Россия и страны Латинской Америки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия и страны Латинской Америки



В начале XXI в. заметно оживились связи России с государствами Центральной Америки. Некая пауза (1990-х гг.) объясняется объективными причинами, включая и те процессы, которые шли в самих центрально-американских государствах, испытывавших трудности в достижении экономической и политической стабильности. В России в те годы также шли сложные процессы: создавались рыночные экономические структуры, формировались новые институты политической власти, менялись приоритеты во внешней политике. Сегодня в Латинской Америке в целом идут позитивные процессы: наблюдается тенденция к устойчивому экономическому развитию и укреплению внутриполитической стабильности, постепенно осуществляется переход от многолетних внутренних вооруженных конфликтов к демократическому развитию. Все это делает привлекательным латиноамериканский регион с точки зрения развития межгосударственных отношений во многих направлениях — торгово-экономическом, политическом, гуманитарном и. т. д.

В настоящее время Россия поддерживает отношения с 30 из 33 стран Латинской Америки и Kapибского бассейна. Российско-латиноамериканский диалог достиг высокого уровня взаимопонимания. Позиции близки или сближаются по таким принципиальным вопросам, как верховенство международного права, зашита национального суверенитета, центральная роль ООН в современной архитектуре мира. Находится на стадии проработки документ о политическом диалоге России с центральноамериканской интеграционной системой. Готовится протокол о политических консультациях с такой влиятельной организацией, как Карибское сообщество (КАРИКОМ). В повестке дня стоит развитие отношений с Общим рынком Южного конуса (МЕРКОСУР) — одной из ведущих экономических группировок Южной Америки. В декабре 2003 г. министр иностранных дел России И. С. Иванов принял участие в саммите МЕРКОСУР в Уругвае.

Россия и государства Латинской Америки проявляют все больше внимания к развитию связей в материально-хозяйственной сфере. По объему торгово-экономических отношений в группу ведущих российских партнеров в Латинской Америке входят Аргентина, Чили, Бразилия и др. Первостепенное значение придается сотрудничеству в газо- и нефтедобыче, электроэнергетике, военно-технических отраслях, конверсионном производстве, геологоразведке, машиностроении, добыче драгоценных металлов, металлургии, транспорте, сельском хозяйстве, пищевой промышленности.

Получили развитие культурные и научно-технические связи. В сентябре 2000 г. в Буэнос-Айресе открылся аргентинско-российский Институт культуры. Студентам и аспирантам из многих стран Латинской Америки предоставляются стипендии для обучения в российских вузах. Развивается сотрудничество в сфере исследования имирного использования космического пространства. В августе 1996 г. с космодрома Плесецк был выведен на орбиту созданный в аргентинской провинции Кордоба искусственный спутник земли. 10 июля 1998 г. с космодрома Байконур был осуществлен запуск чилийского спутника «ФАСат-Браво». Российская сторона регулярно с 1994 г. участвует в проводимом в Сантьяго (Чили) аэрокосмическом салоне «Фидае». Налажено взаимодействие между российскими и чилийскими антарктическими станциями. На территории Боливии в г. Тариха работает российско-боливийская астрономическая обсерватория.

Глава 3. Российская культура в конце XX —начале XXI в.

Определение путей дальнейшего культурного развития стало предметом острых разногласий в российском обществе. Диапазон предлагаемых вариантов был чрезвычайно широк — от следования западным образцам до отстаивания изоляционизма. С одной стороны, российская культура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры, она интенсивно осваивала все художественные стили и формы, все эстетические течения, существующие в мировой культуре, деятели культуры и искусства активно включились в мировую творческую жизнь, гастроли, фестивали, международные конкурсы, с другой стороны, с переходом к рыночным отношениям роль регулятора творческого процесса перешла к потребителю художественных ценностей — зрителю, читателю, слушателю. Потребление культуры стало одной из составных частей «потребительской корзины» в российском обществе. А это неизбежно вело к коммерциализации искусства, его ориентации на массового потребителя. К тому же, находясь «внутри» своего времени, людям трудно, почти невозможно, определить, какие факты современной культурной жизни важны, определяют магистральное направление развития культуры, а какие безвозвратно уйдут в прошлое в силу своей малозначительности.

