ТОП 10:

Древнейшие сооружения человечества.



 
Большая пирамида - пирамида Хеопса- в древности достигала 146 м, в настоящее время верхняя часть пирамиды разрушена и нынешняя ее высота составляет 137 метров. На строительство пирамиды Хеопса ушло 2,3 миллиона каменных блоков средним весом 2,5 тонны каждый. Во времена Хеопса грани пирамиды были облицованы отполированными плитами из мелкозернистого песчаника, которые затем были использованы на строительство дворцов мамлюкских султанов и сооружение домов в Каире. Об объеме использованного при строительстве пирамиды материала можно судить по такому факту: согласно подсчетам английских ученых, на строительство всех христианских церквей в Англии ушло меньше материала, чем на одну пирамиду Хеопса. Вход в пирамиду Хеопса первоначально находился с северной стороны, на уровне 13-го ряда гранитных плит. Сейчас он закрыт. Проникнуть внутрь пирамиды можно по лазу, оставленному древними грабителями. Узкий коридор ведет сначала почти горизонтально поверхности внутрь пирамиды, затем постепенно поднимается все выше и выше. По нему попадаешь в камеру супруги фараона, которая находится в середине пирамиды, приблизительно в 120 метрах от ее вершины. Вернувшись немного назад и поднявшись по узкой деревянной лестнице в гранитную галерею, уходящую под углом 30 градусов, оказываешься в погребальной камере, где и находится саркофаг Хеопса. Людям, подверженным клаустрофобии, не рекомендуется находиться внутри пирамиды длительное время.

Висячие сады Вавилона: история и легенда

Современная история садов Семирамиды связана с именем археолога из Германии Роберта Кольдевея. Занимаясь раскопками древнего Вавилона с 1899 года, в один из дней он натыкается на странное не типичное для данной местности сооружение. Так, например, своды имели другую форму, выложены камнем, вместо обычного кирпича, присутствовали подземные сооружения, а главное, была найдена интересная система водоснабжения из трех шахт.

Очевидно, что постройка такого типа использовалась для каких-то особенных целей. Кольдевею оставалось это выяснить. Он смог понять, что все сооружение представляло собой некий водоподъемник для беспрерывной подачи воды наверх. Помощь ему сыграли упоминания писателей античности, в которых говорилось, что камень в Вавилоне использовался всего лишь в двух местах. Одно из них, у северной стены Каср, археологу удалось обнаружить ранее. Другое же место было полулегендарным, речь шла о находке одного из 7 чудес света садов Семирамиды.

Основные упоминания древности о садах Семирамиды связаны с именем грека Ктесия. Но в силу замеченных за ним использованиям преувеличений и фантазий, почти все наши сведения об этом чуде света являются спорными и недостоверными.

В античности образ Семирамиды всплывает довольно часто. Согласно многих легендам Семирамида была храбрым воителем и строителем с отличным архитектурным вкусом. По одному из преданий она была дочерью русалки Атаргатис, являющейся лунной богиней, и обычного человека. По другим рассказам Семирамиду с рождения оставили родители, и ее воспитанием занимались голуби.

На самом деле под именем Семирамиды у греков понималась ассирийская царица Шаммурамат, жившая примерно в 800 году до нашей эры. После смерти мужа Шамши-Адада V, ей пришлось взять власть полностью в свои руки, до достижения совершеннолетия своего сына. Но и после его вступления на царский трон, за Шаммурамат сохранился титул царицы. И не случайно, так при ней было укреплено государство, расширены границы путем завоевания Мидии.

Отдельно стоит упомянуть про легендарные стены Вавилона, первоначально отнесенные также к списку чудес света. Если верить описаниям, то их ширина позволяла свободно разъехаться двум колесницам. В двух рядах стен каждые 50 метров устанавливались сторожевые башни. Всего на внутренней стене их было 360, а на внешней 250.

Но с возведением Александрийского маяка стены города с садами Семирамиды покинули знаменитый список, а вот сами сады с гордостью дошли с ним и до наших времен. Конечно, можно долго оспаривать место садов в этом перечне, но то, что это было одно из лучших инженерных сооружений древности не вызывает сомнения.

