Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восточное направление внешней политики

Поиск

На азиатском направлении серьезный прогресс был достигнут в отношениях России с Китаем и Индией. Активизировалась работа по проблематике безопасности в Азии, прежде всего в поддержку межкорейского урегулирования. Россия стала полноправным участником ключевых азиатских интеграционных структур — Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Асеановского регионального форума.

Серьезно укрепился такой азиатский многосторонний механизм, как Шанхайская организации экономического сотрудничества (ШОС). О том, что у этой организации неплохие перспективы, свидетельствует заинтересованность Индии и даже США в налаживании взаимодействия с ШОС.

9 февраля 2000 г. в ходе официального визита в Пхеньян министра иностранных дел России И.С. Иванова был подписан новый договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой. Визит в КНДР В.В. Путина в июле 2000 г. стал первой поездкой руководителя России в Пхеньян за всю историю российско-корейских отношений. Оздоровление ситуации на Корейском полуострове в результате межкорейского саммита в июне 2000 г. и развития межкорейского диалога поставило в практическую плоскость вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения между севером и югом Кореи и организации железнодорожных перевозок грузов с юга Корейского полуострова в Россию, Китай и транзитом в Европу, что весьма важно для обеспечения интересов России как трансевразийского «моста». Железнодорожные перевозки по этим маршрутам позволяют значительно сократить транзитное время и экономически более эффективны, чем перевозки морем. По расчетам специалистов, время в пути до Европы и расходы могут сократиться на треть. Следующим шагом стало проведение 12—13 февраля 2001 г. Министерством путей сообщения России совместно с Международным координационным советом по транссибирским перевозкам в Сеуле презентации «Транссибирская магистраль в ХХI веке. Лерспёктивы российско-корейского сотрудничества в области транспорта».

На фоне неопределенности отношений с Западом сближение с Китаем в начале XXI в. представляется устойчивым и неподвластным политической конъюнктуре процессом. Китай демонстрирует общие с Россией подходы ко многим международным вопросам, активно развивает с ней торговлю. Особое значение имеет российско-китайское взаимодействие в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах. Россия и Китай имеют единый взгляд по такой важнейшей проблеме, как борьба с религиозным экстремизмом, национальным сепаратизмом и международным терроризмом. Китай поддерживает действия правительства России в Чечне. Со своей стороны Российская Федерация не поддерживает концепцию «независимости Тайваня», выступает против принятия Тайваня в ООН и другиемеждународные организации, членами которых являются лишь суверенные государства, не намерена поставлять вооружения Тайваню.

Успешно развиваются отношения России и Индии. Одной из важнейших составляющих всего комплекса двусторонних отношений является военное и военно-техническое сотрудничество. Индия один из крупнейших импортеров российского вооружения. Состоявшиеся в мае 2003 г. в акватории Индийского океана масштабные военно-морские учения ВМФ России и ВМС Индии (первые в истории двух стран) ознаменовали собой новый этап в упрочении уз стратегического партнерства двух стран. Позитивных тенденции и в двустороннем торгово-экономическом сотрудничестве: в осуществлении таких крупныхпроектов, как нефтедобыча (проект «Сахалин-1»), строительство АЭС «Куданкулам» на юге Индии, разведка углеводородного сырья на шельфе Бенгальского залива, в реализации крупных перспективных проектов в металлургии, гражданской авиации. Изучаются возможности расширения взаимовыгодного сотрудничества в новых наукоемких и высокотехнологичных отраслях экономики, а также использования индийской задолженности на инвестиционные цели в совместные проекты.

В 2001-2002 гг. обозначились позитивные перемены в российско-афганских отношениях. Когда осенью 1996 г. в Афганистане к власти пришли талибы, Россия заняла взвешенную позицию и не стала торопиться с их признанием. Официальная позиция российских властей основывалась на принципе невмешательства урегулировать отношения враждующие стороны должны были без всякого вмешательства извне. Однако затяжной конфликт в Афганистане создавал реальную угрозу безопасности южных рубежей СНГ, напрямую затрагивал российские интересы. Под властью талибов Афганистан превращался в центр международного терроризма. Отсюда на территорию южных стран СНГ шли крупные партии наркотиков, проникала опасная идеология исламского фундаментализма. Для России отношения с Афганистаном усугублялись еще и тем, что талибы попытались установить дипломатические отношения с Чеченской Республикой Ичкерия, для чего в Кабуле в феврале 2000 г. были проведены переговоры с чеченской делегацией во главе с З. Яндарбиевым.

