Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъекты управления карьерой и их функцииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Окончание табл. 2.1
ций, задании ограничений и формировании индивида как личности. Соответственно, в управлении деловой карьерой работника в рамках организации заинтересованы все стороны: работодатели, сами работники и государство (общество). Для работодателя (организации) в этом случае создается возможность планируемого заполнения освобождающихся должностей в первую очередь своими, наиболее достойными и лояльными, работниками необходимой квалификации, досконально знающими все основные моменты, от которых зависит эффективность деятельности организации (проблемы, технологии работы в ней, коллектив и т.д.). Вопрос лояльности персонала в современ- ных условиях следует выделить особо, он будет рассмотрен далее более подробно. Для индивида эти процессы также имеют большое значение, в том числе для обеспечения определенной стабильности, предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне. Кроме того, он может рассчитывать на получение работы или должностное перемещение в варианте, который ему наиболее подходит по квалификации, значимости, оплате, месту в организационной структуре. Словом, человек рассчитывает на наиболее полное удовлетворение своих социальных, экономических, административных и профессиональных интересов. В успешном управлении деловой карьерой работников заинтересованы и государство, и общество в лице политических и общественных организаций, профессиональных союзов, ибо такой подход в первую очередь снимает многие виды социальной напряженности, четко демонстрируя перспективу и вознаграждение в конкретной организации, поощряя личностное и профессиональное развитие. Для каждого из субъектов управления согласно системному подходу может быть построена своя модель минимакса. Для этого задаются целевая функция (что именно является наиболее важным для системы) и ограничители (те или иные ключевые показатели внешней и внутренней среды). При построении подобной модели особое внимание следует уделить четкости формулировок при постановке целей, учитывающих гармоничное сочетание различных устремлений человека. При этом на первый план выступают одно или два целевых направления, остальные играют роль ограничителей. Например, можно в качестве основной цели поставить административное продвижение, а в качестве ограничителя рассматривать минимальный допустимый объем времени, затрачиваемого на внутрисемейные дела. В результате степень достижения поставленных целей будет характеризовать качество карьерного роста и процесса карьерного планирования, степень учета всех факторов, влияющих на карьерное развитие. Следует отметить, что для каждого человека существует свой индивидуальный набор целей и ограничителей. Один человек может стремиться в первую очередь к профессиональному мастерству, другой — к административному росту, третий — к общекультурному развитию, у одного за плечами может быть престижный университет, у другого — профессионально-техническое училище, а у третьего может вообще отсутствовать систематизированная профессиональная подготовка. Волею судеб все они окажутся вовлечены в мелкоторговый бизнес. Можно лишь на основании этих данных предсказать, кто достигнет больших успехов в этой деятельности? На взгляд авторов, исходной информации для такого прогноза крайне недостаточно. 2.3. Формирование карьеры и управление карьерой Разные авторы описывают непосредственно саму карьеру как процесс различными терминами. Это и осуществление карьеры, и развитие карьеры, и формирование карьеры и т.д. Речь обычно идет о каком-то движении, должностном росте, достижении работником определенных статусно-должностных или профессиональных ступеней. Общее представление о механизме формирования карьеры заключается в том, что это устройство, благодаря которому происходит трансформация должностного и квалификационного положения. Оно непосредственно зависит от сферы деятельности, определяемой карьерными целями, средствами и действиями людей по достижению этих целей, а также объективными условиями окружающей среды [19]. Если же рассматривать карьеру как последовательность целей и процесс их достижения, то последний и будет то самое «осуществление», «развитие» или «формирование» карьеры, которое оценивается в первую очередь по уже достигнутым и структурно определенным целям (каким-либо статусам, должностям, выделенным уровням влияния и дохода и т.