Социальный конфликт: признаки, структура, функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальный конфликт: признаки, структура, функции



К. С. ШАЛАГИНОВА

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Тула

 

 

Издательство ТГПУ им. Л.Н. Толстого

 

ББК 88. я73

К 64

Рецензенты –

кандидат педагогических наук Н.А. Бабушкина (ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

кандидат психологических наук, доцент М..А Кувырталова (ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

  К64 Конфликтология: Рабочая тетрадь/Авт.-сост. К. С. Шалагинова.– Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011.–57 с. Издание второе. Дополненное и переработанное.
    Предлагаемое издание представляет собой рабочую тетрадь по дисциплине Конфликтология. Адресовано студентам, обучающимся по специальности «Педагогики и психология», по направлению «Практическая психология в образовании», работающим с ними преподавателям, психологам- практикам.  

 

ББК 88.4я73

 

 

Учебное издание

Конфликтология

Рабочая тетрадь

Автор-составитель

ШАЛАГИНОВА Ксения Сергеевна

 

Печатается с оригинал-макета, предоставленного автором.

Тираж 100 экз.

 
 
 

 


© Автор-составитель К. С. Шалагинова, 2011

© Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время конфликт рассматривают как весьма значимое явление в педагогическом процессе, которое нельзя игнорировать и которому должно быть уделено особое внимание. Ни коллектив, ни личность не могут развиваться бесконфликтно, наличие конфликтов есть показатель нормальной жизнедеятельности.

Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку и особенно практическому педагогу-психологу необходимо усвоить определённый минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Курс по выбору «Конфликтология» направлен на повышение социально-психологической культуры студентов; улучшение их подготовки к преодолению кризисных явлений в различных сферах жизни общества; формирование навыков в профилактике, урегулировании и разрешении конфликтов.

Курс охватывает широкий диапазон тем: начиная с рассмотрения понятия конфликт, его структурных компонентов и характеристик и заканчивая характеристиками конфликтов разных видов: внутриличностных, межличностных, межэтнические политических и т.д. Особое внимание уделяется конфликтам в педагогическом процессе, их специфике, особенностям протекания, способам разрешения и профилактики.

Программа курса представлена четырьмя разделами:

1. Конфликт как социальный феномен общественной жизни. В этом разделе изложены основные положения теории конфликта, его признаки, структура, функции.

2. Управление конфликтом. Содержит анализ причин возникновения, способов урегулирования, участие третьей стороны в разрешении конфликта, а также проблемы насилия в конфликтах.

3. Типология конфликтов. Раздел описывает различные виды конфликтов, особенности и специфику их протекания, разрешения и профилактики.

4. Конфликты в социально-педагогическом процессе. Посвящен специфике педагогических конфликтов, анализу причин их возникновения, способов протекания, урегулирования, основных направлений профилактической работы.

Рабочая тетрадь содержит методологический и практический материал для проведения занятий. В пособии собраны вопросы, задания для проведения семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов. Работа с базовыми понятиями, выполнение практических заданий способствует качественной и эффективной подготовке специалистов к работе в сфере образования.

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Семестр изучения: 5

Всего часов: 100 часов

аудиторных: 42 часа

из них лекций 24 часа, семинарских/практических занятий – 16 часов

СРС: 60 часов

Отчетность: зачет

 

Наименование разделов и тем Количество часов по видам занятий
ЛК ПЗ СРС
Раздел I. Конфликт как социальный феномен общественной жизни Тема 1. Социальный конфликт: признаки, структура, функции      
Тема 2. Психологическая традиция изучения конфликтов        
Тема 3. Методы исследования конфликтов      
Раздел II. Управление конфликтом. Тема 4. Анализ конфликта, стадии его разрешения. Способы поведения в конфликте.      
Тема 5. Социально-психологический портрет конфликтной личности и её диагностика      
Тема 6. Участие третьей стороны в разрешении конфликта      
Тема 7. Насилие в конфликтах.      
Раздел III. Типология конфликтов Тема 8 Внутриличностные, межличностные и групповые конфликты. Семейные конфликты      
Тема 9. Социально-трудовые конфликты      
Тема 10. Межэтнические и политические конфликты      
Раздел IV. Конфликты в социально-педагогическом процессе Тема 11. Основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе. Причины возникновения конфликтов в условиях школы и ВУЗов      
Тема 12. Предупреждение и урегулирование конфликтов в социально-педагогическом процессе      
ВСЕГО      

 

 

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

Приступая к изучению дисциплины «Конфликтология», студентам следует ознакомиться с учебно-тематическим планом, подобрать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.

