Культурология как наука: предмет изучения, структура, подходы к изучению культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурология как наука: предмет изучения, структура, подходы к изучению культуры.



Культурология как наука: предмет изучения, структура, подходы к изучению культуры.

Термин "культурология" означает "слово о культуре". Культурология – это наука о культуре, научнотеоретический фундамент культуры. Как наука культурология начала формироваться в философии европейского Просвещения 18 в. Статус самостоятельной научной дисциплины культурология приобрела в 20 веке. Само слово «культурология» было введено американским учёным Лесли Уайтом в начале 1930-х гг.

Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствознания и т.д.

К причинам появления культурологии относятся:

- отсутствие специального научного направления и методологии исследования;

- малая сопряжённость отраслей, занимающихся изучением культуры (например, тесная и непрерывная связь истории и психологии);

- разрыв между накопленным объёмом знаний и уровнем их систематизации.

Отсутствие опыта теоретического обобщения культурных явлений и процессов одной из причин не является.

По степени обобщённости знаний «о человеческой реальности» культурология наиболее близка к социологии – науке, исследующей общество. Культура тесно связана с обществом, она невозможна вне общественной жизни человека. Существование и развитие культуры связано

- с деятельностью индивидов и различных социальных групп, сплочённые общностью профессиональных или деловых интересов и увлечений (экономистов, инженеров, преподавателей, художников и т.д.;

- с деятельностью различных социальных институтов. Сюда относятся семья, учреждения образования и воспитания, государство, религиозные структуры, рынок и т.д.

Пример взаимосвязи развития культуры и общества – это судьба культуры в условиях рынка, когда она должна подчиняться общим законам рыночных отношений и потребления.

Также культура является предметом изучения двух областей знания: культурологии и философии культуры. Некоторые исследователи считают, что термины «теория культуры», «культурология», «философия культуры» взаимозаменяемы (М.С. Каган). Согласно другой точке зрения, эти понятия не равнозначны. Почему?

Предметом изучения культурологии являются:

1. Наиболее общие закономерности развития культурных процессов, их перспективы (например, прогресс – постепенное развитие культуры вперед с помощью накопления материальных и духовных ценностей).

2. Взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, их соотношение в пространстве и времени (например, крещение Киевской Руси в 988 г. принесло вместе с православием богатые культурные традиции Византии. На Руси стала распространяться славянская письменность, появились книги и монастырские библиотеки, при монастырях создавались школы, возникло историческое "летописание", развивались церковное зодчество и храмовая живопись).

3. Проблема соотношения культуры и цивилизации. Существуют три точки зрения на соотношение культуры и цивилизации. 1. Цивилизация является высшей ступенью развития общества: дикость - варварство – цивилизация. 2. Цивилизация – это последняя стадия развития каждого типа культуры, означающая вытеснение духовных ценностей материальными. 3. Цивилизация – один или несколько народов, проживающих на определенной территории и объединенных общей культурой и своеобразным неповторимым укладом жизни (подробнее на первом практическом занятии).

4. Проблема культурных ценностей (одно из определений: ценности – это особо уважаемые и почитаемые представления о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Например: доброта, справедливость).

5. Проблема типологии культур. Например, культурно-историческая типология: первобытная культура, культура Древнего Востока, культура античных цивилизаций (Древняя Греция и Древний Рим), культура западноевропейского средневековья, культура европейского Возрождения, культура Нового времени, культура Европы 19 в., культура Европы 20 в.

6. Составные элементы культуры (например, материальная и духовная культура).

7. Проблема социокультурного прогнозирования, т.е. научного предвидения будущих культур и будущих цивилизаций на нашей планете.

Философия культуры предполагает выделение сущности культуры в контексте поисков смысла бытия, открытия всеобщих законов развития. Она задаёт вопросы о смысле культуры в перспективе человеческого бытия, об условиях существования, структуре культуры, причинах её изменений. Также рассматриваются проблемы смысла культурной деятельности человека, проблемы культуры и творчества, культуры и природы.

 

Структура культурологии.

