Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По индивидуальному управлениюСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте КАРЬЕРОЙ Глава 12 КАРЬЕРНЫЕ ЦЕЛИ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ Цели изучения: • анализ применимости и значения теории человеческого капитала для индивидуального управления карьерой; • рассмотрение проблем постановки карьерных целей работников; • изучение методик индивидуального планирования карьеры. 12.1. Теория человеческого капитала и индивидуальная карьера Под человеческим капиталом в современной экономике следует понимать знания, способности, умения, навыки, внешний вид и состояние здоровья человека, которые могут приносить постоянную выгоду ему самому, его семье, организациям, государству. Выгода от использования человеческого капитала является более широким понятием, чем собственно доход в денежном выражении. Выгода может определяться в виде социальных характеристик, таких как, например, рост авторитета, социального статуса, власти, которые в свою очередь могут как конвертироваться, так и не конвертироваться в деньги (материальный доход). Кроме того, человеческий капитал только тогда будет собственно капиталом (физическим), когда, обеспечивая своему обладателю некую постоянную выгоду (в том числе материальный доход), будет сохранять или повышать свою стоимость. Особенности человеческого капитала объясняются спецификой его местонахождения, неотделимостью от конкретной человеческой личности, поэтому в современных развитых демократических обществах: 1) собственники человеческого капитала (как свободные личности) всегда юридически свободны; 2) права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы другому лицу; 3) процесс накопления человеческого капитала обычно связан с уменьшением свободного времени его собственника; 4) уровень накопления человеческого капитала в зависимости от инвестиций в него принципиально невозможно измерить с той же точностью, с какой измеряют физический (основной) капитал. Для понимания механизмов создания, накопления и инвестирования человеческого капитала удобно выделить понятие «первоначальный человеческий капитал», который есть у каждого человека по праву рождения. Он обычно выступает в двух формах: природных способностей и анатомо-физиологических и психологических качеств человека (так называемый личностный потенциал) и в форме социального положения новорожденного человека, основанного на признанном социальном положении и состоянии его родителей, других членов семьи (так называемый социальный потенциал). В западном менеджменте обычно упоминают лишь первую форму, стыдливо обходя вторую. Это вполне естественно для стран, открыто опирающихся на идеологию индивидуализма и демократический принцип равенства возможностей. На деле при сложившейся системе социальных взаимоотношений в любом обществе, даже самом демократичном, вторая форма первоначального капитала может обеспечивать значительно большие преференции ее обладателю, чем его личные качества, и наоборот. Так, например, общеизвестен факт, что коренные москвичи, т. е. люди, обладающие, по мнению всей остальной России, преимущественным социальным потенциалом (по факту рождения в столичном городе с налаженной инфраструктурой, обилием учебных заведений и постоянным дефицитом квалифицированных кадров), реализуют его недостаточно активно и постоянно уступают свое жизненное пространство новым провинциальным мигрантам. Первоначальная величина человеческого капитала обычно оценивается не в стоимостном (в денежных единицах), а в ранговом выражении (описательно) в сравнении с другими значимыми для конкретного социума характеристиками, например ребенок из хорошей семьи, наследник фамильного состояния, сирота, дитя алкоголиков и т.