Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Необходимые действия по недопущению повторения пожарной катастрофы
Существующая государственная система контроля и управления лесами в настоящее время неспособна к адекватным действиям для минимизации лесных пожаров и наносимого ими ущерба. Новое лесное законодательство России облегчает получение быстрой прибыли крупными лесопомышленниками, оставляя беззащитным лес как экосистему, ограничивая права граждан на пользование лесами и не обеспечивая экологической безопасности лесопользования. О последствиях, к которым приведет разрушение системы управления лесным хозяйством, многократно публично, в СМИ, на разного рода совещаниях и в обращениях к Президенту, в правительство и Федеральное Собрание предупреждали специалисты, научные и общественные организации. Против принятия Лесного кодекса в 2006 г. официально выступили законодательные собрания нескольких десятков регионов. Все это было проигнорировано. Обещания, которые давались официальными лицами при утверждении Лесного кодекса, оказались необоснованными*.
Прим. При обсуждении и принятии Лесного кодекса говорилось (цит. по: www.novgaz.ru/data/2010/088/00.html):
- «Принятие ЛК приведет к приходу в отрасль нового капитала. Мы приветствуем присутствие нового капитала, который увеличит конкуренцию и приведет к повышению прозрачности и эффективности бизнеса» (В. Гаврилов, зам. директора департамента Минэкономразвития);
- «Многое построено в новом кодексе на доверии к лесопользователю. Например, больше не потребуется проходить долгую процедуру получения лесорубочного билета — будет достаточно заявить, что и как лесопользователь собирается делать на участке, то есть взять на себя обязательство, а к концу года отчитаться» (В. Рощупкин, глава Федерального агентства лесного хозяйства);
- «Хотелось бы, чтобы российская лесная промышленность стала доступной для экономического хозяйствования. Для чего необходимо обеспечить защиту прав инвесторов, минимизировать административные барьеры, стимулировать инвесторов на выпуск лесной продукции» (Н. Комарова, председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы);
- «Это один из ключевых документов, позволяющих существенно добавить в темпы роста ВВП. Значимость его тяжело переоценить. Это стартовый механизм, который позволит коммерциализовать сферу лесопереработки... Крупные лесопользователи очень ждут этот документ и связывают с его принятием новые возможности инвестирования» (Г. Греф, министр экономического развития и торговли РФ);
- «...Лесной кодекс дает возможность прекратить варварское расхищение лесных богатств и обеспечить восстановление лесов. Теперь это прямая обязанность предпринимателей, занимающихся лесными разработками» (Б. Грызлов, председатель Государственной Думы РФ);
- «Принятие Лесного кодекса создаст условия для улучшения инвестиционных потоков» (В. Путин, Президент РФ).
Лесной кодекс 2006 г. стал главной организационной причиной пожарной катастрофы летом 2010 г. Этот закон ликвидировал 200-летнее государственное лесное хозяйство России практически со всеми его территориальными и организационными структурами, огромным накопленным научным багажом и практическим опытом. Лесной кодекс 2006 г. превратил российский лес в «дикое поле», сделал неэффективным охрану лесов от пожаров и браконьеров, лесовосстановление, неистощительное лесопользование.
Для исправления сложившегося положения необходимо:
1. Незамедлительно, на основе принципа общественного участия, приступать к разработке нового Лесного кодекса РФ, который смог бы стать основой для создания в стране более эффективной государственной ситемы защиты лесов и устойчивого и высокодоходного лесного хозяйства. В таком новом Лесном кодексе необходимо возвращение к экосистемному понятию «лес» и государственной ответственности за состояние лесов. В новом лесном законодательстве должны быть предусмотрены разные варианта организации лесопользования (в т. ч. прямой отпуск древесины местному населению, продажа отведенных в рубку древостоев на открытых аукционах при равных условиях и обременениях для всех лесопользователей и др.).
