Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История первобытного человека.

Поиск

История первобытного человека.

В истории человечества есть два периода — первобытный и период существования сложно организованных классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет, второй — совсем недолго. В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с прими­тивным бытом, поэтому они и называются пер­вичными — первобытными..

1.1. Первобытный человек.

В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Сейчас их обнару­жено множество. Самые древние найдены в Африке, поэтому считают, что именно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. 3,5—1,8 млн. лет назад по степям Африки уже бродили существа, которых назвали австралопитека­ми — южными обезьяна­ми. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передви­гаться в выпрямленном по­ложении и держать в ру­ках палку или камень.

Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими оруди­ями можно было срезать ветку, снять шкуру с уби­того животного, расколоть кость или выкопать из зем­ли корень. Тот, кто изгото­вил их, получил наимено­вание "человек умелый" (homohabilis). Сейчас его считают первым предста­вителем человеческого ро­да.

«Человек умелый» пе­редвигался на ногах, а кис­ти его рук были приспособ­лены для того, чтобы не только держать палку или камень, но и изготавли­вать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они по­давали друг другу сигналы криками, жестами, гри­масами. Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились. Их группы были небольшими и состояли из несколь­ких самцов, самок с детёнышами и подростков.

Около 1 млн. лет назад появился новый вид — «человек выпрямленный» (homo erectus), питекан­троп,т.е. обезьяночеловек. Это существо всё ещё напоминало своих предков — животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно вы­дающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. «Человек выпрямленный» научился делать раз­личные орудия из камня — крупные рубила правильной формы, скребки, резцы (См. приложение 1,2). Такими орудиями можно было рубить, ре­зать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши.

Развитие трудовых навыков, способность мыс­лить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных кли­матических условиях. Они жили в холодных об­ластях Северного Китая и Европы, в тропиках ост­рова Ява, степях Африки. Во время существования «человека выпрямленного» начался ледниковый период. Из-за образования ледников понизился уро­вень Мирового океана, между разделёнными пре­жде водой участками суши возникли сухопутные «мос­ты», по которым люди смо­гли проникнуть, например, на остров Ява, где были найдены первые кости пи­текантропа.

Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в мес­тах, где обитали большие стада животных. Питекан­тропы иногда жили и в пе­щерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода. Первобытные люди начали пользоваться огнём, кото­рый согревал их, защи­щал от зверей и помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой.

1.2. Неандертальцы.

Воздействие при­родного окружения и усложнение деятельности лю­дей привели к появлению около 250 тысяч лет назад древней разновидности «человека разумного» — неандертальца.

Неандертальцы стали заселять прежде безлюд­ные области юга Европы, Азии, Африки. Они забирались в пещеры, куда уходили на зимнюю спячку огром­ные пещерные медведи. Высота этих зверей дости­гала 2,5 м, длина —3 м, и таких крупных живот­ных убивали люди, во­оружённые копьями, камнями, дубинами. Огром­ные скопления костей медведей найдены в пещерах Германии, Швейцарии, Австрии и других стран.

Неандертальцы усовершенствовали орудия, изо­бретённые питекантропами. Их форма стала более правильной и разнообразной. Неандертальцы носи­ли одежду из шкур и умели строить простые жили­ща, а около 60 тысяч лет назад научились добывать огонь. Ускоряются темпы развития. Неандертальцы были первыми людьми, о кото­рых можно сказать, что они совершали какие-то обряды. В пещерах находят специально собранные и даже расставленные в определённом порядке че­репа медведей. Около них, видимо, происходили какие-то обряды. Примечательно, что особым об­разом относились и к черепам людей: обнаружены отдельные захоронения черепов в специальных ямах.

1.3. «Человек разумный».

Как полагают многие исследователи, между homo sapiens и неандертальцами отсутствуют биологические и культурные барьеры.

Появление человека современного типа совпада­ет с началом последнего периода древнего камен­ного века — около 35 тысяч лет назад. В эту эпоху, продолжавшуюся недолго по сравнению с предыдущими — всего 23—25 тысяч лет, люди заселили все континенты, кроме, разу­меется, Антарктиды. По возникшим благодаря оледенению «мостам» они проникли в Австралию. Это случилось, как полагают, около 20 тысяч лет назад. Вероятно, 40—10 тысяч лет на­зад была заселена Америка: один из путей проник­новения туда людей — дно Берингова пролива, ко­торое было сушей.

