Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура и монументальное искусство Новгорода XIV-XV вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В связи с татаро-монгольским нашествием в строительстве наступил упадок, с середины XIII в. почти ничего не возводится. Активное строительство возобновляется в 1340-е гг. Один из храмов этого периода – храм Спаса Преображения на Ковалеве поле (1345 г.). складывается особый тип новгородского храма: - средних размеров; одноглавый; - позакомарное покрытие; - приниженные абсиды; - четырёхстолпный; - отсутствуют хоры. В годы Великой Отечественной войны немцы разрушили храм, но сейчас он восстановлен. Фрески выполнены в южнорусском (балканском, поздневизантийском) стиле – много пластики, объёма, живописности. Храм Успения на Волотовом поле разрушен в годы Великой Отечественной войны. Сохранились копии его фресок. Они, в отличие от фресок храма Спаса Преображения, экспрессивны, линеарны. Храм Фёдора Стратилата на ручью начала 1360-х гг., фрески 1380-1390-х гг. выполнены в подражание Феофану Греку: коричневый фон и белые линии и пятна («пробелá»). Храм Спаса Преображения на Ильине улице 1374 г. Почти квадратный, вытянутый вверх, без пристроек, на фасаде каждой стены неповторяющийся рельеф в форме бровок и крестов, т.е. тех же элементов, которые используются в вышивках на новгородской одежде и рушниках. Только в этом храме сохранились фрески Феофана Грека. Храм Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.) сложен из типичного для новгородской архитектуры красноватого известняка, одноглавый, одноабсидный. Церковь Власия (1407 г.). Фрески практически не сохранились. В XV в. усилилось давление Москвы на Новгород. Во главе новгородской церкви в то время стоял игумен Евфимий, противившийся москвичам. Для возведения построек на территории новгородского кремля вместо москвичей он вызвал немцев, которыми была построена грановитая палата. В её центре широкий столп с расходящимися нервюрами (т.к. мастера в ту пору не умели делать широкие перекрытия, помещения были тёмными, перегруженными столпами). При Евфимии же на территории кремля построены часозвонье, звонница, храм Сергия Радонежского. Сохранилась часть фресок этого храма, выполненных в иконописной манере, т.е. с изображением мелких деталей. Иван Грозный присоединяет Новгород, и москвичи перестраивают на свой лад новгородский кремль (завершения стен «ласточкин хвост», четырёхугольные башни).
Новгородская школа иконописи
Икон писалось больше чем фресок, но их меньше сохранилось из-за недолговечности материала. Иконопись продолжала византийскую традицию, оттуда же был перенят канон. Самые старинные киевские иконы – это привезённые из Византии, работы VI в. В России наиболее старыми являются византийские иконы XI в. Хотя в обоих случаях иконы были написаны вне России, в искусствоведении они считаются русскими, поскольку издавна находятся в нашей стране, положив начало местной иконописной традиции. В течение 200-300 лет после принятия православия большинство икон были привозными из Византии (XI, XII, часть XIII в.). В XIII в. в разных регионах постепенно формируются самобытные иконописные школы. Исходными образцами для копирования (изготовления списков) служили византийские иконы, затем делали списки со списков, постепенно отходя от оригинала, вплоть до смены цветовой гаммы и композиции. На этом основании византийские иконы, привезённые в то или