ТОП 10:

Искусство Московского княжества.



Со второй половины 14 века все местные художественные центры начала постепенно затмевать быстро возвышавшаяся Москва. С течением времени она стала важнейшим экономическим и политическим центром Руси; уже в 14 веке ее владетели принимают титул великих князей. С переходом в Москву митрополита она сделалась и церковным центром.
Огромную роль в сплочении всего русского народа под знаменем Москвы сыграла Куликовская битва; она вселила в русских людей уверенность в своей мощи, помогла объединить все силы русского феодального общества для окончательного свержения татарского ига.
Повышение политического могущества Москвы в 14 столетии отразилось на ее архитектурном облике. Уже в 1367 г. Дмитрий Донской сменил деревянные стены Кремля на белокаменные; город стал с хорошо защищенной крепостью. В то время образовался и центр Кремля — Соборная площадь, в дальнейшем окруженная Успенским, Архангельским и Благовещенским соборами, Ивановской колокольней и княжеским деревянным дворцом. Тогда же наметилась и общая радиально-кольцевая планировка города, которая легла в основу его позднейшей застройки и дожила до наших дней. За пределами Кремля разросся большой посад, который образовал позднее Китай-город, обнесенный валом, а затем стеной; центром Москвы уже в то время стала Красная площадь, к которой сходились все дороги.
От первого этапа развития московского зодчества сохранилось очень мало памятников, и важнейшие из них находились не в черте города. Среди них — Спасский собор Андроникова монастыря (до 1427 г.), Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.). В этих сооружениях зодчие приняли за основу план Владимиро-Суздальского храма и некоторые элементы его архитектурного оформления, например перспективные порталы, но отказались от простого завершения и использовали характерные для Киево-Черниговского зодчества ступенчатые арки, которые с тех пор стали излюбленным декоративным мотивом русской архитектуры. Несомненно, вдохновлялись московские зодчие и своеобразием новгородских сооружений, скромностью их декоративного убранства, простотой внешнего облика.
Таким образом, московская школа зодчества уже на ранних этапах своего развития синтезировала искания местных архитектурных школ.
Нововведением в московском зодчестве была замена полукруглой закомары килевидной аркой, которая стала выполнять чисто декоративные функции. Лопатки превратились в пилястры и перестали непосредственно переходить в закомары; появились капители.
Не случайно большинство сохранившихся памятников раннемосковского зодчества являются монастырскими сооружениями. Монастыри в то время играли огромную роль в жизни страны, значительно, впрочем, отличную от их роли в Западной Европе, где монастыри, основанные орденами, подчиняясь лишь римскому папе, представляли часто государство в государстве. Русские монастыри, как правило, служили опорой князю, на территории которого они находились, а по мере возвышения Московского княжества — верными и энергичными пропагандистами его политических идей. Вот почему в Древней Руси монастыри, в которых воспитывались зодчие, иконописцы и процветали ремесла, всегда поддерживали художественную политику князей. Особое значение приобрел в 14 веке Троице-Сергиев монастырь, основатель которого Сергий Радонежский — один из ближайших сподвижников Дмитрия Донского — был вдохновителем последнего в его объединительной деятельности. Это наложило печать на всю жизнь монастыря и, конечно, на произведения искусства, которые там создавались. В Троице-Сергиеве трудился Андрей Рублев (ок. 1360—1430 гг.), на которого оказали влияние патриотические устремления Сергия.
В середине и второй половине 14 века в Москве работали многие греческие живописцы. В 1344 г. митрополит Феогност пригласил своих соотечественников-греков для росписи московского храма. Под 1345 г. летопись упоминает трех русских мастеров — Гоитана, Семена и Ивана в качестве греческих учеников. В 90-х гг. в Москве начал работать Феофан Грек. Все шире становилась известной в Москве и живопись Балкан, особенно Сербии.
Наряду с иконой «Преображение» (из Переславля-Залесского, Третьяковская галерея), которая говорит о решительном влиянии на московскую иконопись искусства Феофана Грека, можно встретить работы, близкие к византийской иконописи конца века и отличающиеся утонченностью и изяществом, например «Благовещение» (середина 14 в., Третьяковская галерея). Встречаются и иконы несомненно русские, с грубоватыми, но выразительными образами, с яркими, горячими красками.
Иконостас занимает особое место в истории древнерусского искусства. Он стал образцом для русских иконописцев не только потому, что его авторами были выдающиеся мастера, но и в силу того, что именно в нем принцип иконостаса получил, наконец, свое целостное выражение.
Идеи, лежавшие в основе иконостаса как художественного целого, раскрываются и в ряде композиций, прочно вошедших с 14—15 вв. в русскую живопись. К ним относятся упомянутый выше «Покров Богоматери», «О. тебе радуется» и другие, в которых отчетливо выступает идея милосердия.
Склонность к сложности, торжественности, пышности вообще характерна для московского прикладного искусства того времени. Примером может служить оклад евангелия боярина Федора Кошки (рубеж 14 и 15 вв., Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина). Литые изображения на синем эмалевом фоне, заключенные в киотцы, покрывают почти все поле и придают окладу роскошь, которая незнакома искусству более раннего времени.
Достаточно сравнения серебряного потира 12 века (Оружейная палата в Кремле) и яшмового потира работы московского мастера Ивана Фомина (1449 г., Загорский музей), чтобы это отличие выступило особенно отчетливо. Первый сосуд обладает удивительной простотой и подлинной монументальностью. Украшен он очень скупо, зато его тектоника выявлена с предельной силой и определенностью. Сама чаша покоится на массивной ножке, которая постепенно переходит в широкое дно, сообщающее потиру устойчивость и весомость. Произведение московского мастера 15 века гораздо более сложно и изящно: чаша из яшмы оправлена в ажурную скань; тонкая ножка имеет утолщение, а ниже — узорчатый поясок, от которого идут ребрышки, соответствующие фигурному вырезу днища. Все это делает форму сосуда легкой, но лишает его устойчивости.

