ТОП 10:

Девиантное поведение и его виды.



Итак, социальный контроль – сложная регулятивная социальная система, стимулирующая исполнение индивидом общепринятых культурных норм. Однако люди и группы, реализуя собственные интересы, могут нарушать установленные нормы, действовать вопреки сложившимся правилам. В таком случае говорят об отклоняющемся (от общепринятых норм) поведении, или о девиации (девиантном поведении).

Девиантное поведение охватывает широкий спектр поступков, выходящих за рамки среднестатистической нормы. Это могут быть различные нарушения общественного порядка (от разговоров на лекции до тягчайших преступлений) или проявления экстраординарных способностей (необыкновенные физические возможности или интеллектуальная гениальность). Покушения на общественный порядок чреваты социальной нестабильностью и нарушением общественных связей, тогда как необыкновенные способности приводят зачастую к созданию новых знаний, технологий, инновационным прорывам и новым формам общественной жизни, что важно для развития общества. Для различения разнообразных форм девиации используют следующую шкалу отклоняющегося (девиантного) поведения:

1) Девиации (в узком смысле) – любые отступления от общественных норм (как отрицательные, так и положительные), не затрагивающие основ общественного порядка, закрепленных в нормах права. Шумное поведение в общественных местах, разговоры на лекции, необычный внешний вид, необыкновенные возможности устного счета – примеры девиации. Большинство людей время от времени совершают девиации. Тем самым они проверяют границы действующих норм, согласовывают свои интересы с общественными потребностями. Девиации являются условием развития общества, способом изменения норм в соответствии с изменяющимися социокультурными обстоятельствами.

2) Делинквентное поведение – поступки, вступающие в противоречие с существующими нормами права, однако не затрагивающие основ существующего общественного строя. Это могут быть различные административные правонарушения – переход улицы в неположенном месте или безбилетный проезд, курение в здании Университета или сквернословие в общественном месте. Такие отклонения от общественно одобряемых норм культуры и права мешают нормальной жизнедеятельности коллективов и общества в целом и наказываются с помощью санкций.

3) Криминальное поведение – общественно опасное поведение, наказуемое с точки зрения уголовного права, ставящее под угрозу сам факт существования данного общества и его основных сфер жизни (грабеж, убийство, насилие, терроризм). Особой разновидностью криминального поведения является организованная преступность. Общество в лице государства активно борется с криминальным поведением, создавая специальные структуры и организации: милицию, суд, тюрьму, прокуратуру и т.д.

Социологов интересуют причины воспроизводящегося девиантного поведения в обществе. Рассмотрим наиболее влиятельные социологические теории девиации.

Теория аномии выдвинута одним из классиков социологии Эмилем Дюркгеймом, который этим термином обозначил общественное состояние, в котором старая система ценностей и обусловленных ею норм перестает быть привлекательной и действенной для большинства членов общества, а новая система норм еще не сложилась или является крайне противоречивой, что не позволяет индивидам осуществлять осознанный законопослушный выбор поступков. Такое состояние характерно для периодов общественных кризисов, когда люди не могут координировать свое поведение с помощью старых норм, потому что те уже не отвечают реальности, а новые нормы еще слишком туманны и неопределенны, чтобы служить эффективными ориентирами поведения. В такое время резко возрастает число девиаций.

Теорию аномии активно использовал американский ученый Р.Мертон для описания реалий современного общества, в котором четко обозначился конфликт между провозглашаемыми ценностями и нормами и невозможностью их реализации для большинства людей. Для российского общества тоже характерно противоречие между провозглашаемыми ценностями богатства и материального благополучия и реальными условиями жизни большинства россиян. Р.Мертон выделил для такого общества следующие характерные типы девиации:

1. Конформизм – стремление согласовывать средства достижения с провозглашаемыми ценностями, хотя они могут расходиться с прежними традициями или даже установками самого индивида.

2. Инновация – стремление к достижению новых идеалов и ценностей общества любыми средствами, даже противозаконными.

