Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизненные циклы и этапы внутриорганизационной карьеры↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Трудовая жизнь личности не может рассматриваться изолированно, особенно если она проходит в одной организации. Часто менеджеры, принимая рутинные решения по карьере работников, делают это без учета реального течения жизни людей. Однако жизненные циклы (которых в самом общем понимании три-пять) и циклы внутриорганизационной карьеры взаимосвязаны. Каждому жизненному циклу соответствует карьерный этап - от молодости до выхода на пенсию, причем каждому этапу соответствует и определенный набор качеств, характеризующих степень развития человека: потребность в доверии - в детстве, умение идти на уступки - в ранней юности, стремление руководить следующим поколением - в период зрелости, чувство комплексности собственного развития - при подходе к пенсии (табл. 8.3). Стадия юности означает начало попыток выявления направленности своей карьеры, причем этот процесс играет определяющую роль. Человеку на этой стадии свойственно большое число крайностей при формировании оценок как при взятии на себя обязательств, так и при отказе от них для поиска новых ценностей. Ясность появляется тогда, когда человек занимает свое место среди окружающих и может реально сравнивать свои возможности, оценки и способности с соответствующими качествами окружающих и с открывающимися возможностями на рынке труда.
Таблица 8.3 Жизненные циклы и этапы карьеры
Для работника, имеющего жену и детей, карьерные перемещения часто оказываются связанными с перемещением с места на место, а это может разрушающе подействовать на семью. Ситуация осложняется еще и в том случае, когда в семье есть дети школьного возраста, к тому же переезд в другой район связан со сменой жилья (обменом или продажей-покупкой), потерей друзей, затратами на оборудование нового жилья, поддержанием семейного союза в новых условиях. Все это затрагивает множество проблем: организацию медицинского обслуживания, поиск вариантов бытового обслуживания (ремонт, уборка и т.п.). Школьникам при переходе из одного учебного заведения в другое требуется помощь репетиторов. Все это, безусловно, оказывает влияние на оценку своего положения работником, которого переводят с места на место. И эти сложности часто заставляют его отказываться от перемещения. В некоторых организациях такой отказ равнозначен «черной метке» и приводит либо к увольнению, либо к потере всех возможностей продвижения. Однако правильно организованное перемещение в большинстве организаций означает, что работник включается в процесс принятия важных управленческих решений и что его потенциал начинает использоваться гораздо интенсивнее. Ответственность организации начинается с периода становления, как только работник вступает в ее ряды. Обнаружив, что период ранней зрелости не дает автоматически серьезных перемен на карьерном пути, человек принимает решение быть самому более активным при организационных переменах. Его первичное включение в трудовой процесс вызывает «шок от действительности». В этот момент работник понимает, что ни профессиональное образование, ни адаптационные программы не обеспечивают полной подготовки к практической работе. Исследования показывают, что чем шире диапазон работ в первые годы трудовой деятельности, тем большего достигает человек через 10 - 15 лет рабочего стажа. Формами профессиональной подготовки могут быть либо профессиональное обучение с отрывом от производства, либо практическая работа, в ходе которой и происходит обучение. И чем скорее обучаемый будет ознакомлен с требованиями рабочего процесса, тем быстрее он будет профессионально совершенствоваться. Учитывая результаты развития первых этапов карьеры, выбирается какое-то одно ее специфическое направление. Анализ показывает, что эта стадия становления обычно начинается после 2 - 5 лет работы в организации и продолжается многие годы. В целях успешного карьерного процесса необходима обратная связь от руководителя к работнику, по которой он получает информацию о том, как его оценивает руководство. Первая оценка результатов работы, первое качественно и в срок выполненное задание и первое продвижение являются чрезвычайно важными событиями для молодого работника. Он приобретает статус самостоятельного работника с повышенной сферой ответственности, того, кто полагается не столько на советы наставника, сколько на взаимодействие с другими членами коллектива в процессе формирования идей и решении проблем. Для многих работников эти годы самые продуктивные в карьере. Следует помнить, что этап внутриорганизационной карьеры, связанный с продвижением по службе, реально