ТОП 10:

Изобразительное искусство Месопотамии.



 

Искусство Древней Месопотамии
Месопотамия — район между Тигром и Евфратом. Двуречье — район цивилизаций Шумера, Аккада, Старого и Нового Вавилона и Ассирии.
Шумеры — древнейшие обитатели Месопотамии создали клинопись, представлявшую собой идеограммы, обозначающие целые слова, слоги (600 знаков). Тематика шумерских текстов охватывает широкий диапазон: от административных актов до литературных произведений. Со временем аккадский язык стал вытеснять шумерский.
Месопотамия была бедна не только деревом, но и камнем. Поэтому материалом для строительства монументальных зданий служила глина. Для монументальных храмовых сооружений характерны цоколи на высоких искусственных платформах, отсутствие окон, использование отдушин под потолком, группировка помещений вокруг внутренних дворов, глухие фасады с выступающими лопатками-контрфорсами. Интерьеры украшались геометрическим орнаментом, стены расписывались.

Искусство Шумера и Аккада
Города-государства Эриду, Ур, Урук, Ниппур основываются прибывшими с севера семитскими племенами. Центром городов был храм, который из-за частых наводнений, иногда носивших катастрофический характер, возводили на холмах — теллях. Холмы были прямоугольными или овальными в плане, имели открытый двор, в глубине которого находилась статуя храмового божества. В конце 3 тыс. до н.э. появляются новые типы храмов — зиккураты. Зиккурат города Ура стоял на платформе, поднятой над уровнем долины на 10 м. Его прямоугольное в плане основание имело площадь 65 на 34 м, общая высота около 21 м. Наклонные стены были облицованы кирпичом, расчленены вертикальными выступами-лопатками и нишами. Зиккурат имел четыре яруса, каждый ярус определенного цвета: нижний был облицован битумом, следующий — красным кирпичом, третий — побелен, верхний покрыт глазурованным голубым кирпичом. Внутри зикккурата нет помещений, он не предназначался для посещения верующими, а был домом божества.

Памятников изобразительного искусства от раннего периода осталось немного. Необыкновенное развитие получила глиптика — резьба на каменных печатях.
К XXIV веку власть приходит к семиту, который взял тронное имя Саргон (это имя было тронным у нескольких царей Месопотамии), сделавшему город Аккад своей столицей. Памятников искусства от этого времени сохранилось немного, они сильно отличаются от шумерских. Так, в скульптурных портретах точно передается этнический тип, а облик портретируемых героизирован и идеален.

В отличие от храмов Южного Двуречья зиккурат не занимал центрального положения в храмовом комплексе. Тип дворцовых построек — так называемый Бит-хилани, известный также хеттам. Бит-хилани — тип сооружений с длинными узкими помещениями, параллельными фасаду. Первое представляло собой портик с 1 или 3 колоннами, с двух боков от которых располагались выступы-башни, а к ним вела лестница. Вторая комната представляла тронный зал, к нему примыкали жилые помещения.

Искусство Ассирии (XIII-VII вв. до и.э. )
Искусство Ассирии выросло на фундаменте, заложенном культурой Древнего Вавилона. Ассирийские города, расположенные по среднему течению Тигра, на важных торговых путях, начали возвышаться с XIV века до н.э. Город Ашшур стал крупным центром ассирийского государства. Со временем Ассирия стала крупной военной державой. Мощь государства, захватившего огромные территории Передней Азии и Египта, возвеличивание царской власти способствовали формированию искусства, прославляющего силу победителей, воинскую доблесть. Ассирийские владыки стремились превзойти все, что было создано до них. Ассирийские дворцы поражали роскошью, включали в себя и храмы, и зиккураты.

Так, храмовый ансамбль Ашшура состоял из большого двора, обнесенного массивной стеной с воротами и двумя зиккуратами, напоминающими горные вершины. Дворец включал в себя 200 помещений, богато украшенных рельефами, росписями, поливными изразцами.
Сумрачные высокие залы были превращены в музеи, летописные своды военных походов, битв. Рельефы и росписи, сюжетно связанные между собой, фиксировали жизнь и быт дворца. Яркость цветов, четкость контуров делали рельефы легко читаемыми.

Ниневия, о которой Библии говорится: «Из сей земли вышел Асур и построил Ниневию», «И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы» (Иона 3:3). Его основателем считается Синна-ххериб, который перенес столицу Ассирии из Дур-Шаррукина в Ниневию, обустроив город с невиданным доселе размахом.

