Владимиро-суздальское искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Владимиро-суздальское искусство



Искусство Древней Руси

Первым христианским государством была Киевская Русь.

В Киев из Византии приезжали ремесленники и т.д.

Первым храмом стала Десятинная церковь 988г. Не сохранилась.

1037- Софийский собор был построен под руководством Византийских мастеров из белого камня. 13 куполов (12 апостолов+ Христос)

 

В главном куполе изображен Христос Пантократор(Вседержитель). С небес взирает на землю. Ниже Архангелы, апостолы, евангелисты. В апсиде – Аранта (Богоматерь) Украшен фресками и мозаиками.

В главном храме Киевской Руси присутствуют не только фрески на религиозные сюжеты, но и светские мотивы.

Киево- Печорская лавра – место где человек отдаляется от мирской суеты.

Золотые ворота – торжественный въезд в Киев

Киево-Печерская лавра - место, куда человек удаляется от мирской суеты. крестово-купольный тип храма. Эта церковь только для монахов, в отличии от софийского собора – куда мог прийти каждый.

Со второй половины 12 века Киев теряет свою мощь центра, ибо наступает эпоха феодальной раздробленности. 2 пол 12 – конец 14 века – мы не можем назвать какой-то один главный центр русского искусства, т.к. несколько княжеств. Мы останавливаемся на 2 княжествах – Новгородском и Владимиро-Суздальском.

Новгород сначала был княжеством. В 1045г. Был заложен Софийский Собор в Новгороде. Отличия от Киевского – 5 куполов. Он меньше, но более суров. Это лишь начало новгородского искусства..

Новгород – город-крепость – и наименее был подвержен татаро-монгольскомуигу.

С 1136 года – Новгород стал республикой – после народного восстания, все вопросы решались на вече.

Демократизм общественной жизни Новгорода отразился и в искусстве.

Кол-во церквей на душу населения: в Новгороде их больше. Но большинство новгородских храмов до него не дошло.

 

 

60-ые гг 12 века – Георгиевский собор в Старой Ладоге.

1198-99 годы – церковь Спаса на реке Нередице - заложена и освещена.

Новгородское искусство пережило 2 периода расцвета:

1) Вторая половина ХII- начало XIII – Новгородская архитектура

2) Вторая половина XVI – начало XV – Расцвет фресковой живописи и иконописи. Вершина – работа в Новгороде Феофана Грека.

Особенности новгородской художественной школы:

- она отмечена демократизмом образов святых (фрески сохранились немногочисленно в церкви Спаса-Нередицы – фреска с изображение бедняка Лазаря в раю, и богатого чел-ка в гиене огненной – «Господи, пошли Лазаря, чтобы он остудил пыл мой»)

- контрастный колорит (в Киеве – тональный).

 

Данные особенности были развиты Феофаном Греком (1350-1410) – первое место, куда прибыл Феофан Грек – был Новгород. Он расписал в 1378 году, заложенный в 1374, церковь Спаса на Ильине. Работы были посвящены мученикам за веру.

 

Макарий Египетский – считается лучшей фреской в этой церкви – он ужаснулся мерзости существовавшей в мире – разгульной жизни – и решил начать с себя. Увидел – что сестры воспитывают детей от братьев – не выдержал и умер… Ему нужно было передать бесплотность Макария – дух пересилил плоть. (на темный фон наносит белильные мазки, в результате мы не видим лица, а только лик) перед нами дух.

 

Искусство 17 века

Это переломная эпоха – в 17 веке каноны тормозят развитие искусства, каноны воспринимаются уже как нечто отжившее. Художники действуют методом проб и ошибок.

Искусство 17 века лишается цельности предшествующих эпох.

Ведущей тенденцией развития искусства 17 века является обмирщение – это привнесение светских элементов в религиозное искусство.

Признаки обмирщения:

- усиление декоративности – храмы напоминают терема и лишаются прошлой строгости и гармонии. Эта тенденция появилась еще в середине 16 века – (прим.. храм Василия Блаженного)

Появляется стиль – НАРЫШКИНСКОЕ БАРОККО. Ярчайший пример: Церковь Покрова в Филях.

