Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Архитектура месопотамии в III тыс. До Н. Э.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные строительные материалы и техники. Своеобразие местных строительных материалов (дефицит дерева и высокопрочных каменных пород, использование глины, кирпича-сырца) и их недолговечность. Особенности архитектуры для региона Месопотамии: простые кубические объемы; редкое применение отдельно стоящей опоры; вертикальное членение плоскости стены, создающее строгий линейный ритм. Широкое распространение сводчатых конструкций (ложные своды, клинчатые своды, купол на квадратном основании, тромпы). Сложение к кон. IV - нач. III тыс. до н.э. типа поселения, характерного для Двуречья, с храмом в центре города-государства. Формирование представлений о храме как доме Бога и их отражение в планировочной структуре. Раннешумерский храм на высокой платформе со святилищем прямоугольной (иногда овальной формы) и открытым внутренним двором как отличительная черта древнейших месопотамских городов. Сложение и эволюция типа «храм на платформе». Главный элемент архитектурного декора: членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Применение росписи и «мозаики» из глиняных гвоздей. Появление во вт. половине III тыс. до н.э. храма на нескольких платформах (зиккурата) и постепенное его превращение в типичное сооружение месопотамской культовой архитектуры. Зиккурат Ур-Намму и его художественно-образное решение как основа для храмового зодчества последующего времени на территории Месопотамии и соседних стран: наличие лестниц, ведущих к центральному святилищу; открытый внутренний дворик в храмике; раскраска сырцовых храмовых террас; членение наружных объемов выступами и нишами. "Красное здание" в Уруке как возможный вариант общественной постройки (особенности архитектурной конструкции и декора). Дворец «А» в Кише(пер. пол. III тыс. до н.э.) как один из ранних примеров дворцового строительства: особенности планировки, выделение трёх композиционных центров, использование круглой опоры. Объединение храмов и дворцов в единые комплексы в результате стирания граней между культовой и светской властью (храм-дворец III династии Ура Э-хурсанг). Мавзолеи III династии Ура. Градостроительство как стихийная жилая застройка вокруг дворцово-храмовых комплексов. Памятники: храм VII слоя в Эриду, Белый храм в Уруке, Овальный храм в Хафадже, храм в Телль-Укайре, "Красное здание" в Уруке, храм Ур-Намму в Уре, Дворец А" в Кише. Тема 3. Развитие искусства во II тыс. до н.э. Более тесные связи и взаимовлияния в культуре II тыс. до н.э как следствие выхода культуры Ближнего Востока в кон. III - нач. II тыс. до н.э. из рамок территориальной замкнутости. Выделение трех больших территориально-культурных зон: зона эламо-вавилонской культуры (преобладание традиций, созданных шумеро-вавилонской цивилизацией); зона хетто-хурритской культуры (различные варианты соединения сильных местных и заимствованных традиций); зона сиро-финикийско-палестинских культур (эклектичность, мозаичность в процессах создания художественного образа). Искусство хетто-хурритского и сиро-финикийско-палестинского регионов как варианты взаимодействия и выработки из различных художественных образцов своих собственных художественно-образных программ, важных для последующего периода сложения единых "имперских" стилей. 1. Искусство вавилоно-эламской зоны Старовавилонский период (20-17 вв. до н.э.). Приход амореев и заимствования ими традиций искусства Месопотамии III тыс. до н.э. Ориентациия официального вавилонского искусства на канон III дин. Ура. Образ правителя и способы его воплощения в искусстве. Идеологизированный характер искусства. Специфика функционирования искусства: агитационный характер памятников и тиражность их исполнения. Потеря навыков искусной работы времен III династии Ура, ремесленный характер изобразительной деятельности. Сухость канонических художественных схем. Скудность декоративного оформления. Вотивная терракотовая круглая пластика и рельефы как примеры массовой продукции. Иератические образы с суммарными пластическими чертами. Искусство государство Мари - тесная связь с Двуречьем, ориентация художественного образа на позднешумерское искусство. Росписи дворца Зимри-лима в Мари как единственно сохранившийся вариант живописи на территории Месопотамии. Сочетание статичности сцен и образов с гармонией в выборе цветовой гаммы. Градостроительство в старовавилонский период. Памятники: стела царя Хаммурапи, голова царя Хаммурапи из Суз, форма для ритуального печенья из Мари, статуя богини Иштар из Мари, росписи дворца Зимри-лима в Мари, рельеф с изображением музыканта (Восточный институт, Чикаго). Средневавилонский период (касситская Вавилония) 16-11 в. до н.э. Проблема сохранности памятников вавилонской культуры в данный временной период. Произведения искусства, происходящие с территорий, соседних с Вавилоном, как пример механизмов функционирования художественной культуры средневавилонского периода. Элам - соединение черт предыдущего периода (старовавилонское время) и своеобразных эламских (декоративность, большая живость в передаче индивидуального). Храм в Чога-Замбиле в Эламе (сер.П тыс. до н.э.). Памятники: голова касситского правителя из Дур-Куригальзу, голова эламского царя из Хамадана, статуя эламского царя (Лувр, Париж), рельеф их храма в Сузах (Лувр, Париж).
