Общество и государство Египта в эпоху Нового царства. Амарнский период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общество и государство Египта в эпоху Нового царства. Амарнский период



Эпоха Нового царства (XVIII–XX династии) (XVI–XI вв. до н. э.). ведущую роль играл Фиванский ном –играл ключевую роль,как и раньше Уже фиванские правители XVII династии вели ожесточенную борьбу с гиксосами. При основателе XVIII династии фараоне Яхмесе I египтянам удалось не только изгнать своих противников из Дельты, но и начать завоевания в Восточном Средиземноморье – в Палестине, которую тогда именовали Ханааном.

Значительное усиление армии – колесницы, улучшение управления(деление по родам войск, а не по номам), улучшение набора воинов, снабжения, обучения

При Тутмосе I (XVI век до н.э.) - агрессия в восточном средиземноморье(ежегодные походы)

Новое царство –период расцвета

Границы – от 4 порога нила на юге до севера восточного средиземноморья(Кархемиш)

Во главе южных областей –наместник с титулом «царевич страны Куш»

+3 наместника – Сирия, Финикия, Палестина

Сохранение раздробленности региона

Грандиозное стр-во – храмовые комплексы Луксора и Карнака

Множество рабов из военных походов

Совершенствование орудий с\х труда

Приток сырья в т.ч. металлов и кедра=> общий подъем экономики

Укрепление рабовладельческих отношений

Появление группы мельких чиновников

Выделение других групп: высших военачальников и аристократов на службе фараона, номовой знати и жреческой верхушки(очень сильно влияющей на политику)

 

Амарнский период.

Перенос столицы в Телль-эль-Амарну(Ахетатон) Аменхотепом IV в сер XIV в до нэ

Атон становится главным богом пантеона

Падение роли фиванских жрецов

Аменхотеп меняет имя на Эхнатон

После смерти Эхнатона все возвращается на свои места, за исключением, возможно, той знати, которая выдвинулась при нем.

 


18) Египет под властью иноземцев. Феномен "Саисского возрождения"

С падением ок. 1075 г. до н.э. единого централизованного государства Нового царства Египет вступает в Поздний период (1075- 332 гг. до н.э.). Реальное политическое влияние находится в руках номовых группировок египетской элиты. С этим связан упадок внешнего могущества Египта. В основном, Поздний Египет не ведет завоевательных войн, а становится объектом завоеваний.

К X в. до н.э. возрос напор ливийцев с запада, и Рамессиды предприняли попытку брать их в свое войско наемниками. Но вскоре они заполонили Дельту. Знатные ливийский роды принимали египетскую культуру, устанавливали родственные связи с вельможами-египтянами.

Ок. 945 г. до н.э. на престол восходит некий Шешонк I (основатель XX ливийской династии- Бубастидов – 945 -722). Новая столица Бубастис в Дельте. Он активизировал внешнюю политику, вторгался в Иудею и взял Иерусалим, брал дань с Нубии. Обширное строительство дворцов в Бубастисе и др. Опирались на воинов и жречество, поддержка религиозным центрам – Гераклеополю, Мемфису, Абидосу. Постепенно государство Бубастидов ослабевает, там еще и Ассирия наседает в сиро-палестине. И сооовсем зачахли. XXII династия правит одновременно с XXIII и приходят нубийцы.

Завоевание Египта Кушем. К VIII в. до н.э. в Нубии сформировалось гос-во со столицей Напата, там был и храм Амона рядом царские некрополи и т.д. Потом столица Мероэ. Много железа. В середине VIII в. до н.э. напатский правитель Кашта совершил успешный поход на Египет. Сын Кашты – Пианхи подавил Тефнахта – правителя Саиса. Потом Пианх возвращается в Напату и Тефнахт провозглашает себя царем и основывает XXIV династию. Издает закон против роскоши. Его сын – Бокхорис – закон, запрещавший лишать свободы должников и пр. Его цель – возродить армию и т.д. Но пришел преемник Пианхи – Шабака и сжег Бокхориса заживо. XXV Эфиопская династия, Египет и Куш объединены.

Ассирийцы в Египте. Асархаддон после двух походов в 674 и 671 гг. до н.э. покорил Египет, прогнал Тахарку, разделил Египет на 2- номов во главе с номархами. 15 лет продолжалось это господство.

О Саисском возрождении. Псамметих I, опираясь на наемное войско, смог преодолеть номовую раздробленность, обрести поддержку Мемфиса, Гераклеополя, Фив. К 655 г. до н.э. объединение страны завершено. Силами объединенного Египта, Лидии, возможно Вавилона ассирийцы вытеснены. Берет начало XXVI Саисская династия (664- 525г. до н.э.). Устойчивая ориентация Египта на греческий мир. То военными, то дипломатическими средствами Египет вмешивался в дела азиатских государств.

Сын Псамметиха – Нехо I укрепил позиции Египта в Африке, развивал Средиземноморскую торговлю. Активная внешняя политика, но не может воспользоваться падением Ассирии и к 600 г. до н.э. Навуходоносор II вытесняет из палестины и блабла. Сложная внутриполитическая ситуация – мятежи наемников (ливийцы, греки, азиаты), которые хотели свалить в Эфиопию, но фараон жестоко покарал их.

Египет в составе Ахеменидской державы. В 525 г. до н.э. Камбиз начинает войну против Египта. Предательство военачальников или Камбиз с кошками? В итоге Камбиз – основатель XXVII династии. Начало первого Персидского владычества. (525-404 гг. до н.э.).