Государство и культура

Переход России к рыночной экономике сопровождался разгосударствлением сферы культуры и резким сокращением ее финансирования, что привело к переориентации определенных видов искусства, кино и литературы на кассовый успех и зарабатывание денег. Однако не все отрасли культуры могли выжить в условиях рынка без поддержки государства. Так, не могли быть прибыльными и существовать за счет продажи услуг непосредственным потребителям филармонии, архивы, музеи, библиотеки.

В 1990-е гг. последовательно были приняты две федеральных программы поддержки отечественной культуры: на 1993-1995 гг. и 1997-1999 гг. Но они во многом так и остались декларативными. Первая программа была профинансирована менее чем на треть.

На вторую программу было выделено лишь 45% запланированного объема средств. Без внимания правительства остались пресса, книгоиздание, телевидение, радиовещание, индустрия развлечений — мощные каналы распространения культурных ценностей. Из-за недофинансирования на общем положении не отразились даже положительные стороны программы: увеличение размеров государственных премий, присуждаемых деятелям культуры и искусства и молодым авторам; учреждение 100 ежегодных президентских грантов на общую сумму 5 млн. р.; решение о передаче государственным и муниципальным учреждениям культуры из федеральной собственности зданий и сооружений, арендуемых ими более 10 лет, финансирование отдельной строкой в федеральном бюджете 35 объектов культуры, признанных особо ценными.

В 2000 г. правительство приняло третью федеральную программу «Культура России (2001-2005 гг.)», в которой впервые речь шла о развитии, а не только о сохранении культуры. Программа предусматривала существенное увеличение финансирования, а также новую культурную стратегию. Министерству культуры отводилась роль коллективного организатора рынка. Для успешной реализации новых задач министром культуры был назначен сторонник рыночных отношений М. Е. Швыдкой. В федеральной программе «Культура России» две трети бюджетных средств предусматривались на содержание тех элитных федеральных учреждений (около 200), которые составляют основу российской культуры, определяют ее общенациональный уровень — Третьяковская галерея, Эрмитаж, Пушкинский и Исторический музеи, Московская, Петербургская, Ростовская, Нижегородская консерватории, театральные школы, университеты культуры и искусств, федеральные театры — Большой, Малый, Мариинский, театр в Ярославле и др.

Наука

В отличие от европейской, так называемой «университетской» науки, которая существует самостоятельно и независимо в основном за счет совмещения научной деятельности с преподавательской, российская наука родилась и выросла благодаря попечительству государства, на его средства, и всецело зависела от него. С началом рыночных преобразований в экономике государственное финансирование науки резко сократилось, упал спрос на ее результаты со стороны ВПК и других отраслей. Ощутимый урон понесла фундаментальная наука: академическая, вузовская, отраслевая. Продолжилась «утечка мозгов». За границу уезжали самые энергичные и перспективные специалисты как раз того профиля, который наиболее важен для обеспечения военной, экономической, информационной безопасности страны. Обострялась проблема «старения» кадров. В 2000 г. средний возраст ученых в стране составил 48 лет, профессоров — 60 лет, между тем мировой опыт показывал, что самых больших успехов в науке добиваются исследователи в возрасте 27-40 лет.

Упадок науки сказывался на всех отраслях. Сократилось число освоенных производством образцов новой техники. В 2000 г. лишь 5% предприятий применяли новые достижения, в то время как в Европе этот показатель составляет 80-87%. Сырьевой сектор, сохраняющий стабильный уровень производства, в основном ориентировался на закупку импортной техники и технологий. А горнодобывающая и металлургическая отрасли, железнодорожный транспорт и авиация продолжали использовать изношенную и морально устаревшую технику.

С падением престижа науки снижался уровень образованности и культуры общества. Спрос на результаты научных исследований стремительно уменьшался. В стране широко и беспрепятственно стали распространяться и пропагандироваться псевдонаука, статьи и книги откровенно антинаучного содержания. Яркий пример—книги «реформаторов» исторической науки А.Т.Фоменко и Г. В. Носовского. Тревожная ситуация заставила многих заговорить о необходимости реформирования науки. В 1990 г. была одобрена «Концепция совершенствования управления научно-техническим прогрессом в условиях радикальной экономической реформы», в 1992 г. — «Основные положения концепции развития науки и техники Российской Федерации», в 1996 г. — «Доктрина развития российской науки», в 1998 г. — «Концепция реформирования российской науки на период 1998-2000 гг.».