2. Искусство хетто-хурристкого ареала. Переход политического приоритета в Малой Азии и Северной Месопотамии во второй четверти II тыс. до н.э. к двум политическим союзам хеттов и хурритов. Специфика религиозных представлений в хетто-хурритском регионе. Мифо-ритуальная культура у хеттов и хурритов. Представления о правителе и их отражение в литературе и искусстве. Существенный вклад хеттов и хурритов в мировое искусство: использование скульптуры как органичной части архитектурного ансамбля, создание новых типов сооружений. Изобразительное искусство. Бронзовая пластика старохеттского периода: предельно обобщённые и геометризированные формы, вытянутые пропорции. «Неизобразительная» керамика старохеттского периода: богатство форм сосудов, стройная линия силуэта, резкое обозначение контрастов округлых поверхностей с острыми изгибами линий деталей. Основные художественные качества рельефа в новохеттский период: монолитность, неотъемлемость от плоскости камня (уподобление рельефа качествам естественного камня, эстетике естественной природы), профильная постановка глаза, минимальное количество деталей. Скульптура хеттов в новохеттский период: подчеркнутая статичность, массивность, тяжесть пропорций, построение образа из простейших фигур. Сознательная непроработанность материала в рельефе и круглой скульптуре как важное образное решение (зависимость от глыбы камня как связь с древним хеттским культом камня). Особенности искусства хеттов: минимум влияние египетских, шумеро-вавилонских традиций, большая свобода от канонов. Черты изобразительного искусства хурритов: широкое использование орнамента, декоративность за счет использования инкрустации из цветных камней, гладкой полированной поверхности; применение разных видов резьбы по камню; изящность геральдически замкнутых композиций и орнаментальных вставок. «Нузийская керамика» и «атшанская керамика»: специфика формы сосудов, мотивов росписи. Глиптика как вид искусства, наиболее полно отразивший особенности хурритского искусства (мир ярких, причудливых образов; отсутствие повествовательности; замена текста на орнамент). Киркукская глиптика как соединение традиций вавилонских и сирийских цилиндрических печатей и новых художественных качеств (своеобразное размещение фигур на плоскости, заполнение фигурами всего пространства печати). Искусство позднехеттских царств Южной Анатолии и Северной Сирии (XII-VIII. до н.э.) – сочетание хеттской, северо-сирийской, месопотамской и египетской художественных традиций. Комплекс в Телль-Халафе как свидетельство присутствия хеттской изобразительной традиции в Сев. Сирии. Скульптурное оформление храма-дворца Капары. Памятники: хеттские – бронзовая статуэтка бога из Богазкёя, краснолощеные сосуды из Аладжа-Хююка, рельефы открытого святилища в Язылы-Кая (около г. Богазкёй), каменные рельефы с ворот г. Хатусса, оформление ворот сфинксов в Аладжа-Хююке, рельефы святилища в Эфлатун-пунаре; хурритские - статуя Идри-Ми, правителя Алалаха; сосуды «нумизийской керамики» из Нузы и Телль-Брака, сосуды «атшанской керамики» из Алалаха, фрагменты украшений из дворца в Нузе, митаннийская печать с изображением царя и жрецов перед Шавушкой;. позднехеттские и северосирийские - статуя сидящего на троне бога из Каркемиша, рельеф с изображением сцены охоты из Аладжа-Хююк, рельеф с изображением царя и писца из Зинджирли, рельеф со сценой возлияния из Малатьи, скульптурные столбы, ортостаты и статуи из дворца-храма царя Капары в