Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональные модели управления

Поиск

 

В результате либерализации тарифов на перевозки появилась опасность разрыва хозяйственных связей. Стоимость доставки грузов по железной дороге из Центра в Зауралье уже превысила стоимость самого груза. Предприятия центральных регионов ли­шились, например, на Дальнем Востоке и поставщиков и поебителей. Границы внутреннего рынка для многих из них су­зились до радиуса автомобильных перевозок.

Регионы не превращаются в замкнутые, экономически отре­занные от федерального центра формирования во многом бла­годаря функционированию ассоциаций экономического взаимодей­ствия субъектов РФ, городов и других территориальных единиц. Ассоциации взяли на себя часть функций федерального центра, которые он в новых условиях не может выполнять или выпол­няет неэффективно. С их помощью контролируются экономические процессы по всей стране — от Калининграда до Камчатки, прокладываются новые транспортные линии, происходит переориентация экономических связей регионов и предприятий; потребители ищут других поставщиков, поставщики — новые рынки сбыта, отдаленные регионы ориентируются на развитие производства всего необходимого на месте и торговлю с соседними странами.

Постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления» от 16 сентября 1993 г. № 918 и Законом от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» деятельность ассоциаций получила правовую основу.

В настоящее время действуют восемь ассоциаций: Дальневосточная, «Сибирское соглашение», Уральская, «Северо-запад», Северо-Кавказская, «Черноземье», «Большая Волга», «Центральная Россия». Например, ассоциация «Центральная Россия» охватывает 11 областей центра, Москву, Калининградскую область.

Ассоциация является основной формой межрегиональной экономической интеграции; она объединяет регионы по экономическим интересам, концентрирует материальные, технологические, финансовые ресурсы, инициирует инвестиции, восстанавливает разрушенные связи. Тем самым она сохраняет общее экономическое и социальное пространство, помогая сообща преодолевать трудности.

Ассоциация функционирует на основании устава, утверждаемого Минюстом России. Высшим органом управления является координационный совет межрегиональной ассоциации (КСМА), возглавляемый председателем или президентом ассоциации. В него входят главы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; исполнительный орган совета — генеральная дирекция. Создаются координирующие органы для реализации региональной политики, в каждый из них входят представители соответствующих субъектов РФ. Руководителям ассоциаций предоставлено право участвовать в заседаниях Правительства РФ. Заместители Предсе­дателя Правительства РФ участвуют в заседаниях и других меро­приятиях ассоциаций, проводимых в регионах.

Основными функциями ассоциации являются реализация со­вместных научно-технических, производственных, экономиче­ских и социальных программ, развитие местных рынков капита­ла, товаров, рабочей силы. Например, ассоциация «Центральная Россия» разрабатывает проекты и программы, способные оказать большое влияние на социально-экономическую ситуацию в ре­гионе: программы поддержки текстильной промышленности, производителей и переработчиков льна, эколого-экономической базовой территории на побережье Рыбинского водохранилища, проект в области телекоммуникаций в рамках федеральной про­граммы создания единого информационного пространства. Про­водится также конкурсный отбор приоритетных проектов, посту­пающих от субъектов РФ — членов ассоциации.

Уральская ассоциация разработала концепцию региональ­ного рынка ценных бумаг. Концепцией заложено построение собственной модели рынка ценных бумаг, интегрированного в ' общероссийский, т.е. модели, отвечающей интересам региона, обеспечивающей преимущества привлечения инвестиций в Уральский регион вследствие опережающего развития этого рынка. Концепция содержит стратегию региональных органов власти по различным сегментам рынка ценных бумаг. Взаимо­действие комиссий по ценным бумагам субъектов осуществляет­ся через межрегиональную координационную группу. Ассоциа­ция «Черноземье» приняла решение о создании единого ком­плекса по производству минеральных удобрений и обеспечению ими субъектов РФ.