- фрески как ковры покрывают стены храмов – прим. – Ильинский храм (храм Ильи Пророка) – жатва и чудо – 2 в 1. 2 сюжета не объединены ритмически

 

- иконопись – в иконах – телесный цвет – пропорции реальны. Это приближено к реальному образу. Церковь к этому относилась, конечно же, отрицательно. «Житие протопопа Аваакума» - строчки о возмущении, что появляются иконы, на которые молиться нельзя.

 

СИМОН УШАКОВ (1626-1686) – выдающийся иконописец. Он возглавлял иконописную мастерскую при Оружейной палате Московского Кремля.

Главная икона – Симона Ушакова – икона 1668 года – «Похвала Богоматери Володимирской. Насаждение древа государства Московского» - создана для оружейной палаты находится в Третьяковской галерее. В этой иконе предвосхищаются 2 будущих жанра светского искусства – портрет и пейзаж.

Парсуна – (от слова –персона) – последний вид Древнерусского искусства – это переходный этап от иконописи к будущему портретному жанру. Это уже не икона, но еще не портрет.

Что в парсуне от иконы? – нет реальных пропорций человеческого лица, плоскостное решение.

Что сближает с портретом? Здесь не лик Христа, а конкретный человек.

Парсуна – погрудное изображения человека в иконописных формах.

Строгановская школа – самая известная – изображались и цари (иван грозный), вельможи, как умершие так и реально жившие.

Мастера иконописной мастерской в иконописной мастерской

Портрет Анны Петровны

Портрет Анны Петровны, старшей дочери Петра и Екатерины Алексеевны, исполненный Никитиным еще до поездки за границу, действительно давал русскому царю все основания гордиться своим художником. Никитин запечатлел цесаревну Анну в 6-7-летнем возрасте. По моде и по правилам портретного искусства того времени девочка изображена как взрослая: в кокетливой позе, с высокой прической и рассыпанными по плечам длинными черными волосами, в сильно декольтированном голубом платье с крупными золотыми узорами и ярко-красной мантии, подбитой горностаем, свидетельствующей о принадлежности ребенка к царскому роду. Художник не изображает чувства, характер модели, но силой свечения красок, беспокойным движением линий как бы творит ее заново, оживляя материю на наших глазах.

Портрет канцлера Головкина – парадный,

Портрет Головкина принято считать одной из первых работ, выполненных художником по возвращении из Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин— вице-канцлер, сподвижник Петра I, особенно преуспел на дипломатическом поприще благодаря свойственной ему ловкости и хитрости. Надпись на обороте портрета гордо сообщает, что «в продолжении канцлерства своего он заключил 72 трактата с разными правительствами».
Приковывает к себе внимание лицо Головкина с умным проницательным взглядом и твердой волевой складкой губ; в обрамлении серебристого парика оно выступает из черного пространства фона.
Никитину удалось выразить в этом портрете идеальный образ энергичного государственного деятеля — человека эпохи Петра. В его осанке нет напыщенности, но есть чувство собственного достоинства. Величественная сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте придают торжественность и значительность.

 

Портрет напольного гетмана – здесь изображен – парадный – простое лицо

Одной из лучших работ художника не без оснований считают «Портрет напольного гетмана». История написания этого произведения неизвестна, и остается неустановленным имя человека, изображенного на портрете. Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно». Убедительно закрепить за портретируемым имя какого-нибудь исторического деятеля до сих пор никому не удалось. Среди высказанных предположений — имена украинских гетманов Д. Апостола, И. Скоропадского, П. Полуботка, И. Мазепы, а также польско-литовского магната Яна Казимира Сапеги, состоявшего на русской службе и умершего в 1730 году.

Тем не менее, и без дополнительных ассоциаций художественный образ, созданный Никитиным, остается непреходящей художественной ценностью. В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности.