не всегда связан с соответствующим этапом профессионального развития. Достаточно часто бывает так, что человек, находящийся на этапе именно административного (менеджерского) продвижения, в рамках своей основной профессии еще не достиг уровня необходимой на данном рабочем месте профессиональной компетентности. Так бывает в случае продвижений не по профессиональным заслугам, а в результате кадрового голода, интриг, кумовства, непотизма, неслужебных отношений и т. п. Во время зрелой профессиональной деятельности индивид предпринимает действия для поддержания достигнутого профессионального уровня и его дальнейшего развития. В условиях межличностной конкуренции это требует постоянного саморазвития и повышения квалификации. Для многих людей этот период также связан с шоковым состоянием, вызываемым кризисом «середины карьеры». Кое-кто пытается переключиться на другую карьерную линию, чтобы еще раз попытаться подняться по иерархической лестнице. Так, не имеющие продвижения исполнители из сферы бизнеса могут поступить в специальные учебные заведения, чтобы в последующем начать карьеру преподавателя. Исследование карьеры выдающихся художников, писателей, композиторов, поэтов, скульпторов выявляет у них неожиданный пик смертности в возрасте 35 - 39 лет. Причины такого явления включают осознание того, что жизнь наполовину прошла, что отнюдь не все задуманное достигнуто, постоянную неудовлетворенность собой. Конечная стадия - завершение карьеры - также становится шоком для многих работников, ибо человек лишается привычного статуса и должен при выходе на пенсию коренным образом менять свой стиль поведения, привычки, запросы, сферу деятельности и т.п.
Планирование карьерных процессов в организации Организационное карьерное планирование - это процесс, в ходе которого менеджеры, исходя из интересов организации, пытаются планировать ход карьерного продвижения своих подчиненных. Краткосрочные планы означают программу специфических карьерных перемещений и, возможно, мероприятия по развитию работников, которые должны произойти в течение ближайших 1 - 2 лет. Долгосрочные планы включают данные об основных перемещениях, определяющих карьеру работников организации, которые являются желательными, исходя из внутрифирменных целей, за период от 3 до 10 лет. По мнению Зайцева и Черкасской для целей планирования необходимо разделить понятия «потенциальная карьера» и «реальная карьера». Потенциальная карьера характеризует тот коридор возможных статусных перемещений, который складывается для конкретного индивида с учетом осознанно выбранного им жизненного пути, ситуации на рынке труда, профессии, перспектив развития сферы приложения труда, состояния здоровья, индивидуальных способностей и склонностей, семейных связей, поведенческих характеристик и т.п. При этом существуют верхние границы этого коридора, когда жизненные планы весьма напряжены, но вполне реальны, и нижние, когда с учетом конкретной жизненной ситуации отнюдь не все ставящиеся цели являются напряженными и человек стремится максимально использовать свой потенциал. Например, перед индивидом открывается возможность быстрого административного роста в конкретной организации, но он осознанно отвергает этот вариант в пользу первоочередного развития профессиональных навыков. Такие допущения позволяют не только сравнивать реальную карьеру конкретного работника с карьерой других людей, но и оценивать степень использования потенциала человека. В результате подобного сравнения появляется возможность сделать вывод о том, удалась ли карьера у индивида или нет, насколько напряженными являются поставленные жизненные и карьерные цели и т. п. Реальная карьера всегда представляет собой компромисс между запросами индивида и возможностями, предоставляемыми обществом, окружающей средой, вышестоящими администраторами, условиями трудовой деятельности и т.д. Планирование трудового пути работника по Филиппову. А. В. Филиппов считает, что для создания благоприятных условий включения работы в жизненные планы целесообразно создавать типовые пакеты информации, содержащие комплексные сведения о типичных формах должностного и профессионального продвижения. Такого рода пакеты информации позволят каждому выбирать один из приемлемых вариантов жизненного плана, действительно реальных и гарантированных социальными и профессиональными нормами и традициями. В планах трудового пути целесообразно выделить следующие блоки: -требований к личности; -программ образования, самообразования и воспитания; -оценки личностного соответствия профессиональному разряду, категории или должности; -описания профессий, категорий, разрядов и должностей. Блок требований к личности. Блок включает