Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История первобытного человека.↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История первобытного человека. В истории человечества есть два периода — первобытный и период существования сложно организованных классовых обществ. Первый из них длился много сотен тысяч лет, второй — совсем недолго. В первобытное время человек стал человеком в полном смысле слова, возникла его культура. Коллективы людей были относительно небольшими и просто организованными, с примитивным бытом, поэтому они и называются первичными — первобытными.. 1.1. Первобытный человек. В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Сейчас их обнаружено множество. Самые древние найдены в Африке, поэтому считают, что именно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. 3,5—1,8 млн. лет назад по степям Африки уже бродили существа, которых назвали австралопитеками — южными обезьянами. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передвигаться в выпрямленном положении и держать в руках палку или камень. Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн. лет назад. Это были камни с острыми краями и отщепы от них. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру с убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. Тот, кто изготовил их, получил наименование "человек умелый" (homohabilis). Сейчас его считают первым представителем человеческого рода. «Человек умелый» передвигался на ногах, а кисти его рук были приспособлены для того, чтобы не только держать палку или камень, но и изготавливать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они подавали друг другу сигналы криками, жестами, гримасами. Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились. Их группы были небольшими и состояли из нескольких самцов, самок с детёнышами и подростков. Около 1 млн. лет назад появился новый вид — «человек выпрямленный» (homo erectus), питекантроп,т.е. обезьяночеловек. Это существо всё ещё напоминало своих предков — животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. «Человек выпрямленный» научился делать различные орудия из камня — крупные рубила правильной формы, скребки, резцы (См. приложение 1,2). Такими орудиями можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши. Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, степях Африки. Во время существования «человека выпрямленного» начался ледниковый период. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, между разделёнными прежде водой участками суши возникли сухопутные «мосты», по которым люди смогли проникнуть, например, на остров Ява, где были найдены первые кости питекантропа. Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в местах, где обитали большие стада животных. Питекантропы иногда жили и в пещерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода. Первобытные люди начали пользоваться огнём, который согревал их, защищал от зверей и помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой. 1.2. Неандертальцы. Воздействие природного окружения и усложнение деятельности людей привели к появлению около 250 тысяч лет назад древней разновидности «человека разумного» — неандертальца. Неандертальцы стали заселять прежде безлюдные области юга Европы, Азии, Африки. Они забирались в пещеры, куда уходили на зимнюю спячку огромные пещерные медведи. Высота этих зверей достигала 2,5 м, длина —3 м, и таких крупных животных убивали люди, вооружённые копьями, камнями, дубинами. Огромные скопления костей медведей найдены в пещерах Германии, Швейцарии, Австрии и других стран. Неандертальцы усовершенствовали орудия, изобретённые питекантропами. Их форма стала более правильной и разнообразной. Неандертальцы носили одежду из шкур и умели строить простые жилища, а около 60 тысяч лет назад научились добывать огонь. Ускоряются темпы развития. Неандертальцы были первыми людьми, о которых можно сказать, что они совершали какие-то обряды. В пещерах находят специально собранные и даже расставленные в определённом порядке черепа медведей. Около них, видимо, происходили какие-то обряды. Примечательно, что особым образом относились и к черепам людей: обнаружены отдельные захоронения черепов в специальных ямах. 1.3. «Человек разумный». Как полагают многие исследователи, между homo sapiens и неандертальцами отсутствуют биологические и культурные барьеры. Появление человека современного типа совпадает с началом последнего периода древнего каменного века — около 35 тысяч лет назад. В эту эпоху, продолжавшуюся недолго по сравнению с предыдущими — всего 23—25 тысяч лет, люди заселили все континенты, кроме, разумеется, Антарктиды. По возникшим благодаря оледенению «мостам» они проникли в Австралию. Это случилось, как полагают, около 20 тысяч лет назад. Вероятно, 40—10 тысяч лет назад была заселена Америка: один из путей проникновения туда людей — дно Берингова пролива, которое было сушей. В ту пору очень высокого уровня развития достигла техника изготовления каменных орудий. Стали широко применять костяные орудия — шилья, иглы. В эту эпоху в некоторых местах появился лук. Всего сейчас известно около 150 типов каменных и 20 типов костяных орудий позднего древнекаменного века. Это была пора последнего оледененияЛюди жили теперь не только в пещерах или гротах, но и на стоянках, в прочных жилищах. Материалом для построек, вероятно, часто служили дерево и шкуры, но до нас дошли развалины полуземлянок из костей мамонтов. 