Архитектура и монументальное искусство Новгорода XIV-XV вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура и монументальное искусство Новгорода XIV-XV вв.



 

В связи с татаро-монгольским нашествием в строительстве наступил упадок, с середины XIII в. почти ничего не возводится. Активное строительство возобновляется в 1340-е гг.

Один из храмов этого периода – храм Спаса Преображения на Ковалеве поле (1345 г.). складывается особый тип новгородского храма:

- средних размеров; одноглавый;

- позакомарное покрытие;

- приниженные абсиды;

- четырёхстолпный;

- отсутствуют хоры.

В годы Великой Отечественной войны немцы разрушили храм, но сейчас он восстановлен.

Фрески выполнены в южнорусском (балканском, поздневизантийском) стиле – много пластики, объёма, живописности.

Храм Успения на Волотовом поле разрушен в годы Великой Отечественной войны. Сохранились копии его фресок. Они, в отличие от фресок храма Спаса Преображения, экспрессивны, линеарны.

Храм Фёдора Стратилата на ручью начала 1360-х гг., фрески 1380-1390-х гг. выполнены в подражание Феофану Греку: коричневый фон и белые линии и пятна («пробелá»).

Храм Спаса Преображения на Ильине улице 1374 г. Почти квадратный, вытянутый вверх, без пристроек, на фасаде каждой стены неповторяющийся рельеф в форме бровок и крестов, т.е. тех же элементов, которые используются в вышивках на новгородской одежде и рушниках. Только в этом храме сохранились фрески Феофана Грека.

Храм Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.) сложен из типичного для новгородской архитектуры красноватого известняка, одноглавый, одноабсидный.

Церковь Власия (1407 г.). Фрески практически не сохранились.

В XV в. усилилось давление Москвы на Новгород. Во главе новгородской церкви в то время стоял игумен Евфимий, противившийся москвичам. Для возведения построек на территории новгородского кремля вместо москвичей он вызвал немцев, которыми была построена грановитая палата. В её центре широкий столп с расходящимися нервюрами (т.к. мастера в ту пору не умели делать широкие перекрытия, помещения были тёмными, перегруженными столпами). При Евфимии же на территории кремля построены часозвонье, звонница, храм Сергия Радонежского. Сохранилась часть фресок этого храма, выполненных в иконописной манере, т.е. с изображением мелких деталей.

Иван Грозный присоединяет Новгород, и москвичи перестраивают на свой лад новгородский кремль (завершения стен «ласточкин хвост», четырёхугольные башни).

 

Новгородская школа иконописи

 

Икон писалось больше чем фресок, но их меньше сохранилось из-за недолговечности материала. Иконопись продолжала византийскую традицию, оттуда же был перенят канон.

Самые старинные киевские иконы – это привезённые из Византии, работы VI в. В России наиболее старыми являются византийские иконы XI в. Хотя в обоих случаях иконы были написаны вне России, в искусствоведении они считаются русскими, поскольку издавна находятся в нашей стране, положив начало местной иконописной традиции.

В течение 200-300 лет после принятия православия большинство икон были привозными из Византии (XI, XII, часть XIII в.). В XIII в. в разных регионах постепенно формируются самобытные иконописные школы. Исходными образцами для копирования (изготовления списков) служили византийские иконы, затем делали списки со списков, постепенно отходя от оригинала, вплоть до смены цветовой гаммы и композиции. На этом основании византийские иконы, привезённые в то или иное княжество, отнесены искусствоведами к началу соответствующих школ.

