ТОП 10:

Месопотамия в древнейшую эпоху. Важнейшие археологические культуры 7-4 тыс. до н.э.



Месопотамия в древнейшую эпоху. Важнейшие археологические культуры 7-4 тыс. до н.э.

7-4 тыс.до н.э. на территории Др. Месопотамии – разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки возникновения классового общества.

7 тыс. до н.э. – окраина Месопотамской низменности, горные долины Загроса – культура Джармо ( для нее характерно: начало окультуривания ячменя и эммера, приручение собаки, козы, свиньи, появление лепной керамики; дома строят из глины с примесью тростника, встречаются так же единичные металл. изделия)

Середина и вторая половина 6 тыс. до н.э. осваивается уже вся Северная Месопотамия. Этот этап носит название хассунской культуры ( по названию наиболее характерного поселения - Хассуны).

Хассунские племена продвигаются на юг до территорий совр. Багдада ( Самарра). У них к этому времени уже сложилось замледельческо-скотоводческое хоз-во, т.к. они разводили крупный и мелкий рогатый скот, возделывали 3 вида пшеницы, 4 вида ячменя, + лен. В их поселках имелись жилые и хоз. постройки, зерновые ямы и зернохранилища. Освоены начальные формы искусств. орошения: сооружения небольших дамб и каналов. Орудия труда преимущественно каменные, но есть единичные находки медных бусин и ножа, свинцового браслета. Развивается ткацкое и гончарное производство. Для обжига применяются спец. печи, а сами сосуды покрываются нарядными узорами ^^

5 тыс. до н.э. жизнь обитателей Месопотамии меняется, появляется новая халафская культура по имени поселения Тель-Халафа. Проявляется в развитии каких-либо производств. Керамика: двухцветная роспись, зооморфный и геометрический узор, появляется глазурь, лепные и фигурные сосуды. В поселении Арпачиья найден «дом гончара», который, видимо, обслуживал всю общину. Камнерезное производство: в Ярым-Тепе найдены алебастровые вазы, чаши, кубки, каменные подвески-печати. Из камня строят здания (ох нихуяж:D) и мостят улицы. Из меди уже изготавливаются киндалы и долота. Но пока еще мастера работают только в рамках своей общины.

В период неолита форм. религ. верования. Найдены статуэтки животных, н-р, быка ( возможно был тотемом халафских племен) + глиняные женские фигуры с вмазанными в них зернами (хууй знает как это:D) + заупокойный культ с разными типами погребений.

В это время продвижение на юг продолжается. Там образуются поселения: Эреду, Ур, Урук.

6 тыс. до н.э. Эреду: остатки 12 храмов, более 1000 могил (хозяев хоронили с вещами, посудой, собаками) Культура является истоком этапа Эль-Убейд ( последняя треть 5го – начало 4го тыс. до н.э. ) Система ирригации, расцвет керамического производства, появление гончарного круга, знакомство с техникой литья, развитие ткачества. Растет население, появляются поселения площадью до 10 га. Храмы на платформах, + выполняли роль адм. центров поселений. Убейдская культура приобрела широкий размах и распространила свое влияние в тогдашнем мире.Убейдская лексика вошла нехилым пластом в шумерский язык.

Возникновение раннеклассового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связано с урукской культурой ( середина – конец 4го тыс. до н.э.). развитие ирригации, все быстрее ремесло отделяется от земледелия, используют быстровращающийся гончарный круг, ювелирное производство, внутренний и внешний обмен. Поселения – прообраз будущих городов. Рождение пиктографической письменности. Имущественное расслоение, социальная дифференциация об-ва. Обособление органов власти + видная роль храмов во главе со жречеством.

Достигнутые результаты закрепляются в конце 4го тыс. до н.э. – культура Джемдет-Наср.Преобладают: медные орудия труда и оружие ( кинжалы и блабла) и даже появляется бронза, применяется обожженный кирпич. Встречаются печати – знак собственности. Военные походы. Фортификация.

