Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практикум по индивидуальному управлению карьерой↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В практикуме представлены тесты для проведения самооценки и определения профессиональной ориентации и основных карьерных ценностей. Наилучшие результаты получаются при комплексных исследованиях. Если в нескольких однонаправленных специальных тестах результаты совпадают, то они вполне достоверны. Рекомендуем использовать дополнительную специальную литературу по тестированию. Самооценка Оценка темперамента Методика. Опросник Я. Стреляу (источник: Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О. П. Елисеев. — Псков, 1994). Инструкция. На поставленные вопросы отвечают «да», «нет» или «не знаю». 1. Легко ли вы сходитесь с людьми? 2. Способны ли вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующие распоряжения? 3. Достаточно ли вам непродолжительного отдыха для восстановления после утомительной работы? 4. Умеете ли вы работать в неблагоприятных условиях? 5. Воздерживаетесь ли вы во время спора от неделовых, эмоциональных аргументов? 6. Легко ли вам втянуться в работу после длительного перерыва, например после отпуска или каникул? 7. Забываете ли вы об усталости, если работа вас полностью поглощает? 8. Способны ли вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания? 9. Засыпаете ли вы легко и одинаково, ложась спать в разное время суток?
10. Умеете ли вы хранить тайну, если вас об этом просят? 11. Легко ли вам возвращаться к работе, которой вы не занимались несколько недель или месяцев? 12. Умеете ли вы терпеливо объяснять? 13. Любите ли вы работу, требующую умственного напряжения? 14. Вызывает ли у вас монотонная работа скуку или сонливость? 15. Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний? 16. Способны ли вы, когда требуется, воздерживаться от проявлений своего превосходства? 17. Ведете ли вы себя естественно в присутствии незнакомых людей? 18. Трудно ли вам сдержать злость или раздражение? 19. В состоянии ли вы владеть собой в тяжелые минуты? 20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих? 21. Охотно ли вы беретесь за ответственную работу? 22. Влияет ли обычно окружение на ваше настроение? 23. Способны ли вы переносить поражения? 24. Разговариваете ли вы в присутствии кого-либо, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно? 25. Вызывают ли у вас раздражение неожиданные изменения в вашем распорядке дня? 26. Есть ли у вас на все «готовые ответы»? 27. В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важного решения, например результата вступительных экзаменов, поездки за границу? 28. Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул? 29. Обладаете ли вы так называемой «быстрой реакцией»? 30. Легко ли вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть более медлительных людей? 31. Быстро ли вы засыпаете? 32. Охотно ли вы выступаете на собраниях, семинарах? 33. Легко ли вам испортить настроение? 34. Трудно ли вам оторваться от работы? 35. Умеете ли вы воздерживаться от разговора, если это мешает другим? 36. Легко ли вас спровоцировать на что-либо? 37. Легко ли вы срабатываетесь с людьми? 38. Всегда ли, если вам предстоит что-нибудь важное, вы обдумываете свои поступки?
39. В состоянии ли вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора? 40. Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиками? 41. Воздерживаетесь ли вы от доказательства неправоты собеседника, если это по тем или иным причинам нецелесообразно? 42. Охотно ли вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук? 43. В состоянии ли вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других? 44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы? 45. Можете ли вы работать ночью, если работали днем? 46. Быстро ли вы читаете беллетристику? 47. Часто ли вы отказываетесь от своих намерений, если ВОЗНИ» кает препятствие? 48. Умеете ли вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства? 49. Просыпаетесь ли вы обычно быстро, без труда? 50. В состоянии ли вы воздержаться от моментальной имиул1. сивной реакции? 51. Трудно ли вам работать при шуме? 52. Умеете ли вы, когда это необходимо, воздерживаться ОТ того, чтобы говорить неприятную правду в глаза? 53. Успешно ли вы сдерживаете волнение перед экзаменом, встречей с начальством и т.п.? 54. Любите ли вы частые перемены? 55. Быстро ли вы привыкаете к новой среде? 56. Восстанавливаете ли вы силы полностью после ночного отдыха, тяжело проработав весь предыдущий день? 57. Избегаете ли вы занятий, требующих выполнения в ыспро должительный срок разнородных действий? 58. Самостоятельно ли вы обычно боретесь с трудностями? 59. Перебиваете ли вы собеседника?
