Основные проблемы современной конфликтологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы современной конфликтологии.



Суть проблемы Варианты, плоскости рассмотрения, решения
     
   
   
     
   
   

 

 

4. Разработайте макет обложки для учебника, пособия по конфликтологии

 

Тема №2

Методы исследования конфликтов

Базовые понятия:

 

Эксперимент в конфликтологии____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Анализ документов________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тестирование_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опрос в конфликтологии___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдение в конфликтологии______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения

1. Методы психологии, используемые в конфликтологии.

2. Возможности использования наблюдения при изучении конфликтов.

3. Интервью, беседы, опросы как источники информации для конфликтологов.

4. Использование тестов в конфликтологии.

5. Эксперимент в конфликтологии.

Литература

1.Конфликтология / под ред. А.С. Кармина – СПб., 2007

2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2006

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2001.

4. Громова О.Н. Конфликтология. – М., 2004

5. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2005

6. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2004 разд. 1, гл. 2.

 

 

Проблемные вопросы

1.Многие испытуемые, стремясь быть «хорошими» отвечают на вопросы исследователей «так как надо, хорошо». Возможно ли изменить подобное положение вещей? Если да, каким образом?

2. Эксперимент - достаточно ценный в плане информативности метод для конфликтологии. Между тем, этические аспекты весьма ограничивают использование этого метода для сбора информации. Предложите компромисс.

 

Задание для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу.

Методы исследования конфликтов

Название метода Возможности использования Достоинства метода Недостатки метода
         
         
         
       
           

 

2. Подберите тесты, использование которых возможно в работе конфликтолога - практика. Заполните таблицу.

 

Использование тестов в конфликтологии

Название методики Сфера применения (возможности использования)
Например,
теста Розенцвейга предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», проявляющейся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к чело­веку, животным и предметам природы и материальной культу­ры, склонность к их разрушению и агрессивным неспровоцированным действиям.
   
   
   
   
     
   

3. Опишите вклад одного отечественного и одного зарубежного ученого в развитие конфликтологии.

 

ФИО ученого, сфера деятельности ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вклад в развитие конфликтологии____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ФИО ученого, сфера деятельности ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вклад в развитие конфликтологии____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Заполните таблицу

 

Основные конфликтологические теории и конфцепции

Название концепции, основные положения Представители Достоинства Недостатки
       
       
       
         
       

Тема №3

Анализ конфликта, стадии его разрешения

Базовые понятия:

Объективно-субъективная природа конфликта______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предконфликтная стадия__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неудовлетворенность____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конфликтное поведение___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Активно-конфликтное поведение___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пассивно-конфликтное поведение___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конфликтно-компромиссное поведение______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Компромиссное поведение__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стадия собственно конфликта _____________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Длительность и интенсивность конфликта_________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Разрешение конфликта____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Варианты разрешения конфликта__________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Абсолютный конфликт____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Послеконфликтная стадия_________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Формы реагирования в конфликте___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Уход_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Борьба__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диалог_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения

1 Конструктивные, деструктивные функции конфликта.

2 Основные причины конфликтов: социально-политические, экономические, социально-демографические, социально-психологические, индивидуально-психологические.

3 Стадии конфликта.

 

 

Литература

1 Андреев В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. – М., 2005.

2 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М., 2006.

3. Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2005.

4 Гришина Н.В. Психология конфликта. – ПИТЕР, 2004

5. Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб., 2003

6 Козер Л. Функции социальные конфликта / пер. с англ. – М., 2004.

7 Козырев Г. В. Введение в конфликтологию.- М., 2001.

8. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М., 2007.

9. Скотт Д.Г. Способы разрешения конфликтов. – Киев, 2006.

10. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб, 2007.

 

 

Проблемные вопросы

1. Можно ли разрешить конфликт без определения его типа и анализа его психологической структуры?

2. Может ли руководитель организации выступать в качестве посредника в межличностном конфликте?

3. Какое определение является более корректным с точки зрения современной конфликтологии: «разрешение конфликта» или «управление конфликтом»?

 

Задание

Проанализируйте следующие конфликтные ситуации, предложите способы урегулирования.

