Культура Северной России (1917-1940) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура Северной России (1917-1940)



 

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало построение социалистического общества.

Культура в период гражданской войны. Одну из важнейших задач в области культуры советское правительство видело в ликвидации культурной отсталости населения. Была сформирована новая система управления культурой. Руководство всей духовной жизнью общества передавалось в руки Наркомата просвещения. Его возглавлял А.В. Луначарский видный деятель РКП(б), литературный критик и публицист. При местных Советах создавались отделы народного образования. Позднее был организован агитационно-пропагандистский отдел при ЦК РКП(б). В его обязанность входило партийное руководство развитием культуры.

С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного! строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

Составной частью отечественной культуры 20-х 30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти две трети от общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке.

Культура СССР 60-90-х г.

Образование

 

В 50-х гг. высокими темпами развивалось народное образование. Число средних школ в 1951—1958 гг. увеличилось и достигло 30,7 тыс., в них обучалось более 16 млн. учащихся. Возросло число учащихся старших классов. Однако в системе образования назрела необходимость серьезных нововведений, которые должны были привести школу в соответствие с тенденциями развития общества. В 1958 г. был принят закон, который был призван укрепить связь школы с жизнью. Вместо семилетнего образования вводилось всеобщее восьмилетнее образование. Срок обучения в средней школе был увеличен до 11 лет. Начиная с 9-го класса учащиеся должны были осваивать производственные профессии. Этим делалась попытка соединения обучения с производительным трудом. Однако отсутствие материально-технической базы, недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, а также обучение учащихся не по перспективным специальностям, возникающим в связи с начавшейся научно-технической революцией (НТР), не дали желаемого результата. Развертывающаяся

НТР настоятельно требовала перехода ко всеобщему полному среднему образованию, главной задачей которого становилось вооружение учащихся прочными знаниями основ наук. В 1970/71 учебном году около 92% подростков продолжали обучение после окончания восьми классов.

В 1956 г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении, а в 1957 г. были изменены правила приема: правом преимущественного поступления пользовались лица, имеющие трудовой стаж после окончания средней школы и демобилизованные из рядов Советской Армии. Эта мера расширяла социальный источник пополнения интеллигенции. В 1970 г. в высших учебных заведениях обучалось 4,6 млн. студентов, что было в два раза больше, чем в 1958/59 учебном году. Возросло число вузов: в начале 80-х гг. насчитывалось 866 вузов, в которых обучалось 5 млн. студентов.

Наука

Государство оказывало поддержку и содействие развитию науки, в том числе разработкам оборонного значения и космическим исследованиям. Расширялась сеть научных учреждений. В системе АН СССР были созданы десятки научно-исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках: в 1951 г. созданы Академии наук в Таджикской и Туркменской ССР, в 1954 г. — в Киргизской ССР; в системе Академий наук Узбекистана и Казахстана начали функционировать институты ядерной физики. Научные центры оснащались новейшей исследовательской аппаратурой. Так, в распоряжение Объединенного института ядерных исследований в г. Дубне был предоставлен крупнейший в мире синхрофазотрон на 10 млрд. электроновольт для изучения атомного ядра. Были также созданы Уральский научный центр (г. Свердловск), Дальневосточный научный центр (г. Владивосток).

В целях поощрения выдающихся работ в области науки и техники в 1950 г. было восстановлено ежегодное присуждение Ленинских премий.

Советские ученые добились выдающихся успехов в области естественных наук. В области физики атомного ядра трудились И. В. Курчатов (1903—1960), А. И. Алиханов (1904-1970), И. Е. Тамм (1895-1971), А. Д. Сахаров (1921-1989) и др. Академики Л. А. Арцимович (1909—1973), М. А. Леонтович (1903— 1981) вели исследования по термоядерному управлению. Достижения ученых в области ядерной физики дали возможность стать СССР первой в мире страной, использующей атомную энергию в мирных целях, для получения промышленной энергии. Развитию естественных наук служили теоретические работы Н. Н. Боголюбова (1909-1992), Л. Д. Ландау (1908-1968), М. В. Келдыша (1911—1978), М. А. Лаврентьева (1900—1980), С. Л. Соболева (1908—1989).