Культурология представляет собой совокупность пяти взаимосвязанных разделов:

1. Исторический раздел (история мировой и отечественной культуры). В нём изучается динамика, т.е. развитие конкретных культур, а также взаимосвязь культур. История культуры содержит богатый материал о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе локальных культур в мировую культуру, о судьбах великих цивилизаций Европы, Азии, Америки, Африки и других регионов мира.

2. История культурологических учений изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях. Культурология способствует решению теоретических задач философии истории.

3. Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, выявляет динамику развития групповых культур. Сюда относятся исследования различных социальных групп (сословий, этносов), возрастной культуры (детство, отрочество, молодость, зрелость, старость), конфессиональной культуры (христианство, ислам, буддизм) и т.д. Определённый вид культурной деятельности в разных конкретно-исторических условиях осуществляется в различных социальных формах. Возьмём, к примеру, историю науки, образования и воспитания. Многообразие социальных структур и институтов, которые сейчас существуют (дошкольные, школьные учреждения, вузы), не сопоставимо с количеством социальных институтов, которые были ещё сто лет назад. Таким образом, социология культуры изучает не только соотношение культуры и социальных институтов, но и культуру в контексте определённых конкретно-исторических социальных систем и организмов.

4. Культурная антропология (антропология – наука о человеке) изучает исторический процесс взаимоотношений человека и культуры, адаптации человека к окружающей среде, становление духовного мира личности.

5. В область прикладной культурологии входит организация культурной жизни общества, а именно: деятельность учреждений культуры (школ, институтов, музеев), методика проведения массовых фестивалей, форумов. Задачами прикладной культурологи являются создание теоретико-методологического обоснования принимаемых решений; определение принципов и моделей деятельности.

 

Для того, чтобы охватить все разделы культурологии, нужна четкая методика, т.е. подходы, определяющие методы исследования. Существуют немногочисленные общенаучные методологические подходы, одинаково используемые как в гуманитарном знании, так и в естественных науках. С их помощью исследуются наиболее существенные и значимые характеристики культуры. Специфические же её особенности остаются в стороне – они могут быть изучены только специальными исследовательскими методами.

Это онтологический, феноменалистический, эссенциалистский, системный, синергетический, целостный, теоретический, диахронический подходы. (Солонин, Каган, 2005, С. 60-66).

 

Экологическая культура – это культура природопользования.

Основные черты культуры.

По определению американского антрополога Э. Хобеля, элементом, или чертой культуры, выступает далее неделимая единица в виде поведенческого образца или материального продукта. Черты культуры, представляющие материальный продукт: мост, плуг, книга, здание и т.д. Черты культуры, представляющие образец поведения: идея равенства и справедливости, рукопожатие при встрече, улыбка как одобрение.

Черты культуры делятся на универсальные, общие и уникальные (специфические).

Универсальные черты самые общие. Они присущи всем людям и отличают людей от других живых существ. Это социобиологические черты. Общечеловеческие нормы и модели поведения полностью обусловлены биологической природой человека. Так, у человека есть потребность есть, спать, одеваться, где бы он ни жил. Эти потребности управляются культурой: как есть, во что одеваться. Также к универсальным чертам относятся: - длительное и заботливое воспитание детей;

- привязанность детей к родителям;

- построение семьи;

- запрет на половые отношения и брак между ближайшими родственниками и т.д.

Общие (региональные) черты культуры характерны для целого ряда обществ и народов. Причины зарождения общих черт культуры между народами: 1) некоторые народы общаются и обмениваются между собой культурными достижениями более активно, чем с другими народами; 2) общий этнический предок; 3) одновременные и независимые культурные изобретения, произошедшие у народов, живущих в разных регионах земли.

Примеры общих черт культуры: религия, олимпийские игры, латиноамериканские танцы, высшее образование, украшения, обычай дарить подарки и т.д.

