Достижения и особенности древневосточных цивилизаций Египта и Месопотамии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достижения и особенности древневосточных цивилизаций Египта и Месопотамии.



Восточный регион Египта и Месопотамии получил название "классический Восток". Термин "классический" указывает на то, что этот регион тесно связан с классической древностью: Древней Грецией и Древним Римом.

Культура Древнего Египта

Религия

Религия – совокупность верований, символов, образцов действий, определяемых верой в существование сверхъестественного божества. В основе любой религии лежит чувство связанности, зависимости человека от тайной силы, которая даёт опору в жизни и достойна поклонения. Термин «религия» происходит от латинского religio. Наиболее признаваемыми вариантами этимологии этого термина являются определения Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.) и Лактанция (ок. 250 – 325 гг). Цицерон характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего, что имеет отношение к этому почитанию. Лактанций считал, что религия означает связывание, узы, соединяющие человека с Богом в служении ему и повиновении через благочестие.

В Древнем Египте существовал целый пантеон богов: Ра – бог солнца, Осирис – сначала воспринимался как умерший и возрожденный к новой жизни. Осирис является воплощением бессмертия. Позднее становится царем загробного мира. Тот – бог мудрости, Гор – бог солнца (изображался с головой сокола), богиня Маат – богиня божественного порядка и истины, составляющих всеобщую гармонию.

Древний Египет создал особое мироощущение, в основе которого два культа: культ бессмертия и культ фараона. Фараон – это обожествленный царь. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, совершавшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды.

Особенность древнеегипетской религии — ее теснейшее переплетение с магией. Она имела непосредственное отношение к культу бессмертия; всякие заупокойные тексты — магические. Они огра­ждали умершего от опасностей, грозящих ему в потустороннем ми­ре, а также обеспечивали его материальное благополучие после смерти.

2. Мифология.

Мифология Древнего Египта политеистична (многобожие). В каждом крупном номе страны (Гелиополе, Мемфисе, Гермополе, Фивах) суще­ствовали свои боги и создавались свои собственные версии мифов. Сюжеты заимствовались, боги отождествлялись между со­бой. Например, большой популярностью пользовались мифы об Осирисе, божестве плодородия и царе загробного мира, и его жене и сестре Исиде, которые на протяжении тысячелетий постоянно видоизменялись.

Мифы об Осирисе. Большой популярностью пользовались мифы об Осирисе, божестве плодородия и царе загробного мира, и его жене и сестре Исиде, которые на протяжении тысячелетий постоянно видоизменялись. Одним из воплощений Осириса как бога земного плодородия была вода, и в одном из текстов гово­рится, что Нил вытекает из рук Осириса, и воды его являются по­том этого бога. В некоторых религиозных текстах Осирис предста­ет луной, озаряющей ночное небо. При всей противоречивости во­площений и свойств Осириса можно выделить его характерные черты: он умирает и воскресает, олицетворяя основные перемены, происходящие в природе (засуху и половодье, жатву и прораста­ние зерна, уменьшение лунного диска и наступление полнолуния). В более поздние времена на первый план выходят страдания доб­рого бога, его гибель, возрождение и конечное торжество над си­лами зла. Впоследствии это учение оказало влияние на выработку христианской догматики. В заупокойной литературе ("Текстах Пи­рамид", надписях на саркофагах) он выступает как царь загробно­го мира, а позднее (в "Книге Мертвых") как судья, к которому приводят души умерших, а они стремятся оправдаться перед ним. С Осирисом сливается после смерти сам фараон.

Научные знания.

1. В Древнем Египте возникла иероглифическая письменность, в которой каждый иероглиф (знак) соответствовал целому понятию. Иероглифическое письмо появляется в 3 тыс. до н.э. и воспринимается древними египтянами как священное. Создателем письменности они считают бога мудрости Тота. Он является владыкой слова и счета, исчислителем лет, покровителем литературы и писцов, магов и целителей. Затем иероглифическое письмо преобразовывается в слоговое (т.е. один знак означает слог), после – в алфавитное (знак означает букву). Письменность египтян переняли финикийцы, а у финикийцев, в свою очередь, греки.

