Общественной комиссии по расследованию причин и последствий природных пожаров в России в 2010 году 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественной комиссии по расследованию причин и последствий природных пожаров в России в 2010 году



Заключение

Общественной комиссии по расследованию причин и последствий природных пожаров в России в 2010 году

 

Общественная комиссия по расследованию причин и последствий лесных и торфяных пожаров в Европейской части России в 2010 году (далее — Комиссия) была самоорганизована в августе-сентябре 2010 г. по инициативе ряда общественных организаций и граждан, а также РОДП «ЯБЛОКО», обеспокоенных аномально массовыми лесо-торфяными пожарами и их последствиями — гибелью людей, уничтожением поселков и длительным задымлением значительной части Европейской России в июле-августе 2010 г.).

В ходе работы Комиссия проанализировала официальные заявления и доступные материалы Администрации Президента РФ, Правительства, МЧС, МПР, Минсельхоза, Минздрава, Минрегиона, Рослесхоза, Росприроднадзора, Роспотребнадзора, материалы представленные Гринпис России (www.forestforum.ru), WWF России (www.wwf.ru), Центром охраны дикой природы (www.biodiversity.ru), материалы сайтов http://news.wood.ru, www.forestforum.ru, публикации в российской и зарубежной прессе, а также материалы специалистов — добровольных экспертов и консультантов Комиссии.

Содержание

1. Число и площадь пожаров

2. Задействованные противопожарные силы и технические средства

3. Общественное участие

4. Источники возгорания и причины пожаров

5. Предвестники катастрофы

6. Действия властей во время пожароопасного периода

7. Состояние информации

8. Экономический ущерб

9. Экологический ущерб

10. Ущерб здоровью населения

11. Причины неэффективности борьбы с пожарами

12. Необходимые действия по недопущению повторения пожарной катастрофы

13. Выводы и предложения

14. Источники информации

15. Cостав Общественной комиссии

 

Число и площадь пожаров

По данным МЧС, с начала пожароопасного периода и до 7 сентября 2010 г. на территории Российской Федерации возникло 30 376 очагов природных пожаров на общей площади 1,25 млн. га (в т. ч. 1 162 очагов торфяных пожаров на общей площади 2 092 га). По данным Рослехоза площадь лсных пожаров составила около 1,5 млн. га. В период с конца июля до середины августа за сутки в стране (в основном, в ее Европейской части) возникало до 400 пожаров.

По данным Института космических исследований РАН (использовались приборы MODIS со спутников Terra и Aqua), по состоянию на 18.08.2010 на террритории РФ было пройдено огнем 5,8 млн. га (http://smis.iki.rssi.ru/fire_reports/sum2010/s2010.htm). По оценке Института леса им. Сукачева СО РАН (по данным приборов AVHRR со спутников NOAA) – около 5,9 млн. га. Более половины площадей этих пожаров приходятся на территории покрытые лесом. По данным Всемирного центра мониторинга пожаров (Global Fire Monitoring Center), также на основе инструментальных наблюдений из космоса, площадь, пройденная пожарами на территории РФ с начала 2010 г. по середину августа, составила не менее 10-12 млн. га. По данным Рослесхоза и МЧС, пожарами за тот же период пройдено лишь менее 1 млн. га. Такая разница в оценках заставляет считать, что либо имеет место системная ошибка в определениях площади пожаров по методам МЧС и Рослесхоза, либо преднамеренное искажение информации. В любом случае, официальная информация существенно занижает масштаб катастрофы и, соответственно, ее последствия.

Пожары затронули не менее 60 федеральных заповедников и национальных парков, в которых погибли реликтовые леса, другие эталонные экосистемы, нанесен урон популяциям редких видов растений и животных.

По данным Рослесозащиты, с середины июня до начала августа зарегистрированы лесные пожары на 3900 га земель, загрязненных радионуклидами, в т.ч. в Брянской (33 пожара на площади 269 га), Калужской (11 пожаров на площади 173 га), Тульской (6 пожаров на площади 44 га), Орловской (3 пожара на площади 13 га), Пензенской (34 пожара на площади 82 га), а также Челябинской (401 пожар на площади 1431 га) и Курганской областях (12 пожаров на площади 63 га) (www.vedomosti.ru/politics/news/1078893/pozhar_dobralsya_do_zarazhennyh_lesov#ixzz0zDkihAL4).