В инновационно-промышленном комплексе (ИПК), расположенном в Зеленограде, был опробован и реализован новый для России принцип взаимодействия научных, образовательных, инновационных и промышленных предприятий, позволяющий обеспечить единую цепочку от идеи до промышленного товара, имеющего спрос. Однако зеленоградский ИПК, как и российский лидер по производству микроэлектронной продукции ОАО «Ангстрем», пока редкое положительное исключение среди наукоградов.

В рамках государственной научно-технической политики больше внимания стало уделяться продаже лицензий на результаты творческой деятельности изобретателей и патентованию продуктов их деятельности за рубежом. Коммерческое применение российских научно-технических достижений позволило получать валюту, не расходуя собственные природные ресурсы. Стали практиковаться ведомственные конкурсы, тендеры. Деньги в науку начали вкладывать приватизированные предприятия, отдельные бизнесмены—выходцы из научной среды, которые использовали накопленные средства на реализацию своих разработок. Некоторые финансово-промышленные группы выделяли гранты студентам, дополнительные денежные средства преподавателям, оснащали кафедры.

Серьезную финансовую поддержку российской науке стали оказывать зарубежные фонды и международные программы. Первопроходцем явился Международный научный фонд, созданный американским финансистом Дж. Соросом. В 1992 г. в Москве были открыты представительства фонда Мак-Артуров, программы Фул-брайт. В 1996-1997 гг, зарубежные фонды перешли от программ, связанных с поддержкой собственно исследований, к программам развития научной инфраструктуры — телекоммуникационных проектов, поддержки журналов и библиотек, к конкурсам на разработку учебников. В финансировании самих исследований усилилась селективная поддержка отдельных направлений, категорий научных работников и преподавателей. Затянувшийся благотворительный процесс поставил российских ученых в унизительное положение «вечных нищих». На Западе появились резкие критические статьи, и рассчитывать на бесконечное финансирование со стороны зарубежных фондов становилось аморальным. В последующие годы сотрудничество по проектам зарубежных фондов стало более равноправным, поскольку российская сторона стала участвовать в финансировании совместных исследований.

Появились различные формы поддержки научной молодежи: гранты президента РФ, финансирование молодых ученых в рамках поддержки ведущих мировых школ, отсрочка от призыва в армию, работа со школьниками и студентами в рамках проектов «Шаг в будущее», ежегодный конкурс на лучшую научную работу студентов, работа с молодежью в рамках федеральной программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2001-2005 гг.». Российские организации стали работать по прямым договорам и контрактам, участвовать в международных программах. Из-за возрастающей популярности сетевых технологий в России стал расти спрос на ИТ-специалистов (программистов, инженеров, консультантов, менеджеров).

Пример перспективной для России формы участия в исследованиях и разработках мирового уровня, которая к тому же позволяет избежать очередной мощной волны эмиграции самых талантливых и одаренных россиян, — офшорное (контрактное) программирование, или выполнение заказов по разработке программного обеспечения для зарубежных компаний программистами по месту их проживания. Первые заказы с Запада на разработку программных продуктов появились уже в 1992-1993 гг. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирском Академгородке, Самаре, Казани и Нижнем Новгороде стали возникать фирмы, ориентированные преимущественно на Запад — американский, японский, немецкий или швейцарский рынок. Среди популярных отечественных программных продуктов: бухгалтерские системы 1С, редактор Lexicon, игры Lines и Tetris, программа распознавания текста FineReader, антивирусный пакет AVP Касперского, архиватор RAR Евгения Рошаля, файловые менеджеры DOS Navigator С. Тануркова и FAR того же Е. Рошаля, отечественные электронные словари «Мульти-Лекс» и Promt, пакет для организации дистанционного обучения «eLearning» петербургской компании «ГиперМетод» и др.