2. Биология. Мифологическое мышление египтян основано на антропоцен­тризме. В «Поучении гераклеопольского фараона» Ахтоя III (XXII—XXI вв. до н.э.) говорится, что весь мир, включая растения и животных, создан богами ради людей.

Поэтому производи­лась классификация растений, животных, минералов, которая учитывала их пользу или вред для человека. Эти показатели часто носили магический характер. Например, малахит считался священным камнем, потому что он обладал цветом жизни, а кварц, напоми­навший своим цветом пустыню, объявлялся заклятым и отвергался как камень злого бога Сета. Появились медицинские папи­русы, в которых указываются растительные, животные и минеральные веще­ства, которые можно применять для лечения.

3. Появляются зачатки географической сис­тематизации. Азиатский и Африканский мате­рики были в представлении египтян единым массивом четырех­угольной формы, омываемым со всех сторон внешними морями. Известная египтянам часть Европы (Эгейский мир) представлялась в виде группы островов, омываемых одним из этих морей. В Египте уже делались попытки чертить карты (сохранилась схема распо­ложения золотых рудников).

4. Возникала этнография. Египтяне, жившие в окружении разных народов, первыми стали отмечать расовые особенности, начали классифицировать людей по цвету кожи.

5. Медицина. Медицина в Египте выросла из практиче­ского векового опыта и магии. Египетский врач был магом и жре­цом могучей львиноголовой богини Сохмет. Он знал наряду с лекарствами множество заговоров и молитв и произно­сил их при лечении своих пациентов. Некоторые египетские хра­мы считались свя­щенными местами, способствующими исцелению. Обучение врачей-жрецов происходило при храмах в так называемых "домах жизни" - своеобразных духовных центрах Египта.

До нашего времени дошли медицинские трактаты, относящиеся к середине II тыс. до н.э. Наиболее древний из них относится к 1850 г. до н.э.

6. Математика.

Геродот писал, что геометрия изобретена в Египте и оттуда пришла в Грецию. Архимед многие годы провел в Египте, знакомясь с его математическими достижениями. Египетские цифры были изобретены в древности, египтяне имели представление о дробях, но только о таких, у которых в числителе стояла единица.

Мерой длины был "локоть", равный 52,3 см, который состоял из "ладоней", а ладонь делилась на 4 "пальца". Мерой веса был "дебен", соответствовавший 91 г. Сохранились математические папирусы; наиболее известными из них являются Лондонский математически папирус Ринд (XVIII в. до н.э.) и Московский математический па­пирус времен Среднего царства из собрания ГМИИ им. А. С. Пуш­кина. Они содержат разнообразные задачи, которые свидетельству­ют о том, что египтяне умели вычислять площадь поля, площадь круга, площадь поверхности полушария, хотя и не знали числа пи, могли определить объем усеченной пирамиды.

7. Астрономия.

Согласно египетскому календарю, год равнялся 365 дням, подразделяясь на три больших периода по четыре месяца в каждом. Месяц состоял из 30 дней или суток. В конце года пять дополнительных дней посвяща­лись богам Осирису, Исиде, Гору, Сету, Нефтиде. Недостатком календаря было несоответствие календарного года действительному солнечному, так как Земля совершает оборот во­круг Солнца за 365 и 1,4 часть суток. Когда это стало заметно, египтяне осуществили "привязку" календарного года к точно фик­сируемому астрономическому явлению — дню начала разлива Ни­ла и первичного видимого появления Сириуса на утреннем небе (19 июля). Это было большим научным достижением египтян. Употребляемый нами григорианский календарь развился из древ­неегипетского.

Наблюдениями за небесным сводом (Солнцем, звездами, пла­нетами), календарем, точным соблюдением религиозных праздни­ков, вычислениями ночного и дневного времени занимались особые жрецы. Все небесные тела рассматривались как атрибуты какого-либо божества: видимый солнечный диск — это бог Ра, звезды — это дети Нут. Существовали созвездия «быка», «скорпиона», «гиппопотама», «крокодила» (современным названиям созвездий они, как правило, не соответствуют). Египтяне разработали способ определения ночного времени по звездам, изобрели водяные часы (клепсидр, как их называли греки), которые употреблялись в ос­новном в храмах для определения ночного времени.