Уникальные черты культуры. Также их называют экзотическими. Например: 1) прощание с умершим у некоторых племен растягивается на целые недели, а в России или в США похороны проходят за несколько часов; 2) малаец подкладывает под голову не подушку, а деревянную изогнутую скамейку на коротких ножках; 3) у болгар кивок головой сверху вниз означает отрицание, а справа налево – согласие; 4) переодетого европейского путешественника 19 в., как будто отлично знавшего обычаи Востока, обнаружили в толпе мусульманских паломников, так как он отбивал такт музыки ногой.

У каждого человека есть этнический образ, т.е. образ, который приобретает человек определенной национальности в глазах окружающих людей. Когда мы произносим слово "немец", "американец", "русский", мы подразумеваем какие-то определенные черты внешности, характера, темперамента. Рассмотрим образ русского, созданный на основе тпросов среди самих русских:

- ориентация на коллективность: гостеприимство, взаимопомощь, щедрость, терпимость, доверчивость по отношению к другим народам;

- ориентация на духовные ценности: стремление к справедливости, совестливость, широта души, долготерпимость, талантливость и т.д.;

- ориентация на идолопоклонство: сотворение кумиров, чинопочитание, верноподданность, управляемость;

- ориентация на лучшее будущее: все образуется само собой, неуверенность в себе, установка "на авось", необязательность, беспечность, безответственность, лень, выносливость, фанатизм;

- ориентация на быстрое решение жизненно важных проблем: умение собраться в экстремальной ситуации; трудовой героизм, жертвенность, удаль, трудолюбие, привычка к авралу (коллективной спешной работе).

Агенты и институты культуры

К агентам культуры относят большие социальные группы, малые социальные группы и индивидов.

Большие социальные группы:

1. Этносы (племя, народность, нация). Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (в том числе языка), общей формой государственности, политического и правового статуса, права на самоопределение.

2. Профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений: музыковеды, этнографы, филологи, критики, архитекторы.

3. Непрофессиональные группы, приобщенные к культуре: зрители, читатели, поклонники.

4. Аудитории: читательская, зрительская.

Малые социальные группы:

1. Добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту: союз писателей, союз художников, союз кинематографистов

2. Объединения и кружки: декабристы, "Галерка", "Камчатка".

3. Круг поклонников определенных видов искусства, музыкальной группы, определенной религии.

4. Культурные срезы, представляющие собой неопределенное множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в целом, либо ее отдельным видам и направлениям.

5. Семьи.

Индивиды (люди).

1. Создатели художественных произведений

2. Меценаты, спонсоры.

3. Распространители культурных ценностей (лекторы, дикторы).

4. Потребители культурных ценностей (публика, аудитория)

5. Цензоры: литературные редакторы, главные редакторы.

6. Организаторы: царь Петр Великий, мэр Москвы Юрий Лужков.

Институты культуры: школы, вузы, библиотеки, стадионы, театры и т.д., а также школы английских дворецких, опекунства.

 

 

Понятие динамики культуры.

Динамикой культуры называют глобальные, т.е. охватывающие все стороны жизни общества, культурные изменения.

В мире в настоящее время насчитывается около 230 государств, имеющих постоянное население и являющихся суверенными.

Культурогенез - процесс зарождения духовной и материальной культуры человечества, тесно связанный с мыслительной и религиозной деятельностью, с изобретением простейших орудий труда.

 

 

Геноцид.

 

Язык и культура.

Языком культуры в широком смысле называют любую систему знаков, которая используется людьми в целях получения, хранения, переработки и передачи информации.

Наука о знаках и знаковых системах называется семиотикой.

 

 

Основные задачи языка культуры.

1. С помощью языка культуры человек наделяет значением вещи и явления.

2. Через язык культуры человек получает представление о разных сторонах жизни общества: социальных, культурно-исторических, психологических, эстетических.

3. Благодаря языку культуры человек оценивает свое поведение, как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом.

 

Три типа языков культуры:

1. Естественные языки: русский, французский, эстонский и т.д.

РИСУНОК

2. Искусственные языки.

 

2. Вторичные языки (вторичные моделирующие системы).

 

 

Региональная классификация.

Религия.