В ту пору очень высоко­го уровня развития достиг­ла техника изготовления каменных орудий. Стали широко применять костяные орудия — шилья, иглы.

В эту эпоху в некоторых местах появился лук. Всего сейчас известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий позднего древнекаменного века.

Это была пора последне­го оледененияЛюди жили теперь не только в пещерах или гро­тах, но и на стоянках, в прочных жилищах. Материалом для построек, вероятно, часто служили дерево и шкуры, но до нас до­шли развалины полуземлянок из кос­тей мамонтов.

2.3. Развитие первобытного коллективизма.

Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простей­шим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в ус­ловиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позво­ляет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в до­бывании и распределении пищи, в половой жизни. Этот про­цесс усиливался действием естественного отбора, который спо­собствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые про­тивостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитные объ­единения.

Особенно большой прогресс прихо­дится на заключительный этап существования праобщины — мустьерское время. Именно к этому времени относятся первые яркие свидетельства заботы о членах коллектива — неандертальские по­гребения.

Музыка, танец пантомима.

Кроме основных видов изобразительного искусства и архитекту­ры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, му­зыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь одно­образной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.

По всей вероятности, самой ранней формой театрального искус­ства былапантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий цикл (от се­ва до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии (от свадьбы до посылки чужому племени символов, означающих объявление войны или заключение мира). В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облег­чавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоро­вых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивающим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рож­дающий простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лиш­ний раз подтверждает синкретический характер первобытного ис­кусства.

Другой, не менее важной причиной возникновения музыкально­го творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирую­щих голоса природы (грома, падающих камней, льющейся воды, криков птиц и рева умирающего раненого зверя), он может добить­ся успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктив­ный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.

Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторе­ние различных интонаций с определенным интервалом. Это и была одна из первичных форм музыки.

Таким образом, главным условием рождения музыки как ви­да искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкаль­ных образов.

Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не толь­ко голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или ору­диям труда, первобытный человек на самом деле использовал про­стейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей ма­монта, обнаруженный во время раскопок у села Мезин в Чернигов­ской области на Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и на местах палеолитических посе­лений во Франции, в Чехии, Венгрии.

А что представляли собой первые танцы древности? Как они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом! Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, свои собственные ощуще­ния, настроение и душевное состояние. Появлению танца способст­вовали ритмические движения, повторяющиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Перво­начально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачки, имита­ция повадок животного, притопывание ногами, выразительные жес­ты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успеш­ное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. У австралийских племен — танцы «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебе­душек», «оленя».

Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окру­жении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы за­ставляла первобытного человека поклоняться многочисленным ду­хам, которых необходимо было задабривать. Различали также по­гребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в изящном наклоне, передающем характер движения.

Среди основных видов древнего театрального искусства можно назвать охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски.

Архитектура Месопотамии.

Люди, населявшие долину Тигра и Евфрата, строили храмы со ступенчатыми башнями, или зиккуратами. Погребальные сооружения играли в их архитектуре гораздо меньшую роль, поскольку обитатели Месопотамии не связывали достижение бессмертия с сохранностью тела усопшего. В Двуречье было много глины, а камень и дерево приходилось доставлять издалека, поэтому здания возводили в основном из кирпича.

Зиккураты имели пирамидальную форму; их строили из высушенного на солнце кирпича; своим обликом они походили на библейскую Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта храмового комплекса, был точно ориентирован по сторонам света, однако, в отличие от египетской пирамиды, в нем не было внутренних помещений. На вершину зиккурата, через его семь ступеней вели рампы; там располагалось святилище божества. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, и чем выше ьыла ступень, тем ярче был цвет.

Дворцы. Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских владык, имели сложную внутреннюю структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде был возведен на укрепленном основании и наряду с городскими стенами служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой высоты была пронизана каналами со сводчатыми перекрытиями: по ним сточные воды выводились за пределы города. Сам дворец был одноэтажный, с множеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В одной его части располагались царские апартаменты, в другой – помещения для женщин; во дворце размещались также службы и храм правителя. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты простыми цилиндрическими сводами, размах которых был невелик из-за малой прочности использовавшегося в строительстве кирпича. Более крупные помещения, служившие парадными апартаментами, в плане близки к квадрату и, вероятно, имели балочное перекрытие.

