Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественная культура средневековой Руси. Изобразительное искусство.

Поиск

 

1.Архитектура.

Основным строительным материалом в древней Руси было дерево. Из него сооружали и простейшие избы-срубы, и крепости, и многоярусные и шатровые храмы. К сожалению, памятников деревянного зодчества не сохранилось. Об архитектуре древней Руси можно судить только по сохранившимся каменным постройкам.

Каменное строительство получило широкий размах после принятия христианства и роста городов. Оно опиралось на византийские традиции: широкое распространение получил крестово-купольный тип храма, использовались византийские рецепты изготовления кирпича-плинфы и приемы строительства.

Олицетворением красоты и мощи древнерусского государства был Киев – его столица. Уже остановившись перед главными воротами, ведущими в город, нельзя было не задуматься: если ворота таковы, то каков же сам город? Две параллельные стены из кирпича и камня, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной 25 м. Надвратная церковь Благовещения с позолоченным куполом венчала сооружение. Два массивные створки гигантских дверей были окованы позолоченной медью - видимо, это и определило их название – Золотые ворота. Золотые ворота, как и многие каменные сооружения Киева, сильно пострадали во время монгольского нашествия. Сейчас над их руинами возведен новодел – архитектурная реконструкция.

Прямая дорога от Золотых ворот вела к главному храму Киева – Софийскому собору (первая половина 11 в.). Его внешний облик в последующие времена претерпел значительные изменения, но и сегодня поражает необыкновенной красотой и величием. Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Пятинефный крестово-купольный храм увенчивают тринадцать ассиметрично расположенных куполов. Центральный купол символизирует Иисуса Христа, а остальные – его учеников-апостолов. В древности купола имели шлемовидную форму. Храм окружали открытые галереи (сейчас не сохранились). Стены собора были выстроены из красного плоского кирпича-плинфы и слоев серого гранита, чередующихся с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание цветов придавало зданию нарядный вид. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами. Величественны были и внутренние помещения собора, украшенные многочисленными фресками и мозаиками.

С 1045 по 1050 год по повелению новгородского князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, был построен Софийский собор в Новгороде. Новгородская София повторяла киевскую не только по своему имени, но и по масштабам. Однако новый храм оказался непохожим на своего предшественника. Он прекрасен по-своему.

Собор отличает соразмерность пропорций и практическая продуманность архитектурных решений. Подобно киевской Софии, новгородская представляет собой огромный расчлененный столбами пятинефный храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. При этом общая композиция здания, в отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих правильной формы камней. В 12 в. стены новгородской Софии были оштукатурены. Сложное завершение ранних киевских соборов заменено пятиглавием.

Новгородская София своими огромными размерами и высотой впечатляет даже современного человека, а для сред-невекового новгородца, жившего в избе, он воистину казался колоссом.

В середине 12 – начале 13 веков в крупный культурный центр превращается некогда окраинный Владимир-на-Клязьме. Зодчие здесь применяли в основном белый камень – местный известняк, стены зданий покрывали искусной резьбой. Главный храм – Успенский собор, был выстроен на возвышенности, господствующей над городом, его золотые купола были видны издали на лесных дорогах, ведших во Владимир. Первоначально трехнефный одноглавый, храм был перестроен после пожара и в 1189 г. и освящен заново. Его значительно расширили и сделали пятиглавым. Фасады здания богато украшены, купола далеко расставлены друг от друга. Сравнительно узкие, спрятанные в глубине стены окна подчеркивают стройность и высоту здания. Посередине наружных стен проходит широкая ажурная лента, состоящая из колонок, соединенных арками (аркатурно-колончатый пояс).

В пригороде Владимира на берегу реки Нерли стоит еще один шедевр древнерусской архитектуры – церковь Покрова Богородицы – гимн красоте и гармонии человека и природы. Он был построен в память о погибшем сыне князя Андрея Боголюбского близ княжеской резиденции – замка Боголюбово, среди заливных лугов на искусственном холме. Храм Покрова на Нерли сравнивают и с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени, и с девушкой в подвенечном наряде, и с белым лебедем. Еще один памятник владимирской архитектуры – Дмитриевский собор - поражает воображение сочетанием совершенства форм и роскошью белокаменной резьбы.

Своя архитектурная школа сформировалась и в Новгороде. Яркий пример - знаменитая церковь Спаса Преображения («Спаса-Нередица», как ее называли в просторечии). Она была выстроена за одно лето в 1198 г. Это небольшой кубического типа четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм. Сложен он традиционной для новгородского зодчества каменно-кирпичной кладкой. При строительстве здания не выдерживалась точность линий и форм. Чрезмерно толстые стены были кривы, а плоскости неровны. Но продуманные пропорции скрашивали эти недостатки, и храм производил достойное, торжественно-величественное впечатление. Во время Отечественной войны храм постоянно обстреливался, пока не превратился в руины. По старым чертежам удалось восстановить верхние части стен, своды и купол. Но редчайшие фресковые росписи, покрывавшие весь храм и чудом дошедшие до XX века, почти все погибли.

