Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика управления карьерой отдельных категорий работниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Глава 17 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ МЕНЕДЖЕРОВ (РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ) Цели изучения: • рассмотрение особенностей управленческого труда; • определение понятия «резерв управленческих кадров» и работа с ним; • рассмотрение особенностей ввода в должность руководителя; • анализ необходимости и возможности дальнейшей работы с руководителями служб по управлению персоналом. 17.1. Особенности управленческого труда и требования, предъявляемые к управленческим работникам Карьера Менеджера никогда не будет успешной, если он сам и его организация (команда, подразделение, проект) не будут эффективными. Управление с точки зрения психологии — это такое руководство людьми, которое позволяет достичь поставленных целей наиболее рациональным и эффективным путем [11]. Современный эффективный управленец-профессионал не просто «руководит» людьми, но делает это наиболее гуманно. С психологической точки зрения управленческая деятельность имеет следующие специфические особенности: 1) направлена на других людей, побуждает их к действиям и организует эти действия; 2) является специфическим видом межличностного взаимодействия; 3) состоит из операционных компонентов (конкретных действий, навыков), рефлективных компонентов (управленческой культуры) и креативных компонентов (управленческого искусства), находящихся в тесной связи [11]. Каждый управленец в повседневной деятельности в той или иной степени руководствуется своим индивидуальным балансом управленческой техники, управленческой культуры, управленче- ского искусства. Под управленческой техникой понимают совокупность конкретных умений и навыков решения управленческих задач, под управленческой культурой — ставшие органической частью личности навыки гуманной организации собственной деятельности и деятельности других, а под управленческим искусством — высокоэффективное и творческое использование управленческих умений и навыков в нестандартных ситуациях. Владение управленческой техникой и культурой в современных условиях становится обязательным квалификационным требованием в подготовке менеджеров-профессионалов. Управленческое искусство достигается далеко не всеми и не всегда, ведь для того чтобы овладеть им, нужны не только техника и культура, но и управленческие способности. Американский психолог М. Шоу предложил классификацию личностных качеств менеджера, имеющих значение для эффективности его деятельности без учета специальных знаний и умений, получаемых в ходе профессиональной подготовки [11]. Это три группы характеристик: 1) биография (возраст, пол, социальный статус, образование); 2) способности (в том числе управленческие); 3) черты личности (личностные качества). По отзывам самих менеджеров ни пол, ни возраст, ни социальный статус, ни образование (диплом или его отсутствие) не являются сами по себе решающими факторами для эффективности работы. Но эффективным по-настоящему менеджер может быть только тогда, когда у него есть одновременно способности, знания и умение управлять. Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются: доминантность; уверенность в себе; эмоциональная уравновешенность; устойчивость перед стрессами; креативность; стремление к достижениям; предприимчивость; ответственность; надежность; независимость; общительность. Все эти качества можно выработать в себе, воспитать. Кроме перечисленных качеств современному менеджеру необходимо хорошее физическое здоровье, так как умственные и нервные нагрузки даже среднего управленца в настоящее время превышают допустимые уровни. Недаром большинство людей, увлекающихся экстремальными видами спорта, — это молодые менеджеры среднего и высшего звена, которые только еще большим выбросом адреналина способны снять напряжение от работы. Еще одно важное качество современного менеджера — его актуализирующая сущность не только по отношению к другим, но и по отношению к себе. Современный управленец — это человек, который не просто реагирует на некоторые внешние события, воздействующие на него, а сам активно влияет на эти события, применяя способность гуманно управлять собой и другими людьми в любой ситуации [11]. Основа этой активности — самоактуализация (термин предложен А.Маслоу), т.е. полное использование способностей личности, ее таланта и творческого потенциала. Самоактуализирующиеся личности развиваются до уровня, адекватного их возможностям, а так как предела развитию нет, то самоактуализация — это не результат, а процесс длиною в жизнь. Она осуществляется по следующим основным направлениям: развитие личностных качеств, способствующих эффективному управлению; развитие профессиональных (управленческих) умений, совершенствование самой управленческой деятельности в каждом ее компоненте; развитие коммуникативных умений и навыков. Таким образом, самоактуализация является одновременно основой карьеры менеджера. 17.2. Кадровый резерв и работа с ним В условиях рыночной экономики в организации всегда должна проводиться планомерная работа по созданию резерва на продвижение на всех уровнях ее структуры. Кандидаты в резерв выдвигаются заблаговременно, после чего организуется работа по повышению их квалификации, обучению их навыкам работы, необходимым в новой должности. Резерв формируется администрацией организации и вышестоящими органами управления (советом акционеров и т.