Стены были украшены каменными барельефами, изображавшими монарха в битвах и на охоте. Камень, доставлявшийся издалека, использовали только для украшения. Многоцветные ткани служили завершающим аккордом в убранстве интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими головами охраняли вход во дворец, а облицовка из цветных глазурованных кирпичей сверкала под солнцем. Жители Вавилона использовали именно этот материал для украшения Ворот Иштар: на ярко-синем фоне представлены барельефные изображения фантастических животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами и некоторыми другими элементами культуры Месопотамии. И все же в целом ассирийский дворец поражал более своими размерами и пышностью интерьеров, чем качеством архитектурной формы.

 

Сокровища Тутанхамона.

 

После смерти фараона-реформатора престол переходит к Тутанхамону – мужу его третьей дочери, бывшему еще ребенком. При нем восстанавливается культ Амона, первоначальная форма его имени – Тутанхатон («Образ живой Атона») – заменяется на имя Тутанхамон. Время его правления не примечательно никакими крупными событиями, но зато обнаруженная в 1922 году археологом Картером гробница Тутанхамона обессмертила его имя.

Этот юный царь не совершил ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное сравнительно недавно, в 20-х годах нашего века археологом Говардом Картером, было большим событием в египтологии.

Как пишет Картер, «единственным примечательным событием его [Тутанхамона] жизни было то, что он умер и был похоронен». Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона - падение с колесницы во время охоты, в ре­зультате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.

В середине III тысячелетия до н. э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым». Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сил; древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.

Под экспози­цию предметов из гробницы Тутанхамона в Каирском музее отведено тринадцать залов.

Стены усыпальницы были из золота; в нескольких золотых гробах, вставленных один в другой, каждый со скульптурной маской фараона, покоилась мумия, сплошь усыпанная драгоценностями и амулетами. Эти саркофаги и украшения уже сами по себе представляют высокую художественную ценность

Золотая маска мумии Тутанхамона (лицевая сторона). Около 1325 года до н. э. Золото, полудрагоценные камни. Высота 54 см.. Каирский музей

Поража­ет обилие золота, одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Портретная маска Тутанхамона — одно из самых прекрасных произведений ювелирно­го искусства Древнего Египта — была наде­та на мумию фараона. Она сделана из мас­сивного кованого золота и инкрустирована цветной стеклянной пастой и драгоцен­ными камнями. На лбу укреплены символы богинь — хранительниц власти царя — Уаджит и Нехбет — змея и коршун.

В гробнице Тутанхамона сохранились чудесные образцы амарнского стиля. Это одна из очень немногих царских гробниц, случайно уцелевших от грабежей. Ослепительные драгоценности, ее наполнявшие, дают выразительное представление о легендарных богатствах фараонов.

ЧАША В ФОРМЕ ЦВЕТКА ЛОТОСА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.). Алебастр. Высота 18,3 см.. Каирский музей

Тончайшая работа по алебастру, достаточно хрупкому материалу, отличает это уникальное произведение искус­ства, найденное у входа в гробницу Тутанхамона. Чаша использовалась для возлияний. Ее форма подобна распустив­шемуся цветку лотоса, ручки сделаны в виде композиции цветка и бутонов, на них размещаются фигурки символа вечности «хех» со знаками жизни и длинными пальмовыми ветвями, на нижнем конце которых, на знаке вечности «шен», сидит лягушка. В центре чаши - титулы фараона, говорящие о его идентичности богу Хору, Двум владычицам - богиням Змее и Коршуну (Уаджет и Нехбет), и имена - тронное и собственное. По верхнему краю - надпись с полной титулатурой Тутанхамона и пожеланиями благополучия в ином мире: «Да будет твое Ка жить вечно, да проведешь ты, любимый Фивами, миллионы лет с лицом, обращенным к северному ветру, с глазами твоими - источником благости».

В гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Здесь грациозные статуэтки богинь-охранительниц, превратившихся из суровых зооморфных божеств в каких-то добрых фей. Здесь портрет новобрачных — юного фараона и его такой же юной жены, гуляющих в цветущем саду, — настолько интимный и лирически-нежный, насколько это вообще было возможно в таком искусстве, как египетское.

ФРАГМЕНТ ДЕКОРА СУНДУЧКА ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.). Дерево, цветная инкрустация из слоновой кости, эбеновое дерево, бронза Высота 48,5 см, длина 72 см, ширина 53 см.. Каирский музей

Этот сундучок к моменту находки оказался ограбленным. Тем не менее, удивительно тонкий декор его оформления привлекает внимание главным образом за счет великолепной инкрустации большими пластинами слоновой кости и использования эбенового дерева, которое очень ценилось в Египте. Сцена покоряет своей лиричностью. Обрамленная геометрическим орнаментом, она изображает двух супругов - очаровательную Анхсенамон, жену фараона, и самого Тутанхамона. Молодая, грациозная и красивая Анхсенамон как бы появляется на фоне растительных мотивов композиций лотоса, она протягивает супругу букеты, составленные из плодов мандрагоры, папируса и лотосов.

Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца. Фрагмент Середина 14 в. до н. э.

Анхсенамон одета в белую плиссированную одежду из тончайшего египетского полотна, на шее - большое ожерелье, ее головной убор состоит из подставки, укрепленной на темени, и двух змей-уреев, возвышающихся над ней. Тутанхамон в одеянии, характерном для правителя, - юбке с широким полосатым поясом, широкими ожерельями плечах, браслетами на руках и змеей-уреем на лбу. Он опирается на посох. Как показали последние исследования Тутанхамон страдал болезнью ног, что заставляло его всегда передвигаться с посохом.

СТАТУЯ ДВОЙНИКА ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н.э.). Дерево, черная смола, позолота, бронза. Высота 192 см, длина 98 см, ширина 53,3 см.. Каирский музей

Эта статуя - одна из двух скульптурных изображе­ний Тутанхамона, помещенных друг против друга и охранявших вход в усыпальницу. Статуя на подставке показывает фараона в натуральную величину в цар­ском облачении со скипетром, имеющим опору в виде цветка папируса, булавой в руках, браслетами на за­пястье и предплечье. Золоченная обводка глаз резко выделяется на темном лице, подчеркивая божествен­ность фигуры, так как золото считалось плотью бога. На голове - подогнутый платок хат, известный как один из головных уборов царя. На трапециевидной части юбки имеется надпись, содержащая имена и титулы фараона. Эта статуя выполняет роль двойника фараона, который наряду с другими субстанциями - душой Ба, именем и тенью - считался составляющим человека на земле и в потустороннем мире. Цвет кожи фараона упо­доблен цвету бога Осириса, как и на статуе Монтухотепа.

ГОЛОВА ТУТАНХАМОНА НА ЦВЕТКЕ ЛОТОСА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, роспись. Высота 30 см.. Каирский музей

На этом скульптурном изображении голова Тутанхамона показана на цветке лотоса, помещенном на основание. Оно голубое, олицетворяет среду, где растут цветы. В Египте было известно два вида лотосов - белые и голубые. Фор­ма его бутонов и цветков была частым декором архитектурных композиций, лотос нередко являлся подношением для умерших. Почитание лотоса связано с его природными свойствами - на закате цветок закрывает свои лепестки и скрывается под водой, а на рассвете раскрывается вновь вместе с лучами восходящего солнца. Вследствие этого лотос ассоциировался с возрождением и солнечным богом, появляющимся на небосклоне после своего ночного путешествия. Способность цветка к возрождению отражена в заклинании, представленном в одной из глав Книги мертвых, знание которого позволяло умершему превратиться в лотос и легче путешествовать по загробному миру. С лотосом изображались и боги, так, в частности, Хор-дитя, по одной из версий, появился на цветке лотоса, боже­ством лотоса считался Нефертум, корона которого состояла из его пучков. Появление такого предмета в гробнице Тутанхамона глубоко символично и отражает главную цель строительства погребального сооружения и снабжения умершего вещами, которые окружали его при жизни, - возможность воскрешения.

