Интересы КНР и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интересы КНР и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе



Можно констатировать, что в 2009 г. двусторонние отношения КНР и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе подверглись серьезным испытаниям, но ранее созданный фундамент сотрудничества двух стран оказался достаточно прочным, существует много хороших моментов в развитии. Например, улучшается торговая структура, объем импорта машиностроительной продукции Китая из России уже растет третий год подряд. Китай занял первое место среди импортеров России. Прямые инвестиции (вне финансов) Китая в Россию выросли на 73,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Беспрецедентный масштаб финансового сотрудничества наблюдается в двусторонних отношениях, быстро развивается торговое финансирование.

В массовом сознании опрошенных отчетливо отражается наличие общности интересов своих стран в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что нашло отражение в положительном ответе 79,3% респондентов (См.: Прил.2,Табл.12.1).

 


Переговорный процесс КНР и РФ

Хотелось бы отметить основные преимущества китайско-российского торгово-экономического сотрудничества. Главное – это то, что между нашими странами созданы благоприятные политические отношения и совершенный механизм сотрудничества. Так, в рамках формата регулярных встреч глав правительств создано 11 подкомиссий по ведущим отраслям и направлениям китайско-российского сотрудничества. Кроме того нашими странами создан механизм консультаций по разнообразным направлениям сотрудничества, в таких сферах, как, например, инвестиции, по упорядочению торговли, по порядку разрешения торговых споров, а также – крайне важно – в сфере приграничного и межрегионального сотрудничества. Этот постоянно совершенствующийся механизм консультаций должен стать важной гарантией углубления двустороннего сотрудничества.

56% опрошенных характеризуют отношения России и Китая как грамотно построенные и соответствующие необходимому уровню развития и международной обстановке (См.: Прил.2, Табл.11.1).

Таким образом, массовом сознании населения государств переговорный процесс воспринимается как сбалансированный механизм, отработанный и показавший нужные результаты за последние годы взаимного сотрудничества.


Выводы

Всемерное развитие китайско-российского экономического сотрудничества является одним из ключевых факторов укрепления и обогащения отношений партнёрства и стратегического взаимодействия между Китаем и Россией. Как в России, так и в Китае хорошо понимают необходимость резкого укрепления материальной основы российско-китайского стратегического партнерства.

Огромный потенциал китайско-российского экономического сотрудничества общепризнан. Для его освоения создана мощная организационная структура в виде механизма регулярных встреч глав государств и правительств России и Китая, подписаны десятки договоров и соглашений различного уровня.

Из всех направлений сотрудничества между Китаем и Россией энергетические проблемы постепенно выходят на первый план в российско-китайских отношениях. Энергетика является одним из самых перспективных направлений сотрудничества России и Китая. В результате проводимых экономических реформ Китаю удалось добиться высоких темпов роста экономики и повышения жизненного уровня населения. Быстрые экономические преобразования уже значительно увеличили спрос на энергию, а выполнение поставленных руководством КНР новых масштабных задач по экономическому развитию страны на период до 2020 г. потребует дальнейшего существенного наращивания объемов энергопотребления. Китай нуждается в стабильных поставках энергоносителей, и Россия готова к кооперации в этой сфере.

Как ведущие мировые экономические субъекты, как ответственные державы Китай и Россия должны совместно отвечать рискам и вызовам, появлению которых способствовал кризис, выявлять резервы и максимально использовать все возможности для сотрудничества в целях развития. Среди инструментов преодоления кризиса на первом месте стоят инвестиции и торговля, всемерная поддержка ведущих секторов экономики и диверсификация производств, обеспечение высокого качества и экологичности выпускаемой продукции. Все это, безусловно, будет содействовать взаимовыгодному развитию китайской и российской экономики.


Рекомендации

Рассматривая все вышесказанное, можно сформулировать следующие рекомендации:

Властным структурам:

1. Для лучшего понимания гражданами России специфику китайско-российских отношений, их историческую значимость необходимо повысить информированность о долгосрочных целях развития Российского государства путем увеличения количества сведений о различных проектах в СМИ. Рекомендуется проводить объяснение гражданам принципы построения либерального общества в развитых демократических странах с целью преодоления атмосферы неприязни и недоверия ко всем восточным политическим ценностям и идеалам;

2. Властная элита всех уровней должна понимать, что все большая дистанцированность от народа способна привести к массовым всплескам недовольства к представителям населения других стран, поэтому ей рекомендуется расширить свою деятельность в разных сферах жизни общества, активизировать информационную поддержку своей деятельности, налаживать контакт с населением (личные встречи депутатов с гражданами, дебаты, акции, и т.д.);

3. Необходимо вести политику разъяснения населению ценностей социальной самодеятельности и приверженности общественного мнения ценностям идеологии прав человека, представляющие различные страны, способствовать развитию критического анализа общественностью деятельности властей. Необходимо повышать образовательный уровень населения.

