Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика управления карьерой молодых специалистовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цели изучения: • рассмотрение специфики адаптационных и карьерных процессов у молодых специалистов и менеджеров; • анализ комплекса этических проблем в молодежной среде, связанных с карьерными ожиданиями; • изучение рекомендаций поведенческого характера для молодых специалистов и менеджеров. 18.1. Проблемы адаптации молодых специалистов и их профилактика Планируя развитие карьеры, менеджеры по персоналу должны знать и учитывать проблемы, часто возникающие у молодых специалистов в период адаптации на первом (новом) рабочем месте, которые могут оказать влияние на их дальнейшую жизнь и работу в данной организации. Несоответствие должностных обязанностей ожиданиям молодого специалиста. Первая работа молодых специалистов часто требует от них меньше или больше того, на что они способны или к чему были подготовлены. Обычно это связано с тем, что требования многих нанимателей при найме завышены или неверно определены. Отсюда появляются ощущение невозможности продемонстрировать в полной мере свои способности, раздражение от «рутинной» или не своей работы, попытки убедить своих руководителей дать им другую работу или больше самостоятельности. Следствием неудачи является разочарование и неудовлетворенность, когда молодые специалисты обнаруживают, что их самооценку не разделяют другие. Нереалистичные надежды и рутинная работа являются причиной низкой степени удовлетворенности служебным ростом, самовыражением, работой в целом. Ролевой стресс. Молодой специалист, приходя на рабочее место, попадает в уже сложившуюся группу, где все роли давно распределены. Ролевые требования разрабатываются теми людьми, совместно с которыми индивид живет и работает, — это те «ролевые партнеры», которые коллективно составляют «ролевой блок». Если личностные характеристики и запросы работника сильно расходятся или являются несопоставимыми с требованиями, предъявляемыми группой к его должностной роли, то, скорее всего, его карьера в данном подразделении не сложится. В случае, если молодой специалист является более сильной личностью, может произойти перераспределение ролей в результате ролевого конфликта в рабочей группе. Некомпетентный первый наставник. Первый непосредственный начальник по своей должности является наставником и имеет непропорционально большое значение для карьеры молодого специалиста. Честолюбивые молодые специалисты стремятся показать себя менеджерам более высокого уровня с самой лучшей стороны: то, как они понимают организационные цели и проблемы, как они могут применять на практике новые методы работы, изученные ими в университете, какова их сообразительность, методичность, умение анализировать ситуацию. Некомпетентный или неуверенный менеджер-наставник может блокировать такую возможность, замкнув все коммуникационные связи обучаемого на себя и не разрешив ему выходить непосредственно на руководителей более высокого уровня. Для новичков крайне важна также оценка исполнения работ, так как она является обязательным элементом как трудовой, так и социально-психологической адаптации молодого специалиста. Оценка исполнения работ — это очень важная управленческая обязанность, однако многие действующие менеджеры недостаточно подготовлены для ее выполнения. Они не знают, как надо правильно оценивать работу своих подчиненных и в какой форме сообщать им эту оценку, чтобы это было эффективным управленческим действием. Менеджер, берущийся быть наставником, должен обладать определенными качествами. Он должен быть в состоянии оценить молодого специалиста, его плюсы и минусы, понимать, какие качества у выпускника необходимо развивать и до какого уровня. У самого менеджера личные деловые стандарты должны быть достаточно высокими, и он подтягивает своих подшефных до такого же уровня. Если этого нет, то молодой специалист рискует попасть в должностной тупик, так как зная, кто являлся его наставником, другие менеджеры не будут включать его в свою команду. Организации должны формировать свою политику продвижения молодежи таким образом, чтобы контакты с управленцами более высокого уровня приносили молодым специалистам удовлетворение, чтобы оценка их деятельности осуществлялась не только наставником, но и другими менеджерами. Особое значение имеет закрепление за молодежью в качестве наставника только лучших менеджеров фирмы, имеющих большой опыт в этом деле. Напряженность в отношениях между старыми и молодыми специалистами. Такая напряженность распространена достаточно широко. Ее причины кроются в различных целях жизненных и карь- ерных этапов, присущих этим группам работников. Для молодого специалиста такой целью является возможно быстрое должностное продвижение. Опытному же работнику важно не только поставить на ноги молодого выпускника, сформировать свою команду единомышленников, но и не воспитать себе конкурента, который будет претендовать на занимаемую наставником должность. Молодой специалист полагается при этом на то, что он знает лучше всего — на академические знания, полученные им в стенах учебного заведения. Выпускник, имеющий понятие о теории управления, социологии, психологии, методах экономического анализа, понимает, что он представляет большую ценность, если его знания будут качественно использованы. К