иное княжество, отнесены искусствоведами к началу соответствующих школ. Новгородская школа иконописи – яркое явление в древнерусском искусстве. Художественный уровень её был сравнительно высок (по сравнению с Псковом). Наиболее ранние иконы – византийского происхождения: - «Апостолы Петр и Павел» (XI в.) – больших размеров, отреставрирована 3 г. назад, хранится в Новгороде; - «Святой Георгий» (начало XII в.), хранится в Успенском соборе Московского кремля; не привычное конное, а поясное фронтальное изображение молодого воина с мечом и копьём в руках, т.е. символами защиты (меч) и страданий Христа (копьё); - «Знамение»; хранится в Софийском соборе Новгорода; - «Спас Нерукотворный» (XII в.); хранится в Третьяковкой галерее; по учению церкви, шедшему на Голгофу Христу женщина из толпы протянула плат, и на нём отпечаталось изображение; лик суров, лаконичен, симметричен, изображался на хоругвях войска; - «Устюжское Благовещение» (XII в.), Третьяковская галерея; тяжеловесные, мощные, реалистичные фигуры с попыткой передать объём пластикой и светотенью, что характерно для ранневизантийской школы; название связано с г. Великий Устюг, входившим в состав Новгородской боярской вечевой республики; - «Облачное Успение» (конец XII – начало XIII в.); на золотом фоне маленькие облака, на них святые, прилетевшие поклониться Богородице; единственная в своём роде икона Успения, отходящая от канона. В XIII в. в русских княжествах появляются любимые святые, прежде всего Святой Николай Угодник. Пишутся их иконы. - «Николай со святыми» (начало XIII в., Третьяковская галерея); византийская живописно-пластическая трактовка объёмов; - «Святой Николай» (середина XIII в., Русский музей); постепенно формируется местная традиция иконописи, и эта икона позволяет наблюдать эволюцию: появляются линеарность, абстрактность, обводка, плоскостной характер, уход от объёмов и пластики; линия на первом месте. Это коренится в характере русског человека, стремящегося уйти в мир духовный как альтернативу миру материальному. Это отличает православную школу от западнохристианской, стремящейся показать Христа наиболее реалистично. Русский авангард начала XX в., таким образом, имеет глубокие культурные корни. - «Никола Липинский» (1294 г., Новгородский музей); иконы начинают подписывать только с XV в., но эта подписана в порядке исключения, очевидно, по желанию заказчика; указана дата написания, мастер Алексий Петров, Ф.И.О. заказчика, и какому храму предназначается. Икона полностью плоская, линия превращается в декоративный орнамент. В XIII в. в Новгороде появляются новаторские иконы, так называемые «краснофонные». Вместо золотого фона появляется красный цвет, что было отходом от канона: - «Еван, Георгий и Власий» - наиболее старая из сохранившихся краснофонных икон; - «Чудо Георгия о змие» (XIV в., русский музей); вокруг центрального изображения несколько клейм с сюжетами жизни СвятогоГеоргия; - «Святой Фома»; - «Пророк Илия»; - «Молящиеся новгородцы» (XV в.); - «Битва новгородцев с суздальцами» (две иконы, одна первой половины XV в., другая конца XV –начала XVI в.); представляет собой предшественницу исторической живописи. Т.к., в отличие от Европы, на Руси не было светской живописи, историческое событие могло быть изображено только на иконе. Также на этой иконе изображена икона «Знамение»; - «Борис и Глеб» - первые русские святые; было принято изображать их в полный рост или на конях.