Несмотря на трудности развития фундаментальных наук, российские ученые продолжают занимать лидирующие позиции в мире. Подтверждением этого служат высокие награды, полученные российскими учеными. В 2000 г. Нобелевская премия была вручена физику Ж. И. Алферову. В 2002 г. российский математик В. Воеводский стал лауреатом премии Филдса. Эта премия, приравниваемая к Нобелевской, вручается каждые четыре года в рамках Международного конгресса математиков. В том же году российский физик В. Е. Фортов за выдающиеся исследования в области физики и химии плазмы был награжден одной из самых престижных научных наград — премией имени Макса Планка. Два российских ученых-физика — А. А. Абрикосов и В. Л. Гинзбург — стали лауреатами Нобелевской премии в 2003 г.

Литература

Наиболее ярко многообразие современной культурной жизни проявилось в литературе. С проникновением рыночных отношений в книгоиздательское дело прилавки книжных магазинов заполнила художественно-развлекательная литература самого разного качества: детективы, фантастика, так называемые женские романы.

Среди мастеров детективного жанра наиболее известны В.Н.Доценко («Бешеный»), Ф.Е.Незнанский («Марш Турецкого»), А.Б.Маринина (серия романов о следователе Анастасии Каменской), «примадонна иронического детектива» Д.А.Донцова. С конца 1990-х гг. большим спросом стало пользоваться творчество мастера интеллектуального детектива Б. Акунина («Алтын-толобас»). На смену научной фантастике, популярной в 60-80-е годы, пришла фантастика в стиле «фэнтези», родоначальником которой в мировой литературе принято считать английского писателя Дж. Толкиена. Русское «фэнтези» представлено произведениями М.В.Семеновой («Волкодав»), Н.Д.Перумова («Алмазный меч, деревянный меч») и др. Значительное явление в литературе представляет собой постмодернизм (В. О. Пелевин «Чапаев и Пустота», «Generation П», «Амон Ра» и др.). Национал-патриотическое течение в литературе обозначило себя произведениями А. А. Проханова («Господин Гексаген»), Э.В.Лимонова («Книга воды», «Убийство часового») и др. Скандальную известность приобрел писатель В. Сорокин своим последним нашумевшим романом «Голубое сало». «Военной тематикой» в литературе считается не только тематика Великой Отечественной войны, но и войн в Афганистане и Чечне, произведения, им посвященные, вызвали у российского читателя больший интерес.

Диверсификация читательского спроса и изменение художественных вкусов выразились, в частности в том, что в «возвращенной» литературе (т. е. написанной еще в советское время, но не вышедшей из-за цензурных препон) современного читателя больше интересовали уже не гражданственно-публицистические романы об эпохе сталинизма, как это было в годы перестройки, а постмодернистские по духу произведения: «Москва — Петушки» В.В.Ерофеева (1969), «Пушкинский дом» А.Г.Битова (1971). Широко печатавшаяся с конца 80-х годов проза А. И. Солженицына уже не находила массового читателя.

Резко упали тиражи литературных журналов. Существенно изменилась роль литературной критики. Критика старой школы, близкая к литературоведению и ориентированная на глубокий анализ текста, совмещенный с оценкой его социальной и политической значимости, отодвинулась на второй план, уступив место утилитарной функциональной критике, помогающей читателю сделать выбор: что модно, а что нет. На первое место вышли газетные и журнальные рецензии, не претендующие на тонкое проникновение в сущность произведения. Критика, таким образом, превратилась в один из инструментов маркетинга, способ продвижения книги на рынке. Новое явление представляла собой интернетовская критика («Русский Журнал»), появившаяся в конце 90-х годов.

Рост инфляции, падение жизненного уровня людей, особенно работников гуманитарной сферы, засилье «массовой» культуры не могли не сказаться на издательском деле и прежде всего на выпуске серьезной литературы: политической, философской, экономической, исторической и т. п. Лишь отдельные издательства, такие, как «Республика», «Владимир Даль», «Алетейя», издательства Санкт-Петербургского и Томского госуниверситетов, «РОССПЭН», «Евразия» и др., в трудных рыночных условиях продолжали специализироваться на выпуске интеллектуальной литературы.

Архитектура

Современная российская архитектура переживает время перелома. Определить какое-то конкретное направление, стиль, доминирующие в современной архитектуре России, сегодня невозможно. Отрабатываются отдельные приемы, идут поиски стиля. Это напоминает период эклектики середины XIX — начала XX в., когда ослабел диктат классики. В советские времена над архитекторами довлел диктат типового планирования. Теперь, когда его нет, I появилась возможность искать, фантазировать, творить.