 

Черты интимности придают изображению особую психологическую убедительность, и в этом прежде всего заключено новаторство Никитина, предвосхитившего путь дальнейшего развития русского портретного жанра.

Несколько портретов Петра 1, овальный портрет

Петр 1 на смертном одре

После смерти Петра – он примкнул к оппозиции, ненавидел Бирона - был сослан в Сибирь – при Екатерине – вернулся в Питер – но по дороге в столицу он простудился и умер.

К портретистам 18 века была допущена вопиющая несправедливость – в этом повинны художники-передвижники. Передвижники предполагали, что если художник рисовал только князей, то они лизоблюды.

В парадных портретах художники не скрывали свое отношение к модели(не приукрашивали действительность).

Объединение «мир искусства» - восстановили добрые имена портретистов.

Матвеев (современник Никитина)- работал в Голландии– написал первый автопортрет с женой – первый в русском искусстве «семейный портрет».

А.П. Антропов (1716-1795) расцвет творчества 50-е, 60-е годы 18 века.

Лучшие работы в 50-60 годы – портрет Измайловой (1754,1759) – это первая фрейлина Стацдама – эпоха Елизаветы Петровны.

Ближайшая подруга императрицы Елизаветы Петровны, Измайлова в молодости слыла красавицей, но ко времени создания портрета это была уже стареющая чопорная особа, пользующаяся немалым влиянием при дворе. Без прикрас передал художник грузную фигуру, полное лицо с густо насурьмленными по тогдашней моде бровями и ярким румянцем на щеках. Обращенный к зрителю живой взгляд карих глаз и язвительно поджатые губы выдают сметливый ум и властный характер Измайловой.

Массивная фигура Измайловой помещается на фоне очень темного цвета с зеленым оттенком. Пользуясь такой палитрой, Антропов, однако, придает каждому тону светоносность и глубину, строит объемную форму, которая благодаря резким контрастам сочных красок выглядит исключительно динамичной, как бы заряженной внутренней энергией, прочной и весомой. А эти качества формы сообщают образу характер волевой, смелый, необычайно живой и колоритный, каким и отличалась славившаяся в молодости красотою, обаятельная и умная наперсница Елизаветы.

Портрет Петра 3 в полный рост (1762 год) – формально соблюдены все каноны парадного портрета – перед нами царь-ребенок – уважения модель не вызывает.

Даже в работах, сохранивших характерные черты парадного портрета, Антропов не изменял жизненной правде. Пример тому — большой «Портрет императора Петра III» выполненный художником для Сената.

Написанный в традициях репрезентативного портрета с соответствующей атрибутикой (пышная драпировка, колонна, небрежно наброшенная на трон мантия, корона, скипетр, держава и т. д.), портрет императора не только далек от идеализации, но отмечен предельным сходством с моделью. Внешность Петра III, тщедушного, нескладного, с пустым самодовольным взглядом, явно контрастирует с величественным окружением, ни в коей мере ему не соответствуя.

Во второй половине 18 века наряду с парадным получил развитие камерный портрет. (интимный). Непосредственный взгляд на модель.

Крупнейший мастер камерного портрета– Федор Рокотов (1735(6)-1808(09) - у него есть и парадные портреты. Во всех портретах Рокотова – один прием – полуулыбка (неважно, женский он или мужской), за этим жестом губ скрывается свой душевный мир. ЭТО НЕ ШТАМП.

Потрет Новосильцевой

Гордо откинута голова, смотрит на нас сверху вниз, на губах улыбка.

Не похоже на традиционный парадный портрет, легкие одеяния. Самоуверенность, но в то же время легкая грусть.

Мужские: портрет Майкова,

В 1757 году в Санкт-Петербурге учреждена Императорская Академия Художеств.

Родом с Украины, первоначальное худ. образование получил у отца – гравёра Киево-Печерской лавры, в Петербурге – в 1757 году – по распоряжению Сената учреждается Императорская академия художеств. 1756 – выходит указ, но вступает в силу он только через год.

