Управление государственными предприятиями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление государственными предприятиями



 

В настоящее время государство непосредственно управляет небольшим количеством предприятий, связанных с обороной, естественными монополиями, проведением закупочных и то­варных интервенций, решением важных социальных задач и не­которыми другими направлениями.

Государственные предприятия федеральной собственности создаются и ликвидируются по решению Правительства РФ на основании совместного представления Минимущества России, Министерства экономического развития и торговли России и федерального органа исполнительной власти, на который воз­ложены координация и регулирование деятельности в соответ­ствующей отрасли (сфере управления). Решение подлежит со­гласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого размещается предприятие. В случае когда создание предприятия финансируется федеральным бюджетом, решение о создании принимается на основании представления Минимущества России, Министерства экономического развития и торговли России, Минфина России и соответствующего феде­рального органа исполнительной власти.

Минимущество России передает госпредприятия как имуще­ственные комплексы в хозяйственное ведение, оперативное управление на основе заключаемых договоров федеральным ор­ганам исполнительной власти (отраслевым и функциональным министерствам и ведомствам). Им утверждается примерный ус­тав федерального государственного унитарного предприятия, в котором предусматриваются следующие обязательные условия:

• Направление госпредприятием в федеральный бюджет части прибыли от использования имущества, находящегося в его хозяйственном ведении (после уплаты налогов и иных обя­зательных платежей).

• Проведение ежегодно аудиторских проверок госпред­приятия.

Уставы конкретных федеральных госпредприятий утверждаются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельно­сти в соответствующих отраслях (сферах управления). Уставы после утверждения представляются в Минимущество России для внесения соответствующих сведений в реестр федераль­ного имущества.

Федеральные органы исполнительной власти, координи­рующие и регулирующие деятельность в соответствующих от­раслях с привлечением при необходимости Минфина России, МНС России, МВД России в отношении госпредприятий и АО, более 50% акций которых находятся в федеральной собственно­сти, осуществляют следующие действия:

• Утверждают показатели экономической эффективности деятельности.

• Контролируют использование имущества госпредприятия.

• Анализируют эффективность деятельности предприятий.

• Определяют долю прибыли госпредприятия, подлежащую перечислению в бюджет.

• Рекомендуют размер дивидендов по акциям для голосования в органах управления АО.

• Представляют Правительству РФ для назначения кандидатуры представителей в органах управления АО, акции которых закреплены в федеральной собственности, либо кандидатуры физических лиц, на которых возлагается выполнение этих функций на договорных условиях.

• Заключают, изменяют и расторгают контракты с руково­дителями предприятий.

Контракты с руководителями предприятий заключаются в соответствии с нормами гражданского права и не должны ухуд­шать условий социального обеспечения по сравнению с трудо­вым договором.

Обязательными условиями контракта являются:

• продолжительность (не менее трех лет);

• размер гарантированного вознаграждения;

• доля руководителя предприятия в прибыли, определяемой после расчетов с бюджетами всех уровней;

• компенсации руководителю и членам семьи при переезде в другую местность при досрочном расторжении контракта по инициативе органа власти;

• социальные гарантии, в том числе в случае потери трудо­способности;

• права и обязанности руководителя в связи с управлением предприятием, порядок отчетности, досрочного расторже­ния контракта;.

• ответственность за результаты работы предприятия, нару­шения контракта.

Руководитель государственного предприятия представляет отчет по утвержденной форме в федеральный орган исполни­тельной власти, заключивший с ним контракт, ежеквартально. Ежегодно он представляет доклад о финансово-хозяйственной деятельности с предложениями по улучшению работы.

В отношении промышленного или сельскохозяйственного предприятия может быть принято решение о ликвидации и соз­дании одновременно казенного предприятия на его базе. Осно­ваниями для этого являются:

• нецелевое использование выделенных средств;

• отсутствие прибыли (по итогам за два последних года);

• использование закрепленного недвижимого имущества с нарушением действующих правил, без разрешения упол­номоченного государством органа (достаточно одного из указанных оснований).

Казенное предприятие создается по представлению соответст­вующих федеральных органов исполнительной власти. Феде­ральный орган утверждает устав, разрабатываемый на базе типо­вого устава, назначает и освобождает руководителя, принимает решение об осуществлении казенным предприятием самостоя­тельной хозяйственной деятельности.

Казенное предприятие функционирует на основе следующих принципов:

• Является правопреемником ликвидированного предпри­ятия по ранее выделенным федеральным средствам, а также в части использования земли, недр и предоставленных квот и лицензий.

• Самостоятельно реализует производимую продукцию.