60. Прыгнули бы вы в воду, не умея плавать, чтобы спасти утопающего? 61. В состоянии ли вы напряженно работать, заниматься? 62. Можете ли вы воздержаться от неуместных замечаний? 63. Имеет ли для вас значение постоянное место на работе, м\ столом, на лекции и т.п.? 64. Легко ли вам переходить от одного занятия к другому? 65. Взвешиваете ли вы все «за» и «против», прежде чем принять важное решение? 66. Легко ли вы преодолеваете препятствия? 67. Заглядываете ли вы в чужие письма, вещи? 68. Скучно ли вам во время стереотипных (всегда одинаково протекающих) действий, занятий? 69. Соблюдаете ли вы правила поведения в общественных местах? 70. Воздерживаетесь ли вы во время разговора, выступления или ответа от лишних движений, жестикуляции? 71. Любите ли вы оживленную обстановку? 72. Любите ли вы деятельность, требующую больших усилий? 73. В состоянии ли вы длительное время сосредоточивать ВНИ мание на выполнении определенной задачи? !<)») 13. Любите ли вы работу, требующую умственного напряжения? 14. Вызывает ли у вас монотонная работа скуку или сонливость? 15. Легко ли вы засыпаете после сильных переживаний? 16. Способны ли вы, когда требуется, воздерживаться от проявлений своего превосходства? 17. Ведете ли вы себя естественно в присутствии незнакомых людей? 18. Трудно ли вам сдержать злость или раздражение? 19. В состоянии ли вы владеть собой в тяжелые минуты? 20. Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить свое поведение к поведению окружающих? 21. Охотно ли вы беретесь за ответственную работу? 22. Влияет ли обычно окружение на ваше настроение? 23. Способны ли вы переносить поражения? 24. Разговариваете ли вы в присутствии кого-либо, чьим мнением особенно дорожите, столь же свободно, как обычно? 25. Вызывают ли у вас раздражение неожиданные изменения в вашем распорядке дня? 26. Есть ли у вас на все «готовые ответы»? 27. В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важного решения, например результата вступительных экзаменов, поездки за границу? 28. Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул? 29. Обладаете ли вы так называемой «быстрой реакцией»? 30. Легко ли вы приспосабливаете свою походку или манеру есть к походке или манере есть более медлительных людей? 31. Быстро ли вы засыпаете? 32. Охотно ли вы выступаете на собраниях, семинарах? 33. Легко ли вам испортить настроение? 34. Трудно ли вам оторваться от работы? 35. Умеете ли вы воздерживаться от разговора, если это мешает другим? 36. Легко ли вас спровоцировать на что-либо? 37. Легко ли вы срабатываетесь с людьми? 38. Всегда ли, если вам предстоит что-нибудь важное, вы обдумываете свои поступки?
39. В состоянии ли вы, читая текст, проследить с начала до конца ход мыслей автора? 40. Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиками? 41. Воздерживаетесь ли вы от доказательства неправоты собеседника, если это по тем или иным причинам нецелесообразно? 42. Охотно ли вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук? 43. В состоянии ли вы изменить уже принятое решение, учитывая мнение других? 44. Быстро ли вы привыкаете к новой системе работы? 45. Можете ли вы работать ночью, если работали днем? 46. Быстро ли вы читаете беллетристику? 47. Часто ли вы отказываетесь от своих намерений, если возникает препятствие? 48. Умеете ли вы держать себя в руках, если этого требуют обстоятельства? 49. Просыпаетесь ли вы обычно быстро, без труда? 50. В состоянии ли вы воздержаться от моментальной импульсивной реакции? 51. Трудно ли вам работать при шуме? 52. Умеете ли вы, когда это необходимо, воздерживаться от того, чтобы говорить неприятную правду в глаза? 53. Успешно ли вы сдерживаете волнение перед экзаменом, встречей с начальством и т.п.? 54. Любите ли вы частые перемены? 55. Быстро ли вы привыкаете к новой среде? 56. Восстанавливаете ли вы силы полностью после ночного отдыха, тяжело проработав весь предыдущий день? 57. Избегаете ли вы занятий, требующих выполнения в непродолжительный срок разнородных действий? 58. Самостоятельно ли вы обычно боретесь с трудностями? 59. Перебиваете ли вы собеседника?