Новгородская школа иконописи – яркое явление в древнерусском искусстве. Художественный уровень её был сравнительно высок (по сравнению с Псковом). Наиболее ранние иконы – византийского происхождения:

- «Апостолы Петр и Павел» (XI в.) – больших размеров, отреставрирована 3 г. назад, хранится в Новгороде;

- «Святой Георгий» (начало XII в.), хранится в Успенском соборе Московского кремля; не привычное конное, а поясное фронтальное изображение молодого воина с мечом и копьём в руках, т.е. символами защиты (меч) и страданий Христа (копьё);

- «Знамение»; хранится в Софийском соборе Новгорода;

- «Спас Нерукотворный» (XII в.); хранится в Третьяковкой галерее; по учению церкви, шедшему на Голгофу Христу женщина из толпы протянула плат, и на нём отпечаталось изображение; лик суров, лаконичен, симметричен, изображался на хоругвях войска;

- «Устюжское Благовещение» (XII в.), Третьяковская галерея; тяжеловесные, мощные, реалистичные фигуры с попыткой передать объём пластикой и светотенью, что характерно для ранневизантийской школы; название связано с г. Великий Устюг, входившим в состав Новгородской боярской вечевой республики;

- «Облачное Успение» (конец XII – начало XIII в.); на золотом фоне маленькие облака, на них святые, прилетевшие поклониться Богородице; единственная в своём роде икона Успения, отходящая от канона.

В XIII в. в русских княжествах появляются любимые святые, прежде всего Святой Николай Угодник. Пишутся их иконы.

- «Николай со святыми» (начало XIII в., Третьяковская галерея); византийская живописно-пластическая трактовка объёмов;

- «Святой Николай» (середина XIII в., Русский музей); постепенно формируется местная традиция иконописи, и эта икона позволяет наблюдать эволюцию: появляются линеарность, абстрактность, обводка, плоскостной характер, уход от объёмов и пластики; линия на первом месте. Это коренится в характере русског человека, стремящегося уйти в мир духовный как альтернативу миру материальному. Это отличает православную школу от западнохристианской, стремящейся показать Христа наиболее реалистично. Русский авангард начала XX в., таким образом, имеет глубокие культурные корни.

- «Никола Липинский» (1294 г., Новгородский музей); иконы начинают подписывать только с XV в., но эта подписана в порядке исключения, очевидно, по желанию заказчика; указана дата написания, мастер Алексий Петров, Ф.И.О. заказчика, и какому храму предназначается. Икона полностью плоская, линия превращается в декоративный орнамент.

В XIII в. в Новгороде появляются новаторские иконы, так называемые «краснофонные». Вместо золотого фона появляется красный цвет, что было отходом от канона:

- «Еван, Георгий и Власий» - наиболее старая из сохранившихся краснофонных икон;

- «Чудо Георгия о змие» (XIV в., русский музей); вокруг центрального изображения несколько клейм с сюжетами жизни СвятогоГеоргия;

- «Святой Фома»;

- «Пророк Илия»;

- «Молящиеся новгородцы» (XV в.);

- «Битва новгородцев с суздальцами» (две иконы, одна первой половины XV в., другая конца XV –начала XVI в.); представляет собой предшественницу исторической живописи. Т.к., в отличие от Европы, на Руси не было светской живописи, историческое событие могло быть изображено только на иконе. Также на этой иконе изображена икона «Знамение»;

- «Борис и Глеб» - первые русские святые; было принято изображать их в полный рост или на конях.

 

Творчество Феофана Грека

 

Феофан Грек – первый крупный мастер-иконописец на Руси. Имя упоминается в московских летописях в 1395, 1399, 1405 гг. Судя по всему, родился в середине XIV в., умер после 1405 г. В летописях восхваляются его мудрость, серьёзный подход к работе. Был приезжим из Византии. Работал в Константинополе, где был замечен новгородцами. Расписал около 40 храмов в Москве и Новгороде.

Фрески его работы сохранились в храме Спаса Преображения на Ильине улице, но не полным ансамблем, а фрагментами в барабане, куполе, абсиде, на верхнем ярусе стен.

Живописная манера характеризуется философско-религиозным подходом. Был последователем исихастов – философско-религиозного учения, призывавшего вернуться к истокам христианства. Исихасты утверждали, что главное – духовный мир. Феофан Грек передаёт эту идею через свечение фигур. Работы контрастные, почто монохромные, всегда сочетают 2-3 цвета, один из которых коричневый. На коричневом фоне белые штрихи (пробелá), создающие объём и делающие изображение внутренне напряжённым, экспрессивным.

