Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление деловой карьерой в организации⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27
Любой человек, вступая в самостоятельную жизнь, так или иначе, планирует свое движение по должностной лестнице, свою деловую карьеру. Деловая карьера – поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, приобретение и наращивание профессиональных навыков, способностей и квалификации, которые в совокупности должны привести к росту его человеческого капитала и, следовательно, к росту оплаты его труда. Жизнь человека вне работы существенно влияет на его деловую карьеру, являясь её своеобразной инфраструктурой. Выделяют различные виды карьеры (см. рис. 17.7).
Деловая карьера человека начинается с формирования субъективно осознанных собственных суждений о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Иначе говоря, карьера — это индивидуально осознанная позиция и поведение индивида, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека. Карьера внутриорганизационная означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка и развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной организации. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной. Специализированная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии карьеры как в одной, так и в разных организациях, но в рамках одной профессиональной области деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела кадров назначен на должность зам. директора по управлению персоналом организации, где он работает. Неспециализированная карьера широко развита в Японии. Японцы считают, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Вполне нормальным считается, если руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела снабжения. В результате такой политики японский руководитель приобретает целостное представление об организации, подкрепленное к тому же личным опытом.
Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего связывают само понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение работник понимается на более высокую ступень управленческой иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда). I Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли руководителя временной целевой группы, программы и т. п.). К горизонтальной карьере можно отнести так же расширение или усложнение задач на прежней ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие горизонтальной карьеры не означает движение вверх по организационной иерархии. Карьера ступенчатая — вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтального и вертикального перемещения по организационной структуре предприятия, когда идет чередования вертикального роста с горизонтальным. Такой вид карьеры встречается часто и дает значительный эффект. Он может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы. Карьера центростремительная (скрытая) — вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
В процессе реализации карьеры важно обеспечить взаимодействие всех видов карьеры. Это взаимодействие предполагает выполнение следующих задач: - достижение взаимосвязи целеполагания организации и отдельного сотрудника; - обеспечение направленности планирования карьеры на конкретного сотрудника с целью учета его специфических потребностей; - обеспечение открытости процесса управления карьерой; -устранение «карьерных тупиков», в которых практически нет возможностей для развития сотрудника; - повышение качества процесса планирования карьеры; - формирование наглядных и воспринимаемых критериев служебного роста, используемых в конкретных карьерных решениях; - изучение карьерного потенциала сотрудников; - обеспечение обоснованной оценки карьерного потенциала работников с целью сокращения нереалистичных ожиданий; - определение путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент времени и в нужном месте. Практика показала, что работники часто не знают своих перспектив в данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом, отсутствии планирования и контроля карьеры сотрудников в организации. Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать на продвижение по службе.
На разных этапах карьеры человек удовлетворяет различные потребности (табл. 17.3). Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится примерно до возраста 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям. Если он сразу находит такой вид деятельности, начинается процесс самоутверждения его как личности, он заботится о безопасности существования.
Таблица 17.3 Этапы карьеры менеджера и его потребности
Следующий этап становления длится примерно пять лет в возрасте от 25 до 30 лет. В этот период работник осваивает профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение и появляется потребность к установлению независимости. Его продолжает беспокоить безопасность существования, забота о здоровье. Обычно в этом возрасте создаются семьи, поэтому появляется желание получать заработную плату, уровень которой выше прожиточного минимума. Очередной этап продвижения длится порядка 15 лет и занимает период жизни человека от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей оплаты труда. Следующий этап сохранения занимает период жизни человека от 45 до 60 лет. В этот период достигается наивысший уровень квалификации, осуществляется передача накопленного опыта молодежи. Идет дальнейшее накопление практического опыта, навыков, работник достигает более высокого статуса, уровень оплаты его труда растет, достигая максимума.
Этап завершения условно выделен в период жизни человека от 60 до 65 лет. В это время человек, понимая неотвратимость пенсионного возраста, готовит себе замену, предпринимает шаги получения альтернативных источников дохода. Последний этап деловой карьеры человека пенсионный, предполагает полную замену вида деятельности в связи с выходом на пенсию, использование новых альтернативных видов дохода, предпочтительное отношение к здоровью. Деловая активность снижается.
Контрольные вопросы по теме 17. 1. Какие приемы позволяют при деловых контактах расположить к себе людей? 2. Каких правил следует придерживаться при обсуждении спорных вопросов? 3. Как оказывать влияние на людей, не нанося им обиды? 4. Каковы основные подходы к психологической характеристике людей? 5. Каким образом необходимо учитывать наличие в коллективе неформальных групп и лидеров? 6. Каковы основные причины возникновения конфликтов в коллективе? 7. Какие способы позволяют минимизировать возможность возникновения конфликтов в коллективе? 8. Каковы основные принципы проведения эффективных переговоров по спорным (конфликтным) вопросам? 9. Каково содержание социально-психологической информации в менеджменте и ее значение? 10. Каковы основные способы сбора социально-психологической информации?
ЛИТЕРАТУРА для самостоятельной работы студента
1. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). 2. Цветков А.Н. Менеджмент. –СПб.: Питер, 2010. – 256 с.: ил. – (Серия «» Учебник для вузов). 3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1998. – 800 с. 4. Козлов А.В. Менеджмент: учеб. Пособие / А.В.Козлов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 236 с.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Генкин Б.М., Никитина И.А. Управление человеческими ресурсами: учебник / Б.М. Генкин, И.А. Никитина. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. – 464 с. 2. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 608 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»). 3. Глухов В.В. Стратегический менеджмент инновационной организации: учеб. Пособие для студентов специальности «Управление инновациями» - 220601 / Глухов В.В. и др.; Государственный университет управления, Институт инноватики и логистики ГУУ, - М.: ГУУ, 2006. – 346 с. 4. Дафт Р. Теория организации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / Ричард Л. Дафт; пер. с англ. Под ред. Э.М. Короткова; предисловие Э.М.Короткова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 736 с. - (Серия «Зарубежный учебник»). 5. Козлов А.В. Менеджмент: учеб. Пособие / А.В.Козлов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 236 с. 6. Малюк В.И. Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование: практикум / В.И.Малюк.: КНОРУС, 2009. – 304 с. 7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1998. – 800 с. 8. Цветков А.Н. Менеджмент. –СПб.: Питер, 2010. – 256 с.: ил. – (Серия «» Учебник для вузов).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.021 с.) |