Древнейшие государства Китая - начала 1 тыс до н.э 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнейшие государства Китая - начала 1 тыс до н.э



Цивилизация формируется в долине Хуанхэ и Янцзы

Династия Инь – государство созадется в посл трети II тыс до н э

Во главе – племя Шан, у государства сохраняются черты племенного союза; подчиненные племена платят дань вану и предоставляют войска, тот предоставляет защиту

Ван – одновременно верховный жрец

«Великий город Шан»:

Низкий уровень жизни(простые люди жили в землянках), однако у правителя был дворец

Развитое ремесло – кузнецы, камнерезчики, ювелиры, резчики по кости

Очень богатые захоронения ванов (правителей) – с людьми, оружием, золотыми и нефритовыми украшениями (окрестность Аньяна)

Захоронения знати также довольно богаты, но без человеческих жертпоприношений

Собственная письменность иероглифического типа

Распространены гадания

Вера в духов и в духов предков, небо – главное божество

Постоянные войны, государство держалось только силой оружия

«главные дела в гос-ве – это жертпориношения и войны»

Множество пленных в каждом походе, гадание об их судьбе.

Наибольший расцвет при ване У Дине (вторая пол XIII в до н э)


Древний Китай: Западное Чжоу и Чуньцю.

Союз городов «Шан» был окружен воинственными племенами, с которыми и вел затяжные войны, приведшие к ослабеванию и упадку гос-ва. По-видимому чжоусские племена пришли сюда с запада, были знакомы с литьем бронзы, были знакомы с письменностью местного происхождения. У иньцев же чжоусцы научились использовать колесницы.

1027г. до н.э. У-ван («Воинственный правитель») разбил иньское войско. Затем чжоусцы осуществляют ряд мероприятий, известных как «наследственные пожалования» - родственники У-вана и некоторые представители знати получили земли вместе с их населением. В зависимости от размера полученного надела давали и титул. Чжоуское завоевание не вызвало коренных изменений в системе управления подчиненными территориями.

Социально-экономические отношения в X-VIII в. до н.э. Социальная дифференциация иньского об-ва была закреплена и после чжоуского завоевания. Все свободное население делилось на пять соц. групп: деспотический правитель, чжухоу – представители тех самых наследственных владений, дафу – главы родоплеменных групп, ши – главы больших семей, простолюдины.

Социальный ранг определял совокупность материальных благ.

В XI-X вв. до н.э. значительная часть пленных превращалась в рабов.

Началу периода Чуньцю предшествовали события, связанные с ослаблением власти чжоуского вана. Правитель Ю-ван был свергнут представителями чжоуской родовой знати, в том числе и при участии правителей нескольких владений, которые стремились к самостоятельности и полному суверенитету в своих землях. В события были вовлечены степняки-жуны. Центр власти был перенесен на восток.. (Земли в долине Вэйхэ вошли в состав полу-жунского царства Цинь, которое с этого момента начало постепенно усиливаться).

Политическая роль вана Чжоу резко упала. Наибольшее значение приобрели царства Цзинь, Чу, Ци и Цинь, а также царство Чжэн.

Хроника Чуньцю царства Лу, редактирование которой приписывается Конфуцию, начинается с 722 до н. э. — с конца правления Пин-ван. Историки считают началом этого периода 771 год — приход Пин-вана к власти и перенос столицы Чжоу на восток.

Феодальные отношения и князья-гегемоны. Первым гегемоном стало царство Ци, затем Цзинь. Затем период соперничества Цзинь и Чу VII-VI вв. до н.э., Чу растет и начинает везде лезть. Чу разбивает Цзинь. Потом Цзинь заключает союз с У (которые воюют только на воде!), У разбивают Юэ, Ци, Лу и Сун. Через 10 лет (472 что ли) приходит черед Юэ. И его гегемония завершает период Чуньцю. Цзинь делится на три самостоятельных гос-ва Чжао, Вэй, Хань. И начинается период Чжаньго – «Воюющих царств». Бесцеллерблять.