Итого: Протописьменный период. Все поселения разобщены экономически и политически, но связаны религиозными узами. Религиозный центр в г. Ниппур – общешумерский верховный бог Энлиль и его храм Экур.


Государства Шумера в первой половине 3 тыс. до н.э. Историческая роль шумерской цивилизации

 

Возникновение государственности: ~начало 3 тыс. до н.э.

Основные городские центры: Ур, Урук, Лагаш, Ларса, Ниппур, Киш, Умма

Междуречье было густо заселенным

Раннединастический период – XXVII-XXIV вв. до н.э

3 этапа

РД I

XXVIII-XXVII

Ведущую роль играет г.Киш

РД II

XXVII-XXVI

Возвышение Урука (Гильгамеш), ослабление Киша

РД III

XXV-XXIV

Выдвижение Ура (1ая династия), растет тенденция объединения; затем на первых ролях Лагаш (Эанатум подчиняет Умму (при победе составлен первый в мире дипломатический международный договор), Киш, Урук, Ларсу и даже Элам)

Позднее(после 2312 г.) Умма побеждает Лагаш и создает объединение со столицей в Уруке, павшее под ударом Аккада.

//// не уверен совсем, что так подробно надо

 

Тип земледелия – ирригационный, это являлось одной из предпосылок возникновения государственности(необходимость организации земледельцев)

Владелец земли – город (видимо, в лице общины полноправных «граждан»(!), который считался находящимся под покровительством опр. божества, храм которого и был возведен в городе.

Способ управления – совет старейшин и народное собрание, состоявшее из полноправных

мужчин, способных носить оружие

Во главе города – энси, глава храма (или энтум – верховная жрица)

* К середине 3 тысячелетия важную роль начинает играть лугаль(городской военачальник), который часто брал на себя политические функции энси

Храм располагал обширным храмовым хозяйством (неотчуждаемые земельные владения, не являвшиеся городской землей,обрабатываемые зависимыми от храма земледельцами или сдаваемые в аренду) => храмы богатые, имели даже собственные военные отряды

Возникновение письменности (клинопись) связано с необходимостью ведения учета храмового имущества=> можно говорить о том, что храмы были и культурными центрами

В то же время создаются школы для подготовки будущих писцов

 

Бонусы:

Легитимизация власти религиозным путем. ээээ (изначально во главе государства жрец; миф о создании людей, т.к. богам было лень заниматься физическим трудом; боги=знать)

Главные материальные источники найдены при раскопках в уре.

Гильгамеш – лугаль(?) урука

 

Историческая роль шумерской цивилизации

1)??? Первая в мире(????)

2)--+Развитая культура, в т.ч. литература

3) -+Появление письменности, которая за счет материала (глиняные таблички) хорошо сохраняется и является важным источником

4)+-В том же регионе позднее возникает первая мировая держава – ассирийская империя


Литература, искусство, научные знания народов Месопотамии

Изобретение письменности – первоначально пиктография, затем клинопись на кглиняных табличках(переход к словесно-слоговому письму на том же этапе) - Шумер

Причина появления – необходимость составления храмовой документации

Аккадский – письменность заимствована у шумеров, то же самое у урартов, эламитов, хеттов

 

Библиотеки – ур, ниппур; многочисленные архивы документов (храмовых, государственных, частных)

Библиотека ашшурбанапала в ниневии (анналы)

Появление школ для обучения писцов

Эпос о гильгамеше – как в шумерской, так и в аккадской письменной и устной традиции

«Раб, повинуйся мне» -см. Вигасина)

Научные знания – математика (прикладная) – необходима в развитии землепользования и архитектуре

Развитая астрономия (Зиккураты использовались как обсерватории)

«вавилонская математическая астрономия», связана с астрологией

Установлена продолжительность солнечного года

относительно развитая медицина(внутренние болезни лечатся плохо, переломы и т.д. – успешно о боже какой бред!), сохранилось много мед. Трактатов и текстов

