Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Держава Маурьев. Эдикты Ашоки

Поиск

Магадхско-Маурийский Период – вторая пол I тыс до н э, V-III вв до н э, пала в начале II в до н э

 

Активная урбанизация - рост существующих поселений и поялвение новых(также период называется периодом урбанизации или буддийским)

Северо-запад Индии входит в Ахеменидскую державу, расширение торговых и международных связей Индии

В сердине I тысячелетия появляется буддизм

 

В IV веке Магадха добивается гегемонии над другими царствами и объединяет под свою властью всю долину ганга

В индийской историко-легендарной традиции магадхские цари фигурируют как имеющие низкое происхождение, необыкновенно жадные и жестокие, а также обладающие огромной армией. Подобная характеристика объясняется, по-видимому, тем, что магадхские цари не довольствовались только славой. Им нужно было от покоренных народов нечто более материальное – постоянно взимаемые подати. Поскольку военные силы магадхских царей составляли не племенные ополчения, а армия, получавшая жалованье, требовалось регулярное пополнение казны. Эти цари нарушали кодекс поведения ведийской аристократии. Стремясь к созданию единого государства, они безжалостно смещали с престола правителей покоренных стран, заменяя их своими ставленниками.

В 327 г до нэ северо-запад Индии подвергается завоеванию Александром Македонским, таким образом объединившим регион

Борьбу против гарнизонов македонцев, после того, как армия Александра Великого ушла, возглавляет Чандрагупта Маурья, что позволяет сохранить единство региона

В 317 македонцы окончательно изгнаны, затем Чандрагупта побеждает Магадху и проходит помазание в ее столице, Паталипутре, создавая династию Маурьев, которая контролировала всю Северную Индию

В сер III в до н э на престоле находится Ашока

Создание т.н. «Эдиктов Ашоки»(Эдиктов о Дхарме), высеченных на скалах и специально сооруженных колоннах (на которых изображены, львы, слон, бык), явлющиеся фактически первыми монументальными каменными сооружениями в Индии и памятниками официальной культуры Маурьев; стиль напоминает дворцовое искусство Ахеменидов

Эдикты являются самым ранним образцом индийской письменности, фактически алфавитной; 14 больших наскальных эдиктов, составляющих один текст, высечены на скалах на границах державы, что позволяет выяснить границы державы

(Север – Гималаи, Юг – крайний юг Индостана, на востоке – устье Ганга, на западе – совр. Кандагар)

Каждые 5 лет царские посланцы зачитывали эдикты перед населением городов

Основное содержание эдиктов – дхарма – почитание старших, непричинение вреда живым существам и др.

Хранитель и проповедник дхармы – царь(легитимизация власти)

Широкое стр-во ступ


Социальная структура Древней Индии.

О социальной структуре Древней Индии можно составить лишь самое общее представление. Основу социально организации составляла соседская община. Пахотная земля разделена между отдельными семьям, силами которых и велось хоз-во. Глава семьи мог продать свой участок, но преимущественно право покупки имели его родственники и соседи. Все частные владения входили в состав общинной территории, поэтому вместе с участков покупалось и членство в общине. Община обеспечивала коллективную помощь всем членам, а взамен челны были обязаны участвовать в коллективных работах по строительству дорог, каналов и пр. Полноправные члены общины принимают участие в сходах. Вопросы решаются на основе обычного права. Во главе деревни – староста.

Внутри деревни не было равенства ни по имущественному положению, ни по сословному статусу, ни по степени участия в деревенских делах.

Общинники-земледельцы: не всегда сами занимались сельским трудом, распространены различные формы аренды, использование труда батраков, должников и пр.

Обслуживающий персонал: более низкий слой. Это прачки, уборщики, ремесленники и пр.

Статус наследственный и неизменный, различные формы социального общения в основном ограничивались кругом лиц того же положения. Семьи одного общественного статуса образовывали касты. Касты эндогамны, поэтому все члены в родстве или свойстве. Их связывали обычаи, религиозные обряды, экономические интересы. Традиционные отношения оформлялись в виде кастовой иерархии, это обеспечивало необычайную устойчивость деревни и господство высших каст.

! Сложившиеся и складывавшиеся к концу древности местные касты получали оценку в контексте старинных представлений об обществе, разделенном на 4 варны. Высшие касты земледельцев относились к брахманам и кшатриям, вайшьями часто считались торгово-ростовщические касты, основная масса трудящихся – ремесленники, крестьяне – относились к шудрам. Ниже шудр – неприкасаемые – занимались грязными и ритуально нечистыми работами.

Городские свободные ремесленники основывали корпорации, различные виды ремесла различались по «перстижу». Работали они не на рынок, а на заказ.

Рабов рассматривали как собственность хозяина, их продавали, дарили и т.д. Естественное производство самих рабов – надежный источник рабства. Свободу могли получить лишь по воле хозяина. Фактически раб мог иметь собственность. К рабам относились и лица, отрабатывавшие долг.

В этот период получил распространение наемный труд.