В форме ассоциации найдена межрегиональная структура управления, взявшая на себя ряд функций, которые прежде вы­полнял лишь федеральный центр. В рамках ассоциации эффек­тивнее регулируются бюджетные, налоговые, финансовые от­ношения, легче реализуются принципы бюджетного федерализ­ма. Появилась возможность передавать федеральному центру, - минуя различные структуры, только суммы, необходимые ему для выполнения общефедеральных функций, проводя все ос­тальные расчеты через финансовый центр ассоциации.

Проверка новых механизмов хозяйствования осуществля­ется в свободных экономических зонах — регионах, где соз­даются предпосылки для ускоренного развития рыночных от­ношений. Решениями государственной власти им делегируют­ся дополнительные полномочия в регулировании хозяйствен­ной деятельности.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) это ограниченный уча­сток территории России, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности, предостав­ляемый коммерческим организациям и филиалам иностранных юридических лиц, зарегистрированным в этой зоне. СЭЗ создает­ся главным образом для привлечения иностранного капитала, передовых технологий, развития экспортного потенциала.

СЭЗ подразделяются на следующие типы.

1. Зоны экспортного производства, если участники зоны вывозят за пределы страны более 50% товаров своего производства (продукции обрабатывающих отраслей).

2. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются в местах с развитой производственной и транспортной инфраструктурой и имеющих другие благоприятные условия).

3. Зоны торгового типа — в портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах и других пунктах, через которые регулярно перевозятся экспортно-импортные грузы.

4. Другие зоны — технико-внедренческие, трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры.

Решение о создании СЭЗ принимается Правительством РФ, им же утверждается Положение о свободной экономической зоне.

В СЭЗ устанавливаются для иностранных инвесторов, пред­приятий льготный налоговый режим, пониженные ставки платы за землю и природные ресурсы, особый таможенный режим, уп­рощенный порядок въезда и выезда граждан, регистрации пред­приятия. В федеральном бюджете в составе целевых средств по оказанию финансовой поддержки регионам учитываются средства, направляемые на обеспечение функционирования СЭЗ.

Создание СЭЗ не должно сводиться к получению дополнительных льгот, когда благополучие строится за счет недоплат другим регионам. Нередко предприниматели регистрируются в СЭ3, а производственно-финансовую деятельность ведут в любом регионе. Так, в Калмыкию стекаются налоги со всей России. Ви­димо, регистрацию нужно сохранять только тем предприятиям, которые фактически функционируют на территории СЭЗ.

В отдаленных и находящихся в специфических геополитиче­ских условиях регионах осуществляется государственное управ­ление в режиме особой экономической зоны (ОЭЗ).

Полномочия по вопросам функционирования ОЭЗ осущест­вляют органы представительной и исполнительной власти субъ­екта РФ, администрация субъекта РФ выполняет функции ад­министрации СЭЗ.

В особой экономической зоне не требуется лицензирование предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Администрация ОЭЗ вправе проводить торги, а в ряде случаев — прямые переговоры с российскими и иностранными инвесторами и предпринимателя­ми для заключения договоров по реализации зональных инвести­ционных проектов; она координирует привлечение российских и иностранных инвестиций, предпринимательскую деятельность.

Право землепользования иностранным юридическим и фи­зическим лицам на территории ОЭЗ предоставляется только на основании договоров аренды без права выкупа.

В ОЭЗ устанавливается льготный режим инвестиций и пред­принимательской деятельности, в том числе внешнеэкономиче­ской. В отношении взимания таможенных пошлин и иных пла­тежей, в том числе налогов, уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, ОЭЗ рассматрива­ется как находящаяся в режиме свободной таможенной зоны.

Уполномоченные органы субъекта РФ, на территории кото­рого образована ОЭЗ, вправе заключать соглашения об эконо­мическом, научно-техническом, культурном и спортивном со­трудничестве со штатами, провинциями, землями и другими ад­министративно-территориальными образованиями иностранных государств, которые, однако, не могут рассматриваться как меж­дународные договоры РФ.

