Лежит в основе трансформации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лежит в основе трансформации.



 

Во время обострения конфликта мы описываем ситуацию как сложную, поскольку нам приходится иметь дело с множеством зачастую нестыкующихся ценностных установок и критериев в попытках разобраться, что вся эта путаница означает. Мы сталкиваемся с тем, что на самых разных уровнях между разными группами людей одновременно происходит очень много событий. Сложность предполагает многоплановость и одновременность. Сложности в конфликте по существу способствуют нагнетанию атмосферы двусмысленности и все усиливающейся неопределенности. Все неоднозначно. Мы мало что понимаем в происходящем, испытываем неуверенность в том, что нас ожидает, и ощущаем свою неспособность контролировать ситуацию. Поэтому неудивительно, что мы воспринимаем сложности как некую враждебную силу, обеспечивающую нам нестерпимую головную боль. И неудивительно, что мы приходим к заключению, что если упростить проблемы и разрешить противоречия, это принесет нам облегчение.

Всем нам свойственно относиться довольно терпимо к сложностям, но до определенного предела. Когда этот предел наступает, одни люди не выдерживают и просто отступают перед ними, выходят из игры. Другие остаются, но пытаются быстро все решить, чтобы, как им кажется, избавиться от сложностей. Третьи стараются не обращать внимания на многозначность и многогранность и тем самым как бы оградить себя от проблем. Мы останавливаемся на каком-нибудь одном объяснении и потом крепко и упрямо за него цепляемся. Сложности становятся враждебной силой.

Вспомним парадоксальное на первый взгляд высказывание Авраама Линкольна: «я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей». И действительно, сложности, накапливаясь, не только дают нам богатую пищу для размышлений, но и открывают бесчисленные возможности на пути к давно назревшим и конструктивным переменам. Одно из важнейших преимуществ сложных ситуаций заключается в том, что возможность внесения изменений никогда не бывает привязана к какому-либо одному действию, одному варианту. Это можно сравнить с реакцией ребенка на разнообразие ассортимента в хорошей кондитерской: нас ограничивает не столько узкий выбор, сколько собственная неспособность выбрать из множества потенциальных возможностей.

Ключевыми в развитии этого, четвертого по счету, навыка станут доверие и следование выбранному курсу, но без догматизма. Во-первых, необходимо доверять способности социальной системы генерировать варианты и возможности перемен и движения вперед. Во-вторых, необходимо выбирать и следовать тем из них, которые представляются наиболее перспективными для конструктивных перемен. В-третьих, нельзя зацикливаться на одной идее или возможности.

Сложные ситуации часто предоставляют нам множество вариантов выбора. И если мы будем к ним очень внимательны, то сможем по-новому взглянуть на укоренившиеся тенденции.

 

V: Развивать умение слышать и привлекать

Голоса самосознания

 

В предыдущих главах я неоднократно говорил о необходимости поиска закономерностей в контексте, в тех условиях, которые определяют сложившуюся ситуацию, так сказать, в эпицентре конфликта. Так на что же конкретно нужно обращать внимание и к чему прислушиваться? Я не раз замечал, что самым важным среди общего шума и гама конфликтного окружения является умение услышать и задействовать прорывающиеся непризнанные, а подчас забытые голоса самосознания, или идентичности. По моим наблюдениям, в основе большинства конфликтов лежат именно проблемы идентичности. Таким образом, умение понимать и относиться с уважением к роли идентичности имеет важное значение для понимания процессов в эпицентре конфликта.

Вопросы идентичности имеют основополагающее значение для поддержания нормального самоощущения и самосохранения этнических, социальных, культурных и прочих групп. Поэтому они приобретают особое значение во время конфликтов. Самосознание, идентичность формирует и решает то, какие проблемы займут центральное место в конфликтах; зачастую это выражено в виде глубоко прочувствованных требований и формулировок предпочтительных результатов развития событий. На самом глубоком уровне идентичность облекается в форму рассказов о том, что люди думают о себе: кто они, что они, чего опасаются. Таким образом, идентичность является неотъемлемой частью восприятия человеком или группой людей своих отношений с другими и того, как эти отношения сказываются на восприятии себя как личности и группы. Проблемы идентичности играют первостепенную роль в большинстве конфликтов, но очень редко прямо озвучиваются и решаются.

Самосознание, самость, самобытность, или идентичность, не является изначальной неизменной данностью, статическим свойством. Самосознание скорее динамично: оно всякий раз заново формулируется и постоянно пересматривается, особенно во время конфликтов. Оно всегда относительно. Если бы в нашем мире не было никакого другого цвета, кроме синего, то синий цвет считался бы бесцветным. Для того, чтобы различать синий цвет, нам нужна матрица цветов, тогда «синий» относительно других цветов будет иметь «самость» и смысл.

