ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование карьеры и управление карьерой



Разные авторы описывают непосредственно саму карьеру как процесс различными терминами. Это и осуществление карьеры, и развитие карьеры, и формирование карьеры и т.д. Речь обычно идет о каком-то движении, должностном росте, достижении ра­ботником определенных статусно - должностных или профессио­нальных ступеней.

Общее представление о механизме формирова­ния карьеры заключается в том, что это устройство, благодаря которому происходит трансформация должностного и квалифи­кационного положения. Оно непосредственно зависит от сферы деятельности, определяемой карьерными целями, средствами и действиями людей по достижению этих целей, а также объектив­ными условиями окружающей среды.

Если же рассматривать карьеру как последовательность целей и процесс их достижения, то последний и будет то самое «осуще­ствление», «развитие» или «формирование» карьеры, которое оценивается в первую очередь по уже достигнутым и структурно определенным целям (каким-либо статусам, должностям, выде­ленным уровням влияния и дохода и т.д.).

Таким образом, понятие «управление карьерой» несколько иное, чем «формирование карьеры» потому, что управление карьерой подразуме­вает целенаправленное и постоянное воздействие какого-то субъекта или субъектов управления на карьеру как объект управления.

Фор­мирование карьеры кроме целенаправленного воздействия неких субъектов подразумевает наличие неких иных факторов, не извест­ных субъектам управления, но, тем не менее оказывающих свое прямое или косвенное влияние на результат - индивидуальную карьеру конкретного индивида.

Степень неопределенности окружа­ющей среды в настоящее время настолько высока, что так называ­емая воля случая (т.е. неучтенные субъектами управления факто­ры) все более способствует тем или иным карьерным продвижени­ям. Соответственно, понятие «формирование карьеры» шире, чем «управление карьерой».

Карьеру можно формировать, управляя ею, однако также правомерно говорить: «карьера формируется», ука­зывая на отсутствие видимого непосредственного управления ею. Идеальный случай совпадения понятий - когда индивид вла­деет любой ситуацией настолько, чтобы свести любую внешнюю неопределенность к нулю, что представляется маловероятным.

Содержание деятельности по управлению деловой карьерой включает в себя ряд управленческих действий, которые осуществляют различные субъекты управления (индивиды, организации и т.д.), каждый из которых преследует собственные интересы. При этом наилучший вариант (для индивида) достигается в том слу­чае, когда обеспечивается компромисс этих интересов.

По мнению Зайцева и Черкасской наиболее полно управленческие действия по управлению карье­рой различных субъектов можно представить следующим обра­зом.

Индивид

-определяет индивидуальные жизненные и карьер­ные цели, допустимые средства их достижения;

-выбирает необхо­димые способы и сроки их достижения, в том числе виды обуче­ния и образования, сферу деятельности, профессию (как сово­купность специальных знаний и умений) и уровень овладения ею (профессиональный, любительский);

-предлагает себя на рынке труда;

-выбирает конкретную организацию (место работы) и дол­жность;

-осуществляет контроль и необходимую коррекцию пред­почтений (целей) и действий по их достижению.

Организация

-формирует карьерные пути персонала - внут­реннюю структуру профессий и должностей;

-определяет внутри-организационную систему перемещения кадров (виды, способы, критерии, ситуации);

-определяет возможные способы и действия по достижению карьерных целей (организационная культура);

-осуществляет реальную работу с персоналом (оценка работ, ра­ботников, кадровый потенциал, обучение, резерв и т.д.).

Государство

-определяет легитимность карьерных и жизнен­ных целей и способов их достижения;

-формирует систему достижения карьерных целей (экономическая и социальная политика, рабочие места, система образования);

-стимулирует/не стимули­рует решение социальных вопросов работодателями.

Общество

-формирует образы карьерных и жизненных целей (жизненные ценности, стереотипы, верхний и нижний предел для индивидов из разных социальных групп);

-определяет этич­ность и неэтичность способов их достижения;

-создает культурный фон;

-вырабатывает систему оценки успешности карьеры.

Все перечисленное - это управленческие действия по отно­шению к карьере и карьерным процессам, однако в реальности они могут и не позиционироваться как таковые.

Например, обще­ство (социальная группа) как саморегулирующаяся система со­здает базовую систему ценностей, в общем отражающую понятия добра и зла, неписаные правила поведения, социальную структу­ризацию, которые индивид познает и воспринимает самостоя­тельно, адекватно или неадекватно применяя её к своим карьер­ным устремлениям.

Можно говорить о целенаправленном управ­лении обществом каким-то процессом тогда, когда проблема на­чинает широко обсуждаться специалистами и общественностью (в средствах массовой информации и т.п.) и общество в ходе это­го обсуждения вырабатывает единую точку зрения на данный воп­рос, в дальнейшем отслеживая путем подобных и других мероп­риятий соблюдение выработанных норм.

То же касается и государства. Все его управленческие действия пока не были направлены непосредственно на карьерные процес­сы, скорее на структуризацию социального пространства в пра­вовом и экономическом плане.

Общество и государство, формируя окружа­ющую среду, могут управлять карьерными процессами в рамках страны (государства, общества, социальной группы) опосредо­ванно, но говорить о том, что они управляют карьерой конкрет­ного индивида, неправомерно.

Непосредственно карьерой конк­ретного индивида в свободном обществе могут управлять только два субъекта:

-он сам, безусловно, в течение всей своей жизни и

-организация на время его работы в ней при условии совпадения личных карьерных целей индивида с политикой карьерного раз­вития компании.

Таким образом, можно говорить «управлять карьерой», «уп­равлять карьерными процессами», имея в виду одно и то же, но указывая на различные субъекты управления.

Своей карьерой уп­равляет индивид, а формированием и развитием в отношении карьерных процессов и индивидуальных карьер своих сотрудни­ков управляет организация.

Государство и общество управляют только карьерными процессами, обычно не выделяя их из соци­ального контекста.

Общество в целях обеспечения собственного существования должно поощрять (до определенного предела) карьерные устремления своих членов, более того, оно должно формировать идеологию карьерных процессов в рамках всего общества.

Государство, в свою очередь, в тех же целях должно обеспечи­вать реализацию этой идеологии через системы образования, про­фессиональной ориентации и подготовки, трудоустройства, обес­печивая при этом управление карьерными процессами через ре­шение социальных, трудовых и экономических вопросов.

Например, благодаря государственной политике постро­ения рыночной экономики многие люди в нашей стране успешно делают предпринимательскую карьеру, хотя 20 лет назад это было немыслимо. И, наоборот, благодаря трудовой деятельности новых предпринимателей успешно развивается экономика страны, ре­шаются многие, в том числе и социальные, вопросы.

Таким образом, и общество, и государство заинтересованы в мотивации работника на личностный, в том числе - должностной и профессиональный, рост. В свою очередь, считается, что если работник представляет, какие возможности открываются перед ним на ближнюю и дальнюю перспективу, то у него появляются стимулы как для хорошей работы на занимаемом им сегодня ра­бочем месте, так и для исправления выявленных недостатков, развития деловых качеств, необходимых по должности с более высоким статусом, умения подать себя в ходе отбора наилучше­го претендента на вакантную должность с самой лучшей сто­роны.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.018 с.)