Тема 14 Конфликты в сфере управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14 Конфликты в сфере управления



Одной из сложных сфер социальных отношений являются управлен­ческие отношения.

Они возникают в процессе осуществления функций управления в различных сферах социальной действительности — экономике, по­литике, социальной и духовной жизни. Управленческие отношения складываются в любой социальной группе и организации. Управле­ние как один из самых сложных видов социальных отношений сопря­жено с множеством проблем и противоречий, которые создают пред­посылки для конфликтов в этой сфере. Именно эти проблемы осве­щены в данной теме.

Материал для самостоятельного изучения

Понятие управления и управленческих конфликтов

В самом общем виде управление представляет собой целена­правленное регулирование социальных отношений в соответ­ствии с объективными законами.

Управление как сложный процесс включает в себя планирова­ние, организацию, мотивацию и контроль деятельности социальных субъектов.

Объективные предпосылки возникновения конфликтов в сфере управления связаны с основной задачей управленческой деятельно­сти, которая сводится к обеспечению целенаправленной, скоорди­нированной работы как отдельных участников совместного труда, так и трудовых коллективов в целом. В процессе такой работы инте­ресы субъектов социального взаимодействия не всегда совпадают, часто бывают противоположными, что и приводит к конфликтам.

Под конфликтами в сфере управления мы будем понимать кон­фликты, которые возникают в системах социального взаимо­действия субъектов и объектов управления.

Источники конфликтов в сфере управления

Источником любого конфликта, в том числе и связанного с управле­нием, являются противоречия, которые при определенных условиях переходят в конфликт. Каждому виду и типу конфликта присущи свои противоречия, объективность которых обусловлена структурой и содержанием социального взаимодействия, его спецификой и усло­виями, в которых оно происходит.

Противоречия в сфере управленческих отношений весьма мно­гообразны и определяются некоторыми особенностями этих отно­шений. Среди множества управленческих противоречий, на наш взгляд, важно выделить основное, которое обусловливает другие противоречия, и так или иначе «присутствует» в них. Таким проти­воречием является противоречие между установленной системой групповых норм и административных правил в управленческой си­стеме с одной стороны, и потребностью всех субъектов управления иметь высокие статусы и выполнять такие роли, которые обеспечи­вали бы им свободу деятельности и реальную возможность для са­мовыражения — с другой.

Основным противоречием в сфере управления является про­тиворечие между бюрократическими правилами системы управления и потребностью к свободе действий и самовыраже­нию субъектов управления.

Это основное противоречие позволяет выделить ряд других: про­тиворечия карьеры; противоречия подбора и расстановки кадров; противоречия делегирования полномочий; противоречия, связанные с нарушением функций объектов управления и т. п.

Классификация конфликтов в сфере управления

Классификацию управленческих конфликтов можно произвести по различным основаниям (см. табл. 14.1).

Специфика форм проявления управленческих конфликтов

Форм проявления конфликтов в сфере управления несколько. Все они связаны с объективным процессом дезорганизации в управлен­ческой деятельности.

Дезорганизация — это такое состояние управленческого взаи­модействия, при котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несо­ответствие с новыми условиями и факторами.

Состояние дезорганизации проявляется в различных формах борьбы между теми субъектами управления, которые отстаивают устаревшие формы управленческих отношений, и теми, кто выступа­ет за приведение их в соответствие с изменившимися условиями. В конечном итоге такая борьба переходит в конфликт, который мо­жет протекать в форме несогласия, напряженности и конфронтации.

Несогласие как форма управленческого конфликта характеризу­ется сознательным нарушением согласованных действий, связанных с выполнением функций управления.

Несогласие — это отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения. Это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, леги­тимность которых в изменившихся условиях подвергается со­мнению.