Эпоха Чжаньго. Конфуцианство и легизм

Эпоха «борющихся царств»

V – III в до н э

Распространение железа

Оформление новой системы землевладения

Появления частной собственности на землю, возможность купли-продажи земли

Появление поземельный налог в некоторых царствах

Ремесленники приравниваются к простолюдинам

Развитие ирригации, появление пахотных орудий и тяглового скота

Конфуцианство (Конфуций – 551-479 до нэ):

Идеал - Мудрый правитель, относящийся к подданным как к своим младшим родственникам, т.е. довольно мягко и правящий без писаных законов по «воле неба»;государство – одна большая патриархальная семья

Чрезвычайно важен культ предков

К власти нужно относится с уважением, как к старшим родственникам, однако подобострастие должно отсутствовать; незыблемость социальных традиций=> нулевая социалньая мобильность

Понятия гуманности, верности, уважения к старшим, соблюдения норм взаимоотношений между людьми

Легизм(частично заимствован у Мо Ди):

Правитель должен обладать неограниченной властью и заставлять подданных повиноваться

Только закон способен обеспечить порядок

Поощрение должно использоваться скупо, наказание - широко

Главная цель – не почтительность, а покорность

Необходимость реформ

Земледельцы должны работать на благо государства в «поте лица»

Государство может быть сильныем только при агрессивной политики

В духе легизма – реформы Шан Яна в Цинь(источники – Сыма Цянь «Исторические записки», «Книга правителя Шан» Шан Ян)

Новое деление на общины (по 5 и 10 семей)

Запрещение кровной мести и поощрение воееных заслуг

Поощрение ткачей и земледельцев

Знать, не имевшая военных заслуг, теряла привилегии

350г до н э:

Деление на уезды

Разрешена купля продажа земли

Унификация мер и весов

Введение системы рангов, получаемых за военные заслуги, в отличие от тех,которые получали по праву наследственности(ликвидированы); позднее их можно было приобретать за деньги

Последствия:

Все это позволило Цинь стать одним из ведущих китайских государств

Увеличение социальной мобильности


Империя Цинь.

Гг. до н.э.

В IV в. до н.э. постепенно складываются предпосылки для создания единого древнекитайского гос-ва под властью одного правителя (развитие товарно-денежных отношений, налаживание торговых связей). В IV-III вв. до н.э. уже распространена металлическая монета. Но наличие таможенных барьеров сдерживает развитие торговли. Этническая консолидация китайцев. Объединение политических единиц в союзы – «вертикальный союз» Чжао и Чу, «горизонтальный союз» Ци и Цинь. Цинь наносит всем-всем поражение во главе с Ин Чжен. И к 221 г. до н.э. завершился процесс объединения страны.

Ин Чжен принимает титул Цинь Шихуана («первый император династии Цинь»). Территория страны разделена на 36 крупных административных округов, во главе которых начальники; вторым лицом в округе был военачальник. В низовых административных единицах власть принадлежала выборным старейшинам (общинное самоуправление). Полновластный наследный правитель – император. У него 2 советника. Им подчиняются центральные ведомства. Военные, судебные, финансовые ведомства. Введение единого законодательства. В основе уголовного законодательства лежат законы Шан Яна с некоторыми изменениями (поручитель - семья). Множество видов казни. Унификация монеты, системы мер и весов.

Внешняя политики Цинь Шихуана. Военные действия против сюнну (кочевники из Монголии). Закрепляемся на северном берегу Хуанхе и решаем строить Великую стену. В 214 г. до н.э. воюем с племенами юэ, терпим поражение, страдаем от лихорадки и т.д. Объявляем доп. мобилизацию и все-таки захватываем государственные обрахзования юэ. Там создаем новые округа.

На Цинь Шихуана было несколько покушений. Он стал очень подозрительным, хотел получить даосский эликсир бессмертия, был жесток с конфуцианцами. Строительство всякой дребедени типа дворцов требовали много затрат – возрос налог. В 210 г. до н.э. император умирает. Кризис! Восстание бедноты. Повстанцы из Чу расправляются с циньскими чиновниками. Старейшины местных общин выбирают себе императора – заканчивается первый период народной войны (209-208 гг. до н.э.). А потом знать решила покачать права и тоже начинает возмущаться. Лю Бан (чиновник там) возглавляет один из отрядов и берет столицу в 207 г. до н.э. Теперь Лю Бан «ван Хань» против «ванна Чу». 202 г. до н.э. Лю Бан одерживает победу. Провозглашает начало новой династии Хань.