сожалению, характер конкретных производственных проблем часто не совпадает с тем, что пишут в учебниках. Более того, беседуя со старыми производственниками и используя такие выражения, как «стохастические переменные», «саморазвивающиеся возможности», «мотивационный инструментарий» и им подобные, выпускник рискует вызвать раздражение у вышестоящего персонала, не знающего этого лексикона. Такая ошибка может серьезно испортить карьеру, поскольку внутриорганизационные отношения и межличностные симпатии и антипатии очень слабо связаны со знанием современных управленческих технологий. Обиженный старый работник может посчитать, что над ним издеваются, и в дальнейшем противостоять развитию карьеры молодого специалиста. Молодые работники должны относиться с уважением и тактом к ветеранам, изучать их опыт работы в конкретной фирме и доказывать, что опасения старших по возрасту не обоснованы. Со своей стороны работники со стажем не должны изначально видеть в молодежи потенциального врага и выдерживать в отношениях с недавними выпускниками корректный дружелюбный тон. Такой компромисс пойдет на пользу обеим сторонам. Следует помнить, что авторитет и вес руководителя зависят от производственной отдачи и исполнительности подчиненных, а судьба подчиненных, их карьера — от их оценки непосредственными руководителями. Одновременно менеджеры среднего уровня, обычно являющиеся наставниками для молодежи, находятся в зависимости от управленцев более высокого уровня. При этом организация может работать эффективно только в том случае, когда все группы персонала будут работать в атмосфере дружелюбия, грамотно отстаивая интересы как подчиненных перед вышестоящими, так и добиваясь неукоснительного и качественного исполнения распоряжений, поступающих сверху. Приобретая производственный опыт, молодые менеджеры начинают ощущать все большую ответственность за свою организацию, за работу сослуживцев, за результаты деятельности своих подчиненных, за свою семью. Они учатся оказывать поддержку все большему числу людей, стремятся учитывать их интересы и отстаивать их. Если бремя такой ответственности со временем становится слишком тяжелым, следует установить для себя приоритеты, которые сбалансируют запросы семьи, организации, общества таким образом, что хотя это полностью не удовлетворит никого, но позволит со всеми поддерживать рабочие отношения. Пассивность по отношению к политике организации. На первом этапе своей адаптации в фирме молодые специалисты проявляют известную нечувствительность к общеорганизационным целям и политике. Их общее мнение сводится к тому, что они представляют собой уникальных специалистов, обладающих более глубокими, чем окружающие, знаниями аналитических и менеджерских методов. При этом они мало понимают интересы и запросы окружающих их работников, которые на первых порах рассматриваются молодежью просто как объект управления, к которому в большей мере следует применять принуждение, «палку». Как говорят производственники, пару лет отнимает процесс доказательства молодым специалистам того, что организация состоит из людей, с которыми необходимо считаться и налаживать нормальные межличностные отношения. Как и любая человеческая формация, фирма, чтобы быть эффективной, должна иметь собственную политику, направленную на достижение внутриорганизационных целей. В осуществление этой политики должны быть вовлечены все ее работники. К сожалению, многие молодые специалисты оказываются нечувствительными к этой политике или даже агрессивными по отношению к ней. Это разрушающе действует на их карьеры и отнюдь не приносит пользы всей организации. Значение внутриорганизационной политики состоит в том, что на ее основе формируются силовые коалиции, создающие и проводящие в жизнь управленческие решения. Лишь очень немногие мощные организации сегодня управляются автократически, какой-то всевластной отдельной личностью. Еще меньше проявлений в бизнесе чистой демократии, при которой решение принимает большинство. Чаще всего власть осуществляет профессиональная группировка меньшинства, способная вести за собой большинство с помощью компетентной аргументации и организации совместных действий. Без внутрифирменных коалиций власть остается раздробленной, ее действия не сводятся в единую целостную систему, а организационное развитие не определено. Молодые менеджеры, остающиеся нечувствительными к действиям окружающих, часто отличаются индивидуальной пассивностью и неадекватной реакцией на существующий мир. Они считают, что одобрение их действий и должностное продвижение должны последовать обязательно в независимости от того, как они работают. Часто такое восприятие мира является следствием отсутствия помощи со стороны наставника. Такие молодые менеджеры считают также, что в организации действует столько ограничительных правил и традиций, что никто не может выделиться из массы. Вести себя отлично от других просто опасно, и этого никто не может себе позволить. Правда, организационные запросы стимулируют развитие конформизма, но большое число менеджеров полагает, что основные межличностные связи между работниками создают сами люди, а задача организации — лишь стимулирование этих инициатив. Стрессовые состояния у молодых специалистов. Исследования показывают, что те молодые специалисты, кто чаще других испытывает состояние тревожности, беспокойства и подавленности, обычно