Телль-Халафе. Архитектура хетто-хурритского ареала. Влияние на сложение архитектурных форм египетской и шумеро-вавилонской культур. Хеттская архитектура: использование крупномасштабных строительных материалов (циклопическая кладка, чередование слоев камня и глины); включение в архитектуру естественного камня, ортостатов (подчинение скульптуры архитектуре), плоской крыши; отсутствие симметрии в плане и в общей структуре здания, лаконизм форм и оформления. Фортификационное строительство у хеттов: особенности планировки, деление города на самостоятельные зоны, устройство цитадели и подземных ходов. "Димту" - многоярусная башня-жилище для большесемейной общины в хурритской архитектуре. Понятие о типе "бит-хилани" в хетто-хуритской архитектуре. Его эволюция в дворцовом комплексе в Алалахе (Тель-Атчана) и в типах хеттских дворцов новохеттского времени. Строительство храмов на соседних территориях в последующее время по образцу "бит-хилани": дворец Никмепы в Алалахе (15 в. до н.э.), храм-дворец в Телль-Халафе (9 в. до н.э.), храм Соломона в Израильском царстве. Памятники: Храм I в Богазкёе, дворец Никмепы в Алалахе, храм «Е» в Богазёе, храм-дворец Капары в Телль-Халафе, крепость Хатуссы.
3. Искусство цивилизаций на территории Сирии, Финикии и Палестины. Особенности историко-культурного развития цивилизаций на территории Сирии. Финикии и Палестины. Основные черты мифо-ритуальной культуры. Регион богатых городов, смешение черт северохурритских, хеттских, египетских, месопотамских художественных культур. Огромное влияние купеческой культуры (рынок как обмен не только материальный, но и духовный). Изобразительное искусство. Большая роль работы на заказ. Постоянный экспорт и импорт различных художественных образцов и, как следствие, выделение понятия утилитарности художественных предметов. Финикия - каждый художественный образ как собственное мозаичное построение из заимствованных образцов. Финикийское искусство – особый, органически смешанный стиль. Нарушение законов логики внутреннего содержания произведения искусства, но подлинная декоративность в результате смеси разнородных элементов. Работа с различными и разнообразными техническими приемами. Основные материалы и технологии, применяемые в скульптуре: формованная терракота; резьба по известняку, по кости. Архитектура Финикии Основные строительные материалы и технологии и их специфика. Появление многоэтажного строительства. Храмы в Библе и Угарите: основные черты планировочного решения и декоративного убранства. Архитектура Палестины Основные строительные материалы: камень и различные породы дерева. Использование финикийских строительных материалов. Дворец в Мегиддо (вт.половина II тыс. до н.э.), дворец в Самарии (нач. I тыс. до н.э.) как примеры светской архитектуры. Храм Соломона в Иерусалиме: специфика планировочного решения и декоративного убранства. Храм Соломона и южный храм в Бет-Шане как примеры использования художественных особенностей финикийского типа храма. Памятники: саркофаг царя Ахирама из Библа; пластина из Угарита с изображением богини, кормящей козлов; стела с изображением Бала из Угарита (Лувр, Париж); вотивные статуэтки из храма в Библе; бронзовая статуэтка бога войны из Мегиддо; терракотовый идол богини Астарты из Лакиша; плакетка из слоновой кости с изображением принесения дани из Мегиддо (Иерусалим, Музей Рокфеллера), головы из слоновой кости из Угарита, храм Соломона в Иерусалиме, храм в Библе (нач. II тыс. до н.э.).
