Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая оценка природных ресурсовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В России всегда уделялось большое внимание повышению доходности недр, леса, других природных ресурсов. Средства от использования природных ресурсов составляли значительную часть поступлений в государственную казну. В советский период развитие работ по экономической оценке природных ресурсов и платному природопользованию практически было прервано, и разработки ученых в этом направлении носили теоретический характер. В то же время исследования ряда ученых-экономистов, в том числе академика Хачатурова Т.С., профессора Гофмана К.Г. и других, выполненные в конце 80-х годов по экономической оценке природных ресурсов, определению ренты, расчету ущербов наносимых загрязнением окружающей среды, уже носили практический характер и были использованы в первые годы осуществления рыночных реформ в России. Методологический подход к оценке природных ресурсов при этом исходил из следующих посылок (Т.С. Хачатуров). Природные ресурсы обладают трудовой стоимостью в той мере, в какой к ним приложен человеческий труд, чтобы подготовить их к включению в производственный процесс. Природные ресурсы имеют (или приобретают) и потребительную стоимость, поскольку при данном уровне техники могут быть использованы для развития производства. Считалось, что стоимостная оценка неприемлема для некоторых видов природных ресурсов, имеющихся в неограниченном количестве, таких как воздух, вода в океане и т.д. Установление доли природных ресурсов в общественном производстве наряду с производственными фондами и живым трудом определяло необходимость дать им оценку, найти их общую величину. Методологический подход к оценке природных ресурсов является самым сложным. Одни экономисты (С.Т. Струмилин) предлагали исчислять стоимость природных ресурсов по затратам труда на их подготовку и использование. Однако при этом не учитывалось различие в качестве природных ресурсов. При разных по качеству природных ресурсах одна и та же величина затрат труда дает различные результаты. Более высокая производительность труда, определяемая качеством природных ресурсов, является источником образования дифференциальной ренты. Т.С. Хачатуров считал, что в основу оценки природных ресурсов следует положить дифференциальную ренту. Если природный ресурс при прочих равных условиях (средства производства, организация труда и др.) приносит ежегодно дифференциальную ренту (R), то его можно оценить по следующему выражению:
S=R/Eн, где: S - стоимость природного ресурса; R - дифференциальная рента; Ен - норматив эффективности. Данный методический подход использовался при оценке земли, лесных и водных ресурсов, месторождений полезных ископаемых. При этом учитывалась специфика каждого природного ресурса, особенно при оценке месторождений полезных ископаемых, когда эксплуатация природных ресурсов возможна только в течение определенного конечного периода. Осознание необходимости экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов и одновременно с этим практические работы по этой проблеме начались во многих странах мира несколько десятилетий назад. Отставание нашей страны в решении этих проблем очевидно, так как только с развитием рыночных отношений возникла реальная необходимость стоимостной оценки природно-ресурсного потенциала. Это тем более важно, так как современный экономический уровень страны в основном зависит от использования, в том числе и продажи природного сырья. Экономическая оценка должна стать основой современных методов управления природными ресурсами в условиях рыночной экономики и государственного регулирования их рационального использования. В настоящее время работы по стоимостной оценке природных ресурсов, в современном ее понимании, находятся в самой начальной стадии. Значительный интерес к вопросам экономической оценки природных ресурсов и оценки ущерба от загрязнения был проявлен в связи с введением платного природопользования. Этому способствовало принятие ряда природно-ресурсных законов: “О плате за землю” (1991 г.), “О недрах” (1992 г.), “Об охране окружающей природной среды” (1992 г.) и других правовых актах, которыми было положено начало перехода на рыночные отношения в сфере природопользования. Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” определил необходимость ведения государственных кадастров природных ресурсов, их учета и социально-экономической оценки (ст. 16). Однако сложность практического применения экономических оценок, отсутствие должной информационной базы не привели к их реальному использованию. Введенные платы за пользование природными ресурсами и отчисления на их охрану и воспроизводство практически “строились” без учета экономических оценок. Однако проработки в этом направлении продолжали вестись различными ведомствами и научными организациями.