8. Литература. Египтяне создали различные произведения художественной литературы. Художественная литература возникла в 3 тыс. до н.э., ее расцвет – кон. 3 – 2 тыс. до н.э. Это мифы, романы, повести. Во втором тыс. до н.э. завершается "книга мертвых", цель которой – помочь умершему миновать все опасности загробного мира, пройти суд Осириса (посмертный суд) и вновь вернуться на землю, т.е. ожить, воскреснуть. В это же время появляются сказки и любовная лирика.

Архитектура, скульптура.

Большую роль в культуре Египта играют два культа: заупокойный культ и культ фараона. Заупокойный культ несет веру в бессмертие и направлен на воскресение человека. После смерти, по верованию древних египтян, душа вновь соединится с телом, поэтому тело нужно сохранить. Символами вечной жизни являются мумия и пирамида. Создание мумии – символа вечности – ведет к искусству бальзамирования. Через ноздри умершего извлекали мозг, через разрез в паху – все внутренности. Затем тело на 70 дней клали в соль и оно стягивалось. После этого внутрь тела клали опилки, глину, а сверху обматывали бинтами. Мумию клали в саркофаг. Туда же помещали модель лодки, чтобы умерший мог переправиться через реку, статуэтки двойников человека, статуэтки слуг, оружия и т.д. Умершему нужно было предстать перед судом Осириса – бога мертвых, а также бога земледелия. Легенды об Осирисе связаны с умиранием и возрождением растительности. Осирис помещал на одну чашу весов сердце умершего, а на другую свиток - нравственный закон. Если сердце легче свитка, то умерший имел доступ в блаженные поля Осириса, если тяжелее, то грешника поедало чудовище.

Саркофаг фараона помещали в пирамиду. Культ фараона был очень сильным, его считали сыном бога солнца Ра. Самой древней считается пирамида Джосера в Саккаре (28 в. до н.э.). Этот фараон завершил объединение Египта, сделал его единым государством. Пирамида ступенчатая, ее высота около 70 м. Знаменита большая пирамида Хеопса (27 в. до н.э.), которая сторилась 20 лет. Ее высота была 146.6 м., на ее строительство потребовалось 2 млн. 300 тыс. каменных глыб. Каждая глыба – 2 – 3 тонны. Со второго тысячелетия (период Среднего царства) пирамиды стали строить из кирпича. Уже в это время строительство пирамид прекращают, т.к. их грабят. Затем пирамиды сменили скальные храмы. Скальные храмы обнаружены в селении Бени-Хасан. Найдено около 30 скальных гробниц 21 – 20 вв. до н.э.). Есть и скальный храм Хнум-Хотеп (20 в. до н.э.). В период Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) в архитектуре доминирует храм. Обычно прямоугольный. Пример: храм в Карнаке. Там находилась целая аллея сфинксов. Высота некоторых фигур достигала 21 метр. В настоящее время два сфинкса находятся в Санкт-Петербурге.

На внутренних стенах пирамид были тексты пирамид (возникли в 2355 г. до н.э.). Они были написаны для умершего фараона и являлись инструкцией, как фараон должен себя вести после смерти, чтобы пройти испытания Осириса. Позже для этой же цели возникла "Книга мертвых" – религиозные тексты на папирусе. Рядом с пирамидами возводили заупокойные храмы прямоугольной формы. Перед храмами ставились сфинксы, означавшие мудрость (голова фараона, туловище льва).

Саркофаги знати помещали в мастабу – гробницу, расположенную вблизи пирамид. Снаружи мастаба представляет собой прямоугольный курган (напоминает дольмен).

Еще в период Древнего царства неотъемлемую часть пирамид и храмов составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Мужские статуи раскрашивались красно-коричневой краской, женские – желтоватой, волосы – черной, одежда – белой. Фигуры людей изображались в разных плоскостях, были величественны и неподвижны.

