ТОП 10:

Многообразие профессиональных картин мира инженеров.



При подготовке второго вопроса следует осмыслить природу многообразия профессиональных картин мира инженеров.

Представления: о профессии вообще строятся на совокупности знаний, которые отражают личную картину мира человека и требований, предъявляе­мых к нему профессией. Профессиональное становление - длительный жизненный процесс, один из аспектов общего развития личности. Большое место в профессиональном самоопределении занимает процесс самопонимания личности. Этот процесс складывается из формирования адекватной картины профессионального мира, представлений о самом себе и соотнесение этих двух образов.

Все еще бытует представление, что если человек конструирует, модели­рует и эксплуатирует технику, значит он «технарь», и ему нужны знания по сугубо техническим дисциплинам (математике, физике, геометрии, черче­нию и т.п.), а в знаниях по гуманитарным дисциплинам не нуждается. Во-вторых, инженерная профессия предполагает развитие только технических наклонностей специалиста, а все остальные умения являются второстепен­ными. В-третьих - непонимание того, что инженер создает, модернизирует и эксплуатирует технические устройства для человека и поэтому для созда­ния образцов, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности человека ему нужно чувствовать процессы, происходящие в обществе.

В промышленно развитых странах, прежде всего в США, уже к пятидесятым годам XX в. в основном была преодолена широко распространенная ранее узкая специализация в: подготовке инженеров. Сейчас она ведется по 22 специальностям /на бывшем постсоветском пространстве в последние годы велась по 65/ с преобладанием общенаучного и общеинженерного содержания. Причем примерно 20% учебного плана составляет социально-гуманитарный цикл. Узкая специализация проводится в первые годы работы непосредствен­но на производстве.

В целом, в западном и американском обществах отношение к инженерному делу выражается в очень емких словах президента Массачусетского техно­логического института: "Профессиональный инженер живет и работает в общественной системе и должен понимать особенности культурных, челове­ческих ценностей. Курс гуманитарных наук нельзя рассматривать как простое украшательство вроде глазури на торте".

В последние годы на всем постсоветском пространстве проблема гуманита­ризации высшего технического образования становится все острее, в связи с тем, что снижено государственное регулирование многих общественных процессов. Сама деятельность инженера столь разнообразна, что требует столь же разнообразных знаний и навыков, выходящих за рамки узкоспециаль­ного технического знания. Главное направление процессов гуманизации и гуманитаризации состоит в расширении кругозора инженеров, в создании представлений о месте инженерных разработок в структуре потребностей общества в целом.

Вместе с тем на формирование образа мира конкретного субъекта ока­зывает влияние его профессия. Каждой профессии или группе профессий присущ свой способ построения образов объектов мира, а значит, пред­ставления мира в целом. Профессиональный компонент субъективного опыта является одной из составляющих образа мира. Профессионалы, принимающие свою профессию как обрат жизни, приобретают особое видение окружающего мира, особую его категоризацию.

Субъективная модель мира формируется у профессионала во взаимодействии со специфическим объектом труда, зависит от субъективного участия в распределенном труде, от типа трудового общения, от направленности обу­чающего воздействия при обучении профессией. Субъективный мир человека, строй его личности, определяя профессиональную направленность, сам трансформируется, приближаясь к профессиональному групповому инварианту - миру профессии. Профессиональное видение мира - система отношений специалиста-профессионала с объектами мира. Конструкт "профессиональное видение мира" дает возможность определить, что конкретно от профессии вносится в образ мира, как происходит становление профессионального видения мира в реальном процессе обучение, специализацию внутри профессии.

В современной психологии существует направление, изучающее познава­тельные стили, т.е. стили получения, хранения и переработки информации человеком. Одна из типологий познавательных стилей, разработанная зару­бежными авторами А.Харрисоном и Р.Брэмсоном была адаптирована отечественными исследователями А.А.Алексеевым и Л.А.Громовой.

История философии и науки позволяет наделить следующие 5 основных интеллектуальных стилей.

1. Синтетический. Типичным представителем данного стиля является видающийся немецкий философ Георг Вильгельм Гегель. Своеобразие ума таких людей проявляется к склонности строить из множества отдельных элементов - явлений фактов; целостный взгляд на проблему, в рамках которого совмещаются идеи, казалось бы, в принципе несовместимые.

2. Идеалистический. Типичным представителем данного стиля является другой выдающийся немецкий философ Иммануил Кант. Для людей этого типа характерен - аналогично представителям синтетического стиля - широкий взгляд на вещи, однако последний основывается на интуитивных оценках, на догадках, озарениях. Конкретные факта, цифры, требования формальной логики людьми с подобным складом ума, как правило, недо­оцениваются или новее игнорируются.

3. Прагматический. Типичным представителем его был известный американский мыслитель и педагог Дюн Дьюи. В основе интеллектуальной деятельности людей с таким складом ума лежит непосредственный личный опыт, сквозь призму которого ими оцениваются знания и отыскиваются подходы к решению проблем. Проблемы выявляются и формулируются на основе практического экспериментирования.

4. Аналитический. Типичным представителем данного стиля был известный математик Готфрид Вильгельм Лейбниц. Для людей подобного типа характерна тщательная, систематическая, осторожная манера анализа проблемы с установкой на изучение всех возможных вариантов ее решения,

5. Реалистический. Типичным представителем данного стиля был англий­ский философ Джон Локк. Люди с подобным складом ума верят в реальность только того, что можно непосредственно увидеть и "попробовать". При этом факт воспринимаются" ими как одновременно и исходная и конечная ценность.

Мировоззрение человека в нашем конкретном случае специалиста-инже­нера определяется, однако, не только стилем его познавательной: деятель­ности. Отечественным психологом В.И.Гарбузовым была разработана кон­цепция социальных инстинктов. Социальный инстинкт - это фиксированная программа приспособления, самосохранения и продолжений" рода, отношения к себе и другим. Инстинкты человека - качественно иная, по сравнению с животными, программа адаптации. Обычно у человека один или несколь­ко инстинктов доминируют, а остальные выражены- слабее. Из доминирования того или иного инстинкта вытекает первичное различие людей.

В.И.Гарбузов выделяет 8 типов людей по доминированию у них того или иного инстинкта.

1. Инстинкт самосохранения, эгофильный тип. Доминирует самосохранение. Эволюционная целесообразность наличия такого типа людей заключается в том, что они, сохраняя себя, являются храни­телями генофонда рода.

2. Инстинкт продолжения рода, генофильный тип. Доминирует инстинкт продолжения рода.

3. Альтруистический тип. Инстинкт альтруизма. Доминирует инстинкт альтруизма. Кредо - "Доброта спасет мир, доброта превыше всего". Эволюционно такой тип необходим как хранитель доброты, жизни, человечности.

4. Инстинкт агрессивности, агрессивный тип. Люди агрессивного типа максимально выносливы, мало чувствительны к боли, бесстрашны, упорны, неудержимы в достижении цели.

5. Инстинкт исследования", исследовательский тип. Доминирует инстинкт исследования.

6. Инстинкт доминирования, доминантный тип. Преобладает инстинкт доми­нирования.

7. Инстинкт свобода, либерофильный тип. Доминирует инстинкт свободы.

8. Инстинкт сохранения достоинства, дигинофильный тип. Доминирует инстинкт сохранение достоинства.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.70 (0.004 с.)