Маленькая книжица трансформации конфликтов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Маленькая книжица трансформации конфликтов.



Маленькая книжица трансформации конфликтов.

Четкое изложение основных новаторских принципов

 

 

Слова благодарности

 

Работать над этой «Маленькой книжицей» было труднее, чем казалось поначалу. Мне помогало множество людей. Во-первых, я хочу выразить теплую и искреннюю благодарность Говарду Зеру за то, что он определил концепцию этой серии изданий и пригласил меня принять в ней участие. Еще более важно то, что он первым вызвался помочь мне переделывать детальный текст таким образом, чтобы он освещал тему коротко и по существу. Я благодарен Филлис Пеллман Гуд за прекрасную редакторскую работу и оттачивание моего текста. Он бы не читался так хорошо без ее советов и предложений. Очень помогли мне с компьютерной графикой мои добрые друзья из Консорциума по разрешению конфликтов при Университете шт. Колорадо, в частности Хайди и Гай Берджесы. Отдельно хочу добавить, что мне посчастливилось привлечь магистрантов 2002-2003 учебного года из Института им. Дж. Крок при Университете Нотр-Дам к вычитке первого черновика этого труда. Они посвятили целый день совершенствованию и уточнению понятий. Их идеи и предложения встречаются повсюду в тексте.

Я хотел бы выразить большую благодарность Джону и Джине Мартин-Смитам, которые предоставили в мое распоряжение свой дом в городке Недерленд в шт. Колорадо, из окон которого на высоте 8 500 футов я видел, как осины из зеленых становились желтыми пока я писал этот текст.

Наконец, я признаюсь, что ни одна из нижеследующих страниц не была бы написана без терпеливой поддержки и ободрения со стороны моей семьи, особенно Венди, с которой я выпил не одну чашку кофе, обсуждая идеи, высказанные в этой книге, и стиль их изложения.

 

Содержание

1. Трансформация конфликтов?

2. Линзы трансформации конфликтов

3. Определение трансформации конфликтов

4. Конфликт и изменения

5. Точки соприкосновения разрешения и трансформации конфликтов

6. Картирование конфликтов

7. Процессные структуры как площадки для изменений

8. Развитие нашего потенциала

9. Практическое применение концепции

10. Выводы

11. Примечания

12. Рекомендуемая литература

13. Другие книги по трансформации конфликтов, написаннные Дж. П. Ледераком

14. Об авторе

 

 

Трансформация конфликтов?

 

У нас есть разрешение конфликтов. У нас есть урегулирование конфликтов... А теперь еще и трансформация конфликтов?

 

Я начал использовать термин трансформация конфликтов в 1980-х годах, после того как напряженная работа в Центральной Америке заставила меня пересмотреть профессиональную лексику.

Когда я приехал туда, мой словарный запас был полон обычной терминологии разрешения и урегулирования конфликтов. Однако вскоре я выяснил, что у моих латиноамериканских коллег возникают вопросы, даже подозрения по поводу того, что эти понятия означают. Для них термин «разрешение» ассоциировался с опасностью кооптации, попыткой отделаться от конфликта в то время как люди поднимают важные и законные вопросы. Было не совсем понятно, оставляет ли разрешение конфликтов пространство для защиты прав и гражданских интересов. Из их собственного опыта намерение быстро решить глубокие социально-политические проблемы обычно означало лишь очередное пустое словоблудие за счет реальных перемен. «Конфликты происходят не просто так,— говорили они.— Не является ли эта идея разрешения конфликтов еще одним способом замять и замолчать действительно необходимые перемены?»

Их опасения практически совпадали с моим собственным опытом и взглядами. Мое личное отношение к призванию и методологическая база, которая в значительной мере учтена в этой книжке, зиждятся на вере, в основе которой лежат религиозно-этические принципы анабаптистов/меннонитов. Эта точка зрения понимает мир как неотъемлемую составляющую справедливости. Она подчеркивает важность строительства надлежащих общественных отношений и структур через бескомпромиссное уважение прав человека и жизни. Она проповедует ненасилие как образ жизни и всей нашей деятельности.