Возникли первые архитектурные школы — то, чего в России не наблюдалось достаточно долго. И первой такой школой стала яркая и самобытная нижегородская школа А. Харитонова, снискавшая славу своему городу — Нижний Новгород признан лидером со- I временного градостроительства России. Для России это было что-то феноменальное, когда в провинции возникла архитектура европейского уровня.

Ретроотдушиной для архитекторов служит Всероссийский фестиваль «Зодчество», его ежегодное проведение (с начала 90-х годов) превратилось в традицию. Позднее начал проводиться престижный московский фестиваль «Золотое Сечение». Эти фестивали позволяют поднять общий уровень архитектурного творчества, будят в обществе интерес к архитектуре.

Вместо крупных проектных институтов появились персональные творческие мастерские, берущие на себя ответственность за создание полноценных произведений современного зодчества. Государственный заказ, который ранее определял архитектурные и строительные работы, практически потерял свое значение. Появились частные инвесторы. Архитектор получил право заключать договор непосредственно с заказчиком. Экономическая и административная самостоятельность творческих союзов архитекторов позволила отойти от типовых застроек, проектировать и строить по-разному.

Изменился и тип проектируемых и возводимых зданий. В советские времена архитекторы проектировали в основном общественные здания, школы, детские сады, клубы и т. д. и никогда, например, религиозные сооружения. Теперь появилась масса заказов на проекты храмов, банков, частных и государственных офисов. Диапазон поисков выразительных средств в области архитектуры сегодня большой: от строгого современного стиля — «западного», до различных вариаций форм, связанных с традициями русской архитектуры. Большой интерес проявляют зодчие к модерну. В Москве с середины 90-х годов развивается постмодернизм — так называемый парадный «лужковский стиль». Сложилась также концепция следования историческим и местным религиозным традициям. С их учетом в Элисте был возведен Хурульный комплекс, в Москве заново построен храм Христа Спасителя.

Для современной России характерен и быстрый прогресс в области частного строительства. На смену однообразным кирпичным коробкам образца 80-90 годов приходят коттеджи, виллы, особняки, выполненные в разных архитектурных стилях. Современные технологии с использованием навесных отделочных элементов фасада позволяют, опираясь на исторические традиции, строить и особняки в стиле русского классицизма, и виллы в стиле барокко.

Живопись. Скульптура

Начавшийся в конце перестройки «русский бум»—повальная мода на современное русское искусство, когда мастерские московских и питерских художников осаждали западные коллекционеры, галерейщики, туристы, отъезжающие на Запад соотечественники, скупая «соц-арт», «московский концептуализм» и другой авангард, в начале 90-х годов неожиданно закончился. В последующие годы желающих заниматься современным искусством стало несравненно меньше. Самые успешные и разбогатевшие в период бума художники осели на Западе. Из тех, кто остался, многие более здраво взглянули на свое ремесло и нередко были вынуждены озаботиться поиском заказчика в значительно большей мере, чем собственно творческим процессом. Помимо чисто художественных проектов художники начали заниматься рекламой, работать в журналах, преподавать.

Стало меньше новых имен и эпохальных выставок, многие из возникших в период «русского бума» частных художественных галерей закрылись. Упал и общественный интерес: «новые русские» предпочитали вкладывать деньги не в картины авангардистов, а в антиквариат. Художественные коллекции, созданные за годы перестройки банками и фирмами, практически не пополнялись новыми картинами. Художественная жизнь уже не била ключом, но она продолжалась. Активно развивалась актуальная живопись. Картины ведущих художников этого направления неоднократно выставлялись, но впервые были собраны вместе на московской выставке «Актуальная русская живопись. 1992-2002 гг.». Постмодернизмом отмечено творчество популярного (скорее даже модного) художника Н. С. Софронова, пишущего свои картины на старых иконных досках, на которых кое-где сохранились остатки живописного слоя, проступающие сквозь авторские образы. Яркое явление современного церковного искусства — творчество иконописца архимандрита Зенона.

В художественной жизни необычайна возросла роль галери-стов, нередко поддерживающих заведомо некоммерческие начинания (М.Гельман и др.). Динамично развивалась и мультимедийная область. Художники, использующие телевизионные и компьютерные технологии, сгруппировались вокруг «ТВ-галереи».