Позиция Москвы по отношению к правительству талибов резко ужесточилась после событий 11 сентября 2001 г., когда террористы, подготовленные скрывающимся в Афганистане Бен Ладеном, нанесли удары по Нью-Йорку и Вашингтону, повлекшие гибель тысяч мирных людей. Россия безоговорочно поддержала военную операцию США в Афганистане, направленную наликвидацию террористической сети Бен Ладена и отстранение от власти талибов. Россия заявила о полной поддержке признанного на международном уровне правительства Афганистана во главе с Бурхануддином Раббани. Северному альянсу, признавшему президента Раббани, Россия предоставила военную, техническую и гуманитарную помощь.

В декабре 2001 г. после падения режима талибов Россия установила дипломатические отношения с новым руководством Афганистана и приняла активное участие в международной операции под эгидой ООН по оказанию гуманитарной помощи населению этой страны и восстановлению разрушенной экономики. С помощью МЧС России было возобновлено транспортное движение по тоннелю Саланг, имеющему исключительно важное значение для экономики страны. В январе 2002 г. была открыта сооруженная российскими специалистами понтонная переправа через реку Пяндж на таджикско-афганской границе, что позволило значительно увеличить объемы перевозок гуманитарной помощи в Афганистан автомобильным транспортом. Российские компании приступили к восстановлению объектов энергетики Афганистана. В августе 2002 г. была возобновлена деятельность торгового представительства Российской Федерации в этой стране. Практическими шагами, свидетельствующими о «добрых намерениях сторон», стало подписание в марте 2002 г. 17 документов о сотрудничестве в сферах дорожного и сельскохозяйственного строительства, о поставках в Афганистан автомобилей «КамАЗ», энергетического и другого оборудования, о строительстве на афганской земле элеваторов, восстановлении газопроводов а также взаимодействии в других областях. Российские власти приветствовали проведение в Афганистане 11-19 июня 2002 г. чрезвычайной Лойя джирги, выборы президента Хамида Карзая путем тайного голосования и создание переходного органа. В 2003 г. Россия продолжила свое участие в процессе становления мирного Афганистана, свободного от терроризма и наркотиков, развивая с ним политические, торгово-экономические, научно-технические и культурные связи.

После долгих лет конкуренции и взаимной подозрительности наметился прорыв в экономических и политических отношениях России и Саудовской Аравии. Две ведущих нефтедобывающих страны, у которых в прошлом практически не было точек соприкосновения, начали реальное энергетическое сотрудничество. Россия и Саудовская Аравия совместно выступают за стабильные цены на нефть и готовы к полномасштабному сотрудничеству для достижения этой цели. Создан российско-саудовский деловой клуб, призванный на постоянной основе осуществлять координацию и взаимодействие между предпринимательскими кругами обеих стран. После финансового кризиса 1998 г. и девальвации рубля нефтяная промышленность России ускоренно консолидировалась. Уже в 2000 г. впервые с советских времен экспорт нефти из России начал расти. Российские нефтяные компании начали действовать жестко, открыто и по правилам, принятым на мировом нефтяном рынке. В свободной продаже появились акции, а вместе с ними и капитал для модернизации нефтедобывающего и перерабатывающего комплекса и инвестиций в разработку новых месторождений. Благодаря потенциальному росту спроса на энергоносители в США и Азии возможность в будущем получить свою долю на рынке есть как у саудовских, так и у российских производителей нефти.

