ТОП 10:

Проблемы формирования новой модели взаимоотношений России со странами Центральной и Восточной Европы



Основной тенденцией во внешней политике всех стран ЦВЕ после падения коммунистических режимов было стремление к интеграции в те европейские структуры, которые ассоциировались с ценностями западной демократии (Европейский союз и НАТО). Поэтому двусторонние отношения этих государств с Россией не были в числе их основных внешнеполитических приоритетов. За полтора десятилетия, прошедшие после распада мировой системы социализма, многие ранее существовавшие связи между нашей страной и ее восточноевропейскими соседями оказались полностью утраченными. Можно констатировать, что со стороны России неудачными оказались как попытки игнорировать в своей внешней политике страны ЦВЕ, так и предпринимавшиеся в последние десять лет усилия затормозить процесс их сближения и интеграции с западными институтами, особенно с НАТО. Сегодня, когда почти все страны ЦВЕ стали членами Североатлантического альянса, а многие из них — и членами Европейского союза, пришло время выработать новую модель отношений России с этими странами. Вступление большинства стран ЦВЕ в Европейский союз и НАТО создает для Российской Федерации слож


378 Глава XIX. Россия и посткоммунистические государства...

ности как в отношениях с этими институтами, так и в отношениях с восточноевропейскими государствами.

Нельзя забывать, что у определенной части политических элит стран ЦВЕ сохраняются антироссийские настроения, имеющие исторические корни. Даже при небольшой возможности новых членов оказывать влияние на принятие решений в НАТО или Европейском союзе такие настроения способны в какой-то степени осложнить взаимодействие России с этими организациями.

На протяжении 1990-х гг. в России преобладало мнение, что более всего противоречит ее интересам расширение на восток Североатлантического альянса. Расширение же Европейского союза за счет вступления в него государств ЦВЕ иногда даже приветствовалось. Сегодня обнаруживается, что последствия расширения Европейского союза для России более негативны, чем расширение НАТО. К таким отрицательным последствиям относятся, например, усложнение транзита в Калининградскую область и введение визового режима со странами ЦВЕ, вступившими в Европейский союз. Кроме этого, возникли проблемы в области торгово-экономических отношений и других сферах межгосударственного сотрудничества. Переход на стандарты ЕС поставил под вопрос сохранение прежнего уровня этих связей. Поскольку Россия в отличие от своих восточноевропейских соседей не стремится к полноправному членству в НАТО и Европейском союзе, расширение этих альянсов на восток создает потенциальную опасность политической и экономической изоляции нашей страны, появления к западу от ее границ нового «железного занавеса».

Вместе с тем нет никаких оснований драматизировать происходящее на европейском континенте. Главный интерес России заключается в том, чтобы иметь дело с единой, а не раздробленной Европой. И хотя соблазн поиграть на противоречиях между европейскими державами велик, для России важнее стабильность и предсказуемость Европы, обеспечиваемые в первую очередь многогранными интеграционными процессами как в ЕС, так и в НАТО.

Не менее заинтересована наша страна и в том, чтобы не допустить возрождения враждебности между Россией и Западом, и в частности с Европой, найти пути приобщения России к расширяющемуся европейскому сообществу безопасности. Институционализация партнерских отношении с ЕС и НАТО должна поэтому стать одним из основных приоритетов российской политики в Европе. Специальные механизмы и институты, связывающие Россию с ЕС и НАТО, позво


§ 2. Проблемы формирования новой модели взаимоотношений... 379

ляющие согласовывать общие интересы и политику, должны стать новым звеном в системе европейских институтов. Без этого звена новую систему отношений со странами ЦВЕ выстроить в данный момент невозможно.

Упорное стремление многих стран ЦВЕ получить членство в Европейском союзе и НАТО было связано с наличием у их политических лидеров и элит посткоммунистического синдрома. Сегодня, когда посткоммунистическая трансформация в основном завершена, пришло время освободиться от прежних комплексов. К власти в ряде стран приходит новое поколение лидеров, которые более трезво оценивают место и роль своих государств в европейских экономическом и политическом процессах. Для многих становится ясно, что само по себе членство в западных институтах не решает всех старых проблем стран Центральной и Восточной Европы, более того, иногда создает новые.

