Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути мирного урегулирования международных конфликтов

Поиск

В теории и на практике существуют разные пути выхода из конфликтных ситуаций. В случае международного конфликта, который уже перешел в фазу вооруженной борьбы, стороны стремятся к военной победе и победитель навязывает побежденному свою волю. Конфликт прекращается, но в будущем он может возобновиться. Так, Первая мировая война закончилась поражением Германии и ее союзников и условия мира были продиктованы странами Антанты. Однако унижения и ограничения, которые были связаны с Версальским мирным договором, стали питательной почвой для появления и роста среди немцев реваншистских настроений, способствовали приходу к власти Гитлера. В итоге все это привело к новой мировой войне. Победа одной стороны и капитуляция другой в результате военных поражений представляет собой односторонний путь завершения конфликта, причем путь, опирающийся на использование силы.

Мирные пути урегулирования конфликта требуют усилий всех вовлеченных в конфликтную ситуацию сторон, а также участия не втянутых в непосредственное политическое или военное столкновение государств или иных международных акторов. Мирное урегулирование конфликтов — широкое понятие, охватывающее несколько направлений мирного выхода из конфликтной ситуации. Во-первых, это разрешение конфликта, т. е. деятельность по полному устранению его причин, которая, как правило, завершается подписанием соглашения о разрешении конфликта. Во-вторых, это урегулирование конфликта. Суть урегулирования заключается в том, что глубинные причины конфликта полностью не устраняются, но его дальнейшее протекание ставится в определенные рамки, гарантирующие минимальный уровень безопасности для заинтересованных сторон. В соглашениях об урегулировании конфликта оговариваются условия, при которых конфликт не будет развиваться по самому худшему сценарию, в то же время возможность его полного разрешения выносится за скобки и откладывается на будущее.

В-третьих, это путь предотвращения конфликта, т. е. недопущение его вооруженной фазы. Если же военные действия начались, третий вариант предполагает достижение соглашения о перемирии или хотя бы о прекращении огня. Ввиду издержек и опасностей, которые влечет за собой вооруженная борьба, ее недопущение или прекращение само по себе представляет серьезную ценность.

Мирное урегулирование в любом варианте предполагает ведение переговоров. Переговорный процесс в условиях конфликта, тем более международного, чрезвычайно сложен и обладает своей спецификой. Он подразделяется на несколько этапов:

♦ первый этап — подготовка к переговорам;

♦ на втором этапе участники излагают друг другу свои предложения и одновременно критикуют позиции противоположной стороны;

♦ третий этап означает переход к дискуссии по основным вопросам повестки дня переговоров;

♦ на четвертом, финальном этапе переговоры либо завершаются принятием совместного решения или документа, либо окончательно заходят в тупик.

Переговоры выполняют ряд важных функций. Основная из них — совместный поиск решения стоящих в центре переговоров проблем. Кроме этого переговоры выполняют информационно-коммуникационную функцию. В ходе переговоров стороны могут обмениваться информацией, касающейся не только непосредственно переговорного процесса, но и других вопросов, представляющих взаимный интерес. Пока идет переговорный процесс, его участников объединяет официальный устойчивый канал коммуникации, что чрезвычайно важно в условиях конфликтной ситуации, когда нормальные взаимоотношения нарушены. Переговоры по международным проблемам при определенных обстоятельствах могут выполнять функцию решения какой-либо внутриполитической проблемы. Например, начало переговоров, которых требовала оппозиция, может лишить ее основного козыря во внутриполитической борьбе и укрепить позиции существующей власти. В таком случае достижение конечной цели уходит на второй план и переговорный процесс становится самоцелью.