некоторые познания в географии(Индия, Египет, сопредельные страны, Эфиопия, Пиринейский п-ов)

Искусство:
расписная керамика

Скульптура, в т.ч. скульптурные портреты. Рельефы(особенно ассирия – прославляющие царя, охота на льва и т.п.), барельефы

Фрески(мари), стеллы

Архитектура – врата иштар, зиккураты (Зиккурат Сина в Уре(3я династия) – самый большой), дворцы – Ассирия, Вавилон; Ниневия – самый большой город в Месопотамии


Религия и мифология Египта

Религия – политеизм

У каждого города был свой бог покровитель, и, зачастую, священное животное, что иногда приводило к войнам

Главный бог – Амон-Ра, бог солнца(фиванские жрецы Амона наделены сильной властью)

Осирис – загробный мир

Анубис – проводник в мир мертвых

Нут – небо

Геб – змля

Птах – изначальный бог

Исида - плодородие

Хор

Сет – бог пустыни, бог зла

И т.д.

Боги с головами животных

Вера в загробный мир, где душа взвешивается на весах (на одной чаше сердце/душа – на другой статуэтка богини Маат или перо, по др версии)

Три составляющих человека – ах(тело), ка(духовный двойник тела) и ба (души)

Мумификация – важнейший обряд

Религиозная поэзия

«Книга мертвых»

Миф о смерти Осириса (успешно примерил на пиру саркофаг, предложенный Сетом)


Литература, искусство, научные знание в Древнем Египте.

Развитие литературы определяется социально-экономическим развитием страны, политическим могуществом гос-ва. Абсолютная власть богов, подчиненность человека богу, сложные взаимоотношения богов в мифах, театрализованный культ – все это диктует идеи, определенную системц многих литературных произведений. Своеобразие иероглифической писменности позволяло авторам создавать многоплановый текст. Почва – устное народное творчестве, песенки там всякие. Корни – IV тыс. до н.э. Древнее царство: биографии, поучения, религиозные тексты, поэтические произведения. Среднее царство: классическая зрелость прозаической литературы, «Рассказ Синухета». Новое царство: идейно-художественная завершенность египетской литературы.

«Поучение Птахотепа», «Поучение фараона Аменемхета I» - правила управления гос-вом.

«Речение Ипусера», «Речение Неферти» - пророчества.

Сказки – кстати, послужили основой для «Тысячи и одной ночи». «Сказка о правде и кривде» и др.

«Песнь арфиста» - сомнение о загробном существовании, призыв радоваться каждому дню.

Религиозные тексты, циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра. На основе этих сказаний устраивались театрализованные мистерии – зачатки древнеегипетского театра.

Гимны Нилу и Атону восхваляют природу Египта.

«Беседа разочарованного со своей душой».

Изобразительно искусство, архитектура.Архитектура и искусство являлись идеологическим обоснование существовавшего строя. Реализация идеи беспредельного могущества богов и фараона.

Пирамиды: мастабы, пирамида Джосера (60 м), Хуфу ( 146,6м), Хафра ( 140м), скальные гробницы, скальная гробница Сети I.

Храмы в честь Амона-Ра в Карнаке и Луксоре (Фивы). Скальные храмы – Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле в Нубии.

Скульптура. Важное место – художественная разработка типажа земного владыки. С начала III тыс. сложился определенный канон в трактовке фараона: сидит на троне, огромная физическая сила. Во времена Среднего царства: более индивидуальные черты. Египтяне часто обращались к рельефу, в котором всегда есть герой ( больше всех).

Научные знания. Математика, астрономия, медицина. Расчеты для вычислений разливов Нила. Точный календарь: три сезона, 4 месяца в каждом, в году 36 декад, аосвященныз созвездиям и названный по божествам, к последнему месяцу добавляли 5 дней, чтобы совмещать календарный и астрономический год ( 365 дней). Начало года – разлив Нила – 19 июля, восход Сириуса.Звезды, созвездия, изобретение водяных и солнечных часов. Математические папирусы, извлечение корня, объем усеченной пирамиды, площадь круга. Египетские врачи. Мумификация трупов.