д.). Таким образом, понятие «управление карьерой» несколько иное, чем «формирование карьеры» потому, что управление подразумевает целенаправленное и постоянное воздействие какого-то субъекта или субъектов управления на карьеру как объект управления. Формирование карьеры кроме целенаправленного воздействия неких субъектов подразумевает наличие неких иных факторов, не известных субъектам управления, но тем не менее оказывающих свое прямое или косвенное влияние на результат — индивидуальную карьеру конкретного индивида. Степень неопределенности окружающей среды в настоящее время настолько высока, что так называемая воля случая (т.е. неучтенные субъектами управления факторы) все более способствует тем или иным карьерным продвижениям. Соответственно, понятие «формирование карьеры» шире, чем «управление карьерой». Карьеру можно формировать, управляя ею, однако также правомерно говорить: «карьера формируется», указывая на отсутствие видимого непосредственного управления ею. Идеальный случай совпадения понятий — когда индивид владеет любой ситуацией настолько, чтобы свести любую внешнюю неопределенность к нулю, что представляется маловероятным. Содержание деятельности по управлению деловой Карьерой Содержание деятельности по управлению деловой карьерой включает в себя ряд управленческих действий, которые осуществ- ляют различные субъекты управления (индивиды, организации и т.д.), каждый из которых преследует собственные интересы. При этом наилучший вариант (для индивида) достигается в том случае, когда обеспечивается компромисс этих интересов. В литературе встречается такое понятие, как «этапы управления карьерой» [19], причем выделяют подготовительный (аналитический), плановый и организационный этапы. По мнению авторов выделять подобные этапы во всей карьере не совсем целесообразно, кроме трех основных: первичного подготовительного (связанного с первичным целеполаганием и первоначальным обучением), этапа собственно формирования или развития карьеры и этапа завершения карьеры (который может и отсутствовать). При этом следует учитывать, что в каждой сфере жизнедеятельности можно делать свою карьеру последовательно в течение жизни или параллельно, т. е. одновременно. Между тем на каждой карьерной ступени (которую некоторые аналитики также могут называть этапом) индивид последовательно осуществляет все основные функции управления: определяет новые цели, планирует сроки и способы их достижения, организует достижение этих целей, осуществляет контроль (сравнивает фактический результат и идеальным), регулирует свои действия и, по возможности, рефлексирует (анализирует свои действия). С этой точки зрения целесообразно описывать управленческие действия тех или иных субъектов управления карьерой, исходя из их общих и конкретных функций. Таким образом, наиболее полно управленческие действия по управлению карьерой различных субъектов можно представить следующим образом. 1. Индивид определяет индивидуальные жизненные и карьерные цели, допустимые средства их достижения; выбирает необходимые способы и сроки их достижения, в том числе виды обучения и образования, сферу деятельности, профессию (как совокупность специальных знаний и умений) и уровень овладения ею (профессиональный, любительский); предлагает себя на рынке труда; выбирает конкретную организацию (место работы) и должность; осуществляет контроль и необходимую коррекцию предпочтений (целей) и действий по их достижению. 2. Организация формирует карьерные пути персонала — внутреннюю структуру профессий и должностей; определяет внутри-организационную систему перемещения кадров (виды, способы, критерии, ситуации); определяет возможные способы и действия по достижению карьерных целей (организационная культура); осуществляет реальную работу с персоналом (оценка работ, работников, кадровый потенциал, обучение, резерв и т.д.). 3. Государство определяет легитимность карьерных и жизненных целей и способов их достижения; формирует систему дости- жения карьерных целей (экономическая и социальная политика, рабочие места, система образования); стимулирует/не стимулирует решение социальных вопросов работодателями. 4. Общество формирует образы карьерных и жизненных целей (жизненные ценности, стереотипы, верхний и нижний предел для индивидов из разных социальных групп); определяет этичность и неэтичность способов их достижения; создает культурный фон; вырабатывает систему оценки успешности карьеры. Все перечисленное — это управленческие действия по отношению к карьере и карьерным процессам, однако в реальности они могут и не позиционироваться как таковые. Например, общество (социальная группа) как саморегулирующаяся система создает базовую систему ценностей, в общем отражающую понятия добра и зла, неписаные правила поведения, социальную структуризацию, которые индивид познает и воспринимает самостоятельно, адекватно или неадекватно применяя ее к своим карьерным устремлениям. Можно говорить о целенаправленном управлении обществом каким-то процессом тогда, когда проблема начинает широко обсуждаться специалистами и общественностью (в средствах массовой информации и т.