Классификация управленческих конфликтов Таблица 14.1

 

 

 

 

Основания классификации Тип конфликта Причины
Субъекты конфликтного взаимодействия Конфликт между субъектами и объектами управления (групповые конфликты) Нарушение принципов управления; нарушение коммуникаций; низкая профессиональная под­готовка кадров (другие причины см. в темах 10 и 12)
Конфликт между руководителем и подчиненным (межличностные конфликты) Весь спектр причин, обусловливающих межличностные конфликты (см. темы 9 и 12)
Источник конфликта (см. тему 12) Структурные конфликты; инновационные конфликты; позиционные конфликты; ценностные конфликты Причины конфликтов см. в теме 12
Динамика управленческой деятельности (функ­ции управления) Конфликты планирования Нарушение принципов планирования; нарушение конгруэнтности стратегического, тактического и оперативного планирования; субъективизм и волюнтаризм руководства
Конфликты организации Последствия неудачного планирования; наруше­ние принципов организации; нарушения постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями
Конфликт мотивации Нарушения принципов мотивации; просчеты в подборе и расстановке кадров
Конфликт контроля Неадекватность отражения в сознании субъектов и объектов управления функции контроля в управленческой деятельности; нарушение принципов и норм контроля; нечеткость критериев контроля; неадекватность стиля управления конкретным условиям и ситуациям

Напряженность как форма управленческого конфликта характе­ризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях со стороны различных субъектов управления.

Напряженность — это более острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.

Конфронтация — еще более глубокая форма управленческого кон­фликта, характеризуется жесткой конкуренцией на почве карьерных устремлений определенных субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства: организации групповых протестов, травли «инакомыслящих», подсиживаний, увольнения со­перников и т. п.

Конфронтация - это самая острая форма управленческого кон­фликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей сис­темы управления.

Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов

Непосредственными субъектами, деятельность которых связана с предупреждением и разрешением конфликтов в сфере управления, являются сами руководители. Причем главная роль в этом процессе отводится руководителю того звена управления, в котором зреет или возник конфликт, либо руководителю высшего звена. В этом состоит одна из особенностей процесса предупреждения и разрешения управ­ленческих конфликтов.

В целях предупреждения управленческих конфликтов руководи­телю любого ранга важно наладить обратную связь со всеми звенья­ми управления*, а также со всеми объектами управления. Это первое необходимое условие предотвращения конфликтов в управленческой деятельности. Вторым условием предупреждения конфликтов в сфе­ре управления является постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учетом конкретных условий. В частности, руководитель должен владеть различными формами воздействия на подчиненных:

* Процесс управления организацией или другими социальными объектами носит многоуровневый характер Как правило, в управлении выделяют высшее, среднее и низшее звенья. Каждое звено представлено своими субъектами управления.

• прямое воздействие (приказ, директива, указание, задание и т. п.);

• воздействие через мотивы (стимулирование потребностей и ин­тересов в целях желаемого поведения и деятельности);

• воздействие через систему ценностей (воспитание, образование, средства массовой информации);

• воздействие через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в организации, изменение системы взаи­модействия и т. п.).

Разрешение управленческих конфликтов в большинстве случаев зависит от высшего руководителя. Здесь часто срабатывает принцип «тот прав, у кого больше прав».

Но при этом важно знать, что существенную роль в обеспечении объективности принимаемых решений по управленческим конфликтам играют демократические механизмы (общественность, средства массо­вой информации и др.) и правовые гаранты (суды, прокуратура и др.).

Литература для углубленного изучения темы

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. - Гл. 26.

2. ЗеркинД. П. Основы конфликтологии. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. - С. 322-352.

3. Кабаченко Т. С. Психология управления. — М.: Российское пе­дагогическое агентство, 1997.

4. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структура­ми: Преобразующее лидерство. — М.: УЦ «Перспектива», 1997.

5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и раз­витие организации. — М.: Инфра-М, 1996.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение управления и управленческого конфликта.

2. Сформулируйте основное противоречие в сфере управления.

3. Перечислите управленческие противоречия.

4. Перечислите управленческие конфликты, различающиеся по субъ­ектам конфликтного взаимодействия и назовите их причины.

5. Перечислите управленческие конфликты, различающиеся по функциям управления и назовите их причины.

6. В чем состоит суть процесса дезорганизации в управлении?

7. Перечислите формы управленческих конфликтов.

8. В чем состоит суть несогласия как формы конфликта в сфере управления?

9. В чем состоит суть напряженности как формы конфликта в сфе­ре управления?

10. В чем состоит суть конфронтации как формы конфликта в сфе­ре управления?

Занятие 14.1. Практическое занятие по теме: «Управленческие решения» (проводится методом анализа документов)

Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа рабочих до­кументов организации на предмет прогнозирования конфликтных си­туаций, обусловленных управленческими решениями и формирование у них умений выработки адекватных предложений по предупрежде­нию конфликтов.