Таким образом, опасения моих латиноамериканских коллег нашли благодатную почву. Помогая находить конструктивные пути решения насильственных конфликтов в Центральной Америке и других местах, я все более убеждался, что многое из того, чем я занимался, было поиском именно конструктивных структурных преобразований. И термин «трансформация конфликтов», кажется, передавал этот смысл намного лучше, чем разрешение или урегулирование конфликтов.

 

Конфликт — это норма человеческих взаимоотношений.

Определение трансформации конфликтов

 

Я предлагаю следующее определение:

Трансформация конфликтов является пониманием и откликом
на накал и затухание социального конфликта
как жизнеутверждающих возможностей
для разработки конструктивных процессов преобразований,
снижающих насилие,
приумножаюших справедливость
в непосредственном взаимодействии и общественных структурах
и откликающихся на жизненно важные проблемы
в человеческих отношениях.

 

Смысл и значение этого определения будет легче понять, если проанализировать слова, выделенные в нем курсивом. Представим себе трансформацию конфликтов в виде путника, у которого есть голова, сердце, руки и ноги.

 

Голова

 

Голова относится к концептуальному взгляду на конфликт — к тому, что мы о нем думаем и, следовательно, каким образом планируем его разрешить. В голове рождаются взгляды, представления и установки, которые мы предлагаем с целью творческой трансформации конфликта. В нашем определении используются ключевые слова «понимание» и «отклик».

 

Понимание предполагает умение представить себе и распознать потенциальные возможности. Оно подразумевает заранее обдуманную позицию, готовность наметить и расширять горизонт, указывающий направление и цель.

 

В основе трансформационного подхода лежат два основополагающих принципа:

  • способность понять конфликт положительно, как естественное явление, в котором заложен потенциал конструктивного развития и перемен, а также
  • готовность откликнуться таким образом, чтобы максимально использовать этот потенциал для положительных преобразований.

Трансформационный подход признает, что конфликт представляет собой обычную и непрерывную динамику в человеческих отношениях. Более того, конфликт несет в себе потенциал для конструктивных перемен. Конечно, положительные перемены и преобразования происходят не всегда. Мы прекрасно знаем, что многие конфликты завершались страданиями и разрушениями на долгие годы. Но ключом к трансформации конфликта все же является активное отношение к нему как к потенциальному катализатору развития и перемен.

 

Отклик предполагает, что замысел и концепция должны воплощаться в конкретных действиях с учетом возможностей, т.е. внимание явно акцентируется на непосредственном участии. Отсюда следует очевидный вывод, что в основе глубокого понимания лежит изучение и использование накопленного практического опыта.

 

Оба принципа — понимание и отклик — подразумевают определенную работу «головой». Они представляют собой то, как мы мыслим и определяем пути разрешения конфликтов в нашей жизни, взаимоотношениях и на уровне сообществ.

 

Накал и затухание: зачастую мы смотрим на конфликт с точки зрения накала и затухания его интенсивности, его эскалации и деэскалации, его пиков и долин. При этом мы склонны сосредотачивать внимание на каком-то одном пике или долине, на каком-то повторяющемся конфликтном эпизоде. Трансформационный же подход предлагает взглянуть на всю горную цепь.

 

Пожалуй, в качестве менее статичной метафоры, иллюстрирующей динамику конфликта, может послужить море с его приливами и отливами. Не заостряя внимания на одной волне, которая нарастает и обрушивается на берег, трансформация конфликтов во главу угла ставит понимание общей картины приливов и отливов, временных и сезонных влияний в нашем море взаимоотношений.

Море в качестве метафоры подразумевает наличие ритма и закономерностей в наших взаимоотношениях. Морская гладь бывает спокойной, предсказуемой и даже успокаивающей. Но периодически различные природные, сезонные и климатические факторы соединяются и вызывают сильные волнения на его поверхности.