Политическое сближение России с Саудовской Аравией происходит на фоне достаточно непростых американо-саудовских отношений, которые переживают нечто похожее на кризис. США считают недостаточными усилия саудовских властей в борьбе с финансированием террористических группировок. Саудовская Аравия не пожелала, чтобы ее территория использовалась в качестве плацдарма для военной операции США против Ирака в 2003 г. Вместе с тем у правящих кругов Саудовской Аравии есть серьезные претензии к американской администрации, вызванные ее подходом к событиям на Ближнем Востоке. В Эр-Рияде, как и столицах других арабских государств, полагают, что в нынешнем конфликте США заняли произраильскую позицию. Политика России требующей вывода израильских войск с палестинских территорий, импонирует арабам больше, нежели американская.

В конце 2002 г. впервые в российской практике в Министерстве иностранных дел была издана специальная группа по отслеживанию влияния исламского фактора на мировую политику. Это было связано прежде всего с возрастанием воздействия ислама на систему международных отношений. В августе 2003 г. во время официального визита в Малайзию президент В.В.Путин объявил о желании России быть представленной в Организации Исламская конференция (ОИК). Эта организация вкючает 57 стран (в том числе шесть стран СНГ) и является своего рода мини-ООН для исламского мира: она имеет широкую сеть ассоциированных учреждений, в том числе Исламский банк развития — аналог Всемирного банка, а также собственные объединения — аналоги ЮНЕСКО, Олимпийского комитета, Международного Красного Креста и т. п. Присоединение России к ОИК, пусть в качестве наблюдателя, тем более актуально, что позиции России и государств-членов ОИКпо большинству важнейших международных проблем совпадают. Это касается, в частности, необходимости борьбы с международным терроризмом, отстаивания и утверждения центральной роли ООН при решении актуальных международных и региональных проблем. Одинаковы позиции России и стран ОИК по проблеме ближневосточного урегулирования и в отношении иракского кризиса. Присоединение России к ОИК — основной организации мусульманского мира — позволит ей расширить связи с исламскими государствами, существенно ограничив возможностй сторонников антироссийского курса, в том числе и в вопросах, связанных с поддержкой чеченского сепаратизма.

В 2000-2003 гг., как и в предыдущие годы, России не удалось добиться прорыва в отношениях с Японией. Летом 2001 г. российская сторона предложила Японии провести экспертные консультации для достижения единообразного толкования 9-й статьи совместной советско-японской Декларации 1956 г. Однако этот процесс не привел к каким-либо позитивным сдвигам в решении проблемы «северных территорий» и не приблизил подписание мирного договора. В свою очередь российская общественность продолжала выступать против каких-либо территориальных уступок Японии, опасаясь «цепной реакции» — возникновения аналогичных проблем в других регионах (Калининградская область, Карельский перешеек). В действительности «цепная реакция» невозможна, поскольку границы с Германией и Финляндией установлены в юридическом порядке, подтверждены соответствующими международными документами, а в случае с Японией таких документов (прежде всего мирного договора) по-прежнему не существует.

Активное внедрение России в Азиатско-Тихоокеанский регион, один из быстро развйвающихся регионов мира, по замыслам российского руководства должно было дать импульсразвитию экономики России, особенно в восточных районах страны. Однако заявленная президентом многовекторность российской внешней политики, предполагавшая равноценность западного и восточного направлений, не обеспечивалась реальными действиями в экономике, в частности, реализацией стратегии развития районов Сибири и Дальнего Востока. Несовершенство законодательной базы, непонятная иностранным партнерам налоговая система и отсутствие надежных гарантий безопасности иностранного бизнеса в России — самые главные помехи в развитии экономического взаимодействия.

Подписано и планируется к подписанию большое количество долгосрочных проектов с Китаем, Южной Кореей, Японией, реализация которых могла бы серьезно повысить экономическую роль России как фактора развития АТР. Но весь этот процесс развивается крайне медленно. Доля России во внешнеторговом обороте азиатских стран колеблется на уровне 1%, а доля азиатских стран в российском экспорте составляет 15%. При этом азиатские страны проявляют интерес к России прежде всего как к стране развивающейся, поставляющей сырье — сырую нефть, необработанные руды, металлолом.