По инициативе московского Дома фотографии и его директора О.Л. Свибловой в Москве ежегодно проводится Международный фестиваль фотографии. Подобная крупномасштабная акция сделала ультрамодным само искусство фотографии и открыла посетителям много забытых имен отечественных фотографов.

Патриархом реалистической живописи признан И.С.Глазунов, хотя оценки его творчества среди ценителей изобразительного искусства по-прежнему варьируют от признания его великим и истинно народным художником до обвинения в китче.

В монументальной скульптуре наибольшей, хотя и несколько скандальной популярностью пользуются работы московского скульптора З.К.Церетели, автора памятника Петру Великому в Москве, вызвавшего много споров среди горожан и негативное отношение художественных критиков. В Москве появился целый комплекс монументальных скульптур, сооруженных З.К.Церетели (обелиск Победы, композиция «Трагедия народов» на Поклонной горе и др.). Продолжали творить в России не менее известные скульпторы последней трети XX в. — Э. И. Неизвестный, М. М. Шемякин, А. И. Рукавишников, В. М. Клыков, А. С. Чаркин.

Музыка и театр

Еще в начале перестройки в 1986 г. Всероссийское театральное общество (ВТО) преобразовалось в Союз театральных деятелей (СТД), решительно сменив в своем руководстве старую номенклатурную команду на новую. Председателем нового творческого союза был избран М. А. Ульянов. Свет долгожданной творческой свободы манил и будоражил театральное сообщество. Это было время надежд и прилива энергии. Вслед за СТД и другие творческие союзы провели у себя революционные преобразования и съезды. Тем временем жизнь страны стремительно переустраивалась, и радужные надежды очень быстро сменились тяжким бременем ответственности. Смена социально-экономической формации больно ударила по СТД, экономика которого держалась на льготах и государственном протекционизме. Большинство союзов пережили драматические расколы, деятельность их приходила в упадок. Низкий уровень заработной платы привел к серьезному деформированию творческих составов. Общая численность СТД за последние 10 лет уменьшилась примерно на 2 тыс. человек. При этом союз неуклонно старел — доля лиц от 50 лет и старше превышала в нем 60%.

Однако и в этих тяжелых условиях удалось сохранить традиционные формы работы и отыскать новые возможности участия союза в театральной жизни страны. Выразительный пример — фестивальное движение. Сегодня в России функционирует более 40 постоянно действующих международных и всероссийских театральных фестивалей. Среди главных фестивальных акций — Национальная театральная премия и фестиваль «Золотая Маска». Для пропаганды театрального искусства, секретариат союза и дирекция «Золотой Маски» совместно с «Альфа-Банком» разработали специальную программу: «Лучшие российские спектакли — лауреаты «Золотой Маски» — в городах России». Первый этап программы прошел в сентябре — октябре 2000 г. в Санкт-Петербурге и Иркутске, а в сентябре 2001 г. — в Нижнем Новгороде. Не утрачены и прежние формы помощи театрам: творческие лаборатории и семинары по актерскому и режиссерскому мастерству, хореографии и вокалу, сценической речи и движению, критике и драматургии, сценографии и театральному менеджменту. Среди подобных акций: лаборатории режиссеров драматических театров под руководством П.Н.Фоменко и С.В.Женовача, ежегодный семинар оперных дирижеров под руководством В. А. Гергиева, семинары по сценической речи и сценическому движению и многое другое. СТД активно поддержал межрегиональные проекты, такие, как фестиваль «Сибирский транзит», сотрудничество театров Большого Урала и пр. Продолжали выходить профессиональные журналы — «Театр», «Театральная жизнь», «Петербургский театральный журнал», «Сцена». В репертуарах театров появились пьесы новых авторов: Н. В. Коляды, М. Ю. Угарова, М. И. Арбатовой, А. Шипенко. Новацией стала постановка балета «Щелкунчик» в Мариинском театре, когда автором декораций, костюмов и хореографии был художник (М. М. Шемякин), впервые художник выступил полноправным хозяином балетного действия.