Творчество Феофана Грека
Феофан Грек – первый крупный мастер-иконописец на Руси. Имя упоминается в московских летописях в 1395, 1399, 1405 гг. Судя по всему, родился в середине XIV в., умер после 1405 г. В летописях восхваляются его мудрость, серьёзный подход к работе. Был приезжим из Византии. Работал в Константинополе, где был замечен новгородцами. Расписал около 40 храмов в Москве и Новгороде. Фрески его работы сохранились в храме Спаса Преображения на Ильине улице, но не полным ансамблем, а фрагментами в барабане, куполе, абсиде, на верхнем ярусе стен. Живописная манера характеризуется философско-религиозным подходом. Был последователем исихастов – философско-религиозного учения, призывавшего вернуться к истокам христианства. Исихасты утверждали, что главное – духовный мир. Феофан Грек передаёт эту идею через свечение фигур. Работы контрастные, почто монохромные, всегда сочетают 2-3 цвета, один из которых коричневый. На коричневом фоне белые штрихи (пробелá), создающие объём и делающие изображение внутренне напряжённым, экспрессивным. Феофану Греку явно помогали 2-3 человека (бригада), т.к. изображения чуть отличаются. В выборе персонажей много нехарактерных фигур, в частности, основоположников христианства Василия Великого, Иоанна Златоуста, изображённых держащими в руках книги. Знаменитая фреска – «Троица». Иконы: - «Богоматерь Донская» (1392 г., Третьяковская галарея) – двусторонняя, на обратной стороне изображено Успение. Не подписана, но по манере письма приписывается Феофану Греку. Называется Донская, т.к., по легенде, её брал на битву Дмитрий Донской. В действительности это неверно, т.к. битва случилась раньше (в 1380 г.), чем икона была написана. Тип «Умиление». - «Преображение» (конец XIV в., Третьяковская галерея) – разновременные портреты, иллюстрирующие различные этапы события и размещённые на одной плоскости. В 1405 г. Феофан Грек в качестве руководителя бригады занимался росписью стен и написанием икон иконостаса Благовещенского собора московского кремля. Фрески не сохранились из-за перестройки храма несколькими десятилетиями спустя. Сохранившийся Деисусный чин по манере письма приписывают Феофану Греку. Андрей Рублёв был учеником Феофана Грека и трудился в той же бригаде. Кроме того, Фоефан Грек занимался созданием иллюстраций к Священному Писанию.
Псковская школа иконописи
Псков и Новгород – города-соседи, но Псков – младший брат. Более прогрессивной и передовой была манера у новгородских художников, более отсталая – у псковичей. Сохранилось очень мало древних псковских икон. Период расцвета псковской иконописи – XV-XVI вв. Основной блок икон хранится в псковском музее-заповеднике. Как явление художественной жизни Древней Руси иконы псковской школы менее заметны, чем новгородская живопись, и как самобытная часть древнерусского искусства выделены сравнительно недавно. Особенности живописной манеры: - напряжённые драматичные образы, иногда близкие к экспрессивным (связано с пограничным статусом псоквского княжества, частыми войнами); - специфика местных почвенных пигментов обусловила тёмную цветовую гамму: тёмно-коричневый, тёмно-зелёный, синий цвета; - тёмно-коричневые лики; - нижняя часть глазниц в виде треугольников; - овальные вытянутые лица, выгнутый нос; - особо почитались местные святые: святая Ульяна и другие. Общее впечатление об иконах таково, что их писал дилетант или непрофессионал. Но т.к. школа включает несколько сот работ, можно говорить о ней именно как школе, а не как о манере конкретного художника. Псковские иконы: «Пророк Илия в денех» (с деяниями) – конец XIII в. Цветовая гамма характерна для псковской школы: оттенки коричневого и зеленоватый, кажущийся грязным. Камерное и непосредственное изложение сюжета: пророк сидит среди гор, правой рукой убирает волосы от уха, чтоб лучше слышать Глас Божий. Мастера не обращают внимания на диспропорции, отсутствие гармонии, невыдержанность цветовой гаммы. «Иисус Христос» – конец XIII–начало XIV в. «Сошествие во ад» – XIV в. «Архангел Гавриил» – XIV или XV в. Лик деформирован, преобладают коричневые и грязно-зелёные светотени, свободное обращение с каноном (объёмность), появление характерного признака псковских икон – изображения нижних век в виде треугольника вершиной вниз. «Святая Ульяна» – местночтимая святая, XIV в. «Святая Варвара» – местночтимая святая, XIV в. «Святой Георгий» – XVI в. «Оплакивание Христа» – непосредственность, у жён-мироносиц (второй и третьей слева) головные уборы в виде кики, т.е. в икону привнесены детали реальной жизни. «Огненное вознесение пророка Илии» – XVI в. Большинство сохранившихся икон относится к XVI–XVII вв. Наиболее известные иконы XV–XVII вв.: «Сретение» «Преображение» «Распятие» «Рождество» «Воскрешение Лазаря» «Омовение ног»
