Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Архитектура месопотамии в III тыс. До Н. Э.

Поиск

Основные строительные материалы и техники. Своеобразие местных строительных материалов (дефицит дерева и высокопрочных каменных пород, использование глины, кирпича-сырца) и их недолговечность. Особенности архитектуры для региона Месопотамии: простые кубические объемы; редкое применение отдельно стоящей опоры; вертикальное членение плоскости стены, создающее строгий линейный ритм. Широкое распространение сводчатых конструкций (ложные своды, клинчатые своды, купол на квадратном основании, тромпы).

Сложение к кон. IV - нач. III тыс. до н.э. типа поселения, характерного для Двуречья, с храмом в центре города-государства. Формирование представлений о храме как доме Бога и их отражение в планировочной структуре.

Раннешумерский храм на высокой платформе со святилищем прямоугольной (иногда овальной формы) и открытым внутренним двором как отличительная черта древнейших месопотамских городов. Сложение и эволюция типа «храм на платформе». Главный элемент архитектурного декора: членение наружных и внутренних стен узкими прямоугольными нишами. Применение росписи и «мозаики» из глиняных гвоздей.

Появление во вт. половине III тыс. до н.э. храма на нескольких платформах (зиккурата) и постепенное его превращение в типичное сооружение месопотамской культовой архитектуры. Зиккурат Ур-Намму и его художественно-образное решение как основа для храмового зодчества последующего времени на территории Месопотамии и соседних стран: наличие лестниц, ведущих к центральному святилищу; открытый внутренний дворик в храмике; раскраска сырцовых храмовых террас; членение наружных объемов выступами и нишами.

"Красное здание" в Уруке как возможный вариант общественной постройки (особенности архитектурной конструкции и декора).

Дворец «А» в Кише(пер. пол. III тыс. до н.э.) как один из ранних примеров дворцового строительства: особенности планировки, выделение трёх композиционных центров, использование круглой опоры.

Объединение храмов и дворцов в единые комплексы в результате стирания граней между культовой и светской властью (храм-дворец III династии Ура Э-хурсанг).

Мавзолеи III династии Ура.

Градостроительство как стихийная жилая застройка вокруг дворцово-храмовых комплексов.

Памятники: храм VII слоя в Эриду, Белый храм в Уруке, Овальный храм в Хафадже, храм в Телль-Укайре, "Красное здание" в Уруке, храм Ур-Намму в Уре, Дворец А" в Кише.

Тема 3. Развитие искусства во II тыс. до н.э.

Более тесные связи и взаимовлияния в культуре II тыс. до н.э как следствие выхода культуры Ближнего Востока в кон. III - нач. II тыс. до н.э. из рамок территориальной замкнутости. Выделение трех больших территориально-культурных зон: зона эламо-вавилонской культуры (преобладание традиций, созданных шумеро-вавилонской цивилизацией); зона хетто-хурритской культуры (различные варианты соединения сильных местных и заимствованных традиций); зона сиро-финикийско-палестинских культур (эклектичность, мозаичность в процессах создания художественного образа). Искусство хетто-хурритского и сиро-финикийско-палестинского регионов как варианты взаимодействия и выработки из различных художественных образцов своих собственных художественно-образных программ, важных для последующего периода сложения единых "имперских" стилей.

1. Искусство вавилоно-эламской зоны

Старовавилонский период (20-17 вв. до н.э.). Приход амореев и заимствования ими традиций искусства Месопотамии III тыс. до н.э. Ориентациия официального вавилонского искусства на канон III дин. Ура. Образ правителя и способы его воплощения в искусстве. Идеологизированный характер искусства. Специфика функционирования искусства: агитационный характер памятников и тиражность их исполнения. Потеря навыков искусной работы времен III династии Ура, ремесленный характер изобразительной деятельности. Сухость канонических художественных схем. Скудность декоративного оформления.

Вотивная терракотовая круглая пластика и рельефы как примеры массовой продукции. Иератические образы с суммарными пластическими чертами.

Искусство государство Мари - тесная связь с Двуречьем, ориентация художественного образа на позднешумерское искусство.