2. Среди конкретных мероприятий по снижению пожарной опасности и уменьшению наносимого огнем ущерба:
- Противопожарное обустройство на лесопокрытых территориях в виде дорог (проездов), противопожарных барьеров, системы опорных минерализованных полос, пожарных водоемов и пр.;
- Наличие в территориальных структурах лесного хозяйства достаточного арсенала технических средств, средств связи и запаса материальных ресурсов противопожарного назначения;
- Наличие достаточного числа (видимо, около 20 тыс.) государственных инспекторов (лесной стражи, лесной охраны — лиц, для которых охрана лесов является единственной задачей), с персональной ответственностью за происходящее на закрепленных участках леса, способной предупреждать неадекватное поведение людей в лесу и ликвидировать возникающие загорания. Эта государственная лесная охрана должна быть полностью обеспечена финансированием из федерального бюджета, иметь высокую зарплату и социальную защиту, и лишена права зарабатывать средства хозяйственной деятельностью в лесах.
- Наличие в лесничествах технически оснащенной и надежно работающей службы раннего обнаружения пожаров.
- Наличие в лесной отрасли наземных и авиационных мобильных групп подготовленных лесных пожарных, способных «задавить» пожары на ранних стадиях.
- Наличие центральной службы авиалесоохраны с сетью филиалов, имеющих задачей обнаружение и борьбу с пожарами на труднодоступных территориях, а также борьбу с огнем совместно с подразделениями МЧС при возникновении особо опасных пожаров.
- Применение наиболее экологически и экономически эффективных технологий тушения лесных и торфяных пожаров.
- Указание на щитах противопожарной информации, адресов и телефонов ответственных за противопожарную безопасность в данной местности.
- Инвентаризация заброшенных торфоразработок, возвращение им, где это целесообразно, эффективного пользователя. Неиспользуемые осушенные болота должны быть постепенно восстановлены на основе научно обоснованных проектов мелиорации.
- При лесовосстановлении в южных и центральных районах Европейской России избегать монокультур, опасных в пожарном отношении;
- Создание эффективной национальной системы спутникового мониторинга, доступность спутниковой информацией о природных пожарах для всех зантересованных государственных и негосударственных организаций;
- Дополнение закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и других федеральные и региональные законов нормами по усилению безопасности населения и усилению персональной ответственности должностных лиц за действия (бездействия) при пирогенных природных ситуациях.
- Законодательное запрещение выжигания сухой травы, стерни, соломы и тростника, а также сжигания иных растительных остатков на природных территориях в течение пожароопасного сезона и разведение огня на торфяниках;
- Организация общественных групп пожарной защиты во всех поселениях в пожароопасной зоне.
Выводы и предложения
Пожарное лето 2010 г. показало неспособность государства обеспечить безопасность граждан от масштабных лесо-торфяных пожаров и уберечь важнейший национальный природный ресурс, каким в России является лес. Государственная политика управления лесами, сформулированная в Лесном кодексе 2006 года требует коренного пересмотра.
Летом 2010 г. природные лесо-торфяные пожары в России приняли масштаб национального бедствия. Они привели:
- к гибели на пожарах десятков человек;
- полному или частичному уничтожению нескольких сотен населенных пунктов и тысяч домовладений;
- уничтожению природных экосистем на площади нескольких млн. га;
- загрязнению атмосферы продуктами горения лесов и торфяников, вызвавшим заметное увеличение смертности и заболеваемости, которая будет сказываться на состоянии здоровья населения в ближайшие годы;
- выбросу огромного количества парниковых газов и черного углерода, что будет иметь глобальные последствия для природной среды на планете.
Для предотвращения катастрофических природных пожаров и минимизации их последствий необходимо:
- заменить Лесной кодекс 2006 года законодательством, направленным на обеспечение охраны лесов и устойчивое развитие лесного хозяйства;
- восстановить самостоятельное федеральное лесное ведомство, для которого охрана и воспроизводство лесов были бы главными задачами;
- резко увеличить расходы на охрану и восстановление лесов;
- восстановить централизованную систему авиационной охраны лесов.