п.) и общество в ходе этого обсуждения вырабатывает единую точку зрения на данный вопрос, в дальнейшем отслеживая путем подобных и других мероприятий соблюдение выработанных норм. То же касается и государства. Все его управленческие действия пока не были направлены непосредственно на карьерные процессы, скорее на структуризацию социального пространства в правовом и экономическом плане. Тем не менее, государство обладает возможностью создания и реализации социальной политики, в которой затрагиваются вопросы работы, труда, образования и т.д. Более того, оно способно открыть общественную дискуссию по данной проблеме, задать направление обсуждения. На основании статистических данных государство оценивает эффективность деятельности службы трудоустройства, системы профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также контролирует ход процессов, проходящих в кадровой среде, и их социальные последствия. Таким образом кадровые процессы являются для государства только частью (одной из многих) его деятельности по управлению социальными, трудовыми и экономическими процессами. Государство как субъект управления общественными отношениями заинтересовано (в теории) в повышении качества трудового потенциала общества и может предпринимать определенные управленческие действия, например прямые социальные программы по повышению рождаемости, сохранению и укреплению здоровья (психического и физического), социальной реабилитации, пропаганду спорта, здорового образа жизни, повышения образо- вательного и профессионального уровня и т. д. Одновременно это могут быть и усилия по созданию эффективных систем здравоохранения, образования, безопасности труда, экологии и многое другое. Соответственно, общество и государство, формируя окружающую среду, могут управлять карьерными процессами в рамках страны (государства, общества, социальной группы) опосредованно, но говорить о том, что они управляют карьерой конкретного индивида, неправомерно. Непосредственно карьерой конкретного индивида в свободном обществе могут управлять только два субъекта: он сам, безусловно, в течение всей своей жизни и организация на время его работы в ней при условии совпадения личных карьерных целей индивида с политикой карьерного развития компании. Таким образом, можно говорить «управлять карьерой», «управлять карьерными процессами», имея в виду одно и то же, но указывая на различные субъекты управления. Своей карьерой управляет индивид, а формированием и развитием в отношении карьерных процессов и индивидуальных карьер своих сотрудников управляет организация. Государство и общество управляют только карьерными процессами, обычно не выделяя их из социального контекста. Контрольные вопросы 1. В чем суть понятия «управление карьерой»? 2. Каким образом можно структурировать систему управления карьерой? 3. Кого можно выделить как субъектов управления карьерой? В чем состоят их интересы? 4. Какими могут быть функции субъектов управления карьерой? 5. Что представляет собой карьера как объект управления? Гл а в а 3 ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО КАК СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРНЫМИ ПРОЦЕССАМИ Цели изучения: • рассмотрение существующих тенденций общественного развития, имеющих влияние на карьерные процессы; • анализ основных интересов общества и государства как субъектов управления карьерными процессами; • определение возможностей реализации и удовлетворения этих интересов; • анализ направлений деятельности и практических мероприятий государства и общества по управлению карьерными процессами. В настоящее время в нашей стране достаточно четко прослеживаются две тенденции общественного развития. Первая тенденция — это стремительное развитие российского общества как постиндустриального (и уже информационного) общества, следствием которого неизбежно является требование от любого работника все более высокого профессионализма. Высокий профессионализм, в свою очередь, достигается прежде всего за счет все более узкой специализации, требующей более длительного профессионального образования и опыта работы в определенном сегменте экономики. Это в силу чисто физиологических причин и временной ограниченности работоспособного периода человека, в свою очередь, делает работника (его занятость) крайне зависимым от рыночной конъюнктуры (на рынках труда и товарных рынках). Вторая тенденция — это задекларированная обществом и органами власти задача построения в России так называемого «социального