Огромны были достижения ученых в области теории реактивного движения и создания реактивных двигателей. В 1957 г. ученые под руководством С. Я. Королева (1906/07—1966) создали первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а 12 апреля 1961 г. в космос поднялся первый человек — Ю. А. Гагарин (1934—1968). Была открыта эра освоения космоса. В 60-80-х гг. в СССР было произведено множество запусков пилотируемых космических кораблей.

В 60-х гг. академики В. И. Векслер (1907-1960) и Г. И. Будкер (1918-1977) разработали принципиально новые направления ускорительной техники для использования элементарных частиц. Группой ученых под руководством Г. Н. Флерова (1913—1990) был открыт 102-й трансурановый элемент и синтезирован 104-й элемент периодической системы Д. И. Менделеева. В области квантовой электроники Н. Г. Басов (р. 1922) и А. М. Прохоров (р. 1916) осуществили работы, которые позволили создать квантовые генераторы. За эти разработки они были удостоены Нобелевской премии в 1964 г. Теоретические и экспериментальные исследования физики нейтрино и слабых взаимодействий были выполнены академиком Б. М. Понтекорво (1913—1993). И. М. Лившиц со своими учениками создал новое направление в электронной теории металлов. Ученые Р. В. Хохлов (1926—1977) и С. А. Ахманов (1929—1991) внесли большой вклад в развитие нелинейной оптики, изучающей влияние среды на характер оптических явлений при высокой интенсивности света, а также голографии, позволяющей получить объемные изображения предмета.

 

         

Получила дальнейшее развитие биологическая наука, хотя ей был нанесен серьезный ущерб «исследованиями» Т. Д. Лысенко (1898—1976). П. П. Лукьяненко (1901—1973) создал перспективный сорт озимой пшеницы «Безостая-1»; В. С. Пустовойт (1896—1971) — сорт подсолнечника, отличающийся высокой масличностью; М. И. Вольский открыл свойство животных и растений усваивать азот из атмосферы; за работу по развитию хромосомной теории мутаций был удостоен Ленинской премии академик Н. П. Дубинин.

Крупных успехов достигли ученые в медицине: хирургическое лечение сердечно-сосудистой системы — А. А. Вишневский (1906—1975), А. М. Амосов (р. 1913), К. Н. Куприянов(1893—1963); лечение туберкулеза — Л. К. Богуш; получение препарата для лечения полиомиелита — А. А. Смородинцев (1901— 1986), М. П. Чумаков (1909—1973). Все это подтверждает, что в 50-х — первой половине 80-х гг. советские ученые занимали передовые позиции по многим направлениям теоретических и экспериментальных исследований в физике, математике, естествознании и других науках.

В конце 50-х гг. произошло некоторое раскрепощение в исторической науке, выразившееся в отходе от догм краткого курса истории ВКП (б), разоблачении культа личности И. В. Сталина, реабилитации незаконно репрессированных в период сталинизма. Это означало наступление «оттепели» в политической и духовной жизни советского общества. В этот период получили философское освещение глобальные социально-политические катастрофыXX в. В художественной культуре возникла тема ответственности за злодеяния перед человечеством.

Градостроительство

В 40-х — начале 50-х гг. в различных точках Москвы впервые в стране были возведены высотные здания: административное здание на Смоленской площади, жилые здания на Котельнической набережной и площади Восстания, Московский государственный университет.

Дальнейшее развитие советского общества во второй половине 50-х гг. потребовало перевода строительства на индустриальную основу, широкого внедрения типовых проектов и стандартов.

Литература

Об оживлении в художественной культуре говорило также возрастание сети культурно-просветительских учреждений, увеличение количества издаваемых книг, газет, журналов и их тиражей. К концу 50-х гг. в стране было издано 63,3 тыс. книг общим тиражом 1103 млн. экз., 3824 журнала и другой периодики, 10463 газеты разовым тиражом 59 млн. экз. (в 1940 г. было издано 45,8 тыс. книг тиражом 462 млн. экз., 8806 газет тиражом 38 млн. экз). Тенденция роста числа изданий и их тиражей сохранилась и в последующие десятилетия. Появились новые литературно-художественные журналы: «Молодая гвардия», «Юность», «Москва», «Наш современник»; возродилось издание журнала«Иностранная литература», который давал возможность советским читателям знакомиться с произведениями зарубежных авторов.