Росписи дворца Зимри-лима в Мари как единственно сохранившийся вариант живописи на территории Месопотамии. Сочетание статичности сцен и образов с гармонией в выборе цветовой гаммы.

Градостроительство в старовавилонский период.

Памятники: стела царя Хаммурапи, голова царя Хаммурапи из Суз, форма для ритуального печенья из Мари, статуя богини Иштар из Мари, росписи дворца Зимри-лима в Мари, рельеф с изображением музыканта (Восточный институт, Чикаго).

Средневавилонский период (касситская Вавилония) 16-11 в. до н.э.

Проблема сохранности памятников вавилонской культуры в данный временной период. Произведения искусства, происходящие с территорий, соседних с Вавилоном, как пример механизмов функционирования художественной культуры средневавилонского периода. Элам - соединение черт предыдущего периода (старовавилонское время) и своеобразных эламских (декоративность, большая живость в передаче индивидуального).

Храм в Чога-Замбиле в Эламе (сер.П тыс. до н.э.).

Памятники: голова касситского правителя из Дур-Куригальзу, голова эламского царя из Хамадана, статуя эламского царя (Лувр, Париж), рельеф их храма в Сузах (Лувр, Париж).

 

2. Искусство хетто-хурристкого ареала.

Переход политического приоритета в Малой Азии и Северной Месопотамии во второй четверти II тыс. до н.э. к двум политическим союзам хеттов и хурритов. Специфика религиозных представлений в хетто-хурритском регионе. Мифо-ритуальная культура у хеттов и хурритов. Представления о правителе и их отражение в литературе и искусстве.

Существенный вклад хеттов и хурритов в мировое искусство: использование скульптуры как органичной части архитектурного ансамбля, создание новых типов сооружений.

Изобразительное искусство.

Бронзовая пластика старохеттского периода: предельно обобщённые и геометризированные формы, вытянутые пропорции.

«Неизобразительная» керамика старохеттского периода: богатство форм сосудов, стройная линия силуэта, резкое обозначение контрастов округлых поверхностей с острыми изгибами линий деталей.

Основные художественные качества рельефа в новохеттский период: монолитность, неотъемлемость от плоскости камня (уподобление рельефа качествам естественного камня, эстетике естественной природы), профильная постановка глаза, минимальное количество деталей.

Скульптура хеттов в новохеттский период: подчеркнутая статичность, массивность, тяжесть пропорций, построение образа из простейших фигур.

Сознательная непроработанность материала в рельефе и круглой скульптуре как важное образное решение (зависимость от глыбы камня как связь с древним хеттским культом камня).

Особенности искусства хеттов: минимум влияние египетских, шумеро-вавилонских традиций, большая свобода от канонов.

Черты изобразительного искусства хурритов: широкое использование орнамента, декоративность за счет использования инкрустации из цветных камней, гладкой полированной поверхности; применение разных видов резьбы по камню; изящность геральдически замкнутых композиций и орнаментальных вставок.

«Нузийская керамика» и «атшанская керамика»: специфика формы сосудов, мотивов росписи.

Глиптика как вид искусства, наиболее полно отразивший особенности хурритского искусства (мир ярких, причудливых образов; отсутствие повествовательности; замена текста на орнамент). Киркукская глиптика как соединение традиций вавилонских и сирийских цилиндрических печатей и новых художественных качеств (своеобразное размещение фигур на плоскости, заполнение фигурами всего пространства печати).

Искусство позднехеттских царств Южной Анатолии и Северной Сирии (XII-VIII. до н.э.) – сочетание хеттской, северо-сирийской, месопотамской и египетской художественных традиций.

Комплекс в Телль-Халафе как свидетельство присутствия хеттской изобразительной традиции в Сев. Сирии. Скульптурное оформление храма-дворца Капары.

Памятники: хеттские – бронзовая статуэтка бога из Богазкёя, краснолощеные сосуды из Аладжа-Хююка, рельефы открытого святилища в Язылы-Кая (около г. Богазкёй), каменные рельефы с ворот г. Хатусса, оформление ворот сфинксов в Аладжа-Хююке, рельефы святилища в Эфлатун-пунаре;

хурритские - статуя Идри-Ми, правителя Алалаха; сосуды «нумизийской керамики» из Нузы и Телль-Брака, сосуды «атшанской керамики» из Алалаха, фрагменты украшений из дворца в Нузе, митаннийская печать с изображением царя и жрецов перед Шавушкой;.