Творчество Андрея Рублёва
Андрей Рублев родился в 1360-е гг., скончался в 1430 г. Учение Феофана Грека. Жизнь Рублёва была связана с Москвой и Подмосковьем. Первое упоминание о нём в летописях относится к 1405 г. Умер, будучи иноком Спасо-Андронникова монастыря в Москве. Считается, что похоронен в храме Спаса Преображения этого монастыря, но есть веские основания не доверять данной информации. Дело в том, что в послереволюционные годы, когда большевики намеревались снести храм, археолог объявил, что им в нём найдена доска с именем Рублёва, т.е. он там похоронен, и следовательно, храм является национальным достоянием и его сносить нельзя. Сама доска предъявлена так и не была, но храм был спасён. Рублев яляется основоположником московской школы иконописи. Самые ранние его работы – фрагмент фресок Успенской церкви на городке в Звенигороде и иллюстрации к Священному Писанию (вместе с Феофаном Греком оформил «Евангелие Хитрово»; название дано по фамилии владельца XVIII в.). Миниатюры к евангелию работы Рублёва очень лаконичные, нечего не отнять не прибавить. В изображении ангела впервые появляется голубой цвет («рублёвский голубец»), который далее использовался им повсеместно. Цветовая гамма не яркая, а приглушённая, ближе к естественным цветам в природе. Лик и локоны ангела, найденные в миниатюре, далее используются им везде. В 1405 г. совместно с Феофаном Греком расписывает Благовещенский храм московского кремля (не сохранившийся). Ему приписывается праздничный чин. На рубеже XIV–XV вв. создаёт иконы для Успенского собора Звенигорода, известные под названием «три иконы звенигородского чина» - «Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Были случайно найдены в 1918 г. в сарае у храма в крайне плачевном состоянии, отреставрированы и в настоящее время хранятся в Третьяковской галерее. Рублёв. Апостол Павел.jpg Рублёв. Архангел Михаил.jpg Свои иконы Андрей Рублёв не подписывал, но по почерку их автор безусловно он. Его трактовка образов типична для русского понимания веры. В католической традиции распятый Христос изображался натуралистично и страшно, с вывернутыми руками, кровью, страданиями на лице, чем преследовалась назидательная цель – напомнить грешникам об ответственности за грехи. В православии нет изображения страданий, вместо них показывается идеал. В иконописи Рублева линии не резкие, а плавные, музыкальные, гармоничные, как и цвета. В 1408 г. Андрей Рублёв совместно с Даниилом Чёрным расписывает успенский собор во Владимире, построенный в XII в. по количеству сохранившихся фресок кисти Рублёва этот храм на первом месте. Ему принадлежат следующие фрески: 1) сцена Страшного суда, расположенная при входе в храм – многофигурное изображение святых и ангелов с ликами, напоминающими первого ангела из «Евангелия Хитрово». Лики повёрнуты так, что вся группа смотрится единым целым в своём молчании или беззвучном общении. 2) Вознесение Христа; 3) «шествие праведных в Рай» - изображение апостолов во главе с апостолом Петром. Также Рублёвым написаны иконы для иконостаса этого храма: 1) список иконы Богоматери Владимирской; 2) апостолы Пётр и Павел; 3) Сретение; 4) крещение Христа. Также Андрей Рублёв – автор иконы «Троица», написанной для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в 1420-е гг., ныне хранящейся в Третьяковской галерее. Данная икона – собирательный образ красоты, любви, мира, актуальных в эпоху феодальной раздробленности и междоусобиц, которые наступили после освобождения от татаро-монгольского ига. Это то, чему учил Сергий Радонжский. Икона стояла над ракой с мощами Сергия Радонежского. Композиция круговая, заданная позами и поворотами голов. Минимализм: трапезу символизирует всего одна чаша на столе. Рублёв. Троица.jpg «Воскресение Лазаря» - ещё одна знаменитая икона кисти Рублёва.