1770-ым г г имя Левицкого хорошо известно – в 1773 году получил от самой государыни высокий заказ – на выполнение серии портретов «смолянок» - учениц Смольного института благородных девиц. Смольный – это привилегированное уч заведение, где занимались девочки из знатных родов. Портреты в рост в театральных костюмах

1773-76 г. Г. – левицкий выполнил 7 портретов смолянок в театральных костюмах. лл

1773 год – портрет Нелидовой – лучший из серии Смолянок.– парадный, хотя модель в халате

Изображена в роли служанки - на заднем плане – декорация

Будущая фаворитка императора Павла изображена танцующей менуэт на фоне театральной декорации — пейзажного парка. На 15-летней девушке надет сценический костюм (светло-коричневое, с сероватым отливом, отделанное розовыми лентами платье из упругого шелка, кокетливая соломенная шляпка, украшенная цветами и лентами), один из тех, в которых она выступала в придворных балетах. Полагают, что она изображена в костюме Сербины — очаровательной и остроумной плутовки из оперы Перголези «Служанка-госпожа», её удачному выступлению в этой роли вместе с Борщовой (Пандолфой) посвящены стихи Ржевского и Сумарокова[11]. Поза Нелидовой — секундное мгновение между завершением одного танцевального па и переходу к следующему.

Парный портрет – портрет Хаванской и Хрущевой.

Девочки разыгрывают сцену из комической оперы-пасторали Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Смуглая 10-летняя Хрущова (слева) играет мужскую роль влюбленного пастушка и одета в соответствующий костюм — в институте, где учились одни девочки, она прославилась этим амплуа. «Пастушок» треплет по подбородку свою партнершу жестом опытного волокиты.

Портрет Демидова – известного мецената, промышленника. На его деньги построен Воспитательный дом. Но… почему он в халате?

На портрете в полный рост изображен пожилой человек в роскошном домашнем одеянии. Стоя в свободной позе, левой рукой он облокотился на садовую лейку, стоящую на столе, рядом с которой - луковицы растения и раскрытая книга с изображением цветка, а правой указывает на цветочные горшки и на здание московского Воспитательного дома, изображенное на дальнем плане. В самой композиции, построении картины заключена идея бережного ращения, умелого и разумного воспитания. Цветок распускается в результате долгих и кропотливых усилий человека, который, в свою очередь, становится украшением государства и общества лишь после трудов, затраченных на его воспитание. Подчеркнуто неофициальный костюм Демидова говорит о его причастности к широкой общественной благотворительной деятельности, не зависящий от государства.

Портрет Урсулы Мнишек

Портрет Урсулы Мнишек был написан в зените мастерства и славы художника. Овал был редок в портретной практике Д. Г. Левицкого, однако именно эту форму он выбрал для изысканного изображения светской красавицы. С натурной иллюзорностью мастер передал прозрачность кружев, ломкость атласа, седину пудры модного высокого парика. Щеки и скулы «горят» жаром наложенного косметического румянца.

Лицо написано сплавленными мазками, неразличимыми благодаря прозрачным высветленным лессировкам и придающими портрету гладко-лакированную поверхность. На темном фоне выигрышно сочетаются голубовато-серые, серебристо-пепельные и золотисто-бледные тона.

Отстраненный поворот головы и любезно-заученная улыбка придают лицу вежливое светское выражение. Холодный прямой взгляд кажется уклончивым, скрывающим внутреннее «Я» модели. Ее светлые открытые глаза обдуманно скрытны, но не таинственны, как в лучших портретах Ф. С. Рокотова. Эта женщина помимо воли вызывает восхищение, так же как и виртуозная живопись мастера.

Лампи - конкурент левицкого…

портрет Анны Давиа - 25 лет. Приехала в Петербург из Франции, не отличалась строгостью нравов. В России появилось много богатых поклонников, в т.ч. Безбородко – попросил Левицкого сделать портрет.