Западные божества еще в языческий период были антро­поморфны. Олимпийские боги Древней Греции не только имели человеческий облик, но также обладали всем набором человеческих чувств: они могли ревновать, мстить, испытывать страх. На Аппенинском полуострове антропоморфные боги впервые появились у этрусков: Тина, Уни и Мнерва. Их переняли римляне, дав им соот­ветственно имена Юпитер, Юнона и Минерва. Затем римляне пере­няли греческих богов, также переименовав их. Не изменила принцип антропоморфности (скажи, в чём разница) и христианская религия.

Тип мировоззрения.

Античная эпоха четко обозначила, философски осмыслила и частично разрешила основные антропологические противоречия между телом и духом, общим и личным, универсальным и индивидуальным, разумом и чувством.

Центральное место в системе античных противопоставлений занимает дилемма тело – дух. Решалась она в попытке найти гармоничное соответствие между телом и духом. Однако, как правило, акцент делался на тело. И это определило главную особенность культуры Древней Греции и Древнего Рима как культуры телесной. Академик Лосев писал: "Телесность – главный метод конструирования всего античного мировоззрения, способ построения религии, философии, искусства и всей общественной политической жизни… Даже боги были сконструированы не иначе как именно тела, как здоровые, прекрасные и чувственные тела". Идеалом в античности становится гармоничное и прекрасное человеческое тело. В системе культурных ценностей ведущее место начинает занимать физическая культура. Отсюда большое внимание гимнастике, военным упражнениям, Уход за телом (баня, косметические средства, массаж) превыше всего. Такое отношение к телу прямо противоположно культуре восточного типа.

Разум – чувство, ум – сердце, рациональное – эмоциональное. Эти дилеммы разрешались в пользу разума. Сократ сказал: "Добродетель есть знание". Символом рационального начала стал бог искусств и ремесел Аполлон. Ему противостоял бог вина и веселья Дионис (римский Вакх), воплощавший в себе начало эмоциональное, чувственное, разрушительное, страстное. В реальной жизни дионисийское начало часто брало верх. Ни один античный обряд не обходился без оргий, состояния экстаза.

Индивидуальное - общественное. Гражданственность. В дилемме индивидуальное – общественное верх брало общественное. В античной культуре личность подчинена гражданскому долгу. Читая "Илиаду" Гомера, мы обнаруживаем эпизод "Греки в Тавриде". Таврида – это гавань. Здесь собрались греки перед тем, как выступить против Трои. Они не могли выступить в поход, т.к. нужен был проводник, который указал бы им путь к берегам Трои. Проводник был найден, но все же греки не могли отплыть из Авлиды: на море все время был ветер. Этот ветер послала богиня Артемида (богиня охоты), разгневавшаяся на Агамемнона за то, что он убил ее священную лань. Ветер не ослабевал, в стане греков начались болезни, поднялся ропот. Наконец, прорицатель Калхас объявил вождям греков: "Лишь тогда смилостивится богиня Артемида над греками, когда принесут ей в жертву прекрасную дочь Агамемнона, Ифигению". Агамемнон был готов отказаться от похода под Трою, лишь бы сохранить жизнь своей дочери. И даже его брат Менелай готов был отказаться от такой жертвы. Но Агамемнон знал, что прорицатель Калхас объявит волю Артемиды всему войску, и воины заставят его принести в жертву Ифигению. В противном случае разгневанные греки убили бы и его, и всех его близких, так как для блага всей Греции приносят в жертву Ифигению. Ифигения добровольно соглашается идти под жертвенный нож ради общего дела. Не хочет она противиться воле великой дочери Зевса, Артемиды. Пусть принесут ее в жертву, ей вечным памятником будут развалины Трои, когда возьмут ее греки. Но когда прорицатель Калхас занес над Ифигенией нож, свершилось великое чудо. Вместо Ифигении под ножом Калхаса билась лань. А Ифигению богиня Артемида похитила и сделала жрицей своего храма. Ветер переменился и стал попутным грекам.