позднехеттские и северосирийские - статуя сидящего на троне бога из Каркемиша, рельеф с изображением сцены охоты из Аладжа-Хююк, рельеф с изображением царя и писца из Зинджирли, рельеф со сценой возлияния из Малатьи, скульптурные столбы, ортостаты и статуи из дворца-храма царя Капары в Телль-Халафе.

Архитектура хетто-хурритского ареала.

Влияние на сложение архитектурных форм египетской и шумеро-вавилонской культур.

Хеттская архитектура: использование крупномасштабных строительных материалов (циклопическая кладка, чередование слоев камня и глины); включение в архитектуру естественного камня, ортостатов (подчинение скульптуры архитектуре), плоской крыши; отсутствие симметрии в плане и в общей структуре здания, лаконизм форм и оформления.

Фортификационное строительство у хеттов: особенности планировки, деление города на самостоятельные зоны, устройство цитадели и подземных ходов.

"Димту" - многоярусная башня-жилище для большесемейной общины в хурритской архитектуре.

Понятие о типе "бит-хилани" в хетто-хуритской архитектуре. Его эволюция в дворцовом комплексе в Алалахе (Тель-Атчана) и в типах хеттских дворцов новохеттского времени. Строительство храмов на соседних территориях в последующее время по образцу "бит-хилани": дворец Никмепы в Алалахе (15 в. до н.э.), храм-дворец в Телль-Халафе (9 в. до н.э.), храм Соломона в Израильском царстве.

Памятники: Храм I в Богазкёе, дворец Никмепы в Алалахе, храм «Е» в Богазёе, храм-дворец Капары в Телль-Халафе, крепость Хатуссы.

 

3. Искусство цивилизаций на территории Сирии, Финикии и Палестины.

Особенности историко-культурного развития цивилизаций на территории Сирии. Финикии и Палестины. Основные черты мифо-ритуальной культуры. Регион богатых городов, смешение черт северохурритских, хеттских, египетских, месопотамских художественных культур. Огромное влияние купеческой культуры (рынок как обмен не только материальный, но и духовный).

Изобразительное искусство.

Большая роль работы на заказ. Постоянный экспорт и импорт различных художественных образцов и, как следствие, выделение понятия утилитарности художественных предметов.

Финикия - каждый художественный образ как собственное мозаичное построение из заимствованных образцов. Финикийское искусство – особый, органически смешанный стиль. Нарушение законов логики внутреннего содержания произведения искусства, но подлинная декоративность в результате смеси разнородных элементов. Работа с различными и разнообразными техническими приемами. Основные материалы и технологии, применяемые в скульптуре: формованная терракота; резьба по известняку, по кости.

Архитектура Финикии

Основные строительные материалы и технологии и их специфика. Появление многоэтажного строительства.

Храмы в Библе и Угарите: основные черты планировочного решения и декоративного убранства.

Архитектура Палестины

Основные строительные материалы: камень и различные породы дерева. Использование финикийских строительных материалов. Дворец в Мегиддо (вт.половина II тыс. до н.э.), дворец в Самарии (нач. I тыс. до н.э.) как примеры светской архитектуры.

Храм Соломона в Иерусалиме: специфика планировочного решения и декоративного убранства. Храм Соломона и южный храм в Бет-Шане как примеры использования художественных особенностей финикийского типа храма.

Памятники: саркофаг царя Ахирама из Библа; пластина из Угарита с изображением богини, кормящей козлов; стела с изображением Бала из Угарита (Лувр, Париж); вотивные статуэтки из храма в Библе; бронзовая статуэтка бога войны из Мегиддо; терракотовый идол богини Астарты из Лакиша; плакетка из слоновой кости с изображением принесения дани из Мегиддо (Иерусалим, Музей Рокфеллера), головы из слоновой кости из Угарита, храм Соломона в Иерусалиме, храм в Библе (нач. II тыс. до н.э.).