2.3. Развитие первобытного коллективизма. Выделение человека из животного мира стало возможным только благодаря труду, который сам по себе представлял коллективную форму воздействия человека на природу. Переход даже к простейшим трудовым операциям мог произойти только в коллективе, в условиях общественных форм поведения. Это обстоятельство позволяет утверждать, что уже на самых ранних этапах антропогенеза и истории первобытного общества имело место регулирование в добывании и распределении пищи, в половой жизни. Этот процесс усиливался действием естественного отбора, который способствовал сохранению именно тех коллективов, в которых сильнее были выражены социальная связь и взаимопомощь и которые противостояли врагам и стихийным бедствиям как монолитные объединения. Особенно большой прогресс приходится на заключительный этап существования праобщины — мустьерское время. Именно к этому времени относятся первые яркие свидетельства заботы о членах коллектива — неандертальские погребения. Музыка, танец пантомима. Кроме основных видов изобразительного искусства и архитектуры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, музыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь однообразной и безрадостной, как это может показаться современному человеку. По всей вероятности, самой ранней формой театрального искусства былапантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий цикл (от сева до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии (от свадьбы до посылки чужому племени символов, означающих объявление войны или заключение мира). В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облегчавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоровых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивающим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рождающий простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лишний раз подтверждает синкретический характер первобытного искусства. Другой, не менее важной причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирующих голоса природы (грома, падающих камней, льющейся воды, криков птиц и рева умирающего раненого зверя), он может добиться успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктивный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки. Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторение различных интонаций с определенным интервалом. Это и была одна из первичных форм музыки. Таким образом, главным условием рождения музыки как вида искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкальных образов. Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не только голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или орудиям труда, первобытный человек на самом деле использовал простейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей мамонта, обнаруженный во время раскопок у села Мезин в Черниговской области на Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и на местах палеолитических поселений во Франции, в Чехии, Венгрии. А что представляли собой первые танцы древности? Как они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом! Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, свои собственные ощущения, настроение и душевное состояние. Появлению танца способствовали ритмические движения, повторяющиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Первоначально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачки, имитация повадок животного, притопывание ногами, выразительные жесты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успешное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. У австралийских племен — танцы «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебедушек», «оленя». Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окружении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы заставляла первобытного человека поклоняться многочисленным духам, которых необходимо было задабривать. Различали также погребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в изящном наклоне, передающем характер движения. Среди основных видов древнего театрального искусства можно назвать охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски. Архитектура Месопотамии. Люди, населявшие долину Тигра и Евфрата, строили храмы со ступенчатыми башнями, или зиккуратами. Погребальные сооружения играли в их архитектуре гораздо меньшую роль, поскольку обитатели Месопотамии не связывали достижение бессмертия с сохранностью тела усопшего. В Двуречье было много глины, а камень и дерево приходилось доставлять издалека, поэтому здания возводили в основном из кирпича. Зиккураты имели пирамидальную форму; их строили из высушенного на солнце кирпича; своим обликом они походили на библейскую Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта храмового комплекса, был точно ориентирован по сторонам света, однако, в отличие от египетской пирамиды, в нем не было внутренних помещений. На вершину зиккурата, через его семь ступеней вели рампы; там располагалось святилище божества. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, и чем выше ьыла ступень, тем ярче был цвет. Дворцы. Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских владык, имели сложную внутреннюю структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде был возведен на укрепленном основании и наряду с городскими стенами служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой высоты была пронизана каналами со сводчатыми перекрытиями: по ним сточные воды выводились за пределы города. Сам дворец был одноэтажный, с множеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В одной его части располагались царские апартаменты, в другой – помещения для женщин; во дворце размещались также службы и храм правителя. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты простыми цилиндрическими сводами, размах которых был невелик из-за малой прочности использовавшегося в строительстве кирпича. Более крупные помещения, служившие парадными апартаментами, в плане близки к квадрату и, вероятно, имели балочное перекрытие. Стены были украшены каменными барельефами, изображавшими монарха в битвах и на охоте. Камень, доставлявшийся издалека, использовали только для украшения. Многоцветные ткани служили завершающим аккордом в убранстве интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими головами охраняли вход во дворец, а облицовка из цветных глазурованных кирпичей сверкала под солнцем. Жители Вавилона использовали именно этот материал для украшения Ворот Иштар: на ярко-синем фоне представлены барельефные изображения фантастических животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами и некоторыми другими элементами культуры Месопотамии. И все же в целом ассирийский дворец поражал более своими размерами и пышностью интерьеров, чем качеством архитектурной формы.
Сокровища Тутанхамона.
После смерти фараона-реформатора престол переходит к Тутанхамону – мужу его третьей дочери, бывшему еще ребенком. При нем восстанавливается культ Амона, первоначальная форма его имени – Тутанхатон («Образ живой Атона») – заменяется на имя Тутанхамон. Время его правления не примечательно никакими крупными событиями, но зато обнаруженная в 1922 году археологом Картером гробница Тутанхамона обессмертила его имя. Этот юный царь не совершил ничего выдающегося, но открытие его гробницы, сделанное сравнительно недавно, в 20-х годах нашего века археологом Говардом Картером, было большим событием в египтологии. Как пишет Картер, «единственным примечательным событием его [Тутанхамона] жизни было то, что он умер и был похоронен». Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона - падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет. В середине III тысячелетия до н. э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым». Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сил; древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства. Под экспозицию предметов из гробницы Тутанхамона в Каирском музее отведено тринадцать залов. Стены усыпальницы были из золота; в нескольких золотых гробах, вставленных один в другой, каждый со скульптурной маской фараона, покоилась мумия, сплошь усыпанная драгоценностями и амулетами. Эти саркофаги и украшения уже сами по себе представляют высокую художественную ценность Золотая маска мумии Тутанхамона (лицевая сторона). Около 1325 года до н. э. Золото, полудрагоценные камни. Высота 54 см.. Каирский музей Поражает обилие золота, одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Портретная маска Тутанхамона — одно из самых прекрасных произведений ювелирного искусства Древнего Египта — была надета на мумию фараона. Она сделана из массивного кованого золота и инкрустирована цветной стеклянной пастой и драгоценными камнями. На лбу укреплены символы богинь — хранительниц власти царя — Уаджит и Нехбет — змея и коршун. В гробнице Тутанхамона сохранились чудесные образцы амарнского стиля. Это одна из очень немногих царских гробниц, случайно уцелевших от грабежей. Ослепительные драгоценности, ее наполнявшие, дают выразительное представление о легендарных богатствах фараонов. ЧАША В ФОРМЕ ЦВЕТКА ЛОТОСА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.). Алебастр. Высота 18,3 см.. Каирский музей Тончайшая работа по алебастру, достаточно хрупкому материалу, отличает это уникальное произведение искусства, найденное у входа в гробницу Тутанхамона. Чаша использовалась для возлияний. Ее форма подобна распустившемуся цветку лотоса, ручки сделаны в виде композиции цветка и бутонов, на них размещаются фигурки символа вечности «хех» со знаками жизни и длинными пальмовыми ветвями, на нижнем конце которых, на знаке вечности «шен», сидит лягушка. В центре чаши - титулы фараона, говорящие о его идентичности богу Хору, Двум владычицам - богиням Змее и Коршуну (Уаджет и Нехбет), и имена - тронное и собственное. По верхнему краю - надпись с полной титулатурой Тутанхамона и пожеланиями благополучия в ином мире: «Да будет твое Ка жить вечно, да проведешь ты, любимый Фивами, миллионы лет с лицом, обращенным к северному ветру, с глазами твоими - источником благости». В гробнице было обнаружено много рельефов и скульптур. Здесь грациозные статуэтки богинь-охранительниц, превратившихся из суровых зооморфных божеств в каких-то добрых фей. Здесь портрет новобрачных — юного фараона и его такой же юной жены, гуляющих в цветущем саду, — настолько интимный и лирически-нежный, насколько это вообще было возможно в таком искусстве, как египетское. ФРАГМЕНТ ДЕКОРА СУНДУЧКА ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.). Дерево, цветная инкрустация из слоновой кости, эбеновое дерево, бронза Высота 48,5 см, длина 72 см, ширина 53 см.. Каирский музей Этот сундучок к моменту находки оказался ограбленным. Тем не менее, удивительно тонкий декор его оформления привлекает внимание главным образом за счет великолепной инкрустации большими пластинами слоновой кости и использования эбенового дерева, которое очень ценилось в Египте. Сцена покоряет своей лиричностью. Обрамленная геометрическим орнаментом, она изображает двух супругов - очаровательную Анхсенамон, жену фараона, и самого Тутанхамона. Молодая, грациозная и красивая Анхсенамон как бы появляется на фоне растительных мотивов композиций лотоса, она протягивает супругу букеты, составленные из плодов мандрагоры, папируса и лотосов. Тутанхамон с женой в саду. Рельеф на крышке ларца. Фрагмент Середина 14 в. до н. э. Анхсенамон одета в белую плиссированную одежду из тончайшего египетского полотна, на шее - большое ожерелье, ее головной убор состоит из подставки, укрепленной на темени, и двух змей-уреев, возвышающихся над ней. Тутанхамон в одеянии, характерном для правителя, - юбке с широким полосатым поясом, широкими ожерельями плечах, браслетами на руках и змеей-уреем на лбу. Он опирается на посох. Как показали последние исследования Тутанхамон страдал болезнью ног, что заставляло его всегда передвигаться с посохом. СТАТУЯ ДВОЙНИКА ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н.э.). Дерево, черная смола, позолота, бронза. Высота 192 см, длина 98 см, ширина 53,3 см.. Каирский музей Эта статуя - одна из двух скульптурных изображений Тутанхамона, помещенных друг против друга и охранявших вход в усыпальницу. Статуя на подставке показывает фараона в натуральную величину в царском облачении со скипетром, имеющим опору в виде цветка папируса, булавой в руках, браслетами на запястье и предплечье. Золоченная обводка глаз резко выделяется на темном лице, подчеркивая божественность фигуры, так как золото считалось плотью бога. На голове - подогнутый платок хат, известный как один из головных уборов царя. На трапециевидной части юбки имеется надпись, содержащая имена и титулы фараона. Эта статуя выполняет роль двойника фараона, который наряду с другими субстанциями - душой Ба, именем и тенью - считался составляющим человека на земле и в потустороннем мире. Цвет кожи фараона уподоблен цвету бога Осириса, как и на статуе Монтухотепа. ГОЛОВА ТУТАНХАМОНА НА ЦВЕТКЕ ЛОТОСА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, роспись. Высота 30 см.. Каирский музей На этом скульптурном изображении голова Тутанхамона показана на цветке лотоса, помещенном на основание. Оно голубое, олицетворяет среду, где растут цветы. В Египте было известно два вида лотосов - белые и голубые. Форма его бутонов и цветков была частым декором архитектурных композиций, лотос нередко являлся подношением для умерших. Почитание лотоса связано с его природными свойствами - на закате цветок закрывает свои лепестки