4. Следует расширить инвестиционное и технико-экономическое сотрудничество. У сторон существует большой потенциал в области инвестиции вне финансов. Так, сегодня российская сторона усилила работу по освоению Дальнего Востока и Сибири, Китай также реализует план возрождения старой промышленной базы своих северо-восточных провинций. В сентябре прошлого года главы наших государств утвердили Программу сотрудничества между peгионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китая, а это принесет новые возможности для взаимных инвестиций и технико-экономического сотрудничества. Совсем недавно, во время визита Заместителя председателя Китая Си Диньпина в Россию, предприятия двух стран во Владивостоке и в Москве подписали более 20 соглашений и контрактов, касающихся сотрудничества в ряде областей – таких, как строительство электростанции, реконструкция морских портов, развитие сельского хозяйства и освоение минеральных ресурсов, сотрудничество в лесной и т.д.. Кроме того, китайская сторона желает развивать сотрудничество с Россией в области инфраструктуры, участвовать в строительстве объектов саммита АТЭС во Владивостоке 2010 г. и зимней Олимпиады в Сочи 2014 г.

5. Необходимо углубить финансовое сотрудничество. Коммерческие банки и политические финансовые институты сторон должны повышать уровень участия в двусторонней торговле. Одновременно необходимо непрерывно укреплять сотрудничество в области взаимного доверия, обеспечивать кредитование консорциумов, возможности использования банковской карточки и т.д. Необходимо держать на контроле вопросы обмена валют между нашими странами и создания биржи для китайских юаней и рублей, активно изучать возможность расширения расчетов национальных валют в обычной торговле. Нужно обеспечить более универсальное и высококачественное обслуживание торгово-экономического сотрудничества между нашими странами.

6. Важно укрепить сотрудничество между малым и средним бизнесом. Малые и средние предприятия являются важнейшим фактором развития экономики и внешней торговли любой страны ввиду их многочисленности, гибкости и мобильности. Компетентные органы правительств и торговые ассоциации наших стран должны поощрять и поддерживать их, способствовать укреплению двустороннего сотрудничества, предоставлять им услуги по политическому консалтингу, финансированию и т.д..

Политическим партиям:

1. Для консолидации общества в сознании туляков необходимо повысить информированность граждан о деятельности политических партий в мероприятиях с представителями разных стран, в том числе и с представителями Китая, путём активизации их деятельности, независимо от срока выборов;

2. Для повышения политического участия жителей г. Тулы рекомендуется проводить международные массовые политические мероприятия и акции;

3. Политическим объединениям следовало бы не выдвигать популистские идеи в периоды предвыборной кампании, а четко разъяснить свою идеологическую направленность и позицию по отношению к представителям разных сран;

4. В целом в качестве основной рекомендации институтам политической власти, а также политическим партиям и движениям, хотелось бы отметить необходимость повышения эффективности использования СМИ, поскольку успех политики определяется, прежде всего, общественным мнением.

5. СМИ:

1. СМИ отводится ведущая роль в формировании общественного мнения, поэтому необходимо, чтобы центральные телерадиокомпании и печатные издания были более объективными в оценке тех или иных политических событий;

2. Необходимо увеличить количество всевозможных разъясняющих программ и статей о китайско-российских отношениях.

Институтам образовательной системы

1. В школах, вузах должны изучаться ценностная модель, иерархия ценностей, доминирующих в обществе, ценностные программы разных стран;

2. Рекомендуется проводить социальную работу с молодежью с целью формирования у них демократического сознания и соответствующей ему системы ценностей;

3. Необходимо приложить все усилия для формирования у молодежи современного, осмысленного, неидеологизированного представления об истории путем проведения внеучебных занятий, научных диспутов и семинаров;

Населению г. Тулы

1. Необходимо больше интересоваться реальной политической деятельностью, повышая, таким образом, уровень политического участия;

2. Рекомендуется четко определять свои политические интересы и руководствоваться не популярностью той или иной ценности или идеи во властных кругах, а собственным мнением.

Главная же рекомендация относится к сфере улучшения работы властных структур по разъяснению вопросов истории, и исторического становления китайско-российских отношений в системе мировой политики.

 

 


Список литературы

1. Михеев В. Россия-Китай: «дозагрузка отношений» // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №6. С.10 – 19.

2. Кузина З. Внешнеполитические проблемы в зеркале общественного мнения в России (2000-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №10. С. 62 – 76.

3. Мочульский А. Об особенностях политики Китая в вопросах экономического сотрудничества в ШОС // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №10. С. 84 - 90.

4. Иванова А. Лунин А. Титаны АТР и стратегические интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №9 С. 101 - 111.