Россия, заявляя о том, что она не только европейская, но и азиатская держава, до сих пор не стала членом Азиатского банка и некоторых других региональных организаций, не участвует в Олимпийских азиатских играх.

СНГ

Приоритетным направлением в отношениях России с СНГ в новой концепции внешней политики было признано обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами-участниками Содружества задачам национальной безопасности страны. Поставлена задача строить практические отношения с каждым из участников содружества с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников. Исходя из концепции раз-носкоростной и разноуровневой интеграции в рамках СНГ, Россия намерена определять параметры и характер своего взаимодействия с государствами-участниками СНГ как в целом в Содружестве, так и в более узких объединениях, в первую очередь в Таможенном союзе, Договоре о коллективной безопасности, а также развивать двусторонние отношения.

10 октября 2000 г. в Астане (Казахстан) пять стран Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Кыргызстан и Таджикистан) учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАз-ЭС). Цель новой структуры в рамках СНГ — продвижение процесса формирования Таможенного союза и единого, экономического пространства. А в ходе финского саммита СНГ (1 июня 2001 г.) Россия подписала с государствами-участниками СНГ (за исключением, Украины и Туркменистана) двусторонние соглашения о свободной торговле, которые при их реализации могли стать опорным элементом создания зоны свободной торговли. Приоритетными продолжали оставаться совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах — участниках СНГ, развитие сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Первостепенной задачей в развитии двустороннего сотрудничества стало укрепление Союза Белоруссии и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств. Но отношения с братской славянской республикой складывались непросто. Много важных документов, исторических договоров было подписано, но реального объединения так и не произошло. Многие объективные и субъективные факторы мешали сближению двух стран: слабость и нерыночность белорусской экономики, откровенно антизападнический внешнеполитический курс А.Г. Лукашенко, приведший к фактической международной изоляции Белоруссии, нарушение прав и свобод в республике и др. Стремление белорусской стороны использовать Россию в качестве экономического донора вызывало в Москве все большее раздражение. В 2002 г. едва ли не произошел разрыв между российским и белорусским президентами по вопросу о дальнейших путях объединения.

Российско-грузинские отношения по-прежнему осложнял «абхазский синдром» (опасение Тбилиси по поводу сближения этой части Грузинской Республики с Россией и возможной перспективы ее вхождения в состав РФ). В целях активизации переговорного процесса, в марте 2003 г. в Сочи состоялась встреча президента России В.В. Путина и президента Грузии Э.А. Шеварднадзе с участием представителя Абхазии. Важным итогом встречи явились договоренности относительно восстановления железнодорожного сообщения по маршрут Сочи — Сухуми — Тбилиси — Ереван, модернизации каскада «Йнгури-ГЭС», а также безопасного возвращения беженцев в Галльский район. Выступая в поддержку суверенитета и территориальной целостности Грузии, Россия продолжала играть посредническую роль в урегулировании и грузино-осетинского конфликта. Российские миротворцы в рамках коллективных сил СНГ по поддержанию мира в Абхазии и смешанных сил по поддержанию мира в Южной Осетии обеспечивают стабильность на максимально возможном уровне. Болезненным в отношениях между Москвой и Тбилиси стал фактический отказ грузинской стороны сотрудничать в борьбе с чеченскими террористами. Российская сторона выступает за усиление двустороннего взаимодействия в борьбе с находящимися на территории Грузии чеченскими террористами и их пособниками. Однако Тбилиси пока не проявляет должной активности в этой сфере взаимоотношений. В 2000-2002 гг. регулярные «заморозки» на российско-грузинской почве неизменно сменялись очередной «оттепелью» при личных встречах Э.А. Шеварнадзе с В.В.Путиным.