В период Среднего царства в гробницах уже использовались такие архитектурные элементы, как колонна, колоннада. В скальных храмах были рельефы, росписи. Изображались боги, люди, сцены из обыденной жизни.

В период Нового царства впервые скульптор Тутмес изобразил фараона Эхнатона в кругу семьи (14 в. до н.э.).

Культура Месопотамии

 

1. Из истории: 3000 – 2400 – государство Шумер, 2400 – 2000 – царствоШумер и Аккад (существовал до 2000), 2000 – 689 – Вавилония, 1400 – 7 в. до н.э. – войны Вавилонии с Ассирией, к. 7 – 6 в. до н.э. – Нововавилонское царство.

2. Основные достижения культуры Месопотамии.

Шумеры: религия, архитектура, скульптура в храмах, цилиндрическая печать.

Шумеро-аккадская культура: зиккурат, эпос о Гильгамеше, скульптура и изобразительное искусство.

Старовавилонское царство ("Ворота бога") – Вавилон: архитектура, свод законов Хаммурапи.

Ассирия: архитектура, скульптура.

Нововавилонское царство: архитектура, зиккурат, висячие сады Семирамиды.

 

История Месопотамии.

Культура Месопотамии сложилась к 4 тыс. до н.э. и разрушилась в сер. 6 в. до н.э. Она объединяет культуру древних государств, находящихся между Тигром и Евфратом.

На юге было государство Шумер (3000 – 2400 г. до н.э.). Шумеры считаются создателями всей древнемесопотамской культуры. Их религию, науку, искусство усвоили аккадцы, вавилоняне, ассирийцы. Шумерский язык долгое время существовал у этих народов как священный. В конце 24 в. до н.э. царь Аккада Саргон 1 завоевал Шумер. Образовалось шумеро-аккадское царство. В 2003 г. до н.э. оно было разгромлено соседними царствами.

На рубеже XIX—XVIII вв. до н.э. на территории Месопотамии вы­делилась Вавилония. Ее жители говорили на аккадском языке и являлись потомками шумеров и аккадцев. Возвышение царства на­чалось со времени правления царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Он объединил всю Месопотамию и создал первое в Западной Азии развитое государство в полном смысле этого слова. Сохранился древнейший свод законов Хамму­рапи из 247 статей (всего их было 282), затрагивающий уголовное право, судопроизводство, торговлю, градостроительство, семейные отношения и т.д.

Вавилонское царство просуществовало примерно до 1600 го­да до н.э. и было завоевано соседними племенами (хеттами и касситами).

С XIV в. до н.э. известно самостоятельное мощное государ­ство Ассирия на реке Тигр, где проходили важные торговые пути.

На протяжении 700 лет Ассирия вела постоянные войны, не­однократно завоевывая Вавилонское царство.

Зенита своего могущества Ассирия достигла в середине VII в. до н.э. при Ашшурбанапале (669—631/29 гг. до н.э.). Тогда новой столицей государства стал великолепно отстроенный город Ниневия (в XX в. при его раскоп­ках была найдена огромная, состоящая из 30 тыс. глиняных табли­чек, царская библиотека). После смерти Ашшурбанапала начался период смут и упадка.

Новое возвышение Вавилонии началось в конце VII в. до н.э. Вавилония объединилась с Мидией, сокрушила Ассирийскую державу и разрушила ее го­рода.Могущества Нововавилонское царство достигло при царе Навуходоносоре II (605—563 гг. до н.э.), подчинившем себе Сирию и Палестину. При нем Вавилон пре­вратился в неприступную крепость и стал крупнейшим и краси­вейшим городом, населенным разными народами. Наиболее яркие и одновременно страшные страницы истории и культуры связаны с этим периодом. Они запечатлелись в памяти символическими об­разами «вавилонской башни», «вавилонским столпотворением», «висячими садами», библейским рассказом о разрушении Иеруса­лимского храма и т.д. Нововавилонское царство просуществовало до 539 г. до. н.э., после чего Месопотамия стала персидской провинцией.

Затем Вавилонию завоевал Александр Македонский. Разгромив Персидское царство, он создал огромную империю, сделав Вавилон ее столицей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.40.207 (0.019 с.)