• Не может создавать дочерних предприятий, выступать в ка­честве учредителя предприятий без согласия Правительства РФ или уполномоченного им органа.

• Не может отчуждать закрепленное за ним недвижимое имущество, сдавать его в аренду или пользование, а также пере­давать в залог без согласия Правительства РФ или уполномочен­ного им органа.

• Получает кредиты только при наличии гарантий Прави­тельства РФ.

Правительство РФ определяет порядок планирования и фи­нансирования деятельности казенных предприятий, в том числе по содержанию закрепленных за ними объектов социальной сферы, ценообразования на производимые ими товары, а также оплаты труда их работников.

Производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития. Уполномоченный орган доводит предприятию обязательный для исполнения и согласованный с Министерст­вом экономического развития и торговли России и Минфином России план-заказ с учетом плана развития. План-заказ уточня­ется после утверждения федерального бюджета на соответст­вующий год. В плане-заказе устанавливаются:

• объем поставок продукции в натуре и ассортименте, тре­бования к качеству, сроки поставки, цены;

• фонд оплаты труда и норматив его уменьшения при невы­полнении плана-заказа (увеличение оплаты производится за счет прибыли по установленным уполномоченным ор­ганом нормативам);

• лимит численности работников;

• объем и условия предоставления средств из федерального бюджета.

По согласованию с уполномоченным органом разрабатыва­ется план развития предприятия, предусматривающий необхо­димые для обеспечения устойчивой работы мероприятия, а так­же задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей, созданию и освоению новых видов продукции, подготовке и переподготовке кадров, финансовые затраты и ис­точники их покрытия.

Фонд оплаты труда определяется на основе рекомендуемой государством тарифной сетки, а в отношении руководителей предприятия — на контрактной основе. Формы оплаты, разме­ры ставок, соотношения между отдельными категориями работ­ников по оплате, система премирования определяются руково­дителем в соответствии с Положением об оплате труда работни­ков, структура и штаты утверждаются руководителем в пределах фонда оплаты и лимита численности. Предприятие обязано поддерживать численность работников в пределах, установлен­ных Правительством РФ (уполномоченным им органом), регу­лировать занятость, обеспечивать безопасные условия труда.

Продукция, произведенная предприятием в соответствии с планом-заказом, на которую не распространяется государственное регулирование цен, реализуется по ценам, устанавли­ваемым уполномоченным органом. Продукция, произведен­ная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам, устанавливаемым предприятием, или на договорной основе.

За счет доходов от реализации продукции осуществляется финансирование, связанное с выполнением плана-заказа, плана развития, с производственным и социальным развитием, меро­приятиями по мобилизационной подготовке. При нехватке средств они выделяются предприятию из федерального бюджета после представления уполномоченным органом сведений в Ми­нистерство экономического развития и торговли России и Минфин России об их расходовании и результатах деятельности за предыдущий год. Решение о выделении средств из бюджета принимает Правительство РФ.

Прибыль направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития, на другие производственные цели, а также на социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли изымается в доход бюд­жета. Часть доходов от ведения самостоятельной хозяйственной деятельности предприятие может использовать самостоятельно.

Руководство предприятием осуществляет директор, дейст­вующий на принципах единоначалия.

Федеральный орган осуществляет контроль за выполнением плана-заказа и плана развития, получая статистическую и бух­галтерскую отчетность по установленной форме о выполнении планов, целевом использовании выделенных бюджетных средств, а также амортизационных отчислениях.

Статус казенного предприятия не является раз и навсегда данным: если потребность в соответствующем виде продукции отпадает, то госзаказ снимается и предприятие переходит в раз­ряд государственного или приватизируется.

Особенно эффективны казенные предприятия в оборон­ном комплексе благодаря использованию технологий двой­ного назначения. Государство определяет оборонному пред­приятию вид и количество продукции, выдает заказ, ресурсы под него, устанавливает нормативы. Одновременно предпри­ятие может выпускать дополнительную продукцию, для этого оно самостоятельно ищет ресурсы, рынок сбыта, платит за труд и получает прибыль.

Минимущество России ведет реестр федерального имущест­ва, в котором по каждому предприятию фиксируются основные показатели эффективности. На праве хозяйственного ведения функционируют около 13 тыс. федеральных унитарных предпри­ятий в основном системы Минатома России, Минэнерго России, Минсельхоза России. Одни из них реорганизуются, на базе дру­гих создаются казенные предприятия, третьи передаются в собст­венность субъектов России в счет причитающихся им трансфер­тов. В ведении отраслевых министерств и ведомств остается не­большое количество государственных предприятий, необходимых для решения стратегических задач развития страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.18.87 (0.013 с.)