п. Стоимостное выражение человеческий капитал приобретает только в процессе его реализации или эксплуатации. Первоначальный капитал в ходе жизни человека обычно уменьшается (личностный потенциал — в результате естественного старения, социальный — по разным причинам), но может остаться прежним или быть значительно увеличен благодаря целенаправленным действиям как владельца капитала, так и других субъек- тов социального взаимодействия. Эти действия по сути являются как элементами карьерного развития конкретного человека, так и особыми инвестициями — вложениями в человеческий капитал. Впервые об этом достаточно специфическом виде инвестиций рассуждал еще А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства наций» (1776), говоря об этом в рамках именно личных доходов и расходов. Теоретики менеджмента в 1990-х гг., активно развивая теорию человеческого капитала, выделяли в составе вложений в человеческий капитал три составляющие: психологические (нервные усилия), социальные (потраченное время) и материальные затраты (прямые затраты и упущенная выгода) [3]. Выгода от таких вложений определяется человеком только как чистые прибавки к пожизненному доходу [3], организацией — как увеличение производительности труда, повышение показателей работы, способности к инновациям [3], государством — как повышение качества трудового потенциала общества. Получателей выгод в данном случае, как минимум, три. Они же могут быть и субъектами инвестиций, как прямо, так и опосредованно. Таким образом, инвестициями в человеческий капитал следует считать совершение (или предоставление носителю капитала возможности совершения) любого действия, повышающего такие специфические свойства и качества носителя, которые оказывают наибольшее влияние на получаемые им (и иными инвесторами) взамен своей (его) деятельности социальные блага (материальный доход и иное). К таким свойствам и качествам можно отнести социальную компетентность, уровень и широту образования, профессиональную квалификацию работника, показатели его здоровья или внешнего вида и т.д. Теоретически субъектами, осуществляющими инвестиции в человеческий капитал конкретного человека, могут являться: сам человек, другие люди, организации, государство. Каждый из этих субъектов осуществляет такие инвестиции в рамках своих возможностей, реализуя собственные интересы. Индивид как субъект инвестиций в свой человеческий капитал осуществляет все три вида затрат: психологические, социальные и материальные. В этом плане с точки зрения психологии теория человеческого капитала базируется в сознании людей на идеологии индивидуальной (личной) успешности, широко распространенной в странах так называемой Западной цивилизации (Северной Америке, Европе и т.д.). Это естественное, так сказать, экономическое продолжение идеологии индивидуализма, более позитивное, чем господствовавшая длительное время идиома о товарности рабочей силы. Ведь человек — не вещь, а его способность к труду — не товар. Соответственно, практическое мышление высокоразвитого свободного экономического субъекта подсказывает ему жизненную нсобхо- димость сохранения и приращения этого, чаще всего единственного, источника средств к существованию, каким он безраздельно обладает: себя самого со всеми своими свойствами и качествами. В России теория человеческого капитала не получила на сегодняшний момент широкого распространения по причине, на взгляд специалистов, некоторой мировоззренческой запущенности населения, причем не только старшего и среднего возраста. Под мировоззренческой запущенностью следует понимать слабое представление индивида о себе самом именно как об экономически самостоятельном субъекте, обладающим не только юридическими правами и обязанностями, но и неким первоначальным капиталом — самим собой. Следствием этого является практическое неумение распоряжаться этим капиталом с целью его сохранения, приумножения и получения дохода, т. е. неумение заниматься предпринимательством в отношении самого себя. Например, отсутствует повсеместное распространение культуры, умения и желания профилактически заботиться о здоровье (физическом и психическом) и внешней красоте, слабо развиты потребность и навыки самообразования и повышения профессиональной квалификации, не связанного напрямую с изменением трудового или общественного статуса, отсутствуют навыки планирования жизни и карьеры в адекватных формулировках и сроках, существуют массовые устойчивые негативные установки по отношению к более успешным людям и т. д. Многие студенты-заочники не видят разницы между получением высшего образования и получением диплома о высшем образовании. Хотя в этом плане, как хочется думать, у россиян все еще впереди, ведь предпринимательские таланты распределяются в популяции по закону нормального распределения, а предпринимательские способности могут развиваться так же успешно, как и все остальные способности. В этом, кстати, и состоит одна из основных задач российской системы