г) власть рока, судьба. Дилемма субъективное-объективное решалась в пользу объективного начала. В Риме человек был полностью подчинен власти рока. И даже боги были подвластны року. От рока человек уйти не может. Пример "Эдип. Его детство, юность и возвращение в Фивы". Однажды Лай, царь Фив, посетил другого царя, Пелопса. Черной неблагодарностью отплатил Лай Пелопсу за его гостеприимство. Лай похитил юного сына Пелопса и увез к себе в Фивы. Разгневанный и опечаленный отец проклял Лая, а в своем проклятии пожелал, чтобы наказали боги похитителя его сына тем, чтобы погубил его родной сын. Вернувшись в Фивы, Лай женился, долго и спокойно жил, но одно его тревожило: у него не было детей. Наконец, Лай решил отправиться в Дельфы и там спросить бога Аполлона о причине бездетности. Жрица Аполлона сказала, что боги пошлют Лаю сына. Но исполнится проклятие Пелопса – сын убьет отца. Лай пришел в ужас и решил сам убить сына, когда тот родится. Вскоре действительно у Лая родился сын. Жестокий отец связал ремнями ноги новорожденному сыну, проколов ему ступни острым железом, позвал раба и велел ему бросить младенца в лесу на склонах Киферона, чтобы там растерзали его дикие звери. Но раб пожалел ребенка и не исполнил приказ. Он отдал ребенка рабу коринфского царя Полиба. Царь Полиб, будучи бездетным, решил воспитать мальчика как своего наследника. Он назвал ребенка Эдипом за распухшие от ран ноги. Эдип считал Полиба и его жену своими родителями. Но однажды на пиру один из его друзей называет Эдипа подкидышем. Эдип, чтобы раскрыть тайну своего происхождения, отправляется в Дельфы. И жрица Аполлона отвечает ему: "Эдип, ужасна твоя судьба! Ты убьешь отца, женишься на собственной матери, и от этого брака роятся дети, проклятые богами и ненавидимые всеми людьми". Ответа на то, кто его родители, Эдип так и не получил. Он решил не возвращаться в Коринф, чтобы не причинить зла Полибу и его жене. Вдруг они его родители? И Эдип становится скитальцем. Но чем больше человек старается избежать судьбы, тем вернее идет он по пути, который назначил ему рок. Первая попавшаяся ему дорога была дорога в Фивы. На этой дороге, в тесном ущелье, Эдип встречает колесницу, в которой едет седой, величественного вида старец. Глашатай правит колесницей, за ней следуют слуги. Глашатай грубо приказал Эдипу сойти с дороги и замахнулся на него бичом. Эдип ударил глашатая. Тогда старик взмахнул посохом и ударил Эдипа по голове. Эдип в гневе убивает старика и его свиту, спастись удалось лишь одному рабу. Так исполнилось веление рока: Эдип убил, не ведая, своего отца, Лая. И спокойно пошел дальше, ведь он убил защищаясь. Затем Эдип приходит в Фивы. А там два горя. Царь Лай убит каким-то неизвестным. Он ехал в Дельфы спросить Аполлона, как избавить ему Фивы от кровожадного Сфинкса. Сфинкс был ужасным чудовищем с головой женщины, с туловищем громадного льва, с острыми львиными когтями на лапах и с громадными крыльями. Он поселился около Фив и требовал жертв до тех пор, пока кто-нибудь не разгадает его загадку. Пришел Эдип к Сфинксу, и тот предложил ему свою загадку: "Скажи мне, кто ходит утром на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из всех существ, живущих на земле, не изменяется так, как он. Когда ходит он на четырех ногах, тогда меньше у него сил и медленнее двигается он, чем в другое время" (человек). Эдип разгадал загадку Сфинкса. Сфинкс, взмахнув крыльями, бросился со скалы в море. Т.е. Эдип освободил Фивы от бедствия. И фиванцы провозгласили его царем. Эдип, по закону, женился на вдове Лая, и та родила ему двух сыновей и двух дочерей. Так исполнилось второе веление рока.

Наука и философия.

