обновленной концепции заповедного дела). // Научные труды МНЭПУ. Серия экологическая. Сборник научных трудов экологического факультета. Вып 1. — М.: Изд. МНЭПУ. С. 126-141. Забелина Н.М., 1987. Национальный парк. — М.: Мысль. 171 с. Заповедники и национальные парки России, 1998. — М.: ЭкоЦентр «Заповедники». 159 с. Заповедники СССР (10 региональных томов). 1985-2000. Под общ. ред. В.Е. Соколова, Е.Е. Сыроечковского. — М.: Мысль. Заповедники СССР: справочник. 1983. Под ред. А.М. Бородина, Е.Е. Сыроечковского. — М.: Лесная промышленность. 248 с. Концепция развития системы охраняемых природных территорий в Российской Федерации: Проект. 2003. — М.: Изд-во ВВФ. 21 с. Национальные парки России, 1996. — М.: Центр охраны дикой природы. 197 с. Николаевский А.Г., 1985. Национальные парки. — М.: Агропромиздат. 189 с Овсюкова Н.Э., Федосенко А.К., 2001. Федеральные заказники России (биология, охрана, ресурсоразведение, рациональное использование). // Охрана животных России. Вып. 5. М.: из-во ГУ «Центрохотконтроль». 180 с. Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития, 2009. Авт.-сост. В.Г. Кревер, М.С. Стишов, И.А. Онуфреня. — М.: «Орбис Пиктус». 455 с. Особо охраняемые природные территории Российской Федерации (Статистический сборник), 2003. / Думнов А.Д., Рыбальский Н.Г., Борисов С.С. и др. — М.: НИА-Природа. 135 с. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р., 1978. Особо охраняемые природные территории. М.: Мысль. 259 с. Степаницкий В.Б., Крейндлин М.Л., 2004. Государственные природные заповедники и национальные парки России: угрозы, неудачи, упущенные возможности. — М.: Гринпис России. 48 с. Степаницкий В.Б., Троицкая Н.И., Федотов М.П., Крейндлин М.Л., Стишов М.С., 2003. Особо охраняемые природные территории России: итоги последнего десятилетия. — М.: МСОП. 64 с. Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д., 1997. Экология заповедных территорий России. / под. ред. акад. В.Е. Соколова, чл.-корр. В.Н. Тихомирова. — М.: Янус-К. 567 с. Шалыбков А.М., Строчевой К.В., 1985. Природные заказники: справочник. М.: Агропромиздат. 208 с. Штильмарк Ф.Р., 1984. Заповедники и заказники. М.: Физкультура и спорт. 144 с. http://oopt.info.ru http://reserves.biodiversity.ru www.zapoved.ru
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.006 с.) |