1. Вы летите в самолёте, удобно расположившись в пассажирском кресле. Сзади вас сидит ребёнок и стучит ногой по вашему креслу. Вас это раздражает, и вы решаете прекратить «безобразие». Ваши действия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Ваши соседи, живущие этажом выше, нередко доставляют вам неудобства тем, что устраивают шумные гулянки, допоздна поют, танцуют, слушают музыку. Вам это надоело, и вы решаетесь как-то утихомирить соседей. Ваши действия?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Проанализируйте конфликт (реальный или воображаемый) по стадиям:

Предконфликтная стадия _________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стадия собственно конфликта______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Стадия разрешение конфликта_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Послеконфликтная стадия ________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема №4

Социально-психологический портрет конфликтной личности и её диагностика

Базовые понятия:

 

Конфликтность __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конфликтная личность____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Агрессивисты_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Жалобщики___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Молчуны_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Сверхпокладистые_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Вечные пессимисты_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всезнайки ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нерешительные_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Максималисты_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Невинные лгуны ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ложные альтруисты ______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Диагностика конфликтности______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения

1 Конфликтность как свойство личности. Основные черты конфликтной личности.

2 Типы конфликтных личностей (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный) и их социально-психологическая характеристика.

3 Диагностика свойств и качеств конфликтной личности.

4.Психолого-педагогическая тактика воздействия на конфликтную личность.

Литература

1 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2006.

2 Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб, 2007.

3 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб, 2006.

4 Гласс Л. Вредные люди. – СПб,2006.

5 Лоренс К. Агрессия. – М., 2006.

6 Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб, 2007.

7 Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 2005.

Проблемные вопросы

1 Согласны ли Вы с утверждением, что каждый человек в определенных ситуациях становится «конфликтной личностью»?

2 Возможны ли эффективные деловые отношения с «конфликтной личностью»? Если да, то на каких условиях?

3 Можно ли преодолеть конфликтность как свойство личности только с помощью рационального самоконтроля и усилий воли или при этом необходима помощь специалиста-психолога?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Подберите 3 психодиагностические методики, с помощью которых можно диагностировать свойства, качества конфликтной личности. Проведите собственную диагностику или одного из студентов в группе, сделайте вывод об уровне конфликтности, результаты оформите в таблице.

Название методики Результаты диагностики Общие выводы, рекомендации
     
   
   

 

2. Выделите пять наиболее, на ваш взгляд, «трудных» типов конфликтной личности. Заполните таблицу:

 

Особенности взаимодействия с конфликтными личностями.

Тип конфликтной личности Психологическая характеристика Рекомендации по взаимодействию с подобным типом конфликтной личности
     
     
     
     
     

 

Тема №5

Насилие в конфликтах

Базовые понятия:

 

Насилие __________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Психическое насилие_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физическое насилие________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прямое насилие ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Структурное насилие_____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Культурное насилие ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Агрессия __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Агрессивность ____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физическая агрессия ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вербальная агрессия ______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Враждебность____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биогенетическое направление_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Психологическое направление_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Экологическое направление _________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Социальное направление____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для обсуждения

1. Понятие насилия. Типология насилия.

2. Теории происхождения человеческой жестокости.

3 Мотивы совершения насилия в человеческом обществе.

Литература

1 Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб, 2003.

2 Конфликтология / под ред. А.С. Кармина. – СПб, 2004.

3 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб, 2006.

4 Гласс Л. Вредные люди. – СПб, 2006.

5 Лоренс К. Агрессия. – М., 2006.

Проблемные вопросы

1 Согласны ли вы с утверждением, что насилие и жестокость – неотъемлемые составляющие человеческого бытия.

2 Насилие и жестокость человека, на ваш взгляд, - «наследство» диких предков или «плод» цивилизации.

Задания для самостоятельной работы

1. Выделите десть основных мотивов совершения насильственных действий в конфликтах, поставив на первое место наиболее часто встречающиеся, распространенные причины, далее – по убывающей.

1.________________________________________________________________________________

2.________________________________________________________________________________

3.________________________________________________________________________________

4.________________________________________________________________________________

5.________________________________________________________________________________

6.________________________________________________________________________________

7.________________________________________________________________________________

8.________________________________________________________________________________

9.________________________________________________________________________________

10._______________________________________________________________________________

 

 

Предложите основные пути профилактики первых пяти мотивов, заполните таблицу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.107 с.)