4. Искусство Древней Ассирии во второй половине II тыс. до н.э. Сложение в 13-14 вв. до н.э. специфических черт: свободное и правильное расположение фигур на плоскости, замена изображения божества его символом, повествовательность. Изначально эклектичный характер искусства. Искусство совершенных трафаретов. Алтарь Тукульти-Нинурты (13 в. до.н.э.) как сочетание шумерско-аккадских, хетто-хурритских образцов в решении образа правителя и формальных черт ассирийского рельефа. Применение очень низкого утонченно–графичного рельефа при авторитете линии и ясности композиции. Роспись дворца в Кар-Тукульти-Нинурты - сплошное заполнение участков росписи богатым и сложным орнаментом, состоящим из геометрических, растительных и зооморфных мотивов; линейная, графичная манера исполнения. Застройка столичной резиденции Кар-Тукульти-Нинурта: чёткая прямоугольная планировка, использование в постройках чётких геометрических объёмов. Двойной зиккурат Ану и Адада в Ашшуре. Памятники: Алтарь Тукульти-Нинурты, настенная роспись из Кар-Тукульти-Нинурты. Тема 4. Искусство периода "великих империй" (I тыс. до н.э) . Особенности историко-культурной ситуации нач. I тыс. до н.э. на территории Ближнего Востока. Формирование новых государственных образований - империй. Постепенная выработка единых механизмов управления социально-экономическими, политическими, культурными параметрами государств имперского типа. Иной механизм заимствований художественных образцов в I тыс. до н.э.: жесткий канон из собранных элементов художественных культур Древнего Востока становится не эклектикой, а синтезом, с выработкой собственного единого стиля. Ограничение искусства рамками узкой сферы придворной культуры, поверхностное влияние имперских художественных образцов на другие регионы. Основные черты имперского стиля и их характеристика. Роль и место правителя в культуре «великих империй». Специфика устройства пантеона и мифо-ритуальной практики в империях Древнего Востока.
1. Искусство Новоассирийской империи (нач. IX - кон. VII вв. до н.э.). Изобразительное искусство Статуя Ашшур-нацир-апала II как пример круглой скульптуры: фронтальная статичная поза, специфика представления образа правителя, важность атрибутов власти, особенности обработки материала. Основные материалы и технологии, используемые при создании ассирийского рельефа. Связь рельефной декорации с ассирийской архитектурой. Художественные традиции Древнего Востока, используемые в ассирийском рельефе. Применение раскраски в рельефе. Использование творчества профессиональных ремесленников. Взаимосвязь программы литературных и изобразительных текстов. Темы военных походов и царской охоты как наиболее популярные. Сложение в ассирийском искусстве собственного идеалистически-идеологического канона (прославление героической личности царя). Нормативное и повествовательное искусство с предельным чувством формы и большой экспрессивностью. Эволюция изобразительных черт ассирийского рельефа на пути освоения повествовательных композиционных схем и выработки соотношения между изображением и фоном (от рельефов Ашшур-нацир-апала в Кальху к рельефам времени Ашшурбанапала). Эволюция содержательной программы ассирийского рельефа: от показа космологических тем к раннеисторическому описанию. Рельефы Ашшурбанапала в Ниневии как заключительная фаза в развитии ассирийского искусства: создание замкнутых, геральдических композиций, свободное расположение фигур в пространстве, своя образная характеристика для каждого изображенного. Росписи дворца в Тиль-Барсибе: использование ярких декоративных красок, аналогичность сюжетов рельефным композициям. Нимрудская слоновая кость – основные школы (финикийская «левантская», местных резчиков) и стилистические черты. Новоассирийские печати: основные темы, стилистические приёмы. Памятники: статуя Ашшур-нацир-апала II,рельефы Ашшур-нацир-апала II в Кальху(883-859 гг. до н.э.), рельефы дворца Тиглат-паласара (сер-втор. пол. VIII в. до н.э.), рельефы дворца Синеххериба (Ниневия, 705-680 гг. до н.э.), рельефы дворца Ашшурбанапала (Ниневия, 669-635 гг. до н.э, росписи дворца в Тиль-Барсибе), пластинка из слоновой кости с изображением Астарты (?), т.наз. «женщина в окне»; пластинка из слоновой кости с изображением льва, нападающего на эфиопа; печать с изображением крылатого Гения, победившего птицу и несущего дары (Париж, Нац.библиотека); печать с изображением героя, победившего сфинкса (Париж, Нац.библиотека). Архитектура Особенности градостроительства Ассирии и проблемы его регламентации. Отражение военного характера ассирийского государства в строительстве городов. Города-крепости и особенности их планировки. Важнейшая черта ассиро-вавилонского строительства - сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки, развитие месопотамских арочно-сводчатых конструкций. Типы храмовой архитектуры, используемые в архитектуре Ассирии. Архитектура дворцового комплекса в Дур-Шаррукине (дворец Саргона II) и особенности её художественно-образного решения. Памятники: планировка г. Дур-Шаррукин, планировка дворца Саргона II в Дур-Шаррукине, планировка дворца Синаххериба в Ниневии.