При изучении дисциплины «Конфликтология» студенты должны овладеть системой психологических знаний и умениями их использования. В процессе преподавания дисциплины студентам рекомендуется:

- систематически вести записи лекций;

- систематически готовиться к семинарским занятиям по всем предложенным темам, активно участвовать в их обсуждении;

- при организации самостоятельной работы пользоваться услугами читального зала, абонемента, кабинета самостоятельной работы; знакомиться с новинками психологической литературы и периодических изданий;

- вести словарь по основным научным терминам и понятиям, изучаемым в рамках дисциплины;

- участвовать в работе проблемных групп, научных кружков, выполняя научное исследование в рамках изучаемой дисциплины;

- овладеть практическими аспектами работы с конфликтами на уровне анализа конфликта, поиска и подбора диагностического, профилактического и коррекционного материала;

- овладевать основными формами самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины: изучение и конспектирование научной и учебно-методической литературы; составление словаря специальных терминов; выполнение аннотаций, рефератов, курсовых работ по основным разделам курса.

Изучение курса «Конфликтология», как и любого другого вузовского курса, предполагает наряду с аудиторными занятиями активную самостоятельную работу студентов. Программа курса предусматривает два основных варианта самостоятельной работы:

1. предварительную подготовку студентов к лабораторным и семинарским занятиям в соответствии с тематическим планом занятий (контроль осуществляется во время занятия).

программы с использованием учебных пособий и методических разработок (СРС).

Основная цель самостоятельной работы - способствовать углублению и систематизации знаний, осознанию их необходимости в будущей практической деятельности. Основные формы самостоятельной работы в процессе изучения дисциплины: изучение и конспектирование научной и учебно-методической литературы; составление словаря специальных терминов; выполнение аннотаций, рефератов, выполнение практических заданий.

На семинарских занятиях рассматриваются основные подходы к пониманию конфликта, структура, функции, стадии протекания конфликтов; особенности конфликтов разных видов. Студентам необходимо изучить многообразие и вариативность конфликтов, специфику причин возникновения, протекания, урегулирования, профилактики конфликтов разных видов; использовать полученные знания в дальнейшей профессиональной деятельности.

Построение практических занятий дает возможность студентам подготовится к практическим аспектам работы с конфликтами; научиться осуществлять анализ конфликтов различных видов; осуществить подбор диагностических методик, техник, игр, упражнений, которые возможно использовать в работе практического психолога.

При изучении курса «Конфликтология» преподавателю рекомендуется использовать лекционные часы для обеспечения понимания студентами изучаемого материала. Основная цель лекций:

- изучить основныетеоретические вопросы конфликтологии; овладеть понятийным аппаратом;

- показать студентам «практическую» сложность и неоднозначность исследуемой проблемы;

- создать у студентов положительную мотивацию будущей профессиональной деятельности.

Преподавателю следует обратить внимание на овладение студентами тезаурусом дисциплины; постоянно знакомить студентов с новинками психолого-педагогической литературы, включать их в содержание лекций, рекомендовать студентам для самостоятельного изучения.

Формировать у студентов навыки работы с информацией (поиск информации, классификация источников, обработка информации). Основная задача семинарских заданий, стоящая перед преподавателем - обеспечение усвоения студентами изучаемого материала. Особое внимание на семинарских занятиях обращать на формирование у студентов умения работать с психологическими текстами. На семинарских занятиях обращать внимание на формирование у студентов навыков публичного выступления, умения доказывать и отстаивать собственную позицию, аргументацию при ведении научной дискуссии.

При проведении практических занятий важно подготовить студентов к осуществлению практической деятельности, научить студентов практическим аспектам работы с конфликтами. С этой целью на занятиях студенты осуществляют анализ конфликта, учатся подбирать диагностические методики, составлять коррекционно-развивающие программы, вести профилактическую работу; составлять рекомендации.

При изучении дисциплины важно использовать результаты собственных научных исследований и привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности.

При организации текущего, промежуточного контроля применять индивидуальные контрольные собеседования, контрольные работы; для проведения итогового контроля знаний использовать тестирование.

 

 

Тема №1

Литература

1.Конфликтология / под ред. А.С. Кармина – СПб., 2007.

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2006

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2001.

4. Громова О.Н. Конфликтология. – М., 2004.

5. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2005

6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2004.

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2005.

 

Проблемные вопросы

1.Что такое «социология конфликта» и «психология конфликта»? Какова их взаимосвязь?

2. О чем свидетельствует следующий лингвистический факт: звучание и значение слова «конфликт» во всех языках примерно одинаково?