Число пожаров, и площадь, пройденная огнем, за последние три года постоянно растет (Осипова, Никитин; www.novgaz.ru/data/2010/088/00.html). Площади лесов, пройденные пожарами, выросли вдвое за последние 15 лет по данным государственной статистики, и втрое – по данным дистанционного мониторинга.

 

Общественное участие

В профилактических мероприятиях (вспашка противопожарных полос вокруг поселков, лесов и дорог, ночных дежурств в поселках и т.п.) участвовало, по экспертным оценкам, несколько миллионов человек. Роль добровольцев в тушении пожаров была, по крайней мере, сопоставима с действием официальных структур (www.forest.ru/rus/news/index.php?id=948;951; www.nsad.ru/?issue=47&section=&article=992 и др.). Например, в Мордовии на 7 августа в тушении огня принимало участие 5589 человек из которых 2608 (47%) было добровольцами (www.versii.com/news/212022).

В интернете были открыты много сайтов для координации действий добровольцев.

По всей стране проходил сбор средств, продуктов и вещей погорельцам, начатый по инициативе отдельных граждан, общественных организаций и некоторых политических партий.

В то же время, стали известны случаи, когда гуманитарная помощь для погорельцев оказывалась не использованной и обнаруживалась на свалках. Так, на полигоне ТБО в Саранске (Мордовия) была обнаружена гуманитарная помощь из Петербурга (www.interfax.ru/society/news.asp?id=152804), в Шацком районе Рязанской области в силосной яме были обнаружены вещи из гуманитарной помощи, поступившей из Новосибирска (http://mediaryazan.ru/news/detail/36973.html).

 

Предвестники катастрофы

Первый тревожный случай произошел 16 апреля в двух километрах от конторы Лобненского лесничества, в нескольких километрах от границы Москвы и от аэропорта Шереметьево. Пожар охватил более 80 га лесных культур и молодняков. Официально пожар оставался незамеченным, пока информация о нем, основанная на сообщениях местных жителей, не появилась в СМИ. Пожар залили дожди. Оказалось, что даже в пределах лесопаркового защитного пояса Москвы своевременно выявлять и тушить начинающиеся лесные пожары некому.

18-20 апреля загорелись леса в пойме Оки и южные кварталы Приокско-Террасного заповедника.

6-7 мая начался крупный лесной пожар в Южском районе Ивановской области. До обращения местных жителей на "телефон доверия" МЧС в Москве информация о пожаре не распространялась. Выгорело не менее 7,5 тыс. га леса.

9 мая местными жителями был обнаружен лесной пожар в Ковровском районе Владимирской области. Этот пожар не упоминался в сводках ГУ МЧС по Владимирской области за 11-14 мая и его площадь не вошла в сводки Рослесхоза. Площадь, пройденная этим пожаром, составила около 5 тыс. га.

21 мая начался лесной пожар в Касимовском районе Рязанской области. Он быстро охватил площадь примерно в 3,5 тыс. га. ГУ МЧС по Рязанской области сообщило об обнаружении очага пожара площадью всего 17 га. Пожар был потушен 24 мая, и лишь спустя несколько дней он был отражен в сводках Федерального агентства лесного хозяйства.

Апрельские и майские пожары в Московской, Ивановской, Владимирской и Рязанской областях выявили следующие особенности системы управления лесами, сложившейся в России к началу пожароопасного сезона 2010 года:

1. При возникновении крупных и потенциально очень опасных пожаров чиновники, отвечавшие за пожарную безопасность (руководители органов управления лесами и МЧС), сначала делали вид, что ничего особенного не происходит, пытались информацию о масштабах пожаров скрыть.

2. Меры по спасению населенных пунктов местными органами предпринимались лишь тогда, когда огонь подходил к ним почти вплотную.

3. Население поселков, которым угрожали пожары, могло рассчитывать практически только на собственные действия.