общества», которое немыслимо без такого качества жизни, при котором трудовая деятельность, безусловно обеспечивая определенный материальный достаток, должна удовлетворять прежде всего нефизиологические потребности человека, в том числе потребности в самореализации и самоуважении. Таким образом, налицо определенное противоречие между требованиями рынка, возможностями человека и устремлениями общества. Разрешить это противоречие возможно разными путями, в том числе путем управления карьерными процессами (карьерой) не только на уровне работника и организации, но и общества и государства. Необходимо рассмотреть основные интересы государства и общества как саморегулирующихся систем, имеющие значение для управления карьерными процессами. Для общества это обеспечение факта и целостности собственного существования в постоянно изменяющейся внешней среде путем, естественно, эволюции (непрерывного развития). Для государства это обеспечение факта существования и целостности государства (страны) и формы власти, соответствующей требованиям общества. Таким образом, пересечением этих интересов являются действия по поддержанию факта существования и целостности страны как общества и государства, которое, как известно из уроков истории, обеспечивается только через развитие в любых формах (культурное, физическое и т.п.) своих граждан. Соответственно, карьера, представляя собой целенаправленное развитие личности в чистом виде, да еще и общественно полезное в большинстве случаев, предоставляет и государству, и обществу обширное поле для деятельности в своих интересах. Неоправданно выделять в данном контексте такие цели, как «достижение личного счастья всеми членами общества», «всестороннее и гармоничное развитие каждой личности», хотя многие считают, что именно эти цели оправдывают существование социально ориентированных государств и обществ. Даже если эти цели и декларируются, совершенно не значит, что они являются изначально присущими этим системам, так как отражают не интересы всего общества, а интересы отдельного индивида, да еще и усредненного. Однако реальное равноправие всех членов общества и всеобщее личное счастье невозможны, по мнению авторов, хотя бы в силу объективно разного понимания людьми этих явлений. На сегодняшний момент для общества и государства понятие «личное счастье» трансформируется в уровень дохода индивида и его семьи, в возможность для него получить образование и найти работу по душе, в некие социальные страховочные сетки (медицинское и социальное обслуживание, пособия, службы трудоу-стройств, пенсионные программы), в продолжительность жизни, состояние здоровья и обеспеченность жильем индивида, рождаемость и т.д. Удовлетворенность населения решением этих вопросов так или иначе реально влияет и на факт существования государства (как страны и как системы власти) и общества. Примером тому являются и Великая французская революция, и другие европейские потрясения, и революции 1917 г. и распад СССР, не говоря уже о современных изменениях на политической карте мира. Таким образом, вывод состоит в том, что общество в целях обеспечения собственного существования должно поощрять (до определенного предела) карьерные устремления своих членов, более того, оно должно формировать идеологию карьерных про- цессов в рамках всего общества: создавать образы различных карьерных и жизненных целей (жизненные ценности, стереотипы, ограничения); определять этичность и неэтичность способов их достижения; создавать культурный фон; вырабатывать систему оценки успешности карьеры. Государство, в свою очередь, в тех же целях должно обеспечивать реализацию этой идеологии через системы образования, профессиональной ориентации и подготовки, трудоустройства, обеспечивая при этом управление карьерными процессами через решение социальных, трудовых и экономических вопросов, т.е. определяя легитимность карьерных и жизненных целей и способов их достижения, формируя систему достижения карьерных целей (экономическая и социальная политика, рабочие места, система образования), стимулируя или не стимулируя решение социальных вопросов работодателями. В годы структурных преобразований, как в России в 1990-е гг., это становится особенно важным. Например, благодаря государственной политике построения рыночной экономики многие люди в нашей стране успешно делают предпринимательскую карьеру, хотя 20 лет назад это было немыслимо. И, наоборот, благодаря трудовой деятельности новых предпринимателей успешно развивается экономика страны, решаются многие, в том числе и социальные, вопросы. Таким образом, и общество, и государство заинтересованы в мотивации работника на личностный, в том числе должностной и профессиональный, рост. В