Последним выдающимся живописцем-портретистом 18 века, чье творчество падает на рубеж 18-19 в.в. был ВЛАДИМИР БОРОВИКОВСКИЙ (1757-1825) Расписал кафедральный собор В Кременьчуке (аллегорические фрески прославляющие Екатерину)

 

 

Родом с Украины. О нем заговорили, когда он расписал кафедральный собор в Кременчуге. Его пригласили в столицу…был учеником Левицкого, но и еще Лампи (колорит). На эпоху сентиментализма – (от франц. – чувства) - направление прежде всего литературы, предвестие романтизма, в эту эпоху появляется самый популярный жанр массового искусства - мелодрама.

Екатерина 2 на прогулке в Царскосельском парке (парадный.формально) – такой портрет может появиться только в эту эпоху – она гуляет с собачкой по аллеям Царскосельского парка, возможно вспоминает свою молодость… находится в состоянии воспоминания. Даже в то время портрет был принят неоднозначно. Тип портрета – формально – он парадный… по сути – здесь интимность настроения.

Сентиментальные настроения [в творчестве Боровиковского] коснулись и изображения монархини. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ — на фоне Чесменской колонны, второй вариант — ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, вернее всего, по идее, замыслу и разработанной программе все того же [Николая Александровича] Львова. Императрица написана не с натуры (как, впрочем, и всеми русскими мастерами).

Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского».

Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного [в академики], а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика художник получил позже).

Портрет из собрания Государственного Русского музея возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Кагульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского. Написанный в начале XIX века портрет более сух, с подчеркнутой светотеневой моделировкой и тщательной выписанностью деталей.

Боровиковский создал необычный для того времени портрет. Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском парке в шлафроке и чепце, с любимой левреткой у ног. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни.

Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского; творение Боровиковского благодаря гравюре обрело как бы вторую жизнь и имело большой успех).

Образ кисти Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы — от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой сентиментального толка трактовке образа простой сельской жительницы

Лучшим портретом Боровиковского считается написанный в 1797 голу – портрет Марии Лопухиной.

В ее портрете пейзаж выступает в качестве аккомпаниатора душевного состояния модели. До Боровиковского его так никто не трактовал.

С ленивой и томной грацией Лопухина облокотилась на садовый парапет. Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения.

Грустно задумчивому взгляду, нежной улыбке, свободной, чуть усталой позе Лопухиной отвечают плавный ритм линий, мягкая округлость форм, нежные тона белого платья, голубого пояса, сиреневых шарфа и розы, пепельные волосы, неяркая зелень древесной листвы. Мягкая воздушяая дымка заполняет пространство.

Творческие условия создания художественной формы на основе темы(проблемы) –

Конструкция, концепция создания.

Проблема одиночества ребенка в неполноценной семье.

- портрет сестер Гагариных

На рубеже XVIII — начала ХIХ века Боровиковский обратился к новому для него типу группового семейного портрета. Это позволило художнику внести новые качества в открытую им форму лирического портрета.

К числу наиболее удачных относится портрет сестер Гагариных. В его композицию вводится жанровое действие. Две молодые девушки, одетые по-домашнему, заняты музицированием. Mладшая — играет на гитаре и смотрит в нотный лист, который держит старшая сестра. Изящные позы, живые глаза, нежные овалы юных лиц, тонкие переливы серебристо-серых, фиолетово-розовых и голубых тонов, приветливая природа. Изысканная ярко-красная гитара не вносит диссонанс, а лишь подчеркивает светлые образы сестер.

Хотя замысел этой картины близок идеям сентиментализма, показывая идиллию домашнего быта и нежные чувства, рождаемые музыкой, все же он несет в себе значительный элемент новизны: в основу его поло жен мотив активного действия. В соответствии с ним и характеры девушек уже не скрыты тенью неопределенной мечтательности: в них больше конкретности и естественности.