знания, умения, навыки и профессионально значимые личностные качества. Знания, навыки и умения целесообразно подразделять на две категории: -непосредственно связанные с профессиональным уровнем выполнения работы; -обеспечивающие широкий профессиональный кругозор, благодаря которому создается системное видение производственного процесса. Широкий профессиональный кругозор необходим и для овладения смежными профессиями, и как база для следующей профессиональной градации. Особо следует отметить экономическую подготовку как часть профессиональной подготовки на каждом профессиональном уровне. Профессионально значимые личностные качества являются необходимым условием реализации знаний, умений и навыков. Например, такое личностное качество, как наблюдательность, лежит в основе выполнения многочисленных операций как рабочим, так и инженером. Конечно, для каждой профессии набор этих качеств и уровень их развития будут разными. Но тенденция заключается в постепенном нарастании положительного проявления личностных качеств на каждом последующем уровне овладения профессиональным мастерством. Блок программ образования, самообразования и воспитания. В блоке описываются виды учебы, содержание образования, темпы обучения, порядок усвоения программного материала, которые необходимо выдержать, чтобы приобрести требуемые знания, умения и навыки. По существу, эта часть плана должна оказать методическую помощь в выборе путей и средств обеспечения успешного профессионального роста. Выполнение программ образования и самообразования должно способствовать утверждению работника во мнении, что его профессиональный рост зависит в первую очередь от уровня трудовой и познавательной активности. Блок оценки личностного соответствия профессиональному разряду, категории или должности.В блоке предусматриваются различного рода аттестации и испытания, которые должны подтвердить необходимость приобретения знаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств. Для повышения стимулирующей роли планов трудового пути целесообразно ориентироваться на многоступенчатые испытания. С рекомендациями по планированию трудового пути работник должен познакомиться в самые первые дни своего пребывания на предприятии. А. В. Филиппов считает, что не следует полагать, что каждый воспримет предлагаемые варианты сразу же как приемлемые, как жизненно важные. Напротив, устойчивый интерес к ним проявят на этом этапе лишь немногие. Необходимо, чтобы перспектива трудового пути действительно стала устойчивым мотивом в жизни и деятельности; к ее рассмотрению необходимо возвращаться многократно. Наиболее благоприятные периоды активной работы по выбору трудового пути связаны с первыми трудовыми успехами, с завершением периода профессиональной и социально-психологической адаптации, с получением в первый раз повышения в разряде или должности. Важно, чтобы был благоприятный эмоциональный фон, повышающий у человека уверенность в своих силах и возможностях. Блок описания профессий, категорий, разрядов и должностей. В этом блоке представлена информация о профессии в целом и её представленности на данном предприятии. Характеристика профессии и её категорий, разрядов, должностей дается по следующим направлениям: -краткое описание социальной, экономической и производственной значимости профессии в целом и по возможности каждой из ее градаций; последнее в большей степени должно основываться на производственной и технологической значимости профессии для предприятия; -содержание труда соответствующей категории, разряда, должности; характеризуются основные объекты труда с точки зрения социальных, психологических, квалификационных качеств (если данные относятся к управленческим профессиям), физических и других свойств (если данные относятся к рабочим и инженерно-техническим профессиям); приводятся данные о методах, способах, операциях и технологиях, которыми должен владеть работник соответствующей категории; -потребности предприятия в работниках соответствующей категории, разряда, должности и средний темп продвижения от одной профессиональной градации к другой; это направление требует особенно ответственного подхода к разработке. Основное условие, определяющее стимулирующую силу этого раздела планирования рабочего пути, - его реализм, наличие суммы обстоятельств, ситуаций, которые делают осуществление планов обязательным, неотвратимым. Планирование отдельных этапов карьеры по Щекину. Иногда базой планирования карьеры служит старый опыт продвижения работников по должностным ступеням. Первой попыткой его упорядочения явились зафиксированные должностные инструкции, содержащие описания круга работ и ответственности по каждой должности. Во многих организациях практикуется поэтапное продвижение в рамках функциональных служб, увязанное со стажем работы на соответствующем этапе. Работник, не соответствующий требованиям очередного этапа в обусловленный срок, лишается дальнейших возможностей продвижения. По мнению Г. В.