4. Подавляющее большинство официальных лиц, отвечавших за пожарную безопасность, по итогам пожаров не подверглись никаким наказаниям — ни за недостаточные действия по предотвращению и тушению пожаров, ни за очевидное искажение информации о происходящем.

4. Надежда на то, что лесопользователи-арендаторы будут эффективно бороться с пожарами, не оправдалась, по крайней мере, в центральных регионах Европейской России.

К концу мая стало ясно, что если лето окажется сухим и жарким, то лесам и людям, живущим рядом с лесами, предстоят тяжелые испытания.

 

Состояние информации

Доступная официальная информация о природных пожарах 2010 г., их площадях и нанесенном ущербе противоречива. Официальная статистическая информация (равно как и информация, на основании которой принимаются решения) до сих пор продолжает основываться на данных наземных наблюдений. По-видимому, существующая системы охраны и защиты лесов неспособна к сбору адекватной и оперативной информации о масштабах пожаров, поскольку собираемые наземными службами данные, положенные в основу статистической информации о горимости лесов, оказываются заниженными.

Даже существующая информация из регионов собирается нерегулярно, обобщенные данные не достаточно точно отражают и площади, и динамику ситуации. Существует устойчивое многократное расхождение между официальными данными о площадях пожаров и данными, полученными в результате космического мониторинга. Отличие этих данных в последние годы достигает 10 раз (в США это различие не превышает 10%, в Канаде — 20%). С 1996-2000 по 2005-2009 гг., по данным дистанционного мониторинга, площади пожаров на покрытых лесом землях выросли с 3 700 до 10 600 тыс. га в год, т.е. почти в 3 раза (что выше, чем рост по данным наземных наблюдений).

В 2010 г. продолжалась практика занижение числа пожаров субъектами Федерации. В 2008 г. Рослесхоз сообщал «Дистанционный мониторинг лесных пожаров Рослесхоза показал, что девять субъектов Российской Федерации (Калужская, Тверская, Омская, Иркутская, Тюменская, Амурская области, Приморский и Забайкальский края, Республика Бурятия) искажают реальную картину. На начало мая в Приморском крае официальные данные почти в два раза расходятся с результатами аэрокосмического мониторинга: 215 заявленных возгораний против 382 пожаров, зафиксированных спутником. Площадь, пройденную огнем, регион обозначил в 34 тысячи га, тогда как реальная цифра составила 70 тысяч га.» (Рослесхоз, 2008). По данным Рослесхоза, в 2009 г. в Омской области отличие реальной информации от данных, представленных региональной администрацией в статистическую службу, составляло более 12 раз (Гиряев, 2009).

На основании статистики лесных пожаров за 2006-2007 гг., вывод о растущей опасности массовых пожаров опубликовали в 2008 г. сотрудники Института прикладной математики им. Келдыша РАН: " После ввода в действие нового Лесного кодекса и фактической ликвидации лесничеств и "Авиалесоохраны" как единой структуры, любой достаточно засушливый год может стать катастрофическим. Необходимо признать, что подразделения МЧС, по всей видимости, не готовы к тушению лесных пожаров в большом объеме, так как не обладают ни соответствующей техникой, ни средствами мониторинга, ни знаниями " (http://www.ng.ru/economics/2010-08-04/1_katаstrofa.html).

Ситуация с лесными пожарами в Европейской России в 2010 г. начала развиваться по катастрофическому сценарию еще в апреле-мае, но органы государственной власти республики Мордовия, Московской, Ивановской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской областей скрывали и искажали данные о реальном положении дел. Так, массовые возгорания начались в Мордовии в мае-июне, но только когда в июле огонь подступил к Дубровлагу (Зубово-Полянский район) и Федеральному ядерному центру в Сарове, власти признали наличие проблемы.

С самого начала пожарного сезона МЧС представляло недостоверную информацию о ситуации с пожарами на природных территориях (что стало одной из причин слишком позднего принятия мер по их тушению), поскольку источников информации о ситуации с лесными пожарами на землях многих категорий просто не существует. Официальная информация МЧС часто не соответствовала реальной. Заявления МЧС и ряда глав регионов о полной готовности к пожарам весной 2010 г., а также неоднократные «победные» заявления вводили в заблуждение и население, и руководство страны. Роспотребнадзор и МЧС делали не соответствующие действительности заявления об отсутствии пожаров на загрязненных радионуклидами территориях.