Трансформационный подход стремится разобраться в конкретных эпизодах конфликта не по отдельности, а как в составляющих элементах общей картины. Преобразования необходимо осмысливать как на уровне решения неотложных текущих проблем, так и более глубоких тенденций и противоречий. Ведь море пребывает в постоянном волнении и движении. И в то же время оно имеет форму и возможно грандиозное предназначение.

Сердце

 

В сердце сосредоточена жизнь в человеческом теле. В сердце генерируется пульс, который поддерживает жизнь человека. Условно говоря, это центр наших эмоций, интуиции и духовной жизни. Это место, которое является для нас точкой отправления и точкой возврата, место, куда мы возвращаемся, чтобы сориентироваться, получить поддержку и наметить дальнейший курс. В трансформации конфликтов такой центр формируют две идеи.

 

Человеческие отношения: биологи и физики утверждают, что жизнь как таковая проявляется не столько в физической сущности явлений и процессов, сколько в менее заметных связях и отношениях между ними. Аналогично взаимоотношения занимают центральное место и в трансформации конфликтов. Подобно сердцу в нашем теле, отношения — этот центр, где зарождаются конфликты и куда они обратно возвращаются.

 

В наших взаимоотношениях есть вполне очевидные стороны, но есть и менее заметные аспекты. Для того, чтобы рассмотреть положительный потенциал, заложенный в конфликте, необходимо пристальное внимание уделить как раз менее заметным сторонам взаимоотношений, а не сосредотачиваться исключительно на предмете и сущности противоборства, которые зачастую гораздо заметнее. Проблемы, из-за которых люди вступают в противоборство, конечно же, важны и требуют творческих подходов к их решению. Однако наши взаимоотношения представляют собой сеть связей, которые образуют более широкий контекст человеческой эко-системы, порождающей и воспроизводящей вполне конкретные противоречия и проблемы.

Вернемся на минутку к нашей морской метафоре. Если одна волна представляет собой пик проблем и противоречий, которые мы отчетливо видим в эскалации конфликта, то наши взаимоотношения — это приливы и отливы на море. Взаимоотношения — очевидные и едва заметные, непосредственные и долгосрочные — лежат в сердце трансформационных процессов.

 

Жизнеутверждающие возможности: применительно к конфликтной ситуации сочетание «жизнеутверждающие возможности» напоминает нам сразу о нескольких вещах. С одной стороны, оно позволяет предположить, что сама жизнь преподносит нам конфликты как естественный атрибут человеческого опыта. С другой стороны, оно исходит из того, что и конфликт созидает жизнь подобно пульсирующему сердцу, ритмично выбрасывающему кровь и превращающему ее в равномерный непрерывный кровоток, благодаря которому мы живем и движемся.

 

Конфликты порождает сама жизнь. Как я уже подчеркивал выше, вместо того, чтобы смотреть на конфликт как на угрозу, мы можем рассматривать его как возможность для развития и углубления понимания самих себя, других людей и наших общих социальных структур и институтов. Конфликты в отношениях на всех уровнях — это возможность, которую жизнь дарит нам для того, чтобы остановиться, осмотреться и увидеть. Верный путь к подлинному познанию природы и сущности человека — это признание дара конфликта в нашей жизни. Без этого жизнь станет монотонной равниной единообразия, а наши взаимоотношения приобретут удручающе поверхностный характер.

Кроме того, конфликты сами могут порождать жизнь, ведь в ходе конфликтов мы принимаем решения, изобретаем и меняемся. Конфликт можно понимать как двигатель перемен, который не дает укорениться фальши в наших взаимоотношениях, а социальным структурам застояться, заставляя их динамично откликаться на потребности людей и их чаяния.

 

Руки

 

Руками мы называем верхние конечности, с помощью которых человек может творить, прикасаться и щупать. Под руками всё обретает форму — поэтому, когда говорят «приложить руки», то имеют в виду потрудиться над чем-либо, поучаствовать в чем-либо. В нашем определении с руками ассоциируются, пожалуй, конструктивные процессы преобразований.