Щекина для планирования карьеры руководителей представляется необходимым определить этапы функциональной и организационной подготовки, так как профессия менеджера требует разностороннего опыта в различных сферах управления. Этапы карьеры разрабатываются в следующем порядке: -изучение сложившегося содержания работы на отдельных этапах служебного продвижения; -определение новых «входных» и «выходных» параметров на каждом этапе; -детализация требований для вступления на каждый этап: образовательного уровня, квалификации, возраста; -определение делового опыта, необходимого для перехода к высшему этапу. В настоящее время развивается и более гибкий и детализированный подход к такому планированию карьеры. Новые требования включают: -предоставление действительных возможностей для продвижения, не связанных обязательной выслугой лет или технической специализацией; -повышенное внимание к эволюции содержания работ, новым приоритетам, организационным моделям и различным нуждам управления; -гибкую оценку работника с учетом компенсации (недостаток в одном компенсируется достоинством в другом); -определение специфических познаний и навыков, необходимых на каждой специфической позиции соответствующего этапа, что предотвращает помехи при продвижении способных и знающих людей. Рассмотрим общее планирование деловой карьеры. Общие карьерограммы представляют собой набор нескольких возможных направлений служебного роста специалиста или группы специалистов. На основе моделей деловой карьеры специалистов и менеджеров, перспектив развития структур управления, штатных расписаний, анализа динамики роста потребности в управленческих кадрах разрабатываются карты должностного продвижения персонала в пределах фирмы. Г. В. Щекин рассматривает общее планирование профессиональной карьеры на примере опыта работы японских компаний. Типовая карта планирования включает в себя семь блоков. Блок 1 - описание жизненного цикла - заполняется с целью планирования роста (или снижения) заработной платы работнику для покрытия расходов на важнейшие события жизни. В возрасте до 30 лет планируются расходы на женитьбу и рождение первого ребенка, а следовательно, и рост заработной платы; в возрасте 40 - 42 лет планируется рост расходов на образование детей и приобретение квартиры; в 45 лет планируется пик расходов, очевидно, связанных с крупными приобретениями (загородный дом, машина, мебель и т.д.). После 50 лет начинается процесс возможного снижения заработной платы работника в связи с поступлением на работу его детей и т.д. В блоке 2 описываются основные этапы профессиональной карьеры работника. Последний из этапов - вторая карьера - это термин, означающий продолжение трудовой деятельности по старой или новой специальности после выхода на пенсию. К работе по новой специальности работник готовится заранее, проходя специальные курсы обучения в компании, где он работает до пенсионного возраста. В блок 3 записываются общие цели трудовой деятельности, идентичные для всех работников. В блок 4 включается вся информация о развитии выполняемых работником функций. В блок 4.1 сначала вносятся данные о порядке смены работником рабочих мест, а затем описываются наиболее перспективные направления его деятельности. В блок 4.2 заносится информация о необходимости прохождения курсов специализированного обучения работника после выбранного на этапе до 30 лет направления его трудовой деятельности. Направление трудовой деятельности и необходимые курсы обучения совместно выбирают работник и администрация компании. Блок 4.3 включает данные по подготовке работника ко второй карьере после ухода на пенсию. На этом этапе работник может быть временно переведен на другую работу или даже в другую компанию для определения его возможностей и готовности ко второй карьере. На этапе выбора новой карьеры (блок 4.4) рассматриваются в зависимости от желания и возможностей работника альтернативные варианты продолжения его трудовой деятельности. Блок 5 включает цели развития самого работника, его знаний, навыков, а также цели предпринимаемых администрацией мер по развитию карьеры работника: в возрасте до 30 лет - обеспечение работника необходимыми знаниями и навыками для карьеры путем обучения на различных курсах и путем смены рабочих мест; до 35 лет - стимулирование работника путем морального и материального поощрения для самостоятельного поиска наиболее интересной работы и развития персональных навыков, расширяющих