ТОП 10:

Россия и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе



На современном этапе Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) представляет собой один из основных мировых экономических и политических центров. Какие же государства и континенты входят в этот динамично развивающийся регион? Существуют различные варианты определения его географических границ. Согласно первому, к АТР относят пространство, ограниченное западным побережьем Южной и Северной Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. По второму варианту в АТР входят страны Тихоокеанской Азии, США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии, однако латиноамериканские государства исключаются. Третье определение локализует зону АТР в Восточной Азии и рассматривает США, Австралию, Индию, Канаду как внерегиональные державы, оказывающие влияние на события в АТР Мы будем придерживаться первого варианта.

В последние десятилетия наблюдается впечатляющий экономический рост Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно стран Восточной и Юго-Восточной Азии, что значительно расширяет сферу региональных экономических связей. Большинство развивающихся стран Азии прошло фазу экономической либерализации, и это облегчило им сотрудничество друг с другом. Социалистические страны Азии, прежде всего Китай и Вьетнам, строго придерживавшиеся в прошлом принципов централизованной экономики, становятся все более открытыми для внешнего мира. Такие развитые страны АТР, как Австралия и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной Азии и начали менять географию своих внешнеэкономических связей, придавая все меньшее значение отношениям с США и Европой и наращивая объемы обмена товарами и капиталами со своими азиатскими соседями. Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества нача-


§ 1. Россия и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском... 383

лось с учреждения Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (Pacific Basin Economic Council, РВЕС) в 1967 г. В 1968 г. возникли Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference, PAFTAD), а в 1980-м — Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС (Pacific Economic Cooperation Council, РЕСС). Все эти организации были неправительственными. В 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — АСЕАН (Association of South East Asian Nations, ASEAN), цель которой заключалась в содействии региональному сотрудничеству и ускорении экономического роста.

Создание субрегиональных организаций отразило возрастающее стремление наладить экономическое сотрудничество в регионе и стало надежной основой для создания АТЭС — межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asian Pacific Economic Cooperation, APEC), который в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТР. Форум АТЭС был создан в ноябре 1989 г. на первой конференции министров иностранных дел и экономики двенадцати стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Канберре по предложению премьер-министра Австралии Р. Хоука. В него вошли шесть стран — участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней), а также Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Канада. На этой встрече были определены цели и принципы работы форума. Ее участники договорились, что, во-первых, АТЭС должен поддерживать режим свободной открытой торговли и не превращаться в закрытый торговый блок. Во-вторых, АТЭС — экономический форум, который только обсуждает проблемы регионального экономического сотрудничества и связанные с ними другие вопросы с целью дальнейшей либерализации торговли. В-третьих, региональное экономическое сотрудничество должно осуществляться постепенно, путем переговоров на равноправной основе. Эти цели и принципы определили характер и направление работы АТЭС.

Значительная веха в развитии АТЭС — Сеульская встреча 1991 г., на которой членами форума стали Китайская Народная Республика, Гонконг, бывший тогда британской колонией, и Тайвань. Встреча в Сиэтле в 1993 г. стала другим поворотным моментом в процессе развития АТЭС. Лидеры АТЭС решили создать «Сообщество Азиатско-Тихоокеанских экономик» путем либерализации торговли и режима инвестиций и развития сотрудничества, которое будет способ


ствовать устойчивому росту и уменьшению экономических различий в регионе. Богорская встреча в Индонезии в 1994 г. углубила процесс развития АТЭС. Ее наиболее важным достижением было принятие Богорской декларации, которая установила сроки для достижения торговой и инвестиционной либерализации: не позднее 2010 г. для развитых стран, на долю которых приходится 85% торговли в АТР, и 2020 г: — для развивающихся стран.

Таким образом, развитие АТЭС шло быстрыми темпами, что позитивно влияло на экономические и политические связи в регионе. Однако Россия, чья физико-географическая принадлежность к АТР неоспорима, вплоть до середины 1990-х гг. ориентировалась в своей внешней политике прежде всего на европейские страны, на сотрудничество с ЕС. И только с середины 1990-х гг. РФ все больше внимания стала уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными организациями. В начале 1990-х гг. Российская Федерация предприняла ряд шагов по сближению со странами АТР В сентябре 1992 г. Россия вошла в состав Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), а в мае 1994 г. — в состав Тихоокеанского экономического совета (ТЭС). В марте 1995 г. Россия заявила о своем намерении принять участие в АТЭС и направила в Секретариат форума соответствующую заявку. В 1997 г., в Ванкувере, на 5-й ежегодной встрече лидеров стран, входящих в форум АТЭС, Россия вместе с Вьетнамом и Перу стала членом данной организации. Этот шаг имел важной значение для трансформации АТЭС в универсальную организацию экономического взаимодействия в АТР,