образования, особенно высшего профессионального: распространять позитивное экономическое мировоззрение и развивать предпринимательские навыки. Большое значение с точки зрения общества имеет участие не только организаций, но и других людей в создании человеческого капитала конкретного индивида. Ведь наращивание человеческого капитала может начинаться с момента рождения ребенка. Более того, многие важные для здоровья будущего работника вещи происходят именно в детстве. Невнимание, пренебрежение родителями и специалистами (врачами, воспитателями, учителями, преподавателями) многих моментов приводят к уменьшению личностного потенциала, преждевременной деградации индивида, его экономической несамостоятельности и нетрудоспособности во взрослой жизни. Недаром по данным Министерства здравоохра- нения и социального развития Российской Федерации на протяжении более чем 5 лет выпускники российских школ в своей массе (до 90 %!) не являются практически здоровыми людьми, имеют хронические заболевания и не способны в достаточной мере эффективно трудиться. Государство как субъект управления общественными отношениями должно быть заинтересовано в повышении качества трудового потенциала общества. Государственные инвестиции в человеческий капитал приобретают совокупный, а не индивидуальный характер. Виды инвестиций в данном случае — это прямые социальные программы по повышению рождаемости, сохранению и укреплению здоровья (психического и физического), социальной реабилитации, пропаганда спорта, здорового образа жизни, повышения образовательного и профессионального уровня и т.д. Одновременно это могут быть и усилия по созданию эффективных систем здравоохранения, образования, безопасности труда, экологии и многое другое, в том числе то самое управление карьерными процессами, которое было рассмотрено в разд. I, В принципе, любые государственные расходы (прямые и косвенные) по поддержанию и развитию количественных и качественных характеристик населения следует относить именно к инвестициям в человеческий капитал страны. На сегодняшний момент Россия достигла не только понимания жизненной необходимости подобного инвестирования, но и, более того, имеет для этого необходимые ресурсы, доказательством чего является начало реализации национальных программ «Образование» и «Здравоохранение». Таким образом, индивидуальное управление карьерой на основе положений теории человеческого капитала является наиболее соответствующим экономическим реалиям и духовным устремлениям и отдельного человека, и общества в целом. 12.2. Проблемы постановки карьерных целей Рассмотрим более подробно вопрос постановки личных целей деловой карьеры. Согласно определению авторов карьерные цели — это цели в первую очередь личностного развития. Тогда должности и другие показатели деловой карьеры не должны являться целями сами по себе, они лишь олицетворяют в общественном понимании достигнутый уровень этого развития вне зависимости от того, соответствуют ли они ему в действительности или нет. Ведь, например, реально действующие плохие — некомпетентные или неэффективные — руководители (которых много) — это, по сути, работники, чей уровень личностного и профессионального развития не соответствует должностному. Таким образом, цели деловой карьеры — это то, зачем человек хочет получить какую-то определенную профессию, работу, должность, место в организационной иерархии, и то, каким образом последние удовлетворяют его представлениям о деловой карьере. Обычно они структурированы в виде «дерева целей», включающего конечную и промежуточные цели. В качестве примера можно назвать некоторые распространенные цели деловой карьеры: • заниматься видом деятельности или иметь должность, соответствующие самооценке и поэтому доставляющие моральное удовлетворение; • занимать должность, развивающую имеющиеся способности; • иметь работу или должность, которая носит творческий характер; • иметь работу или должность, позволяющую иметь много свободного времени; • работать по профессии или занимать должность, позволяющую достичь определенной степени независимости; • иметь работу или должность, которые хорошо оплачиваются или позволяют одновременно получать большие побочные доходы; • иметь работу или должность, дающую возможность продолжать активное обучение и т.