Религия и мифология Египта

Религия – политеизм

У каждого города был свой бог покровитель, и, зачастую, священное животное, что иногда приводило к войнам

Главный бог – Амон-Ра, бог солнца(фиванские жрецы Амона наделены сильной властью)

Осирис – загробный мир

Анубис – проводник в мир мертвых

Нут – небо

Геб – змля

Птах – изначальный бог

Исида - плодородие

Хор

Сет – бог пустыни, бог зла

И т.д.

Боги с головами животных

Вера в загробный мир, где душа взвешивается на весах (на одной чаше сердце/душа – на другой статуэтка богини Маат или перо, по др версии)

Три составляющих человека – ах(тело), ка(духовный двойник тела) и ба (души)

Мумификация – важнейший обряд

Религиозная поэзия

«Книга мертвых»

Миф о смерти Осириса (успешно примерил на пиру саркофаг, предложенный Сетом)


Литература, искусство, научные знание в Древнем Египте.

Развитие литературы определяется социально-экономическим развитием страны, политическим могуществом гос-ва. Абсолютная власть богов, подчиненность человека богу, сложные взаимоотношения богов в мифах, театрализованный культ – все это диктует идеи, определенную системц многих литературных произведений. Своеобразие иероглифической писменности позволяло авторам создавать многоплановый текст. Почва – устное народное творчестве, песенки там всякие. Корни – IV тыс. до н.э. Древнее царство: биографии, поучения, религиозные тексты, поэтические произведения. Среднее царство: классическая зрелость прозаической литературы, «Рассказ Синухета». Новое царство: идейно-художественная завершенность египетской литературы.

«Поучение Птахотепа», «Поучение фараона Аменемхета I» - правила управления гос-вом.

«Речение Ипусера», «Речение Неферти» - пророчества.

Сказки – кстати, послужили основой для «Тысячи и одной ночи». «Сказка о правде и кривде» и др.

«Песнь арфиста» - сомнение о загробном существовании, призыв радоваться каждому дню.

Религиозные тексты, циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии – зачатки древнеегипетского театра.

Гимны Нилу и Атону восхваляют природу Египта.

«Беседа разочарованного со своей душой».

Изобразительно искусство, архитектура. Архитектура и искусство являлись идеологическим обоснование существовавшего строя. Реализация идеи беспредельного могущества богов и фараона.

Пирамиды: мастабы, пирамида Джосера (60 м), Хуфу (146,6м), Хафра (140м), скальные гробницы, скальная гробница Сети I.

Храмы в честь Амона- Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Скальные храмы – Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Нубии.

Скульптура. Важное место – художественная разработка типажа земного владыки. С начала III тыс. сложился определенный канон в трактовке фараона: сидит на троне, огромная физическая сила. Во времена Среднего царства: более индивидуальные черты. Египтяне часто обращались к рельефу, в котором всегда есть герой (больше всех).

Научные знания. Математика, астрономия, медицина. Расчеты для вычислений разливов Нила. Точный календарь: три сезона, 4 месяца в каждом, в году 36 декад, аосвященныз созвездиям и названный по божествам, к последнему месяцу добавляли 5 дней, чтобы совмещать календарный и астрономический год (365 дней). Начало года – разлив Нила – 19 июля, восход Сириуса. Звезды, созвездия, изобретение водяных и солнечных часов. Математические папирусы, извлечение корня, объем усеченной пирамиды, площадь круга. Египетские врачи. Мумификация трупов.

 

 

История и культура Урарту.

Район оз. Ван – обитают племена урартов. 8 стран под общим наименованием Урарту упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н.э. В конце XII в. до н.э. Тигглатпаласар I совершил поход к оз. Ван.

Плодородные земли Ванского района способствовали образованию нового гос. образования. В XI-X вв. до н.э. здесь идет объединение мелких владений. Видимо, к этому времени восходят попытки создания урартской письменности, близкой в чем-то (хуу* знает в чем) к хеттской. В документах Ашшурнацирапала II (IV в. до н.э.) упоминается страна Урарту. Консолидация мелких образований связана с ассирийской агрессией.

Первый правитель объединенного Урарту – царь Араму (864-845 гг. до н.э.). В ходе ассирийских походов основные области Урарту по ходу не затронуты.

Сардури I (835-825 гг. до н.э.) – принимает пышный титул, вызов Ассирии. Столицей Урарту становится г. Тушпа, вокруг которой возводятся каменные стены. Есть еще второе урартское гос-во – Муцацыр. Оно становится зависимым владением. С целью идеологического сплочения проводится религиозная реформа: выделяют трех главных божеств – Халди (неба), Тейшебы (грома и дождя), Шивини (солнца). Все гос-во охватывает интенсивная строительная деятельность. + много военных походов, но они не присоединяли территории, как Ассирия.

Ванское царство на вершине могущества. Подлинным создателем урартского гос-ва был Менуа (810-786 гг. до н.э.). Он уделяет большое внимание организации армии, переходят на ассирийское вооружение. Масштабность строительной деятельности.

Аргишти I (786-764 гг. до н.э.) решающая схватка с Ассирией. Зенит могущества Урарту. «Обхват» Ассирии, продвижение в Закавказье.

Поход Тиглатпаласара III на Урарту. Не смог взять столицу, не тронул Муцациру.

Руса I (735-713 гг. до н.э.). Второй поход Ассирии на Урарту. У оз. Вана строит водохранилище. Укрепляет свое гос-во. И тут Ассирия решила еще раз напасть. Саргон II в 714 г. до н.э.. Урарты поражены. Муцацир тоже захвачен.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.160.154 (0.018 с.)