свою очередь, считается, что если работник представляет, какие возможности открываются перед ним на ближнюю и дальнюю перспективу, то у него появляются стимулы как для хорошей работы на занимаемом им сегодня рабочем месте, так и для исправления выявленных недостатков, развития деловых качеств, необходимых по должности с более высоким статусом, умения подать себя в ходе отбора наилучшего претендента на вакантную должность с самой лучшей стороны. Соответственно, в общественных интересах следует сформировать единый комплекс учебных предметов, позволяющих еще со школьной скамьи помочь человеку правильно оценить свои способности и склонности, выбрать профессию и способ ее получения, научить его умению подать свою кандидатуру работодателю, навыкам планирования профессионально-квалификационного и статусного роста и методам его осуществления. Этому должен быть посвящен целый комплекс взаимоувязанных предметов: • в школе — профориентационные, направленные на помощь в выборе профессии; • в профессиональном учебном заведении — вначале направленные на то, чтобы дать глубокое понимание сути выбранной специальности, а на заключительном его этапе — основы плани- рования карьеры и методы управления этим процессом за весь период трудовой жизни. Более того, в ходе трудовой карьеры в периоды подготовки, переподготовки и повышения квалификации вопросы, связанные с карьерным процессом, также должны рассматриваться естественно, исходя из потребностей соответствующего периода карьеры. При этом если существующий сегодня учебный курс «Управление персоналом» рассматривает в качестве объекта изучения в первую очередь деятельность кадровых служб фирмы, то указанный комплекс предметов должен быть посвящен действиям самих работников в процессе развития карьеры. Соответствующим образом должна быть сформирована вся система профессионального образования. Наиболее идеальным вариантом представляется система, которая могла бы реализовать концепцию индивидуального непрерывного образования. В практическом плане можно предложить такую модель. 1. В рамках федерального министерства, в чью компетенцию входят вопросы регулирования труда, должна существовать служба, изучающая профессии, которая бы имела свой сайт в Интернете и ежегодно публиковала в любой форме справочник/словарь профессий в России, описывая название, содержание, область применения профессии, условия, профессиональные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания, в идеале — где этой профессии обучают (согласно государственным стандартам) и т.д. 2. Начиная со школы, профориентационная работа как реализация государственной программы сводится к тому, что соискатели должны иметь адекватное представление о себе и знать о как можно большем количестве имеющихся профессий, в том числе подходящих лично для них. Соответственно, национальная профориентационная система должна содержать возможности для решения обеих проблем. 3. Должна быть разработана и проведена определенная пропагандистская кампания с целью осознания обществом необходимости и правильности карьерных процессов вообще и индивидуальной карьеры в частности, а также практически неограниченных возможностей карьерного развития, т.е. о том, что кроме деловой существуют другие виды общественно полезной и значимой карьеры и т.д. Сюда относятся фильмы, книги, песни, статьи и передачи в средствах массовой информации с соответствующей тематикой, тематические высказывания общественно значимых личностей, формирующие общественное мнение, образ жизни, общественные ценности и т.д. Мероприятия должны периодически повторяться с целью поддержания достигнутого результата. 4. Существующая система образования должна быть в состоянии обеспечивать как можно большему числу граждан непрерыв- ное индивидуальное образование, назначая наиболее способным и талантливым стипендии и иные виды помощи. Указанные меры позволят сделать эффективным использование собственно трудовых ресурсов, как называют население экономисты, обеспечивая тем самым будущее страны, и сделать это будущее более счастливым, так как самый несчастный человек — это человек не на своем месте. Контрольные вопросы 1. Какие интересы государства и общества, которые могут быть удовлетворены в ходе управления карьерными процессами, вы считаете основными? 2. Как различаются государство и общество как субъекты управления карьерными процессами? 3. Каким образом можно сформулировать цели государства и общества? 4. Какие практические мероприятия со стороны государства и общества для управления карьерными процессами вы предложили бы осуществить? 5. Какие практические мероприятия со стороны государства и общества помогли бы вам при выборе профессии, ее смене, выборе рабочего места и т.