ПАРАДНЫЙ ТРОН ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.). Дерево, золото, серебро, стекловидная паста, полудрагоценные камни Высота 102 см, длина 54 см, ширина 60 см.. Каирский музей

Великолепное с точки зрения художественного оформления изделие считается одним из самых красивых пред­метов, найденных в Египте. Деревянная основа полностью покрыта листовым золотом. Инкрусти­ровано цветным стеклом, поливным фаян­сом и драгоценными камнями. Ножки трона имеют форму львиных лап, что восходит к древней традиции ассоциации фараона с царем зверей - львом. Подлокотники сделаны в форме крылатых змей-защитниц в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Они простирают свои крылья, за­щищая картуши фараона, вырезанные на боковинах трона. Ножкам придана форма львиных лап.

Тутанхамон с женой. Спинка золотого трона

На спинке парадного трона изображены Тутанхамон и Анхесенпаамон, нежно втирающей в его плечо благовонные масла из флакона, держа его в левой руке.

Это - удивительно лиричная сцена, полная любви и нежности. На правителе - широкое ожерелье и корона, на Анхесенамон - корона из двух перьев с солнечным диском, которую носила богиня Хатхор. Хорошо прослеживается наследие амарнского искусства - над супружеской парой виден солнечный диск, его лучи оканчиваются человеческими ладонями. Бог Атон ниспосылает на них свои лучи. Необычайная сердечность, наполненность редкой для египетского искусства непосредственностью человеческих чувств придает главному изображению прелесть и очарование интимной сцены, а не официально-ритуального действия. Непринужденно опирается Тутанхамон на спинку кресла, беседуя с женой. Тоненькая, грациозная Анхесенпаатон легонько, словно ласкаясь, касается его плеча. В них словно сконцентрирована вся сияющая красота и пьянящий восторг жизни. Они сами — абсолютное воплощение красоты, юности, чистой любви — всего того, что испокон веков пленяет человечество.

По всей вероятности, трон был из­готовлен в первые годы царствования Тутанхамона.

КРЕСЛО ИЗ КЕДРОВОГО ДЕРЕВА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, золото, бронза, слоновая кость. Высота 96 см, ширина 47,9 см.. Каирский музей

Резное кресло из великолепного кедрового дерева украшено чеканным золотом, покрывающим солнечный диск, угловые скрепы и шляпки гвоздей. Ножки вырезаны в виде львиных лап, когти которых сделаны из слоновой кости, подставки под ними обшиты листовым золотом и бронзой. Над изображением на спинке кресла парит крылатый солнечный диск, увитый уреями - символ Хора Эдфу. Он сделан из чеканного золота. Само изображение выполнено ажурной резьбой. В центре - фигура вечности - «хех», сидящая на иероглифе золота. В его руках - эмблема мил­лионов лет в виде большой пальмовой ветви, на нижнем конце которой - лягушка, сидящая на знаке вечности. На правой руке бога висит большой знак жизни - «анх». По обеим сторонам на кобрах сидят соколы в двойной короне, символы бога Хора, под ними - имена фараона.

ЛАРЕЦ ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, роспись. Высота 44 см, длина 61см, ширина 43 см.. Каирский музей

На каждой стороне ларца симметрично расположенные рисунки показывают триумф фараона и его победу над врагами Египта. По представлениям египтян, мир был населен силами праведности и силами зла. К числу последних относили чужеземцев (иноверцев), пустынные и иноземные территории, где господствовал хаос и не было египет­ских богов. Египетский фараон считался гарантом порядка и справедливости, для их поддержания он имел полное право беспощадно уничтожать врагов.

На продольных сторонах ларца Тутанхамон показан стреляющим из лука, на колеснице, которую ведет вздыблен­ная лошадь в красивой упряжке. Позади колесницы - носители опахала и ряды египетской конницы и пехоты. Перед ней - хаотичная масса врагов, которые неизбежно окажутся под копытами коня фараона и его колесницей. Вверху -два коршуна, олицетворяющих богиню Нехбет, с распростертыми крыльями защищают фараона. На крышке ларца - сцены охоты в пустыне. Здесь фараон также показан стреляющим из лука в диких животных пустыни - львов, антилоп, гиен, анагров. Его эпитеты говорят о нем, как победителе, а животные в данном случае - аллегория врагов Египта. На торце ларца Тутанхамон в виде сфинкса повергает врагов севера и юга Египта. Между двумя сфинксами картуши с тронным и собственным именами Тутанхамона. Внутри ларца находились предметы, принадлежащие фараону, - три пары золотых сандалий, одежды, ожерелья, пояса, позолоченный подголовник.