На Западе наука имела рациональные корни. Ни в Гре­ции, ни в Риме не сложилось особой касты жрецов, научные знания накапливались и развивались представителями разных социальных слоев.

В 8 – 6 вв. до н.э. рождается философия, в 5 в. ее расцвет. Возникновение философии обозначило переход человека от конкретно-образного мышления к абстрактному (понятийному). Мышление стало основываться на понятиях добро, зло, справедливость. На базе философии начали выделяться более узкие области знания: медицина, математика, геометрия, астрономия, история, филология, география.

По мнению американского исследователя Филмера Нортропа (1893—1975), для которого основанием культурной типологизации служили методы познавательной деятельности, суть «идеологиче­ского конфликта» между восточным и западным типами культуры составляет противоположность философских позиций. Для восточ­ной культуры характерны интуитивное, иррациональное мировос­приятие и ценностный подход к деятельности. Западная культура опирается на методы научного, рационального познания.

Западная культура нацелена вовне, стремится найти связи с дру­гими людьми, обществами, странами. Главной ценностью бытия ста­новится реализация конкретных целей.

В западной культуре человеку свойственно стремление к про­грессу, общество устремлено в будущее. Причем прогрессивные изменения необходимы человеку в течение его конкретной жизни. Мир может кардинально измениться на протяжении жизни одного поколения. Изменяется природная среда, предметный мир, государ­ственное устройство, хозяйственная жизнь, нравы, мода и прочее. Отсюда разрыв между поколениями. Ведь человеку западной куль­туры всегда недостаточно того, чего достигло предыдущее поколе­ние, для него это уже прошлое, он стремится дальше. Поэтому для западного культурного типа характерно непонимание между отцами и детьми. Опыт предыдущих поколений используется новым поколе­нием лишь как материал для извлечения уроков, вовсе не обязатель­ный для подражания. Молодые чаще всего не принимают образ жизни старших. С другой стороны, жизнь меняется так быстро и резко, что старшее поколение не понимает молодых.

Искусство западного культурного типа чаще всего было светским по содержанию. Помимо храмов всегда строились дворцы, ратуши. Создавались статуи героев, политических деятелей, изображения правителей. Самые ранние дошедшие до нас постройки западного мира — дворцы крито-микенской культуры в Греции, светские по назначению. Большую часть времени своего существования куль­тура Запада была реалистичной и антропоцентричной.

Из всех видов искусства главное место занимала скульптура, т.к. именно она могла показать идеал человеческого тела. Основные приемы в скульптуре:

1) подчеркнутая симметрия. Это свойственно уже для скульптурных портретов на этрусских надгробных памятниках и для римских погрудных скульптурных портретов. После периода Средневековья реализм вернулся в западную культуру в искусстве Возрождения: это скульптуры Донателло, Микеланджело Буонарроти, живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана.

2) наличие композиционного центра. На Востоке картины не имеют ярко выраженного композиционного центра;

3) обозримость размеров. Одна из характеристик антропоцентричности западного искус­ства — его постоянная соотнесенность с человеком и соразмерность человеку. Греческие статуи всегда были нормального размера, не было монументализма. Архитектуре также не свойственны огромные монументальные постройки, здания Греции соразмерны человеку: не слишком огромны и не очень маленькие, к ним удобно подходить, их удобно рассмат­ривать. В живописи и в скульптуре, даже мифологической или биб­лейской тематики, изображался прежде всего человек с его неповто­римым духовным миром, особенностями характера.

4) статичность или малое движение. До 5 в. до н.э., в классический период, скульптура не передавала быстрое движение.

Дополнения.

Региональная типология культур (СПб., учебник). Взаимодействие различных региональных культур.