его возможности; до 40 лет - интенсивное обучение на специализированных курсах для углубления и развития личности работника и получения им удовлетворения от продвижения по службе и выполняемой работы; до 45 лет - обучение по более широкому кругу вопросов для развития возможностей работника анализировать различные глобальные проблемы, а также для развития сильных сторон личности работника и использования последних в трудовой деятельности; до 55 лет - предупреждение возможности появления у работника апатии к выполняемой работе путем повышения его служебной ответственности и развития личной инициативы, а также дальнейшее расширение трудовых возможностей работника путем объединения ранее приобретенных навыков в процессе реализации подготовки для новой карьеры; до 60 лет - полное использование возможностей работников при периодических проверках уровня их адаптивности. В блок 6 заносятся данные о результатах периодических проверок и оценки способностей работника. Методика проверок такова, что регулярно сравниваются результаты самооценки работника и оценки его руководителем. Причем анализ результатов самооценки работника является дополнительным критерием, позволяющим составлять на него более полную характеристику. В представленной карте такие оценки и проверки отмечены в каждый возрастной период работника. В блок 7 заносятся данные о проведении консультаций старшего управленческого персонала для младшего персонала. За период трудовой деятельности проводятся всего три основных типа консультаций: для оказания помощи в выборе карьеры после работы в компании, для выявления способностей работника к руководящей деятельности после 15 - 18 лет работы и для оказания помощи в выборе новой профессии в послепенсионном возрасте. Заполняют анализируемую карту, а также регулярно вносят в нее (исходя из результатов оценки деятельности работников) коррективы специальные административные службы, ведающие вопросами управления персоналом и обучением работников. Карты заполняются на каждого работника компании (от рабочего до менеджера) и даются ему для ознакомления. Из представленной карты следует, что планирование карьеры охватывает весь трудовой период работника от 22 до 65 лет. Помимо общего планирования деловой карьеры существует и конкретное планирование. Конкретное планирование деловой карьеры представляет из себя четкий график замещения должностей и соответствующего обучения.
Организационные аспекты УКП Целью организационных мероприятий управления карьерными процессами (УКП) в организации является проведение в жизнь комплекса мер по регулированию служебных перемещений, необходимых для эффективной деятельности организации, и создание благоприятной обстановки для работников, вовлеченных в эти процессы. Поскольку системы управления карьерными процессами в организации опираются на целый ряд специфических процессов и технологий, имеющих хождение в среде персонала, для того чтобы вся эта деятельность была бы эффективной, должен быть соблюден ряд условий, описанных в специальной литературе. Управленческая поддержка. Правильно организованное карьерное развитие персонала должно получать обязательную поддержку высшего управленческого персонала. Служба управления персоналом под контролем высшего управленческого персонала должна организовать разработку и исполнение программы развития карьеры своих работников. Для этого необходимо организовать обучение управленческого персонала всех уровней методам дизайна (проектирования и организации) работ, оценки работ и работников, планированию карьерных перемещений и подготовке претендентов на руководящие должности, а также карьерному консультированию. Имея систему таких знаний, управленцы низшего и среднего уровня смогут реально управлять процессами должностного перемещения своих подчиненных. Полная информация о будущей деятельности организации. Для того чтобы работники могли преуспеть в эффективном планировании своей карьеры, они должны предварительно получить ясное представление о будущей деятельности организации. Иными словами, индивиды смогут планировать свое должностное перемещение внутри организации только в том случае, если они четко представляют, что с ней будет в дальнейшем: каковы планы администрации и собственников, каково положение в отрасли, финансовое состояние организации и т. п. Изменения в стратегии и политике управления персоналом. С изменением стратегических целей должна быть проведена соответствующая корректировка стратегии и политики управления персоналом. Например, внедрение долгосрочной должностной ротации кадров позволяет снизить ущерб от старения персонала и улучшить приспособление людей к новым условиям труда. Этому способствует также правильно