Источники информации
Авиалесоохрана. Авиационная охрана лесов, 2009 (www.aviales.ru/default.aspx?textpage=34). Авиалесоохрана. Вопросы о ответы. Отчестность о лесных пожарах», 2009b. (www.aviales.ru/default.aspx?textpage=87&subjectid=2) Блоков И.П. Лесные пожары: Рукопись. ГРИНПИС, 12 с. 2 сентября 2010. Борисов П. Огненный лес. Средняя полоса России охвачена лесными пожарами. Природные пожары лета 2010 года. Lenta.ru, 30 июля 2010. В связи с пожарами Медведев ограничил допуск граждан на ряд территорий. Жаркое лето-2010. РИА Новости, 2 августа 2010. Владимиров А. 2010. Кодекс апокалипсиса. «Итоги», № 35, 30 августа 2010 (www.itogi.ru/russia/2010/35/155983.html). ВОЗ. 2010. Природные пожары и аномальная жара в Российской Федерации Медико-санитарные рекомендации.10 августа 2010 г. Всемирная организация здравоохранеия. WHO Regional Office for Europe, Copenhagen, 12 с. (www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0008/119861/102098R_RUS_wildfires_lko-_2_.pdf). Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Лесные пожары на территории России: Состояние и проблемы. МЧС России, М. «ДЭКС-ПРЕСС», 2004. 312 с. Воронина К. Смог охватил Санкт-Петербург. ИнтерНовости.ру, 9 августа 2010. Галеев А.А, Котельников Р.В., Крашенинникова Ю.С. и др. Сопоставление информации о лесных пожарах по данным спутниковых, наземных и авиационных наблюдений ИСДМ-Рослесхоз, 2008 г. Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса, ИКИ РАН, № 5, 2008. С. 458-468. Геенна огненная. Рукотворная (www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1351237/?gordin=dp). Гиряев М.Д. Об итогах комплексной охраны лесов от пожаров в 2009 г. и задачах на 2010 г.. Презентация зам. руководителя Федерального агентства лесного хозяйства 29 октября 2009 г. (www.rosleshoz.gov.ru/media/appearance/46/2009-10-29.pdf). Гиряев М.Д. Проблемы лесоуправления и пути их решения. Презентация зам. руководителя Федерального агентства лесного хозяйства 1 февраля 2010 г. Моск. гос. университета леса (www.msfu.ru/news/news177/giryaev.ppt). Гололобов С. Подмосковные торфяники стали лёгкой добычей огня. Вести FM, 27 июля 2010. Государственные поджигатели: Рослесхоз приказал спалить в 2010 году 2,3 миллиона гектаров сухой травы (www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=24&t=6538&p=33054). ГРИНПИС. Ситуация с лесными пожарами в России. Доклад, май 2010. ГРИНПИС. Основные элементы лесного законодательства и системы управления лесами. Доклад, июнь 2010. Гринпис России: Большинство пожаров в лесах тушат работники лесного хозяйства, но деньги на новую технику получает МЧС (http://news.wood.ru/?id=33535). Десятов В.М. Эндо-экологический фактор от последствий химического Загрязнения Амура и воздействия лесных пожаров. Международная научно-практическая конференцияи в области экологии и безопасности жизнедеятельности «Дальневосточная весна — 2005», Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, 2005г. Дым от пожаров в России добрался до стратосферы. Жаркое лето-2010. РИА Новости, 6 августа 2010. Жара и смог привели к рекордному росту смертности в Москве. РосБизнесКонсалтинг, 9 августа 2010. Зименко А. 2010. От горящей травы до горящего леса. Химия и жизнь — XXI век., № 4, с. 43-45. За последнюю неделю в Подмосковье загорелось более 100 торфяников. Природные пожары лета 2010 года. Lenta.ru, 19 июля 2010. Из-за пожаров Путин отменил губернаторам выходные. Природные пожары лета 2010 года. Lenta.ru, 31 июля 2010. Как победить пожары на природных территориях России. 