УШЕБТИ В НУБИЙСКОМ ПАРИКЕ. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н.э.) Дерево, золото, бронза. Высота 54 см.. Каирский музей

Слово «ушебти» переводится с древнеегипетского языка как «ответчик». Деревянные, фаянсовые, золоче­ные ушебти клали в гробницы для того, чтобы они за­мещали покойного на работах в потустороннем мире. Они имели форму мумии со скрещенными на груди руками, были не лишены индивидуальных черт. Так, в частности, данная фигурка имеет парик, типичный для нубийской женщины, подобные носили представители царского семейства, о чем, в частности, говорят симво­лы кобры-урея и грифа надо лбом женщины. Массив­ное ожерелье и широкий браслет украшают фигуру, грудь не видна, так как закрыта скрещенными руками. В четырех колонках текста на теле ушебти начертаны изречения 6-й главы Книги мертвых, в которой гово­рится о том, что если его обладатель будет призван вы­полнять работы, то ушебти должен сделать это за него - возделывать поля, перевозить песок, обустраивать бе­рега водных пространств.

НАГРУДНОЕ УКРАШЕНИЕ С КРЫЛАТЫМ СКАРАБЕЕМ. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Золото, серебро, лазурит, сердолик, кальцит, обсидиан, бирюза. Высота 14,9 см, ширина 14,5 см. Каирский музей

В центре композиции - священный жук-скарабей, показанный с крыльями сокола, тело которого выполнено из полупрозрачного халцедона, придающего насекомому мистический оттенок. В нижних лапах жука - символы веч­ности: букеты лотосов и цветков папируса, считавшихся символами возрождения. Передними лапами он поддержи­вает солнечную ладью, в центре которой - священный глаз Хора, уджат, который, согласно мифологии, Хор повредил в битве с богом зла Сетхом и который впоследствии был восстановлен богом Тотом. Здоровый глаз уджат был симво­лом воскрешения и очень часто изображался на различных типах памятников. Над священным глазом показаны сол­нечный диск и полумесяц, внутри диска - фараон, окруженный богами Тотом и Ра-Хорахте, благословляющими его. Около обоих концов ладьи - кобры-защитницы с солнечным диском на головах. Обрамляют композицию две кобры, показанные в профиль, их хвосты плавно переходят в крылья сокола. Ниже - тонко выполненный декор из кружков золотых ободков с вставленными в них камнями. Завершает композицию изящная кайма из цветов лотоса и папиру­са, между которыми симметрично располагаются маленькие круглые плоскости синего цвета с золотыми вставками.

КОВЧЕГ ДЛЯ КАНОП. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, позолота. Высота 198 см, длина 153 см, ширина 122 см.. Каирский музей

Ковчег был найден в сокровищнице, в нем находились четыре миниатюрных саркофага, в которые были поме­щены внутренности фараона. Ковчег закреплен на полозьях. Сверху имеет форму балдахина, который покоится на четырех столбах. На них - титулы и имена фараона. Балдахин имеет бордюр, украшенный уреями с солнечными дисками на головах. Такой же бордюр - на крышке ковчега. Четыре богини охраняют этот ковчег: богиня-скорпион Селкет (изображена со скорпионом на голове), богиня Исида, супруга Осириса, Нефтида, ее сестра, и Нейт, богиня-воительница, особо почитавшаяся в Западной Дельте. Все они обращены к рельефу на ковчеге, который ассоциируется с четырьми детьми Хора по имени Амсет, Хапи, Дуамутеф, Кебексенуф, призванными оберегать внутренние органы. Соответственно, Исида охраняет печень, Нефтида - легкие, Нейт - желудок, Селкет - кишки.