Монополию государственных структур (Госконцерт, Москон-церт, Союзконцерт), которые отвечали в советские времена за организацию гастрольно-концертной деятельности, разрушили новые организации — частные продюсерские фирмы. Количество гастролей профессионалов академической музыки увеличилось. У российских ценителей появилось больше возможностей знакомиться с творчеством таких мастеров, как Монсеррат Кабалье, Чечилия Бартоли, Катя Ричарелли, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас и др. Особое место в гастрольной деятельности занимали зарубежные поп- и рокколлективы, визиты которых в Россию в начале 90-х годов не могли состояться и по финансовым, и по чисто организационным причинам.

Отмирали клубы и Дома культуры как структуры, не только поддерживавшие прежде многочисленные ранее самодеятельные коллективы, но и выступавшие в роли прокатных филармонических площадок. Многие клубы были переданы коммерческим структурам. Уменьшилась роль государственных источников финансирования филармонических жанров. В этих условиях приобрела значимость инициатива самих музыкантов. Некоторые исполнители расширили зону своей профессиональной деятельности, как, например, ставшие дирижерами пианист М.В.Плетнев и скрипач В. Т. Спиваков.

Произошел распад многих фольклорных коллективов. Их искусство, ранее поддерживаемое филармониями и консерваториями, теперь оказалось невостребованным, и многие из исполнителей были вынуждены покидать свои коллективы и в поисках заработка уезжать за границу. Разовые акции с участием фольклорных ансамблей касались лишь нескольких крупных коллективов: «Русской песни», хора имени Пятницкого, ансамбля И.А.Моисеева и отдельных солистов — Л. Г. Зыкиной, О. Б. Воронец, В. С. Девятова.

У артистов — концертных исполнителей появились широкие возможности для выбора места работы и организации-патрона. Известный российский пианист В.В.Крайнев преподает на фортепианном факультете Ганноверской Хохшулле. Выдающийся российский оперный певец Д. А. Хворостовский регулярно выступает в главных оперных театрах мира с такими известными дирижерами, как В. А. Гергиев, Е. В. Колобов. Россия по-прежнему имеет одну из лучших в мире систем музыкального образования. А скрипичная и фортепианная школы считаются лучшими в мире.

Новое тысячелетие началось для театральной России небывалым бумом мюзиклов — ярких, дорогих, быстроокупающихся. Многие театры, уловив интерес зрителя к ставшему вдруг модным жанру, охотно предоставляют ему свою сцену. С мюзиклом связывают начало новой истории российского театра: репертуарный театр теперь сосуществует с театром одного спектакля. Среди первых московских мюзиклов — «Нотр-Дам» в Театре оперетты (первый опыт клонирования западного мюзикла), «Метро» в Театре оперетты (первый опыт адаптации зарубежного мюзикла на российской почве). В октябре 2001 г. в здании ДК Первого государственного подшипникового завода состоялась премьера «Норд-Оста» — первого отечественного классического мюзикла, поставленного по роману В. А. Каверина «Два капитана». Впоследствии представления были перенесены в Театральный дом на Дубровке. Целый год мюзикл шел с огромным успехом и считался одной из главных достопримечательностей столицы, среди зрителей всегда было немало иностранцев. После трагедии с захватом и гибелью заложников в октябре 2002 г. помещения Театрального дома на Дубровке были восстановлены и обновлены.

Кинематограф

Экономические потрясения 1980-1990-х гг. разрушили налаженную систему кинопроизводства и проката в стране. Еще в 1988 г. Союз кинематографистов добился замены государственного управления кинопроизводством и кинопрокатом на «рыночное» регулирование. Однако последствия оказались весьма неожиданными для творческого сообщества. Киностудии и режиссеры стали самостоятельно определять, какие фильмы им снимать, но и кинопрокат сам выбирал, какие киноленты покупать и показывать. Поскольку зарубежные ленты обходились дешевле, отечественные фильмы вытеснялись с экранов. Резкое увеличение кинопроизводства в 1988-гг. сменилось упадком в последующие годы. Если в 1991 г. на экраны страны выпускалось 375 полнометражных кинолент, в 1992 г. —178, то к 1996 г. их количество составило минимальную цифру — всего 30 фильмов. Неухоженные кинотеатры с поломанными креслами и плохим звуком не выдерживали конкуренции, и российское кино было вынуждено перемещаться на телевидение. Многие мастера кино, перейдя на телевидение, стали заниматься съемками сериалов. Ужесточилась конкуренция с зарубежными фильмами. Лишившись защиты со стороны государства, российское кино оказалось не в состоянии состязаться с американскими блокбастерами и голливудскими звездами. Американская продукция хлынула в Россию потоком, она достигла 93%, на долю же отечественного кино оставалось лишь 7%. В последние годы только два российских фильма имели экономически значимый прокатный успех: «Брат-2» и «Сибирский цирюльник».