Феофану Греку явно помогали 2-3 человека (бригада), т.к. изображения чуть отличаются.

В выборе персонажей много нехарактерных фигур, в частности, основоположников христианства Василия Великого, Иоанна Златоуста, изображённых держащими в руках книги.

Знаменитая фреска – «Троица».

Иконы:

- «Богоматерь Донская» (1392 г., Третьяковская галарея) – двусторонняя, на обратной стороне изображено Успение. Не подписана, но по манере письма приписывается Феофану Греку. Называется Донская, т.к., по легенде, её брал на битву Дмитрий Донской. В действительности это неверно, т.к. битва случилась раньше (в 1380 г.), чем икона была написана. Тип «Умиление».

- «Преображение» (конец XIV в., Третьяковская галерея) – разновременные портреты, иллюстрирующие различные этапы события и размещённые на одной плоскости.

В 1405 г. Феофан Грек в качестве руководителя бригады занимался росписью стен и написанием икон иконостаса Благовещенского собора московского кремля. Фрески не сохранились из-за перестройки храма несколькими десятилетиями спустя. Сохранившийся Деисусный чин по манере письма приписывают Феофану Греку. Андрей Рублёв был учеником Феофана Грека и трудился в той же бригаде.

Кроме того, Фоефан Грек занимался созданием иллюстраций к Священному Писанию.

 

Псковская школа иконописи

 

Псков и Новгород – города-соседи, но Псков – младший брат. Более прогрессивной и передовой была манера у новгородских художников, более отсталая – у псковичей. Сохранилось очень мало древних псковских икон. Период расцвета псковской иконописи – XV-XVI вв. Основной блок икон хранится в псковском музее-заповеднике.

Как явление художественной жизни Древней Руси иконы псковской школы менее заметны, чем новгородская живопись, и как самобытная часть древнерусского искусства выделены сравнительно недавно.

Особенности живописной манеры:

- напряжённые драматичные образы, иногда близкие к экспрессивным (связано с пограничным статусом псоквского княжества, частыми войнами);

- специфика местных почвенных пигментов обусловила тёмную цветовую гамму: тёмно-коричневый, тёмно-зелёный, синий цвета;

- тёмно-коричневые лики;

- нижняя часть глазниц в виде треугольников;

- овальные вытянутые лица, выгнутый нос;

- особо почитались местные святые: святая Ульяна и другие. Общее впечатление об иконах таково, что их писал дилетант или непрофессионал. Но т.к. школа включает несколько сот работ, можно говорить о ней именно как школе, а не как о манере конкретного художника.

Псковские иконы:

«Пророк Илия в денех» (с деяниями) – конец XIII в. Цветовая гамма характерна для псковской школы: оттенки коричневого и зеленоватый, кажущийся грязным. Камерное и непосредственное изложение сюжета: пророк сидит среди гор, правой рукой убирает волосы от уха, чтоб лучше слышать Глас Божий.

Мастера не обращают внимания на диспропорции, отсутствие гармонии, невыдержанность цветовой гаммы.

«Иисус Христос» – конец XIII–начало XIV в.

«Сошествие во ад» – XIV в.

«Архангел Гавриил» – XIV или XV в. Лик деформирован, преобладают коричневые и грязно-зелёные светотени, свободное обращение с каноном (объёмность), появление характерного признака псковских икон – изображения нижних век в виде треугольника вершиной вниз.

«Святая Ульяна» – местночтимая святая, XIV в.

«Святая Варвара» – местночтимая святая, XIV в.

«Святой Георгий» – XVI в.

«Оплакивание Христа» – непосредственность, у жён-мироносиц (второй и третьей слева) головные уборы в виде кики, т.е. в икону привнесены детали реальной жизни.

«Огненное вознесение пророка Илии» – XVI в.

