Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие бюрократии. Модели М. Вебера и Р. Мертона.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Термин «бюрократия» был впервые введен в оборот в 1745 году физиократом и экономистом Винсеном де Гурнай в отрицательном значении, обозначив так исполнительную власть. В научной оборот это понятия вошло благодаря Максу Веберу. БЮРОКРАТИЯ (bureaucracy) (от франц. bureau — канцелярия и греч. кратос — власть) — система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом. Таким термином принято называть организацию, состоящую из лиц, должности и посты которых образуют иерархическую лестницу с различными формальными правами и обязанностями. Формы правления бюрократии представляют собой не что иное, как формы правления в классических греческих полисах: олигархия, автократия и демократия. Современный буржуазный вид демократии возник в Европе в XIX веке и был связан с развитием фабричной системы, усложнением структуры организационных групп. Начиная с Макса Вебера исследовали теорию бюрократии Мертон, Бендикс, Ф. Селзник, Гоулднер, Крозье, Липсет и др.Теория бюрократии Макса Вебера оказала огромное влияние на развитие социологии в ХХ веке. Эта теория положила начало целому разделу социологической науки - социологии организаций. Бюрократия, ее характерные свойства в соответствии с учением Макса Вебера: 1. Обязанность и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду. 2. Иерархия должностей и позиций, доминирование определенной должности над остальными. 3. Специфика функций каждой из должностей и позиций, компетентность по узкому кругу проблем. 4. Работа сотрудников на основе контракта 5. отбор членов организации производится на основании их квалификации. 6. Зарплата зависит от уровня сотрудника в иерархической лестнице организации. 7. карьерная структура, в которой возможно продвижение по заслугам и старшинству. 8. Строгая служебная дисциплина и контроль над ней. Макс Вебер, благодаря выделению характеристик специфичных для бюрократии, вывел тип идеального управления организацией. Бюрократия представляет собой эффективную систему управления, ей присущи рационализация, строгая ответственность, координация в решении задач, безличные правила, иерархическая зависимость. У М. Вебера существует две формы бюрократии – частная и государственная. Методологический подход Р. Мертона в дальнейшем некоторыми авторами был положен в основу изучения такого дисфункционального явления бюрократии, как коррупция. Р. Мэртоном, американским социологом, была предложена теория неэффективности бюрократического механизма. Согласно этой теории, характерное для бюрократии постоянное неукоснительное следование формальным правилам, уступчивость и конформизм, проявляющиеся при этом, приводят к потерям индивидами способности принимать самостоятельные решения. Постоянная опора на правила и руководство к действию приводят к тому, что их соблюдение становится основной задачей и результатом. Все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и в конечном счете от компетентности. Мертон назвал данное явление "обучением неспособности". Следствием этого является утрата гибкого поведения организации, кастовость, замкнутость бюрократов и их возвышение над другими людьми. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р. Мертон ввел специальный термин - «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации. Даже при учете опасности потери компетентности и «обюрокрачивании» деятельности в сфере управления бюрократия в настоящее время остается работоспособной моделью. При соответствии принципов бюрократии М. Вебера, такая организация станет практически идеальной формой современного управления, благодаря своей обособленности в обществе, способности к самоорганизации, защите своих прав.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.01 с.) |