Характеристика первобытной культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика первобытной культуры.



Первобытные верования. В основе первобытного мировоззрения находится миф. Первобытный человек не отделял себя от мира. Мир – это единый живой организм. Все явления окружающего мира чувствуют, как человек. Происходит одухотворение всего, а это и есть миф.

 

Причины возникновения мифа. Первобытное человеческое сознание было ограничено только чувственным восприятием (больно, холодно, тепло и т.д.). Человек и природа оказывались слиты. Основное чувство в это время – страх. Причина возникновения мифов: стремление объяснить, понять, изучить и перестать бояться окружающий мир, т.е. попытка объяснить мир и адаптироваться в нем.

Основная черта первобытной культуры – синкретизм (слитность, нерасчлененность). В быту синкретизм проявился в неразделении сфер деятельности. Первобытные люди вместе охотились, вместе изготавливали орудия труда и т.д. Позже произошло разделение труда по признаку пола, затем по признаку возраста. После этого, вероятно, выделилась первая профессия – колдун, появилась родовая знать и т.д. Ещё в палеолите (40 – 10 т.л. до н.э.) появилась экзогамия – исключение из брачных отношений ближайших родственников и запрет инцестов (кровосмешения). Это требовало упорядочения брачных отношений, появились род и семья.

Первобытный род – это состоящий из кровных родственников хозяйственный коллектив с совместным производством, общей собственностью и общими продуктами потребления. Для рода характерны односторонний счет родства (по материнской или отцовской линии), общность территории, единство названия и культа, демократические порядки в общественной жизни.

В первобытном сознании синкретизм выразился в мифе, в рассказах о том, как возникли земля, небо, добро и зло, первые люди. Отсюда ещё одно определение мифа.

Миф – это ритуализированное словесно-образное выражение мыслей и чувств древнего человека. Миф давал людям готовую форму для их мировоззрения. Он был универсальной моделью мира, способом его осмысления, объяснения и освоения. До нас дошли только те мифы, которые были уже записаны в письменную эпоху. Причем с появлением письменности мифотворчество не прекратилось, старые мифы развивались и усложнялись.

Существуют различные типы мифов:

- космологические – мифы о происхождении вселенной, солнца, богов;

- антропологические – о происхождении человека;

- эсхатологические – о конце света и загробной жизни;

- брачно-родственные – описываются все родовые связи;

- этимологические – происхождение имен, географических названий и т.д.;

- историко-героические – рассказывают о подвигах героев;

- календарные – связанные с земледельческими работами.

Специфика синкретичного мышления проявилась в четырех типах ранних верований:

- тотемизм;

- анимизм;

- магия;

- фетишизм.

Тотемизм – это возведение корней человеческого рода к животному предку. Тотем – это изображение животного (например, тотем из камня, рисунок на одежде, стене). Род мог поклоняться своему тотему или нет. Если не поклонялся, то считал его старшим братом. Тотемизм вошел в более поздние религии западного и восточного типа. На Востоке распространен культ животных: змеи, коровы, обезьяны, слона. Для античности характерен зооморфизм, т.е. представление богов в образе животных и птиц: Зевс – бык, Аполлон – волк, Афина – сова. В настоящее время отголоски тотемизма сохранились в народных сказках, в геральдике, в описании истории гербов.

Анимизм (душа) – это вера в одушевление растений, а также вера в сверхъестественные существа, духов. Анимизм – одушевление явлений природы. Вера в духов сохраняется и в греческой мифологии. Это мифы о демонах, которые являются силами природы. Чаще всего они враждебны человеку. Сначала демоны не имели конкретного облика, имен (нимфы, хориты, сатиры). Эти демоны внезапно появлялись, делали что-то плохое и исчезали. Позже они стали приобретать человеческий облик. Например: мойры – богини судьбы, с распространением ткачества изображались старухами-прядильщицами, которые пряли нити судьбы. Фетишизм сохраняется и в наше время: вера в русалок, в домовых.

Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир, других людей. Например, вызывать дождь, привораживать или отвораживать.