 

Конструктивные: это прилагательное означает (1) пригодный для конструкций; такой, что может лечь в основу конструкций; а также (2) плодотворный.

 

Трансформация конфликтов заключает в себе обе эти идеи. Она ставит перед собой задачу понять, почему социальный конфликт часто проявляется в жестоких и разрушительных формах. Трансформация конфликтов стремится к развертыванию процессов преобразований, напрямую ориентированных на получение положительных результатов из различного рода сложностей и негативных обстоятельств. Она дает возможность лучше понять определяющие конфликт тенденции во взаимоотношениях и структурах и в то же время помогает найти творческие решения, призванные улучшить эти взаимоотношения. Она настаивает на том, что это возможно, и возможность эту дает конфликт.

 

Процессы преобразований: центральное место в нашем подходе принадлежит процессам преобразований как трансформативной составляющей и основе перехода конфликта из деструктивной фазы в конструктивную. Этот переход возможен только при условии развитой способности видеть, понимать и откликаться на текущие проблемы в контексте взаимоотношений и непрерывно поддерживать процессы преобразований. Что собой представляют процессы, порожденные самим конфликтом? Как можно изменить эти процессы или инициировать новые, чтобы перевести конфликт в конструктивное русло? Ориентация на процесс — вот ключ к трансформации любого конфликта.

 

Трансформация конфликтов акцентирует внимание на динамических аспектах социальных конфликтов. Как видим, в центре этого подхода пересекаются контекст взаимоотношений, представления о конфликте как о возможности и содействие творческим процессам перемен. Трансформационный подход внимательно относится к конфликтным эпизодам, но обусловлен не только ими. Конфликт рассматривается в рамках естественного течения и переплетения наших взаимоотношений. В последующих главах мы подробнее остановимся на том, как линзы трансформации конфликтов помогают нам увидеть в создании творческих «площадок» механизм для решения конкретных проблем и в то же время указывают на необходимость изменения социальных структур и тенденций.

 

Ноги

 

Ногами мы касаемся земли, когда отправляемся в путь. Как и руки, ноги отвечают за действия, воплощая мысль и биение сердца в конкретные мероприятия, придавая им динамику и направленность. Трансформация конфликтов так и останется утопической идеей, если не будет практически откликаться на реальные жизненные проблемы, потребности и вызовы.

Трансформационный подход в качестве отправной точки планирования ответных действий связан с двумя парадоксами, сформулированными в следующих вопросах: как разрешить конфликт таким образом, чтобы снизить насилие и приумножить справедливость в отношениях людей? Как развить потенциал конструктивного, непосредственного взаимодействия между людьми и в то же время не оставить в стороне вопросы системных и структурных изменений?

 

Снижение насилия и приумножение справедливости: трансформация конфликтов считает, что мир заложен в качестве наших взаимоотношений и зависит прежде всего от них. Выделяются два аспекта этих отношений: непосредственное взаимодействие между людьми и то, как мы выстраиваем наши общественные, политические, экономические и культурные отношения. В этом смысле мир представляет собой то, что новые науки [1] называют «процессной структурой»— явлением одновременно динамичным, адаптивным и изменяющимся, но при этом сохраняющим функциональную форму, цель и структурирующую его направленность. Не удовлетворяясь оценкой мира как статичного «конечного состояния», трансформация конфликтов рассматривает мир как постоянно эволюционирующее качество взаимоотношений в развитии. Поэтому борьба за мир характеризуется целенаправленным воздействием на естественный накал и затухание конфликта с помощью ненасильственных методов, которые не только устраняют противоречия, но и углубляют взаимопонимание, равенство и взаимоуважение в наших отношениях.

 

Снижение уровня насилия означает решение текущих проблем и предмета конфликтного эпизода, а также лежащих в их основе причин и тенденций. Для этого необходимо способствовать восстановлению справедливости. В то же время необходимо в равной мере инициировать изменения по существу. Люди должны получить право участия в принятии решений, влияющих на их жизнь. Кроме того, необходимо устранить и причины, порождающие несправедливость как на уровне наших взаимоотношений, так и на структурном уровне.