После вступления России в АТЭС доля этой организации в мировой экономике превысила 55%, а во внешней торговле достигла 54%. С 1998 г. Россия стала участвовать в формировании рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в АТЭС. Объем российского экспорта и импорта с азиатскими странами увеличивается. Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, например, проект ПРООН по развитию района реки Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР и создание в ее бассейне зоны свободной торговли; проект развития экономической зоны Японского моря; проекты строительства магистральных газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран; уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов острова Сахалин и др. Для дальневосточных районов России все более


важным становится регулирование международной трудовой миграции. В перспективе Россия должна активизироваться на финансовом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона.

Форум АТЭС, состоявшийся в 1998 г. в Куал-Лампуре, был посвящен азиатскому финансовому кризису и способам его преодоления. Несмотря на сложное финансово-экономическое положение, участники встречи высказались за дальнейшее углубление региональной интеграции и либерализацию торговли. На саммите АТЭС 1999 г. в Окленде была принята Декларация лидеров АТЭС. В декларации выделялись три основные линии сотрудничества в ATP: 1) укрепление рынков и обеспечение их открытости; 2) сохранение лидирующей роли АТЭС в мировой экономике; 3) обеспечение социальной стабильности. Работа саммита показала, что Россия постепенно утверждается в качестве участника АТЭС, располагающего обширным промышленным и ресурсным потенциалом.

Форум в Брунее, состоявшийся в 2000 г., позволил закрепить России свои позиции и почувствовать себя равноправным тихоокеанским партнером. Важным моментом стало участие в саммите президента России В. В. Путина, который в своем выступлении подчеркнул, что Россия представляет собой интеграционный узел, связывающий между собой Азию, Европу и Америку. Шанхайский форум, состоявшийся в 2001 г., был посвящен не только проблемам глобализации и дальнейшей интеграции в регионе, но также проблеме борьбы с терроризмом и вопросам международной безопасности. Таким образом, региональная экономическая организация фактически впервые выступила с политическими заявлениями, что свидетельствует о наступлении нового этапа в ее развитии. На саммите в Лос-Кабосе, состоявшемся в 2002 г., вновь основной темой переговоров стала проблема международного терроризма и национальной безопасности. Лидеры стран — участниц АТЭС взяли обязательство повысить безопасность в торговой сфере. На Бангкокской встрече 2003 г. обсуждались проблемы вступления стран — участниц АТЭС, в том числе и России, в ВТО. Таким образом, за прошедшие годы Россия укрепила свои позиции в АТЭС, стала его полноправным участником.

Интеграция России в динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион положительным образом может сказаться на экономике страны. По оценкам экспертов, в целом от участия в АТЭС, в том числе за счет либерализации торгово-экономических связей, Россия может получить эффект в несколько миллиардов долларов. Присоединение к АТЭС станет стимулом для развития Сибири и россий-

 


ского Дальнего Востока, которые непосредственно прилегают к АТР. Расширение экономических связей России со странами АТЭС будет способствовать развитию инфраструктуры, обрабатывающей промышленности, средств связи и коммуникаций в этих российских регионах. Несомненно, что развитие отношений РФ со странами АТР подтолкнет дальнейшую технологическую и экономическую модернизацию страны, привлечение иностранных инвестиций. Нельзя не упомянуть и тот факт, что Россия, будучи единственным членом СНГ, имеющим выход к Тихому океану, вступив в АТЭС, становится своеобразным связующим звеном между СНГ и странами АТР. В долгосрочной перспективе Россия может занять ведущую позицию в отношениях между Европейским союзом и странами — участницами АТЭС. Развитие АТЭС будет оказывать не только огромное воздействие на экономику АТР, но и способствовать укреплению мира и безопасности в регионе и в мире в целом, что наглядно продемонстрировали встречи в Шанхае, Лос-Кабосе, Бангкоке. Таким образом, интеграция России в АТР, прежде всего в АТЭС, является одним из приоритетных направлений российской внешней политики.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.007 с.)