 

 

История и культура Урарту.

Район оз. Ван – обитают племена урартов. 8 стран под общим наименованием Урарту упоминаются в ассирийских источниках уже в XIII в. до н.э. В конце XII в. до н.э. Тигглатпаласар I совершил поход к оз. Ван.

Плодородные земли Ванского района способствовали образованию нового гос. образования. В XI-X вв. до н.э. здесь идет объединение мелких владений. Видимо, к этому времени восходят попытки создания урартской письменности, близкой в чем-то (хуу* знает в чем) к хеттской. В документах Ашшурнацирапала II ( IV в. до н.э.) упоминается страна Урарту. Консолидация мелких образований связана с ассирийской агрессией.

Первый правитель объединенного Урарту – царь Араму ( 864-845 гг. до н.э.). В ходе ассирийских походов основные области Урарту по ходу не затронуты.

Сардури I ( 835-825 гг. до н.э.) – принимает пышный титул, вызов Ассирии. Столицей Урарту становится г. Тушпа, вокруг которой возводятся каменные стены. Есть еще второе урартское гос-во – Муцацыр. Оно становится зависимым владением. С целью идеологического сплочения проводится религиозная реформа: выделяют трех главных божеств – Халди ( неба), Тейшебы ( грома и дождя), Шивини ( солнца). Все гос-во охватывает интенсивная строительная деятельность. + много военных походов, но они не присоединяли территории, как Ассирия.

Ванское царство на вершине могущества.Подлинным создателем урартского гос-ва был Менуа ( 810-786 гг. до н.э.).Он уделяет большое внимание организации армии, переходят на ассирийское вооружение. Масштабность строительной деятельности.

Аргишти I ( 786-764 гг. до н.э.)решающая схватка с Ассирией. Зенит могущества Урарту. «Обхват» Ассирии, продвижение в Закавказье.

Поход Тиглатпаласара III на Урарту.Не смог взять столицу, не тронул Муцациру.

Руса I ( 735-713 гг. до н.э.).Второй поход Ассирии на Урарту. У оз. Вана строит водохранилище. Укрепляет свое гос-во. И тут Ассирия решила еще раз напасть. Саргон II в 714 г. до н.э.. Урарты поражены. Муцацир тоже захвачен.

Образование Персидской державы Ахеменидов. Завоевания Кира и Камбиза.

Впервые персы упоминаются в ассирийских надписях IX в. до н.э. Они занимали эламские территории на юго-западе и юге Ирана, территория назвалась Персия. К концу VIII в. до н.э. персы составляли племенной союз, возглавляемый Ахеменидами. Постепенно расширяют свою территорию. В 639 г. до н.э. наносят поражение Эламу, но Кир I признает власть Ассирии. Потом в Персии царствовал Камбиз I, женатый на мидийской царевне. Его сын – Кир II- внук Астиага – последнего мидийского царя. Противоречивые легенды о детстве и юношестве Кира II.

Легенда Геродота об Астиаге, Гарпаге, пастухе Митридату. 558 г. до н.э. Кир становится царем земледельческих племен, основал г. Пасаргады. 553 г. до н.э. выступил протии мидийского владычества. 2 сражения. В первом Гарпаг в частью войска переходят на сторону Кира и Астиаг терпит поражение. Экбатаны захвачены. 549 г. до н.э. захвачены Сузы. Столица Элама + Парфия, Гиркания, Армения м.б. 547 г. до н.э. –война с Лидией, Крез и его оракул, р. Галис, захват Сард. Верблюды Кира и пешие войны Креза. 14 дней осада Сард. И капут. Крез в плену. Далее Кир завоевывает Хорезм, Согдиану, Бактрию и т.д. 539 г. до н.э. берет Вавилонию. Кир погиб в Средней Азии при борьбе с массагетами.