д.? Глава 4 ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРНЫМИ ПРОЦЕССАМИ Цели изучения: • разбор сущности внутриорганизационной политики управления персоналом и карьерными процессами; • анализ основных интересов организации как субъекта управления карьерными процессами и их соотношения с интересами работника; • рассмотрение организационных моментов внутрифирменного управления карьерными процессами, в том числе в российских организациях. Итак, непосредственно карьерой конкретного лично свободного индивида могут управлять только два субъекта: он сам в течение всей своей жизни и организация на время его работы в ней при условии совпадения личных карьерных целей индивида с политикой управления карьерными процессами в компании. Если рассматривать процесс управления индивидуальной карьерой в отдельной организации, то интерес организации (объективно существующий) состоит прежде всего в том, чтобы все рабочие места в ней были заняты максимально соответствующими должностным требованиям работниками, к тому же умеющими эффективно работать друг с другом (принцип совместной деятельности в организации). Поэтому грамотное управление персоналом ведется в единстве двух взаимосвязанных направлений: обеспечения всех рабочих мест необходимой рабочей силой и создания условий, настраивающих работника на эффективный высокопроизводительный труд. Любая организация вне зависимости от того, каким образом в ней реализуется политика управления карьерными процессами, всегда формирует возможности и ограничения карьерного пути своего персонала через внутреннюю структуру профессий и должностей, определяет внутриорганизационную систему перемещения кадров, возможные способы и действия по достижению карьерных целей и осуществляет реальную работу с персоналом. В малых организациях такие функции выполняют непосредственно руководители организации или подразделений (если есть подразделения). Для эффективного исполнения этих функций в средних и крупных компаниях целесообразно создавать специальные подразделения по управлению персоналом, которые помимо вопросов привлечения, отбора, оформления новых работников зани- маются изучением персонала и его потенциала, планированием и управлением карьерой персонала, в том числе созданием кадрового резерва, исключительно с точки зрения интересов организации в целом, а не отдельных подразделений. Служба по управлению персоналом (кадровая служба) в организации может быть представлена как одним человеком, так и целым подразделением в зависимости от масштаба организации в тот или иной момент времени. Практическая деятельность этой службы руководствуется так называемой политикой управления персоналом, которая является частью общей политики деятельности конкретной организации. Под политикой управления персоналом (или кадровой политикой) обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, требований, принципов, определяющих основные направления работы с персоналом, ее формы и методы на длительную перспективу, а также общие и специфические требования к кадрам [63]. При формировании политики управления персоналом по мнению специалистов необходимо учитывать: 1) соответствие политики управления персоналом государственной социально-экономической политике, правовым и общественным нормам; 2) рассмотрение человека в единстве технологического, экономического, социального, организационного, демографического и других аспектов развития как цели и средства этого развития; 3) ориентацию на достижение максимально возможных показателей работы в сочетании с реализмом политики управления персоналом; 4) сочетание в политике управления персоналом стратегических и текущих целей и средств их достижения; 5) обеспечение демократизма, гласности и динамизма политики управления персоналом [63]. Политика управления персоналом может включать в себя политику занятости, обучения, оплаты труда, благосостояния, трудовых отношений и т.д. Соответственно, политика управления карьерными процессами — это важная составная часть политики управления персоналом организации. Ее основой выступает модель минимакса этой конкретной организации, в которой в качестве целевой функции могут выступать различные цели, например: • замещение вакантных должностей наилучшими (с точки зрения субъекта управления) претендентами; • снижение издержек на обучение и поиск персонала; • отсутствие конфликтных ситуаций и социальной напряженности; • максимальная реализация имеющихся у человека запросов, способностей и устремлений (условно). В качестве ограничителей при этом могут служить: • состояние внешней среды в социальной сфере и сфере труда (положение в обществе и на рынке труда, уровень безработицы — общей и по видам профессий, появление новых профессий и т.