Большинство сохранившихся икон относится к XVI–XVII вв. Наиболее известные иконы XV–XVII вв.:

«Сретение»

«Преображение»

«Распятие»

«Рождество»

«Воскрешение Лазаря»

«Омовение ног»

 

Творчество Андрея Рублёва

 

Андрей Рублев родился в 1360-е гг., скончался в 1430 г. Учение Феофана Грека. Жизнь Рублёва была связана с Москвой и Подмосковьем. Первое упоминание о нём в летописях относится к 1405 г. Умер, будучи иноком Спасо-Андронникова монастыря в Москве. Считается, что похоронен в храме Спаса Преображения этого монастыря, но есть веские основания не доверять данной информации. Дело в том, что в послереволюционные годы, когда большевики намеревались снести храм, археолог объявил, что им в нём найдена доска с именем Рублёва, т.е. он там похоронен, и следовательно, храм является национальным достоянием и его сносить нельзя. Сама доска предъявлена так и не была, но храм был спасён.

Рублев яляется основоположником московской школы иконописи.

Самые ранние его работы – фрагмент фресок Успенской церкви на городке в Звенигороде и иллюстрации к Священному Писанию (вместе с Феофаном Греком оформил «Евангелие Хитрово»; название дано по фамилии владельца XVIII в.).

Миниатюры к евангелию работы Рублёва очень лаконичные, нечего не отнять не прибавить. В изображении ангела впервые появляется голубой цвет («рублёвский голубец»), который далее использовался им повсеместно. Цветовая гамма не яркая, а приглушённая, ближе к естественным цветам в природе. Лик и локоны ангела, найденные в миниатюре, далее используются им везде.

В 1405 г. совместно с Феофаном Греком расписывает Благовещенский храм московского кремля (не сохранившийся). Ему приписывается праздничный чин.

На рубеже XIV–XV вв. создаёт иконы для Успенского собора Звенигорода, известные под названием «три иконы звенигородского чина» - «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Были случайно найдены в 1918 г. в сарае у храма в крайне плачевном состоянии, отреставрированы и в настоящее время хранятся в Третьяковской галерее.

Рублёв. Апостол Павел.jpg

Рублёв. Архангел Михаил.jpg

Свои иконы Андрей Рублёв не подписывал, но по почерку их автор безусловно он. Его трактовка образов типична для русского понимания веры. В католической традиции распятый Христос изображался натуралистично и страшно, с вывернутыми руками, кровью, страданиями на лице, чем преследовалась назидательная цель – напомнить грешникам об ответственности за грехи. В православии нет изображения страданий, вместо них показывается идеал.

В иконописи Рублева линии не резкие, а плавные, музыкальные, гармоничные, как и цвета.

В 1408 г. Андрей Рублёв совместно с Даниилом Чёрным расписывает успенский собор во Владимире, построенный в XII в. по количеству сохранившихся фресок кисти Рублёва этот храм на первом месте.

Ему принадлежат следующие фрески:

1) сцена Страшного суда, расположенная при входе в храм – многофигурное изображение святых и ангелов с ликами, напоминающими первого ангела из «Евангелия Хитрово». Лики повёрнуты так, что вся группа смотрится единым целым в своём молчании или беззвучном общении.

2) Вознесение Христа;

3) «шествие праведных в Рай» - изображение апостолов во главе с апостолом Петром.

Также Рублёвым написаны иконы для иконостаса этого храма:

1) список иконы Богоматери Владимирской;

2) апостолы Пётр и Павел;

3) Сретение;

4) крещение Христа.

Также Андрей Рублёв – автор иконы «Троица», написанной для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в 1420-е гг., ныне хранящейся в Третьяковской галерее. Данная икона – собирательный образ красоты, любви, мира, актуальных в эпоху феодальной раздробленности и междоусобиц, которые наступили после освобождения от татаро-монгольского ига. Это то, чему учил Сергий Радонжский. Икона стояла над ракой с мощами Сергия Радонежского.

Композиция круговая, заданная позами и поворотами голов. Минимализм: трапезу символизирует всего одна чаша на столе.

Рублёв. Троица.jpg

«Воскресение Лазаря» - ещё одна знаменитая икона кисти Рублёва.