Империя Хань

 

Основание династии – 202/206 до н э

В начале царствования династии – тяжелая внешнеполитическая обстановка из-за войны с гуннами+разрушена экономика

7 областей с ваннами во главе+император Гао-цзу=> страна объединена и противоречия между теми, кто сбросил Цинь, урегулированы, однако у областей, во главе которых стояли ваны, проявились сепаратистские тенденции, однако центральный адм.-бюрократический аппарат все таки был восстановлен

Правители семи областей восстают – мятеж семи ванов, который терпит поражение, ваннам запрещено назначать чиновников

Окончательно ликвидирует двойтсвенность в управлении страной У-ди (140 до н э – 87 до н э) – «золотой век У-ди»

Наследство теперь делилось между всеми сыновьями

Восстановление ведомства инспекции

Введеник экзаменационной системы для чиновников

Создание официальной идеологии на основе конфуцианства

Сильная соц.мобильность

Войны с хунну – 127-119

Создание кавалерийских отрядов

В этот же период благодаря путешествиям Чжан Цяня увеличивается количество знаний о мире, устанавливаюся международные отношения с многими из стран ср азии, в т.ч. с Парфией, Индией, Бактрией

Присоединение в 111 юговосточных приморских районов (победа над над племенами юэ)

109 г до н э присоединение Корейского п-ова

Одна из 4 мировых империй наряду с парфией римом и кушанской державой

 

После свертывания экспансии страна скатывается в кризис

Экономика, соц устр-во:

Титулованная знать(20 рангов, 9 и выше - привилегии)

Сводобные простолюдины(земледельцы. Ремесленники, торговцы)

рабы
частное и государственное рабовладение

Подушный и поземельный налоги

Воинмская и трудовая повинности

Сильное имущественное расслоение, много безземельных крестьян, затем попадающих в расбкую зависимость

Общинники – в основном мелкие земельные собственники


Культура Древнего Китая.

Мифология и религия. Мифы о делении хаоса на женское начало инь и мужское – ян. Или же человек создан из глины богиней Нюй Ва (или сама она превратилась во все существа). Мифы о стихийных бедствиях (наводнения и засухи) и героях. Циклы мифов о первопредках. Представления о потустороннем мире- зеркальное отражение земного порядка (верховное божество Ди). Постепенно культ верховного юожества отделяется от культа предков. Возрастание роли конфуцианства и роли культа предков. Во II-III вв. в Китай проникает буддизм. Сутры и их перевод. Итого – буддизм распространяется только к IV-VI вв.

Письменность. Наиболее древние памятники – иньские гадательные надписи XIV-XI вв. до н.э. Письменность же сама возникло гораздо раньше. Идеограммы и своего рода детерминативы. На рубеже новой эры изобретена бумага.

Литература: Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас на бронзовых сосудах XI-VI вв. до н.э. «Шицзин» - сокровищница древнекитайской поэзии (это авторские произведения, темы: служение правителю, военные походы, пиры, жертвоприношения и пр.). «Тексты на каменных барабанах» - унаследовали традиции «Шицзин». Эпоха Чжаньго – взлет культуры. Поэт Цюй Юань.

Искусство: Поэзия неотделима от музыки. «Музыка не может лгать». Муз. инструменты: струнные, духовые, ударные.

Складывается совокупность строительных приемов, придававшие характерные черты дворцовой и храмовой архитектуре. Основа конструкций всегда – столбы, а не стены. Здания на приподнятой платформе. Развитие в ханьское время портретной живописи.

Естественно-научные знания. Математика – трактат «Математика в девяти книгах» - II в. до н.э. – руководство для землемеров, астрономов, чиновников. Успехи в развитии астрономии и календаря. В 104 г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года – 365,25 дня. Развитие медицины. Иглоукалывание. Трактаты по диетологии, руководства по лечебной гимнастике, сборники различных рецептов. К III в. относится применение знаменитым Хуа То местной анестезии при полостных операциях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.26.20 (0.018 с.)