Своим постановлением правительство РФ в июле 1994 г. признало необходимым ежегодно обеспечивать государственной финансовой поддержкой не менее 50 проектов производства и проката художественных кино- и видеофильмов, а также сохранить на уровне 1992 г. объемы производства и проката документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов. По мере преодоления кризиса в стране наметился медленный рост в кинопроизводстве. Так, в 2000 г. была снята 61 кинолента.

В киносреде не сложилось полноценных рыночных отношений. Выход из ситуации новое руководство Министерства культуры в лице М. Е. Швыдкого видит в создании условий, при которых кино станет самоокупаемым. Стопроцентное финансирование распространяется лишь на те проекты, социальная значимость которых не сопоставима с возможной коммерческой отдачей, например, детское кино. Государство будет поддерживать детское кино и 20% элитарного кино, а 80% кинопродукции должны окупаться.

У отечественного зрителя постепенно сформировалась система стандартных для мирового проката претензий к кинозалам. Кинозалы с прекрасным экраном, объемным звуком, мягкими креслами, викторинами и сувенирами перед каждым сеансом стали появляться во многих крупных городах. Пионером новых показов выступил «Кодак-Киномир», открытый американцами в 1996 г. в Москве на месте клуба газеты «Известия». Реконструировались старые кинотеатры и строились новые. Типовые однозальные кинотеатры зрителя уже не интересовали. Будущее было за 6-8-зальными мультиплексами. Зрители могли теперь выбирать между несколькими картинами. Тем самым решалась проблема альтернативных показов. Сегодня в стране более сотни таких кинотеатров.

Если в начале 90-х годов положение киностудий было бедственным и много говорилось о том, что павильоны разваливаются, оборудование растаскивается, то в последние годы ситуация изменилась. Ведутся строительство, текущий и капитальный ремонты, студии оснащаются современным оборудованием. Немалые средства на модернизацию потратил государственный киноконцерн «Мосфильм». Теперь уровень технического обеспечения этой киностудии выше среднеевропейского, есть тонстудия мирового уровня, лучшая в стране операторская техника. Технически переоснащаются и другие известные киностудии.

В 2002 г. указом президента была учреждена новая структура — акционерное общество «Российский кинопрокат». В его планах — прокат российского кино, строительство мультиплексов в Москве и Петербурге, воссоздание журнала «Экран» и выпуск своей телепередачи о кино. Сверхзадача — довести за три года количество российских фильмов в прокате до 30%, что соответствует уровню показа национального кино в особо успешных в кинопроизводстве странах Западной Европы.

В новом российском кинематографе наиболее заметное явление представляет творчество актера и кинорежиссера Н. С. Михалкова. Его фильм «Утомленные солнцем» был удостоен в 1995 г. «Оскара» — награды американской киноакадемии. Стал популярным среди самых разных зрителей и другой его фильм — «Сибирский цирюльник», снятый в 1998 г. Творческие искания в трудных условиях рыночного времени продолжили и такие режиссеры, как Л.И.Гайдай, Э.А. Рязанов, Г.Н. Данелия. Признание молодежи получили фильмы А.О.Балабанова «Брат» (1997 г.) и «Брат-2» (2000 г.), С.С. Бодрова «Кавказский пленник» и др. Фильмы режиссеров А.Н. Сокурова, А.В. Рогожкина, А.О. Балабанова и А.С. Кончаловского в 2002 г. были удостоены призов крупнейших международных кинофестивалей в Каннах, Венеции, Москве, Берлине. В 2003 г. на Венецианском кинофестивале фильм режиссера из Новосибирска А. Звягинцева «Возвращение» получил двух «Золотых львов» — «За лучшую картину» и «За лучший дебют».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.039 с.)