Камбиз и завоевание Египта. 530 г. до н.э. Камбиз II.Готовиться напасть на Египет. Кочевники синайского п-ва помогли ему добраться до Египта, до Пелусия. Предательство греческих наемников. Победа персов. + подчинились ливийцы. 525 г. до н.э. Камбиз провозглашен фараоном Египта, основав XXVII персидскую династию. Возместил ущерб, вел себя прилично. Предоставил египтянам свободу в религиозной и частной жизни. Камбиз идет на юг в Нубию. По Геродоту там неудачи и людоедство. 524 г. до н.э. восстание Псамметиха, Камбиз вернулся и всех покарал, его казнил.


Буддизм и его эволюция


Появляется в сер. I тыс до н э

Основатель - царевич Сиддхартха Гаутама(Будда)

Будущая мировая религия

«Три драгоценности» - Будда, дхарма(истина учения), сангха(в принципе, любая община, но имеется в виду изначально монашеская, нищенствующие монахи; не только религиозный, но и социальный институт)

Понятия кармы(закон воздаяния, все поступки влияют на последующие перерождения), сансары(череды перерождений, считается злом, лучшая участь – достичь нирваны), нирваны(вечного блаженства которое достигается отказом от всех мирских благ и от любых желаний вообще)

Изначально, буддизм предполагает достижение нирваны делом самостоятельным(хираяна), однако затем появляются бодхисатвы – существа, могущие достичь нирваны, но оставшиеся на земле помогать людям достичь ее(махаяна), их культ близок к традиционным верованиям

Буддизм распространяется при Ашоке, достигая Шри-Ланки, т.е. впервые выйдя за пределы материковой Индии, при нем же широко строятся буддийский храмы(ступы) + эдикты

Ашока считался последователем Будды и его деятельность во многом была направлена на распространение буддизма

первоначально вместо изображения Будды использовался какой-либо символ: лев, дерево, под которым он достиг просветления, трон или следы ступней с древним солнечным знаком свастики

в I-II в н э активное строительство ступ и монастырей во время правления цари Канишки из Кушанской династии

распространение буддизма в восточной и центральной азии

появления наряду с хираяной(узкий путь спасения) махаяны(широкого пути)

Согласно хинаяне, нирвана доступна лишь монаху, освободившемуся от всех внешних уз и отрекшемуся от душевных привязанностей. Махаянисты же допускают возможность спасения и для состоятельных людей, которые не нарушают религиозных норм поведения, но не решаются уйти в монастырь и собирать милостыню, – если они делают богатые подношения сангхе.

Складывание в буддизме культовых церемоний, несвойственных изначальному учению и начальному периоду развития

 

 


Культура Древней Индии.

Литература.Центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие их них – веды ( поздно записаны, впоследствии передавались от учителя к ученику в устной форме, обширные книги заучивались наизусть). Комментарии поздневедийского периода призваны объяснить связь между ритуальным действием и произносимыми при этом формулами. Так возникают зачатки древнеиндийской философии.

К появлению таких дисциплин как этимология и фонетика привела необходимость точной передачи ведийский текстов. Так развивается древнеиндийская лингвистика.

Определение времени для жертвоприношений требовало неких астрономических знаний, строительство сложных храмов – геометрических. Так, в поздневедийской литературе появились зачатки весьма своеобразных наук, не совпадающих с нашими современными понятиями.

Наряду с ведийской литературой оформляется эпическая традиция. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» стали энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей для последующих поэтов и художников.

Ко второй половине I тыс. до н.э. относится начало формирования буддийской литературы. Некоторые канонические тексты упомянуты в эдиктах Ашоки ( значит, уже в III в. до н.э. обладали авторитетом). Есть предание, что на Ланке в I в. до н.э. был записан весь канон тхеравады на пали (язык близкий к тому, на котором проповедовал Будда). Этот канон называется «Типитак» ( тот самый в трех корзинах). Наиболее интересны сочинения из средней «корзины», которые содержат изречения Будды.