5. Елогов Н. Тихоокеанская Азия: перспективы трансформаций политических систем (окончание) // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №6. С.72 – 85

6. Елогов Н. Тихоокеанская Азия: перспективы трансформаций политических систем // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №5. С.83 – 95.

7. Канаев Е. Курилко А. Юго-Восточная Азия в условиях мирового финансово-экономического кризиса // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №2. С.38 - 46.

8. Федоровский А. Возможности и проблемы регионального сотрудничества в Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2010. №1. С.82 - 91.

9. Потапов М. Мировой экономический кризис и Восточная Азия // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.19 - 25.

10. Брутенц К. О реструктуризации современных международных отношений // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.26 - 37.

11. Мозиас П., Яковлева В. Внешнеторговая политика Китая после присоединения к ВТО // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.64 - 68.

12. Кульнева П. либерализация инвестиционного режима в Китае: новый этап // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №12. С.69 - 77.

13. Бергер Я. Китайская модель развития // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №9. С.73 - 81.

14. Таций В. Финансовые кризисы и накопление: опыт Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №9. С.82 - 89.

15. Загашвили В. Отношения России с лидерами мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №8. С.3 - 11.

16. Лабинская И., Островская Е. Китай: универсальная модель модернизации? (окончание) // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №8. С.69 - 81.

17. Лабинская И., Островская Е. Китай: универсальная модель модернизации? // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №7. С.43 - 55.

18. Гельбрас В. Тридцатилетие эпохи «реформ и открытости» в Китае // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №6. С.73 - 83.

19. Козырев В. Китай в политике, культуре и менталитете России // Мировая экономика и международные отношения. 2009. №5. С.121 - 126.

20. Лавров С. Россия и АСЕАН могут многое сделать вместе // Международная жизнь. 2010. №10. С.4 – 14.

21. Сумский В. Модернизация России, геополитика Восточной Азии и фактор АСЕАН // Международная жизнь. 2010. №10. С.15 - 20.

22. Колдунова Е. Встречаемся в АСЕМ! Теория и практика трансрегиональных отношений: памятка для России // Международная жизнь. 2010. №10. С.21 - 27.

23. Канаев Е. Феномен «driver’s seat» // Международная жизнь. 2010. №10. С.28 – 36.

24. Мазырин В. Россия в Индокитае: назад в будущее? // Международная жизнь. 2010. №10. С.37 - 48.

25. Рогожин А. АСЕАН на пути к Экономическому сообществу // Международная жизнь. 2010. №10. С.56 – 63.

26. Урляпов В. Все выше и выше. Проекты России и стран ЮВА в аэрокосмической сфере // Международная жизнь. 2010. №10. С.69 - 72.

27. Лисоволик Я. В чем польза зоны свободной торговли России – АСЕАН? // Международная жизнь. 2010. №10. С.73 - 77.

28. Урляпов В. Расширение АСЕАН: мотивы, значение, последствия // Международная жизнь. 2010. №10. С.85 - 95.

29. Колотов В. В начале «века Азии» // Международная жизнь. 2010. №10. С.122 - 124.

30. Локшин Г. Путем АСЕАН // Международная жизнь. 2010. №10. С.125 – 128.

31. Бородавкин А. Азиатский вектор политики России и модернизация страны // Международная жизнь. 2010. №8. С.12 – 20.

32. Иванов А. Азиатско-Тихоокеанский регион и Россия: новая роль в глобальном развитии // Международная жизнь. 2010. №8. С.71 - 80.

33. Грациани Т. Россия – краеугольный камень системы многополярного мира // Международная жизнь. 2010. №7. С.93 – 104

34. Моисеев Л. Через ШОС снимается масса проблем // Международная жизнь. 2010. №6. С.14 - 21.

35. Николаев М. АТР и национальная безопасность России // Международная жизнь. 2010. №4. С.10 - 19.

36. Каменнов П. Китай: принципы активной обороны // Международная жизнь. 2010. №4. С.40 - 56.

37. Иваншевцов Г. Азиатский вектор российской энергетики // Международная жизнь. 2010. №3. С.62 - 72.

38. Бакишев Д. Диалог во имя безопасности и процветания в Азии и мире // Международная жизнь. 2010. №3. С.97 - 107.

39. Михеев В.В. Китай – Япония: стратегическое соперничество и партнерство в глобализируещемся мире. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 358с.

40. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. – М.: ИМЭПО РАН, 20009, 180с.

41. Россия в мировой экономике и международных отношениях / Отв.ред.Ф.Г. Войтоловский, А.В. Кузнецов. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 200с.

42. Галенович Ю. Взгляд на Россию из Китая. – М.: «ВРЕМЯ», 2009. 304с.

43. Жуков С.В., Резникова О.Б. Центральная Азия и Китай: экономическое взаимодействие в условиях глобализации. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 180с.

