ТОП 10:

Темы рефератов и творческих заданий



1. Молодежь в России сегодня: ценностные установки и проблемы.

2. Особенности молодежной культуры.

3. Ценностные ориентации студента-бауманца.

4. Социально-классовые характеристики современного студенчества.

5. Молодежь и политика.

6. Отношение молодежи к армии.

7. Этнический радикализм в молодежной среде.

8. Неформальные молодежные объединения. Общая характеристика.

9. Неформальные молодежные объединения. Характеристика одного направления.

10. Проблема наркомании в молодежной среде.

11. Группы риска в молодежной среде.

12. Игромания среди молодежи как социальная проблема.

13. Проблемы молодой семьи в современной России.

14. Проблема «отцов» и «детей» сегодня.

15. Высшее образование глазами студента.

16. Основные проблемы социализации и ресоциализации.

17. Источники молодежной преступности в современной России.

18. Девиантное и делинквентное поведение молодежи.

19. Формы криминального влияния на повдение молодежи.

20. Проблема лидерства в молодежной среде.

21. Основные формы досуга современной российской молодежи.

22. Нигилизм в молодежной среде.

23. Влияние техносферы на ценностные ориентации молодежи.

24. Молодежь в условиях информационно-компьютерных технологий.

25. Интернет: позитивные и негативные последствия.

 

 

Тема 5. ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Цель – выявление специфики социологического подхода к личности, ее взаимосвязи с обществом.

 

Задачи:

определить понятие личности в социологии;

показать ее структуру и основные типологические модели;

рассмотреть этапы социализации;

проанализировать статусно-ролевые характеристики личности.

План

  1. Понятие личности в социологии.
  2. Социализация личности.
  3. Ролевые теории личности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная литература

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.И.,Попов А.В. Социология: Учебник для вузов. М., 2007;

2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2006

Дополнительная литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2003

2. Артемьев А.И.Социология личности. М., 2003

3. Гидденс Э. Социология. М., 2005

4. Кули Ч. Социальная самость //Американская социология: Тексты. М., 1994

5. Мид Дж. Интернализованные другие и самость //Американская социология: Тексты. М., 1994

6. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений- М., 2006

7. Парсонс Т. Человек в современном мире. М.,1985

8. Смелзер Н. Социология. М., 1994

Ключевые слова: индивид, личность, социализация, ресоциализация, агенты социализации, идентификация, статус, социальная роль, ролевой конфликт.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Понятие личности в социологии.

Основным элементом и необходимым условием существования общества является человеческая личность. Но что включает в себя это понятие? На уровне обыденного сознания мы часто отождествляем понятия «человек», «индивид» и «личность». Но социология их четко разграничивает.

Человек – это самое общее понятие, которое указывает на принадлежность к человеческому роду (homo sapiens) и служит для характеристики универсальных, присущих всем представителям этого биологического вида свойств и качеств.

Индивид – это конкретный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивид рассматривается как единство биологического, психологического и социального начал. Но это скорее количественная характеристика, чем качественная. Качественной характеристикой человека (индивида) выступают понятия «индивидуальность» и «личность». Но «индивидуальность» указывает на психофизиологические особенности человека (индивида), а «личность» - на социальные.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств и свойств, которые составляют ее структуру. Обратите внимание на таблицу. В ней особенности личности сгруппированы в иерархически обусловленные подструктуры по степени влияния на их формирование биологических и социальных качеств.

 

Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)

Краткое название подструктуры К данной структуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биологический уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

 

В социологии «личность» понимается как устойчивая совокупность социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Социально значимые черты и качества индивида формируются и реализуются в процессе взаимодействия с обществом через конкретные социальные группы, институты и общности. И личность выступает здесь не только как объект внешних воздействий, но и как субъект социальных отношений, как активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, устремления, интересы, способный оказывать обратное воздействие на социальную среду.

