Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы формирования новой модели взаимоотношений России со странами центральной и восточной европыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основной тенденцией во внешней политике всех стран ЦВЕ после падения коммунистических режимов было стремление к интеграции в те европейские структуры, которые ассоциировались с ценностями западной демократии (Европейский союз и НАТО). Поэтому двусторонние отношения этих государств с Россией не были в числе их основных внешнеполитических приоритетов. За полтора десятилетия, прошедшие после распада мировой системы социализма, многие ранее существовавшие связи между нашей страной и ее восточноевропейскими соседями оказались полностью утраченными. Можно констатировать, что со стороны России неудачными оказались как попытки игнорировать в своей внешней политике страны ЦВЕ, так и предпринимавшиеся в последние десять лет усилия затормозить процесс их сближения и интеграции с западными институтами, особенно с НАТО. Сегодня, когда почти все страны ЦВЕ стали членами Североатлантического альянса, а многие из них — и членами Европейского союза, пришло время выработать новую модель отношений России с этими странами. Вступление большинства стран ЦВЕ в Европейский союз и НАТО создает для Российской Федерации слож 378 Глава XIX. Россия и посткоммунистические государства... ности как в отношениях с этими институтами, так и в отношениях с восточноевропейскими государствами. Нельзя забывать, что у определенной части политических элит стран ЦВЕ сохраняются антироссийские настроения, имеющие исторические корни. Даже при небольшой возможности новых членов оказывать влияние на принятие решений в НАТО или Европейском союзе такие настроения способны в какой-то степени осложнить взаимодействие России с этими организациями. На протяжении 1990-х гг. в России преобладало мнение, что более всего противоречит ее интересам расширение на восток Североатлантического альянса. Расширение же Европейского союза за счет вступления в него государств ЦВЕ иногда даже приветствовалось. Сегодня обнаруживается, что последствия расширения Европейского союза для России более негативны, чем расширение НАТО. К таким отрицательным последствиям относятся, например, усложнение транзита в Калининградскую область и введение визового режима со странами ЦВЕ, вступившими в Европейский союз. Кроме этого, возникли проблемы в области торгово-экономических отношений и других сферах межгосударственного сотрудничества. Переход на стандарты ЕС поставил под вопрос сохранение прежнего уровня этих связей. Поскольку Россия в отличие от своих восточноевропейских соседей не стремится к полноправному членству в НАТО и Европейском союзе, расширение этих альянсов на восток создает потенциальную опасность политической и экономической изоляции нашей страны, появления к западу от ее границ нового «железного занавеса». Вместе с тем нет никаких оснований драматизировать происходящее на европейском континенте. Главный интерес России заключается в том, чтобы иметь дело с единой, а не раздробленной Европой. И хотя соблазн поиграть на противоречиях между европейскими державами велик, для России важнее стабильность и предсказуемость Европы, обеспечиваемые в первую очередь многогранными интеграционными процессами как в ЕС, так и в НАТО. Не менее заинтересована наша страна и в том, чтобы не допустить возрождения враждебности между Россией и Западом, и в частности с Европой, найти пути приобщения России к расширяющемуся европейскому сообществу безопасности. Институционализация партнерских отношении с ЕС и НАТО должна поэтому стать одним из основных приоритетов российской политики в Европе. Специальные механизмы и институты, связывающие Россию с ЕС и НАТО, позво § 2. Проблемы формирования новой модели взаимоотношений... 