В 1993-1996 гг. в виде эксперимента в ряде субъектов Российской Федерации отрабатывались вопросы учета и социально-экономической оценки природных ресурсов. Наиболее интересные работы в рамках эксперимента были выполнены в Иркутской, Ленинградской, Камчатской, Московской и Ярославской областях. Развитию работ по экономической оценке природных ресурсов и ведению территориальных кадастров во многом будет способствовать деятельность регионов в этом направлении. Можно отметить активное продвижение в этом вопросе в Ленинградской области, что связано с принятием областной Думой закона о комплексном природопользовании. В Ярославской области на основе специально созданного научно-производственного предприятия “Кадастр” велась аналитическая и практическая работа по оценке природных ресурсов. Последние два года с участием американских специалистов (Гарвардский институт международного развития) в Ярославской области отрабатывалась методика денежной оценки природных ресурсов. По ряду субъективных и объективных причин, в т.ч. финансового характера, работа по внедрению экономических оценок в целом по России не получила широкого применения. Проект федеральной целевой программы “Кадастры природных ресурсов” определил путь решения на федеральном уровне и в территориальном аспекте проблемы учета и оценки природно-ресурсного потенциала. Однако в состав финансируемых программ на федеральном уровне программа “Кадастры природных ресурсов” не была включена. Работы продолжились в основном на уровне субъектов Российской Федерации и на местном уровне, где они были связаны с практической реализацией задачи управления природными ресурсами. Поддержкой (финансовой, методологической) в развитие работ по экономической оценке природных ресурсов для природно-ресурсных ведомств могла бы стать реализация мероприятий Федеральной целевой программы “Реформирование статистики в 1997-2000 годах”, в которой предусмотрена “Разработка системы показателей национального богатства с учетом природных ресурсов и нематериальных активов на основе их рыночной оценки”. Однако должного развития работы по экономической оценке в рамках данной программы пока не получили. В настоящее время ряд коммерческих и общественных структур (Российская экспертная лига, Российское общество оценщиков, Федеральный фонд оценки и пр.) активно проводят работу по развитию оценочной деятельности, в том числе в сфере природопользования. При этом делается попытка утверждения такими структурами нормативных документов в этой сфере (пример - стандарт Российского общества оценщиков “Оценка минерального сырья”, 1996 г.). Последнее требует осуществления соответствующего государственного регулирования через МПР России и другие ведомства. Следует использовать возможности Госстандарта России по этому вопросу (подкомитет “Оценка природных ресурсов”) и другие механизмы государственного регулирования (введение лицензирования оценочной деятельности; утверждение нормативных и методических документов и пр.).
Следует выделить следующие приоритетные направления оценочной деятельности: создание условий для систематической и комплексной оценки и прогноза состояния различных видов природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала страны в целом в системе национального богатства и на этой основе обеспечение сбалансированного и неистощительного использования ресурсов территорий; создание механизма учета и оценки всех видов природных ресурсов как основы для установления платы за природные ресурсы, расчет экономического ущерба (компенсационные выплаты), оценка рисков ответственности предприятий при страховании объектов природопользования и применения других экономических инструментов. В МПР России ведутся работы по совершенствованию геолого-экономической оценки распределенных и нераспределенных участков государственного фонда недр. Современная рыночная оценка большого числа участков недр отсутствует. В то же время она объективно необходима для эффективного функционирования государственной системы лицензирования и управления фондом недр - в т.ч. для установления экономически обоснованных размеров платежей при распределении и перераспределении участков недр на аукционах и конкурсах, определения размеров льгот и скидок при недропользовании, экономического контроля за недропользованием, оценки инвестиционной привлекательности объектов недропользования. Оценка стоимости минерального сырья в недрах непосредственно влияет на привлекательность территории, повышая стоимость акций добывающих предприятий и размер возможных инвестиций. Ресурсная составляющая общего экономического потенциала России - самая значительная, так как минеральное сырье в недрах является главной составляющей национального богатства России, ее основным капиталом, и может рассматриваться как источник прибыли. Стоимость минерального сырья в недрах должна зависеть от оценки разведанных запасов и степени ограниченности минеральных ресурсов. Особый интерес стоимостная оценка будет иметь для месторождений полезных ископаемых и участков недр, выставляемых на конкурс или аукцион. Разовые платежи, которые выплачивают компании, получившие право на разработку недр, можно было бы определять на основе стоимостной оценки вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов, денежной оценки ущерба природной среде от разработки месторождения.
Оценка природных ресурсов - сложная межведомственная задача, которая становится первоочередной в условиях рыночной экономики. В результате научной и практической деятельности в области экономики природопользования подготовлены условия для того, чтобы приступить к ее решению. Основные проблемы в этом вопросе возникают из-за отсутствия общепринятой методологии экономических оценок природных ресурсов и процессов ресурсопотребления. В этой связи главная задача состоит в разработке общей концепции экономической (стоимостной) оценки природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки разнообразных природообразующих компонентов, оптимальных с точки зрения согласования интересов экономики и природопользования.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.241.87 (0.008 с.) |