60. Прыгнули бы вы в воду, не умея плавать, чтобы спасти утопающего? 61. В состоянии ли вы напряженно работать, заниматься? 62. Можете ли вы воздержаться от неуместных замечаний? 63. Имеет ли для вас значение постоянное место на работе, за столом, на лекции и т.п.? 64. Легко ли вам переходить от одного занятия к другому? 65. Взвешиваете ли вы все «за» и «против», прежде чем принять важное решение? 66. Легко ли вы преодолеваете препятствия? 67. Заглядываете ли вы в чужие письма, вещи? 68. Скучно ли вам во время стереотипных (всегда одинаково протекающих) действий, занятий? 69. Соблюдаете ли вы правила поведения в общественных местах? 70. Воздерживаетесь ли вы во время разговора, выступления или ответа от лишних движений, жестикуляции? 71. Любите ли вы оживленную обстановку? 72. Любите ли вы деятельность, требующую больших усилий? 73. В состоянии ли вы длительное время сосредоточивать внимание на выполнении определенной задачи? 74. Любите ли вы занятия, работу, требующие быстрых движений? 75. Умеете ли вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях? 76. Встаете ли вы, если нужно, сразу же после того, как проснулись? 77. Способны ли вы, если требуется, окончив полученную работу, терпеливо ждать, пока не закончат свою работу другие? 78. Способны ли вы после того, как увидели что-то неприятное, действовать столь же четко, как обычно? 79. Быстро ли вы просматриваете ежедневные газеты? 80. Случается ли вам говорить так быстро, что вас трудно понять? 81. Можете ли вы, не выспавшись, нормально работать? 82. В состоянии ли вы длительное время работать без перерыва? 83. В состоянии ли вы работать, если у вас болит голова, зуб и т.п.? 84. В состоянии ли вы, если это необходимо, спокойно окончить работу, зная, что ваши товарищи развлекаются и ждут вас? 85. Отвечаете ли вы, как правило, быстро на неожиданные вопросы? 86. Говорите ли вы обычно быстро? 87. Можете ли вы спокойно работать, е'сли ждете гостей? 88. Легко ли вы меняете свое мнение под влиянием убедительных аргументов? 89. Терпеливы ли вы? 90. Умеете ли вы приспособиться к ритму работы более медлительного человека? 91. Умеете ли вы спланировать работу, чтобы выполнить несколько совместных действий? 92. Может ли веселая компания изменить ваше настроение? 93. Умеете ли вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно? 94. Сохраняете ли вы психологическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая на улице? 95. Любите ли вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций? 96. Сохраняете ли вы спокойствие, когда страдает кто-нибудь из близких вам людей? 97. Самостоятельны ли вы в трудных жизненных ситуациях? 98. Свободно ли вы себя чувствуете в большой или незнакомой компании? 99. Можете ли вы сразу прервать разговор, если это требуется, например после начала сеанса, лекции?