Понимание личности как субъекта социальной деятельности включает в себя исследование его потребностей, интересов, ценностей, целей, мотивов и стимулов деятельности. Потребности – это исходный источник деятельности. Создателем иерархической теории потребностей считается американский психолог А. Маслоу (1908-1970), который разделил потребности на базисные (потребность в пище, безопасности и др.) и производные, или мета-потребности (в справедливости, порядке, благополучии). Мета-потребности не имеют иерархии, т.к. ценностно равны друг другу.

Схематическое представление иерархии потребностей А.Маслоу.

Будучи осознанными, потребности трансформируются в интересы личности. В свою очередь, интересы, преломляясь через ценностные ориентации, формируют мотивы и цели деятельности. Мотивы – это внутренние побудители деятельности, а внешними побудителями являются стимулы. В отличие от мотивов, являющихся субъективными факторами, стимулы представляют собой объективные факторы и выражают особенности окружающей социальной среды.

Взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию (социальную установку) личности – ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.

Таким образом, «личность» – это интегральное социальное качество, приобретенное индивидом в процессе включения в систему общественных связей и отношений. Взаимодействуя с окружающей социальной средой, личность вырабатывает свои ценностные ориентации, социальные установки (диспозиции) и модели поведения. Формирование новых потребностей, интересов и диспозиций становится важным фактором творческой активности личности, преобразования условий его жизни и, следовательно, развития общества в целом.

Социальная типология личности. Социальный тип личности отражает устойчивые черты характера, сформированные под влиянием историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей в конкретной общественной системе.

В социологии выделяют модальный, базисный и идеальный типы личности. Модальный тип – это усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный тип – это тип личности, наилучшим образом отвечающий потребностям развития общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон будущего.

В современной социологии получила распространение типология личности по ценностным ориентациям. Согласно ей, выделяются пять типов:

  • «традиционалисты» ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества, как самостоятельность, креативность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены весьма слабо;
  • «идеалисты» стремятся к независимости, критически относятся к традиционным нормам, имеют установку на саморазвитие и пренебрегают авторитетами;
  • «фрустрированный тип личности»[7] характеризуется низкой самооценкой и угнетенным самочувствием;
  • «реалисты» сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;
  • «гедонистические материалисты»[8] ориентированы на получение удовольствия и удовлетворения потребительских желаний.

2. Социализация личности.

Социализация - это процесс включения личности в общество, усвоение ею общественного опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. На основе социализации происходит формирование социально значимых качеств личности, которые позволяют ей принимать полноценное участие в жизни общества. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на объект. Социализация требует также деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация не сводится к традиционным понятиям «воспитание» и «образование»; она продолжается в течение всей жизни человека и охватывает все процессы воздействия на него со стороны социального окружения.

В социализации выделяют две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация – это приспособление индивида к социальным условиям, ролевым функциям, социальным нормам, к социальным группам, институтам, организациям, выступающим в качестве сферы его жизнедеятельности.

Интериоризация – это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

Одним из механизмов социализации является идентификация. Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать "я - концепцию" Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) Действие идентификации как механизма социализации связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает. Можно сказать, что действия людей во многом определяется их самооценкой и групповым членством.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которого имеет свою специфику. Этот вопрос по-разному трактуется социологами. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит ее трудовая деятельность и поэтому выделяют три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой (пенсионный). Другие подразделяют социализацию на два самых общих этапа: период первичной социализации (от рождения до формирования личности) и период вторичной социализации (развитие личности на стадии ее социальной зрелости). Третьи предлагают деление социализации в зависимости от жизненных циклов человека (детство, юность, зрелость, старость).

 

В любом случае социализация наиболее активно осуществляется на начальных этапах, когда формируется личность ребенка и происходит его подготовка к взрослой жизни. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в ходе которых дети осваивают будущие социальные роли.

В процессе вторичной социализации личности очень значимым для личности может быть ресоциализация, потребность в которой возникает при серьезных изменениях в жизни человека и всего общества, когда ранее приобретенные знания, ценности, роли и навыки потеряли свое определяющее значение. Ресоциализация – это процесс усвоения личностью новых, более адекватных изменившимся условиям жизни, знаний, ценностей, ролей и навыков.