организованная работа по периодическому перемещению работников с должности на должность и по их продвижению. Переводы и продвижение. Перевод означает перемещение индивида на другую должность, обязанности, ответственность, статус и характер коммуникаций которой являются почти такими же, как и на предыдущей. Перевод может потребовать от работника корректировок в поведении применительно к рабочей группе, месту работы, коллективу и организационной единице. Он также может быть связан с необходимостью смены места жительства. При переводе индивид закрепляется на должности, на которой необходимы именно его знания и опыт. Также он получает возможность приобрести новые знания и навыки. Перевод на должность меньшего статуса или понижение работника приводит к уменьшению заработка и снижению сложности выполняемых функций, что обычно считается наказанием за недостатки, допущенные в работе на прежней должности. Перевод на должность большего статуса (повышение, продвижение) означает рост должностного статуса внутри организации. Это обычно связано с ростом оплаты труда и должностного положения и с большими требованиями к квалификации индивида, его производственному опыту, ответственностью за порученное дело. Помощь при увольнении. Многие организации помогают увольняемым работникам найти и получить работу в другом месте. Такая помощь является одновременно действенным инструментом при управлении карьерными процессами, а также при ограничении сферы деятельности малопродуктивных работников. Таким работникам помогают найти другую работу, что позволяет им сохранить собственное достоинство с учетом трудовых успехов в предшествующих периодах. Подобранная же работа более соответствует их способностям и склонностям, чем та, с которой они справлялись не столь успешно. Подобная помощь играет важную роль, прежде всего, при массовых увольнениях, связанных с сокращением производства или переходом на выпуск новой продукции. Она осуществляется в форме объективного информирования работника о его индивидуальных недостатках и консультирования о способах их преодоления. Гласность программы развития карьеры. Основные положения программы развития карьеры должны быть доведены до сведения всех работников организации и лиц, предлагающих свои рабочие руки данной фирме. Способы доведения этой информации многообразны: -публикации в газетах и других печатных изданиях, -издание специальных буклетов, -оформление специальных стендов с подборкой соответствующих материалов, -выдача рабочих характеристик, -соответствующие записи в трудовой книжке, -распространение видеозаписей реальных профессиональных действий и т. п. Как минимум, буклет, содержащий сведения об основных положениях кадровой политики, методах и способах карьерного продвижения, о конкретной работе на фирме в этом направлении, должен быть предоставлен каждому менеджеру, а еще лучше - каждому работнику. Оценка трудового потенциала работника. Все виды работы, выполняемые в организации, следует тщательно изучить, чтобы выявить роль профессиональной подготовки и практического опыта, необходимых в каждом конкретном случае. Трудовой потенциал можно измерить разными способами. Расчеты по каждому такому направлению проводятся в рамках любого вида работ, причем по каждому виду просчитывается общий объем трудовых затрат, а затем и общий объем затрат по всем видам. В дальнейшем эту информацию применяют для того, чтобы выяснить, насколько перевод на другую работу повлиял на удовлетворенность индивида. Если удовлетворенность от порученной работы растет, то это положительно сказывается на процессе становления деловой карьеры. Семинары по планированию карьеры. Проведение семинаров по этой проблематике имеет свои преимущества. Во-первых, методика планирования карьеры еще не до конца отработана и обсуждение ее различных аспектов позволяет выявить сильные и слабые стороны. Появляется возможность оценки альтернативных способов решения тех или иных карьерных проблем. Во-вторых, можно сопоставить теорию, методику и практику планирования карьеры. Карьерное консультирование. В настоящее время карьерное консультирование широко развито за рубежом. Оно включает в себя следующие темы: -обсуждение с работниками их текущей профессиональной деятельности и возможностей профессионального и должностного продвижения; -индивидуальные интересы и цели в области карьеры; -фактически складывающиеся межличностные отношения, профессиональные и статусные ситуации; -сущность организационной, политики в сфере персонала; -законодательная база и государственная политика в области должностного перемещения. Такое консультирование обычно является для работников добровольным: они сами решают, принимать в нем