п.). На каждую должность обычно выдвигается несколько претендентов с тем, чтобы после их подготовки и оценки ее результатов отобрать лучших из них. Кадровый резерв состоит из линейных и функциональных руководителей и специалистов, обладающих способностями к руководству людьми, отвечающих требованиям, предъявляемым к руководителям соответствующего уровня. Они подвергаются аттестационному отбору, проходят систематическую целевую квалификационную подготовку, включая стажировку для тех, кто не имеет опыта управленческой деятельности. Структура и численность резерва должны быть оптимальны, т. е. отражать все уровни управления предприятием и соответствовать структуре должностей и функций. Каждый работник, зачисленный в резерв на выдвижение, знает, на какую должность его готовят. Вместе с тем на предприятиях стараются создавать достаточно мобильный резерв на выдвижение. Это связано с тем, что возможны отклонения от планов продвижения кадрового состава руководителей, и работники, находящиеся в резерве на выдвижение, в случае необходимости смогли бы выполнять различные функции и занимать различные должности на предприятии, а не только те, в резерве на которые они находятся. Кроме того, не всегда можно абсолютно точно предвидеть, какие конкретно функции управления предстоит выполнять в будущем тому или иному работнику управления. Расчет оптимальной численности резерва кадров осуществляется следующим образом. Прежде всего, выявляется потребность предприятия в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу (до 5 лет). Далее определяется фактическая численность подготовленного в данный момент времени резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку тот или иной работник, зачисленный в резерв. Затем рассчитывается примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников в случае их несоответствия предъявляемым требованиям, например невыполнение индивидуальной программы подготовки, выезд в другой регион и т.д. И наконец, определяется количество руководящих работников, высвобождающихся в результате изменения структуры управления. Они могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках. Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним. Формирование резерва представляет собой процесс выдвижения с помощью специально разработанных форм и методов отбора наиболее перспективных работников, отвечающих всем или большинству предъявляемых к ним требований. Резерв руководящих кадров формируется на основе информации, необходимой для подбора кадров. При этом обеспечивается гласность процедуры отбора. Для принятия решения об отборе того или иного работника в резерв систематически изучаются деловые и личные качества работников, не только занятых на руководящих должностях, но и всех специалистов, особенно молодых, а также наиболее перспективных рабочих; выявляются их способности и склонность к управленческой деятельности. В связи с этим в организации должен иметься предельно четкий план выдвижения работников, предусматривающий очередность и направления выдвижения. Контроль за его выполнением должен быть организован таким образом, чтобы полностью исключить возможность просмотреть заслуживающего повышения работника. В тех случаях, когда на вакантной должности не требуется значительная организаторская работа с людьми, руководству цехов и отделов часто предлагается выбрать, кто из их подчиненных достаточно компетентен, чтобы занять данное место. В остальных случаях решение принимается руководителями более высокого ранга. Система замещения вакансий с помощью объявлений о приеме или конкурсе особенно эффективна при заполнении должностных вакансий высокого уровня и связанных с творческим трудом. Наряду с привлечением работников со стороны она может быть использована и для выявления кандидатов на повышение внутри предприятия. В этом случае сведения об освободившихся вакансиях, иногда с описанием работы, обязанностей, оплаты, требуемой квалификации, вывешиваются на доске объявлений внутри организации. Заинтересованные работники подают заявления в отдел кадров, где происходит предварительная оценка кандидатур. Окончательное решение о назначении работника, как правило, принимает руководитель того подразделения, где имеется вакансия. Такая система в отличие от обычного метода почти полностью исключает опасность пропустить возможного кандидата. Следует отметить, что программа повышения работников должна в той или иной мере охватывать весь персонал. Даже если кандидат не способен к руководству людьми, его следует время от времени поощрять за качественное выполнение обязанностей на рабочем месте. Если работник работает хуже, чем требуется, руководитель должен своевременно обратить его внимание на этот факт. В том случае, если работающий хорошо выполняет свои обязанности, но не планируется его продвижение на следующую должностную ступеньку, представителю администрации следует обсудить с ним способы, с помощью которых он сможет приобрести необходимые для дальнейшего роста квалификацию и навыки. Если в силу внутрипроизводственных условий не имеется перспектив повышения, администрации следует информировать работника об имеющихся возможностях роста в параллельных подразделениях и в случае согласия попытаться перевести его в подразделение, где ситуация с повышением будет более благоприятной. Предусматривается, естественно, что работник желает и способен расти по службе. Однако бывают случаи, когда работающие не стремятся к продвижению: они знают предел своих возможностей или меняют приоритеты (хотят больше времени проводить с семьей). Как показывает практика, не существует каких-либо однозначных решений этой проблемы. Следует упомянуть, что часто бывает так, что человек отлично работает на каком-либо определенном рабочем месте, а, получив повышение, не справляется с новыми обязанностями. Поэтому прежде чем назначить работника на новую должность, необходимо проверить, как он будет справляться с поручаемой ему работой в новом качестве. Для этого работникам следует время от времени поручать выполнение более сложной работы и т. п. Для подбора и подготовки кандидатов в резерв можно рекомендовать ряд специальных организационных приемов. 