2.Изобразительное искусство.

Славу древнерусского искусства составляют не только памятники архитектуры, но и неразрывно связанные с ними мозаики, фресковая живопись, иконы.

Уникальным ансамблем монументального искусства являются мозаики и фрески Софии Киевской (11 в.). Их создателями были как византийские, так и местные мастера. Величественно и торжественно, спокойно и сдержанно взирают со сводов, стен, куполов, хоров и лестничных переходов изображения апостолов, евангелистов, святых. В их суровых строгих ликах переданы напряженная духовная жизнь, глубокая убежденность в истинности христианской веры, готовность к самопожертвованию во имя нее.

Самой известной мозаикой Софийского собора является Богоматерь Оранта (Молящаяся). Огромная фигура Богоматери в верхней части главной алтарной апсиды (в конхе) останавливает взор каждого входящего в собор и воспринимается как главное, доминирующее изображение во всем храме. Взывающая Богоматерь подняла руки в молитве к Спасу Вседержителю, изображение которого расположено в зеркале центрального купола.

Возвышающаяся над главным алтарем Софийского собора Оранта на протяжении почти десяти веков оставалась неповрежденной, несмотря на то, что и город, и сам собор неоднократно подвергались разрушениям. Русский народ верил, что она была чудотворной защитницей и Руси, и стольного Киева, и всего православного люда. По преданию, наше Отечество не погибнет, пока простирает над ним руки Божия Матерь Оранта «Нерушимая Стена».

В Софии Киевской сохранились не только религиозные, но и светские росписи, отражающие реальный мир человека. В западной части собора были два групповых портрета членов семьи Ярослава Мудрого: на одной фреске был изображен сам великий князь с сыновьями, несущими в руках макет Софийского собора (фрагмент этой фрески был реконструирован в 20 в.), а на другой –портрет дочерей Ярослава, смиренно ступающих со свечками в руках (это изображение частично сохранилось). Одухотворенные лица княжон индивидуализированы, тонкие губы плотно сжаты. Сохранились фрагменты фресок со сценами дворцовой жизни князей, их светских развлечений: охоты, представлений скоморохов, визита княгини Ольги в Константинополь и др.

В эпоху раздробленности формируется новгородская школа живописи, представленная главным образом иконами.

Невозможно не упомянуть «Владимирскую Богоматерь» - самую древнюю, самую почитаемую, самую прославленную и самую любимую русским народом из всех богородичных икон. По легенде она была написана еще при жизни Девы Марии евангелистом Лукой. Научно-исторический анализ иконы указывает, что она была создана в Константинополе в начале 12 века и тогда же привезена на Русь, в Богородичный монастырь под Киевом. После захвата Киева ростово-суздальским князем Юрием Долгоруким его сын Андрей Боголюбский вывез икону на север. По дороге в Ростов лошади, везшие чудотворную икону, встали перед Владимиром-на-Клязьме и не могли двинуться с места. Андрей Боголюбский воспринял это как знамение. Владимирский град стал первопрестольным, в нем был воздвигнут собор Успения Богородицы, куда перенесли образ Богоматери, богато украсив его ризой из золота и серебра с жемчугами и драгоценными камнями. Икона еще со времен Андрея Боголюбского стала чудотворной защитницей Древней Руси, получив уже во Владимиро-Суздальском княжестве именование «Владимирской». Впоследствии икона попала в Москву и несколько веков находилась в Успенском соборе в Кремле, пока большевики не передали ее в Исторический музей. В 1930 г. Владимирская Богоматерь оказалась в Третьяковской галерее. Сейчас она находится в церкви Никона в Столпах на территории музея.

Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому канону «Умиление» (по-гречески - Елеуса), в котором Младенец припал щекой к щеке Матери, что понимается в богословии иконописи и как высшее проявление любви Спасителя к людям, и как прообраз крестной жертвы ради человечества. Икона многократно поновлялась, что неизбежно вело к изменению первоначального образа. Многие искусствоведы утверждают, что ««Богоматерь Владимирская» - результат последующих русских наслоений на византийской первооснове. Ибо, в конце концов, в теперешнем ее виде она уже более не памятник византийской живописи, органически связанной с иконописью русской: она - комплекс фрагментов византийского происхождения с разными дополнениями русской кисти» (А. Анисимов).

Лик Богоматери написан ровным оливково-зеленоватым тоном с вплавлением бледно-розоватых оттенков, которые придают образу теплоту человеческого лица. Лик Младенца, более светлый по тону, выписан мелкими и достаточно густыми мазками. Дева Мария и Ее Сын полны грусти и с тревогой прижимаются друг к другу. Иконный образ впечатляет жизненной одухотворенностью и натурной достоверностью живописи.

