Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный стиль пед. Деят-ти и основные его проявления.

Индивидуальный стиль деятельности преподавателя

Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация, которую можно рассматривать как специфическую форму развития, является также способом приспособления человека к объективно заданной извне структуре трудовой деятельности. Процесс индивидуализации в труде пелагогаможет иметь выражаться в индивидуальных различиях, индивидуальной стиле и индивидуальности педагога какличности

Индивидуал ьные различия в педагогаческ струде - это особенности выполнения данным человеком профессиональной деятельности, профессионального общения.

Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда: в выборе профессии и предмета труда, в выборе специализации, заданий и ситуации внутри профессии, в отношении к профессии и профессиональной мотивации, в выборе способов работы и т.д. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции человека в систему общественных отношений, сравнения себя с другими людьми. Приобретая в результате процесса профессионализации устойчивый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности - выражение взаимоотношения объективных требований к профессиональной деятельности преподавателя и свойств личности,
обеспечивающее достижение определенного результата.

В структуре индивидуального стиля деятельности Е.А. Климов выделяет два компонента:

"ядро" стиля включает качества человека, которые базируются на свойствах нервной системы и проявляются непроизвольно, в частности, темперамент. Такие особенности могут как благоприятствовать успешной деятельности, так и мешать ее осуществлению;

"пристройка" к ядру - те качества, которые вырабатываются человеком в результате сознательной работы; пристройка к ядру также включает в себя две группы особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие направлены на преодоление негативных качеств и имеют компенсаторный характер.

Индивидуальный стиль деятельности определяется природными, врожденными особенностями человека и прижизненно сложившимися качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Эффективный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно_вырабгяка_своего._стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а т акже спе цифики требований деятельности ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру; то й индивидуаль ный" сти ль деятельности может меняться.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем,
который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-
психологическими особенностями ее субъекта.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора:

Индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности; включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности.

Особенности педагогической деятельности, т.е. условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, содержание дисциплины, курса, учебного материала.

Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.

В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающихся, эти особенности соотносятся также с характером взаимодействия, с характером организации деятельности, предметно-профессиональной компетентностью учителя и характером общения.

Инди вид уальность педаго га - это его неповторимость, самобытность; проявляется как в самом профессиональном труде, его результатах, так и в жизненном мировоззрении. Становление индивидуальности означает самоопределение, способность к индивидуальному саморазвитию. Индивидуальность, целостность личности профессионала наиболее ярко проявляется тогда, когда она сочетается с высокой духовностью, гуманистической направленностью. Именно индивидуальность педагога является основным фактором формирования его авторитета у учащихся.

Психолого-педагогический анализ причин неуспеваемости и пути их преодоления.

Причины неуспеваемости могут носить психологический, педагогический и нейрофизиологический характер. Психологические причины связаны с недостаточным развитием мотивационной сферы ученика, способов учения и познавательной деятельности, эмоционально волевой сферы, а также с пробелами в знаниях. Педагогические причины неуспеваемости связаны как с особенностями поведения учителей и родителей (отсутствие индивидуального подхода к детям, несовершенство методов обучения, недостаток любви и заботы о детях), так и с особенностями поведения самих учащихся (пропуски учебных занятий, неэффективность учебной деятельности). К нейрофизиологическим причинам неуспеваемости относятся функциональная слабость высшей нервной деятельности, нарушение слуха, речи, зрения. Поскольку причины неуспеваемости могут быть многообразны, важно отличать школьников, которые не справляются с учебными задачами в связи с обозначенными причинами, от детей умственно отсталых и с другими дефектами психического развития. В психолого-педагогической литературе выделяют группы неуспевающих школьников:

Педагогически запущенные дети. К ним относят учащихся с неразвитыми социальными
мотивами учения, неправильными навыками и способами работы (неумеют учиться),
недобросовестных в отношении к учению.Ослабленные дети, которые быстро теряют работоспособность, могут хорошо воспринимать учебный материал лишь в течение тридцати минут.Умственно отсталые дети, имеющие нарушения центральной нервной системы.Дети с задержкой психического развития. Такая группа детей при своевременной педагогической помощи достигает, с некоторым опозданием, готовности к обучению по программе общеобразовательной школы.

Для понимания того, к какой группе принадлежит учащийся, необходимы совместные усилия психолога, дефектолога и врача.Следует указать, что типы неуспевающих школьников могут быть разными, что и
определяет направление работы педагога.Первый тип неуспевающих школьников характеризуется низким качеством мыслительных действий, но сохраняется положительное отношение к учению. В работе с такими учащимися важно сосредоточить внимание на развитии их мыслительных операций и качеств ума. которые лежат в основе обучаемости.Для второго типа неуспевающих школьников характерно высокое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению. Работая с данными учащимися важно изменить их внутреннюю позицию, сформировать положительное отношение к учению через интересующую их интеллектуальную деятельность.Третий тип неуспевающих школьников характеризуется низким уровнем умственного развития и отрицательным отношением к школе. С такой группой учащихся труднее всего работать, поскольку, чтобы вызвать положительное отношение к учению, следует давать этим детям легкие задачи, но, чтобы развить интеллект - трудные задачи. От учителя требуется большая гибкость, он должен варьировать легкие и трудные задачи, стремясь сформировать интерес к учению и одновременно помочь в усвоении новых понятий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.006 с.)