 

4. Искусство Древней Ассирии во второй половине II тыс. до н.э.

Сложение в 13-14 вв. до н.э. специфических черт: свободное и правильное расположение фигур на плоскости, замена изображения божества его символом, повествовательность. Изначально эклектичный характер искусства. Искусство совершенных трафаретов. Алтарь Тукульти-Нинурты (13 в. до.н.э.) как сочетание шумерско-аккадских, хетто-хурритских образцов в решении образа правителя и формальных черт ассирийского рельефа. Применение очень низкого утонченно–графичного рельефа при авторитете линии и ясности композиции.

Роспись дворца в Кар-Тукульти-Нинурты - сплошное заполнение участков росписи богатым и сложным орнаментом, состоящим из геометрических, растительных и зооморфных мотивов; линейная, графичная манера исполнения.

Застройка столичной резиденции Кар-Тукульти-Нинурта: чёткая прямоугольная планировка, использование в постройках чётких геометрических объёмов. Двойной зиккурат Ану и Адада в Ашшуре.

Памятники: Алтарь Тукульти-Нинурты, настенная роспись из Кар-Тукульти-Нинурты.

Тема 4. Искусство периода "великих империй" (I тыс. до н.э) .

Особенности историко-культурной ситуации нач. I тыс. до н.э. на территории Ближнего Востока. Формирование новых государственных образований - империй. Постепенная выработка единых механизмов управления социально-экономическими, политическими, культурными параметрами государств имперского типа. Иной механизм заимствований художественных образцов в I тыс. до н.э.: жесткий канон из собранных элементов художественных культур Древнего Востока становится не эклектикой, а синтезом, с выработкой собственного единого стиля. Ограничение искусства рамками узкой сферы придворной культуры, поверхностное влияние имперских художественных образцов на другие регионы. Основные черты имперского стиля и их характеристика.

Роль и место правителя в культуре «великих империй». Специфика устройства пантеона и мифо-ритуальной практики в империях Древнего Востока.

 

1. Искусство Новоассирийской империи (нач. IX - кон. VII вв. до н.э.).

Изобразительное искусство

Статуя Ашшур-нацир-апала II как пример круглой скульптуры: фронтальная статичная поза, специфика представления образа правителя, важность атрибутов власти, особенности обработки материала.

Основные материалы и технологии, используемые при создании ассирийского рельефа. Связь рельефной декорации с ассирийской архитектурой. Художественные традиции Древнего Востока, используемые в ассирийском рельефе. Применение раскраски в рельефе. Использование творчества профессиональных ремесленников. Взаимосвязь программы литературных и изобразительных текстов. Темы военных походов и царской охоты как наиболее популярные. Сложение в ассирийском искусстве собственного идеалистически-идеологического канона (прославление героической личности царя). Нормативное и повествовательное искусство с предельным чувством формы и большой экспрессивностью.

Эволюция изобразительных черт ассирийского рельефа на пути освоения повествовательных композиционных схем и выработки соотношения между изображением и фоном (от рельефов Ашшур-нацир-апала в Кальху к рельефам времени Ашшурбанапала). Эволюция содержательной программы ассирийского рельефа: от показа космологических тем к раннеисторическому описанию.

Рельефы Ашшурбанапала в Ниневии как заключительная фаза в развитии ассирийского искусства: создание замкнутых, геральдических композиций, свободное расположение фигур в пространстве, своя образная характеристика для каждого изображенного.

Росписи дворца в Тиль-Барсибе: использование ярких декоративных красок, аналогичность сюжетов рельефным композициям.

Нимрудская слоновая кость – основные школы (финикийская «левантская», местных резчиков) и стилистические черты.

Новоассирийские печати: основные темы, стилистические приёмы.