Порядок проведения занятия

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия методом анализа рабочих докумен­тов организации. Им необходимо Сообщить тему идель занятия, ука­зать литературу для самостоятельного изучения и выдать задание.

Содержание задания. Для анализа рабочих документов в соответ­ствии с целью занятия студентам необходимо выдать образцы бизнес-плана; планов развития организации, города; приказы и распоряжения; директивы и указания и другие документы (пакет документов форми­руется преподавателем в зависимости от специализации студентов).

В ходе занятия. Организуется обсуждение выводов, полученных в результате анализа рабочих документов организации.

Занятие 14.2. Практическое занятие по теме: «Стиль управления» (проводится методом тестирования)

Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным сти­лям управления, развитие навыков наблюдения и оценки стиля управления в организации, формирование умений анализа деятель­ности руководителя по управлению организацией.

Порядок проведения занятия

Подготовительный период. За одну-две недели студенты получа­ют установку на проведение занятия методом тестирования. Необхо­димо сообщить им тему и цель занятия, дать указания для самостоя­тельного изучения литературы и уяснения основных вопросов: а) по­нятие стиля управления; б) характеристика основных стилей управления; в) стиль управления и конфликты.

В ходе занятия. Студенты работают с тестами. Преподаватель организует обсуждение результатов тестирования.

Тест 14.1. «Определение стиля управления трудовым коллективом»*

Инструкция. Опросник содержит 16 групп утверждений, характери­зующих деловые качества руководителей. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами «а», «б» и «в». Вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать то, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опрос­ном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Текст опросника

* См Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв ред А Ф. Кудряшов — Петрозаводск. Петроком, 1992 —С 159-162

а б В
п/п      
  Центральное Старается все решать Некоторые важные
  руководство требует, вместе с подчиненны- дела решаются
  чтобы о всех делах ми, единолично фактически без
  докладывали именно решает только самые участия руководи-
  ему срочные теля, его функции
    и оперативные вопросы выполняют другие
  Всегда что-нибудь Приказывает так, что Приказывать
  приказывает, распоря- хочется выполнять не умеет
  жается, настаивает,    
  но никогда не просит    
  Старается, чтобы Ему безразлично, Добивается
  его заместители были кто работает у него от заместителей
  квалифицированными заместителем, и помощников
  специалистами помощником безотказного
      исполнения
      и подчинения
  Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу В работе не заинтересован, подходит к делу формально Решая производственные задачи,старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе  
  Наверно, он консервативен, так как боится нового Инициатива подчиненных руководителем не принимается Способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно  
  На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает  
  Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность Ответственность распределяет между собой и подчиненными Руководитель единолично принимает решения или отменяет их  
  Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали  
  Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных  
  Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым  
№ п/п а б в  
И В критических ситуациях плохо справляется со своими обязанностями В критических ситуациях, как правило, переходит на более жесткие методы руководства Критические ситуации не изменяют способа его руководства  
  Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим Он не может дей­ствовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны  
  Пожалуй, он не очень требовательный человек Он требователен, но одновременно и справедлив О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым  
  Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом Контролирует работу от случая к случаю  
  Умеет поддерживать дисциплину и порядок Часто делает подчиненным замечания, выговоры Не может влиять на дисциплину  
  В его присутствии подчиненным все время приходится работать в напряжении С ним работать интересно Подчиненные предоставлены сами себе  
                     

Опросный лист 1. а б в

2. а б в  
3. а б в  
4. а б в  
5. а б в  
6. а б в  
7. а б в  
8. а б в  
9. а б в
10. а б в
11. а б в
12. а б в
13. а б в
14. а б в
15. а б в
16. а б в
               

Интерпретация

Директивный компонент — Д.

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к влас­ти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисципли­не, большая дистанция по отношению к подчиненным, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский компонент (пассивного невмешательства) — П.

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности, строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с под­чиненными. Склонность перекладывать на подчиненных ответствен­ность в принятии решений.

Коллегиальный компонент — К.

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и твор­ческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдени­ем дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.