 

Дионисий и его школа

 

Через 100 лет после Рублёва в Москве появился ещё один великий иконописец – Дионисий. Родился во второй половине XV в. и умер вскоре после 15022 г. У него было много учеников, в т.ч. собственные сыновья, что позволяет говорить о школе Дионисия. В XVII в. на смену иконописцам-одиночкам приходят иконописные школы, стирающие индивидуальный почерк художников.

Дионисий был светским мастером, практически придворным художником, т.к. даже в религиозных изображениях воплощал идеи правителей России. Это было время Ивана III, который объединял русские земли вокруг Москвы. Его концепция – лидерство Москвы в православном мире, «Москва – третий Рим». В XV в. Византию захватили турки и она как главный центр православия погибла. У Московского царства появляется символика лидера – двуглавый орёл и др. Московия претендовала на внешнее и внутреннее признание себя наследницей Константинополя. В церкви стали появляться иконы предшественников Ивана III – князей владимиро-суздальских. Дионисий воплощал в живописи эти идеи.

Сам он происходил из великокняжеского рода. Первые работы выполнил в качестве мастера артели в 1470-е гг.: роспись храмов в подмосковных Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях. В 1481 г. Иван III посетил один из них и всю бригаду (с особым выделением заслуг Дионисия) пригласил для работы в московский кремль.

1480-е гг. – роспись и иконы Успенского храма. Фрески сохранились только фрагментами. Таков фрагмент фрески Похвальского придела «Поклонение волхвов» (сюжет, не популярный в России, зато популярный на Западе). Характерные особенности:

- вытянутые фигуры;

- плоскостное изображение;

- чистые цвета, заливающие поверхность, очерченную контуром.

Плоскостной характер изображения характерен для русских икон, однако у Дионисия он приобретает наиболее ярко выраженные, можно сказать, орнаментальные черты.

Иконы «Митрополит Пётр с житием» и «Митрполит Алексей с житием» похожи одна на другую, отличаясь только надписями. Это свидетельствует о рационалистическом подходе к иконописи, появлении художественных шаблонов. Цветовые пятна центральной фигуры перекликаются с пятнами на периферии, где в виде миниатюр представлены эпизоды жития (декоративный подход). Начиная с Дионисия, аскетично-духовное уходит из икон, исчезнув совершенно к XVII в. (Симон Ушаков).

Кроме того, кисти Дионисия принадлежат иконы для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область) и фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская область). В последнем фрески, выполненные в 1502 г., полностью сохранились до нашего времени. Дионисий, его сыновья и ученики расписали фресками не только внутренние, но и наружные стены (они посвящены Рождеству Богородицы). Что касается фресок внутри храма, их цветовые пятна скомпанованы, благодаря чему представляют в масштабах всего храма единое целое, приобретают оркестровое звучание. Сюжеты фресок: 25 сцен из Акафиста Богородицы (т.е. из биографии), 15 евангельских сцен, 7 сюжетов по мотивам Вселенских соборов (Византия, IV – VIII вв.), десятки, если не сотни, портретов святых.

Иконы Дионисия:

- «Митрополит Пётр»: написана для главного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; росписи на наружной стороне западной стены храма (над входом в храм) принадлежат кисти самого Дионисия; росписи внутри храма сделаны его учениками. В каждом из трёх люнетов написано по одной многофигурной сцене с сюжетами из акафиста Богородицы: Покров Богородицы, Собор Богородицы, О тебе радуется. На столбах и в арках – медальоны с изображениями святых, на сводах сюжеты из жизни Христа.

- «Поклонение волхвов» для Успенского собора московского кремля. Фрески работы Дионисия в этом соборе практически не сохранились, т.к. были сколоты при нанесении росписей последующими мастерами; эта фреска – одна из немногих уцелевших. Сюжет её не популярен на Руси, более характерен для Западной Европы. Мы видим характерные для Дионисия вытянутые фигуры, сложные оттенки разных цветов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.84.7.255 (0.078 с.)