В этом и заключается задача трансформационного процесса — сформировать процессы и механизмы, дающие возможность людям обрести и озвучить положительное чувство самобытности во взаимосвязи с другими, а не в противовес им. В самый разгар конфликта, когда людей терзают страхи и неопределенность, задача состоит в том, чтобы снизить уровень стресс-реактивности и обвинений и в то же время расширить их возможности самовыражения и понимания себя и своего места.

 

Какими упражнениями можно развить этот навык?

 

Во-первых, необходимо развивать умение видеть и слышать «идентичность», когда она проявляется. Обращайте внимание на язык, метафоры и высказывания, которые сигнализируют о том, что с самосознанием что-то не в порядке. Иногда они довольно туманны: «Еще пять лет тому назад ни один учитель в школе не посмел бы предложить такой предмет. Куда мы катимся?» Подчас в них слышны нотки осведомленности, что называется, изнутри: «К старожилам-прихожанам в нашей церкви больше не прислушиваются». Но бывают они и четко сформулированными и явно призывными: «Из-за действий этого начальника полиции само выживание хмонгов поставлено под угрозу». В любом случае всегда следует обращать внимание на то, что стоит за высказываниями людей, что их беспокоит. Это призыв обратить внимание на самоощущение людей, их идентичность, на то, как они ощущают и определяют свои взаимоотношения. Это призыв серьезно отнестись не только к содержанию высказывания, но и к его сути. Вы ничего не сделаете в эпицентре, если не услышите этот голос. Поэтому первый шаг: будьте внимательны к голосу самосознания людей.

Во-вторых, не отстраняйтесь от этого зова идентичности. Любой конфликт всякий раз требует от нас уточнения собственного понимания идентичности и отношений между людьми. Но это никоим образом не отменяет разработки мероприятий, необходимых для решения конкретных проблем, которые проявились в ходе конфликта, и устранения его предмета. Необходимо выполнение обоих условий. Решение насущных проблем может принести временное облегчение, но едва ли коснется непосредственно тех проблем, которые связаны с глубинной идентичностью, и исправит сложившиеся взаимоотношения.

Процессы, призванные выявить и рассмотреть эти проблемы, ставят целью скорее создание механизмов обмена мнениями и диалога, а не немедленное их решение путем переговоров. Кроме того, при таком обоюдном рассмотрении проблем, затрагивающих идентичность, важно не настраиваться сразу на то, что прямо сейчас начнется обмен мнениями между носителями разных идентичностей. Зачастую важнейшей составляющей этого процесса становится создание условий для внутригрупповой работы, когда люди могут спокойно и тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию, свои обязательства, надежды и опасения.

Поспешное создание площадок для обмена мнениями между носителями разных идентичностей без серьезной подготовки и достаточной поддержки может быть неэффективным и даже деструктивным. При рассмотрении проблем, связанных с идентичностью, я бы порекомендовал три основных принципа, которые должны определять этот процесс: искренность, итеративное научение и оптимальные формы обмена мнениями.

Искренности нельзя добиться насильно. Однако можно помочь людям наработать процессы и механизмы, которые обеспечат им безопасное и искреннее обсуждение своих страхов и надежд, обид и обязательств. Циклы и эпизоды все более обостряющегося конфликта накаляют обстановку, усиливают ощущение незащищенности, ставя под угрозу идентичность. В свою очередь, угроза идентичности чревата тенденцией ко все усиливающейся психологической самозащите, замыканию в себе. Не отрицая искренность и честность как таковые, такая тенденция может привести к снижению саморефлексивной честности за счет чрезмерного внимания к негативным сторонам в других: я ясно и честно вижу, что с вами что-то не так, но я не вижу ясно и честно своих собственных обязательств. Подлинные искренность и честность неразрывно связаны с безопасностью и доверием. Поэтому постоянно уделяйте внимание тому, насколько созданные механизмы обеспечивают искреннее и честное обсуждение проблем, затрагивающих идентичность людей.

Под итеративным научением в психологии понимают циклическое, многократное повторение действий, проб и попыток для достижения фиксированной цели. И это особенно актуально для вопросов и проблем самосознания.

Ответы на вопросы «кто я» и «кто мы» являются основой для понимания жизни и общества. Но глубоко рассуждать о личностной и коллективной самоидентификации всегда непросто, ведь идентичность всегда относительна, всегда находится в процессе становления и развития. Понимание и уточнение идентичности требует все нового и нового социального взаимодействия и внутренней работы. Становление и развитие, согласование и уточнение идентичности требуют взаимодействия с другими, а также саморефлексии. Все это представляет собой процесс научения. И темпы научения у разных людей могут сильно отличаться. Это важно, поскольку формирование идентичности — отнюдь не одноразовый процесс принятия решений. Повторяю, это многократно повторяемый процесс научения, требующий отношений с другими.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.146.26 (0.009 с.)