100. Легко ли вы приспосабливаетесь к методам работы других? 101. Любите ли вы часто менять род работы? 102. Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, если случается что-нибудь из ряда вон выходящее? 103. Воздерживаетесь ли вы от неуместных улыбок? 104. Начинаете ли вы работать сразу интенсивно? 105. Решаетесь ли вы выступить против общепринятого мнения, если вам кажется, что вы правы? 106. В состоянии ли вы преодолеть временную депрессию? 107. Засыпаете ли вы с трудом, сильно устав от умственной работы? 108. В состоянии ли вы спокойно долго ждать, например очереди? 109. Воздерживаетесь ли вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет? 110. В состоянии ли вы спокойно аргументировать во время резкого разговора? 111. В состоянии ли вы мгновенно реагировать в неожиданном положении? 112. Ведете ли вы себя тихо, если вас об этом попросят? 113. Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры? 114. Умеете ли вы интенсивно работать? 115. Охотно ли вы меняете места отдыха, развлечения? 116. Трудно ли вам привыкнуть к новому распорядку дня? 117. Спешите ли вы на помощь в несчастных случаях? 118. Воздерживаетесь ли вы от выкриков, жестов на спортивных матчах, в цирке? 119. Любите ли вы работу, занятия, требующие частых разговоров с разными людьми? 120. Владеете ли вы своей мимикой (гримасы, иронические 121. Любите ли вы работу, требующую четких, энергичных движений? 122. Считаете ли вы себя смелым? 123. Прерывается ли у вас голос (вам трудно говорить) в необычной ситуации? 124. Умеете ли вы преодолевать уныние, вызванное неудачей? 125. Если вас об этом просят, в состоянии ли вы долгое время стоять (сидеть) спокойно? 126. В состоянии ли вы подавить свое веселье, если это может кого-нибудь задеть? 127. Легко ли вы переходите от печали к радости? 128. Легко ли вас вывести из себя? 129. Соблюдаете ли вы без особого труда обязательные в вашей среде правила поведения? 130. Любите ли вы выступать публично? 131. Приступаете ли вы к работе обычно быстро, без длительной подготовки? 132. Готовы ли вы прийти на помощь другому человеку, рискуя жизнью? ' 133. Энергичны ли ваши движения? 134. Охотно ли вы выполняете общественную работу? цессов возбуждения и торможения), а также их подвижности проводится путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Если ответ испытуемого совпадает с кодом, то он оценивается в 2 балла, если не совпадает, то испытуемый получает нулевую оценку; ответ «не знаю» оценивается в 1 балл. Код опросника: 1) сила процессов возбуждения: .да: 3, 4, 7, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133, 134; • нет: 47, 51, 107, 123; 2) сила процессов торможения: • да: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 36, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, ПО, 112, 118, 120, 125, 126, 129; • нет: 18, 34, 36, 59, 67, 128; 3) подвижность нервных процессов: • да: 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 42, 43, 44, . нет: 25, 57, 63. Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности. Уравновешенность по силе равна отношению силы по возбуждению (в баллах) к силе по торможению (в баллах). Чем значение уравновешенности ближе к единице — тем более высокая уравновешенность, меньше единицы — неуравновешенность в сторону возбуждения, больше единицы — неуравновешенность в сторону торможения. Выделяют классические типы темперамента: сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный — СУП); флегматик (сильный, уравновешенный, инертный — СУИ); холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный — СНП); меланхолик (слабый). Краткие характеристики типов темперамента представлены в приложении. Оценка характера Методика. Самооценка характера и личности (источник: Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П.Елисеев. — Псков, 1994). Характер — это совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам. Выделяют следующие виды характера: 1) по устойчивости: устойчивый, неустойчивый; 2) силе: сильный, слабый; 3) отношению к себе: коллективистский, эгоистичный; 4) отношению к другим людям: общительный, замкнутый; 5) отношению к деятельности: трудолюбивый, бездеятельный; 6) отношению к социальным явлениям: убежденный, беспринципный. Выделяют такие черты характера, как эмоциональные (впечатлительность, экспансивность, горячность, инертность, жизнерадостность), волевые (выдержка, решительность, самостоятельность, дисциплинированность), интеллектуальные (сообразительность, находчивость, любознательность, убежденность). Инструкция. Выпишите 16 понятий, выражающих, по вашему личному мнению, особенности ваших характера и личности наиболее точно. Затем упорядочьте эти 16 свойств таким образом, чтобы наиболее важные и существенные из них были обозначены номерами «1», «2», «3» и