Во дворце Ашшур-бана-пала в Ниневии рельефы изображали мчащихся коней, сцены царской охоты. Смелость и простота приемов, укрупненность силуэтов и форм раскрывали напряженность действий.

Круглая скульптура играла в ассирийском искусстве незначительную роль. Немногочисленные скульптуры царей передают спокойствие, могущество власти. Черты лиц идеализированы, мощь тела преувеличена. Статуи устанавливались в храмах и предназначались для воздаяния почестей. Дворцовое убранство включало и рельефы из алебастра и известняка с изображением мифологических сцен, сцен придворной жизни. Рельефы располагались фризами. Они создавались, как полагают, по специальным трафаретам. Для них характерна особая физическая мощь, проработка мощной мускулатуры. Монументальная живопись была представлена росписями и многоцветными панно, украшавшими ворота и дворцовые стены. Применялись орнаментальные фризы из полихромного глазурованного кирпича, украшения из металла. В 612 г. до н.э., завоеванная Мидией и Вавилоном, Ассирия пала.

Искусство Вавилона

Искусство Вавилона мало изучено из-за частых разрушений.
Центральная часть Вавилонии располагалась вниз по течению Евфрата от того места, где Евфрат и Тигр сближаются. Развалины Вавилона находятся в 90 км от столицы Ирака Багдада. О Вавилоне в Библии сказано: стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой. (Откровение Иоанна Богослова 18:10). В VII в. до н.э. Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока.

Его площадь равнялась 450 га, прямые улицы с двухэтажными домами, системой водопровода и канализации, каменным мостом через Евфрат. Город окружало двойное кольцо крепостных стен толщиной до 0,5 м, через которые в город вели восемь ворот.

 

7. Архитектура Древнего Египта.

 

Архитектура Древнего Египта

В плодородной, очень длинной и узкой долине Нила, с обеих сторон окруженной пустыней, развивалась цивилизация, относящаяся к наиболее значительным и своеобразным культурам древнего мира. История Древнего Египта охватывает несколько тысячелетий — с конца V тысячелетия до н. э. до IV в. н. э. За столь значительное время в Древнем Египте было создано огромное количество великолепных построек, скульптур, произведений живописи, декоративно-прикладного искусства. Многие из них остаются непревзойденными образцами высочайшего мастерства и творческого вдохновения.

Жаркий сухой климат Египта, обилие тростника и ила определили характер строительных материалов: обмазанный глиной тростник, кирпич из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях — камень. Художественные формы и изобразительные мотивы сохранившихся храмов, дворцов, гробниц царей и знати взяты у природы: солнце, считавшиеся священными лотос и папирус, пальма, львы и т. п. Памятники древнеегипетской архитектуры и подчинявшихся ей остальных видов искусства на протяжении всей ее истории имели в основном культовое назначение.

Независимо друг от друга племена Нижнего и Верхнего Египта создают основы своеобразной архитектуры. Ее развитие иногда делят на несколько больших временных периодов.

Предполагается, что в доисторический (додинастический) период (до 3200 г. до н. э.) строились укрепленные поселения с жилыми домами из недолговечных материалов и возводились надгробные архитектурные сооружения. Древнейшие могилы, как и ранние жилища, имели круглую или овальную форму и представляли собой ямы, покрытые ветками, циновками. Затем появились прямоугольные захоронения со стенами, обложенными изобретенным в то время кирпичом-сырцом, т. е. необожженным глиняным кирпичом, причем стены смыкались, образуя ложный свод — из выступающих один над другим концов кирпичей. В конце периода над могилами стали устраивать песчаные насыпи.

В эпоху Раннего царства (XXX—XXVIII вв. до н. э.) при первых фараонах, в архитектуре закрепились образные и изобразительные средства и нормы, установились культовые каноны. Дома бедняков, как и раньше, строили из тростника и глины, дома знати — из дерева и кирпича-сырца с угловыми прямоугольными в плане плоскими выступами — лопатками. Надземная часть гробниц царей и вельмож представляла собой прямоугольное в плане помещение для статуй богов и жертвенника перед ложной дверью в «вечное жилище» умершего. При гробницах строили заупокойные храмы, где совершали обряды, посвященные погребенному.

В период Древнего царства, приблизительно в 2700—2200 гг. до н. э., начинается строительство монументальных храмовых сооружений: пирамид обожествляемых фараонов и гробниц знати (мастаба), храмов с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами. Получило развитие искусство рельефа. Сохранились знаменитые пирамиды фараонов в Гизе: пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.