 

Непосредственное взаимодействие и общественные структуры: как отмечалось выше, задача состоит в том, чтобы расширить возможности понимания необходимости процессов преобразований и вовлечения в них общественности на всех уровнях отношений — от межличностного и межгруппового до уровня социальной структуры. Одна совокупность возможностей связана с непосредственным взаимодействием между людьми. Другая подчеркивает необходимость осознания и осуществления перемен в самом способе социальной организации — от наших семей до сложных управленческих структур на всех уровнях: от местного до глобального.

 

Трансформация конфликтов предполагает, что существенным средством содействия конструктивным переменам на всех этих уровнях является диалог. Диалог очень важен для установления мира и справедливости как на межличностном, так и на структурном уровне. Конечно, это не единственный, но тем не менее очень важный механизм.

Обычно мы рассматриваем диалог как непосредственное взаимодействие между людьми или группами. Трансформация конфликтов разделяет эту точку зрения. Многие механизмы, требующие квалифицированного подхода и призванные снизить уровень насилия, изначально построены на коммуникативных способностях, таких как обмен идеями, достижение общего понимания проблем и поиск общих путей их решения.

Однако трансформативный подход рассматривает диалог в качестве необходимого условия как для создания, так и воздействия на общественно-политические сферы, в которых формируются наши институты, структуры и модели взаимоотношений. Необходимо формирование процессов и механизмов, дающих возможность людям принимать участие в создании структур, которые упорядочивают их общежитие в широком смысле этого слова. Диалог необходим для обеспечения общественного доступа, участия и конструктивного взаимодействия в процессах, которые формализуют наши отношения и помогают нашим организациям и структурам функционировать и принимать решения.

В своей основе трансформация конфликтов направлена на формирование оперативного и легко адаптируемого отклика на конфликт с помощью процессов изменений, которые снижают насилие и приумножают справедливость.

 

 

Конфликт и изменения

Конфликты случаются. Это нормально, они постоянно присутствуют в человеческих отношениях. Изменения также происходят. Сообщества и человеческие отношения не являются статичными, а скорее динамичными, приспосабливающимися и меняющимися.

Конфликты влияют на положение вещей и меняют его по-разному. Мы можем проанализировать эти изменения в рамках четырех широких категорий: на персональном уровне, уровне отношений, структурном и культурном уровнях.

Конфликт воздействует на нас

На персональном уровне,

На уровне отношений,

на структурном уровне и

На культурном уровне.

Мы также можем поразмышлять над этими изменениями в поисках ответов на следующие два вопроса:

· Какие изменения происходят в результате конфликта? Например, каковы закономерности и последствия данного конфликта?

· К каким изменениям мы стремимся? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала выяснить, каких ценностей и намерений мы придерживаемся.

Рассмотрим указанные четыре сферы, памятуя об этих двух вопросах.

Персональный (личностный) аспект конфликта касается изменений, которые коснулись человека и желаемы для него. Тут имеется в виду личность целиком, в том числе ее когнитивные, эмоциональные, перцептивные и духовные характеристики.

С описательной точки зрения концепция трансформации напоминает, что конфликт влияет на нас как на личности не только негативно, но и положительно. Конфликт влияет на наше физическое состояние, самооценку, эмоциональную стабильность, способность воспринимать информацию правильно, а также духовную целостность.

С нормативной точки зрения концепция трансформации представляет собой намеренное вмешательство с целью сведения к минимуму разрушительных последствий социального конфликта и максимального увеличения потенциала для развития человека как личности на физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном уровнях.

Отношенческий аспект представляет собой изменения в индивидуальных отношениях. Здесь мы рассматриваем эмоциональность, власть, авторитет и взаимозависимость в контексте отношений, а также выразительные, коммуникативные и интерактивные аспекты конфликта.