3.Существует ли единое определение конфликта? Обоснуйте свой ответ.

4.Если объективно конфликтная ситуация отсутствует, но стороны воспринимают её как конфликтную, можно ли считать это конфликтом и надо ли заниматься его разрешением?

5. Можно ли разрешить конфликт при полном сохранении всех элементов его структуры?

 

Задание для самостоятельной работы

1. Опишите любой конфликт (реальный или воображаемый), проанализируйте его с точки зрения психологической структуры

 

Описание конфликтной ситуации__________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участники конфликта____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет конфликта ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мотивы участников конфликта____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Действия конфликтующих сторон_________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реальный исход конфликта________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Идеальный» исход конфликта_____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Ошибки конфликтующих сторон__________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Сделайте аннотацию статьи по одной из проблем конфликтологии по следующей схеме.

 

Автор статьи _____________________________________________________________________

Название статьи __________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Источник, выходные данные _______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Проблема, затрагиваемая в статье, степень ее актуальности ___________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Позиция автора ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Ваше собственное отношение к проблеме____________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу:

Тема №2

Литература

1.Конфликтология / под ред. А.С. Кармина – СПб., 2007

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2006

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2001.

4. Громова О.Н. Конфликтология. – М., 2004

5. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2005

6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2004 разд. 1, гл. 2.

 

 

Проблемные вопросы

1.Многие испытуемые, стремясь быть «хорошими» отвечают на вопросы исследователей «так как надо, хорошо». Возможно ли изменить подобное положение вещей? Если да, каким образом?

2. Эксперимент - достаточно ценный в плане информативности метод для конфликтологии. Между тем, этические аспекты весьма ограничивают использование этого метода для сбора информации. Предложите компромисс.

 

Задание для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу.

Тема №3

Вопросы для обсуждения

1 Конструктивные, деструктивные функции конфликта.

2 Основные причины конфликтов: социально-политические, экономические, социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-психологические.

3 Стадии конфликта.

 

 

Литература

1 Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. – М., 2005.

2 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2006.

3. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2005.

4 Гришина Н.В. Психология конфликта. – ПИТЕР, 2004

5. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2003

6 Козер Л. Функции социальные конфликта / пер. с англ. – М., 2004.

7 Козырев Г. В. Введение в конфликтологию.- М., 2001.

8. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 2007.

9. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 2006.

10. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб, 2007.

 

 

Проблемные вопросы

1. Можно ли разрешить конфликт без определения его типа и анализа его психологической структуры?

2. Может ли руководитель организации выступать в качестве посредника в межличностном конфликте?

3. Какое определение является более корректным с точки зрения современной конфликтологии: «разрешение конфликта» или «управление конфликтом»?

 

Задание

Проанализируйте следующие конфликтные ситуации, предложите способы урегулирования.

1. Вы летите в самолёте, удобно расположившись в пассажирском кресле. Сзади вас сидит ребёнок и стучит ногой по вашему креслу. Вас это раздражает, и вы решаете прекратить «безобразие». Ваши действия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства тем, что устраивают шумные гулянки, допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Проанализируйте конфликт (реальный или воображаемый) по стадиям:

Предконфликтная стадия _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стадия собственно конфликта______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стадия разрешение конфликта_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Послеконфликтная стадия ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема №4

Вопросы для обсуждения

1 Конфликтность как свойство личности. Основные черты конфликтной личности.

2 Типы конфликтных личностей (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный) и их социально-психологическая характеристика.

3 Диагностика свойств и качеств конфликтной личности.

4.Психолого-педагогическая тактика воздействия на конфликтную личность.

Литература

1 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2006.

2 Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб, 2007.

3 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб, 2006.

4 Гласс Л. Вредные люди. – СПб,2006.

5 Лоренс К. Агрессия. – М., 2006.

6 Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб, 2007.

7 Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 2005.

Проблемные вопросы

1 Согласны ли Вы с утверждением, что каждый человек в определенных ситуациях становится «конфликтной личностью»?

2 Возможны ли эффективные деловые отношения с «конфликтной личностью»? Если да, то на каких условиях?

3 Можно ли преодолеть конфликтность как свойство личности только с помощью рационального самоконтроля и усилий воли или при этом необходима помощь специалиста-психолога?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Подберите 3 психодиагностические методики, с помощью которых можно диагностировать свойства, качества конфликтной личности. Проведите собственную диагностику или одного из студентов в группе, сделайте вывод об уровне конфликтности, результаты оформите в таблице.