В литературной и общественной жизни большую роль играл журнал «Новый мир», которым руководил замечательный поэт АЛ. Твардовский (1910— 1971), автор поэм «Страна Муравия», «Василий Теркин», «Теркин на том свете», «Дом у дороги», прозы «Родина и чужбина». Страницы журнала предоставлялись литературе демократического характера. Впервые на страницах журнала была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

В литературе появились значительные произведения, в которых советская действительность находила правдивое отражение: «Русский лес» Л. Леонова, «Районные будни» В. Овечкина, «Судьба человека» М. Шолохова.

Развитие поэзии 50—60-х гг. было связано с именами Р. Гамзатова (р. 1923), Б. Ахмадулиной (р. 1937), Е. Евтушенко (р. 1932), Р. Рождественского (1932—1994).

Культура 60—80-х гг.

Советская культура 60—80-х гг., оставаясь сложной и противоречивой, приобретает черты разнообразия как по тематике, так и в художественных средствах. В литературе продолжали работать писатели, заявившие о себе в 50—60-х гг. Пришло и новое поколение писателей, чьи произведения быстро находили своего читателя: Ю. Бондарев («Батальоны просят огня», «Горячий снег», «Тишина»), В. Распутин («Деньги для Марии», «Последний срок»), Ф. Абрамов (трилогия «Пряслины») В. Астафьев («Кража», «Царь-рыба», «Последний поклон», «Печальный детектив» и др.)

Противоречивость, загадочность культуры советского общества 50—80-х гг., проявляются также в том, что в условиях цензуры, идеологического давления. она давала замечательные, непревзойденные всходы во всех видах искусства.

 

 

В 60—80-х гг. появляется новое поколение художников со своими темами и художественными приемами: М. Савицкий, Т. Салахов, И. Глазунов, А. Шилов, братья А. и С. Ткачевыи др.

Развивалось музыкальное искусство. Это были произведения различных жанров: симфонии, оратории, кантаты, инструментальные произведения, романсы, песни. Созданные оперно-балетные сочинения означали качественно новый этап в музыкальной культуре. Д. Кабалевским была написана опера «Тарас Бульба», С. Прокофьевым — «Война и мир», А. Петровым — «Петр Первый», Н. Жигановым — «Муса Джалиль». Балеты К. Караева «Семь красавиц», А. Хачатуряна «Спартак», Р. Глиэра «Медный всадник», В. Гаврилина «Анюта» стали классикой.

В 60—80-х гг. были созданы балетные спектакли, которые отличались глубоким воспроизведением образов героического и комедийного, лирического и драматического. Это«Легенда о любви» А. Меликова, «Спартак» А. Хачатуряна, «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева, «Макбет» К. Молчанова, «Икар» С. Слонимского. Молодые балетмейстерыЮ. Григорович, О. Виноградов, В. Васильев, Б. Эйфман и другие, развивая лучшие достижения предыдущих периодов, содержание и новые средства выражения, создали своеобразные неповторимые балетные спектакли.

Огромную популярность приобрели артисты Е. Максимова, И. Колпакова, Н. Бессмертнова, В. Васильев, М. Лиспа, М. Сабирова, Н. Павлова и др. Владея современной техникой, высоким профессионализмом, они утверждали славу русского хореографического искусства.

Яркие произведения создали Г. Свиридов (1919—1998), самобытно претворявший многовековые традиции русской певческой культуры, органично сочетая их с современной стилистикой («Курские песни», «Пушкинский венок», «Время, вперед!», «Метель»); Т. Хренников (оперы «Мать, «Фрол Скобеев», балеты «Любовью за любовь», «Гусарская баллада» и др.).

Популярными стали песни В. Соловьева-Седого, А. Бабаджаняна, Д. Тухманова, А. Пахмутовой, Р. Паулса, Е. Мартынова. Для эстрады было характерно сочетание традиционной школы с утверждением культуры вокально-инструментальных ансамблей.