 

23. Московский Кремль.

Московский Кремль расположен в самом центре столицы России и является историческим центром Москвы. Его мощные стены и башни, златоглавые храмы, древние терема и дворцы возвышаются на Боровицком холме над Москвой-рекой и образуют неповторимый по красоте и величию архитектурно-художественный ансамбль. Именно с появления Кремля начинается история Москвы как таковой. Являясь уникальным памятником архитектуры, он исторически считается символом не только столицы, но и всей России в целом.
Известно, что в Древней Руси слово « кремль » (также как и «детинец» и «кром») употреблялось для обозначения центральной укрепленной части города — крепости . Впервые в летописи московский Кремль упоминается в 1156 году как «крепость Москва». Тогда он был построен из дерева и занимал только юго-западную часть Боровицкого холма.
Центром Кремля стала Соборная площадь, самая древняя площадь в Москве. Она возникла в начале XIV века во время княжения Ивана Калиты.
В 1326-1327 годах на самой высокой точке Боровицкого холма (на территории Соборной площади) был построен Успенский собор — первый каменный собор Кремля. Затем, в 1366 — 1369 годах было решено сделать каменным и сам Кремль. По мере возвышения Москвы и укрепления Московского княжества, росло и значение новой, теперь уже каменной крепости.
При Иване III, который впервые стал именоваться великим князем «всея Руси», в Кремле развернулось активное каменное строительство. По его указу в Москву были приглашены не только русские мастера, но и зодчие из Италии. Одним из них был архитектор Аристотель Феораванти, по проекту которого в 1475 — 1479 годах был построен новый Успенский собор. Затем, уже при Василии I, итальянский архитектор Алевиз Новый представил проект собора Архангела Михаила (Архангельский Собор).
На западной стороне Соборной площади был возведен дворец Ивана III. Он включал в себя Набережную палату, Среднюю Золотую палату и Грановитую палату, единственную часть дворца, сохранившуюся и по сей день. Грановитая палата являлась парадным тронным залом Ивана III, где проходили различные церемонии и приемы иностранных послов.
В 1485-1495 годах опять же итальянскими мастерами были возведены новые, зубчатые стены и башни Кремля. А в 1505-1508 годах была построена, а затем надстроена в 1600 году, колокольня Ивана Великого. В XVII веке она была самым высоким сооружением Москвы (высота ее составляла 81 метр). Колокольня использовалась также как дозорная вышка, радиус обзора с которой был около 25 километров. С постройкой колокольни завершилось создание ансамбля Соборной площади. Окруженная плотно стоящими зданиями, эта площадь стала местом проведения важнейших церемоний и обрядов.
Официальной резиденцией российский царей Кремль стал в 1547 году, когда великий князь московский Иван IV Грозный принял титул царя. Коронация проходила в Успенском соборе, а торжества по случаю коронации проходили на Соборной площади.
В память о завоевании Иваном Грозным Казанского ханства в 1555-1561 годах был возведен собор покрова Пресвятой Богородицы, более известный как храм Василия Блаженного. Храм построили за пределами Кремля, недалеко от Спасских ворот, где уже начал складываться новый общественный центр Москвы — Красная площадь (речь о которой подробно идет в отдельной статье). Особая красота кремлевского ансамбля вызывала у современников образное сравнение его с «градом Иерусалимом».

18 век начался для Кремля страшным пожаром. В связи с этим, Петр I издал приказ о строительстве в выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями здания Арсенала. Строительство завершили в 1736 году при императрице Анне Иоанновне. Перед зданием Арсенала была установлена Царь-пушка, отлитая в 1586 году мастером Андреем Чоховым. Это самое большое по калибру орудие в мире весом в 40 тонн. В 1735 году для нее отлили чугунный лафет и декоративные ядра.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.72 (0.004 с.)