Умело использован почти квадратный формат холста, на котором удачно скомпонованы две фигуры. Пейзажному фону в картине отведена небольшая роль. Зато предметы быта: одежда, гитара, ноты — занимают почти половину живописной поверхности. Новое проявляется и в объемно-пластической трактовке формы: художник пользуется нехарактерным для него прежде светотеневым контрастом в лицах. Колорит портрета построен на противопоставлении сближенных тонов, без применения рефлексов. По-прежнему мягки сочетания серого с розовым, жемчужно-белым, несколько озвученные ярким цветом гитары. Эти не столь значительные изменения в композиции и цвете существенно меняют тот лирико-эмоциональный образ, который был найден Боровиковским в предшествующее десятилетие.

- портрет князя Куракина.

“Портрет князя А. Куракина” — одна из вершин в развитии русского парадного портрета.

Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого:

«Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат...»

И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт».

«Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность — напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.

Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь... размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.

Каждая деталь комнаты показывает его величественную личность. Напыщенный, хитрый и изворотливый

ПО СКУЛЬПТУРЕ – СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ

Монументальная скульптура«Медный всадник» Фальконе – разбирали на 1 лекции.

 

Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году. Рядом Сенат.

 

Станковая скульптура - Шубин

Федот Иванович Шубин - (1740-1805) – родом из Архангельской губернии. Учился у француза Николя Жилле. Окончил академию с золотой медалью, потом отправился во Францию на учебу (родина барокко – Италия)…. Вернувшись в Россию – работает в основном в мраморе. Мрамор – аристократизм модели. Бронза – когда нужно показать обнаженную натуру.

Бюст- погрудное изображение модели

Лучший из бюстов - Бюст Голицына – 1773. В фас – уверенный взгляд вельможи. В профиль – скептик и циник.

Превосходство над окружающими, светская изысканность, перенасыщенность жизненными благами. Удержана ценность человеческой личности.

Бюст Румянцева

Бюст Екатерины 2

Бюст Ломоносова

Бюст Павла 1

Растрелли

Растрелли

Зимний дворец

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга (Дворцовая набережная, 38); с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко.

В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда.

В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

Растрелли

Собор Смольного монастыря

В плане весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Высота собора — 93.7 метра. Построен в стиле пышного елизаветинского барокко с такими архитектурными элементами, как люкарны, лучковые фронтоны, покрашен в светлый, мягкий голубой цвет, купола — в серый. Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом.

В.И. Баженов

Дом Пашкова

Пашков дом стоит на высоком Ваганьковском холме, как бы продолжая линию его подъёма, на открытом углу двух спускающихся улиц. Главный фасад ориентирован на солнечную сторону. По отношению к улице, а также к въезду с переулка, особняк поставлен не по прямой улице, а несколько скошено. Благодаря этому он лучше воспринимается с боковых, более далёких ракурсных точек зрения.

У дома Пашкова два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет дворцовый, торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный, усадебный вид.

М.Ф. Казаков

Голицынская больница

Внешний вид здания предельно лаконичен. Выразительность фасадов заключена в удачно найденных пропорциях и в строгом ритме. Главный фасад по-казаковски отмечен фронтонным портиком с шестью колоннами, поставленным на высокий цоколь.

В архитектонике здания выделяется больничная церковь в честь святого Димитрия Царевича и соименная одному из заказчиков. Она увенчана сферическим куполом на мощном барабане и изящным ионическим бельведером. Внутри храм представляет ротонду, окруженную ионической колоннадой и завершенную двойным куполом. Это самый украшенный и торжественный интерьер больничного строения, остальные помещения отличаются простотой и скромностью.

К сожалению этот уникальный ансамбль (ныне Первая городская больница имени Н.И. Пирогова) с идеальным композиционным решением в настоящее время значительно искажен позднейшими перестройками. Прилегающий парк застроен различными сооружениями: временными сараями и гаражами. Однако сохранились пруд с островом, две беседки-ротонды у Москвы-реки и памятник князьям Голицыным.

М.Ф. Казаков

Дом Барышникова

Планировалось в форме каре.

Сейчас здание - издательский комплекс "аргументы и факты".