Из произведений научной и дидактической литературы стоит упомянуть о грамматике санскрита, составленной Панини ок. IV в. до н.э. ( самое совершенное описание языка, написанное до XIX в.).

Философия и психология тесно переплетались с религией. Большое кол-во трактатов по естественным наукам, успехи в медицине, монахи-буддисты – лучшие врачеватели. Знаменитый Арьябхатта предполагал вращение Земли вокруг своей оси и движение ее вокруг солнца. Арабские цифры происходят из Индии ( позиционная система записи чисел).

Архитектура и искусство.В послеамурийскую эпоху начинается строительство из кирпича и камня. Сохранившиеся памятники связаны с буддизмом, н-р пещерные монастыри. Из наземных самые значительные постройки в Санчи ( там был расположен огромный буддийский монастырь ). Ступы характерны для буддийской архитектуры.

Едва ли не древнейший памятник – колонны, на которых высечены надписи Ашоки.Знаменитые львы, венчающие колонны, обнаруживают влияние персидского и греческого искусства.

Всемирно известные памятники живописи – в Аджанте, где стены некоторых храмов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий.

Середина I тыс. до н.э. явилась временем как бы подведения итогов культурного развития Южной Азии в древности.


Империя Цинь.

Гг. до н.э.

В IV в. до н.э. постепенно складываются предпосылки для создания единого древнекитайского гос-ва под властью одного правителя ( развитие товарно-денежных отношений, налаживание торговых связей). В IV-III вв. до н.э. уже распространена металлическая монета. Но наличие таможенных барьеров сдерживает развитие торговли. Этническая консолидация китайцев. Объединение политических единиц в союзы – «вертикальный союз» Чжао и Чу, «горизонтальный союз» Ци и Цинь. Цинь наносит всем-всем поражение во главе с Ин Чжен. И к 221 г. до н.э. завершился процесс объединения страны.

Ин Чжен принимает титул Цинь Шихуана («первый император династии Цинь»). Территория страны разделена на 36 крупных административных округов, во главе которых начальники; вторым лицом в округе был военачальник . В низовых административных единицах власть принадлежала выборным старейшинам ( общинное самоуправление). Полновластный наследный правитель – император. У него 2 советника. Им подчиняются центральные ведомства. Военные, судебные, финансовые ведомства. Введение единого законодательства. В основе уголовного законодательства лежат законы Шан Яна с некоторыми изменениями ( поручитель - семья). Множество видов казни. Унификация монеты, системы мер и весов.

Внешняя политики Цинь Шихуана.Военные действия против сюнну (кочевники из Монголии). Закрепляемся на северном берегу Хуанхе и решаем строить Великую стену. В 214 г. до н.э. воюем с племенами юэ, терпим поражение, страдаем от лихорадки и т.д. Объявляем доп. мобилизацию и все-таки захватываем государственные обрахзования юэ. Там создаем новые округа.

На Цинь Шихуана было несколько покушений. Он стал очень подозрительным, хотел получить даосский эликсир бессмертия, был жесток с конфуцианцами. Строительство всякой дребедени типа дворцов требовали много затрат – возрос налог. В 210 г. до н.э. император умирает. Кризис! Восстание бедноты. Повстанцы из Чу расправляются с циньскими чиновниками. Старейшины местных общин выбирают себе императора – заканчивается первый период народной войны ( 209-208 гг. до н.э.). А потом знать решила покачать права и тоже начинает возмущаться. Лю Бан ( чиновник там) возглавляет один из отрядов и берет столицу в 207 г. до н.э. Теперь Лю Бан «ван Хань» против «ванна Чу». 202 г. до н.э. Лю Бан одерживает победу. Провозглашает начало новой династии Хань.