Более того, после «окрика» руководства МЧС был закрыт сайт Рослесозащиты – один из немногих официальных сайтов, который показывал относительно объективную и актуальную информацию о масштабах и угрозах.

В начале августа, еще до закрытия сайта Рослесозащиты, организованным атакам «хакеров» подверглись два независимых сайта, которые давали реальную информацию о масштабах трагедии: 5 августа сайт «Виртуальная Выкса» (www.wyksa.ru), координатора общественной борьбы с лесными пожарами в Выксунском районе Нижегородской области (самый пострадавший от огня в июле 2010 г. муниципалитет), 9 августа — сайт Лесного форума Гринпис (www.forestforum.ru).

Минздравсоцразвития и региональные органы власти не давали своевременную информацию о влиянии задымления на здоровье и о действенных защитных мерах. Обращает внимание, что подробную информацию о медицинских последствиях и мерах защиты от задымления распространило не Минздравсоцзащиты, а Европейское бюро Всемирной организации здравоохранения из Брюсселя (ВОЗ, 2010). В Москве, по некоторым данным, Департаментом здравоохранения правительства города распространялась рекомендация медицинским учреждениям не общаться со СМИ.

Рослесхоз в 2010 г. усилил информационную закрытость: был ликвидирован сайт Мослесхоза и ряда других территориальных органов; ликвидирована «горячая линия» Рослехоза; в разгар пожарной катастрофы было прекращено размещение на сайте Рослесхоза оперативной информации о лесных пожарах и закрыт доступ к старой информации. За «несанкционированное» общение с журналистами 20 августа 2010 г. был уволен зам. начальника управления охраны и защиты лесов В. Костин.

Несмотря на то, что на федеральном уровне МЧС позиционируется как координатор борьбы с природными пожарами, обычными были случаи, когда дежурный пожарной части в поселке или районе не знал, куда следует обращаться жителям для получения помощи в тушении природных пожаров.

Недостаточно эффективно была организована информация о природных пожарах на уровне районных муниципальных образований: информация о важных мероприятиях чрезвычайного положения (запрет посещения лесов, запрет хозяйственной деятельности в лесах) редко оперативно доводилась до населения.

Источником достоверной информации о пожарах, их причинах и последствиях были в основном неправительственные общественные организации (WWF России, Гринпис России и ряда других). В частности, именно общественными организациями были подняты вопросы о роли изменения климата в увеличении числа и площади пожаров, об угрозе пожаров на территориях, загрязненных радионуклидами.

 

Экономический ущерб

Материальный ущерб от пожаров (затраты на борьбу и помощь погорельцам) МЧС оценивала к 19 августа в 12 млрд. руб. Это не включает оценку ущерба движимому и недвижимому имуществу, погибшему в огне. По данным МЧС, выведено из строя свыше 2700 пожарных автомобилей, более 250 км рукавных ходов и линий были повреждены огнем и не подлежат восстановлению. По данным Минрегиона, на 25 августа объем материальной помощи пострадавшим составляет 7,7 млрд. руб. По сообщениям газеты «Коммерсантъ», на 21 августа общие государственные расходы на тушение пожаров составили 19 млрд. руб. (http://mynews-in.net/news/economy/2010/08/21/1949924.html).

Нет обобщенных данных по закупкам противопожарного оборудования и техники федеральными ведомствами и регионами (только МЧС закупило противопожарного оборудования на несколько миллиардов рублей).