М.Ф. Казаков

М.Ф. Казаков

М.И. Козловский

Памятник Суворову

Памятник А.В.Суворову установлен в центре Суворовской площади, которая является предмостной и находится у выезда с Троицкого моста. Великий полководец изображен в образе юного Марса. Бронзовый монумент был отлит в 1801 году по модели скульптора М.И.Козловского.

Первый памятник, который ставился при жизни героя.

И.П. Мартос

Искусство Древней Руси

Первым христианским государством была Киевская Русь.

В Киев из Византии приезжали ремесленники и т.д.

Первым храмом стала Десятинная церковь 988г. Не сохранилась.

1037- Софийский собор был построен под руководством Византийских мастеров из белого камня. 13 куполов (12 апостолов+ Христос)

 

В главном куполе изображен Христос Пантократор(Вседержитель). С небес взирает на землю. Ниже Архангелы, апостолы, евангелисты. В апсиде – Аранта (Богоматерь) Украшен фресками и мозаиками.

В главном храме Киевской Руси присутствуют не только фрески на религиозные сюжеты, но и светские мотивы.

Киево- Печорская лавра – место где человек отдаляется от мирской суеты.

Золотые ворота – торжественный въезд в Киев

Киево-Печерская лавра - место, куда человек удаляется от мирской суеты. крестово-купольный тип храма. Эта церковь только для монахов, в отличии от софийского собора – куда мог прийти каждый.

Со второй половины 12 века Киев теряет свою мощь центра, ибо наступает эпоха феодальной раздробленности. 2 пол 12 – конец 14 века – мы не можем назвать какой-то один главный центр русского искусства, т.к. несколько княжеств. Мы останавливаемся на 2 княжествах – Новгородском и Владимиро-Суздальском.

Новгород сначала был княжеством. В 1045г. Был заложен Софийский Собор в Новгороде. Отличия от Киевского – 5 куполов. Он меньше, но более суров. Это лишь начало новгородского искусства..

Новгород – город-крепость – и наименее был подвержен татаро-монгольскомуигу.

С 1136 года – Новгород стал республикой – после народного восстания, все вопросы решались на вече.

Демократизм общественной жизни Новгорода отразился и в искусстве.

Кол-во церквей на душу населения: в Новгороде их больше. Но большинство новгородских храмов до него не дошло.

 

 

60-ые гг 12 века – Георгиевский собор в Старой Ладоге.

1198-99 годы – церковь Спаса на реке Нередице - заложена и освещена.

Новгородское искусство пережило 2 периода расцвета:

1) Вторая половина ХII- начало XIII – Новгородская архитектура

2) Вторая половина XVI – начало XV – Расцвет фресковой живописи и иконописи. Вершина – работа в Новгороде Феофана Грека.

Особенности новгородской художественной школы:

- она отмечена демократизмом образов святых (фрески сохранились немногочисленно в церкви Спаса-Нередицы – фреска с изображение бедняка Лазаря в раю, и богатого чел-ка в гиене огненной – «Господи, пошли Лазаря, чтобы он остудил пыл мой»)

- контрастный колорит (в Киеве – тональный).

 

Данные особенности были развиты Феофаном Греком (1350-1410) – первое место, куда прибыл Феофан Грек – был Новгород. Он расписал в 1378 году, заложенный в 1374, церковь Спаса на Ильине. Работы были посвящены мученикам за веру.

 

Макарий Египетский – считается лучшей фреской в этой церкви – он ужаснулся мерзости существовавшей в мире – разгульной жизни – и решил начать с себя. Увидел – что сестры воспитывают детей от братьев – не выдержал и умер… Ему нужно было передать бесплотность Макария – дух пересилил плоть. (на темный фон наносит белильные мазки, в результате мы не видим лица, а только лик) перед нами дух.

 

Владимиро-суздальское искусство

Рассвет искусства – 2 половина 12 - начало 13 века. Эпоха княжения Андрея Боголюбского и его брата Всеволода Большое Гнездо.

Главный храм - Успенский собор во Владимире. Главный храм всея Руси (до постройки Успенского кремля 1475-79) считался Успенский собор во Владимире.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.15 с.)