История открытия сокровищ Тутанхомона

Сокровищница гробницы Тутанхамона в том виде, в каком она предстала впервые гла­зам ее первооткрывателя — английского ар­хеолога Г. Картера. На постаменте, установ­ленном на салазках, охраняя вход, лежит черный шакал — олицетворение бога Анубиса, покровителя бальзамирования. Он за­вернут в пелены, глаза его инкрустированы, а уши позолочены. За ним видна голова коровы — Мехурет. Все это символы загробного мира. Сзади — позолоченный деревянный ковчег, в котором в алебастровом ящике хранились в специальных сосудах-канопах и в маленьких золотых саркофагах внутренние органы фараона, извлеченные при бальзамировании. Слева — сундуки с вещами и модели судов.

 

Творчество Ботичелли.

 

Сандро Боттичелли, (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя - Алессандро ди Мариано Филипепи Alessandro di Mariano Filipepi; 1445 г. — 17 мая 1510 г.) — итальянский живописец тосканской школы.. Представитель Раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темы («Весна», около 1477-1478; «Рождение Венеры», около 1483-1484) отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 1490-х годов искусство Боттичелли становится напряженно-драматическим («Клевета», после 1495). Рисунки к «Божественной комедии» Данте, острохарактерные изящные портреты («Джулиано Медичи»).  
Алессандро ди Мариано Филипепи родился в 1445 году во Флоренции, в семье кожевника Мариано ди Ванни Филипепи и его жены Смеральды. После смерти отца главой семьи стал старший брат, зажиточный биржевой делец, прозванный Боттичелли («Бочонок»), то ли из-за округлой фигуры, то ли из-за невоздержанности к вину. Это прозвище распространилось и на других братьев. (Джованни, Антонио и Симоне) Братья Филипепи получили начальное образование в доминиканском монастыре Санта Мария Новелла, для которого Боттичели, позже, выполнял работы. Сначала, будущего художника, вместе со средним братом Антонио, отдали учиться ювелирному мастерству. Искусство ювелира, профессия уважаемая в середине 15-го столетия, многому научила его. Четкость контурных линий и умелое применение золота, приобретенное им в бытность ювелиром, навсегда останутся в творчестве художника. Антонио стал хоршим ювелиром, а Алессандро окончив курс обучения, увлекся живописью и решил посвятить себя ей. Семья Филипепи пользовалась уважением в городе, что, позже, обеспечилo его внушительными связями. По соседству жила семья Веспуччи. Один из них, Америго Веспуччи (1454-1512), известный торговец и исследователь, именем которого названа Америка. В 1461-62г по совету Джорджа Антонио Веспуччи, он был послан в мастерскую прославленного художника Филиппо Липпи, в Прато, город в 20км от Флоренции. В 1467-68г, после смерти Липпи, Боттичелли возвращается во Флоренцию, многому научившись у учителя. Во Флоренции молодой художник, учась у Андрео де Верроккио, где в это же время учится Леонардо да Винчи, становится известным. К этому периоду относятся первые самостоятельные работы художника, с 1469 года работавшего в доме отца. В 1469 году Сандро был представлен Джорджем Антонио Веспуччи влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини. С этой встречи в судьбе художника происходят крутые перемены. В 1470 году он получает, при поддержке Содерини, первый официальный заказ; Содерини же сводит Боттичелли со своими племянниками Лоренцо и Джулиано Медичи. С этого времени его творчество, а это период расцвета, связано с именём Медичи. В 1472-75гг. он пишет две маленькие работы, изображающие историю Юдифи, видимо предназначавшиеся для дверок шкафа. Через три года после "Силы духа" Боттичелли создаёт св. Себастьяна, который был очень торжественно установлен в церкви Санта Марии Маджиори(Маggiori), во Флоренции, Появляются прекрасные мадонны, излучающие просветленную кротость Но самую большую известность он получил, когда, примерно в 1475г, исполнил "Поклонение волхвов" для монастыря Санта Марии Новелла, где в окружении Марии изобразил членов семейства Медичи. Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Он состоялся на площади Санта-Корче, его главным героем должен был стать младший брат Лоренцо Великолепного, Джулиано. Его «прекрасной дамой» была Симонетта Веспуччи, в которую был безнадежно влюблен Джулиано и, видимо, не он один. Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады на штандарте Джулиано. После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи и свое место в официальной жизни города. Его пос<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.74.47 (0.015 с.)