являются жертвами «шока от реальности», полученного в период адаптации. Они ощущают разрыв между своими представлениями об организации и тем, чем она в действительности является. Даже обладая блестящей профессиональной подготовкой и имея огромное желание достичь успеха, молодые профессионалы сталкиваются с рядом проблем, вызывающих стресс. Рассмотрим природу этого стресса и покажем, как его избежать. Стресс стал неотъемлемой частью повседневной рабочей жизни. Любой аспект рабочей среды может его вызвать. Однако стресс несет не только плохое. Сильные стрессовые ситуации имеют негативные последствия для человека, но смягченный стресс может нести позитивный заряд. Индивидуальные человеческие особенности (например, терпимость к тому, что на вас повышают голос, стремление добиться результата несмотря на противодействие) помогают определить реакцию на стрессовую ситуацию. Суммируем причины стрессов, связанных с работой. 1. Стресс, вызванный, непосредственно работой. Его причинами могут быть: перестановки работников, ролевой конфликт и личные амбиции, ответственность за подчиненных, разброс карьерных целей, малый стаж руководства коллективом, неуправляемость коллектива, материальная ответственность, дополнительные нагрузки. 2. Стресс, вызванный отношениями в рабочей группе. Его причинами становятся: утеря способности к установлению межличностных контактов, несоответствующий статус, внутригрупповая неудовлетворенность, конфликты в группе, сокращение персонала, девиантное поведение в группе. 3. Стресс, вызванный организацией рабочего процесса. Его причинами могут быть: внутриорганизационный климат, применяемая технология, стиль управления, организационный дизайн, специфика действующих контрольных систем, межгрупповые конфликты, устойчивость и легитимность деятельности организации. 4. Стресс, вызванный физической средой. Причинами становятся отсутствие комфорта физической среды (свет, шум, чисто- та, температура, вибрация, загрязнение воздушной среды); санитарно-гигиенических помещений и комнат для приема пищи. 5. Стресс, вызванный условиями и режимом труда. Причинами могут быть нарушения трудового законодательства по продолжительности рабочего дня, перерывов в работе, предоставления отпусков, оплаты больничных листов; «серая» заработная плата, принуждение руководством к выполнению противозаконных действий; депремирование, наложение штрафов, сексуальные домогательства, психологическое насилие и т.п. Эффект от стрессов может быть совершенно разным и сильно зависящим от индивидуальных характеристик человека. Некоторые стрессы несут положительную нагрузку (например, приводят к росту мотивации труда и развивают управляемость коллективом), но чаще всего этот эффект негативен. Если причины стрессов своевременно не ликвидировать, со временем эффект может быть катастрофическим. Возможные последствия стрессов можно сгруппировать следующим образом: • субъективный эффект: крушение надежд, раздражительность, скука, апатия, тревога, депрессия, усталость, агрессия, нервозность, чувство вины и одиночество; • поведенческий эффект: возбуждение, нервный смех, эмоциональные срывы, повышенный аппетит или его отсутствие, жажда и стремление к курению, рост вероятности несчастных случаев, малоразборчивая речь, постоянно испытываемое беспокойство; • познавательный эффект: сверхчувствительность к критике, психическое блокирование, стремление все забыть, неспособность сконцентрироваться и неспособность принимать самостоятельные решения; • психофизиологический эффект: головные боли, повышение артериального давления, сухость во рту, затруднения с дыханием, учащение пульса, приступы холода или тепловые кризы, онемение конечностей и покалывание в различных частях тела; • внутриорганизационный эффект: повышение вероятности появления несчастных случаев, плохой внутриорганизационный климат, разочарование в работе, прогулы, текучесть кадров и снижение производительности труда. Разработка и реализация специальных программ по адаптации молодых специалистов в организации позволит преодолеть эти проблемы начального этапа работы. Дадим несколько рекомендаций службам по управлению персоналом для этих программ. 1. Следует тщательно проработать квалификационные требования по каждой должности. 2. Необходимо предоставлять претенденту аутентичную предварительную информацию о будущей работе и организации. 3. Надо назначить компетентного, требовательного и внимательного наставника (не обязательно прямого начальника), психологически совместимого с новичком. 4. Служба по управлению персоналом должна постоянно наблюдать за процессом адаптации конкретного специалиста. 5. Следует постепенно усложнять (при необходимости) задания для самостоятельного выполнения под контролем наставника. Программы, призванные помочь молодым специалистам и тем самым удержать в организации, развивая их возможности, могут использоваться отдельно или в комбинации. В любом случае руководители должны искать пути к сохранению тех молодых специалистов, которые имеют высокий потенциал для эффективной работы. Конечно, эти программы не являются совершенными, однако они полезны не только для сохранения молодых кадров, но и для решения проблем кризиса среднего возраста специалиста-наставника, повышая его значимость и открывая новые горизонты полезной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.253.73 (0.011 с.) |