далее. Апатичность, аккуратность, активность, альтруистичность, аналитичность, агрессивность, аскетизм, авантюризм. Бдительность, балагурство, безволие, безответственность, безрассудство, бескорыстность, беспечность, беспринципность, бесстрашие, бесхарактерность, безалаберность, беззаботность, беззастенчивость, безмятежность, благоразумность, богемность, бесхитростность, беспокойность, боязливость. Вежливость, ворчливость, восторженность, вспыльчивость, выносливость, великодушие, верность, веселость, властность, внимательность, возбудимость, впечатлительность, высокомерие, виноватость (чувство вины). Горячность, гордость, грубость, гуманность, гибкость. Деликатность, двуличность, деловитость, дерзость, деспотичность, добродушие, дальновидность, дисциплинированность, доверчивость. Жадность, жестокость, жизнерадостность, живость, женственность. Завистливость, заносчивость, застенчивость, злопамятность, замкнутость. Цзбалованность, идейность, инициативность, интеллигентность, интеллектуализм, исполнительность, индивидуализм.. Кротость, капризность, коллективизм, конформизм, критичность, культурность, консерватизм. Ласковость, легкомысленность, лживость, лицемерие, лукавость, легковерие, любознательность, либеральность. Медлительность, молчаливость, мрачность, меланхоличность, мнительность, мстительность, мягкость, моральная устойчивость, мужественность, мечтательность. Насмешливость, находчивость, небрежность, некритичность, неприхотливость, нетерпеливость, наивность, настойчивость, невнимательность, невозмутимость, недоверчивость, независимость, нелюдимость, нерешительность, надежность, непринужденность, непрактичность, неуправляемость, напряженность. Объективность, организованность, обидчивость, откровенность, осмотрительность, опытность, общительность, осторожность, остроумие, отзывчивость, обязательность. Поверхностность, постоянство, проворность, приветливость, пассивность, пессимистичность, подозрительность, прямота, простота, проницательность, практичность, предприимчивость, принципиальность, пунктуальность, покорность. Радушие, рассеянность, расчетливость, расслабленность, решительность, разумность, раздражительность, реализм. Самомнение, скрытность, слабоволие, старательность, самостоятельность, самоуверенность, сдержанность, скромность, самодостаточность, смелость, самоуважение, степенность, скептицизм, сентиментальность. Торопливость, тщеславие, тактичность, трудолюбие, тревожность. Угодливость, усердие, уживчивость, уступчивость, управляемость, уравновешенность, утонченность. Флегматичность. Хвастливость, храбрость, хитрость. Целеустремленность. Честность, чувствительность. Обработка результатов. Проанализируйте полученный список. Оценка интеллекта и способностей Методика. Самооценка интеллекта (источник: Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П.Елисеев. — Псков, 1994). Инструкция. Из десяти приведенных суждений об интеллекте выберите одно то, которое наиболее, по вашему мнению, вам подходит и зачеркните цифру справа. 1. Мой интеллект в любой группе людей всегда оказывается самым высоким 10 2. Я являюсь одним из немногих интеллектуалов............. 9 3. Я принадлежу к наиболее умным людям....................... 8 4. Мой интеллект умеренно высокий................................. 7 5. По своему уму я принадлежу к лучшей части окружающих меня людей 6 6. По своему уму я самый обыкновенный человек............ 5 7. Мой интеллект умеренно пониженный........................... 4 8. Я принадлежу в общем к наиболее сообразительным людям 3 9. Я являюсь одним из немногих не очень сообразительных людей 2 10. В любой группе людей я по своему уму всем уступаю... 1 в баллах:
Максимальное количество баллов означает наиболее высокую оценку интеллекта. Самооценка интеллекта имеет большое значение в общей самооценке человека, особенно в связи с его эмоциональностью, однако при этом необходимо учитывать определенные аспекты использования психодиагностических средств. Оценка деловых качеств Методика. Направленность личности (по В. Смейкалу и М. Кучеру) (источник: Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О.П.Елисеев. — Псков, 1994). Инструкция. Ответив на все вопросы анкеты, вы получите ориентировочную информацию о некоторых особенностях вашей личности. На каждый пункт возможны три варианта ответа (а, б, в). Из ответов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа запишите в графе «Больше всего». Затем выберите наименее ценный ответ и поставьте его букву в графе «Меньше всего». 1. Больше всего в жизни дает удовлетворение: а) оценка работы; б).сознание того, что работа выполнена хорошо; в) сознание того, что находишься среди друзей. .2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: а) тренером; б) известным игроком; в) избранным капитаном команды. 3. Лучшими преподавателями являются люди: а) которые имеют индивидуальный подход; б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; в) создают доброжелательную атмосферу в классе. 