Большую часть населения составляли землевладельцы-налогоплательщики. Налог – шестая часть урожая + всякие там разные сборы. Земли брахманов, храмовые земли освобождены от налогов.

Центральная власть проводит политику перемещения местных правителей, применяются методы «кормлений», что способствует политической нестабильности.

Итого: конец эпохи древности характеризуется ростом землевладения, расширением крестьянской зависимости (это уже говорит о переходе к средневековью).

 

Буддизм и его эволюция


Появляется в сер. I тыс до н э

Основатель - царевич Сиддхартха Гаутама(Будда)

Будущая мировая религия

«Три драгоценности» - Будда, дхарма(истина учения), сангха(в принципе, любая община, но имеется в виду изначально монашеская, нищенствующие монахи; не только религиозный, но и социальный институт)

Понятия кармы(закон воздаяния, все поступки влияют на последующие перерождения), сансары(череды перерождений, считается злом, лучшая участь – достичь нирваны), нирваны(вечного блаженства которое достигается отказом от всех мирских благ и от любых желаний вообще)

Изначально, буддизм предполагает достижение нирваны делом самостоятельным(хираяна), однако затем появляются бодхисатвы – существа, могущие достичь нирваны, но оставшиеся на земле помогать людям достичь ее(махаяна), их культ близок к традиционным верованиям

Буддизм распространяется при Ашоке, достигая Шри-Ланки, т.е. впервые выйдя за пределы материковой Индии, при нем же широко строятся буддийский храмы(ступы) + эдикты

Ашока считался последователем Будды и его деятельность во многом была направлена на распространение буддизма

первоначально вместо изображения Будды использовался какой-либо символ: лев, дерево, под которым он достиг просветления, трон или следы ступней с древним солнечным знаком свастики

в I-II в н э активное строительство ступ и монастырей во время правления цари Канишки из Кушанской династии

распространение буддизма в восточной и центральной азии

появления наряду с хираяной(узкий путь спасения) махаяны(широкого пути)

Согласно хинаяне, нирвана доступна лишь монаху, освободившемуся от всех внешних уз и отрекшемуся от душевных привязанностей. Махаянисты же допускают возможность спасения и для состоятельных людей, которые не нарушают религиозных норм поведения, но не решаются уйти в монастырь и собирать милостыню, – если они делают богатые подношения сангхе.

Складывание в буддизме культовых церемоний, несвойственных изначальному учению и начальному периоду развития

 

 


Культура Древней Индии.

Литература. Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие их них – веды (поздно записаны, впоследствии передавались от учителя к ученику в устной форме, обширные книги заучивались наизусть). Комментарии поздневедийского периода призваны объяснить связь между ритуальным действием и произносимыми при этом формулами. Так возникают зачатки древнеиндийской философии.

К появлению таких дисциплин как этимология и фонетика привела необходимость точной передачи ведийский текстов. Так развивается древнеиндийская лингвистика.

Определение времени для жертвоприношений требовало неких астрономических знаний, строительство сложных храмов – геометрических. Так, в поздневедийской литературе появились зачатки весьма своеобразных наук, не совпадающих с нашими современными понятиями.

Наряду с ведийской литературой оформляется эпическая традиция. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» стали энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей для последующих поэтов и художников.

Ко второй половине I тыс. до н.э. относится начало формирования буддийской литературы. Некоторые канонические тексты упомянуты в эдиктах Ашоки (значит, уже в III в. до н.э. обладали авторитетом). Есть предание, что на Ланке в I в. до н.э. был записан весь канон тхеравады на пали (язык близкий к тому, на котором проповедовал Будда). Этот канон называется «Типитак» (тот самый в трех корзинах). Наиболее интересны сочинения из средней «корзины», которые содержат изречения Будды.

Из произведений научной и дидактической литературы стоит упомянуть о грамматике санскрита, составленной Панини ок. IV в. до н.э. (самое совершенное описание языка, написанное до XIX в.).

Философия и психология тесно переплетались с религией. Большое кол-во трактатов по естественным наукам, успехи в медицине, монахи-буддисты – лучшие врачеватели. Знаменитый Арьябхатта предполагал вращение Земли вокруг своей оси и движение ее вокруг солнца. Арабские цифры происходят из Индии (позиционная система записи чисел).

Архитектура и искусство. В послеамурийскую эпоху начинается строительство из кирпича и камня. Сохранившиеся памятники связаны с буддизмом, н-р пещерные монастыри. Из наземных самые значительные постройки в Санчи (там был расположен огромный буддийский монастырь). Ступы характерны для буддийской архитектуры.

Едва ли не древнейший памятник – колонны, на которых высечены надписи Ашоки.Знаменитые львы, венчающие колонны, обнаруживают влияние персидского и греческого искусства.

Всемирно известные памятники живописи – в Аджанте, где стены некоторых храмов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий.

Середина I тыс. до н.э. явилась временем как бы подведения итогов культурного развития Южной Азии в древности.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.012 с.)