В период Среднего царства (2200—1500 гг. до н. э.), когда столицей был город Фивы, получают распространение полупещерные храмы, скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Появляются новые формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью, у входа в которые устанавливают монументальные пилоны, колонны с капителью в виде головы женщины с ушами коровы — богини Гатор.

В период Нового царства (1500—1100 гг. до н. э.) - время расцвета египетской архитектуры - создаются выдающиеся храмовые сооружения в Карнаке и Луксоре. Для архитектуры этого периода характерно подавление человека величественными громадами архитектурных форм многократно повторяющихся монументальных элементов — колонн, пилонов, сфинксов.

В эпоху Позднего периода (XI—IV вв. до н. э.) Египет покоряли ассирийцы, персы, однако архитектурные традиции не исчезли даже после завоевания его греко-македонцами, когда в страну проникло сильное влияние античной архитектуры и общий облик храмов стал менее грандиозен и торжествен.

Среди монументальных построек Египта особенно выделяются грандиозные погребальные сооружения — пирамиды, строительство которых достигло своей вершины в эпоху Древнего царства, и храмовые комплексы, расцвет которых относится к периоду Нового царства.

 

Сокровища Тутанхамона.

 

После смерти фараона-реформатора престол переходит к Тутанхамону – мужу его третьей дочери, бывшему еще ребенком. При нем восстанавливается культ Амона, первоначальная форма его имени – Тутанхатон («Образ живой Атона») – заменяется на имя Тутанхамон. Время его правления не примечательно никакими крупными событиями, но зато обнаруженная в 1922 году археологом Картером гробница Тутанхамона обессмертила его имя.

Этот юный царь не совершил ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное сравнительно недавно, в 20-х годах нашего века археологом Говардом Картером, было большим событием в египтологии.

Как пишет Картер, «единственным примечательным событием его [Тутанхамона] жизни было то, что он умер и был похоронен». Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона - падение с колесницы во время охоты, в ре­зультате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.

В середине III тысячелетия до н. э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым». Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сил; древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.

Под экспози­цию предметов из гробницы Тутанхамона в Каирском музее отведено тринадцать залов.

Стены усыпальницы были из золота; в нескольких золотых гробах, вставленных один в другой, каждый со скульптурной маской фараона, покоилась мумия, сплошь усыпанная драгоценностями и амулетами. Эти саркофаги и украшения уже сами по себе представляют высокую художественную ценность

Золотая маска мумии Тутанхамона (лицевая сторона). Около 1325 года до н. э. Золото, полудрагоценные камни. Высота 54 см. . Каирский музей

Поража­ет обилие золота, одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Портретная маска Тутанхамона — одно из самых прекрасных произведений ювелирно­го искусства Древнего Египта — была наде­та на мумию фараона. Она сделана из мас­сивного кованого золота и инкрустирована цветной стеклянной пастой и драгоцен­ными камнями. На лбу укреплены символы богинь — хранительниц власти царя — Уаджит и Нехбет — змея и коршун.

В гробнице Тутанхамона сохранились чудесные образцы амарнского стиля. Это одна из очень немногих царских гробниц, случайно уцелевших от грабежей. Ослепительные драгоценности, ее наполнявшие, дают выразительное представление о легендарных богатствах фараонов.

ЧАША В ФОРМЕ ЦВЕТКА ЛОТОСА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.). Алебастр. Высота 18,3 см. . Каирский музей

Тончайшая работа по алебастру, достаточно хрупкому материалу, отличает это уникальное произведение искус­ства, найденное у входа в гробницу Тутанхамона. Чаша использовалась для возлияний. Ее форма подобна распустив­шемуся цветку лотоса, ручки сделаны в виде композиции цветка и бутонов, на них размещаются фигурки символа вечности «хех» со знаками жизни и длинными пальмовыми ветвями, на нижнем конце которых, на знаке вечности «шен», сидит лягушка. В центре чаши - титулы фараона, говорящие о его идентичности богу Хору, Двум владычицам - богиням Змее и Коршуну (Уаджет и Нехбет), и имена - тронное и собственное. По верхнему краю - надпись с полной титулатурой Тутанхамона и пожеланиями благополучия в ином мире: «Да будет твое Ка жить вечно, да проведешь ты, любимый Фивами, миллионы лет с лицом, обращенным к северному ветру, с глазами твоими - источником благости».

В гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Здесь грациозные статуэтки богинь-охранительниц, превратившихся из суровых зооморфных божеств в каких-то добрых фей. Здесь портрет новобрачных — юного фараона и его такой же юной жены, гуляющих в цветущем саду, — настолько интимный и лирически-нежный, насколько это вообще было возможно в таком искусстве, как египетское.

ФРАГМЕНТ ДЕКОРА СУНДУЧКА ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.). Дерево, цветная инкрустация из слоновой кости, эбеновое дерево, бронза Высота 48,5 см, длина 72 см, ширина 53 см. . Каирский музей

Этот сундучок к моменту находки оказался ограбленным. Тем не менее, удивительно тонкий декор его оформления привлекает внимание главным образом за счет великолепной инкрустации большими пластинами слоновой кости и использования эбенового дерева, которое очень ценилось в Египте. Сцена покоряет своей лиричностью. Обрамленная геометрическим орнаментом, она изображает двух супругов - очаровательную Анхсенамон, жену фараона, и самого Тутанхамона. Молодая, грациозная и красивая Анхсенамон как бы появляется на фоне растительных мотивов композиций лотоса, она протягивает супругу букеты, составленные из плодов мандрагоры, папируса и лотосов.

Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца. Фрагмент Середина 14 в. до н. э.

Анхсенамон одета в белую плиссированную одежду из тончайшего египетского полотна, на шее - большое ожерелье, ее головной убор состоит из подставки, укрепленной на темени, и двух змей-уреев, возвышающихся над ней. Тутанхамон в одеянии, характерном для правителя, - юбке с широким полосатым поясом, широкими ожерельями плечах, браслетами на руках и змеей-уреем на лбу. Он опирается на посох. Как показали последние исследования Тутанхамон страдал болезнью ног, что заставляло его всегда передвигаться с посохом.

СТАТУЯ ДВОЙНИКА ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н.э.). Дерево, черная смола, позолота, бронза. Высота 192 см, длина 98 см, ширина 53,3 см. . Каирский музей

Эта статуя - одна из двух скульптурных изображе­ний Тутанхамона, помещенных друг против друга и охранявших вход в усыпальницу. Статуя на подставке показывает фараона в натуральную величину в цар­ском облачении со скипетром, имеющим опору в виде цветка папируса, булавой в руках, браслетами на за­пястье и предплечье. Золоченная обводка глаз резко выделяется на темном лице, подчеркивая божествен­ность фигуры, так как золото считалось плотью бога. На голове - подогнутый платок хат, известный как один из головных уборов царя. На трапециевидной части юбки имеется надпись, содержащая имена и титулы фараона. Эта статуя выполняет роль двойника фараона, который наряду с другими субстанциями - душой Ба, именем и тенью - считался составляющим человека на земле и в потустороннем мире. Цвет кожи фараона упо­доблен цвету бога Осириса, как и на статуе Монтухотепа.

ГОЛОВА ТУТАНХАМОНА НА ЦВЕТКЕ ЛОТОСА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, роспись. Высота 30 см. . Каирский музей

На этом скульптурном изображении голова Тутанхамона показана на цветке лотоса, помещенном на основание. Оно голубое, олицетворяет среду, где растут цветы. В Египте было известно два вида лотосов - белые и голубые. Фор­ма его бутонов и цветков была частым декором архитектурных композиций, лотос нередко являлся подношением для умерших. Почитание лотоса связано с его природными свойствами - на закате цветок закрывает свои лепестки и скрывается под водой, а на рассвете раскрывается вновь вместе с лучами восходящего солнца. Вследствие этого лотос ассоциировался с возрождением и солнечным богом, появляющимся на небосклоне после своего ночного путешествия. Способность цветка к возрождению отражена в заклинании, представленном в одной из глав Книги мертвых, знание которого позволяло умершему превратиться в лотос и легче путешествовать по загробному миру. С лотосом изображались и боги, так, в частности, Хор-дитя, по одной из версий, появился на цветке лотоса, боже­ством лотоса считался Нефертум, корона которого состояла из его пучков. Появление такого предмета в гробнице Тутанхамона глубоко символично и отражает главную цель строительства погребального сооружения и снабжения умершего вещами, которые окружали его при жизни, - возможность воскрешения.