Тадж-Махал
 
Про Тадж-Махал говорят - это олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют "памятником неизмеримой красоты", "поэмой или мечтой, воплощенной в мрамор", "жемчужиной Индии". Взгляните на фото и Вы поймете - любых эпитетов мало для того чтобы в полной мере отобразить великолепие и стать этого величественного сооружения. Феноменальность Тадж-Махала не только в захватывающем дух антураже и запоминающемся силуэте, но и в посыле, который несет этот шедевр людям... История строительства Тадж Махала - история любви, история страсти, история разлуки, история созидания. Величественный мавзолей-мечеть был возведен в XVII ( 1631-1653 гг.) веке по указанию императора Великих Моголов ( мусульманских правителей Индии), Шаха Джахана в память о его жене Мумтаз Махал. Название усыпальницы означает в переводе "Дворец Короны". Колоссальное сооружение ныне располагается в Агре (Индия) на берегу реки Ямуна и занимает площадь в 42 акра. В 2007 году Тадж-Махал занял достойное место в списке Новых Семи Чудес Света. Прежде чем описывать красоты усыпальницы, рассуждать о параметрах здания и говорить об инженерных и архитектурных особенностях Тадж Махала, следует ввести читателя в курс дела, поведав увлекательный сказ о Шахе Джахане и его возлюбленной. Легенда гласит, что в возрасте 15 лет, князь, который вскоре станет "королем мира" впервые увидел 14-летнюю Арджуманад Бану Бегам ( будущую Мумтаз Махал) на восточном базаре, развернувшемся недалеко от Королевского дворца. Кто-то считает, что красавица была бедной девушкой, но на самом деле "луналикая дева" имела знатное происхождение, являясь дочерью главного министра королевства. Ожидание свадьбы заняло долгие пять лет, церемония откладывалась по ряду причин. Во-первых, принцу Хурраму (настоящее имя Шаха Джахана) предназначалась в жены персидская принцесса, ну, а во-вторых, бракосочетания при дворе принято было совершать согласно астрологическому прогнозу, а благоприятная дата наступала лишь в 1612 году. Поскольку ислам разрешал многоженство, то препятствий к браку между Арджуманад и Хуррамам не было, оставалось лишь ждать. В течение целых пяти лет влюбленные не могли видеть друг друга, но юношеское чувство лишь крепло, в итоге свадьба состоялась. На бракосочетании отец жениха, император Джаханджир "переименовал" свою невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов, представительницы королевской семьи получали новое имя после своего замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось в последствие публично. Так "родилась" Мумтаз Махал (значение имени: "Украшение Дворца"). К слову, в 1612 году Хуррам еще не взошел на престол, коронация случится гораздо позже, в 1628 году. Вообще-то принц имел мало шансов перенять бразды правления у своего отца, потому что не был старшим среди многочисленных отпрысков правителя Моголов Джаханжира. Однако император всегда выделял Хурамма среди других детей и даже нарек его Шахом Джаханом, что в переводе означало "Властитель Мира". Принц Хуррам пользовался заслуженной любовью при дворе, ведь он был не только образован и хорошо разбирался в искусстве, но и немало поспособствовал укреплению империи, одерживая многочисленные победы в военных кампаниях.

Музыка, танец пантомима.

Кроме основных видов изобразительного искусства и архитекту­ры, в недрах первобытной культуры оформились начала танца, му­зыки и театра. Жизнь первобытного человека не была столь одно­образной и безрадостной, как это может показаться современному человеку.

По всей вероятности, самой ранней формой театрального искус­ства былапантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты с метанием копья и стрельбой из лука, весь земледельческий цикл (от се­ва до сбора урожая), разнообразные обряды и церемонии (от свадьбы до посылки чужому племени символов, означающих объявление войны или заключение мира). В то же время в недрах пантомимы зародилось музыкальное искусство. Необходимым условием жизни наших далеких предков была слаженность коллективного труда, а поэтому в основе их совместных действий лежал ритм, облег­чавший трудовые процессы. Особенно ярко он проявлялся в хоро­вых танцах, где простейшим «инструментом», обеспечивающим ритмическую основу танца, становился человеческий голос, рож­дающий простейшую мелодию. Такое сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, лиш­ний раз подтверждает синкретический характер первобытного ис­кусства.

Другой, не менее важной причиной возникновения музыкально­го творчества стало подражание звукам окружающей природы. Первобытный человек считал, что с помощью звуков, имитирую­щих голоса природы (грома, падающих камней, льющейся воды, криков птиц и рева умирающего раненого зверя), он может добить­ся успешной охоты или богатого урожая. Известно, что инстинктив­ный мелодический дар свойствен не только человеку: он прекрасно развит, например, у птиц. Но только человек стал сознательным творцом музыки.

Со временем к этому природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (естественные крики, возгласы, простейшие попевки), в которых уже можно было выделить мотивы с четко зафиксированным положением высоты звука. И наконец, появились напевы, в основе которых лежало многократное повторе­ние различных интонаций с определенным интервалом. Это и была одна из первичных форм музыки.

Таким образом, главным условием рождения музыки как ви­да искусства стал художественный дар человека, его способность, а главное, потребность мыслить и переживать с помощью музыкаль­ных образов.