2010 (www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=6419&view=unread). Концентрация угарного газа в Москве превысила норму в четыре раза. Природные пожары лета 2010 года. Lenta.ru, 6 августа 2010. КПРФ. 2010. Депутатский запрос 9 сентября 2010 г. «О привлечении к ответственности лиц, виновных в массовой гибели граждан Российской Федерации и уничтожении их имущества в результате лесо-торфяных и ландшафтных пожаров в июле-сентябре 2010 г.» (http://kprf.ru/dep/82259.html). Кривобок Р. Минздрав: жара внесла решающий вклад в рост смертности в РФ в июле (www.rian.ru/hs_news/20100830/270363276.html). Москву вновь окутал дым от пожаров. Природные пожары лета 2010 года. Lenta.ru, 2 августа 2010. МЧС. За сутки площадь пожаров в Московской области сократилась более чем на четверть.http://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=24&t=7588 МЧС: «Только 10% торфяных пожаров в Подмосковье происходят из-за самовозгорания торфа». ПРАЙМ-ТАСС, 29 июля 2010. НИА-Природа. 2010. Пожарные унгрозы отступают. 20 августа (www.priroda.ru/news/detail.php?ID=10154). Нижний Новгород окутало дымом из-за действий пожарных. Лента.ру, 15 августа 2010; 15:32. Огнём по авиации. Дым осложнил видимость в российских аэропортах. ER.ru — Единый российский портал, 9 августа 2010. Огненное лето 2010-го. Независимая газета, 9 августа 2010. По всей Москве появился запах гари от тлеющих торфяников. Природные пожары лета 2010 года. Lenta.ru, 26 июля 2010. Пожар на авиабазе ВМФ возник из-за нескошенной травы. NEWSmsk.com, 16 августа 2010, 22:14. Пожары в России: огонь охватил 20 регионов. Утро России, 6 августа 2010. Пономарев А.А. 2010. Наша цель не только помочь пострадавшим от пожаров, но и защитить граждан от подобных трагедий в будущем. Выступление на пленарном заседании Госдумы 10 сентябя 2010 г. (http://kprf.ru/dep/82369.html). РСН. 2010. Стал известна сумма ущерба от пожара на базе ВМФ в Подмосковье. 9 сентября, 13:55 (www.rusnovosti.ru/news/108507). Рослесхоз. Приказ №31 от 29 января 2010 г. «Об итогах работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, по борьбе с лесными пожарами в 2009 году и организации работы по охране лесов от пожаров в 2010 году». Рослесхоз. О лесных пожарах в Московской области (www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=24&t=7588). Сидорова Г. И дым отечества. «Совершенно секретно», 2010, №9, с. 3. Сретенский В.А. (Опыт экстренного тушения низовых лесных и торфяных пожаров без воды). 2004, Изд. Пермского университета, 172 с. Тарасенко В. Флаги в помощь. Газета «Взгляд», 5 августа 2010. ТАСС. 2010. В.Путин обсудил с главой Рослесхоза А. Савиновым первые три года применения Лесного кодекса РФ. 2010 (www.prime-tass.ru/news/0/%7B1A550AA5-4C5A-411C-90F2-63AFB79EBCDA%7D.uif). Шойгу С. 2010 а. В пожарах сгорело 1170 домов. Жара, смог и лесные пожары. Вести.ру, 30 июля 2010. Шойгу C. 2010б. Тезисы выступления на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по итогам лесопожарного периода 7 сентября 2010 г. (http://news.wood.ru/?id=33644). Шойгу С. 2010в. Записка Председателю Правительства РФ В.