44. Россия и мир: 2010.Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз /Рук-ли проекта А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. – М.: 2009. 149с.

45. Бусыгина И.М. Политгеография. Формирование политической карты мира. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2010. 382с.

46. Итоги и перспективы реализации программы Глобального партнерства / Под ред. А.А. Пикаева. – М.: ИМЭПО РАН, 2009. 110с.

47. Россия и мир 2009: Экономика и внешняя политика / Рук-ли. Проекта А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. – М.: ИМЭПО РАН, 2008. 142.

48. Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII – XXI веках. – М.: «АСТ», 2008. 598с.

49. Формирование позитивного имиджа России через взаимодействие с многосторонними международно-политическими институтами / Отв. ред. А.Д. Богатуров. – М.: «ЛКИ», 2008. 336с.


Приложение 1

Лаборатория социально-политических исследований.

Бланк интервью

 

Китайско-российские отношения в системе мировой политики

В России происходят большие перемены. Мы хотели бы знать, как Вы к ним относитесь. С этой целью мы просим Вас ответить на ряд вопросов, которые в основном касаются участия граждан в политической жизни общества. Не сомневаемся, что Ваши заинтересованные и искренние ответы помогут разобраться в существе дела, наметить пути решения насущных проблем.

Материалы опроса будут использованы только в обобщенном виде.

ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

Тула – 2010 г.

1. Влияет ли политика на Вашу повседневную жизнь?

01 Да

02 Скорее да, чем нет

03 Скорее нет, чем да

04 Нет

05 Затрудняюсь ответить

 

2. На Ваш взгляд, могут ли рядовые граждане оказывать влияние на политическую жизнь страны?

01- Да

02 - Скорее да, чем нет

03 - Скорее нет, чем да

04 - Нет

05 - Затрудняюсь ответить

3. В какой степени Вас затрагивают проблемы, обсуждаемые политиками федерального уровня (парламентские заседания, выступления президента)?

01 - В высокой степени

02 - Нейтральное отношение

03 - В низкой степени

04 - Затрудняюсь ответить

4. Как Вы оцениваете уровень развития китайско-российских отношений?

01 – Положительно

03 – Нейтрально

03 – Отрицательно

04– Затрудняюсь ответить

5.6. С чем у Вас ассоциируется образ России/Китая? (4 варианта ответа)

Варианты ответов Образ России Образ Китая
1. Равенство    
2. Семья    
3. Традиция    
4. Демократия    
5. Авторитаризм    
6. Справедливость    
7. Благосостояние граждан    
8. История    
9. Свобода    
10. Гражданская активность    
11. Другое    

 

 

7. На Ваш взгляд, смог ли Китай эффективно преодолеть влияние мирового финансово-экономического кризиса на свою экономику?

01 – Да

02 – Нет

03 – Другое: _____________________________________.

04 – Затрудняюсь ответить

 

8. На Ваш взгляд, смогла ли Россия эффективно преодолеть влияние мирового финансово-экономического кризиса на свою экономику?

01– Да

02– Нет

03– Другое: _____________________________________.

04– Затрудняюсь ответить

 

9. Как Вы считаете, какое из приведенных направлений является приоритетным в китайско-российских отношениях?

01 – экономическое.

02 – военная сфера

03 - политическое

04 - социальное

05 – Другое: _________________________________________.

06 – Затрудняюсь ответить

 

10. На Ваш взгляд, какое место занимает Китай среди торговых партнеров России?

01 – Первостепенное

02 - Второстепенное

03 – Другое: ______________________________________.

04 – Никакое

05 – Затрудняюсь ответить.

 

11. На Ваш взгляд, как можно охарактеризовать отношения между Китаем и Россией?

01 – взрослый - взрослый

02 – взрослый – ребенок

03 – взрослый - родитель

04 – Другое: __________________________________________.

05 – Затрудняюсь ответить

Обоснуйте Ваш ответ:

 

12. Есть ли общие интересы КНР и РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе?

01 – Да

02 – Нет

03 – Затрудняюсь ответить

 

13. Как Вы считаете, развитие экономики Сибири и Дальнего Востока должна происходить ________.

01 – при сотрудничестве КНР и РФ.

02 – только по средствам КНР

03 – только по средствам РФ

04 – Другое: _________________________________________.

05 – затрудняюсь ответить

 

14. Откуда Вы узнаете, по большей части, информацию о развитии китайско-российских отношений?

01 – Интернет

02 – Телевидение

03 - пресса

04 - Радио

05 – Другое: __________________________________.

 

И в заключении, пожалуйста, сообщите некоторые сведения о себе:

15. Ваш пол: 1) мужской; 2) женский

16. Ваш возраст:

17. Гражданство какой страны Вы имеете?

1) КНР

2) РФ

Благодарим за участие в исследовании!


Приложение 2

Диаграмма 1





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.018 с.)