и скрывается под водой, а на рассвете раскрывается вновь вместе с лучами восходящего солнца. Вследствие этого лотос ассоциировался с возрождением и солнечным богом, появляющимся на небосклоне после своего ночного путешествия. Способность цветка к возрождению отражена в заклинании, представленном в одной из глав Книги мертвых, знание которого позволяло умершему превратиться в лотос и легче путешествовать по загробному миру. С лотосом изображались и боги, так, в частности, Хор-дитя, по одной из версий, появился на цветке лотоса, божеством лотоса считался Нефертум, корона которого состояла из его пучков. Появление такого предмета в гробнице Тутанхамона глубоко символично и отражает главную цель строительства погребального сооружения и снабжения умершего вещами, которые окружали его при жизни, - возможность воскрешения. ПАРАДНЫЙ ТРОН ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.). Дерево, золото, серебро, стекловидная паста, полудрагоценные камни Высота 102 см, длина 54 см, ширина 60 см.. Каирский музей Великолепное с точки зрения художественного оформления изделие считается одним из самых красивых предметов, найденных в Египте. Деревянная основа полностью покрыта листовым золотом. Инкрустировано цветным стеклом, поливным фаянсом и драгоценными камнями. Ножки трона имеют форму львиных лап, что восходит к древней традиции ассоциации фараона с царем зверей - львом. Подлокотники сделаны в форме крылатых змей-защитниц в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта. Они простирают свои крылья, защищая картуши фараона, вырезанные на боковинах трона. Ножкам придана форма львиных лап. Тутанхамон с женой. Спинка золотого трона На спинке парадного трона изображены Тутанхамон и Анхесенпаамон, нежно втирающей в его плечо благовонные масла из флакона, держа его в левой руке. Это - удивительно лиричная сцена, полная любви и нежности. На правителе - широкое ожерелье и корона, на Анхесенамон - корона из двух перьев с солнечным диском, которую носила богиня Хатхор. Хорошо прослеживается наследие амарнского искусства - над супружеской парой виден солнечный диск, его лучи оканчиваются человеческими ладонями. Бог Атон ниспосылает на них свои лучи. Необычайная сердечность, наполненность редкой для египетского искусства непосредственностью человеческих чувств придает главному изображению прелесть и очарование интимной сцены, а не официально-ритуального действия. Непринужденно опирается Тутанхамон на спинку кресла, беседуя с женой. Тоненькая, грациозная Анхесенпаатон легонько, словно ласкаясь, касается его плеча. В них словно сконцентрирована вся сияющая красота и пьянящий восторг жизни. Они сами — абсолютное воплощение красоты, юности, чистой любви — всего того, что испокон веков пленяет человечество. По всей вероятности, трон был изготовлен в первые годы царствования Тутанхамона. КРЕСЛО ИЗ КЕДРОВОГО ДЕРЕВА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, золото, бронза, слоновая кость. Высота 96 см, ширина 47,9 см.. Каирский музей Резное кресло из великолепного кедрового дерева украшено чеканным золотом, покрывающим солнечный диск, угловые скрепы и шляпки гвоздей. Ножки вырезаны в виде львиных лап, когти которых сделаны из слоновой кости, подставки под ними обшиты листовым золотом и бронзой. Над изображением на спинке кресла парит крылатый солнечный диск, увитый уреями - символ Хора Эдфу. Он сделан из чеканного золота. Само изображение выполнено ажурной резьбой. В центре - фигура вечности - «хех», сидящая на иероглифе золота. В его руках - эмблема миллионов лет в виде большой пальмовой ветви, на нижнем конце которой - лягушка, сидящая на знаке вечности. На правой руке бога висит большой знак жизни - «анх». По обеим сторонам на кобрах сидят соколы в двойной короне, символы бога Хора, под ними - имена фараона. ЛАРЕЦ ТУТАНХАМОНА. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, роспись. Высота 44 см, длина 61см, ширина 43 см.. Каирский музей На каждой стороне ларца симметрично расположенные рисунки показывают триумф фараона и его победу над врагами Египта. По представлениям египтян, мир был населен силами праведности и силами зла. К числу последних относили чужеземцев (иноверцев), пустынные и иноземные территории, где господствовал хаос и не было египетских богов. Египетский фараон считался гарантом порядка и справедливости, для их поддержания он имел полное право беспощадно уничтожать врагов. На продольных сторонах ларца Тутанхамон показан стреляющим из лука, на колеснице, которую ведет вздыбленная лошадь в красивой упряжке. Позади колесницы - носители опахала и ряды египетской конницы и пехоты. Перед ней - хаотичная масса врагов, которые неизбежно окажутся под копытами коня фараона и его колесницей. Вверху -два коршуна, олицетворяющих богиню Нехбет, с распростертыми крыльями защищают фараона. На крышке ларца - сцены охоты в пустыне. Здесь фараон также показан стреляющим из лука в диких животных пустыни - львов, антилоп, гиен, анагров. Его эпитеты говорят о нем, как победителе, а животные в данном случае - аллегория врагов Египта. На торце ларца Тутанхамон в виде сфинкса повергает врагов севера и юга Египта. Между двумя сфинксами картуши с тронным и собственным именами Тутанхамона. Внутри ларца находились предметы, принадлежащие фараону, - три пары золотых сандалий, одежды, ожерелья, пояса, позолоченный подголовник. УШЕБТИ В НУБИЙСКОМ ПАРИКЕ. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н.э.) Дерево, золото, бронза. Высота 54 см.. Каирский музей Слово «ушебти» переводится с древнеегипетского языка как «ответчик». Деревянные, фаянсовые, золоченые ушебти клали в гробницы для того, чтобы они замещали покойного на работах в потустороннем мире. Они имели форму мумии со скрещенными на груди руками, были не лишены индивидуальных черт. Так, в частности, данная фигурка имеет парик, типичный для нубийской женщины, подобные носили представители царского семейства, о чем, в частности, говорят символы кобры-урея и грифа надо лбом женщины. Массивное ожерелье и широкий браслет украшают фигуру, грудь не видна, так как закрыта скрещенными руками. В четырех колонках текста на теле ушебти начертаны изречения 6-й главы Книги мертвых, в которой говорится о том, что если его обладатель будет призван выполнять работы, то ушебти должен сделать это за него - возделывать поля, перевозить песок, обустраивать берега водных пространств. НАГРУДНОЕ УКРАШЕНИЕ С КРЫЛАТЫМ СКАРАБЕЕМ. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Золото, серебро, лазурит, сердолик, кальцит, обсидиан, бирюза. Высота 14,9 см, ширина 14,5 см. Каирский музей В центре композиции - священный жук-скарабей, показанный с крыльями сокола, тело которого выполнено из полупрозрачного халцедона, придающего насекомому мистический оттенок. В нижних лапах жука - символы вечности: букеты лотосов и цветков папируса, считавшихся символами возрождения. Передними лапами он поддерживает солнечную ладью, в центре которой - священный глаз Хора, уджат, который, согласно мифологии, Хор повредил в битве с богом зла Сетхом и который впоследствии был восстановлен богом Тотом. Здоровый глаз уджат был символом воскрешения и очень часто изображался на различных типах памятников. Над священным глазом показаны солнечный диск и полумесяц, внутри диска - фараон, окруженный богами Тотом и Ра-Хорахте, благословляющими его. Около обоих концов ладьи - кобры-защитницы с солнечным диском на головах. Обрамляют композицию две кобры, показанные в профиль, их хвосты плавно переходят в крылья сокола. Ниже - тонко выполненный декор из кружков золотых ободков с вставленными в них камнями. Завершает композицию изящная кайма из цветов лотоса и папируса, между которыми симметрично располагаются маленькие круглые плоскости синего цвета с золотыми вставками. КОВЧЕГ ДЛЯ КАНОП. Долина царей, гробница Тутанхамона. XVIII династия (1333-1323 до н. э.) Дерево, штукатурка, позолота. Высота 198 см, длина 153 см, ширина 122 см.. Каирский музей Ковчег был найден в сокровищнице, в нем находились четыре миниатюрных саркофага, в которые были помещены внутренности фараона. Ковчег закреплен на полозьях. Сверху имеет форму балдахина, который покоится на четырех столбах. На них - титулы и имена фараона. Балдахин имеет бордюр, украшенный уреями с солнечными дисками на головах. Такой же бордюр - на крышке ковчега. Четыре богини охраняют этот ковчег: богиня-скорпион Селкет (изображена со скорпионом на голове), богиня Исида, супруга Осириса, Нефтида, ее сестра, и Нейт, богиня-воительница, особо почитавшаяся в Западной Дельте. Все они обращены к рельефу на ковчеге, который ассоциируется с четырьми детьми Хора по имени Амсет, Хапи, Дуамутеф, Кебексенуф, призванными оберегать внутренние органы. Соответственно, Исида охраняет печень, Нефтида - легкие, Нейт - желудок, Селкет - кишки. История открытия сокровищ Тутанхомона Сокровищница гробницы Тутанхамона в том виде, в каком она предстала впервые глазам ее первооткрывателя — английского археолога Г. Картера. На постаменте, установленном на салазках, охраняя вход, лежит черный шакал — олицетворение бога Анубиса, покровителя бальзамирования. Он завернут в пелены, глаза его инкрустированы, а уши позолочены. За ним видна голова коровы — Мехурет. Все это символы загробного мира. Сзади — позолоченный деревянный ковчег, в котором в алебастровом ящике хранились в специальных сосудах-канопах и в маленьких золотых саркофагах внутренние органы фараона, извлеченные при бальзамировании. Слева — сундуки с вещами и модели судов.
Творчество Ботичелли.
|