Когда какая-нибудь региональная культура вторгается в области, занятые другой культурой, она или претерпевает значительные изменении, ассимилируется и сливается с последней (негры в Северной Америке или западная культура в Японии), или вытесняет местную культуру (культура американских и австралийских аборигенов вытеснена европейской). Т.о., ареал региональной культуры может расширяться или сужаться. В восточной живописи нет определенного центра, а в западной есть. Различие между восточным и западным искусством можно проиллюстрировать таким примером. Почти одновременно (с разницей в 20 лет) художники Эйтоку в Японии и Микеланджело (1508 – 1512) в Италии получили заказы на большие работы. Первый – украсить стену дворца, второй – расписать плафон Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело разделил широкую площадь потолка капеллы на несколько частей иллюзорными перегородками. На каждой из этих частей он создал замкнутую композицию, окруженную рисованной каменной рамой. Герои его композиции – сильные, яркие личности, которые отчуждены одна от другой, даже когда они тянутся навстречу друг другу, как Адам к Саваофу. А японский художник на всей плоскости дворцовой стены, несмотря на то, что она была расчленена столбами, изобразил раскидистую искривленную сосну с пышной кроной. Огромное дерево включало дворец в природную среду и символизировало неотделимость человеческих дел от жизни природы. Его могучий ствол символизирует единое национальное родовое тело, обобщает образ японского народа в целом. Запад – идея индивидуализма, Восток – идея общности, единства людей. Этот контраст проявился в организации творческой деятельности: Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу один в течении 4 лет, а Эйтоку работал вместе с группой своих учеников.

Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада. Установлено совпадение ряда художественных канонов в восточном и западном искусстве, например, в античной, византийской, индийской, тибетской живописи и скульптуре идеалы человеческой красоты строились на одних и тех же пропорциях: размах рук равен росту, лицо равно длине кисти и т.д. Есть любопытное сходство в развитии философских идей у Гераклита и Хуэй Ши, Зенона и Гуньсун Меня и т.д., в содержании художественных произведений у Горация и Лу Цзы, жившего тремя веками позже.

Еще одна региональная классификация – Север и Юг. К Югу относится Океания: Новозеландия, Новая Гвинея, Меланезия - и Ямайка, государство в Карибском море, под Кубой. Юг – это социокультурный мир народов субтропического пояса: африканского континента, Океании, Меланезии. Географические границы определить трудно. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир Севера, в нем ведущую роль играет западная культура. Черты Юга:

- хозяйственно-культурная жизнь. Природные условия и теплый климат не требовали развития форм материального производства, как на Севере. Свойственная южному типу хозяйственно-культурная застойность привела к тому, что эти государства стали колониями Европы. Освободились к 20 в., или в 20 в. Сейчас на Юге живет около 1 млр. человек;

- религия. Это первобытные верования, буддизм, ислам, христианство; Менталитет. Обычаи южан и северян разделяются. На юге у женщины за спиной ребенок, на голове корзина, в руках сумки – она горда своей силой и выносливостью. Или аплодисменты как сочувствие страдающим. Особую роль играет негритюд. В культуре юга есть некоторая общность, которая объединяет народ. Отсюда такое направление, как негритюд. Негритюд - распространенное направление общественной мысли, утверждающее исключительность исторических судеб Африки и особую роль негритянской культуры в развитии человечества. Негритюд в некоторых странах принял форму черного национализма.

- в искусстве экспрессия, бурное, страстное выражение эмоций. Это проявляется в музыкально-танцевальном искусстве, люди копируют повадки животных. Яркие краски, острые угловатые формы. Украшения человеческого тела: татуировки, прически, изделия из перьев. Маски, в которых анимационные детали: клыки кабанов, пасть гиены и т.д. Скульптура: удлиненные лица и укороченные туловища. Найдены фигуры царей в коронах из жемчуга. Символизм, магическая символика.

Влияние культуры Юга на культуру Севера. Влияние юга особенно обогатило музыку и танец. Так, всеобщее распространение получили в наше время импровизированный джаз, рэгги – пришедшая с Карибских островов легкая музыка в стиле "диско", музыка "черного гетто", угрюмая, тягуче-ритмичная, наполнена религиозно-мистическим духом. Рэп, возникший на основе африканских состязаний в ускорении ритма (пока кто-нибудь не собьется в скороговорке), брейк-данс ("низкое верчение") и "электрик" (дергающиеся движения, которые были восприняты как роботоподобные, а на самом деле происходят от древнего акробатического танца африканских негров). Влияние юга охватило спорт. Благодаря африканским спортсменам с их азартом, отточенной техникой и ритмикой движений стали острее, точнее и динамичнее многие спортивные зрелища: футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика и др. Искусство юга: живопись, литература, философия.