участие или нет. Однако в ряде организаций карьерное консультирование включается в качестве отдельного элемента в процедуру оценки деловых и личностных качеств работников. Эту работу из-за ее деликатности могут проводить либо работники служб персонала, либо внешние консультанты-профессионалы. Программы развития персонала для различных социально-профессиональных групп. Наряду с выбором варианта заполнения становящихся вакантными должностей в практике управления карьерой считается целесообразной разработка программ развития персонала на длительный период. При этом, в зависимости от разницы в подходах к этому комплексу проблем из-за уровня управления организации и контингента, для которого составляются подобные программы, их состав и структура существенно отличатся друг от друга. Поскольку подобные программы являются руководством к действию в первую очередь для менеджеров различных уровней, то целями этой работы являются, с одной стороны, всесторонняя подготовка соответствующего персонала, а с другой - сближение запросов работников с потребностями организаций. Консультационные центры. Подобные организации появились в 1950-х гг. в США. Первый центр был создан группой исследователей под руководством Д. Брея. В России подобные услуги начали предоставлять в последнем десятилетии XX в. Консультационный центр представляет собой организацию, где должностное перемещение и продвижение рассматривается как единый комплексный процесс. В рамках этого процесса каждого индивида оценивают с позиций того, насколько целесообразно перемещать его с одной должности на другую. Инструментом для подобной оценки служит вовлеченность работников в серию ситуаций, с которыми они могут столкнуться по работе. Ситуации могут быть типичными для данной должности и критическими. При этом рассматривается поведение индивида как применительно к должности, которую он уже занимает, так и к той, на которую его собираются назначить. Для оценки используются как умозрительные хозяйственные ситуации (деловые игры), так и специальные тренажеры, имитирующие ту или иную ситуацию (например, частичный выход из строя аппаратуры управления полетом самолета, аварию на подводной лодке, ситуацию на автомобильных дорогах и т.п.). Эффективность функционирования консультационных центров может быть измерена тем, насколько расширились возможности компании при отборе работников, которые успешно справляются со своими обязанностями на должностях менеджеров, а также тем, как совершенствовались процессы профессионального продвижения. Коучинг (наставничество). При анализе процесса адаптации новых сотрудников выясняется, что большую роль в нем играют люди, которые помогали новичкам освоить рабочие навыки, присущие определенному рабочему месту, способствовали установлению контактов с членами рабочей группы, содействовали разрешению появляющихся трудовых конфликтов и снятию различных сложностей в работе. Это в первую очередь лица, специально прикрепляемые к новым работникам на период их адаптации, - как правило, либо их непосредственные начальники, либо старые производственники, хорошо знающие организацию и осуществляемую в ней работу. Внеорганизационные интересы работников. Служба по управлению персоналом должна изначально ориентировать сотрудников на желание сделать карьеру именно в этой организации. Ведь удовлетворенность качеством жизни достигается под влиянием целого ряда факторов. Наиболее значимыми составляющими при этом являются физическое и психическое здоровье, эмоциональная удовлетворенность, гармоничные межличностные связи с окружающими и вышестоящим персоналом, умение противостоять различным стрессам, настрой на достижение поставленных целей. Большое значение имеют и карьерные цели работника, не связанные с данной организацией. Если у него на первом месте стоят внеорганизационные интересы (стремление к саморазвитию, хобби и т.п.), а работа в данной организации служит лишь источником получения средств для жизни, то подобная мотивация не способствует формированию значимых внутриорганизационных карьерных целей. Такое же может случиться и вынужденно, например при серьезных проблемах со здоровьем. В любом случае организация заинтересована максимально эффективно использовать работника, пока он работает в ней, даже если его карьерные планы с этой организацией не связаны, и максимально уменьшить издержки в связи с возможным уходом. Таким образом, служба управления персоналом (УЧР) данной организации не должна ориентироваться на то, что все 100 % работников стремятся сделать карьеру именно в этой организации. Стрем
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2878; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.73.248 (0.018 с.) |