Ключ к тесту

, а б в, а б в

п/п_______________________п/п________________

п/п а б в № п/п а б в
  Д К П   Д к п
  Д К п   К п д
  К п Д   П д к
  д п К   д к п
  п Д к   п к д
  к д п   к д п
  п к д   к д п
  к п д   д к п

Тест 14.2. Стиль руководства

Инструкция. Вам будет предложено 27 характеристик деятельности руководителя, и в каждой характеристике по пять вариантов, в кото­рых она может проявляться.

Выберите, пожалуйста, один или несколько из пяти вариантов, которые вам подходят, и отметьте их. Просим быть искренним.

Можно протестировать не себя, а другого руководителя, тогда вы­бирайте варианты, подходящие ему, характерные для его поведения.

1. Распределение полномочий между руководителем и подчинен­ными:

а) централизует руководство, требует, чтобы обо всех деталях докладывали именно ему;

б) руководитель пассивен в выполнении управленческих функ­ций;

в) четко распределяет функции между собой, своими замести­телями и подчиненными;

г) ожидает указаний сверху или даже требует их;

д) централизует руководство только в трудных ситуациях.

2. Действия руководителя в критических (напряженных ситуаци­ях):

а) в критических ситуациях руководитель, как правило, перехо­дит на более жесткие методы руководства;

б) критические ситуации не изменяют его способов руководства;

в) в критических ситуациях он не обходится без помощи выше­стоящих руководителей;

г) сталкиваясь с трудностями, руководитель начинает более тес­но взаимодействовать с подчиненными;

д) в критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями.

3. Контакты руководителя с подчиненными:

а) недостаточно общительный человек, с людьми разговаривает мало;

б) регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, трудностях, которые предстоит преодолеть;

в) умеет общаться, но специально ограничивает общение с под­чиненными, держится от них на расстоянии;

г) старается общаться с подчиненными, но при этом испытыва­ет трудности в общении;

д) общается в основном с активом коллектива.

4. Продуктивность работы коллектива в отсутствие руководителя:

а) в отсутствие руководителя исполнители работают хуже;

б) коллектив не снижает продуктивности, если руководитель временно покидает его;

в) исполнители постоянно работают не в полную силу, при дру­гом руководителе могли бы сделать больше;

г) продуктивность работы повышается в отсутствие руководи­теля;

д) в отсутствие руководителя коллектив работает с переменным успехом.

5. Отношение руководителя к советам и возражениям со стороны исполнителей:

а) сам обращается за советом к подчиненным;

б) не допускает, чтобы подчиненные советовали ему и тем бо­лее возражали;

в) подчиненные не только советуют, но и могут давать указания своему руководителю;

г) руководитель советуется даже тогда, когда обстоятельства не особенно требуют этого;

д) если исполнители знают, как лучше выполнить работу, они говорят об этом своему руководителю.

6. Контроль деятельности подчиненных:

а) контролирует работу от случая к случаю;

б) всегда очень строго контролирует работу руководимых и кол­лектива в целом;

в) контролируя работу, всегда замечает положительные резуль­таты, хвалит исполнителей;

г) контролируя, обязательно выискивает недостатки в работе;

д) нередко вмешивается в работу исполнителей.

7. Соотношение решений производственных и социально-психо­логических задач в процессе руководства коллективом:

а) его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу;

б) решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе;

в) в работе не заинтересован, подходит к делу формально;

г) больше внимания уделяет налаживанию взаимоотношений в коллективе, а не выполнению производственных заданий;

д) когда нужно, защищает интересы своих подчиненных.

8. Характер приказов руководителя:

а) приказывает так, что хочется выполнять;

б) приказывать руководитель не умеет;

в) просьба руководителя не отличается от приказа;

г) приказы принимаются, но выполняются недостаточно хоро­шо и быстро;

д) его приказы вызывают у руководимых недовольство.

9. Отношение руководителя к критике со стороны подчиненных:

а) на критику руководитель обычно не обижается, прислушива­ется к ней;

б) критику выслушивает, даже обещает принять меры, но ниче­го не делает;

в) не любит, когда его критикуют и не старается скрыть этого;

г) принимает критику только со стороны вышестоящих руково­дителей;

д) не реагирует на критику.