379 ляющие согласовывать общие интересы и политику, должны стать новым звеном в системе европейских институтов. Без этого звена новую систему отношений со странами ЦВЕ выстроить в данный момент невозможно. Упорное стремление многих стран ЦВЕ получить членство в Европейском союзе и НАТО было связано с наличием у их политических лидеров и элит посткоммунистического синдрома. Сегодня, когда посткоммунистическая трансформация в основном завершена, пришло время освободиться от прежних комплексов. К власти в ряде стран приходит новое поколение лидеров, которые более трезво оценивают место и роль своих государств в европейских экономическом и политическом процессах. Для многих становится ясно, что само по себе членство в западных институтах не решает всех старых проблем стран Центральной и Восточной Европы, более того, иногда создает новые. Нынешний президент Чехии Вацлав Клаус, экономист-прагматик, сменивший на этом посту бывшего диссидента Вацлава Гавела, довольно скептически оценивает последствия расширения Европейского союза как для новых, так и для старых его членов. Сам факт членства восточноевропейских государств в ЕС символизирует, что в институциональном и системном плане они уже не отличаются от стран Западной Европы, но в расширении ЕС В. Клаус не видит сколько-нибудь значимых положительных эффектов. «Часто говорится, — пишет он, — об эффекте открытости, либерализации передвижения людей, товаров, капиталов, а главное — идей. Но на самом деле степень открытости этих государств по отношению к странам — членам ЕС и наоборот после 1 мая 2004 года нисколько не изменилась. Эффект интенсивности взаимоотношений нарастал постепенно уже с того момента, как в ноябре 1989-го была разрушена Берлинская стена. К тому же достигнутый эффект уже исчерпал свое действие задолго до мая 2004 года» [1]. Как отмечает В. Клаус, «столь же маргинален и финансовый эффект, прежде всего для более развитых новых стран-членов. Все свидетельствует о том, что Чехии в ближайшее время уготована роль чистого плательщика, а вовсе не получателя средств ЕС, что резко контрастирует с тем положением, в котором находились при вступлении в альянс такие страны, как Греция, Ирландия, Испания или Португалия» [2]. Чешский президент не ждет «заметного эффекта и от получения новыми странами-членами возможности влиять на 380 Глава XIX. Россия и посткоммунистические государства. процессы принятия решений в ЕС. Они для этого недостаточно подготовлены и еще долго будут оставаться в роли "младших братьев"» [3]. После того как эйфория от членства в ЕС и НАТО во всех бывших социалистических странах пройдет и имевшиеся еще недавно иллюзии рассеятся, настанет время прагматического подхода и реалистической оценки перспектив отношений этих стран с Россией. Можно надеяться, что взаимные обиды и ссылки на прошлое отойдут на задний план, а главными факторами, определяющими отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, станут их географическая близость и экономическая взаимозависимость. Примечания 1. Клаус В. Расширение Евросоюза — далеко не такое благо, как принято считать // Известия. 2004. 29 сентября. 2. Там же. 3. Там же. Контрольные вопросы и задания 1. Что такое Центральная и Восточная Европа и каковы критерии определения границ данного региона? 2. Какие субрегионы можно выделить внутри ЦВЕ? 3. Каким образом историческое наследие отражалось на отношениях России и Польши в последнее десятилетие? 4. Назовите основные проблемы в отношениях между Россией и государствами Балтии. 5. Охарактеризуйте историческое прошлое и современное состояние отношений России с Чехией, Словакией и Венгрией. 6. Насколько в реальной действительности цивилизационные факторы этнической близости и религиозной общности влияли и влияют на отношения России со странами Балканского полуострова? Литература Авдеев А. Россия—Литва: некоторые итоги последних лет и взгляд в будущее // Международная жизнь. 2000. № 11. Афанасьевский Н. Россия и Польша: к новым горизонтам сотрудничества // Международная жизнь. 2002. № 4. Глинский-Васильев Д. Политические ограничения расширения НАТО и возможности России // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7. Демурип Л/. Россия и Латвия: как выходить на стезю добрососедства // Международная жизнь. 2000. № 12. Десять лет системной трансформации в странах ЦВЕ и в России: итоги и уроки // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5. Елагин В. От Таллина до Москвы непростой путь // Международная жизнь. 2001. № 4. Пятое расширение ЕС: судьбоносный выбор // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9. Хофф Магдалене. ЕС - Восточная Европа // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 12.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.101.75 (0.007 с.) |