ПАРАДНЫЙ ТРОН ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.). Дерево, золото, серебро, стекловидная паста, полудрагоценные камни Высота 102 см, длина 54 см, ширина 60 см. . Каирский музей

Великолепное с точки зрения художественного оформления изделие считается одним из самых красивых пред­метов, найденных в Египте. Деревянная основа полностью покрыта листовым золотом. Инкрусти­ровано цветным стеклом, поливным фаян­сом и драгоценными камнями. Ножки трона имеют форму львиных лап, что восходит к древней традиции ассоциации фараона с царем зверей - львом. Подлокотники сделаны в форме крылатых змей-защитниц в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Они простирают свои крылья, за­щищая картуши фараона, вырезанные на боковинах трона. Ножкам придана форма львиных лап.

Тутанхамон с женой. Спинка золотого трона

На спинке парадного трона изображены Тутанхамон и Анхесенпаамон, нежно втирающей в его плечо благовонные масла из флакона, держа его в левой руке.

Это - удивительно лиричная сцена, полная любви и нежности. На правителе - широкое ожерелье и корона, на Анхесенамон - корона из двух перьев с солнечным диском, которую носила богиня Хатхор. Хорошо прослеживается наследие амарнского искусства - над супружеской парой виден солнечный диск, его лучи оканчиваются человеческими ладонями. Бог Атон ниспосылает на них свои лучи. Необычайная сердечность, наполненность редкой для египетского искусства непосредственностью человеческих чувств придает главному изображению прелесть и очарование интимной сцены, а не официально-ритуального действия. Непринужденно опирается Тутанхамон на спинку кресла, беседуя с женой. Тоненькая, грациозная Анхесенпаатон легонько, словно ласкаясь, касается его плеча. В них словно сконцентрирована вся сияющая красота и пьянящий восторг жизни. Они сами — абсолютное воплощение красоты, юности, чистой любви — всего того, что испокон веков пленяет человечество.

По всей вероятности, трон был из­готовлен в первые годы царствования Тутанхамона.

КРЕСЛО ИЗ КЕДРОВОГО ДЕРЕВА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, золото, бронза, слоновая кость. Высота 96 см, ширина 47,9 см. . Каирский музей

Резное кресло из великолепного кедрового дерева украшено чеканным золотом, покрывающим солнечный диск, угловые скрепы и шляпки гвоздей. Ножки вырезаны в виде львиных лап, когти которых сделаны из слоновой кости, подставки под ними обшиты листовым золотом и бронзой. Над изображением на спинке кресла парит крылатый солнечный диск, увитый уреями - символ Хора Эдфу. Он сделан из чеканного золота. Само изображение выполнено ажурной резьбой. В центре - фигура вечности - «хех», сидящая на иероглифе золота. В его руках - эмблема мил­лионов лет в виде большой пальмовой ветви, на нижнем конце которой - лягушка, сидящая на знаке вечности. На правой руке бога висит большой знак жизни - «анх». По обеим сторонам на кобрах сидят соколы в двойной короне, символы бога Хора, под ними - имена фараона.

ЛАРЕЦ ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, роспись. Высота 44 см, длина 61см, ширина 43 см. . Каирский музей

На каждой стороне ларца симметрично расположенные рисунки показывают триумф фараона и его победу над врагами Египта. По представлениям египтян, мир был населен силами праведности и силами зла. К числу последних относили чужеземцев (иноверцев), пустынные и иноземные территории, где господствовал хаос и не было египет­ских богов. Египетский фараон считался гарантом порядка и справедливости, для их поддержания он имел полное право беспощадно уничтожать врагов.

На продольных сторонах ларца Тутанхамон показан стреляющим из лука, на колеснице, которую ведет вздыблен­ная лошадь в красивой упряжке. Позади колесницы - носители опахала и ряды египетской конницы и пехоты. Перед ней - хаотичная масса врагов, которые неизбежно окажутся под копытами коня фараона и его колесницей. Вверху -два коршуна, олицетворяющих богиню Нехбет, с распростертыми крыльями защищают фараона. На крышке ларца - сцены охоты в пустыне. Здесь фараон также показан стреляющим из лука в диких животных пустыни - львов, антилоп, гиен, анагров. Его эпитеты говорят о нем, как победителе, а животные в данном случае - аллегория врагов Египта. На торце ларца Тутанхамон в виде сфинкса повергает врагов севера и юга Египта. Между двумя сфинксами картуши с тронным и собственным именами Тутанхамона. Внутри ларца находились предметы, принадлежащие фараону, - три пары золотых сандалий, одежды, ожерелья, пояса, позолоченный подголовник.