4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей людей: а) которые не скрывают, что некоторые люди им несимпатичны; б) вызывают у всех дух соревнования; в) создают представление о преподаваемом ими предмете как 5. Я рад, когда мои друзья: а) помогают другим при всякой возможности; б) всегда верны и надежны; в) интеллигентны, имеют широкие интересы. 6. Лучшими друзьями считают людей: а) с которыми складываются хорошие отношения; б) которые могут сделать больше, чем другие; в) на которых всегда можно надеяться. 7. Я хотел бы быть таким, как те: а) кто добился жизненного успеха; б) может быть увлеченным человеком; в) отличается дружелюбием и доброжелательностью. 8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: а) научным работником; б) начальником отдела; в) опытным летчиком. 9. Когда я был(а) ребенком я любил(а): а) игры с друзьями; б) успевать во всех своих делах; в) когда меня хвалили. 10. Больше всего мне не нравится: а) когда я встречаю препятствия в своих занятиях; б) ухудшаются дружеские отношения; в) меня критикуют. 11. Основная задача школы должна заключаться: а) в подготовке учащихся к работе по специальности; б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; в) воспитании в учащихся качеств, благодаря которым они 12. Мне не нравятся коллективы: а) в которых недемократическая система; б) человек теряет индивидуальность в общей массе; в) невозможно проявление собственной инициативы. 13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы а) для общения с друзьями; б) любимых дел и самообразования; в) беспечного отдыха. 14. Мне кажется, что я способен(а) на максимальную отдачу а) что работаю с симпатичными людьми; б) у меня работа, которая мне по душе; в) мои усилия достаточно вознаграждаются. 15. Я люблю: а) когда другие ценят меня; б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы; в) приятно провожу время с друзьями. 16. Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы: а) чтобы отметили мои успехи в делах; б) похвалили меня за мою работу; в) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, 17. Лучше всего учиться, когда преподаватель: а) имеет индивидуальный подход ко мне; б) стимулирует меня на более интенсивный труд; в) вызывает дискуссию по разбираемым вопросам (для всех). 18. Нет ничего хуже: а) чем оскорбление личного достоинства; б) неуспех при выполнении важного задания; в) потеря друзей (подруг). 19. Больше всего я ценю: а) личный успех; б) общую, совместную работу; в) фактические результаты. 20. Очень мало людей: а) которые действительно радуются выполненной работе; б) с удовольствием работают совместно; в) выполняют работу по-настоящему хорошо. 21. Я не переношу: а) ссоры и споры; б) неприятие всего нового; в) людей, ставящих себя выше других. 22. Мне хотелось бы: а) чтобы окружающие считали меня их другом; б) помогать другим в общем деле; в) вызывать восхищение других. 23. Я люблю руководство: а) требовательное; б) пользующееся авторитетом; в) доступное. 24. Желательно, чтобы на работе: а) решения принимались совместно; б) была возможность самостоятельно решать проблемы; в) начальство признавало мои достоинства. 25. Хотелось бы прочитать книгу: а) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми; б) жизни замечательного, известного человека; в) из серии «Сделай сам». 26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, то а) дирижером; б) солистом; в) композитором. 27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу: а) смотря детективные фильмы; б) в развлечениях с друзьями (подругами); в) занимаясь своим хобби. 28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы пред а) подготовить интересный конкурс; б) выиграть в конкурсе; в) организовать конкурс и руководить им. 29. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; б) как достичь цели; в) как привлечь других к достижению моей цели. 30. Человек должен вести себя так: а) чтобы другие были довольны им; б) выполнить прежде всего свою задачу; в) не нужно было укорять его за работу. Обработка результатов. Сравните свои ответы с ключом:
Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего», ей присваивается 2 балла, если «Меньше всего» — 0 баллов. Из количества двоек по каждой направленности вычитается количество нулей и к этой разнице прибавляется число 30, общая сумма (для проверки) — 90. Направленность на себя отражает, в какой мере респондент описывает себя как человека, ожидающего прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы, которую выполняет, или безотносительно сотрудников, с которыми работает. В представлении'такого человека группа является «буквально театром», в котором можно удовлетворить определенные общие потребности. Остальные члены группы являются одновременно актерами и зрителями, перед глазами которых такой человек может показывать свои личные трудности, приобретать