В ноябре 2003 г. в Грузии произошла «бархатная революция» — бескровная смена власти. 23 ноября под мощным давлением оппозиции, захватившей канцелярию президента и парламент, Э.А. Шеварнадзе был вынужден уйти в отставку. Уход с политической сцены бессменного лидера Грузии дал новый повод для беспокойства. Восстановление управляемости в Грузии требовало от Тбилиси поиска устойчивой модели отношений не только с Абхазией и Южной Осетией, но и с Аджарией, руководство которой заявило о бойкоте назначенных на 4 января 2004 г. президентских выборов. Перед Россией в отношении Грузии теперь стоят две взаимоисключающих друг друга задачи: с одной стороны, не допустить распада соседнего государства, с другой — сохранить дружественные отношения с Аджарией, Абхазией и Южной Осетией.

В 2000-2003 гг. Россия продолжала терять свои позиции в некоторых постсоветских странах. После размещения войск США в республиках Средней Азии (Узбекистан, Кыргызстан) России были даны гарантии того, что это присутствие будет исключительно временным и завертится с окончанием контртеррористической операции в Афганистане. Однако основная фаза операции миновала, ситуация в Афганистане изменилась в лучшую сторону, а число американских военнослужащих не сократилось. Вслед за Средней Азией настал черед Грузии. В 2002 г. в эту республику прибыла группа американских специалистов для подготовки офицерских кадров и планирования антитеррористической операции в Панкисском ущелье.

Озабоченность российского руководства вызывает продолжающийся отток русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья. Причины этого разные: социально-экономические трудности, сложности с трудоустройством, получением образования на русском языке, сокращение теле- и радиовещания на русском языке и т.д. В результате, например, из Киргизии в 2000 г. выехало около 20 тыс. человек, а в 2001 г. — уже 25 тыс. С 1989 по 2002 г. по причинам социально-экономического характера число этнических россиян, проживающих в Армении, сократилось с 51 до 15 тыс. человек.

В начале XXI в. сложидась благоприятная обстановка для развития отношений России с Арменией, Украиной и Казахстаном. Взаимодействие России и Армении особенно динамично развивается в политической и военной областях. По большинству ключевых международных проблем позиции России и Армении совпадают либо близки. Ереван поддерживает меры, предпринимаемые Россией по наведению конституционного порядка в Чечне. Россия как самостоятельно, так и в рамках Сопредседательства Минской группы ОБСЕ (совместно с США и Францией) продолжает участвовать в политическом разрешении нагорно-карабахского конфликта. Армения, будучи одним из наиболее активных участников Договора о коллективной безопасности, выступает за наращивание сотрудничества в деле укрепления СНГ. Россия и Армения тесно взаимодействуют и в рамках Антитеррористического центра Содружества, совместно осуществляют охрану армянского участка внешней границы СНГ, в связи с чем в Армении дислоцируется российская пограничная группа. В Армении же располагается 102-я российская военная база.

Вместе с тем развитие торгово-экономических отношений России с Арменией продолжает отставать от высокого уровня политического взаимодействия между обеими странами. Факторами, тормозящими развитие двустороннего сотрудничества, являются различия в законодательстве, а также режиме инвестиций, налоговых льгот, тарифов и т. д. Сотрудничество сдерживается, кроме того, транспортной блокадой со стороны Турции и Азербайджана и разрывом в начале 1990-х гг. прежних кооперационных связей в промышленности. Тем не менее Россия продолжает оставаться ведущим торговым партнером Армении, занимая первое место по объемам прямых инвестиций в ее экономику.