Специалисты отмечают еще одну функцию переговоров, не связанную непосредственно с их содержанием, — пропагандистскую. Эта функция реализуется в том, что участвующие в переговорах лица обращаются не только к партнерам, но и к общественному мнению своей страны, международному общественному мнению, к социальным группам и политическим силам, для того чтобы получить их поддержку и, возможно, изменить характер мыслей и действий в соответствии с собственными интересами. Ярким примером осуществления пропагандистской функции переговоров была деятельность Л. Троцкого в Брест-Литовске в 1918 г. Один из вождей большевистской революции и первый советский нарком иностранных дел, он возглавлял делегацию советской России на переговорах по заключению мирного договора с Германией, Австро-Венгрией и их союзниками. Меньше всего Л. Троцкий был озабочен теми вопросами, которые традиционно решают профессиональные дипломаты. Для него было важно не столько заключить мир на приемлемых для нашей страны условиях, сколько подтолкнуть европейскую и мировую революцию в соответствии со своими теоретическими концепциями. Поэтому Л. Троцкий обращался не к немецким генералам и дипломатам, а «через их головы» — к «германскому и международному пролетариату». Брестские переговоры были завершены им бессмысленным и безответственным заявлением: «Советская Россия войну прекращает, мирного договора не подписывает, а армию демобилизует». Этот пример показывает, что акцентирование пропагандистской функции переговорного процесса может негативно сказаться на его основном содержании.

Для проведения международных переговоров необходима специальная подготовка, в ходе которой определяются их время, место, формулируется повестка дня, определяется уровень представительства. Поскольку в условиях конфликта решить эти вопросы, по сути технические, непросто, иногда требуются предварительные «переговоры о переговорах».

Одной из важнейших предпосылок начала переговорного процесса является наличие переговорного пространства, т. е. ситуации, при которой теоретически возможно достижение какого-либо взаимоустраивающего результата на основе частичного совпадения позиций и взаимных уступок потенциальных участников переговоров. Если переговорное пространство отсутствует, то следует искать иной выход из конфликтной ситуации или попытаться пересмотреть свои позиции, тем самым формируя пространство заново. Примером такого отсутствия переговорного пространства, хотя и не в сфере международных отношений, может быть названа ситуация в Чечне. После возобновления вооруженных действий в России и за ее пределами часто раздавались призывы начать переговорный процесс между российскими властями и чеченскими сепаратистами. Но в данном случае переговорное пространство отсутствовало, поскольку одна сторона не подвергала сомнению статус Чечни как составной части Российской Федерации, а другая придерживалась прямо противоположной позиции.

 

Контрольные вопросы и задания

1. В чем вы видите причины конфликтов в международных отношениях?

2. На основе существующих типологий охарактеризуйте известные вам международные конфликты 2-й половины XX в.

3. Что такое конфликт с нулевой суммой применительно к международным отношениям?

4. Как может изменяться структура международного конфликта?

5. Через какие этапы проходит развитие международного конфликта?

6. В чем заключаются особенности международных кризисов?

7. Чем международные конфликты начала XXI в. отличаются от конфликтов предшествующих десятилетий конца XX в.?

8. Какие существуют способы выхода из конфликтной ситуации?

9. Что такое переговорное пространство?

10. В чем заключаются особенности международных переговоров?

11. Что такое третья сторона и какова ее роль в урегулировании международных конфликтов?

 

Литература

Введение в социологию международных отношений / Под ред. П. А. Цыганкова. М., 1992.

Введение в теорию международных отношений: Учебное пособие / Отв. ред А. С. Маныкин. М, 2001.

Доронина М. И. Международный конфликт: О буржуазных теориях конфликта. Критический анализ методологии исследования. М., 1981. Ермоленко Д. В. Социология и проблемы международных отношений. М., 1977.

Ланцов С. А. Мировая политика и международные отношения: Конспект лекций. СПб., 2000.

Ланцов С. А. Теория международного конфликта и реалии постсоветского геополитического пространства // Международные отношения: современность и история. Выи. I. СПб., 1994.

Лебедева М. М. Мировая политика: Учебник для вузов. М., 2003.

Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы. Решения. Технологии. М., 1997.

Международные конфликты современности / Отв. ред. В. И. Гантман. М., 1983.

Международные отношения как объект изучения / Под ред. П. А. Цыганкова. М., 1993.

Скакунов Э. И. Международный конфликт (юридический конфликт): сферы

и механизмы. Мм 1995. Фельдман Д. М. Конфликты в мировой политике. М., 1997. Цыганков П. А. Теория международных отношений: Учебное пособие. М., 2003.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1670; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.185.147 (0.007 с.)