ТОП 10:

Государственные природные заказники.



Общие требования к режиму территорий государственных природных заказников установлены ст. 24 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Согласно этой статье, на территориях заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей среды по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов РФ, принявшими решение о создании этого заказника.

На территориях заказников, где проживают коренные малочисленные этнические общности, допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания указанных этнических общностей и сохранение традиционного образа их жизни.

К видам деятельности, подлежащим запрещению или ограничению на территориях государственных природных заказников, относятся:

– распашка земель;

– рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;

– промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром;

сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;

– предоставление земельных участков под застройку, а также под коллективное садоводство и огородничество;

– проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;

– строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;

– применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;

– сплав леса;

– взрывные работы;

– проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;

– любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов и их компонентов.

В зависимости от профиля определяются особенности правового режима того или иного заказника. Закон об ООПТ не предусматривает зонирование территорий заказников, однако нет запрета на устанавливание зонирования их территории в индивидуальных положениях о конкретных заказниках.

 

Памятники природы.

Общие требования к режиму территорий государственных природных заказников установлены ст. 27 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Вопросы обеспечения режима особой охраны территорий памятников природы регламентируются Примерным положением о памятниках природы в Российской Федерации. Специальные режимы особой охраны, допустимые виды использования памятника природы и занимаемой им территории, режим охранной зоны памятника природы устанавливаются в паспорте памятника природы. Режимом особой охраны памятника природы для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, а также лесоустроительной документации.

Использование памятников природы допускается в следующих целях:

– научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение природных экосистем и их компонентов);

– эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска полиграфической продукции);

– рекреационных (транзитные прогулки);

– природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных);

– иных, не противоречащих основной цели объявления природных комплексов и объектов памятниками природы и установленному в их отношении режиму особой охраны.

Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды и их территориальными подразделениями, осуществляющими контроль за соблюдением режима особой охраны памятников природы, в порядке, устанавливаемом этими государственными органами.

 

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Положения, касающиеся режима использования и особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, содержатся в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и в ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут также использоваться для промышленного розлива.

Другие природные ресурсы на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут находиться у проживающих там граждан и у юридических лиц на различных правах, в том числе и в собственности.

 

Дендрологические парки и ботанические сады.

Общие принципы и особенности режима охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов определены в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», которым предусмотрено, что на их территориях запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением задач, возложенных на эти территории, и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

– экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендропарков или ботанических садов;

– научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники этих ООПТ, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

– административную.

Организационное устройство, особенности охранного режима конкретного дендропарка или ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

 

2. Иные охраняемые территории иобщие условия природопользования

Водоохранные зоны.

Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон является составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибрежных территорий.

В пределах водоохранных зон запрещаются следующие виды деятельности:

– проведение авиационно-химических работ;

– применение химических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками;

– использование навозных стоков для удобрения почв;

– размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, мест складирования и захоронения промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод;

– складирование навоза и мусора;

– заправка топливом, мойка и ремонт автомобилей и других машин и механизмов;

– размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохранных зон менее 100 метров и крутизне склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

– размещение стоянок транспортных средств, в том числе на территориях дачных и садово-огородных участков;

– проведение рубок главного пользования;

– проведение без согласования с бассейновыми и другими территориальными органами управления использованием и охраной водного фонда Министерства экологии и природных ресурсов РФ строительства и реконструкции зданий, сооружений, коммуникаций и других объектов, а также работ по добыче полезных ископаемых, землеройных и других работ.

На расположенных в пределах водоохранных зон приусадебных, дачных, садово-огородных участках должны соблюдаться правила их использования, исключающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов.

На территориях водоохранных зон разрешается проведение рубок промежуточного пользования и других лесохозяйственных мероприятий, обеспечивающих охрану водных объектов.

В пределах прибрежных защитных полос дополнительно к ограничениям, установленным для водоохранных зон, запрещаются: распашка земель; применение удобрений; складирование отвалов размываемых грунтов; выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя), устройство купочных ванн; установка сезонных стационарных палаточных городков, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство; движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального значения.

Участки земель в пределах прибрежных защитных полос предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреации, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных, портовых и гидротехнических сооружений при наличии лицензий на водопользование, в которых устанавливаются требования по соблюдению водоохранного режима.

Поддержание в надлежащем состоянии водоохранных зон, прибрежных защитных полос и водоохранных знаков возлагается на водопользователей. Одновременно собственники земель, землевладельцы и землепользователи, на землях которых находятся водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы, обязаны соблюдать установленный режим использования этих зон и полос. Таким образом, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы можно рассматривать скорее как ограничения прав на землю, устанавливаемые в соответствии со ст. 56 Земельного кодекса РФ.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.01 с.)