Нужны специальные инвентаризационные и проектные работы, чтобы определить величину ущерба, вызванного полной и неполной гибелью древостоев разного возраста, разного состава и продуктивности, а также оценить предстоящие расходы на проведение работ по возобновлению леса на гарях и на последующий уход за молодыми лесами. Только в Нижегородской области ущерб, нанесенный лесному фонду в результате лесных пожаров, составляет (по предварительной оценке) 2,8 млрд. руб. (в т. ч. затраты на тушение – 1 млрд.). По оценкам Центра охраны дикой природы, если исходить из средних стоимостей погибшей древесины и необходимых лесовосстановительных работ (около 750 тыс. руб. на га), то общий экономический ущерб от лесных пожаров к 13 августа мог достигнуть 10 трлн. руб. (375 млрд. долларов). Расходы по уходу за лесными культурами в первые 5-10 лет составляют не менее 20 тыс. руб на га (конкретная сумма этих расходов будет зависеть от решений, на какой площади будут восстанавливаться насаждения за счет посадки леса).

Ущерб, нанесенных популяциям растений и животных, занесенных в федеральную и региональные Красные книги, а также популяциям хозяйственно ценных животных и растений еще только предстоит определить. По экспертным оценкам, такой ущерб исчисляется десятками миллионов рублей. Так, например, в Нижегородской области погибло более половины журавлей, гнездившихся на торфяниках, пострадавших во время пожаров. Ущерб охотничьему хозяйству мог составить, по оценкам экспертов, десятки миллионов рублей.

Нет данных по экономическим потерям, связанным с нарушением авиационного сообщения (из-за отсутствия видимости повсеместно временами закрывались аэропорты), где ущерб должен составить многие десятки миллионов рублей. Только 2 августа московские аэропорты «Домодедово» и «Внуково» не смогли принять более 40 и отправить около 20 самолетов из-за сильного задымления воздуха.

Нет данных по затратам, связанным с эвакуацией людей и имущества (в том числе закрытием большого числа летних детских лагерей).

Нет данных по оценке прекращенной или отложенной производственной деятельности. Так, например, на несколько дней с 4 августа из-за задымления цехов был остановлен автомобильный завод Volkswagen в Калужской области.

Нет данных о расходы на восстановление утраченных и пришедших в негодность техники и имущества (только по МЧС этот ущерб составят около 3 млрд. рублей; Шойгу, 2010б). Стоимость сгоревшего военного имущества на базе ВМФ в поселке Щурово в Коломенском районе Московской области (13 хранилищ с авиационным имуществом различного назначения, техника на 17 открытых площадках) по одним данным составила 6 млрд. руб., по другим — до 200 млрд. руб. (РСН, 2010).

 

Экологический ущерб

При лесо-торфяных пожарах 2010 г. в атмосферу поступило огромное количество взвешенных частиц («черный углерод»), “парниковые” и химически активные газы (окись углерода, оксиды азота, диоксид серы), органические соединения (аммиак, формальдегид, фенолы, бенз(а)пирен, альдегиды, диоксины) и другие соединения. По данным со спутников НАСА «Терра» и «Аква», мощные потоки горячего воздуха и дым от крупного лесного пожара на границе Рязанской и Нижегородской областей (в 10 км восточней Елатьмы), поднимался до высоты 12 км и попал в стратосферу вызвав образование облака-пирокумулюса (что обычно происходит только при извержении вулканов).

По данным Национального космического агентства США (NASA) (www.jpl.nasa.gov/news/news.cfm?release=2010-265), еще 24 июля концентрация угарного газа (один из парниковых газов, влияющих на климат Земли) в результате пожаров в Центральной России на высоте 5,5 км была несущественной. 27 июля его концентрация в районе Москвы превысила 120 частей на млрд., к 10 августа концентрация угарного газа от пожаров в Центральной России и Сибири превысила 160 частей на млрд. и образовала единую полосу от Москвы до Пекина, а ее южная граница проходила в Иране и Афганистане. Облако дыма от лесных и торфяных пожаров накрыло всю Центральную европейскую часть РФ. Особенно сильному задымлению подверглись Нижний Новгород, Рязань, Саратов, Тамбов, Тверь, Владимир, Чебоксары, Новочебоксарск, Москва и города восточного Подмосковья.

Трудно определить стоимость основных экосистемных услуг, которые предоставляли сгоревшие леса (поглощение двуокиси углерода, выделение кислорода, защита почв и водоемов и др.). В результате пожаров ухудшится санитарное состояние выживших древостоев, увеличится глубина промерзания почвы (в связи с ликвидацией лесной подстилки), усилится поверхностный сток и водная эрозия на больших территориях, повысится вероятность наводнений при выпадении обильных осадков и быстром снеготаянии.