Дионисий и его школа
Через 100 лет после Рублёва в Москве появился ещё один великий иконописец – Дионисий. Родился во второй половине XV в. и умер вскоре после 15022 г. У него было много учеников, в т.ч. собственные сыновья, что позволяет говорить о школе Дионисия. В XVII в. на смену иконописцам-одиночкам приходят иконописные школы, стирающие индивидуальный почерк художников. Дионисий был светским мастером, практически придворным художником, т.к. даже в религиозных изображениях воплощал идеи правителей России. Это было время Ивана III, который объединял русские земли вокруг Москвы. Его концепция – лидерство Москвы в православном мире, «Москва – третий Рим». В XV в. Византию захватили турки и она как главный центр православия погибла. У Московского царства появляется символика лидера – двуглавый орёл и др. Московия претендовала на внешнее и внутреннее признание себя наследницей Константинополя. В церкви стали появляться иконы предшественников Ивана III – князей владимиро-суздальских. Дионисий воплощал в живописи эти идеи. Сам он происходил из великокняжеского рода. Первые работы выполнил в качестве мастера артели в 1470-е гг.: роспись храмов в подмосковных Иосифо-Волоколамском и Пафнутьево-Боровском монастырях. В 1481 г. Иван III посетил один из них и всю бригаду (с особым выделением заслуг Дионисия) пригласил для работы в московский кремль. 1480-е гг. – роспись и иконы Успенского храма. Фрески сохранились только фрагментами. Таков фрагмент фрески Похвальского придела «Поклонение волхвов» (сюжет, не популярный в России, зато популярный на Западе). Характерные особенности: - вытянутые фигуры; - плоскостное изображение; - чистые цвета, заливающие поверхность, очерченную контуром. Плоскостной характер изображения характерен для русских икон, однако у Дионисия он приобретает наиболее ярко выраженные, можно сказать, орнаментальные черты. Иконы «Митрополит Пётр с житием» и «Митрполит Алексей с житием» похожи одна на другую, отличаясь только надписями. Это свидетельствует о рационалистическом подходе к иконописи, появлении художественных шаблонов. Цветовые пятна центральной фигуры перекликаются с пятнами на периферии, где в виде миниатюр представлены эпизоды жития (декоративный подход). Начиная с Дионисия, аскетично-духовное уходит из икон, исчезнув совершенно к XVII в. (Симон Ушаков). Кроме того, кисти Дионисия принадлежат иконы для Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область) и фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская область). В последнем фрески, выполненные в 1502 г., полностью сохранились до нашего времени. Дионисий, его сыновья и ученики расписали фресками не только внутренние, но и наружные стены (они посвящены Рождеству Богородицы). Что касается фресок внутри храма, их цветовые пятна скомпанованы, благодаря чему представляют в масштабах всего храма единое целое, приобретают оркестровое звучание. Сюжеты фресок: 25 сцен из Акафиста Богородицы (т.е. из биографии), 15 евангельских сцен, 7 сюжетов по мотивам Вселенских соборов (Византия, IV – VIII вв.), десятки, если не сотни, портретов святых. Иконы Дионисия: - «Митрополит Пётр»: написана для главного храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря; росписи на наружной стороне западной стены храма (над входом в храм) принадлежат кисти самого Дионисия; росписи внутри храма сделаны его учениками. В каждом из трёх люнетов написано по одной многофигурной сцене с сюжетами из акафиста Богородицы: Покров Богородицы, Собор Богородицы, О тебе радуется. На столбах и в арках – медальоны с изображениями святых, на сводах сюжеты из жизни Христа. - «Поклонение волхвов» для Успенского собора московского кремля. Фрески работы Дионисия в этом соборе практически не сохранились, т.к. были сколоты при нанесении росписей последующими мастерами; эта фреска – одна из немногих уцелевших. Сюжет её не популярен на Руси, более характерен для Западной Европы. Мы видим характерные для Дионисия вытянутые фигуры, сложные оттенки разных цветов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.134.65 (0.013 с.) |