1. Анализ текущей и перспективной потребности организации в руководящем персонале. В ходе такого анализа изучается организационная структура предприятия, выясняется, какие подразделе - ния укомплектованы по функциям управления в соответствии с потребностью в соответствующем персонале, когда и какие должности станут вакантны. Следует оценить перспективы роста выпуска продукции и ассортиментных сдвигов. Необходим предварительный прогноз того, как изменится структура организации через 5 или 10 лет, какова будет к этому времени роль различных подразделений и отдельных руководителей, какие новые требования к руководителям появятся за эти годы. Администрация должна решать, в каких случаях следует заполнять по мере появления руководящие вакансии за счет выдвижения сотрудников из самой организации, а в каких — путем приема извне и наметить кандидатуры в резерв для выдвижения. Разумнее всего путем найма заполнить вакансии самого низкого уровня, а на остальные выдвинуть собственных сотрудников. Извне принимаются работники в тех случаях, когда выявляется острая потребность в специалистах высокой квалификации, а в коллективах их не находится. 2. Оценка опыта, уровня квалификации и личностных качеств 3. Перепись руководящего состава. В ходе переписи составляется В некоторых организациях в дополнение к этим документам составляется график повышения, в который заносятся: фамилии работников, анкетные сведения о них, оценка личностных и деловых качеств и перспективы (очередность) их повышения или переводов. С помощью графика перемещений в некоторых случаях можно выбрать несколько кандидатур способных руководителей и рассмотреть их в качестве претендентов на освобождающийся пост. Хотя такой график перемещений и позволяет планировать использование руководящих кадров, следует помнить, что реальные обстоятельства часто быстро меняются, поэтому долгосрочные прогнозы, длительное закрепление сотрудника в качестве претендента на какую-либо работу в значительной степени рискованны. 4. Подготовка кандидатов на замещение руководящих должностей. Существует несколько методов подготовки руководителей непосредственно на производстве. Дублирование. Дублер — это работник, подготавливаемый для занятия в перспективе должности, равноценной той, которая в настоящее время принадлежит его непосредственному руководителю. Если в ближайшем будущем не предполагается смена основного руководителя, то дублер в дальнейшем может быть использован на другом производстве. Руководитель подразделения выбирает и знакомит дублера с содержанием и методами своей работы, позволяет ему решать ряд задач, встающих перед подразделением в повседневной практике, под своим контролем. При этом можно обучать одновременно и нескольких дублеров. Они будут поочередно выполнять обязанности своего руководителя в его отсутствие в период отпуска, деловой командировки или болезни. Руководитель может назначить одного из своих подчиненных помощником по административным делам. Решая оперативные повседневные проблемы, руководитель обсуждает их со своим помощником, разъясняет ему свои идеи и помогает выработать необходимый опыт принятия хозяйственных решений. Могут возникнуть ситуации, когда дублеру будет целесообразно поручить непосредственное руководство группой из нескольких работников, выполняющих определенное задание. Однако этот метод имеет серьезные недостатки. При его использовании работа в перспективе будет выполняться теми же методами, что и сегодня. Кандидата в дублеры часто выбирают таким образом, чтобы склад мышления, способ поведения с подчиненными и другие качества у него и у руководителя по возможности совпадали. Второй из решающих недостатков метода дублирования состоит в том, что его использование убивает стремление расти у остальных работников подразделения, не вошедших в группу дублеров. Последовательная смена работ. Стажера на каждом из этапов его работы окружают опытные сотрудники с большим стажем, которые контролируют правильность его действий. Пребывание стажера на одной должности в соответствии с планом перемещений обычно длится от 6 мес до 2 лет. Как правило, новое назначение является одновременно и частичным повышением работника. Обмен руководителями, последовательный перевод работников из отдела в отдел, из подразделения в подразделение, последовательное пребывание руководителей во главе различных подразделений является еще одной формой передачи передового опыта в области управления. По мере осуществления этой работы руководящий персонал приобретает знания, позволяющие работать на различных административных постах. Однако смена работ вызывает определенные