Формирование личности происходит в процессе воздействия на нее различных социальных групп, институтов, которые заинтересованы в том, чтобы человек усваивал определенные социальные ценности и осваивал конкретные социальные роли. Это – агенты и институты социализации. Среди них можно выделить:

· Отдельные личности – агенты социализации, воздействующие на индивида в процессе обучения и воспитания (родители, учитель и др.);

· Учреждения – институты социализации, которые направляют социализацию, контролируют ее протекание (школа, вуз и др.).

· Средства массовой информации (особенно, телевидение) телепередач легко усваивается, имеет символическое содержание, обеспечивает усвоение ценностей и стандартов поведения.

Существует множество теорий социализации, но мы обратим внимание на наиболее известные: теории Ч. Кули, Дж. Мида, З. Фрейда.

Ч.Кули выдвинул теорию «зеркального Я», согласно которой человеческое «Я» открывается через реакцию других людей. Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ «Я» человека. Он включает:

  • Представление том, «каким я кажусь другому человеку»;
  • Представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;
  • Вытекающее из этого специфическое «чувство» гордости или унижения («самоуважение»).

 

По мнению Дж.Мида, сознательное «Я» вырастает в социальном процессе. Ребенок обнаруживает свое «Я» как существо, обладающее определенными намерениями только во взаимодействии с другими. Если он будет общаться с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребенку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир.

Дж.Мид полагал, человек может быть объектом для самого себя, одновременно будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса Дж.Мид обозначает «Я» ( I) и «Меня» ( me), где «Я» отражает субъективный аспект процесса формирования собственной индивидуальности, а «Меня» - объективный.

Дж.Мид утверждает, что мы обретаем ощущение индивидуальности, когда подходим к себе с той же меркой, как и к другим людям. При этом мы «принимаем на себя роль других в отношении самих себя». Мы одновременно являемся субъектом – наблюдателем и объектом – наблюдаемым. В собственном воображении мы принимаем позицию другого человека и с этой позиции изучаем и оцениваем самих себя. По мнению Дж.Мида, «обобщенный другой» - это средство связи каждого из нас с обществом. С помощью «обобщенного другого» мы впитываем в себя (интериализуем) организованную систему взглядов нашей группы и/или всего общества так, что социальный контроль превращается в самоконтроль.

Задача теории З.Фрейда – объяснить причины психологических конфликтов, возникающих у современного З.Фрейду европейца в процессе социализации.

По Э.Фрейду личность состоит из трех основных компонентв: «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «Сверх-Я» (Superego). «Оно» - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. «Я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-Я» - носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Человек в процессе взросления преодолевает противоречия между «Оно» и «Сверх-Я», т.е. между физиологическими влечениями и ограничивающими их социальными нормами.

 

3. Ролевые теории личности.

Организационно-регулирующим механизмом социализации является система статусов и ролей. Общее понимание, что такое социальный статус и социальная роль, вы можете прочитать в теме «Социальная структура».

Зная социальный статус конкретного человека, мы можем ожидать от него типичный набор действий, соответствующего статусу поведения, т. е. мы ожидаем выполнения соответствующей статусу социальной роли.

Понятие «социальная роль» появилось в начале XX века в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, а затем оно разрабатывалась в работах Дж. Мида, Т.Парсонса, Р.Линтона, Дж. Морено и др.

Дж. Мид акцентировал внимание на механизмах «научения ролей», освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны «значимых» для данного индивида лиц, с которыми он вступает в общение.

Р. Линтон обратил внимание на социально-культурную природу ролевых ожиданий и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций.

Т. Парсонс одним из первых попытался систематизировать социальные роли. Он считал, что любая роль описывается пятью основными характеристиками:

1) эмоциональной – одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности;

2) способом получения – одни предписываются, другие завоевываются;

3) масштабом – часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая – размыта;

4) формализацией – действие в строго установленных правилах либо произвольно;

5) мотивацией – на личную прибыль, на общее благо и т.д.

Любая роль характеризуется некоторым набором этих пяти свойств.