По итогам визита В.В. Путина в Ереван в сентябре 2001 г. был подписан российско-армянский Договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 г. 17 поля 2002 г. в Ереване подписано российско-армянское соглашение о порядке погашения государственного долга Армении (98,3 млн. долл) в имущественной форме. В 2003 г. Армения передала Российской Федерации в собственность ряд предприятий (среди них завод «Марс», Разданская ТЭС). Россия занимает ключевые позиции в топливно-энергетическом комплексе Армении. Пущенный с ее помощью и работающий на российском топливе энергоблок Армянской АЭС вырабатывает до 40% потребляемой в республике электроэнергии. Отношения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан носят стратегический характер, отличаются интенсивностью и солидной договорно-правовой базой. Особенно важно тесное взаимодействие в рамках СНГ, Договора о коллективной безопасности и ЕврАзЭС, а также в Шанхайской организации сотрудничества. Во внешнеэкономических связях России с государствами СНГ Казахстан занимает третье место (после Украины и Белоруссии). В структуре российского экспорта в Казахстан увеличилась доля готовых изделий. Ведущее место принадлежит продукции топливно-энергетического комплекса и машиностроения. Увеличился объем поставок из Казахстана в Россию сырьевых товаров, включая энергоносители и черные металлы, а также зерновые и другую сельхозпродукцию. Успешно развивается и инвестиционное сотрудничество, представленное в основном деятельностью предприятий соучастием российского капитала. Ведется работа по созданию совместного предприятия с участием РАО ЕЭС России на базе Экибастузской ГРЭС-2. Компания «Башнефть» приступила к буровым работам на юге Актюбинской области, став второй после «Лукойла» российской компанией в нефтегазовом секторе Казахстана. Заметно активизировалась деятельность в Казахстане и российских автомобильных заводов — как по поставкам автомобилей, так и по расширению сборочного производства на местных совместных предприятиях. В ноябре 2001 г. завершена реализация инвестиционного проекта Каспийского трубопроводного консорциума стоимостью 2,6 млрд. долл. Договорно-правовая база двусторонних отношений в 2001 г. пополнилась межправительственными соглашениями о сотрудничестве в газовой отрасли, а также о порядке и форме возмещения товарами части арендной платы за использование российской стороной космодрома Байконур. Продолжаются российско-казахстанские консультации по правовому статусу Каспийского моря и международно-правовому оформлению 7,5 тыс. км государственной границы между двумя странами. Согласованы линия границы и ее описание на отрезке протяженностью 4,5 тыс. км. В последние годы заметно активизировались культурно-гуманитарные связи России с Казахстаном, в котором проживают 4,3 млн. этнических русских.

Главным успехом российско-украинских отношений стало развитие прагматического взаимовыгодного сотрудничества с Украиной, нацеленного на установление с этой страной отношений стратегического партнерства. Приоритет в российско-украинских отношениях отдается развитию торгово-экономического взаимодействия. Украина является одним из основных торговых партнеров России, занимая четвертое место по объемам торговых операций в ее торговом обороте, уступая Германии, Белоруссии, Италии. Для Украины же Россия — ведущий партнер. Особую значимость в торгово-экономическом взаимодействии имела договоренность президентов России и Украины и подписание 7 октября 2002 г. в ее развитие документов о стратегическом сотрудничестве в нефте-газовой промышленности и о создании консорциума по управлению газо-транспортной системой Украины и развитию этой системы. Способствовало укреплению торгово-экономического взаимодействия присоединение Украины к деятельности ЕврАзЭС в качестве наблюдателя. Начался консультативный процесс по согласованию с Украиной позиций при вступлении в ВТО. 28 января 2003 г. в Киеве президент Российской Федерации В.В. Путин и президент Украины Л.Д. Кучма подписали Договор о российско-украинской государственной границе. Таким образом, был завершен длительный процесс делимитации сухопутного участка российско-украинской границы.

К числу нерешенных вопросов российско-украинских отношений относится прежде всего не урегулированная проблема «нулевого варианта»; Украина до сих пор не ратифицировала Соглашение от 9 декабря 1994 г., предусматривающее передачу России обязательств и прав по внешнему долгу и активам бывшего СССР. К числу достаточно сложных вопросов российско-украинских отношений, по которым не завершился переговорный процесс, относятся вопросы правового статуса Азовского моря и Керченского пролива и разграничения морских пространств в Черном море. Это и явилось сновной причиной ситуации, возникшей осенью 2003 г. вокруг событий на о-ве Тузла. В ходе состоявшихся 30 октября 2003 г. в Киеве переговоров министров иностранных дел России и Украины в соответствии с поручением руководства двух государств было решено форсировать переговорный процесс и создать соответствующие рабочие группы, которые займутся подготовкой двусторонних соглашений по сотрудничеству в акваториях Азовского моря и Керченского пролива (судоходство, рыболовство, природопользование, исследования морского дна, экология и т.д.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.72.220 (0.011 с.)