Империя Хань

 

Основание династии – 202/206 до н э

В начале царствования династии – тяжелая внешнеполитическая обстановка из-за войны с гуннами+разрушена экономика

7 областей с ваннами во главе+император Гао-цзу=> страна объединена и противоречия между теми, кто сбросил Цинь, урегулированы, однако у областей, во главе которых стояли ваны, проявились сепаратистские тенденции, однако центральный адм.-бюрократический аппарат все таки был восстановлен

Правители семи областей восстают – мятеж семи ванов, который терпит поражение, ваннам запрещено назначать чиновников

Окончательно ликвидирует двойтсвенность в управлении страной У-ди (140 до н э – 87 до н э ) – «золотой век У-ди»

Наследство теперь делилось между всеми сыновьями

Восстановление ведомства инспекции

Введеник экзаменационной системы для чиновников

Создание официальной идеологии на основе конфуцианства

Сильная соц.мобильность

Войны с хунну – 127-119

Создание кавалерийских отрядов

В этот же период благодаря путешествиям Чжан Цяня увеличивается количество знаний о мире, устанавливаюся международные отношения с многими из стран ср азии, в т.ч. с Парфией, Индией, Бактрией

Присоединение в 111 юговосточных приморских районов (победа над над племенами юэ)

109 г до н э присоединение Корейского п-ова

Одна из 4 мировых империй наряду с парфией римом и кушанской державой

 

После свертывания экспансии страна скатывается в кризис

Экономика, соц устр-во:

Титулованная знать(20 рангов, 9 и выше - привилегии)

Сводобные простолюдины(земледельцы. Ремесленники, торговцы)

рабы
частное и государственное рабовладение

Подушный и поземельный налоги

Воинмская и трудовая повинности

Сильное имущественное расслоение, много безземельных крестьян, затем попадающих в расбкую зависимость

Общинники – в основном мелкие земельные собственники


Культура Древнего Китая.

Мифология и религия.Мифы о делении хаоса на женское начало инь и мужское – ян. Или же человек создан из глины богиней Нюй Ва ( или сама она превратилась во все существа). Мифы о стихийных бедствиях (наводнения и засухи) и героях. Циклы мифов о первопредках. Представления о потустороннем мире- зеркальное отражение земного порядка (верховное божество Ди). Постепенно культ верховного юожества отделяется от культа предков. Возрастание роли конфуцианства и роли культа предков. Во II-III вв. в Китай проникает буддизм. Сутры и их перевод. Итого – буддизм распространяется только к IV-VI вв.

Письменность. Наиболее древние памятники – иньские гадательные надписи XIV-XI вв. до н.э. Письменность же сама возникло гораздо раньше. Идеограммы и своего рода детерминативы. На рубеже новой эры изобретена бумага.

Литература: Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас на бронзовых сосудах XI-VI вв. до н.э. «Шицзин» - сокровищница древнекитайской поэзии ( это авторские произведения, темы: служение правителю, военные походы, пиры, жертвоприношения и пр.). «Тексты на каменных барабанах» - унаследовали традиции «Шицзин». Эпоха Чжаньго – взлет культуры. Поэт Цюй Юань.

Искусство: Поэзия неотделима от музыки. «Музыка не может лгать». Муз. инструменты: струнные, духовые, ударные.

Складывается совокупность строительных приемов, придававшие характерные черты дворцовой и храмовой архитектуре. Основа конструкций всегда – столбы, а не стены. Здания на приподнятой платформе. Развитие в ханьское время портретной живописи.

Естественно-научные знания.Математика – трактат «Математика в девяти книгах» - II в. до н.э. – руководство для землемеров, астрономов, чиновников. Успехи в развитии астрономии и календаря. В 104 г. до н.э. было вычислено, что продолжительность года – 365,25 дня. Развитие медицины. Иглоукалывание. Трактаты по диетологии, руководства по лечебной гимнастике, сборники различных рецептов. К III в. относится применение знаменитым Хуа То местной анестезии при полостных операциях.


Месопотамия в древнейшую эпоху. Важнейшие археологические культуры 7-4 тыс. до н.э.