д. Каждая из этих целей может быть как конечной, так и промежуточной в зависимости от личных предпочтений индивида (какая карьера — деловая или иная — является для него наиболее важной). Промежуточные цели в терминах теории менеджмента можно называть задачами. Можно попытаться классифицировать цели (задачи), помогающие в деловом карьерном росте: 1) развивающие круг возможностей; 2) соответствующие самооценке; 3) ставящиеся сами себе и установленные руководителями и наставниками; 4) стимулирующие саморазвитие. Естественно, что все эти цели неконкретны, поэтому их выражают в виде конкретных представлений: получить определенную профессиональную подготовку, найти лучшую работу, создать собственное дело, а рабочая ситуация затем проверяет степень достижения поставленных целей. Люди меняются, и цели тоже меняются. Чем старше становится человек, тем сильнее меняются цели. Выбор целей для карьеры и их достижение — процесс не мгновенный, а требующий продолжительного отрезка времени, как и большинство процессов, связанных с управлением. Можно сказать, что каждому этапу деловой карьеры соответствует свой набор целей. В качестве примера разберем классическую внутриорга-низационную карьеру длиною в жизнь (табл. 12.1). Таблица 12.1 Стадии карьеры и запросы работников
На стадии проб (адаптационной) задача сводится к закреплению в профессии и на рабочем месте. Центральным моментом является стремление доказать свою компетентность и перенять опыт наставника. На стадии становления появляются задачи показать возможность умения работать самостоятельно и быть полезным фирме. Работник стремится доказать, что он более других сослуживцев заслуживает административного и квалификационного продвижения, что он продолжает работать над профессиональным совершенствованием. На стадии зрелости работник — это профессионал-исполнитель, заменить которого достаточно сложно. Хотя процесс профессионального совершенствования продолжается, осваиваются новые сферы деятельности, работник стремится занять менеджерскую должность и закрепиться на ней, начать обучать молодежь. В то же время большую роль в его жизни начинают играть дом, уют, внепроизводственные интересы и формы активности. На стадии поздней карьеры центр интересов перемещается на глобальные интересы фирмы или вообще за ее пределы, человек стремится передать накопленный опыт, готовит себе замену. Однако важнейшая цель для него — подготовить себя к жизни на пенсии. Большим искусством является умение предусмотреть все или хотя бы большинство из этих целей в момент первичного планирования карьеры, чтобы не поставить перед собой задач, с которыми нельзя справиться. Разумеется, данные стадии отображают некий усредненный путь работника и выполняют функцию полезного ориентира в планировании карьеры и возможных кризисных этапов. Особо необходимо отметить кризис середины служебной карьеры. Он приходится на временной отрезок где-то между 35 — 40 годами (иногда чуть длиннее) и случается у так называемых клерков. Основная отличительная черта этого периода — осознание человеком расхождения между мечтами и намечавшимися жизненными целями, с одной стороны, и реальной ситуацией своего существования — с другой. По другим оценкам кризис приходится на стадию стабильной работы, т.е. в основном на возраст 45 — 60 лет. При определении возрастных границ следует учитывать разницу (если она есть) биологического и календарного возраста. Впрочем, на практике может случаться и так, и так. В это время нередко происходит переосмысление человеком своей жизненной концепции, он освобождается от иллюзий, осуществляя коррекцию жизненных планов в сторону более реалистической оценки желаемых результатов и возможностей их достижения. В 20 или в 30 лет человек может быть «подающим надежды» — люди говорят о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор». После 40 лет никто не скажет о надеждах — это время исполнения обещаний. Если человек к этому возрасту не достиг поставленных целей, он должен принять тот факт, что теперь только с минимальной статистической вероятностью может стать президентом компании, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того — вице-президентом компании или незначительным писателем. К этому добавляется и ряд важных проблем, беспокоящих человека, например проблема убывания физических сил, профессиональной привлекательности и др. Кризис середины карьеры, как и кризис среднего возраста, был неоднократно изображен в