Памятники: статуя Ашшур-нацир-апала II,рельефы Ашшур-нацир-апала II в Кальху(883-859 гг. до н.э.), рельефы дворца Тиглат-паласара (сер-втор. пол. VIII в. до н.э.), рельефы дворца Синеххериба (Ниневия, 705-680 гг. до н.э.), рельефы дворца Ашшурбанапала (Ниневия, 669-635 гг. до н.э, росписи дворца в Тиль-Барсибе), пластинка из слоновой кости с изображением Астарты (?), т.наз. «женщина в окне»; пластинка из слоновой кости с изображением льва, нападающего на эфиопа; печать с изображением крылатого Гения, победившего птицу и несущего дары (Париж, Нац.библиотека); печать с изображением героя, победившего сфинкса (Париж, Нац.библиотека).

Архитектура

Особенности градостроительства Ассирии и проблемы его регламентации. Отражение военного характера ассирийского государства в строительстве городов. Города-крепости и особенности их планировки. Важнейшая черта ассиро-вавилонского строительства - сочетание в конструкции стен кирпичной основы и каменной облицовки, развитие месопотамских арочно-сводчатых конструкций. Типы храмовой архитектуры, используемые в архитектуре Ассирии. Архитектура дворцового комплекса в Дур-Шаррукине (дворец Саргона II) и особенности её художественно-образного решения.

Памятники: планировка г. Дур-Шаррукин, планировка дворца Саргона II в Дур-Шаррукине, планировка дворца Синаххериба в Ниневии.

 

2. Искусство Урарту.

Государство Урарту как связующее звено между Закавказьем, Северным Двуречьем и Малой Азией. Приоритетное развитие в Урарту художественной металлургии.

Изобразительное искусство

Технология изготовления индивидуальных произведений искусства как ведущая черта урартской торевтики. Повышенная декоративность за счет использования чеканки, золота, инкрустации из драгоценных камней и детальной проработки узора.

Соединение ассирийского канона и собственно орнаментальных качеств урартского искусства как отличительные черты в построении художественного образа. Достаточно поверхностное заимствование ассирийских образцов и самоценность урартского искусства.

Памятники: фигурки, украшающие трон из Топрах-Кале; щит из Кармир-Блу ра.

Архитектура

Материалы и техники строительства, применяемые в архитектуре Урарту. Особенности градостроительства в Урарту. Дворцовый комплекс и цитадель в Тейшебаини как образец архитектуры страны. Влияние культур Малой Азии и Эгейского мира на архитектуру храмов в Урарту (храм в Муцацире).

 

3. Искусство Нововавилонского царства.

(сер.-вт. пол. VII в. до н.э.)

Основные черты культурно-исторического развития Нововавилонской империи. Подчеркнуто религиозный и ритуально-культовый характер искусства Нововавилонского периода. Роль жречества в культуре Нового Вавилона. Тексты новавилонских правителей, свидетельства путешественников как важные источники по реконструкции искусства нововавилонского периода.

Изобразительное искусство

Основные материалы, применяемые в изобразительном искусстве. Характерные черты: декоративность, красочность (использование цветного глазурованного кирпича) как разрушение монотонности художественного образа; сочетание ритма композиции с цветовой гаммой и отказ от повествовательности. Искусство орнамента как результат выбора наиболее абстрактных художественных форм.

Глиптика нововавилонского периода: особенности художественно-образной программы.

Памятники: ворота богини Иштар, изразцы для облицовки тронного зала южного дворца Навуходоносора II, печать с изображением героя, сражающегося со сфинксом(Мюхен, Гос.монетное собрание), печать с изображением героя сражающегося со львом (Мюхен, Гос.монетное собрание).

Архитектура Нового Вавилона

Город Вавилон как один из крупнейших экономических, политических и культурных центров Древнего Востока; сложение в течение столетий его планировочной структуры и архитектурного облика. Вавилон времени Навуходоносора II как целостный ансамбль: составные элементы и отличительные черты, связанные с ритуально-обрядовыми и религиозными представлениями. Планировка Сакрального участка. Зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня) по описаниям Геродота и другим историческим источникам.

Памятники: планировка Нового Вавилона, планировка Сакрального участка в Новом Вавилоне, зиккурат Этеменанки, планировка дворца Навуходоносора, храм в Борсиппе близ г.Вавилона (сер. I тыс. до н.э.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1752; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.152 (0.009 с.)