В результате лесных и торфяных пожаров в РФ в 2010 г., по оценке гео-биоцентра Мюнхенского университета (Германия), в атмосферу планеты было выброшено от 30 до 100 млн. тонн двуокиси углерода. Эмиссия СО2 от лесных пожаров будет наблюдаться и в последующие годы за счет разложения биомассы, которая повреждена огнем, но не сгорела). По экспертным оценкам, общий выброс углекислоты от пожаров 2010 г. может составить 400 млн. тонн (эквивалентно 18% годовых антропогенных выбросов парниковых газов в России).

Пожары 2010 г. внесут вклад в потепление Арктики: часть («черного углерода»), попавшей в атмосферу в результате этих пожаров, отложится на снегу и льдах Арктики, чем вызовет их более интенсивное таяние.

Прим. На долю сажи («черного углерода»), которая возникает в результате неполного сгорания биомассы (в т.ч. от природных пожаров) и горючих ископаемых, по расчетам, приходится до 30% потепления Арктики.

Пожары 2010 г. оказали влияние на региональную погоду: при действии крупных пожаров или многих небольших пожаров в регионах формировались устойчивые области высокого давления, сопоставимые по масштабам с атмосферными барическими системами. Циклоны обходили эти участки, формируя в местах пожаров еще более сухую и теплую погоду.

 

Ущерб здоровью населения

Интенсивное задымление (иногда видимость не превышала 30-50 м) затронуло все регионы ЦАО. Многие вещества, находящиеся в дыме от торфо-лесных пожаров, наносят ущерб здоровью населения.

По данным Минздравсоцразвития в июле 2010 г. число смертей по России в годовом исчислении выросло на 8,6% (в январе-июне смертность сокращалась). В некоторых из охваченных пожарами и/или задымлениями регионах смертность в июле 2010 г. (по сравнению с июлем 2009 г.) выросла более значительно:

  • в Москве — на 50,7%;
  • Ивановской обл. – 18,3%
  • Московской и Тульской обл. – 17,3%
  • Республике Татарстан – 16,6%
  • Рязанской обл. – 13,5%
  • Ульяновской обл. — 13%
  • Тамбовской обл. – 11,1%
  • Липецкой обл. — 9%
  • Республике Мордовия – 6,8%.

 

При этом в целом за январь-июль смертность в России снизилась на 0,3%, а в ряде областей с высокой температурой, но без интенсивного задымления, смертность в июле снижалась или увеличивалась незначительно (в Белгородской области +2,6%, в Кировской области +1,1%, в Воронежской области +0,7%, в Волгоградской области –4,4%, в Ставропольском крае –3,6%).

В Московской области госпитализация детей летом 2010 г. увеличилась на 17%. Увеличилась обращаемость по поводу сердечно-сосудистых заболеваний и бронхиальной астмы. В г. Тольятти (Самарская обл.) в дни сильного задымления число вызовов скорой помощи увеличивалось до 1,5 раз (от 600-650 до 1060 в сутки) (ECO-HR, 2010).

По данным Департамента здравоохранения Правительства Москвы, на 9 августа 2010 г. дополнительная ежедневная смертность от аномально-высокой температуры и задымления в Москве достигала 320-340 человек. Вызовы «скорой помощи» и число обращений к врачам увеличились на 20%. Общее число госпитализаций увеличилось на 10%, госпитализаций детей — на 17%. Основные поводы обращений — сердечно-сосудистые патологии, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, проблемы с лёгкими. В больницах были были запрещены плановые хирургические операции.

Прим. По данным ВОЗ (ВОЗ, 2010) дым от природных пожаров вызывает раздражение глаз и дыхательных путей, бронхит, обострение астмы снижает функции легких, что может стать причиной преждевременной смерти. Даже при краткосрочном пребывании в задымленной зоне природного пожара мелкодисперсные частицы (диаметром до 2,5 мкм), проникая глубоко в дыхательные пути, вызывают различные нарушения здоровья, обостряют предшествующие заболеваниия, повышают смертность). Даже у здоровых людей твердые частицы вызывают расстройства функции легких и воспалительные изменения в легочной ткани, оказывают неблагоприятное влияние на иммунную систему. Окись углерода, поступая через легкие, препятствует транспорту кислорода к органам и тканям. Группами риска при задымлении являются больные респираторными заболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой системы, пожилые люди, дети, беременные женщины, курящие.