Нынешний президент Чехии Вацлав Клаус, экономист-прагматик, сменивший на этом посту бывшего диссидента Вацлава Гавела, довольно скептически оценивает последствия расширения Европейского союза как для новых, так и для старых его членов. Сам факт членства восточноевропейских государств в ЕС символизирует, что в институциональном и системном плане они уже не отличаются от стран Западной Европы, но в расширении ЕС В. Клаус не видит сколько-нибудь значимых положительных эффектов. «Часто говорится, — пишет он, — об эффекте открытости, либерализации передвижения людей, товаров, капиталов, а главное — идей. Но на самом деле степень открытости этих государств по отношению к странам — членам ЕС и наоборот после 1 мая 2004 года нисколько не изменилась. Эффект интенсивности взаимоотношений нарастал постепенно уже с того момента, как в ноябре 1989-го была разрушена Берлинская стена. К тому же достигнутый эффект уже исчерпал свое действие задолго до мая 2004 года» [1].

Как отмечает В. Клаус, «столь же маргинален и финансовый эффект, прежде всего для более развитых новых стран-членов. Все свидетельствует о том, что Чехии в ближайшее время уготована роль чистого плательщика, а вовсе не получателя средств ЕС, что резко контрастирует с тем положением, в котором находились при вступлении в альянс такие страны, как Греция, Ирландия, Испания или Португалия» [2]. Чешский президент не ждет «заметного эффекта и от получения новыми странами-членами возможности влиять на


380 Глава XIX. Россия и посткоммунистические государства.

процессы принятия решений в ЕС. Они для этого недостаточно подготовлены и еще долго будут оставаться в роли "младших братьев"» [3].

После того как эйфория от членства в ЕС и НАТО во всех бывших социалистических странах пройдет и имевшиеся еще недавно иллюзии рассеятся, настанет время прагматического подхода и реалистической оценки перспектив отношений этих стран с Россией. Можно надеяться, что взаимные обиды и ссылки на прошлое отойдут на задний план, а главными факторами, определяющими отношения России с государствами Центральной и Восточной Европы, станут их географическая близость и экономическая взаимозависимость.

Примечания

1. Клаус В. Расширение Евросоюза — далеко не такое благо, как принято считать // Известия. 2004. 29 сентября.

2. Там же.

3. Там же.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое Центральная и Восточная Европа и каковы критерии определения границ данного региона?

2. Какие субрегионы можно выделить внутри ЦВЕ?

3. Каким образом историческое наследие отражалось на отношениях России и Польши в последнее десятилетие?

4. Назовите основные проблемы в отношениях между Россией и государствами Балтии.

5. Охарактеризуйте историческое прошлое и современное состояние отношений России с Чехией, Словакией и Венгрией.

6. Насколько в реальной действительности цивилизационные факторы этнической близости и религиозной общности влияли и влияют на отношения России со странами Балканского полуострова?

Литература

Авдеев А. Россия—Литва: некоторые итоги последних лет и взгляд в будущее // Международная жизнь. 2000. № 11.

Афанасьевский Н. Россия и Польша: к новым горизонтам сотрудничества // Международная жизнь. 2002. № 4.


Глинский-Васильев Д. Политические ограничения расширения НАТО и возможности России // Мировая экономика и международные отношения.

2000. № 7.

Демурип Л/. Россия и Латвия: как выходить на стезю добрососедства // Международная жизнь. 2000. № 12.

Десять лет системной трансформации в странах ЦВЕ и в России: итоги и уроки // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5.

Елагин В. От Таллина до Москвы непростой путь // Международная жизнь.

2001. № 4.

Пятое расширение ЕС: судьбоносный выбор // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 9.

Хофф Магдалене. ЕС - Восточная Европа // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 12.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.005 с.)