Дж. Морено в своей книге «Кто должен выжить?» классифицирует социальные роли следующим образом:

· «психосоматические роли», когда поведение связано с основными биологическими потребностями, определенными культурой;

· «психодраматические роли», когда поведение личности определяется в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения;

· «социальные роли», когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Но любая роль не является чистой моделью поведения. Как правильно отмечает в своей работе В. Харчева[9], процесс реализации ролей зависит от:

· биопсихологических возможностей человека, которые могут способствовать или тормозить выполнение той или иной социальной роли;

· личностного образа, определяющего комплекс идеальных черт, которые человек должен проявлять при выполнении ролей, а также комплекс идеальных способов поведения, которые группа ожидает от человека;

· характера роли, принятой в группе, и характера социального контроля, призванного следить за выполнением членами группы ролевого поведения;

· структуры группы, ее сплоченности и степени идентификации индивида с группой.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого поведения. Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если эти ожидания не оправдываются, то возникает конфликт между личностью и обществом.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описания типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания (требования), связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли;

4) санкция – социальные последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей практически одновременно, между ролями может возникнуть ролевой конфликт. Ситуация, когда человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требованиям двух и более несовместимых ролей называется ролевым конфликтом. Но ролевой конфликт может быть не только между ролями, но также и в пределах одной роли.

Ролевой конфликт может быть разрешен посредством рационализации, разделения и регулирования ролей.

Рационализация роли – это неосознанный поиск неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли с целью собственного успокоения.

Разделение ролей снижает ролевую напряженность путем временного изъятия из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида. При этом человек как бы переключает свои роли, чередует их, избавляясь от неприятного несоответствия.

Регулирование ролей – формальная процедура, посредством которой индивид освобождается от личной ответственности за последствия выполнения им той или иной роли.

Первые два вида действий считаются неосознанными защитными механизмами, третий же способ в основном используется осознанно и рационально.

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. В чем сущность социологического подхода к личности?

2. Определите разницу между понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

3. Какова структура личности?

4. Какова структура потребностей по А. Маслоу?

5. Определите разницу между модальной и базисной личностью?

6. Приведите пример типологии личности.

7. Что понимается под социализацией личности?

8. Назовите основные теории социализации.

9. Назовите этапы социализации?

10. Кто является агентами социализации?

11. Что такое ресоциализация?

12. Чем социальный статус отличается от социальной роли?

13. Назовите основные ролевые теории.

14. Что такое ролевое поведение и чем оно может быть обусловлено?

15. Что такое ролевой конфликт?

16. Как можно разрешить ролевой конфликт?

 

Задания

1. Как вы считаете, каждый ли человек является личность? Может ли человек не сформироваться как личность? При каких условиях это возможно?

2. Ниже приведены суждения. Определите, какие из них правильные, а какие – нет:

2.1. Социализация есть способ изменения и развития культуры;

2.2. Социализация – это совокупность традиций, обычаев, норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра;

2.3. Главная функция религии – социализация членов общества;

2.4. Если действие регулярно приводит к неудаче, то мотивация возрастает;

2.5. Близкие родственники являются агентами первичной социализации, а дальние родственники – агентами вторичной.

3. Сравните, как протекает процесс социализации у мальчиков и девочек. Есть ли отличия? С помощью каких средств социализации и каким образом формируются желательные образцы мужского и женского поведения? Каковы будут социальные последствия?

4. Взрослые и дети отличаются друг от друга множеством признаков: соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов; объемом приобретенных знаний; умением принимать необходимые решения в сложных ситуациях; умственными способностями; отношением к опасности. Добавьте еще 3 – 4 положения.

5. Используя ролевые характеристики Т. Парсонса, сравните между собой следующие роли:

5.1. - лектор и аудитория

5.2. - начальник и подчиненный

5.3. - отец и сын

5.4. - профессор и сосед

6. Опишите, какие статусы вы занимаете на настоящее время, какие роли играете. Выберите главные из них.

7. Приведите примеры рационализации, разделения и регулирования ролей.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.59.154 (0.015 с.)