Магические приемы – это слова, движения, магический танец. Пример: австралийские аборигены верят, что смерть – результат колдовства инородца. На похоронах гадают, кто околдовал покойника, и отправляют экспедицию (иногда за сотни км.) убить виновного. Так еще в глубокой древности, в каменном веке началась охота за ведьмами и кровная месть.

Фетишизм – вера в одушевление предметов, в сверхъестественные свойства предметов. На более поздних этапах такие предметы стали изготавливать специально: амулеты, талисманы. Часто амулеты изготавливали из костей тотемного животного. Сейчас кладут перед экзаменом под пятку пятак и т.д.

Фетишизм тесно связан с магией. Например: наши предки считали, что мясо и кровь человека хранят в себе ману, высшую жизненную силу, активное начало индивидуальной жизни. Отсюда каннибализм (людоедство). В настоящее время проявлением фетишизма является вера в амулеты, талисманы.

Первобытное искусство и быт.

Первобытное искусство возникло в палеолите около 30 тыс. л. до. н.э. Оно отражало мировоззрение, условия и образ жизни первобытных охотников и земледельцев. Появилось искусство малых форм: резьба, мелкая скульптура, гравюры на кости и каменных обломках.

В период с 30 до 19 т. л. назад создавались маленькие женские статуэтки из бивня мамонта или мягкого камня (высотой 10 – 15 см.). Их назвали палеолитическими Венерами. Индивидуальные черты не изображались, передавались только общие формы. Фигуры женщин были найдены на территории Франции, Италии, Австралии, России. Эти женские фигуры древнее самых древних мужских фигур, найденных в Европе. Данные находки говорят о матриархате, почитании женщины как прародительницы всего живого.

После женщины внимание скульпторов привлекают дикие животные: олени, зубры, быки, мамонты. Большинство пластических изображений животных служило рукоятками ножей.

Затем появилась наскальная живопись (15 – 10 т.л. назад), где в первую очередь изображались животные. Например, из 1794 наскальных рисунков в пещерах Франции и Испании на 986 – изображения животных, на 512 - изображения человека. Такие рисунки назвали зоологическим или звериным стилем в искусстве. Пещерная роспись была найдена на территории Франции, Испании. Рисунки реалистичны, для них характерно детальное изображение. Большой популярностью пользуется пещера Альтамира в Испании, где изображения бизонов, быков, диких оленей, лошадей были созданы в период с 13 до 11 тыс.л. до н.э. Техника рисунка: минеральные краски растирались на жире и наносился рисунок. Первобытные люди не знали объема и перспективы. Изображения были плоскостные. В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных (барельеф – изображение выступает на 1/3 из плоскости).

В мезолите (10 – 7 т.л. до н.э.) осуществляется переход от охоты и собирательства к земледелию и животноводству у большинства народов Европы. Это век имён и обозначений человека. Появляется декоративно-прикладное искусство, женские украшения. К концу мезолита женщина изобрела глиняный горшок, начинается обжиг глины. С керамикой связано появление орнамента. Посуда украшена обобщенными изображениями (например, ломаная линия – вода, ромб - четыре стороны света).

В неолите (6-4 т.л. до н.э.) продолжает развиваться земледелие и скотоводство. Человек научился прясть и ткать, строить жилье. Жильем стали хижины, сделанные из кольев, глины и хвороста, покрытые тростником или соломой.

Больших успехов достигает зодчество. В конце неолита и в бронзовом веке (4 – 3 тыс. до н.э.) возникают архитектурные религиозные сооружения. Их называют мегалитическими, т.е. сделанными из огромных камней. Это менгиры, кромлехи и дольмены. Менгиры – отдельно стоящие каменные столбы высотой до 20 м. На побережье Нормандии сохранилась аллея менгиров (это Северная Франция, гл. город – Руан). Менгиры являются символами религиозных представлений, увековечивают какое-либо историческое событие. Группы менгиров, расположенные по кругу, называются кромлехами. Кромлехи в Скандинавии, во Франции и в Англии служили для совещательных собраний и для религиозных действий. Один из самых известных кромлехов – Стоунхендж, храм солнца на юге Англии. Дольмены – это каменные погребения в виде огромного ящика: четыре гигантских камня по сторонам и сверху пятый. Дольмены обнаружены в Швеции, Англии, Ирландии, Дании, России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.56 (0.008 с.)