Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика первобытной культуры.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первобытные верования. В основе первобытного мировоззрения находится миф. Первобытный человек не отделял себя от мира. Мир – это единый живой организм. Все явления окружающего мира чувствуют, как человек. Происходит одухотворение всего, а это и есть миф.
Причины возникновения мифа. Первобытное человеческое сознание было ограничено только чувственным восприятием (больно, холодно, тепло и т.д.). Человек и природа оказывались слиты. Основное чувство в это время – страх. Причина возникновения мифов: стремление объяснить, понять, изучить и перестать бояться окружающий мир, т.е. попытка объяснить мир и адаптироваться в нем. Основная черта первобытной культуры – синкретизм (слитность, нерасчлененность). В быту синкретизм проявился в неразделении сфер деятельности. Первобытные люди вместе охотились, вместе изготавливали орудия труда и т.д. Позже произошло разделение труда по признаку пола, затем по признаку возраста. После этого, вероятно, выделилась первая профессия – колдун, появилась родовая знать и т.д. Ещё в палеолите (40 – 10 т.л. до н.э.) появилась экзогамия – исключение из брачных отношений ближайших родственников и запрет инцестов (кровосмешения). Это требовало упорядочения брачных отношений, появились род и семья. Первобытный род – это состоящий из кровных родственников хозяйственный коллектив с совместным производством, общей собственностью и общими продуктами потребления. Для рода характерны односторонний счет родства (по материнской или отцовской линии), общность территории, единство названия и культа, демократические порядки в общественной жизни. В первобытном сознании синкретизм выразился в мифе, в рассказах о том, как возникли земля, небо, добро и зло, первые люди. Отсюда ещё одно определение мифа. Миф – это ритуализированное словесно-образное выражение мыслей и чувств древнего человека. Миф давал людям готовую форму для их мировоззрения. Он был универсальной моделью мира, способом его осмысления, объяснения и освоения. До нас дошли только те мифы, которые были уже записаны в письменную эпоху. Причем с появлением письменности мифотворчество не прекратилось, старые мифы развивались и усложнялись. Существуют различные типы мифов: - космологические – мифы о происхождении вселенной, солнца, богов; - антропологические – о происхождении человека; - эсхатологические – о конце света и загробной жизни; - брачно-родственные – описываются все родовые связи; - этимологические – происхождение имен, географических названий и т.д.; - историко-героические – рассказывают о подвигах героев; - календарные – связанные с земледельческими работами. Специфика синкретичного мышления проявилась в четырех типах ранних верований: - тотемизм; - анимизм; - магия; - фетишизм. Тотемизм – это возведение корней человеческого рода к животному предку. Тотем – это изображение животного (например, тотем из камня, рисунок на одежде, стене). Род мог поклоняться своему тотему или нет. Если не поклонялся, то считал его старшим братом. Тотемизм вошел в более поздние религии западного и восточного типа. На Востоке распространен культ животных: змеи, коровы, обезьяны, слона. Для античности характерен зооморфизм, т.е. представление богов в образе животных и птиц: Зевс – бык, Аполлон – волк, Афина – сова. В настоящее время отголоски тотемизма сохранились в народных сказках, в геральдике, в описании истории гербов. Анимизм (душа) – это вера в одушевление растений, а также вера в сверхъестественные существа, духов. Анимизм – одушевление явлений природы. Вера в духов сохраняется и в греческой мифологии. Это мифы о демонах, которые являются силами природы. Чаще всего они враждебны человеку. Сначала демоны не имели конкретного облика, имен (нимфы, хориты, сатиры). Эти демоны внезапно появлялись, делали что-то плохое и исчезали. Позже они стали приобретать человеческий облик. Например: мойры – богини судьбы, с распространением ткачества изображались старухами-прядильщицами, которые пряли нити судьбы. Фетишизм сохраняется и в наше время: вера в русалок, в домовых. Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир, других людей. Например, вызывать дождь, привораживать или отвораживать. Магические приемы – это слова, движения, магический танец. Пример: австралийские аборигены верят, что смерть – результат колдовства инородца. На похоронах гадают, кто околдовал покойника, и отправляют экспедицию (иногда за сотни км.) убить виновного. Так еще в глубокой древности, в каменном веке началась охота за ведьмами и кровная месть. Фетишизм – вера в одушевление предметов, в сверхъестественные свойства предметов. На более поздних этапах такие предметы стали изготавливать специально: амулеты, талисманы. Часто амулеты изготавливали из костей тотемного животного. Сейчас кладут перед экзаменом под пятку пятак и т.д. Фетишизм тесно связан с магией. Например: наши предки считали, что мясо и кровь человека хранят в себе ману, высшую жизненную силу, активное начало индивидуальной жизни. Отсюда каннибализм (людоедство). В настоящее время проявлением фетишизма является вера в амулеты, талисманы. Первобытное искусство и быт. Первобытное искусство возникло в палеолите около 30 тыс. л. до. н.э. Оно отражало мировоззрение, условия и образ жизни первобытных охотников и земледельцев. Появилось искусство малых форм: резьба, мелкая скульптура, гравюры на кости и каменных обломках. В период с 30 до 19 т. л. назад создавались маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня (высотой 10 – 15 см.). Их назвали палеолитическими Венерами. Индивидуальные черты не изображались, передавались только общие формы. Фигуры женщин были найдены на территории Франции, Италии, Австралии, России. Эти женские фигуры древнее самых древних мужских фигур, найденных в Европе. Данные находки говорят о матриархате, почитании женщины как прародительницы всего живого. После женщины внимание скульпторов привлекают дикие животные: олени, зубры, быки, мамонты. Большинство пластических изображений животных служило рукоятками ножей. Затем появилась наскальная живопись (15 – 10 т.л. назад), где в первую очередь изображались животные. Например, из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании на 986 – изображения животных, на 512 - изображения человека. Такие рисунки назвали зоологическим или звериным стилем в искусстве. Пещерная роспись была найдена на территории Франции, Испании. Рисунки реалистичны, для них характерно детальное изображение. Большой популярностью пользуется пещера Альтамира в Испании, где изображения бизонов, быков, диких оленей, лошадей были созданы в период с 13 до 11 тыс.л. до н.э. Техника рисунка: минеральные краски растирались на жире и наносился рисунок. Первобытные люди не знали объема и перспективы. Изображения были плоскостные. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных (барельеф – изображение выступает на 1/3 из плоскости). В мезолите (10 – 7 т.л. до н.э.) осуществляется переход от охоты и собирательства к земледелию и животноводству у большинства народов Европы. Это век имён и обозначений человека. Появляется декоративно-прикладное искусство, женские украшения. К концу мезолита женщина изобрела глиняный горшок, начинается обжиг глины. С керамикой связано появление орнамента. Посуда украшена обобщенными изображениями (например, ломаная линия – вода, ромб - четыре стороны света). В неолите (6-4 т.л. до н.э.) продолжает развиваться земледелие и скотоводство. Человек научился прясть и ткать, строить жилье. Жильем стали хижины, сделанные из кольев, глины и хвороста, покрытые тростником или соломой. Больших успехов достигает зодчество. В конце неолита и в бронзовом веке (4 – 3 тыс. до н.э.) возникают архитектурные религиозные сооружения. Их называют мегалитическими, т.е. сделанными из огромных камней. Это менгиры, кромлехи и дольмены. Менгиры – отдельно стоящие каменные столбы высотой до 20 м. На побережье Нормандии сохранилась аллея менгиров (это Северная Франция, гл. город – Руан). Менгиры являются символами религиозных представлений, увековечивают какое-либо историческое событие. Группы менгиров, расположенные по кругу, называются кромлехами. Кромлехи в Скандинавии, во Франции и в Англии служили для совещательных собраний и для религиозных действий. Один из самых известных кромлехов – Стоунхендж, храм солнца на юге Англии. Дольмены – это каменные погребения в виде огромного ящика: четыре гигантских камня по сторонам и сверху пятый. Дольмены обнаружены в Швеции, Англии, Ирландии, Дании, России.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.79 (0.009 с.) |