Описательно трансформация касается того, как конфликт подрывает устоявшиеся модели коммуникации и взаимоотношений. Эта концепция выходит за рамки рассмотрения напряженности вокруг явных проблем и обращается к тем основательным изменениям, которые породил конфликт,— в том числе к представлениям его участников, их желаниям и стремлениям, к тому, как формируются их отношения на уровне межличностном, внутригрупповом и межгрупповом. Конфликт изменяет отношения между людьми. Он требует четких ответов на такие вопросы: насколько хотят сблизиться или отдалиться люди в своих отношениях? Как они планируют пользоваться властью, выстраивать ее и делить? Как они воспринимают самих себя, друг друга и свои ожидания? Каковы их надежды и опасения относительно собственной жизни и отношений, форм общения и взаимоотношений?

Нормативно трансформация представляет собой намеренное вмешательство с целью сведения к минимуму препятствий в общении сторон и максимизации их взаимопонимания. Сюда относится стремление выявить непосредственно страхи, надежды и цели людей, вовлеченных в конфликт, связанные с их взаимоотношениями.

Структурный аспект указывает на первопричины конфликта, а также на закономерности и изменения, которые конфликт привносит в социальные, политические и экономические структуры. При рассмотрении этого аспекта внимание уделяется тому, каким образом социальные структуры, организации и институты создаются, поддерживаются и изменяются в результате конфликта. Здесь речь идет о том, как люди выстраивают и организуют социально-экономические, политические и институциональные отношения для удовлетворения основных потребностей человека, обеспечения доступа к ресурсам и принятия решений, оказывающих влияние на отдельные группы людей и сообщества, а также на общество в целом.

Трансформация на описательном уровне включает анализ социальных условий, которые приводят к конфликтам, а также изменений, которые конфликт вызывает в сложившихся общественных структурах и моделях принятия решений.

На нормативном уровне трансформация представляет собой сознательное вмешательство для того, чтобы получить представление о глубинных причинах и социальных условиях, которые создают и провоцируют насильственные проявления конфликта. Кроме того, она открыто пропагандирует ненасильственные методы с целью снижения состязательности в отношениях сторон и стремится свести к минимуму и — в конечном счете — устранить насилие. (Также сюда относят и ненасильственную пропаганду и агитацию за изменения.) Стремление к таким изменениям содействует развитию структур, удовлетворяющих основные потребности человека (справедливость по существу), и в то же время обеспечивает максимально широкое участие людей в принятии решений, влияющих на их жизнь (формальная, процедурная справедливость).

Культурный аспект касается изменений, произошедших в результате конфликта в самых широких формах коллективных взаимоотношений, в том числе и в самосознании, а также в характере влияния данной культуры на поведенческие модели в конфликтной ситуации.

На описательном уровне концепция трансформации помогает понять, как конфликт изменяет культурные характеристики группы, а также каким образом эти накопленные и общие характеристики сказываются на понимании конфликта людьми в данном контексте и на том, как они реагируют на него.

На нормативном уровне концепция трансформации помогает сторонам конфликта понять культурные особенности, которые усиливают конфликт в их среде, а затем определить, активизировать и использовать ресурсы и механизмы в рамках данной культуры, которые помогают конструктивно откликаться на конфликт и решать его.

Далее в качестве аналитической основы трансформация помогает осмыслить социальный конфликт в процессе его возникновения и изменений, к которым он приводит на уровне персональном и отношений, на структурном и культурном уровнях человеческого опыта. В качестве стратегии вмешательства трансформация направлена на содействие конструктивным процессам со следующим диапазоном целей, ориентированных на изменения.

 

  Цели изменений в трансформации конфликтов Персональный уровень · Минимизация разрушительных последствий социального конфликта и максимальное увеличение потенциала для развития и блага человека как личности на физическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном уровнях. Уровень отношений · Сведение к минимуму препятствий в общении и максимизация взаимопонимания. · Выявление и проработка страхов и надежд, связанных с эмоциями и взаимозависимостью в отношениях. Структурный уровень · Выяснение и устранение коренных причин и социальных условий, приведших к насильственным и другим опасным проявлениям конфликта. · Поощрение ненасильственных механизмов, которые снижают состязательность и конфронтацию сторон, а также сводят к минимуму и наконец устраняют насилие. · Содействие развитию структур с целью удовлетворения основных потребностей человека (справедливость по существу) и обеспечения максимально широкого участия людей в принятии решений, влияющих на их жизнь (процедурная справедливость). Культурный уровень · Выявление и осмысление культурных особенностей, которые усугубляют насильственные проявления конфликта. · Выявление и использование ресурсов и механизмов в культурной среде, которые помогают конструктивно реагировать на конфликт и разрешать его.