Богата тематика отечественной кинематографии: военно-патриотические, исторические фильмы Г. Чухрая, М. Калатозова, М. Хуциева, И. Хейфица, С. Бондарчука; успешная экранизация произведений Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А- Н. Островского, А. М. Горького. Зрителям многих стран стали известны фильмы С. Ростоцкого, С. Герасимова, С. Бондарчука, Э. Рязанова, Н. Михалкова, Г. Данелия. С, Соловьева, С. Говорухина.

Рассматривая состояние культуры российского общества в современных условиях, следует сказать, что процессы реформирования страны внесли в сферу духовной жизни как позитивные, так и негативные моменты. Нельзя не признать, что в области культуры свобода проявляется в большей степени, чем в других областях общественной жизни. Это просматривается и в многообразии тематики, и сюжетов, и идейного содержания художественных произведений. Происходит духовное раскрепощение общества. Вместе с тем эти процессы противоречивы. Возвращение обществу забытых, запрещенных имен (публикация произведений М. Булгакова, К. Паустовского, А. Платонова, Е. Замятина, Б. Пастернака, В. Гроссмана и др.) сопровождается изъятием других. Яростным атакам подвергается М. Горький за то, что он явился «основоположником метода социалистического реализма», хотя подобные обвинения давно продемонстрировали свою несостоятельность. М. Шолохова обвиняют в присвоении чужого труда, хотя эта ложь убедительно отвергнута современными лингвистическими и техническими средствами.

Происходит размывание традиционных форм освоения культуры: посещаемость различных учреждений культуры резко сокращается. В то же время широкое распространение бытовой радиотехники приводит к освоению домашних форм досуга, носящих лишь развлекательный характер.

Остаточный принцип финансирования сферы культуры, наметившийся в начале 30-х гг., окончательно утвердившийся в 80-х гг., в настоящее время демонстрирует свои отрицательные результаты. На подготовку одного специалиста в 1990 г. расходовалось в США в 5,4 раза, в Японии — в 4,7, в Англии — в 5,8 раза больше средств, чем у нас. В 1985 г. наблюдается тенденция снижения числа юношей и девушек, получивших среднее образование. В 1988 г. их было 3,8 млн. чел., т. е. на 1,2 млн. меньше, чем в 1980. В настоящее время закрепилась девятилетняя школа. Все больше подростков выбрасывается на улицу. Налаженная система образования разрушается. Формирующийся рынок оказывает сильнейшее воздействие на состояние российской культуры. Коммерциализация ведет не просто к сокращению культурного пространства в обществе, а к созданию атмосферы конкуренции, в которой терпит поражение слабый, т. е. незащищенная в финансовом отношении культура. Между тем история показывает, что любая нация успешно развивается лишь тогда, когда она развивает свою национальную культуру, тогда, когда нация, вбирая культурные ценности других народов, сохраняет специфику своей культуры.

Итак, культура СССР — это сложное, противоречивое явление, обладающее внутренним единством. Октябрь 1917 г. выдвинул задачу осуществления культурной революции, включающую задачи создания нового типа культуры, социалистической по содержанию; приобщения миллионов людей к азам культуры; освоения мировой культуры, пропустив ее через цензуру. Это были реальные и демократические задачи, во многом выполненные Советским государством. В кратчайшие сроки были ликвидированы неграмотность, создана система образования, которой можно гордиться. Широкие народные массы приобщились к достижениям мировой культуры. Успехи советских ученых обеспечили многим отраслям науки передовые позиции. Художественная культура создала блестящие образцы литературы и искусства, признанные во всем мире.

Культуре советского общества присущи своеобразные черты, к которым можно отнести следующие: господство в культуре официальной идеологии марксизма-ленинизма; тотальный контроль государства над культурными учреждениями, творческими союзами; госбюджетное, остаточное содержание культуры.

В настоящее время культура находится в глубоком кризисе. На состояние культуры негативно воздействует не только формирующийся рынок. Российская культура испытывает все возрастающую экспансию западной массовой культуры, резкое падение значения социалистической идеологии. Разрушается инфраструктура культуры. Задача вернуть потерянные позиции в мировой культуре России сложна, однако пока разрешима.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.018 с.)