Название методики Результаты диагностики Общие выводы, рекомендации
     
   
   

 

2. Выделите пять наиболее, на ваш взгляд, «трудных» типов конфликтной личности. Заполните таблицу:

 

Тема №5

Насилие в конфликтах

Базовые понятия:

 

Насилие __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Психическое насилие_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физическое насилие________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прямое насилие ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структурное насилие_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культурное насилие ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Агрессия __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Агрессивность ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физическая агрессия ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вербальная агрессия ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Враждебность____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биогенетическое направление_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Психологическое направление_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Экологическое направление _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Социальное направление____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения

1. Понятие насилия. Типология насилия.

2. Теории происхождения человеческой жестокости.

3 Мотивы совершения насилия в человеческом обществе.

Литература

1 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2003.

2 Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб, 2004.

3 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб, 2006.

4 Гласс Л. Вредные люди. – СПб, 2006.

5 Лоренс К. Агрессия. – М., 2006.

Проблемные вопросы

1 Согласны ли вы с утверждением, что насилие и жестокость – неотъемлемые составляющие человеческого бытия.

2 Насилие и жестокость человека, на ваш взгляд, - «наследство» диких предков или «плод» цивилизации.

Задания для самостоятельной работы

1. Выделите десть основных мотивов совершения насильственных действий в конфликтах, поставив на первое место наиболее часто встречающиеся, распространенные причины, далее – по убывающей.

1.________________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________________

5.________________________________________________________________________________

6.________________________________________________________________________________

7.________________________________________________________________________________

8.________________________________________________________________________________

9.________________________________________________________________________________

10._______________________________________________________________________________

 

 

Предложите основные пути профилактики первых пяти мотивов, заполните таблицу.

Тема №6

Вопросы для обсуждения

1. Основные причины, особенности протекания и разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов.

2. Особенности протекания семейных конфликтов. Последствия семейных конфликтов

3. Урегулирование и профилактика конфликтов в семье.

4. Профилактика внутриличностных, межличностных, семейных конфликтов. конфликтов

Литература

1 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2003.

2 Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб, 2004.

3 Гласс Л. Вредные люди. – СПб, 2007.

4 Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб, 2001.

 

 

Проблемные вопросы

1. Как вы считаете, брачный договор (контракт) – объективная необходимость современной реальности или дань моде. Аргументируйте свою позицию.

2. Если бы ваш будущий супруг (супруга) предложили вам накануне свадьбы заключить брачный договор, как бы вы поступили? Почему?

3. По статистике, более половины мужей (чуть меньше жен) изменяют своим вторым половинам. Попытайтесь объяснить данное положение дел. Как вы считаете, возможна ли «профилактика» подобных измен?

4. Согласны ли вы с утверждением, что у конфликтных родителей конфликтные дети. Попытайтесь доказать свою позицию.

Задания для самостоятельной работы

1. Согласно статистике, около половины супружеских союзов распадается. Велик процент разводов в первый год совместной жизни. Выделите десять основных причин разводов современных семей поставив на первое место наиболее часто встречающиеся, распространенные причины, далее – по убывающей.

1.________________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________________

5.________________________________________________________________________________

6.________________________________________________________________________________

7.________________________________________________________________________________

8.________________________________________________________________________________

9.________________________________________________________________________________

10._______________________________________________________________________________

2. Проанализируйте причины разводов, выделенные вами в задании 1. Попробуйте сделать памятку - рекомендацию или информационный стенд для молодоженов на тему

«Как сохранить семью» (или «Золотые правила семейной жизни»). Основные положения работы изложите в виде тезисов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Составьте памятку - рекомендацию по профилактике внутриличностного конфликта

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема №7

Вопросы для обсуждения

1. Основные причины конфликтов в трудовых коллективах.

2. Особенности протекания и урегулирования конфликтов в трудовых коллективах.

3. Профилактика социально-трудовых конфликтов.

Литература

1 Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2005.

2. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2005.

3.Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2007.

4. Козер Л. Функции социальные конфликта / пер. с англ. – М., 2006.

5. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. – Ростов-на-Дону, 2001.

6. Самыгин С. И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – М., 2007.

7 Социальная психология и этика делового общения / под ред. В.Н. Лавриенко. – М., 2005.

Проблемные вопросы

1. Как вы относитесь к утверждению «начальник всегда прав». Какими, на ваш взгляд, должны быть действия подчиненного, если начальник все-таки неправ.

2. В настоящее время нередкими стали ситуации, когда руководитель (начальник) трудового коллектива моложе своих коллег-подчиненных. В чем, по вашему мнению,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 567; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.322 с.)