Картирование конфликтов

Общую картину трансформации конфликтов, предложенную в предыдущей главе, можно отобразить в виде карты или диаграммы (смотри рисунок 1). Она состоит из трех основных компонентов, каждый из которых представляет собой отдельный пункт, касающийся разработки стратегии и мер реагирования на конфликты. Начнем с первого пункта — сложившейся ситуации.

 

Пункт 1:

Сложившаяся ситуация

Рисунок 1 отображает сложившуюся ситуацию как совокупность заключенных друг в друга сфер, представленных в виде эллипсов на плоскости. Сфера — это полезная метафора, помогающая нам в размышлениях о пространствах поиска, смысла, поступков и действий. Сфера как бы приглашает нас в постоянно изменяющееся пространство.

Cфера неотложных проблем на нашем рисунке заключена в сферу тенденций, которая, в свою очередь, встроена в сферу истории. Это напоминает нам о том, что все неотложные проблемы коренятся в контексте — в тенденциях в истории взаимоотношений и форм организации.

Рисунок 1. Общая картина трансформации конфликтов

 

Основным парадоксом текущих проблем является связь между настоящим и прошлым. Тенденции и характер того, «как обстоят дела в последнее время», предлагают нам совокупность фактов и обстоятельств, из которых всплывают на поверхность неотложные проблемы спора. Текущие проблемы дают нам возможность запомнить и распознать, но сами по себе они не в состоянии положительно изменить то, что уже случилось. Потенциал к конструктивным переменам заключается в нашей способности распознавать, понимать и исправлять то, что происходит. Положительные перемены требуют готовности перейти к новым формам взаимодействия, выстраивая отношения и структуры, нацеленные в будущее.

Возвращаясь к нашему определению, заметим, что неотложность текущих проблем, как и энергия, высвободившаяся в ходе столкновений из-за этих проблем, определяют «эпизодические» проявления конфликта. Продвигаясь от решения текущих проблем к сферам тенденций во взаимоотношениях и истории, мы приближаемся к эпицентру конфликта, где всегда возможны всплески новых конфликтных эпизодов, связанных как с проблемами аналогичными, так и с иными. Трансформационный подход стремится увидеть и понять как отдельные эпизоды конфликта, так и его эпицентр. Это подводит нас к третьему пункту, касающемуся разработки стратегии и мер реагирования на конфликты,— но сначала нам необходимо рассмотреть еще одну совокупность заключенных друг в друга сфер — горизонт будущего.

 

Пункт 2:

Горизонт будущего

Второй пункт, касающийся разработки стратегии и мер реагирования на конфликты, помогает нам представить горизонт будущего. Горизонт можно увидеть, но к нему нельзя прикоснуться. Он дает нам ориентир, но при этом требует от нас постоянного движения. Будущее — это то, что можно себе представить, но чем невозможно управлять.

В нашей общей картине будущее представлено как совокупность сфер, что подразумевает открытое и динамично развивающееся будущее. В это пространство взаимодействия и творческого поиска заключены и меньшие сферы, представляющие непосредственные решения, взаимоотношения и структуры, которые касаются поиска возможных путей решения неотложных текущих проблем, а также разработки процессов, направленных на устранение негативных тенденций во взаимоотношениях и структурах. Попытка заглянуть за горизонт будущего ставит перед нами следующие вопросы: что мы надеемся построить? Что бы в идеале мы хотели увидеть? Как решить вопросы на всех уровнях — от неотложных текущих проблем до лежащих в их основе тенденций во взаимоотношениях и структурах?