трудности у тех, кто охвачен этой программой, так как это связано с периодическими переездами. Лекционный метод. Такой метод применяется в курсах обучения руководителей всех уровней. Он наиболее эффективен в тех случаях, когда надо дать законченный комплекс знаний. Лекции, как правило, чередуются с обсуждением, кинофильмами, разборами конкретных ситуаций, деловыми играми и демонстрацией конкретных форм управленческой деятельности на практике. Метод используется в первую очередь при подготовке резерва на продвижение. Такая форма подготовки и повышения квалификации руководителей осуществляется при ряде вузов России и в специальных институтах повышения квалификации, на крупных объединениях. В последнее время широко развернута переподготовка занятых по новым, дефицитным профессиям. И если для рабочих формы подготовки более или менее ясны — это сменные колледжи, курсы передового опыта, наставничество, то для инженерно-технических работников идет поиск этих форм — образуются специальные факультеты при вузах, где с отрывом и без отрыва от производства налажено обучение лиц, имеющих дипломы о высшем образовании. В учебных организациях другого типа — институтах повышения квалификации, при высших учебных заведениях на факультетах — проходит подготовку резерв на замещение руководящих должностей и повышают квалификацию работающие руководители. 17.3. Ввод руководителя в должность Способ ввода руководителя в должность зависит от уровня должности в организационно-управленческой структуре. Работники нижнего уровня (мастера, бригадиры, руководители участков, небольших подразделений) назначаются на должность приказом директора по представлению руководителя того подразделения или службы, где занимается вакантная должность. В тех же случаях, когда замещается должность высокого ранга, решение о назначении принимает совет акционеров. Как правило, назначение проводится из числа лиц, входящих в резерв на замещение руководя- щих должностей и прошедших соответствующую подготовку. Если таких претендентов несколько, то по результатам временного выполнения ими вакантной должности, тестирования, практической работы, взаимоотношений с коллективом отбирается наилучший кандидат. Оценка этих претендентов осуществляется совместно службой персонала и руководителем той службы, в рамках которой образовалась вакантная должность. При принятии окончательного решения должно быть учтено и мнение членов трудового коллектива о претендентах, хотя решение о вводе в должность коллектив не принимает. Опыт выборности руководителей собранием членов трудового коллектива, практиковавшийся в России 10—15 лет назад, оказался неудачным. Выяснилось, что интересы собственников, государства и работающих совпадают далеко не всегда, а довольно часто просто противоречат друг другу. Например, собственники стремятся к экономии расходов, в том числе и на заработную плату, работники же стремятся к максимизации своих доходов. Государство стремится получить ожидаемую сумму налогов независимо от потребностей развития производства, а часто и за счет средств, выделенных на выплату заработной платы. Поэтому в ходе управления производственным процессом каждая сторона должна быть представлена самостоятельным уполномоченным, причем их взаимная подчиненность друг другу (как это происходило, в частности, в случае выборности руководителя) должна быть сведена к минимуму. Наряду с принятием решения о назначении и подписанием соответствующего документа (приказа о вводе в должность), руководитель высшего ранга должен лично представить назначаемого коллективу, обрисовать ему ставящиеся перед ним и службой задачи, дать свою оценку основным членам коллектива, указать на положительные черты работы предшественника на этой должности, а также на существующие недостатки. Должна быть оговорена и та помощь, на которую вновь назначенный руководитель может рассчитывать на период своей адаптации. Как правило, для этого назначается наставник или консультант из числа опытных руководящих работников, к которому можно обратиться за советом в любом спорном случае. В этот период новичку должен быть обеспечен и облегченный доступ к высшему руководству фирмы. В то же время на этот период должен быть обеспечен и жесткий контроль за деятельностью нового руководителя. Вышестоящий менеджер внимательно следит за результатами деятельности подразделения, за стилем поведения введенного в должность. Он знакомится с мнением о нем руководителей других подразделений и членов данного трудового коллектива. Причем последним на период адаптации должна быть предоставлена возможность прямого выхода с жалобами к наставнику или вышестоящему менеджеру. Результаты работы новичка время от времени обсуждаются им совместно с его руководством и наставником, которые могут подсказать оптимальную линию поведения. В заключение следует сказать о судьбе тех лиц из резерва, которые по тем или иным причинам не получили должности, для которой их готовили. Для них можно предложить примерно равную должность в другом подразделении фирмы, компенсировать отсутствие назначения на должность ростом заработной платы по занимаемой должности или с помощью консультационных фирм или службы трудоустройства подобрать соответствующую вакансию в другой компании. Правда, в последнем случае компания несет убытки, связанные с подготовкой несостоявшегося претендента на должность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.108.134 (0.011 с.) |