В. Путину 17 августа 2010 г. № 42-816-15 (http://news.wood.ru/?id=33552). Шутов И.В. 2009. Посессионное право как юридическая основа предпринимательской деятельности в государственных лесах. «Лесное хозяйство», № 1, с. 14-16. ЦК КПСС Заявление. Пресс-релиз № 167 от 2 сентября 2010 г. (www.kpss.org). Чижова Л. 2010. Горит Поволжье, горит юг России. Радио Свобода. 3 сентября 2010; 15:50 (www.svobodanews.ru/content/article/2147505.html). Шмарева Е. 2010.Они сгорят там заживо. 10 августа, 18:10 (http://gazeta.ru/social/2010/08/10/3406362.shtml). Шматков Н. До молодого леса, боюсь, не доживем. «Новая газета», № 93, 25 августа 2010. Убытки от пожаров превысили 6,5 миллиарда рублей. Природные пожары лета 2010 года. Lenta.ru, 2 августа 2010. Управление лесами Брянской области подводит итог летнему лесопожарному периоду. 9 сентября 2010 (www.bryanskleshoz.ru) «ЯБЛОКО». 2010а. Радиационная обстановка в России должна быть взята под контроль. Заявление Председателя РОДП «ЯБЛОКО» от 13 августа 2010 г. (www.yabloko.ru/news/2010/08/13_0). «ЯБЛОКО» 2010б. 15 тысяч зэков могут сгореть заживо. Пресс-релиз 9 августа. (www.yabloko.ru/regnews/mordovia/2010/08/09). "ЯБЛОКО".2010 г. «ЯБЛОКО» и военные требуют от Президента провести объективное расследование пожара на базе ВМФ (www.yabloko.ru/news/2010/08/30). «ЯБЛОКО» 2010в. Главная причина пожарной катастрофы лета 2010 года — не жара, а недостатки государственного управления. Заявление председателя РОДП «ЯБЛОКО» от 9 сентября 2010 г. (www.yabloko.ru). Ярошенко А. Российский пожар. Полит.ру, 8 августа 2010. Ярошенко А. 2010. Какие изменения необходимо внести в лесное законодательство, чтобы избежать пожарной катастрофы в 2011 году"(http://news.wood.ru/?id=33608) ECO-HR. 2010. Мозаика летних пожаров. № 3672, 24 августа 2010 г. WWF. Лесные пожары 2010: не пора ли начинать делать выводы (www.wwf.ru/resources/news/article/7078) WWF. Пожарная катастрофа в лесах России может повториться (www.wwf.ru/resources/news/article/7076). WWF. Обращение WWF к Государственной думе о необходимости совершенствования лесного законодательства (www.wwf.ru/data/news/7068/wwf.pdf). WWF. В борьбе с пожарами главное – их предотвращение (www.wwf.ru/resources/news/article/7001). WWF. Лесные пожары в России могут способствовать дальнейшему изменению климата (www.wwf.ru/resources/news/article/6999). WWF. Предлагаемые поправки к новому Лесному кодексу (www.wwf.ru/data/forests/ye_popravki_k_lesnomu_kodeksu_9_oktybry_2009.doc).
14. Состав Общественной комиссии*
Яблоков А. — советник РАН, председатель фракции «Зеленая Россия» РОДП ЯБЛОКО (со-председатель)
Шутов И. — член-корреспондент РАСХН, Санкт-Петербургский НИИ лесного хозяйства (со-председатель)
Блоков И. — Гринпис России (Москва)
Десятов В. (Комсомольск-на-Амуре)
Зименко А. – Центр охраны дикой природы (Москва)
Карапачевский М. — Центр охраны дикой природы (Москва),
Кобец Е. — «Беллона» (СПб)
Куликова Е. — WWF России (Москва)
Кулясов И. — ЦНС (СПб)
Меньщиков В. — Фонд эковозрождение (Москва
Смелянский И. – Сибэкоцентр (Новосибирск),
Соболев Н. — Центр охраны дикой природы (Москва)
Шматков Н. — WWF России (Москва),
Рыбаков Д. — Ассоциация зеленых Карелии (Петрозаводск)
Ярошенко А. — Гринпис России (Москва)
* Все члены комиссии выступают в личном качестве.
|