Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие бюрократии. Модели М. Вебера и Р. Мертона.

Поиск

Термин «бюрократия» был впервые введен в оборот в 1745 году физиократом и экономистом Винсеном де Гурнай в отрицательном значении, обозначив так исполнительную власть. В научной оборот это понятия вошло благодаря Максу Веберу. БЮРОКРАТИЯ (bureaucracy) (от франц. bureau — канцелярия и греч. кратос — власть) — система управления, основанная на вертикальной иерархии и призванная выполнять поставленные перед нею задачи наиболее эффективным способом.

Таким термином принято называть организацию, состоящую из лиц, должности и посты которых образуют иерархическую лестницу с различными формальными правами и обязанностями. Формы правления бюрократии представляют собой не что иное, как формы правления в классических греческих полисах: олигархия, автократия и демократия.

Современный буржуазный вид демократии возник в Европе в XIX веке и был связан с развитием фабричной системы, усложнением структуры организационных групп. Начиная с Макса Вебера исследовали теорию бюрократии Мертон, Бендикс, Ф. Селзник, Гоулднер, Крозье, Липсет и др.

Теория бюрократии Макса Вебера оказала огромное влияние на развитие социологии в ХХ веке. Эта теория положила начало целому разделу социологической науки - социологии организаций.

Бюрократия, ее характерные свойства в соответствии с учением Макса Вебера:

1. Обязанность и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду.

2. Иерархия должностей и позиций, доминирование определенной должности над остальными.

3. Специфика функций каждой из должностей и позиций, компетентность по узкому кругу проблем.

4. Работа сотрудников на основе контракта

5. отбор членов организации производится на основании их квалификации.

6. Зарплата зависит от уровня сотрудника в иерархической лестнице организации.

7. карьерная структура, в которой возможно продвижение по заслугам и старшинству.

8. Строгая служебная дисциплина и контроль над ней.

Макс Вебер, благодаря выделению характеристик специфичных для бюрократии, вывел тип идеального управления организацией. Бюрократия представляет собой эффективную систему управления, ей присущи рационализация, строгая ответственность, координация в решении задач, безличные правила, иерархическая зависимость. У М. Вебера существует две формы бюрократии – частная и государственная.

Он предложил понимать под бюрократией рациональную работу учреждений, в которой каждый элемент работает максимально эффективно. После этого в ситуациях плохой работы чиновников (волокита, требующая оформления многих лишних документов и долгого ожидания решения) стали вести речь не о бюрократии, а о бюрократизме, разведя два этих понятия. Если первоначально понятие «бюрократия» употребляли только в связи с правительственными учреждениями, то сейчас его используют при определении любой крупной организации, имеющей большой и разветвленный штат управленцев («корпоративная бюрократия», «профсоюзная бюрократия» и др.). Бюрократическое, т.е. бюрократическо - монократическое управление делами в чисто техническом отношении приближается к наиболее совершенному труду в смысле точности, постоянства, дисциплины, подтянутости и надежности, интенсивности и экстенсивности труда, в его формально универсальной применимости к любым задачам. Во всех этих смыслах оно является самой рациональной формой господства. Развитие "современных" форм союзов во всех областях (государство, церковь, армия, партия, хозяйственное предприятие, союз по интересам, общество, учреждение и пр.) просто означает развитие и постоянное усиление бюрократического управления: к примеру, его возникновение является зародышем современного западного государства. Вся непрерывная работа происходит благодаря чиновнику в бюро. И если бюрократическое управление является повсеместно самым рациональным в формально-техническом отношении, то оно сегодня просто необходимо для личного или делового управления массами. Существует выбор лишь между "бюрократизацией" и "дилетантизацией" управления, и преимуществом бюрократического управления являются профессиональные знания, полная незаменимость которых обусловливается современной техникой и экономикой. Капитализм требует на своей сегодняшней стадии развития бюрократию, и, несмотря на то, что они выросли из разных исторических корней, капитализм также является самым рациональным экономическим основанием (т.к. поставляет в распоряжение государственной казны необходимые денежные средства), на котором государство может существовать в самой рациональной форме. Бюрократическое правление означает господство на основе знания — в этом заключается его специфически рациональная основа. Свое могущественное положение у власти на основе профессионального знания бюрократия лишь усиливает за счет должностного (служебного) знания: знания фактов, приобретенного при продвижении по службе или "из документов". Превосходит бюрократию по профессиональному знанию и знанию фактов в своей области интересов лишь частное лицо, заинтересованное в прибыли, а именно: капиталистический предприниматель. Он является единственной инстанцией, действительно невосприимчивой (хотя бы относительно) - к необходимости рационального бюрократического господства на основе знаний. Признавая эффективность бюрократии, Вебер выражал опасение, что ее неизбежное повсеместное развитие приведет к подавлению индивидуальности, утрате ею личностного начала.

Методологический подход Р. Мертона в дальнейшем некоторыми авторами был положен в основу изучения такого дисфункционального явления бюрократии, как коррупция. Р. Мэртоном, американским социологом, была предложена теория неэффективности бюрократического механизма. Согласно этой теории, характерное для бюрократии постоянное неукоснительное следование формальным правилам, уступчивость и конформизм, проявляющиеся при этом, приводят к потерям индивидами способности принимать самостоятельные решения. Постоянная опора на правила и руководство к действию приводят к тому, что их соблюдение становится основной задачей и результатом. Все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и в конечном счете от компетентности. Мертон назвал данное явление "обучением неспособности". Следствием этого является утрата гибкого поведения организации, кастовость, замкнутость бюрократов и их возвышение над другими людьми. Стандартная процедура принятия решений зачастую, проходя все необходимые инстанции и согласования, занимает столько времени, что само решение становится уже устаревшим и ненужным. Для описания этой ситуации Р. Мертон ввел специальный термин - «бюрократический ритуализм», обозначающий такую поглощенность правилами и установлениями, которая ставит под угрозу достижение целей организации.

Р. Мертон применил к анализу бюрократии понятие дисфункции. Наиболее распространенной дисфункцией бюрократической организации, по мнению Мертона, является перенос ее функционерами акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства (иерархизация власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование правилам, инструкциям и т. д.) превращаются в самоцель. Сюда же относится возникновение наряду с рациональными иррациональных целей внутри бюрократической организации, замещение главных целей побочными и т. д.

Даже при учете опасности потери компетентности и «обюрокрачивании» деятельности в сфере управления бюрократия в настоящее время остается работоспособной моделью. При соответствии принципов бюрократии М. Вебера, такая организация станет практически идеальной формой современного управления, благодаря своей обособленности в обществе, способности к самоорганизации, защите своих прав.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.199 (0.01 с.)