Интересы государства (военная безопасность и др.) требуют создания в определенных регионах закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Порядок их образования и функционирования определен Законом «О закрытом админист­ративно-территориальном образовании» (с изменениями и до­полнениями от 28 ноября 1996 г. № 144-ФЗ).

Предложение о создании ЗАТО вносит Правительство РФ по согласованию с органами государственной власти субъекта РФ, в ведении которого находится соответствующая территория. Решение о создании ЗАТО принимает Президент РФ. Статус ЗАТО получили прежде всего закрытые города, являющиеся центрами оборонной промышленности. В настоящее время функционируют 40 ЗАТО.

Земли, занимаемые предприятиями, по виду деятельности которых создано ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются предприятиям в постоянное (бессрочное) пользо­вание. Создание на территории ЗАТО предприятий с иностран­ными инвестициями допускается по решению органов местного самоуправления, согласованному с Правительством РФ. В ЗАТО поддерживается порядок обеспечения особого режима безопас­ности предприятий и объектов.

Предприятия, выполняющие государственный оборонный заказ, производят отчисления в бюджет ЗАТО для дополнитель­ного финансирования программ по экологии и здравоохране­нию в размере 1% от объема финансирования. На сельскохозяй­ственных производителей, снабжающих население ЗАТО продо­вольствием, распространяются меры государственной поддерж­ки, предусмотренные для предприятий АПК.

Налоговые и иные поступления от юридических лиц, нахо­дящихся в границах ЗАТО, направляются в местный бюджет. Эти средства используются на создание новых рабочих мест, социальное развитие, инфраструктуру, экологию, на уменьше­ние дотаций из федерального бюджета. Дефицит бюджета ЗА­ТО покрывается федеральным бюджетом в виде субсидий, до­таций, субвенций.

Все вопросы деятельности ЗАТО, кроме находящихся в ве­дении федеральных органов и органов местного самоуправле­ния, решаются администрацией субъекта РФ.

В ряде регионов используются особые модели реформирова­ния экономики, интенсивного экономического развития, преодоления длительной депрессии. Так, в Кемеровской области вводится практика заключения генеральных соглашений между МПС России, угольными компаниями и администрацией области для организации вывоза угля на внутренний и внешний рынки. Создается свободная таможенная зона «Кемеровский аэро­порт». Предприятиям материального производства предоставля­ется инвестиционный налоговый кредит.

В административно-территориальных границах Республики Северная Осетия — Алания образован регион интенсивного экономического развития «Осетия» для обеспечения ускоренного его развития как приграничной территории. Предусматри­вается дополнительное выделение средств из бюджета, в том числе 50% сумм пошлин и налогов, взимаемых таможенными органами на территории региона.

До распада СССР пограничными являлись 11 субъектов РФ, в настоящее время — 35, а вместе с прибрежными — 43. При отсутствии государственной монополии на внешние свя­зи регионы ищут свое место внутри не только российского, но и международного разделения труда, что усиливает регионализацию общероссийского рынка. Регионы выходят на внеш­нюю арену, развивая экономическое сотрудничество, пригра­ничную торговлю.

Вопросы для повторения

 

1. Назовите принципы регионального управления.

2. Каково основное содержание договоров о разграничении пред­метов ведения между РФ и субъектом РФ?

3. Перечислите цели и основные положения региональной по­литики.

4. Охарактеризуйте методы регулирования регионального раз­вития.

5. Каков порядок финансовой поддержки дотационных регионов?

6. В чем заключается участие субъектов РФ в управлении феде­ральной собственностью?

7. Местное самоуправление в структуре органов власти.

8. Покажите взаимодействие органов государственного и муни­ципального управления.

9. Назовите принципы функционирования ассоциаций экономического взаимодействия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.104 (0.007 с.)