2. Искусство Урарту. Государство Урарту как связующее звено между Закавказьем, Северным Двуречьем и Малой Азией. Приоритетное развитие в Урарту художественной металлургии. Изобразительное искусство Технология изготовления индивидуальных произведений искусства как ведущая черта урартской торевтики. Повышенная декоративность за счет использования чеканки, золота, инкрустации из драгоценных камней и детальной проработки узора. Соединение ассирийского канона и собственно орнаментальных качеств урартского искусства как отличительные черты в построении художественного образа. Достаточно поверхностное заимствование ассирийских образцов и самоценность урартского искусства. Памятники: фигурки, украшающие трон из Топрах-Кале; щит из Кармир-Блу ра. Архитектура Материалы и техники строительства, применяемые в архитектуре Урарту. Особенности градостроительства в Урарту. Дворцовый комплекс и цитадель в Тейшебаини как образец архитектуры страны. Влияние культур Малой Азии и Эгейского мира на архитектуру храмов в Урарту (храм в Муцацире).
3. Искусство Нововавилонского царства. (сер.-вт. пол. VII в. до н.э.) Основные черты культурно-исторического развития Нововавилонской империи. Подчеркнуто религиозный и ритуально-культовый характер искусства Нововавилонского периода. Роль жречества в культуре Нового Вавилона. Тексты новавилонских правителей, свидетельства путешественников как важные источники по реконструкции искусства нововавилонского периода. Изобразительное искусство Основные материалы, применяемые в изобразительном искусстве. Характерные черты: декоративность, красочность (использование цветного глазурованного кирпича) как разрушение монотонности художественного образа; сочетание ритма композиции с цветовой гаммой и отказ от повествовательности. Искусство орнамента как результат выбора наиболее абстрактных художественных форм. Глиптика нововавилонского периода: особенности художественно-образной программы. Памятники: ворота богини Иштар, изразцы для облицовки тронного зала южного дворца Навуходоносора II, печать с изображением героя, сражающегося со сфинксом(Мюхен, Гос.монетное собрание), печать с изображением героя сражающегося со львом (Мюхен, Гос.монетное собрание). Архитектура Нового Вавилона Город Вавилон как один из крупнейших экономических, политических и культурных центров Древнего Востока; сложение в течение столетий его планировочной структуры и архитектурного облика. Вавилон времени Навуходоносора II как целостный ансамбль: составные элементы и отличительные черты, связанные с ритуально-обрядовыми и религиозными представлениями. Планировка Сакрального участка. Зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня) по описаниям Геродота и другим историческим источникам. Памятники: планировка Нового Вавилона, планировка Сакрального участка в Новом Вавилоне, зиккурат Этеменанки, планировка дворца Навуходоносора, храм в Борсиппе близ г.Вавилона (сер. I тыс. до н.э.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.152 (0.009 с.) |