УШЕБТИ В НУБИЙСКОМ ПАРИКЕ. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н.э.) Дерево, золото, бронза. Высота 54 см. . Каирский музей

Слово «ушебти» переводится с древнеегипетского языка как «ответчик». Деревянные, фаянсовые, золоче­ные ушебти клали в гробницы для того, чтобы они за­мещали покойного на работах в потустороннем мире. Они имели форму мумии со скрещенными на груди руками, были не лишены индивидуальных черт. Так, в частности, данная фигурка имеет парик, типичный для нубийской женщины, подобные носили представители царского семейства, о чем, в частности, говорят симво­лы кобры-урея и грифа надо лбом женщины. Массив­ное ожерелье и широкий браслет украшают фигуру, грудь не видна, так как закрыта скрещенными руками. В четырех колонках текста на теле ушебти начертаны изречения 6-й главы Книги мертвых, в которой гово­рится о том, что если его обладатель будет призван вы­полнять работы, то ушебти должен сделать это за него - возделывать поля, перевозить песок, обустраивать бе­рега водных пространств.

НАГРУДНОЕ УКРАШЕНИЕ С КРЫЛАТЫМ СКАРАБЕЕМ. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Золото, серебро, лазурит, сердолик, кальцит, обсидиан, бирюза. Высота 14,9 см, ширина 14,5 см. Каирский музей

В центре композиции - священный жук-скарабей, показанный с крыльями сокола, тело которого выполнено из полупрозрачного халцедона, придающего насекомому мистический оттенок. В нижних лапах жука - символы веч­ности: букеты лотосов и цветков папируса, считавшихся символами возрождения. Передними лапами он поддержи­вает солнечную ладью, в центре которой - священный глаз Хора, уджат, который, согласно мифологии, Хор повредил в битве с богом зла Сетхом и который впоследствии был восстановлен богом Тотом. Здоровый глаз уджат был симво­лом воскрешения и очень часто изображался на различных типах памятников. Над священным глазом показаны сол­нечный диск и полумесяц, внутри диска - фараон, окруженный богами Тотом и Ра-Хорахте, благословляющими его. Около обоих концов ладьи - кобры-защитницы с солнечным диском на головах. Обрамляют композицию две кобры, показанные в профиль, их хвосты плавно переходят в крылья сокола. Ниже - тонко выполненный декор из кружков золотых ободков с вставленными в них камнями. Завершает композицию изящная кайма из цветов лотоса и папиру­са, между которыми симметрично располагаются маленькие круглые плоскости синего цвета с золотыми вставками.

КОВЧЕГ ДЛЯ КАНОП. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, позолота. Высота 198 см, длина 153 см, ширина 122 см. . Каирский музей

Ковчег был найден в сокровищнице, в нем находились четыре миниатюрных саркофага, в которые были поме­щены внутренности фараона. Ковчег закреплен на полозьях. Сверху имеет форму балдахина, который покоится на четырех столбах. На них - титулы и имена фараона. Балдахин имеет бордюр, украшенный уреями с солнечными дисками на головах. Такой же бордюр - на крышке ковчега. Четыре богини охраняют этот ковчег: богиня-скорпион Селкет (изображена со скорпионом на голове), богиня Исида, супруга Осириса, Нефтида, ее сестра, и Нейт, богиня-воительница, особо почитавшаяся в Западной Дельте. Все они обращены к рельефу на ковчеге, который ассоциируется с четырьми детьми Хора по имени Амсет, Хапи, Дуамутеф, Кебексенуф, призванными оберегать внутренние органы. Соответственно, Исида охраняет печень, Нефтида - легкие, Нейт - желудок, Селкет - кишки.

История открытия сокровищ Тутанхомона

Сокровищница гробницы Тутанхамона в том виде, в каком она предстала впервые гла­зам ее первооткрывателя — английского ар­хеолога Г. Картера. На постаменте, установ­ленном на салазках, охраняя вход, лежит черный шакал — олицетворение бога Анубиса, покровителя бальзамирования. Он за­вернут в пелены, глаза его инкрустированы, а уши позолочены. За ним видна голова коровы — Мехурет. Все это символы загробного мира. Сзади — позолоченный деревянный ковчег, в котором в алебастровом ящике хранились в специальных сосудах-канопах и в маленьких золотых саркофагах внутренние органы фараона, извлеченные при бальзамировании. Слева — сундуки с вещами и модели судов.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.194.83 (0.015 с.)