п.); • требования делового и личностного характера к претендентам на вакантные должности; • соответствие работников этим требованиям; • наличие вакантных должностей определенного уровня и др. Поскольку реальная деловая карьера — это обычно некий компромисс между запросами работника и возможностями, которые ему предоставляет та или иная организация (или наоборот), все эти данные могут быть формализованы и представлены в виде математической модели, что дает возможность применить для ее оптимизации методику математического программирования. Рассмотрим, что может служить в качестве ограничителей в подробной модели. Эти ограничители могут быть прямыми, непосредственно влияющими на размер целевой функции. К их числу можно отнести упоминавшиеся положение на рынке труда, деловые и личностные качества работника и др. Но ограничители могут быть и косвенными, опосредствованно влияющими на результат. Например, организации на данном этапе срочно требуются работники, обладающие весьма сложной и дорогостоящей квалификацией. Их подготовка может быть оплачена за счет фирмы, но тогда ограничителем служит наличие на фирме свободных средств, которые могут быть направлены на эти цели. Источниками финансирования этого процесса могут быть также средства индивида. Но и здесь, во-первых, необходимо их наличие, а во-вторых, желание направить их для этого. Еще одним источником могут быть вложения государства, но необходима его заинтересованность в таком вложении средств. Таким образом, содержание раздела политики по управлению карьерными процессами в организации — это оценка потребности в специалистах на возмещение текущего перемещения работников и в связи с развитием производства, создание качественной системы оценки персонала, методов подбора и расстановки кадров, формирования и подготовки резерва на замещение руководящих должностей и организация работы по эффективному использованию занятых. Для первоначальных и контрольных оценок применяются методики кадрового аудита и анализа социально-экономических процессов, проходящих в организации. Российские бизнес-организации как пионеры предпринимательства в России прошли за последние 20 лет совсем не легкий путь и имеют свои, чисто российские, особенности становления и развития бизнеса, в том числе и в сфере управления персоналом, которые оказывают влияние на поведение организаций как субъектов управления карьерой персонала. Менеджериальная ре- волюция, при которой происходит замена собственников-управленцев на наемных менеджеров, в России пока не произошла, хотя страна уже близка к этому в силу высокого уровня смертности в среде предпринимателей — собственников бизнеса и роста численности профессиональных управленцев. Поэтому с точки зрения специалистов большая часть российских бизнес-организаций является в своей деятельности как бы зеркалом личности своего или своих основателей и хозяев: это проявляется в выборе сферы деятельности, методах работы, степени агрессивности, отношении к работникам и государству. Исключение могут составлять организации-монстры в сырьевой и энергетической отраслях (в силу тяжести групповой или клановой собственности) или молодые организации в сфере высоких технологий в области информации и коммуникаций (здесь законы управления в сложных системах с переменным успехом переносятся в системы управления персоналом). В настоящее время российские организации в зависимости от карьерных перспектив работников можно разделить на так называемые структурно-постоянные (чаще всего возглавляемые собственниками, с устоявшейся структурой управления, неизменным объемом производства и т.д.) и структурно-переменные (динамично развивающиеся, расширяющие виды деятельности или наращивающие объемы производства, структурно изменяющиеся и т.д.). В каждой из этих организаций интересы и методы управления карьерой (только этичные) в современных российских условиях будут объективно разными, причем прямо влияющими на эффективность деятельности и возможность выживания организаций. В структурно-постоянных организациях как необходимый компонент их выживания должна существовать четкая карьерная перспектива для нанимаемых работников, прозрачная для претендентов, ограниченная по времени и т.д. При требуемом среднем уровне квалификации работников организация столкнется с определенным уровнем текучести кадров (выше среднего) и будет обречена постоянно привлекать молодых сотрудников на определенные рабочие места, обучать их и по истечении определенного времени отпускать в другие, более и<
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 3925; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.119 (0.014 с.) |