3. Ритуализм имеет место в случаях, когда люди не принимают новые цели, но механически используют одобряемые обществом средства для их достижения.

4. Ретритизм состоит в неприятии ни новых ценностей и целей, ни новых средств их достижения. Люди фактически устраняются от общества, выпадают из нормального хода жизнедеятельности, ведут асоциальный образ жизни.

5. Бунт означает активный протест против новых ценностей и новых видов их освоения. Люди предлагают свои альтернативные ценности и стили жизни.

Вторая социологическая теория девиации – теория культурного переноса. Восходит к французскому социологу Габриэлю Тарду, который еще в 19 веке объяснял отклоняющееся поведение индивидов подражанием своему окружению. Современные социологи используют эту теорию для объяснения девиантного поведения, характерного для целых поселений, отдельных субкультур, национальных и религиозных групп и т.п.

Теория конфликтов объясняет девиантное поведение социальными противоречиями и несправедливыми общественными отношениями, которые вынуждают угнетенные слои населения противостоять правящим классам с помощью особых видов деятельности или совершать противоправные поступки, видя безысходность своего экономического положения.

Еще одна социологическая теория – теория стигматизации – объясняет причины девиантного поведения в обществе обратной реакцией («навешиванием ярлыков») окружающих людей на проступки. Человек, получивший в глазах общественного мнения статус девианта, начинает вести себя соответствующим образом, потому что другие ожидают от него такого поведения. Эта теория позволяет объяснить явление первичной девиации, т.е. первоначального отступления от принятых норм.

Итак, социальный контроль представляет систему регуляции общественного поведения с помощью принятых в обществе культурных норм, способов освоения их индивидами и превращения во внутреннюю программу поведения, а также санкций (ответных действий), стимулирующих их исполнение. Социальный контроль подразумевает наличие в обществе девиантного (отклоняющего от норм поведения), которое, с одной стороны, позволяет уточнить границы действующих норм, а с другой, служит источником адаптации культуры к постоянным социальным изменениям.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что называют социальным контролем? Из каких основных элементов он состоит?
  2. Каковы основные виды санкций?
  3. Что такое девиантное поведение? Какие бывают девиации?
  4. Чем отличается делинквентное и криминальное поведение?
  5. Что такое нормы и правила поведения? Зачем они существуют в обществе?
  6. Какие методы социального контроля Вы знаете?
  7. Чем отличается формальный контроль от неформального?
  8. Кто такие агенты формального контроля? А агенты неформального контроля?
  9. Каковы внутренние механизмы социальной регуляции поведения?
  10. Какие существуют способы взаимодействия внешних и внутренних факторов социального контроля?
  11. Что такое мотивация труда и какой она может быть?
  12. Какие социологические теории девиации Вы знаете?

 

Задания

1. Приведите примеры девиантного, делинквентного и криминального поведения.

2. Используя учебник: Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология (М.,2007), попытайтесь объяснить, почему существует несколько теорий, описывающих причины девиантного поведения.

3. Попробуйте определить, как в современном обществе проявляются девиации, выделенные Р.Мертоном с точки зрения теории аномии?

4. Приведите примеры норм: групповых и общекультурных; рекомендуемых, желательных и обязательных.

5. Сформулируйте образцы санкций: положительных формальных, отрицательных формальных, положительных неформальных, отрицательных неформальных.

6. Расскажите, какими методами малая группа может регулировать поведение своих членов. А общество в целом?

7. Как вы думаете, какие санкции ожидают человека в случае: грубого поведения, неуважения к старшим, невыполнения домашнего задания, несдачи экзамена, курения в Университете, игры в азартные игры в Университете, появления в аудитории в шапке и пальто, сквернословия, перехода улицы на красный свет светофора, неуплаты налога?

8. Составьте список Ваших ценностных ориентаций, проанализируйте, попробуйте объяснить их социальный смысл.

9. Попытайтесь сформулировать способы повышения мотивации труда.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.202.194 (0.009 с.)