«Владимирская Богоматерь» оказала большое влияние на становление отечественной иконописи и органически вошла не только в церковную и политическую жизнь средневековой Руси, но и в историю древнерусской культуры.

 

21. Искусство Великого Новгорода.

 

Термин «Новгородская Русь», как правило, применим к историческому периоду, когда Новгород был политически независимым, и в нем существовала средневековая республика. Этот город и подчиненные ему земли оставались уникальным уголком среди других восточнославянских княжеств. Здесь появилось свое собственное устройство власти, культура, образование и даже язык.

Культура Средневековая культура Новгородской Руси заметно отличалась от культуры ее соседей. Современная наука знает о ней много благодаря тому, что здесь, на севере, сохранилось гораздо больше памятников ушедшей эпохи. Археологи, лингвисты, этнографы и другие ученые продолжают с интересом изучать наследие, которое оставила после себя Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, помогли культуре города встать на один уровень с западными европейскими центрами. Некоторые исследователи даже утверждают, что Новгород является одной из северных колыбелей Возрождения. Жители республики были большими ценителями искусства. Об этом говорит огромное количество уникальных зданий. Большинство из них сохранилось благодаря тому, что сюда не добрались монголо-татарские орды. Регулярные нашествия степняков часто опустошали Владимирскую Русь, где приходилось заново перестраивать целые города. Во второй половине XIII века даже были забыты некоторые ремесла из-за гибели специалистов и мастеров. Летописи - это еще одно явление, которым отличается Новгородская Русь. Особенности развития, кратко говоря, привели к тому, что авторы хроник в своих документах не только описывали события, но и затрагивали темы быта жителей и внешнего облика города. Этого стиля не было у южных соседей.

Живопись Больше половины памятников средневековой русской живописи сохранила именно Новгородская Русь. Особенности развития края привлекали сюда талантливых художников из всех славянских областей. На берега Волхова они стремились ради свободы и спокойной жизни, которая позволила бы им плодотворно творить. Живопись Новгородской Руси даже превосходила западную. В Европе соборы в готическом и романском стилях почти не украшались фресками. В новгородских храмах сохранилось огромное количество мозаик на самые разные библейские сюжеты. Свой расцвет местная живопись пережила в XIV веке, когда ей удивлялись даже гости из Италии и Византии. К сожалению, вся эта художественная школа ушла в прошлое. Она исчезла после присоединения республики к Москве. Князья делали все, чтобы была обезглавлена Новгородская Русь. Особенности развития сделали северные соборы богаче и красивее московских. В то же время местная аристократия была гордой и самобытной. Все это раздражало центральную власть. В XV-XVI вв., под разными предлогами, было проведено несколько фатальных погромов. Самым страшным ударом стал террор опричников Ивана Грозного. После этого новгородская школа искусства постепенно затухла и умерла.

Архитектура Как и живопись, архитектура Новгородской Руси известна своей самобытностью по отношению к владимирской, суздальской, киевской и т. д. На севере жили лучшие плотники, мастерски работавшие с разными видами древесины. На всей Руси именно новгородцы первыми освоили камень как строительный материал. В 1044 году здесь появился детинец, а еще через год – храм Святой Софии. Все эти шедевры архитектуры были сделаны из камня и сохранились до сего дня. Талант новгородских мастеров выражался и в передовых позициях в области инженерного искусства. Каменный мост через Волхов долгое время был крупнейшим в Европе, а его строительство велось по уникальной методике. Новгородская архитектура родилась как синтез нескольких стилей. В ней прослеживаются элементы европейского, византийского и собственно русского стиля. Греческие веяния пришли в город вместе с православной верой. Европейская школа прижилась в республике благодаря активному сотрудничеству с западными торговцами и Ганзейским союзом. Впитав всего понемногу, местные мастера создали свой собственный узнаваемый почерк. Памятники Новгородской Руси сохранились во многом благодаря тому, что зодчие строили из надежных материалов.

Берестяные грамоты Берестяные грамоты, которые продолжают находить современные археологи, являются огромным кладезем знаний о жизни, которую вела Новгородская Русь. Кратко говоря, они помогают приоткрыть завесу тайны над давно ушедшим в прошлое бытом и привычками тогдашних жителей республики. Часто грамоты являются частными письмами или деловыми документами. На них фиксировались сделки и писались любовные признания. Археологам удавалось даже найти шуточные послания, являющиеся уникальными памятниками народного фольклора. Образование Наличие вышеописанных писем говорит о том, что грамотным было абсолютное большинство жителей. Правители Новгородской Руси старались развивать образование. Например, именно здесь Ярослав Мудрый открыл первое училище, которое выпускало специалистов церковного и государственного профиля. Обширные связи с европейскими торговыми городами позволяли богатым боярам посылать туда своих детей. Доподлинно известно, что новгородские юноши учились в университетах итальянской Болоньи и немецкого Ростока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.57 (0.01 с.)