романах, фильмах, пьесах, психологических исследованиях. Несмотря на то что каждая индивидуальная история отлична от других, уникальна, их сценарии имеют много общих черт. Они показывают, что этот кризис является реальностью и оказывает психологическое, а часто и физиологическое влияние, которое может стать опасным, если не попытаться правильным образом это состояние нейтрализовать. В это время продвижение обычно идет довольно медленно по двум причинам. Во-первых, чем ближе к вершине организационной пира- миды, тем меньше мест, и даже если работник может работать на новом уровне, то вакансии отсутствуют. Во-вторых, вакансия может иметься, но человек утратил либо возможность, либо желание ее занимать [19]. Для нейтрализации кризисной ситуации, связанной с кризисом середины карьеры, в практике управления персоналом используют специальные психологические консультации и технику предоставления альтернатив в продвижении по службе. Современное понимание смысла жизни устанавливает и новые скорости прохождения этапов. Человек (хотя и не каждый) в течение жизни может несколько раз начинать все с начала (в разных сферах деятельности) и последовательно добиваться успеха во всех своих начинаниях. Возможно все. 12.3. Индивидуальное планирование карьеры Индивидуальное планирование в деловой карьере — это процесс, в ходе которого работники вырабатывают свои собственные карьерные планы. Оно, как правило, включает ряд этапов: 1) сбор информации о собственной персоне — сбор и анализ данных о личностных ценностях, интересах, способностях, склонностях; 2) сбор информации о карьерных возможностях — оценка желаний и возможностей достижения желаемых статусных перемещений внутри организации или связанных с переходом в другую фирму, или со сменой сферы деятельности; 3) установление (формулировка) личных карьерных целей; 4) разработка стратегии, планов и технологии поведения, направленных на достижение поставленных карьерных целей. Дополнительно по мере необходимости следует вырабатывать стратегии, планы и технологии поведения по решению конкретных проблем по мере их возникновения на отдельных этапах карьеры; периодически переоценивать цели, основываясь на контроле достижений и вновь появляющейся информации о себе и внутри-и внеорганизационных возможностях. Первоначальным для любого карьерного планирования является составление личного жизненного плана. Методика составления личного жизненного плана путем самодиалога была предложена финскими специалистами в 1993 г. и в неизменном виде часто встречается в специальной литературе. Авторы выделили несколько областей жизненного плана для индивидуального осмысления их значимости (рис. 12.1), а далее предложили последовательность вопросов, на которые следует ответить (табл. 12.2) [66]. Для постановки личных конечных целей следует определить несколько моментов.
Рис. 12.1. Области жизненного плана Сначала определяют жизненные цели и их важность, заполняя форму:
Далее дают ответы на вопросы. 1. Когда должна осуществиться моя жизненная цель? Таблица 12.2 Оценка жизненной ситуации
Продолжение табл. 12.2
Окончание табл. 12.2
2. Какие факторы способствуют достижению моих жизненных целей, а какие — препятствуют? 3. Каковы наиболее критические пункты в достижении моих жизненных целей? Что я могу сделать в этом плане? 4. Что мне нужно задействовать для достижения жизненных целей: время, деньги, здоровье и т.д.? Готов(а) ли я их задействовать или мне нужно изменить свои цели? На следующем этапе формулируют частные цели и планы деятельности, способствующие достижению жизненных целей. Вариант такой формулировки представлен в табл. 12.3. Отсутствие конкретных целей — это распространенная ошибка людей, проявление пассивного отношения к своей жизни и карьере. Но чтобы эффективно делать карьеру, надо научиться самому ставить конкретные цели и добиваться их достижения или хотя Таблица 12.3 План осуществления частных целей