Ритмическим сопровождением хорового танца мог быть не толь­ко голос. Ритмично постукивая по каким-либо предметам или ору­диям труда, первобытный человек на самом деле использовал про­стейшие музыкальные инструменты. Наглядным подтверждением этой теории происхождения и развития музыки в эпоху позднего палеолита служит древнейший музыкальный комплекс из костей ма­монта, обнаруженный во время раскопок у села Мезин в Чернигов­ской области на Украине. Трубчатые кости с боковыми отверстиями, по всей вероятности, служили для воспроизведения музыкальных ударно-шумовых или ритмических звуков. Простейшие флейты, свистки и свирели были найдены и на местах палеолитических посе­лений во Франции, в Чехии, Венгрии.

А что представляли собой первые танцы древности? Как они были еще далеки от того, что мы сегодня называем этим привычным словом! Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, свои собственные ощуще­ния, настроение и душевное состояние. Появлению танца способст­вовали ритмические движения, повторяющиеся во время охоты или других видов трудовой деятельности первобытного человека. Перво­начально они носили примитивный характер и больше напоминали простейшие гимнастические упражнения. Бешеные скачки, имита­ция повадок животного, притопывание ногами, выразительные жес­ты рук — все это предпосылки для возникновения танца. Охотники верили, что имитация повадок животных способна влиять на успеш­ное завершение охоты. До сих пор у некоторых народов сохранились такие подражательные танцы. У австралийских племен — танцы «бабочки», «лягушки» и «кенгуру»; у бразильских индейцев — «рыбьи» пляски и пляски «летучей мыши»; у североамериканских — «медведя» и «бизона», а на севере России — танцы «утушек», «лебе­душек», «оленя».

Существовали и воинственные танцы, связанные с магическими ритуалами, укреплявшими веру в победу над врагом. Жизнь в окру­жении непонятных, чудесных и грозных сил природы как бы за­ставляла первобытного человека поклоняться многочисленным ду­хам, которых необходимо было задабривать. Различали также по­гребальные танцы и танцы-заклинания. На стенах пещер в Испании сохранились древние схематичные росписи попарно танцующих женщин в колоколообразных юбках. Все пары (их четыре) даны в изящном наклоне, передающем характер движения.

Среди основных видов древнего театрального искусства можно назвать охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски.

Архитектура Месопотамии.

Люди, населявшие долину Тигра и Евфрата, строили храмы со ступенчатыми башнями, или зиккуратами. Погребальные сооружения играли в их архитектуре гораздо меньшую роль, поскольку обитатели Месопотамии не связывали достижение бессмертия с сохранностью тела усопшего. В Двуречье было много глины, а камень и дерево приходилось доставлять издалека, поэтому здания возводили в основном из кирпича.

Зиккураты имели пирамидальную форму; их строили из высушенного на солнце кирпича; своим обликом они походили на библейскую Вавилонскую башню. Зиккурат, доминанта храмового комплекса, был точно ориентирован по сторонам света, однако, в отличие от египетской пирамиды, в нем не было внутренних помещений. На вершину зиккурата, через его семь ступеней вели рампы; там располагалось святилище божества. Каждая ступень была окрашена в свой цвет, и чем выше ьыла ступень, тем ярче был цвет.

Дворцы. Царские резиденции, в особенности дворцы ассирийских владык, имели сложную внутреннюю структуру. Дворец Саргона II в Хорсабаде был возведен на укрепленном основании и наряду с городскими стенами служил бастионом. Цитадель двадцатиметровой высоты была пронизана каналами со сводчатыми перекрытиями: по ним сточные воды выводились за пределы города. Сам дворец был одноэтажный, с множеством помещений, сгруппированных вокруг внутренних дворов. В одной его части располагались царские апартаменты, в другой – помещения для женщин; во дворце размещались также службы и храм правителя. Большинство помещений представляли собой узкие, наподобие коридоров, комнаты, разделенные толстыми стенами. Возможно, они были перекрыты простыми цилиндрическими сводами, размах которых был невелик из-за малой прочности использовавшегося в строительстве кирпича. Более крупные помещения, служившие парадными апартаментами, в плане близки к квадрату и, вероятно, имели балочное перекрытие.

Стены были украшены каменными барельефами, изображавшими монарха в битвах и на охоте. Камень, доставлявшийся издалека, использовали только для украшения. Многоцветные ткани служили завершающим аккордом в убранстве интерьеров. Крылатые быки и львы с человечьими головами охраняли вход во дворец, а облицовка из цветных глазурованных кирпичей сверкала под солнцем. Жители Вавилона использовали именно этот материал для украшения Ворот Иштар: на ярко-синем фоне представлены барельефные изображения фантастических животных. В эпоху Ахеменидов персы заимствовали этот тип декора вместе с крылатыми чудовищами и некоторыми другими элементами культуры Месопотамии. И все же в целом ассирийский дворец поражал более своими размерами и пышностью интерьеров, чем качеством архитектурной формы.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.48.142 (0.166 с.)