10. Поведение руководителя при недостатке знаний:

а) сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком;

б) если чего-то не знает, то не боится этого показать и обращает­ся за помощью к другим;

в) можно сказать, что руководитель не стремится пополнить свои недостатки в знаниях;

г) когда чего-то не знает, то скрывает это и старается самостоя­тельно восполнить недостатки в знаниях;

д) если руководитель не знает, как решить вопрос или выпол­нить работу, то поручает это своим подчиненным.

11. Распределение ответственности между руководителем и подчи­ненными:

а) складывается впечатление, что он боится отвечать за свои действия, хочет уменьшить свою ответственность;

б) ответственность распределяет между собой и своими подчи­ненными;

в) всю ответственность возлагает только на себя;

г) нередко подчеркивает ответственность вышестоящих руко­водителей, старается свою ответственность переложить на них;

д) бывает, что руководитель, являясь ответственным за какое-то дело, пытается переложить его на своих замов или ниже­стоящих руководителей.

12. Отношение руководителя к своим заместителям и помощникам: а) старается, чтобы его заместители были квалифицированны­ми специалистами;

б) добивается безотказного подчинения заместителей и помощ­ников;

в) руководителю безразлично, кто у него работает заместителем (помощником);

г) осторожен по отношению к заместителям, потому что боится за свое положение;

д) не желает иметь рядом очень квалифицированных специали­стов.

13. Эмоциональная удовлетворенность исполнителей в отсутствие руководителя:

а) исполнители довольны, когда отсутствует руководитель, они чувствуют некоторое облегчение;

б) с руководителем работать интересно, поэтому ожидают его возвращения;

в) отсутствие руководителя не замечается исполнителями;

г) вначале исполнители довольны, что руководитель отсутству­ет, а потом скучают;

д) сначала отсутствие руководителя чувствуется исполнителя­ми, а потом забывается.

14. Преобладающие методы воздействия на подчиненных:

а) для выполнения какой-то работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных;

б) всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит;

в) часто обращается к подчиненным с поручениями, просьбами, советами;

г) часто делает подчиненным замечания и выговоры;

д) его замечания всегда справедливы.

15. Характер обращения руководителя с подчиненными:

а) всегда обращается с подчиненными вежливо и доброжела­тельно;

б) по отношению к подчиненным бывает нетактичен и даже груб;

в) в обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие;

г) создается впечатление, что вежливость руководителя неиск­ренняя;

д) характер обращения к подчиненным у него часто меняется.

16. Участие членов коллектива в управлении:

а) руководитель привлекает к управлению членов коллектива;

б) нередко руководитель перекладывает свои функции на дру­гих;

в) управленческие функции не закрепляются стабильно, их рас­пределение может меняться;

г) бывает, что управленческие функции фактически принимает на себя не руководитель, а другие члены коллектива;

17. Поддержание руководителем трудовой дисциплины:

а) руководитель стремится к формальной дисциплине и идеаль­ному подчинению;

б) не может влиять на дисциплину;

в) руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок;

г) дисциплина поддерживается за счет того, что подчиненные боятся руководителя;

д) руководитель недостаточно пресекает нарушения дисципли­ны.

18. Характер общения руководителя с исполнителями:

а) общается с подчиненными только по деловым вопросам;

б) заговаривая с подчиненными о деле, руководитель спраши­вает и о личном, о семье;

в) часто общается по личным вопросам, не касаясь дела;

г) инициатива общения исходит от исполнителей, руководитель редко заговаривает сам;

д) нередко, общаясь с руководителем, его трудно понять.

19. Характер принятия решений по руководству коллективом:

а) руководитель единолично вырабатывает решения или отме­няет их;

б) редко берется за выполнение сложного дела, а скорее уходит от этого;

в) старается решать вместе с подчиненными, единолично реша­ет только самые срочные или оперативные вопросы;

г) решает только те вопросы, которые сами возникают, не ста­рается заранее предусмотреть их решение;

д) берется в основном за решение мелких вопросов.

20. Взаимоотношения между людьми в коллективе:

а) в руководимом коллективе недостаточно развиты взаимопо­мощь и взаимное доверие;

б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее на­строение;

в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;

д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно при­ходится работать в напряжении.

21. Предоставление самостоятельности подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоя­тельно;

б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;

г) исполнители предоставлены самим себе;

д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

22. Отношение руководителя к советам других:

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытны­ми работниками;

б) советуется с подчиненными только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руко­водителями, но не с рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими руководителями.

23. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;

б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);

в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со сто­роны;

д) инициативы не проявляет ни сам руководитель, ни его под­чиненные.

24. Характер требовательности руководителя:

а) его любимый лозунг «Давай, давай!»;

б) он требователен, но одновременно и справедлив;

в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

г) пожалуй, он не очень требовательный человек;

д) руководитель требователен и к себе и к другим.

25. Отношение руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;

б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;

г) у него лучше получается с нововведениями в непроизвод­ственной сфере (в быту, на отдыхе, в межличностных отно­шениях);

д) нововведения проходят мимо руководителя.

26. Привлечение членов коллектива к выработке решений:

а) в своей работе широко опирается на общественные организа­ции;

б) многие вопросы решаются коллективом на общем собрании;

в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;

г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководи­тель;

д) руководитель способствует внедрению различных форм са­моуправления в коллективе.

27. Отношение руководителя к самому себе:

а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;

б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;

в) считает себя незаменимым в коллективе;

г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;

д) руководитель излишне критичен по отношению к исполни­телям.

Ключ

Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руковод­ства (Д — директивный, К — коллегиальный, П — попустительский) в соответствии с данной таблицей (то есть сумму чисел, соответству­ющих каждой букве, обозначающей стиль руководства).

Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до це­лого значения.

Оценка результатов

Результат выражается показателями, каждый из которых может принимать значение от 1 до 10 баллов.

          Тема 14
 
Вариант а б в г д
  Д-3 П-2 к-з П-З К-2
  д-з К-2 П-1 К-З К-2
  П-1 К-2 Д-2 К-1, П-2 К-2
  Д-1 К-2 П-2 П-1 К-2
  к-з Д-2 П-2 П-2, К-1 К-2
  п-з Д-3 К-З д-з Д-2
  Д-1 К-1 П-2 П-1, К-1 К-1
  к-з П-З Д-2 П-2 Д-3
  К-2 П-2 Д-2 Д-2, П-2 П-2
  Д-2 К-2 П-1 Д-2, К-2 К-1, К-1
И П-2 К-2 Д-2 Д-1, П-2 Д-2, П-1
  К-1 Д-1 П-1 Д-2 д-з
  Д-2 К-2 П-2 К-1 Д-1, П-2
  П-З д-з К-З Д-2 К-З
  К-2 Д-2 П-2 Д-2 Д-2, П-2
  К-2 Д-1, П-1 Д-1, П-2 П-З -
  Д-2 П-2 К-2 Д-2 П-З
  д-з К-З П-2, К-1 П-2, Д-1 П-1
  Д-3 П-2 К-З П-З П-З
  Д-1 К-1 П-1 К-2 Д-2
  К-2 Д-2 Д-2 П-2 Д-2
  К-2 Д-1, К-2 Д-2, К-1 К-2 Д-2
  Д-2 П-2 К-2 П-2 П-З
  д-з К-З Д-2 П-З К-2
  П-1 К-1 Д-2 К-2 П-2
  К-2 К-З П-З д-з К-З
  П-1 К-2 Д-1 К-2 Д-3
Д= к= П=

Во-первых, определите доминирующий стиль руководства. За ко­личественный показатель доминирования того или иного типа при­нята разница в 3 и более баллов.

Возможные отношения трех крайних типов в стиле руководства:

1) Д-1-1: директивный стиль (например, 10-2-4,6-3-4,9-5-4 и

т. д.);

2) 1-К-1: коллегиальный стиль (например, 4-9-4,3-8-4,5-10-4);

3) 1—1—П: попустительский стиль (например, 3-2-10, 4-3-9 и т. д.).

Если два стиля выражены приблизительно одинаково и выражен­ность двух стилей доминируют над третьим, то стиль руководства смешанный:

4) Д-К-1: директивно-коллегиальный (например, 7-8-4, 6-7-3 и т. д.);

5) 1-К-П: коллегиально-попустительский (например, 4-7-9, 4-7-7, 3-6-7 и т. д.);

6) Д-1-П: директивно-попустительский (например, 8-1-6,8-3-8, 7-2-9);

7) Д-К-Л: смешанный (например, 2-3-3,3-3-3,5-6-6,10-8-8). При этом результаты смешанного стиля соответствуют разным характеристикам руководства:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.191 с.)