бы использовать складывающиеся ситуации в своих интересах, хотя в настоящее время в процесс индивидуального планирования карьеры все более вовлекаются организации через предоставление информации своим работникам о вакантных должностях, должностных требованиях, о рейтинге должностей, о методике оценки деловых и личностных качеств и т.п. Кроме того, специалисты разработали специальные упражнения для осознания собственных ожиданий и надежд в любые моменты времени (не только в начале карьеры), которые рекомендуется делать только самостоятельно. Они представляют собой алгоритм, действуя по которому легко визуализировать и осмыслить собственные карьерные пути и перспективы. 1. Рисуют горизонтальную линию, которая изображает прошлое, настоящее и будущее карьеры. На этой линии крестиком отмечают место, где в данный момент находится проходящий алгоритм. 2. Слева от крестика, там, где находится часть линии, представляющая прошлое, определяют события в жизни, давшие подлинное чувство удовлетворения и самовыражения. 3. Анализируют эти события и определяют специфические факторы, которые, как представляется проходящему алгоритм, вызвали эти чувства. Смотрят, выявилась ли при этом какая-либо определенная тенденция, возникали ли эти события, когда человек был один или когда действовал совместно с другими людьми, достигал ли он каких-то целей самостоятельно или лишь совместно с другими людьми? 4. Часть линии, находящаяся справа от крестика, представляет будущее. Определяют связанные с карьерой события, от которых ожидают чувство подлинного самовыражения и удовлетворения. Следует представить себе эти события настолько ясно, насколько это только в данный момент возможно. Если человек способен лишь на утверждения типа «скорей бы получить мою первую работу» или «получить мое первое должностное повышение», то, скорее всего, его ожидания ущербны. Определяют должностные ступени, которые надо пройти, чтобы достичь целей карьеры, и сроки их прохождения. 5. После того как эти связанные с будущей карьерой события определены, их ранжируют от важнейших до наименее важных в терминах того, насколько полным будет ожидаемое от них удовлетворение. 6. Возвращаются к пункту 3 и оценивают названные там события от высших до низших в терминах, действительно имевшего место чувства удовлетворения, полученного от них. Сравнивают две полученные области оцениваемых событий. Согласуются ли они? Ожидает ли проходящий алгоритм, что будущее будет таким же или качественно существенно отличным от прошлого? Если он ждет, что будущее будет кардинально отличным от прошлого, то встает вопрос, был ли человек вполне реалистичным в своих ожиданиях относительно удовлетворения, которое могут принести будущие события в области карьеры? 7. Обсуждают результаты с людьми, которым доверяют, к мнению которых прислушиваются. Непосредственное планирование деловой карьеры и составление карьерных графиков состоит из следующих шагов: 1) определяют конечную желаемую цель деловой карьеры (в том числе внутриорганизационной) и возможную последовательность рабочих мест на пути к этой цели; 2) устанавливают текущие источники информации об удовлетворяющих рабочих местах; 3) анализируют предлагаемые рабочие места, сравнивая между собой отрасли и сферы приложения труда, типы компаний, исполнительские функции и т.п.; 4) анализируют то, что может предложить сам человек, оценивая способности, возможности, запросы, желаемую заработную плату; 5) определяют, запросам какой отрасли и вида работ более всего соответствуют на данный момент и перспективу;
6) составляют желаемый карьерный график, учитывающий необходимые сроки продвижения; 7) делая карьеру, сопоставляют желаемое с реальным, наблюдая за передвижением и продвижением, варьируя его конечную цель, принимая во внимание новые предложения рабочих мест и изменение личных возможностей и запросов; 8) стараются оказаться в нужное время в нужном месте. на которые и тратит все свое время: работу (рабочие обязанности, дающие средства к существованию), семью (домашние и бытовые обязанности) и досуг (свободное от других обязательных занятий время, занятия для души, отдых и т.д.). Каждый индивид по-своему определяет соотношение времени между этими сферами, по разному расставляет приоритеты. Достаточно часто эти приоритеты зависят от возраста и жизненного этапа. Контрольные вопросы 1. Как вы оцениваете для себя практическую ценность положений теории человеческого капитала? 2. Каковы плюсы и минусы индивидуального управления карьерой? 3. Проанализируйте полноту методики индивидуального планирования карьеры, предложенной финскими специалистами. 4. Чем отличаются долгосрочные карьерные цели от среднесрочных? 5. Какие карьеры вы для себя планируете?
Глава 13
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.177.173 (0.017 с.) |