ТОП 10:

Тема 2. Экологический контроль. Виды экологического контроля



 

Цель: формирование представлений об экологическом контроле, видах контроля, качестве окружающей среды, видах качества среды, нормировании качества среды, показателях и видах нормативов качества.

 

Экологический контроль – составная часть социальной охраны природной среды, проявление экологической функции государства, элемент механизма управления качеством окружающей природной среды со стороны общества в лице государства.

 

Задачи экологического контроля

 

1. Наблюдение за состоянием окружающей природной среды и за ее изменением под влиянием хозяйственной и иной человеческой деятельности.

2. Проверка выполнения всего, что предусмотрено по охране и рациональному использованию природных ресурсов.

 

Система экологического контроля

 

1. Государственный (производственный, внутрихозяйственный).

2. Общественный (объединения граждан, трудовой коллектив, независимая общественная экспертиза).

3. Экологический мониторинг – процесс сбора и преобразования информации о состоянии, естественных и антропогенных изменениях окружающей природной среды. Осуществляется Минприроды, Роскомсанэпидемнадзором, Минсельхозом, Геолкомом России, Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Его основу составляет Федеральная служба РФ Роском-гидромет и ее подразделения на местах.

4. Экологическая экспертиза – обязательная мера охраны окружающей среды, предопределяющая принятие хозяйственного решения с целью проверки его соответствия требованиям экологической безопасности, т.е. элемент организационно-правового механизма охраны окружающей природной среды. Включает в себя предварительную проверку документации, проектов, программ, изделий, сырья, материалов и т.п. требованиям охраны окружающей природной среды, т.е. организационно-правовая форма предупредительного контроля всех предплановых материалов, а также экологического обоснования лицензий и сертификатов. Бывает:

а) государственная;

б) общественная.

В результате экологического контроля определяют качество окружающей среды – это такое состояние экологической системы Земли, при котором обмен веществ и энергии как внутри природных систем, так и между природой и человеком не остается постоянным, а колеблется.

 

Виды качества

 

1. Экологические благоприятная зона – часть территории страны, на которой все экологические показатели в норме.

2. Зона повышенного экологического риска – часть территории РФ, на которой зафиксированы:

- хронически повышенный уровень загрязнения;

- устойчиво повышенная антропогенная нагрузка;

- угроза дефицита флоры и фауны;

- повышенный уровень заболеваемости населения.

3. Зона ЧЭС – это официальная часть территории РФ, где четко обозначены:

- процессы разрушения экосистем;

- признаки общенационального загрязнения;

- частичное истощение флоры и фауны;

- резкое увеличение заболеваемости и смертности населения.

4. Зона экологического бедствия – официально признанная государством часть территории РФ, где присутствуют:

- признаки полного разрушения экосистем природы;

- общенациональное загрязнение;

- полное истощение флоры и фауны;

- уровень заболеваемости и смертности населения значительно выше среднестатистического по стране.

 

Виды отрицательного качества окружающей природной среды – это стадии проявления экологического кризиса.

В РФ законодательно определены разные экологические зоны.

Нормирование качества – это установление системы нормативов ПДВ человека на окружающую природную среду.

Цели нормирования:

- установление предельно допустимых норм воздействия на природу;

- гарантированность экологической безопасности населению;

- сохранение генетического фонда флоры, фауны, человека;

- рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.

 

Показатели нормативов качества

1. Медицинский – пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетическому фонду.

2. Технологический – способность экономически обеспечить выполнение пределов воздействия на человека и среду его обитания.

3. Научно-технический – способность научно-технических средств контролировать соблюдение ПДВ по всем параметрам.

Только совокупность всех критериев определяет нормативы качества, которые регулируют ПДН воздействия на окружающую природную среду со стороны любого вида деятельности человека.

 

Виды нормативов

1. Санитарно-гигиенический (т.е. ПДК) – устанавливается для вредного химического, физического, биологического воздействия, уровня радиации, вредных веществ в продуктах питания.

2. Производственно-технический (т.е. ПДУ) – устанавливается для выбросов, сбросов, шумов, вибрации, уровня радиации, магнитных полей, использования биологических, химических и т.д. веществ в хозяйстве, строительных, градостроительных правил (СНиП)

3. Вспомогательные и комплексные (т.е. ПДН) – устанавливаются для определенной отрасли, региона, местности.

Совокупность всех нормативов составляет систему показателей качества окружающей природной среды, ПДН – параметры нагрузки на конкретный природный объект, чем больше ПДН, тем выше ПДК.

 

 

В результате изучения темы студент должен:

знать:

- понятия «экологический контроль», «качество окружающей среды», «нормирование качества»;

- задачи экологического контроля;

- систему экологического контроля;

- виды качества окружающей природной среды;

- цели нормирования качества окружающей природной среды;

- показатели нормативов качества;

- виды нормативов качества.

 

Литература

 

1. Маковик Р.С. Экологическое право. – Рязань: Рязоблтипография, 1996.

2. Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М., 1992.