Если бы эти две совокупности сфер или уровней поиска решений (сложившаяся ситуация и горизонт будущего) были единственными составляющими общей картины, мы могли бы удовлетвориться моделью линейных изменений: движением от нынешней ситуации к желаемому будущему. Однако важно представлять себе общую картину как окружность со взаимосвязанными элементами. В этом помогут векторы в виде стрелок. Сферы, представляющие сложившуюся ситуацию, дают нам первичный стимул к тому или иному решению создавшихся проблем. Это своего рода социальная энергия, задающая импульс к переменам и изображенная в виде стрелки, которая указывает направление поступательного движения. С другой стороны, горизонт будущего использует энергию импульса, указывающего на возможности того, что можно создать и построить. Горизонт отображает социальную энергию, наполняющую содержанием и задающую ориентиры. Мы видим, что на этом участке стрелка указывает не только назад, на сложившуюся ситуацию, но и вперед, на те процессы изменений, которые могут возникнуть. Сочетание стрелок формирует единую окружность. Иначе говоря, наша общая картина представляет собой как циклический, так и линейный процесс, или то, что мы выше назвали процессной структурой.

 

Пункт 3:

Разработка процессов изменений

Все это подводит нас к третьему важному пункту — разработке и поддержке процессов изменений. И опять-таки мы можем представить их в форме сферы со встроенными компонентами. Такая сфера предполагает, что реакцию на конфликт необходимо рассматривать прежде всего как разработку процессов изменений, учитывающих клубок взаимосвязанных потребностей, взаимоотношений и тенденций на четырех уровнях: персональном, отношений, культурном и структурном.

Обратите внимание: речь идет о процессах, а не об одном процессе. Процессы изменений требуют от нас одновременно совмещать реализацию нескольких взаимосвязанных инициатив, отличных друг от друга, но вполне сочетаемых. Трансформация побуждает нас рассматривать и анализировать процессы изменений сразу нескольких уровней и типов, а не сосредотачиваться на поиске какого-либо одного оперативного решения. Процессы изменений направлены как на устранение предмета отдельных эпизодов конфликта, так и тенденций в контексте событий, т.е. в эпицентре конфликта. Нам необходимо выработать концепцию многозвенных процессов изменений, касающихся решения неотложных проблем, и в то же время концептуализировать характер процессов, формирующих площадку для долгосрочного изменения тенденций во взаимоотношениях и структурах.

В самом широком смысле такая концепция трансформации будет иметь три составляющие: сложившуюся ситуацию, горизонт предполагаемого будущего и разработку процессов изменений, объединяющих их. Движение из настоящего в наше предполагаемое будущее происходит отнюдь не по прямой. Скорее, такое движение представляет собой комплекс динамично развивающихся инициатив, которые приводят в движение процессы изменений, выдвигают долгосрочные стратегии перемен, реагируя при этом на конкретные насущные потребности. Трансформация любого конфликта должна дать ответы на следующие вопросы: какие изменения и решения необходимы? На каких уровнях? В связи с какими проблемами? В каких взаимоотношениях они должны закрепляться?

Такая концептуальная основа с особой остротой ставит вопрос, как положить конец чему-то нежелательному и построить то, что необходимо. Нельзя забывать, что этот подход сочетает методы разрешения конфликтов, которые зачастую направлены на поиск путей прекращения того или иного повторения конфликта, с ориентацией на трансформацию, которая стремится внести продолжительные изменения во взаимоотношения и общественные институты. С одной стороны, эта концептуальная основа решает текущие проблемы и предмет конфликта, стремясь найти взаимоприемлемые решения на обоих уровнях. Очень часто эти процессы снижают уровень насилия и дальнейшую эскалацию конфликта. С другой стороны, этот подход выходит за рамки согласования решения текущих проблем и нацелен на что-то новое. А это уже требует согласования процессов изменений, исходя из более широкого понимания тенденций во взаимоотношениях и исторического контекста.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.203.238 (0.095 с.)