Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На современном этапе Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) представляет собой один из основных мировых экономических и политических центров. Какие же государства и континенты входят в этот динамично развивающийся регион? Существуют различные варианты определения его географических границ. Согласно первому, к АТР относят пространство, ограниченное западным побережьем Южной и Северной Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. По второму варианту в АТР входят страны Тихоокеанской Азии, США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии, однако латиноамериканские государства исключаются. Третье определение локализует зону АТР в Восточной Азии и рассматривает США, Австралию, Индию, Канаду как внерегиональные державы, оказывающие влияние на события в АТР Мы будем придерживаться первого варианта. В последние десятилетия наблюдается впечатляющий экономический рост Азиатско-Тихоокеанского региона, особенно стран Восточной и Юго-Восточной Азии, что значительно расширяет сферу региональных экономических связей. Большинство развивающихся стран Азии прошло фазу экономической либерализации, и это облегчило им сотрудничество друг с другом. Социалистические страны Азии, прежде всего Китай и Вьетнам, строго придерживавшиеся в прошлом принципов централизованной экономики, становятся все более открытыми для внешнего мира. Такие развитые страны АТР, как Австралия и Новая Зеландия, обратили внимание на большой потенциал рынков Восточной Азии и начали менять географию своих внешнеэкономических связей, придавая все меньшее значение отношениям с США и Европой и наращивая объемы обмена товарами и капиталами со своими азиатскими соседями. Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества нача- § 1. Россия и интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском... 383 лось с учреждения Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (Pacific Basin Economic Council, РВЕС) в 1967 г. В 1968 г. возникли Тихоокеанская конференция по торговле и развитию (Pacific Trade and Development Conference, PAFTAD), а в 1980-м — Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству — СТЭС (Pacific Economic Cooperation Council, РЕСС). Все эти организации были неправительственными. В 1967 г. была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии — АСЕАН (Association of South East Asian Nations, ASEAN), цель которой заключалась в содействии региональному сотрудничеству и ускорении экономического роста. Создание субрегиональных организаций отразило возрастающее стремление наладить экономическое сотрудничество в регионе и стало надежной основой для создания АТЭС — межправительственного форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asian Pacific Economic Cooperation, APEC), который в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТР. Форум АТЭС был создан в ноябре 1989 г. на первой конференции министров иностранных дел и экономики двенадцати стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Канберре по предложению премьер-министра Австралии Р. Хоука. В него вошли шесть стран — участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней), а также Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Канада. На этой встрече были определены цели и принципы работы форума. Ее участники договорились, что, во-первых, АТЭС должен поддерживать режим свободной открытой торговли и не превращаться в закрытый торговый блок. Во-вторых, АТЭС — экономический форум, который только обсуждает проблемы регионального экономического сотрудничества и связанные с ними другие вопросы с целью дальнейшей либерализации торговли. В-третьих, региональное экономическое сотрудничество должно осуществляться постепенно, путем переговоров на равноправной основе. Эти цели и принципы определили характер и направление работы АТЭС. Значительная веха в развитии АТЭС — Сеульская встреча 1991 г., на которой членами форума стали Китайская Народная Республика, Гонконг, бывший тогда британской колонией, и Тайвань. Встреча в Сиэтле в 1993 г. стала другим поворотным моментом в процессе развития АТЭС. Лидеры АТЭС решили создать «Сообщество Азиатско-Тихоокеанских экономик» путем либерализации торговли и режима инвестиций и развития сотрудничества, которое будет способ ствовать устойчивому росту и уменьшению экономических различий в регионе. Богорская встреча в Индонезии в 1994 г. углубила процесс развития АТЭС. Ее наиболее важным достижением было принятие Богорской декларации, которая установила сроки для достижения торговой и инвестиционной либерализации: не позднее 2010 г. для развитых стран, на долю которых приходится 85% торговли в АТР, и 2020 г: — для развивающихся стран. Таким образом, развитие АТЭС шло быстрыми темпами, что позитивно влияло на экономические и политические связи в регионе. Однако Россия, чья физико-географическая принадлежность к АТР неоспорима, вплоть до середины 1990-х гг. ориентировалась в своей внешней политике прежде всего на европейские страны, на сотрудничество с ЕС. И только с середины 1990-х гг. РФ все больше внимания стала уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными организациями. В начале 1990-х гг. Российская Федерация предприняла ряд шагов по сближению со странами АТР В сентябре 1992 г. Россия вошла в состав Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), а в мае 1994 г. — в состав Тихоокеанского экономического совета (ТЭС). В марте 1995 г. Россия заявила о своем намерении принять участие в АТЭС и направила в Секретариат форума соответствующую заявку. В 1997 г., в Ванкувере, на 5-й ежегодной встрече лидеров стран, входящих в форум АТЭС, Россия вместе с Вьетнамом и Перу стала членом данной организации. Этот шаг имел важной значение для трансформации АТЭС в универсальную организацию экономического взаимодействия в АТР, После вступления России в АТЭС доля этой организации в мировой экономике превысила 55%, а во внешней торговле достигла 54%. С 1998 г. Россия стала участвовать в формировании рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы в АТЭС. Объем российского экспорта и импорта с азиатскими странами увеличивается. Российские правительственные, деловые, научные круги участвуют в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, например, проект ПРООН по развитию района реки Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР и создание в ее бассейне зоны свободной торговли; проект развития экономической зоны Японского моря; проекты строительства магистральных газопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран; уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов острова Сахалин и др. Для дальневосточных районов России все более важным становится регулирование международной трудовой миграции. В перспективе Россия должна активизироваться на финансовом рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. Форум АТЭС, состоявшийся в 1998 г. в Куал-Лампуре, был посвящен азиатскому финансовому кризису и способам его преодоления. Несмотря на сложное финансово-экономическое положение, участники встречи высказались за дальнейшее углубление региональной интеграции и либерализацию торговли. На саммите АТЭС 1999 г. в Окленде была принята Декларация лидеров АТЭС. В декларации выделялись три основные линии сотрудничества в ATP: 1) укрепление рынков и обеспечение их открытости; 2) сохранение лидирующей роли АТЭС в мировой экономике; 3) обеспечение социальной стабильности. Работа саммита показала, что Россия постепенно утверждается в качестве участника АТЭС, располагающего обширным промышленным и ресурсным потенциалом. Форум в Брунее, состоявшийся в 2000 г., позволил закрепить России свои позиции и почувствовать себя равноправным тихоокеанским партнером. Важным моментом стало участие в саммите президента России В. В. Путина, который в своем выступлении подчеркнул, что Россия представляет собой интеграционный узел, связывающий между собой Азию, Европу и Америку. Шанхайский форум, состоявшийся в 2001 г., был посвящен не только проблемам глобализации и дальнейшей интеграции в регионе, но также проблеме борьбы с терроризмом и вопросам международной безопасности. Таким образом, региональная экономическая организация фактически впервые выступила с политическими заявлениями, что свидетельствует о наступлении нового этапа в ее развитии. На саммите в Лос-Кабосе, состоявшемся в 2002 г., вновь основной темой переговоров стала проблема международного терроризма и национальной безопасности. Лидеры стран — участниц АТЭС взяли обязательство повысить безопасность в торговой сфере. На Бангкокской встрече 2003 г. обсуждались проблемы вступления стран — участниц АТЭС, в том числе и России, в ВТО. Таким образом, за прошедшие годы Россия укрепила свои позиции в АТЭС, стала его полноправным участником. Интеграция России в динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион положительным образом может сказаться на экономике страны. По оценкам экспертов, в целом от участия в АТЭС, в том числе за счет либерализации торгово-экономических связей, Россия может получить эффект в несколько миллиардов долларов. Присоединение к АТЭС станет стимулом для развития Сибири и россий-
ского Дальнего Востока, которые непосредственно прилегают к АТР. Расширение экономических связей России со странами АТЭС будет способствовать развитию инфраструктуры, обрабатывающей промышленности, средств связи и коммуникаций в этих российских регионах. Несомненно, что развитие отношений РФ со странами АТР подтолкнет дальнейшую технологическую и экономическую модернизацию страны, привлечение иностранных инвестиций. Нельзя не упомянуть и тот факт, что Россия, будучи единственным членом СНГ, имеющим выход к Тихому океану, вступив в АТЭС, становится своеобразным связующим звеном между СНГ и странами АТР. В долгосрочной перспективе Россия может занять ведущую позицию в отношениях между Европейским союзом и странами — участницами АТЭС. Развитие АТЭС будет оказывать не только огромное воздействие на экономику АТР, но и способствовать укреплению мира и безопасности в регионе и в мире в целом, что наглядно продемонстрировали встречи в Шанхае, Лос-Кабосе, Бангкоке. Таким образом, интеграция России в АТР, прежде всего в АТЭС, является одним из приоритетных направлений российской внешней политики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.013 с.) |