 

 

Тема 3. Эколого-правовой режим земле- и недропользования

 

Цель: формирование представлений о земле, почве, недрах; состоянии земельного фонда; способах охраны земель; видах пользования недрами; платежах за пользование недрами.

 

Земля – природный невозобновимый объект.

В узком смысле – поверхностный слой суши, который обладает особым органоминеральным составом, строением, глубиной до границы недр.

В юридическом смысле – естественное природное образование, самостоятельный и важнейший природный объект, выполняющий экономическую, экологическую, культурно-оздоровительную функции.

Земельный фонд РФ

 

1. Земли сельскохозяйственного назначения – 37,7%

2. Земли населенных пунктов – 3%

3. Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и др. назначения – 0,8%

4. Земли лесного фонда – 59%

5. Земли водного фонда – 0,9%

6. Земли запаса – 0,1%

7. Земли особого природоохранного назначения – 1,2%

 

Все земли имеют различный правовой статус охраны и их использования.

Право пользования землей– это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию и охране земель.

Земли делятся на:

1. Сельскохозяйственные – используются для ведения хозяйства на земле как средства производства сельскохозяйственной продукции и сырья для промышленности.

2. Несельскохозяйственные – используются как пространственный базис для:

а) размещения населенных пунктов, промышленных объектов, транспорта, связи и т.д.;

б) заповедники, заказники, курорты, парки;

в) для ведения лесного хозяйства;

г) для обеспечения нужд населения и хозяйствующих субъектов в водных запасах;

д) в иных целях, указанных в законодательстве.

 

Субъекты права пользования землями сельскохозяйственного назначения

1. Граждане – для ведения личного подсобного хозяйства, товарного сельского хозяйства, индивидуального садоводства и огородничества, животноводства, фермерского хозяйства.

2. Кооперативы граждан – для коллективного садоводства, огородничества, животноводства.

3. Сельскохозяйственные предприятия – для ведения товарного сельского хозяйства.

4. Несельскохозяйственные предприятия – для ведения подсобного сельского хозяйства.

5. Научно-исследовательские, учебные и иные учреждения сельскохозяйственного назначения – для исследовательских и учебных целей.

 

Охрана земель – это система организационных, экономических, правовых мер, направленных на рациональное использование земли и на ее защиту от вредных воздействий стихии и человека.

1. Организационные меры – государственный контроль за использованием и охраной земель, т.е. обеспечение государством соблюдения всеми субъектами землепользования требований действующего законодательство о земле. Для этого создается:

а) государственный земельный кадастр – система сведений и документов о категориях, правовом режиме земель, субъектах их использования;

б) мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земельного фонда в целях предупреждения и устранения последствий негативных процессов;

в) землеустройство – система мероприятий по организации использования и охраны земель, улучшению ландшафта, созданию благоприятной экологической среды.

2. Экономические меры – это взятые в совокупности экономическое стимулирование и экономическая защита рационального использования и охраны земли от негативных последствий хозяйственной деятельности:

1) выделение бюджетных кредитов для восстановления земель;

2) частичная компенсация государством снижения дохода не по вине субъектов;

3) поощрение субъектов за улучшение качественных характеристик земель;

4) установление повышенных цен на экологически чистую продукцию;

5) установление налоговых и иных льгот за малоотходную технологию и использование вторсырья;

6) установление повышенного налогообложения за применение экологически опасных технологий;

7) применение льготного кредитования за эффективную охрану земли;

8) установление платности за пользование землей.

3. Правовые меры – это применение юридической ответственности за конкретные виды земельных правонарушений, указанных в законе.

 

Типичные нарушения

 

1) незаконные сделки с землей;

2) самовольное строительство;

3) самовольное занятие земель;

4) порча сельскохозяйственных и других земель;

5) загрязнение земель (химическими, радиоактивными и др. веществами);

6) строительство и эксплуатация объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;

7) невыполнение норм природоохранного режима использования земель;

8) нарушение правил возврата временно занятых земель;

9) системное невнесение платежей за землю;

10) уничтожение знаков границ землепользования и т.д.

 

Недра – это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, дна водоемов и водотоков, простирающаяся до технически достижимых глубин их изучения и освоения.

Субъекты недропользования

 

1. Субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности.

2. Юридические лица.

3. Граждане РФ и других государств.

 

Полезные ископаемые, энергетические и др. ресурсы, недра – это государственная собственность. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада залога или отчуждения в иной форме, но добытые из недр ресурсы по условиям лицензии могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.

 

Виды пользования недрами

 

1. По субъектам пользования:

 

1) определенным недропользователем;

2) всеми недропользователями на основании лицензии.

 

2. По целям пользования:

 

1) для геологического изучения;

2) для добычи полезных ископаемых;

3) для строительства и эксплуатации подземных сооружений;

4) для иных государственных и общественных целей;

5) для образования особо охраняемых объектов;

6) для сбора коллекционных материалов;

 

3. По условиям пользования:

 

1) комплексное;

2) ограниченное.

 

4. По времени пользования:

 

1) на определенный срок;

2) без ограничения срока.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.224 (0.014 с.)