7-4 тыс.до н.э. на территории Др. Месопотамии – разложение первобытнообщинного строя и создавались предпосылки возникновения классового общества.

7 тыс. до н.э. – окраина Месопотамской низменности, горные долины Загроса – культура Джармо ( для нее характерно: начало окультуривания ячменя и эммера, приручение собаки, козы, свиньи, появление лепной керамики; дома строят из глины с примесью тростника, встречаются так же единичные металл. изделия)

Середина и вторая половина 6 тыс. до н.э. осваивается уже вся Северная Месопотамия. Этот этап носит название хассунской культуры ( по названию наиболее характерного поселения - Хассуны).

Хассунские племена продвигаются на юг до территорий совр. Багдада ( Самарра). У них к этому времени уже сложилось замледельческо-скотоводческое хоз-во, т.к. они разводили крупный и мелкий рогатый скот, возделывали 3 вида пшеницы, 4 вида ячменя, + лен. В их поселках имелись жилые и хоз. постройки, зерновые ямы и зернохранилища. Освоены начальные формы искусств. орошения: сооружения небольших дамб и каналов. Орудия труда преимущественно каменные, но есть единичные находки медных бусин и ножа, свинцового браслета. Развивается ткацкое и гончарное производство. Для обжига применяются спец. печи, а сами сосуды покрываются нарядными узорами ^^

5 тыс. до н.э. жизнь обитателей Месопотамии меняется, появляется новая халафская культура по имени поселения Тель-Халафа. Проявляется в развитии каких-либо производств. Керамика: двухцветная роспись, зооморфный и геометрический узор, появляется глазурь, лепные и фигурные сосуды. В поселении Арпачиья найден «дом гончара», который, видимо, обслуживал всю общину. Камнерезное производство: в Ярым-Тепе найдены алебастровые вазы, чаши, кубки, каменные подвески-печати. Из камня строят здания (ох нихуяж:D) и мостят улицы. Из меди уже изготавливаются киндалы и долота. Но пока еще мастера работают только в рамках своей общины.

В период неолита форм. религ. верования. Найдены статуэтки животных, н-р, быка ( возможно был тотемом халафских племен) + глиняные женские фигуры с вмазанными в них зернами (хууй знает как это:D) + заупокойный культ с разными типами погребений.

В это время продвижение на юг продолжается. Там образуются поселения: Эреду, Ур, Урук.

6 тыс. до н.э. Эреду: остатки 12 храмов, более 1000 могил (хозяев хоронили с вещами, посудой, собаками) Культура является истоком этапа Эль-Убейд ( последняя треть 5го – начало 4го тыс. до н.э. ) Система ирригации, расцвет керамического производства, появление гончарного круга, знакомство с техникой литья, развитие ткачества. Растет население, появляются поселения площадью до 10 га. Храмы на платформах, + выполняли роль адм. центров поселений. Убейдская культура приобрела широкий размах и распространила свое влияние в тогдашнем мире.Убейдская лексика вошла нехилым пластом в шумерский язык.

Возникновение раннеклассового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связано с урукской культурой ( середина – конец 4го тыс. до н.э.). развитие ирригации, все быстрее ремесло отделяется от земледелия, используют быстровращающийся гончарный круг, ювелирное производство, внутренний и внешний обмен. Поселения – прообраз будущих городов. Рождение пиктографической письменности. Имущественное расслоение, социальная дифференциация об-ва. Обособление органов власти + видная роль храмов во главе со жречеством.

Достигнутые результаты закрепляются в конце 4го тыс. до н.э. – культура Джемдет-Наср.Преобладают: медные орудия труда и оружие ( кинжалы и блабла) и даже появляется бронза, применяется обожженный кирпич. Встречаются печати – знак собственности. Военные походы. Фортификация.

Итого: Протописьменный период. Все поселения разобщены экономически и политически, но связаны религиозными узами. Религиозный центр в г. Ниппур – общешумерский верховный бог Энлиль и его храм Экур.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.031 с.)