Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные регуляторы поведения личности и мотивация трудовой активности работника.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Поведение и взаимоотношения людей в обществе направляется и корректируется посредством социального контроля. Необходимо отметить, что социальный контроль представляет собой сложное переплетение внешних для индивида норм, правил, ценностей и внутренних убеждений, потребностей, интересов, установок. Чем в большей степени произойдет приятие, усвоение (интериоризация) человеком общекультурных норм и правил, внутреннее согласие с ними, осознание их правильности и необходимости, тем корректнее будет поведение индивида, тем в большей степени оно будет согласованно с общественно приемлемыми формами деятельности. Выделяют три основных способа взаимодействия внешних и внутренних факторов социального контроля: 1. Принуждение. Социальные нормы представляют чуждую для индивида силу, которой он вынужден подчиняться, чтобы избежать общественного преследования и наказания. 2. Групповое давление. Будучи всегда включенным в ту или иную первичную социальную группу (семью, компанию друзей, учебную группу, производственную бригаду и т.п.), индивид должен разделять и выполнять необходимый минимум принятых данной группой культурных норм, чтобы считаться своим в этой группе и полноправно участвовать в ее взаимодействиях. Усвоение культурных норм может быть крайне поверхностным, главное, чтобы человек выполнял определенные правила. При переходе в другую группу индивид легко переключается на иные, характерные для другой группы способы поведения. 3. Социализация. Глубокое освоение индивидом норм и правил культуры, превращение их во внутреннюю программу действий, полное согласие с ними и желание поступать в соответствии с ними. Решение, не совпадающее с социально одобряемым, воспринимается как неуместное, неприемлемое и опасное. В ходе социализации социальный контроль приобретает очень важный составной элемент, называемый самоконтролем. Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Нарушая их, люди испытывают чувство неловкости или вины. В процессе социализации у человека формируются и приобретают функции внутренних регуляторов поведения потребности, ценностные ориентации и социальные установки. В совокупности они обеспечивают внутренние побуждения, мотивацию поведения индивида. Формируясь под влиянием общества, внутренние механизмы поведения являются социально обусловленными. Основным источником активности человека являются потребности – ощущение нужды в чем-либо необходимом для жизни. Различают потребности физического существования (в пище, одежде, жилище и т.п.), потребности социального существования (в материальном благополучии, уважении, принадлежности к группе) и потребности социального развития личности (стремление к познанию, общению и деятельности). Потребность быть личностью подразумевает стремление к раскрытию своих способностей, самореализации в творчестве, к признанию и оценке со стороны других людей. Это побуждает человека к овладению различными видами деятельности, росту профессионализма, повышению уровня образования и креативности. Человеческие потребности определяют мир ценностей личности. Ценности – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, зло, благо, идеал, дружба, любовь и т.п. Ценности выступают в качестве аксиом, как очевидные представления, они не подвергаются сомнению, служат эталоном и идеалом для всех людей данного общества. Отдельные индивиды под влиянием жизненных обстоятельств и личных склонностей предпочитают тот или иной набор (порядок) общественных ценностей. В таком случае говорят о ценностной ориентации личности. В процессе социализации люди усваивают социальный набор ценностей, в качестве которых выступают: предметы и вещи, знания и увлечения, группы и организации, другие люди и человеческие отношения. Человек, воспитывающийся в обществе, не может усвоить ценностей, которых в нем нет. Следовательно, ценностные ориентации индивида социально обусловлены. Чем более полный набор социальных ценностей усвоил и интериоризировал индивид, тем более адаптирован он к жизни в обществе. Ценностные ориентации проявляются в стремлениях человека достичь социально одобряемых результатов, используя наиболее предпочитаемые способы и средства. В конце 70-х годов российскими социологами под руководством В.А. Ядова было проведено исследование саморегуляции социального поведения инженеров ряда проектных организаций. Было установлено, что предпочтительные способы деятельности и средства достижения цели выбираются представителями одной социально-профессиональной группы (в данном случае инженеров) в зависимости от индивидуальной ценностной ориентации, где лидирующее положение занимали либо труд, либо семья, либо досуг. В случае ценностной ориентации главным образом на труд, социологи имели дело с «инженерами по призванию». Эта группа инженеров меньше интересовалась материально-бытовыми условиями работы, сколько ценила творчество и самостоятельность в своей профессиональной деятельности. Более многочисленной была группа «инженеров-исполнителей», у которых преобладала ориентация на семейно-бытовую сферу и материальную обеспеченность. В работе их интересовала главным образом зарплата. Поэтому их не очень интересовало содержание работы, они предпочитали «делать то, что положено». Немногочисленную группу составили «инженеры поневоле». Характер работы их не интересовал вообще, а ценностная ориентация имела гедонистическую направленность на здоровье. Неутомительный режим работы, возможность отдыха и т.п. Приятно, что наиболее многочисленной оказалась группа инженеров, которых социологи назвали гармоничными, поскольку они имели сбалансированную ориентацию на работу, семью и полноценный досуг в качестве отдыха после работы. О мотивах поведения реальных людей свидетельствуют также социальные установки – социально сформированная предрасположенность к восприятию отдельных социальных объектов и ситуаций. Установки формируют отношение к тем или иным людям и событиям, готовность действовать определенным образом в тех или иных ситуациях. Под влиянием жизненных ситуаций человек может менять установки в соответствии с изменившимися обстоятельствами, однако они составляют важную часть его социальной ориентации. Потребности, интересы, ценностные ориентации, выступая социальными регуляторами поведения личности, могут являться источником мотивации трудового поведения работника. Общество заинтересовано в добросовестном творческом труде своих представителей. Стимулируя с помощью системы социального контроля ориентированные на труд формы поведения и наказывая противоположные, общество воспитывает у человека совокупность мыслей и чувств, побуждающих к активной деятельности, направленной на коллективное благо. Поощряя трудовую деятельность, направленную на удовлетворение важных социальных потребностей человека, общество способствует развитию интереса к подобной деятельности, мотивирует трудовую активность. Найдите в учебниках теорию потребностей А. Маслоу и попытайтесь использовать ее для объяснения причин стремления людей к работе. Какими потребностями людей определяется их трудовая активность? Как можно мотивировать конкретного человека посредством предоставления возможности удовлетворить его важнейшие потребности? Как согласовать потребности человека и цели организации? При ответе используйте материалы исследований М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, изложенные в книге «Основы менеджмента» (М., 1992). На основе потребностей и под воздействием социального контроля складывается ценностная ориентация личности. Потребность в творчестве, например, осознанная человеком, рождает интерес к содержательной осмысленной деятельности, которая начинает восприниматься работником как ценность. Можно говорить об успешной социализации, когда индивид рассматривает интересную и хорошо оплачиваемую работу как источник материального и духовного благополучия, как большую ценность. В современном обществе потребления в системе ценностных ориентаций индивида происходят изменения. Социологи отмечают, что при наличии оплачиваемой работы, удовлетворяющей основные материальные потребности, потребности в независимости, самоуважения, принадлежности к обществу, человек уже не ставит на первое место в системе своих ценностей содержательность труда. В лидеры выходит стремление иметь как можно больше свободного времени, возможность удовлетворять свои потребительские запросы, желание получать удовольствие от не утомительного и не очень напряженного труда с минимумом ответственности. В настоящее время проблема трудовой мотивации решается по-разному в разных культурах, в различных социально-экономических и политических системах. Попробуйте, используя учебники по социологии, социологии труда, менеджменту определить зависимость трудовой мотивации от типа культуры, от характера экономической деятельности и политических ресурсов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.81.129 (0.009 с.) |