 

Первобытная культура.

В истории культуры принято различать три глобальных периода: дописьменный, письменный, экранный. Различаются эти периоды по способу передачи информации. В дописьменной культуре на протяжении десятков тысяч лет способом передачи информации служили устное слово и ритуал. Возникновение языка произошло в палеолите (35 т.л. назад – 10 т. л. назад). Первыми получают названия животные (25 – 15 т.л. назад). Названия предметов, обозначений человека появляются позднее.

С рождением письменности способом передачи информации стала книга, сначала рукописная, затем печатная. В настоящее время письменный способ передачи информации уступает место компьютерно-экранной культуре.

Дописьменная культура охватывает огромный период времени. Согласно Моргану, она включает период дикости и варварства, согласно Марксу, время первобытного строя. Начало дописьменной культуры установить практически невозможно. Это эпоха палеолита, 500 – 300 т.л. назад, когда появляются первые повторяющиеся орудия (рубило – каменное орудие миндалевидной формы) и методы обработки камня (двусторонняя обивка).

Завершается данный период приблизительно в 3 тыс. до н.э., когда появляется письменность. Наступает письменная культура. Экранная культура возникает в 1895 г., когда был изобретен кинематограф.

Культура Древнего Египта

Религия

Религия – совокупность верований, символов, образцов действий, определяемых верой в существование сверхъестественного божества. В основе любой религии лежит чувство связанности, зависимости человека от тайной силы, которая даёт опору в жизни и достойна поклонения. Термин «религия» происходит от латинского religio. Наиболее признаваемыми вариантами этимологии этого термина являются определения Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.) и Лактанция (ок. 250 – 325 гг). Цицерон характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего, что имеет отношение к этому почитанию. Лактанций считал, что религия означает связывание, узы, соединяющие человека с Богом в служении ему и повиновении через благочестие.

В Древнем Египте существовал целый пантеон богов: Ра – бог солнца, Осирис – сначала воспринимался как умерший и возрожденный к новой жизни. Осирис является воплощением бессмертия. Позднее становится царем загробного мира. Тот – бог мудрости, Гор – бог солнца (изображался с головой сокола), богиня Маат – богиня божественного порядка и истины, составляющих всеобщую гармонию.

Древний Египет создал особое мироощущение, в основе которого два культа: культ бессмертия и культ фараона. Фараон – это обожествленный царь. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, совершавшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды.

Особенность древнеегипетской религии — ее теснейшее переплетение с магией. Она имела непосредственное отношение к культу бессмертия; всякие заупокойные тексты — магические. Они огра­ждали умершего от опасностей, грозящих ему в потустороннем ми­ре, а также обеспечивали его материальное благополучие после смерти.

2. Мифология.

Мифология Древнего Египта политеистична (многобожие). В каждом крупном номе страны (Гелиополе, Мемфисе, Гермополе, Фивах) суще­ствовали свои боги и создавались свои собственные версии мифов. Сюжеты заимствовались, боги отождествлялись между со­бой. Например, большой популярностью пользовались мифы об Осирисе, божестве плодородия и царе загробного мира, и его жене и сестре Исиде, которые на протяжении тысячелетий постоянно видоизменялись.

Мифы об Осирисе. Большой популярностью пользовались мифы об Осирисе, божестве плодородия и царе загробного мира, и его жене и сестре Исиде, которые на протяжении тысячелетий постоянно видоизменялись. Одним из воплощений Осириса как бога земного плодородия была вода, и в одном из текстов гово­рится, что Нил вытекает из рук Осириса, и воды его являются по­том этого бога. В некоторых религиозных текстах Осирис предста­ет луной, озаряющей ночное небо. При всей противоречивости во­площений и свойств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.119 (0.091 с.)