Острые последствия задымления включают в т.ч.:

• повышение смертности;

• рост острых респираторных заболеваний среди детей;

• рост числа госпитализаций в связи с сердечно-легочной патологией;

• рост числа обращений в отделения скорой медицинской помощи/амбулаторные учреждения.

Хронические последствия включают:

• рост частоты случаев астмы и других респираторных заболеваний;

• снижение ожидаемой продолжительности жизни (ВОЗ, 2010).

Экстраполируя выше приведенные даные смертности по Москве на все пострадавшие территории Европейской части, можно предположить, что дополнительная смертность от сочетания аномально высокой температуры с задымлением в июле-августе могла составить 45-60 тыс. человек.

Прим. Результатом недельного задымления Москвы от лесо-торфяных пожаров в 2002 г. стала дополнительная смертность 600 человек.

Прим. Наиболее подробные данные по влиянию длительного задымления от лесных пожаров на здоровье населения есть для Хабаровского края. После четырех месяцев задымления в 1998 г. в течение двух лет наблюдался устойчивый рост заболеваемости в Комсомольске-на-Амуре по многим классам болезней. Возвращение к до-пожарному уровню произошло лишь через четыре года. В начальной стадии задымления обнаружилось заметное снижение уровня Т-лимфоцитов у детей и беременных, позже — у пожилых и взрослых. У детей отмечен рост заболеваемости инфекционными и паразитарными болезнями, болезнями органов дыхания (в т.ч. аллергическим ринитом и бронхиальной астмой), заболеваемости функциональными расстройствами желудка, гастритами и дуоденитами, болезнями системы кровообращения (особенно резко возросло — анемиями). За 4 года до периода аномального задымления встречаемость ВПР выросла на 28%, а за 4 года после 1998 г. — на 64%. Среди подростков и взрослого населения в 1998-2002 гг. также отмечен рост заболеваемости после задымления в 1998 г., в том числе по болезням, по которым до этого шло снижение заболеваемости. После 1998 г. стала расти смертность населения (к 2002 г. на 33,8%), которая до того снижалась. В 1998 г. в крае, по сравнению с 1997 г., резко (в 1,4-4 раза) возросло поступление на стационарное лечение по поводу цереброваскулярной патологии (Десятов, 2005).

 

Выводы и предложения

Пожарное лето 2010 г. показало неспособность государства обеспечить безопасность граждан от масштабных лесо-торфяных пожаров и уберечь важнейший национальный природный ресурс, каким в России является лес. Государственная политика управления лесами, сформулированная в Лесном кодексе 2006 года требует коренного пересмотра.

Летом 2010 г. природные лесо-торфяные пожары в России приняли масштаб национального бедствия. Они привели:

  • к гибели на пожарах десятков человек;
  • полному или частичному уничтожению нескольких сотен населенных пунктов и тысяч домовладений;
  • уничтожению природных экосистем на площади нескольких млн. га;
  • загрязнению атмосферы продуктами горения лесов и торфяников, вызвавшим заметное увеличение смертности и заболеваемости, которая будет сказываться на состоянии здоровья населения в ближайшие годы;
  • выбросу огромного количества парниковых газов и черного углерода, что будет иметь глобальные последствия для природной среды на планете.

Для предотвращения катастрофических природных пожаров и минимизации их последствий необходимо:

  • заменить Лесной кодекс 2006 года законодательством, направленным на обеспечение охраны лесов и устойчивое развитие лесного хозяйства;
  • восстановить самостоятельное федеральное лесное ведомство, для которого охрана и воспроизводство лесов были бы главными задачами;
  • резко увеличить расходы на охрану и восстановление лесов;
  • восстановить централизованную систему авиационной охраны лесов.

 

Источники информации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.051 с.)