достоинство, уважение или общественный статус, быть агрессивен или господствовать. Такого человека коллеги обычно презирают, он интроспективен, властен и не реагирует на потребности окружающих его людей. Он занимается преимущественно сам собой, игнорирует людей или работу, которую обязан выполнять. Направленность на взаимоотношения отражает интенсивность, с которой человек старается поддерживать хорошие отношения с людьми, но лишь на поверхности, что часто препятствует выполнению конкретных заданий или оказанию настоящей, искренней помощи людям. Такой человек проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но по сути дела сам не вносит никакого вклада в осуществление трудовых заданий группы. Направленность на задание отражает интенсивность, с которой человек выполняет задания, решает проблемы, и то, в какой мере он заинтересован выполнять свою работу как можно лучше. Несмотря на свои личные интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это повысит продуктивность группы. В коллективе он изо всех сил стремится отстоять свое мнение, которое сам считает правильным и полезным для выполнения задания. Профессиональное самоопределение Профессиональная мотивация Методика. Профессиональная мотивация (источник: Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снет-кова. - СПб., 2001). Инструкция. Предлагаемый опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет три разных окончания. Необхо- димо из трех вариантов окончания выбрать наиболее верный для вас. Далее в бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов. 1. Мне нравится: а) выполнять любую работу, если знаю, что мой труд не про б) учиться всему новому для того, чтобы достичь поставлен в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в 2. Я думаю: а) что надо делать все, что поручают, как можно лучше, так б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к дос 3. Я люблю: а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем; б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит 4. Я считаю: а) что главное в любой работе это то, что она приносит пользу б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы в) в жизни главное — это постоянно учиться всему новому. 5. Мне приятно: а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу; б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно. 6. Меня привлекает: а) процесс приобретения новых знаний и навыков; б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей; в) процесс той работы, которая приносит явную пользу окру 7. Я уверен(а) в том: а) что любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна; б) любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу; в) любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее 8. Мне нравится: а) быть мастером своего дела; б) делать что-то самому, без помощи старших; в) постоянно учиться чему-то новому. 9. Мне интересно: а) учиться; б) делать все то, что заметно окружающим; в) работать. 10. Я думаю: а) что было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда б) в любой работе важен результат; в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыка 11. Мне хочется: а) заниматься только тем, что мне приятно; б) любое дело делать как можно лучше, поскольку только та в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как 12. Мне интересно: а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сде б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел(а) раньше; в) делать те вещи, на которые обращают внимание. 13. Я люблю: а) делать то, что очень всеми ценится; б) делать любое дело, если мне не мешают; в) когда мне есть чем заняться. 14. Мне хочется: а) выполнять любую работу, так как мне интересен ее результат; б) выполнять ту работу, которая приносит пользу; в) выполнять ту работу, которая мне нравится. 15. Я считаю: а) что в любой работе самое интересное — это ее процесс; б) в любой работе самое интересное — это ее результат; в) в любой работе самое интересное — это то, насколько она 16. Мне приятно: а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни; б) учиться всему новому независимо от того, насколько это в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения. 17. Меня привлекает: а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы; б) то, что после учебы я стану нужным человеком; в) в учебе то, что она полезна для меня. 18. Я уверен(а) в том: а) что то, чему я научусь, всегда мне пригодится; б) мне всегда будет нравиться учиться; в) после учебы я стану нужным человеком. 19. Мне нравится: а) когда результаты моей работы видны окружающим; б) когда я выполняю свою работу мастерски; в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут 20. Мне интересно: а) когда я качественно выполняю порученное мне дело; б) делать все то, что заметно для окружающих; в) если все знают, что я делаю на своей работе. Бланк ответов
|